Целевые ориентиры развития ребенка
Светлана Барсегян
Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования–социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка
Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования – социальные и психологические характеристики
возможных достижений ребёнка-дошкольника
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,работа в детском саду по воспитанию детей строится прежде всего на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогов и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Эти целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
Напомним вам специфику дошкольного детства:
Специфика дошкольного детства –
гибкость,
пластичность развития ребенка,
высокий разброс вариантов его развития,
его непосредственность и непроизвольность.
И особенность дошкольного образования (напомним) – это прежде всего — необязательность уровня дошкольного образования в РФ, а также отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат.
Все это делает неправомерным требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольноговоспитания определила следующие:
1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и пси-хического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.
2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, направленную на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей.
3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка.
4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на раз-витие способностей ребенка.
Задача дошкольного образования — развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показатель эффективности образования — не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.
5. Воспитание основ базиса личностной культуры. Ориентация на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально — оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
Остановимся подробнее на целевых ориентирах дошкольного возраста. (целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте в контексте нашей встречи рассматривать не будем).
Итак, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образованияпредставлены на слайде:
— ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
— ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
— ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
— у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.
— ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело
— ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
— ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Немного о педагогической диагностике.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми;
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности;
• проектной деятельности;
• художественной деятельности;
• Физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенности его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Конкретно в нашем детском саду применяются карты индивидуального развития, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС.
Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования.
В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.
Все эти качества представлены на слайде.
Пути достижения данного социального портрета выпускника.
— создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
— использование новых современных инновационных образовательных технологий;
— оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.
Источник
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Эти целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
Напомним вам специфику дошкольного детства:
Специфика дошкольного детства –
гибкость,
пластичность развития ребенка,
высокий разброс вариантов его развития,
его непосредственность и непроизвольность.
И особенность дошкольного образования (напомним) – это прежде всего — необязательность уровня дошкольного образования в РФ, а также отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат.
Все это делает неправомерным требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Остановимся подробнее на целевых ориентирах дошкольного возраста. (целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте в контексте нашей встречи рассматривать не будем).
Итак, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
2.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
4.Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
6.Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
7.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В нашем детском саду применяются карты индивидуального развития, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС.
Перед выпуском в школу составляются итоговые таблицы детского развития на каждого ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования | Сформирован | Находится в стадии формирования | Не сформирован |
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; | + | ||
2.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; | + | ||
3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; | + | ||
4.Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; | + | ||
5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; | + | ||
6.Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; | + | ||
7.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | + |
Составляется сводная таблица детского развития.
МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
Группа Подготовительная к школе №6
Дата проведения мониторинга 15 — 31 мая 2016 года. Обследовано 12детей — 100 %
№ | Имя, фамилия ребенка | Уровень развития согласно целевым ориентирам | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Итого | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 |
— сформирован
— находится в стадии формирования
— не сформирован
Уровень развития согласно целевым ориентирам. | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Итоговый результат | |
Сформирован, % | 6ч – 50% | 5ч -41% | 4ч – 34% | 4ч – 34% | 5ч – 42% | 4ч – 34% | 4ч – 34% | 4ч – 34% |
Находится в стадии формирования, % | 4ч – 34% | 4ч – 34% | 7ч – 58% | 5ч – 41% | 6ч – 50% | 6ч-50% | 5ч – 41% | 6ч – 50% |
Не сформирован, % | 2ч – 16% | 3ч – 25% | 1ч – 8% | 3ч – 25% | 1ч -8% | 2ч – 16% | 3ч – 25% | 2ч – 16% |
Итого, по итогам мониторинга на конец учебного 2016 – 2017 уч. года уровень развития согласно целевым ориентирам сформирован у 4-х детей (34%), находится в стадии формирования у 6-ти детей (50%), не сформирован у двух детей (16%).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми;
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности;
• проектной деятельности;
• художественной деятельности;
• Физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенности его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования. В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.
Социальные и психологические характеристики личности ребенка
на этапе завершения дошкольного образования.
1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
2. Способность выбирать себе род занятий.
3. Уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим.
4. Обладание чувством собственного достоинства.
5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
6. Проявление в различных видах деятельности воображения. Фантазии, творчества.
7. Подчинение разным правилам и социальным нормам.
8. Проявление творческих способностей.
9. Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики).
10. Способность к волевым усилиям.
11. Проявление любознательности.
12. Склонность к наблюдению, экспериментированию.
13. Способность к принятию собственных решений.
Пути достижения данного социального портрета выпускника.
— создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
— использование новых современных инновационных образовательных технологий;
— оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.
В конце учебного года воспитателями подготовительной к школе группы , педагогом –психологом , учителем — логопедом проводится диагностическое обследование воспитанников.
Цель мониторинга – определить уровень готовности воспитанников к школе.
Сбор информации основан на использовании следующих методик:
- систематические наблюдения за деятельностью воспитанников
- организация специальной игровой деятельности
- получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации
- анализ продуктов детской деятельности
- анализ процесса деятельности
- индивидуальная беседа
- тестирование детей
Форма организации мониторинга – диагностическая карта.
Педагогом – психологом проводилась диагностика по критериям: психические процессы (развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, речи); личностные качества (самооценка, воля, темперамент); общение (умение общаться со сверстниками, взрослыми, статус в группе).
Воспитателями проводилась диагностика по образовательным областям:
- Физическое развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Познавательное развитие;
Проведено 2 мониторинга:
— мониторинг образовательного процесса;
— мониторинг детского развития;
Источник