Цель педагогической деятельности развитие личности ребенка
Современная педагогическая литература отвечает на вопрос, что такое педагогическая деятельность в качестве особого вида общественно-полезной деятельности людей, которая заключается в сознательной подготовке подрастающего поколения к жизни, реализующая экономические, политические, нравственные, эстетические цели.
Педагогическая деятельность имеет древние исторические корни, накапливает многовековой опыт поколений. Учитель является связующим звеном между поколениями, носителем человеческого, общественного, исторического опыта, во многом обуславливает общественно-культурную целостность народа, цивилизации и в целом преемственность поколений.
Задачи педагогической деятельности
Задачи педагогической деятельности, проходя изменения, охватывали сферу образования, воспитания, обучения. Сама педагогическая деятельность всегда обладала высокой социальной значимостью, по словам передовых мыслителей.
Она характеризовалась важной особенностью: использование методик допускалось всеми людьми в качестве выполнения различных ролей (родителей, родственников, руководителей). В данном случае подразумевалась непрофессиональная педагогическая деятельность.
Профессиональная же осуществляется учителями, имеющими специальное профессионально-педагогическое образование. Такая деятельность может быть реализована в специальных педагогических системах и являться основным источником существования, за который предоставляется заработная плата.
Основные компоненты и содержание педагогической деятельности
Педагогическая деятельность включает в себя основополагающие компоненты, которые важны и представляют собой динамические взаимосвязи:
- получение знаний (проведение исследований, экспертиз и так далее);
- передача имеющихся знаний в течение образовательно-воспитательного процесса;
- распространение знаний (издание учебников, написание научных статей);
- воспитание учащихся;
- формирование и развитие личности детей.
Профессия педагога заключается в том, что учителю надлежит использовать специальные предметные знания вместе с разнонаправленными взаимоотношениями с людьми. Существуют требования двойной подготовки такого специалиста – наличие предметных знаний, необходимость в психолого-педагогической подготовке.
Особенность профессии представляется в ее гуманистической, коллективной и творческой направленности.
Наличие трех характеров педагогической деятельности обусловлено ее специфичностью.
- Гуманистический характер ориентирован на воспитание человека, формирующийся и развивающийся как личность, происходит осваивание достижений человечества, что способствует продолжению человеческого рода, происходит непрерывная преемственность поколений.
- Коллективный характер подразумевает воздействие на обучаемого не только педагогом, но и всем педагогическим коллективом, с помощью других источников, включающих обеспечение группового, коллективного воздействия.
- Творческий характер – это важная особенность, отражающаяся в степени использования педагогом своих возможностей для достижения поставленных целей.
Формирование творческого потенциала личности педагога определено накопленным социальным опытом, психолого-педагогическими знаниями, идеями, умениями и навыками, которые позволяют найти и использовать наиболее приемлемое решение, метод.
Деятельность учителя трудная, уникальная, неповторимая, представленная системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение определенных задач в обусловленный срок с соблюдением принципов и правил.
Цели педагогической деятельности
Педагогическая деятельность основывается на осознании цели, которая задает импульс деятельности. Цель определяется как результат проведенной работы. Считается, что именно с ее помощью педагог и учащиеся должны суметь предвидеть свои итоги в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.
Определение задачи педагогической деятельности имеет большое теоретическое и практическое значение, которое предопределяется в:
- Четкой постановке целей, влияющих на разработку педагогических теорий. Ее наличие влияет на понимание определения предпочтения формирования человеческих качеств, отражается на сущности педагогического процесса.
- Формулировке целей таким образом, чтобы это влияло на осуществление практической деятельности учителя. Проектирование личности – основное профессиональное качество, требующее знаний и определенного характера для ее формирования.
Цели педагогической деятельности основываются на идейных и ценностных установках общества, что способно породить традиционные подходы к образованию и воспитания, ориентированные на эффективность обучения, максимальное использование новых поколений в интересах государства.
Современное общество постоянно совершенствует производство, повышает технический уровень, что в дальнейшем влияет на предъявление высоких требований к уровню подготовленности подрастающего поколения. Информатизация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамичных процессов в социальной сфере жизни приводит общество к формулированию цели деятельности, главным аспектом которой является разносторонняя и гармонично развитая личность.
В понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности» вносится необходимость обеспечения умственного, физического, духовно-нравственного развития, выявления склонностей, задатков, развития способностей, приобщения к современным научным достижениям, воспитания гуманизма, патриотизма, коллективизма.
Вывод 1
Главная цель педагогической деятельности в современных условиях – формирование разносторонне развитой личности, которая будет способна реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и общественных, государственных.
Современная педагогическая наука считает основными видами своей деятельности преподавание и воспитание.
Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды, управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности. Преподавание направлено на обеспечение познавательного интереса и взаимодействия детей. Педагогические деятельность разделяется условно на виды, так как в процессе решаются воспитательные, развивающие и образовательные задачи. Это позволяет досконально раскрыть понятие «обучения и воспитания».
Чтобы глубже понять и осознать сущность обучения и воспитания, процессы рассматриваются отдельно. Реальная практика включает в себя полное слияние «воспитывающего обучения» и «обучающего воспитания».
Педагогическая деятельность изучает предмет, называемый организацией учебной деятельности, направленной на освоение предметного социокультурного опыта в качестве основы и условия развития.
Средства педагогической деятельности
Основными средствами педагогической деятельности являются:
- научные знания, способствующие формированию терминологического аппарата учащихся;
- носители информации – учебная литература или воспроизводимые знания;
- вспомогательные — технические компьютерные и другие.
Передача опыта осуществляется посредством объяснения, демонстрации, практической деятельности учащихся и так далее.
Определение 1
Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт обучаемого, учитывая совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Оценка производится на итоговых аттестациях и проверках знаний в виде экзамена, зачета. Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражается в интеллектуальном и личностном совершенствовании, формирование их как личности и субъектов учебного процесса.
Была рассмотрена специфика педагогической деятельности. Она основывается на наличии специальных профессиональных знаний, гуманистичности, коллективности, творческого подхода. Основная цель – формирование личности, развитой разностороннее и гармонично. Во время своей деятельности педагог применяет преподавание, воспитание, связанные между собой. Научные знания, носители информации, вспомогательные средства рассматриваются как средства педагогической деятельности.
Источник
Виктория Мельникова
Ребёнок и педагог. Формирование личности
Ребёнок и педагог. Формирование личности.
Личность учителя все больше отходит на второй план в современном образовательном процессе, а технологические приспособления все больше проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе в процесс обучения и воспитания. В то же время непосредственное воздействие учителя на формирующееся мировоззрение ребенка – один из основных факторов развития личности.
В истории человеческого общества можно выделить известных философов, государственных деятелей, полководцев, ученых, наставниками которых были выдающиеся личности.Подтверждением этой мысли служит плеяда древнегреческих мыслителей: Сократ – Платон – Аристотель. Платон считал себя учеником Сократа, он записал его основные идеи и теории, Аристотель является учеником Платона, создавшим не менее глубокие и значимые философские трактаты, чем его учитель. Сам же Аристотель является наставником прославленного полководца Александра Македонского. Не случайно дальновидные правители выбирали в учителя своим наследникам ярких и талантливых людей, понимая, что учитель в жизни человека играет важную роль не только при формировании системы знаний, отношений к миру, но и в личностном становлении.
Постоянно развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Учение не рассматривается как прямая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. А потому задача педагога – создавать условия для формирования и развития в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям общества, инновационной экономики. Создавать условия для обучения учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, способность объединять элементы знаний в нужные комбинации, а затем новое знание. Создавать постоянную мотивацию к учению, умение общаться. Формировать чувство ответственности и личной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию.
Учитель должен обладать профессиональными качествами, быть компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учеников. Учитель должен ставить перед собой задачи формирования и воспитания личности по качествам, соответствующим требованиям современного общества, должен осознавать, что каждый ребенок – это индивидуальность и помогать ему в его развитии. Для эффективного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы. Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои суждения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеждениях.
Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Учитель должен способствовать формированию у учащихся потребности развития своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических возможностей.
Учитель должен учить быть успешным в современном развивающемся обществе, чтобы развивать духовно-нравственные качества детей, способствовать их саморазвитию и самосовершенствованию. Учителю надо начать с себя и не бояться трудностей, перестроить свое мышление, овладеть деятельностным подходом в обучении школьников. Педагог, организующий социальное становление личности в современном обществе, должен обладать рядом профессионально-личностных качеств: активной гражданской позицией, ответственностью, умением вести диалог и уважать позицию учащегося. Педагог должен быть специалистом-профессионалом в своей образовательной области, но не замкнутым лишь на своей программе, а имеющим направленность на выполнение социально-педагогических, социально-воспитательных функций.
Роль учителя в прогрессивном развивающемся мире значима тем, что он воспитывает подрастающую молодежь, формирует поколение, которое должно продолжить дело старших, но уже на более высоком, культурном уровне развития общества. Сферой педагогической деятельности является образование, обучение и воспитание. Несомненно, можно утверждать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Именно поэтому во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в формировании личности ребенка.
Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог развивает ребёнка, как личность.
Что же такое личность?
Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
Ведь развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для младших школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности —учебы.
Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Главная цель педагога – это создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам. Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма, компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям. Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения.
Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей превзойти их.
Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки в ребёнке, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей.
Каковы же основные пути и способы работы с детьми?
• Во-первых, поскольку деформациив развитии есть в следствие комплекса причин:
-отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий.
-неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.
-асоциального окружения.
Общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его всего плохого.
• Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность.
Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.
• В-третьих, основным должна быть правильная организация жизни и деятельности ребёнка.
Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.
• В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками.
Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.
•
В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.
Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.
Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.
Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. Важно выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого учащегося.
Педагог – человек преданный своему делу, своим ученикам. Педагоги должны помочь выявить лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы он получал радость от полученных знаний, учить быть хорошим человеком и истинным гражданином своей страны.
Роль педагога существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности. В современной школе учитель больше не лектор, повторяющий одно и то же из года в год, а наставник. Целеустремленность, гражданственность, компетентность, педагогическое творчество, искренний интерес по-прежнему слагаемые успеха педагога.
Источник