Брошюра по развитию ребенка
к которой относятся похлопывание, потряхивание и т. д.
Пример пальчиковой гимнастики-вибрации в песочнице:
Раскатились по дорожке разноцветные горошки.
Птички весело клюют, нам горошка не дают (похлопываем пальцами по песку – «дождик»).
Педагог поясняет, что на песке появились точки, они похожи на капельки дождя.
Капельки-дождинки упали на травинки.
Кап-кап капельки, кап-кап маленьки (похлопываем пальцами по песку – «дождик»).
На ладошки дети ловят капли эти.
Кап-кап капельки, кап-кап маленьки (педагог похлопывает пальцами по ладоням ребенка, которые лежат на песке).
Солнечные зайчики у меня в ладошке (похлопываем ладонями по песку).
Поиграю пальцами, покружу немножко (круговыми движениями растираем песок ладонями с сомкнутыми пальцами).
Много мы сейчас играли, наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
И играть опять начнем (ладони лежат на песке).
Как сожму я кулачок,
Да поставлю на бочок (ладони лежат на песке, сжимаем кулачки, ставим на ребро)
Кулачками постучу, быстро двигаться хочу.
Раз — кулак, два — кулак.
Я умею быстро так (похлопываем кулачками по песку, ускоряя темп).
Поиграли – отдохните!
Ваши пальчики встряхните (потряхиваем ладонями).
Комплексное коррекционно-развивающее занятие с использованием элементов песочной терапии, направленное, с одной стороны, на профилактику развития вторичных осложнений, с другой – на оптимизацию двигательной активности ребенка раннего возраста может выглядеть следующим образом:
— чувства на ладошке
Солнышко яркое в небе сияло,
Лучами своими всех согревало (поглаживаем песок ладонями с разомкнутыми пальцами).
Тучки по небу быстро бежали,
Лучики в тучках надолго застряли (нащупываем в песке игрушки-миниатюры: камешки-марблс).
Но появился ветер могучий
И разогнал все мрачные тучи (поглаживаем песок ладонями, собираем камешки).
— отпечатки
Скачут две лягушки – зеленные квакушки.
Комаров они поели, прогуляться захотели.
Шлеп-шлеп ножками, хлоп-хлоп ладошками (хлопаем ладонями с сомкнутыми / разомкнутыми пальцами по песку).
— прятки
Бежит лиса по мостику, метет перила хвостиком.
А навстречу зайчики – маленькие пальчики:
«Ой, боимся мы лису! Быстро спрячемся в лесу!» (растираем в разных направлениях и углубляем ладони в песок).
— пересыпание
Роет норку хитрый крот. Он копает огород.
Роет здесь и роет там. В середине, по бокам (набираем песок ладонями и пересыпаем из одного места в другое).
— рисование (рисуем линии, соответствующие тексту стихотворения).
1,2,3,4,5: буду пальцем рисовать.
Нарисую солнца круг,
Ну, и лучики вокруг.
Солнце лучики роняет
И дорожку согревает.
На солнышке травинки,
Выпрямляют спинки.
Вариантов проведения пальчиковых игр значительное множество и ограничивается только фантазией заинтересованного в результате специалиста. Безусловно, в этом виде деятельности есть свои традиционные и не традиционные формы подачи материала и приемы работы, но каждый специалист привносит свою уникальную лепту, что помогает поддерживать индивидуальный интерес каждого ребенка.
В настоящее время существует множество программ, содержащих различные задания и упражнения с использованием песка как сухого, так и мокрого (кинетического). Но все они объединены единой целью: не менять ребенка, а дать ему возможность быть собой.
Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
«КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО,
МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
305000, г. Курск, ул. Кирова, д. 7; тел.: (4712) 51-14-75,
305048, г. Курск, пр. Дружбы, д. 5, тел.: (4712) 57-20-85
https://www.pmc-kursk.ru
Составитель:
Ефремова Н.А., учитель-дефектолог
Курск 2019
«Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию
и активизирует возможности самоисцеления,
заложенные в человеческой психике»
К.Г. Юнг
На сегодняшний день существует множество методик, техник, методов и приемов, в том числе инновационных, позволяющих педагогам оказать адресную помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, где психокоррекционная работа играет важнейшую роль.
Песочная терапия – вид арт-педагогики, который включает в себя систему упражнений и игр с песком. Этому методу уже более ста лет, но его применение в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития и по сей день не теряет своей актуальности.
Одним из лучших способов формирования навыков у ребенка является игра, которая стимулирует его активное двигательное и психоречевое развитие.
Пальчиковые игры, организованные с речевым сопровождением, превращаются в маленькие, но познавательные сюжеты. У ребенка, не имеющего возможности активно говорить, руки становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он обозначает образы и сюжеты. Поэтому эффективность пальчиковых игр отмечают как специалисты педагогического и медицинского профиля, так и родительское сообщество.
Но по сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Поэтому, прежде чем проводить данный вид игры, следует знать, что в пальчиковых играх, как и в классическом ручном массаже, существуют основные приемы, их чередование и объем выполнения, что находится в прямой зависимости от состояния мышечного тонуса малыша.
Одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять легко, скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.
Пример пальчиковой гимнастики-поглаживания в песочнице:
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! (поглаживаем песок ладонями).
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали (ладони статично лежат на песке).
Как у нашей кошки мягонькие ножки (ладони лежат на песке, поглаживаем рукой по руке),
А на мягких лапках – коготки царапки (разгребаем (глубокое поглаживание) песок пальцами).
Как у нашей мышки ножки-коротышки (ладони лежат на песке поглаживаем рукой по руке).
Ножки мышкины спешат к сырной корке — и назад (разгребаем (глубокое поглаживание) песок пальцами).
Киска с нитками играла, все клубочки размотала (разгребаем песок ребром ладони от себя).
Помоги, дружочек, намотать клубочек (сгребаем песок ребром ладони на себя).
Еще один прием – это растирание. В отличие от поглаживания давление на поверхность кожи усиливается, и рука как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку.
Пример пальчиковой гимнастики-растирания в песочнице:
Тишь да гладь, никого не видать (ладони спокойно лежат на песке),
Только легкая волна набежит издалека (поглаживаем песок ладонями).
Ладошками песочек быстро разотру (продольно растираем песок ладонями с сомкнутыми пальцами по поверхности песочницы),
Я среди песочка рыбок поищу.
Рыбка плавает в водице (набираем песок в ладони, перетираем между ладошек с сомкнутыми пальцами),
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла (набираем песок «щепотью», перетираем пальцами).
Рыбка хвостиком вильнула. Рыбка быстро уплыла.
Маленькие рыбки плавали в реке (поперечно растираем песок пальцами по поверхности песочницы),
Весело играли там, на глубине (глубоко, поперечными движениями, растираем песок ладонью с разомкнутыми пальцами, постепенно углубляем пальцы в песок).
И сказала рыбка: «Нырять здесь не легко,
Потому что очень-очень глубоко!»
Глубоко на дне речном,
Рак гуляет босиком (набираем песок в ладони, перетираем между ладоней с сомкнутыми пальцами):
Он натер сегодня пятку,
Целый день плясал вприсядку (набираем песок «щепотью», перетираем пальцами).
Важным приемом в любом виде массажа является разминание, при котором происходит смещение и сдавливание мышц.
Пример пальчиковой гимнастики-разминания в песочнице:
Разровняли огород, где много овощей растет (разглаживаем песок ладонями с разомкнутыми пальцами).
В огороде у нас в ряд – восемь длинных гряд (глубоко поглаживаем песок ладонями с сомкнутыми пальцами).
В руки мы песок берем, по крупинкам перетрем (растираем песок между ладоней с сомкнутыми пальцами).
Наберем песок в ладошки и подержим так немножко (захватываем песок кулачками);
Отпускаем песок, делаем бугорок.
На бугорке я травку рву одной-другой рукой.
Смотрите люди на меня, помощник я какой (поочередно захватываем песок пальцами правой и левой руки: щепотный, пинцетный захват),
Теперь овощи сорвем и в лукошко соберем:
С веток овощи снимаю и в лукошко собираю.
Будет полное лукошко, я пойду с ним по дорожке (поочередными хватательными движениями пальцами левой и правой руки собираем игрушки-миниатюры — овощи, спрятанные в песке).
Мы фонарики зажжем, а потом гулять пойдем.
Вот фонарики сияют, нам дорожку освещают (ладони лежат на песке, поочередно сжимаем и разжимаем кулачки).
Не менее важный массажный прием, в том числе и в пальчиковых играх – вибрация,
Источник
Рекомендации
по развитию зрительного восприятия
у детей с рождения до 6 месяцев
Наблюдать малыши начинают сразу после рождения. Когда они не спят, их глаза все время движутся и могут следить за медленно движущимся объектом. На 4-й день после рождения подключаются движения головы для увеличения широты обзора. Конечно, возможности зрения малыша еще сильно ограничены. Поначалу он может отчетливо разглядеть только предметы, которые находящиеся очень близко, но уже ко 2-му месяцу он ясно видит в радиусе 2-3 метров, к 3-му в радиусе 5-6 метров, а к 4-му развитие бинокулярного зрения позволяет оценить расстояние до предмета.
Постоянно разглядывать окружающий мир малыш будет и сам, исходя из своей внутренней потребности. Главное обеспечить его объектами для наблюдения в как можно большем кол-ве. Но рассматривание чего бы то ни было можно также стимулировать со своей стороны, что-то намеренно показывая малышу, наблюдая с ним в месте, и рассказывая о том, что он видит, подчеркивая отдельные свойства предметов.
Изначально, чем больше зрительной информации получает ребенок, тем активнее развивается его мозг. Первое время малыш хочет смотреть, прежде всего, на маму, на ее лицо и мимику, а также лица других родственников. Но проводя много времени у мамы на руках, он получает возможность также наблюдать множество предметов, находящихся в квартире или наблюдать за природой на прогулке, если возможность наблюдать не ограничивает крышка коляски.
Показывать картинки малышу можно с первых дней жизни. Сначала на расстоянии не более 40 см, предпочтительно контрастные черно-белые, не больше одной картинки за раз. Можно медленно и плавно перемещать ее перед глазами, чтобы малыш успевал следить за ней. Пару картинок можно повесить сбоку от малыша, чтобы он поворачивал голову и рассматривал ее. Ближе к концу первого месяца жизни, можно добавить цветные картинки и другие яркие предметы.
Уже в месячном возрасте можно подвешивать игрушки на расстоянии вытянутой руки ребенка, чтобы он мог следить глазами за его перемещениями, например мобиль.
Начиная с 6-ти месяцев знакомые картинки можно вешать на стену в разных положениях: вертикально, горизонтально и наклонно. Несколько картинок можно распечатать с разной степенью увеличения и показывать их малышу по очереди. Также можно разрезать картинки на несколько крупных частей, а затем разъединять и соединять их перед малышом. Для знакомства с цветами, подойдут разноцветные ленточки, которыми можно, вложив малышу в руку, весело махать, параллельно рассказывая малышу, какого они цвета.
Игры для развития зрительного восприятия
1 МЕСЯЦ
«Приглушенный» фонарик
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом или тканью. Плавно водите им из стороны в сторону перед ребенком на расстоянии 50 см. Постепенно малыш будет всё дольше и дольше задерживать свой взгляд на фонарике.
Красная и желтая игрушка
Новорожденный различает красный, жёлтый, чёрный и белый цвет. Покажите ему сначала красную игрушку, а потом жёлтую. Он будет дольше смотреть на новую игрушку, что говорит о развитии зрительной памяти.
Игрушка
На расстоянии примерно в 30 см. от глаз покажите крохе красную или жёлтую игрушку. Малыш должен будет заметить игрушку и зафиксировать на ней взгляд. Медленно переместите игрушку вправо или влево. В дальнейшем водите игрушкой вверх-вниз, медленно вращайте по кругу, приближайте игрушку к малышу и снова удаляйте. Выполняйте эти упражнения, пока малыш сам не отведет взгляд. Таким образом, ребенок будет учиться фиксировать взгляд.
Черно – белые рисунки
Прикрепите к стенкам кроватки листы бумаги с черно – белыми рисунками: линиями, геометрическими формами, буквами, схематичными изображениями лиц. Это поможет малышу фокусировать свой взгляд.
Разношерстное панно
Повесьте ребенку в кроватку или на стену панно с наклеенными или пришитыми лоскутками цветных тканей, разных материалов – кусочки меха, шелка, мешковины, бархата, вельвета и т.п., кусочков фольги, фантиков от конфет, цветной бумаги, тесемок и т.п.
Мамино личико
Склонитесь над малышом, ласково поговорите с ним, спойте песенку. То наклоняйтесь к ребенку, то отдаляйтесь, то отодвигайтесь в одну сторону, то в другую. Малыш будет фиксировать взгляд на мамином лице.
2 МЕСЯЦА
Музыкальная каруселька
Включайте малышу музыкальную карусельку, прикрепленную к кроватке. Он будет следить глазами за двигающимися игрушками.
Смотрю и трогаю
Повесьте над ребенком на расстоянии вытянутой руки игрушку. Привлеките внимание малыша к игрушке, слегка покачивая её. Возьмите руку малыша в свою и дотроньтесь ею до игрушки.
Носки на ручки?
Наденьте яркий носочек на одну руку ребенка, затем на другую, а, в последствии, и на две сразу. Малыш будет двигать руками и наблюдать за цветными носочками.
Слежу глазками
Перемещайте в разных направлениях перед глазами ребенка игрушки, погремушки, черно-белые и цветные картинки, одетые на руку или на палец куклы, мячики и т.п.
Оформляем квартиру
По стенам квартиры развесьте разные картинки, плакат с буквами, воздушные шарики, цветные ленты, новогоднюю мишуру, мягкие игрушки и т.п. Подносите к ним малыша для разглядывания. Сменяйте и обновляйте время от времени экспозицию.
Веселая кроватка
К бортикам кроватки тоже прикрепите несколько игрушек разных форм, цветов и размеров. Малыш будет их рассматривать и тянуться ручками.
3 МЕСЯЦЕВ
Попрыгунчик
Подвесьте к потолку (если не опасно, к люстре) на резинке мягкую игрушку. Дергайте за игрушку, чтобы она подпрыгивала вверх. Малышу будет интересно следить за ней глазами.
Гирлянда — погремушка
Натяните в кроватке на расстоянии вытянутой руки от ребенка гирлянду из игрушек. Малыш будет их разглядывать и бить ручками.
Рассматриваем квартиру
Носите малыша по квартире, чтобы он мог обсматривать обстановку. Подносите его к окну, картинам, к домочадцам, занимающихся какими-то делами. Приподнимайте малыша повыше и наоборот немного приседайте, чтобы он смог увидеть просторы под новым ракурсом.
Улыбаюсь – грущу
На вырезанном из белой бумаги круге с одной стороны схематично нарисуй улыбающееся лицо, а с другой грустное. Показывайте малышу то веселое, то грустное лицо.
Мамины рожицы
Склонитесь над малышом, округлите глаза, поморгайте ими, закройте – откройте, вытяните губы трубочкой, надуйте щеки, покажите и спрячьте язык, поболтайте им вверх – вниз, улыбнитесь, сделайте сердитое или удивленное лицо.
Где мама? Где папа?
Мама держит малыша на ручках, а папа разговаривает с малышом. Периодически спрашивайте малыша: «Где папа?» Ручкой ребенка дотроньтесь до папиного лица.
Птичка – невеличка
Кисть вашей руки будет головой птички с клювиком. Показывайте ребенку «птичку», раскрывая и закрывая «клювик», разговаривайте с ребенком.
4 МЕСЯЦА
Прятки с игрушкой
Возьмите лист картона и любую игрушку. Спрячьте игрушку за картон и покажите её малышу, выдвинув справа, снова спрячьте и достаньте слева, спрячьте – покажите сверху, снизу и т.д.
Прятки с мамой
Закройте лицо руками и скажите: «Ку-ку! Где мама?». Уберите руки, чтобы малыш смог вас увидеть. Можно прятаться лицо под платок, лист картона, крышку от коробки и т.п.
Мама преображается
Меняйте что-нибудь в своем облике. Приготовьте несколько аксессуаров – например, шляпки, очки, заколки для волос, шарф. Наденьте первый наряд и покажитесь малышу, снимите и наденьте другой и т.д.
Малыш и зеркало
Положите малыша перед зеркалом и дайте ему полюбоваться на себя. Подскажите малышу, кто там отражается в зеркале. Скажите: «Кто там? Это … (имя ребенка). А где мама? Вот мама».
Мячик, лети
Положите малыша в безопасное место (например, в центр дивана). Возьмите небольшой мячик, подбрасывайте его вверх, ловите и снова подбрасывайте. Озвучивайте свои действия.
Вращательная лента
Наденьте на ленту кольцо или погремушку с широким отверстием и сложите ленту пополам, аккуратно, чтобы не задеть ребенка, повра-щайте ленту. Остановитесь и дайте малышу потрогать ленту и кольцо.
Кольцо вверх-вниз
Наденьте на ленту кольцо (погремушку), возьмите один её конец в правую руку, а другой в левую. Когда вы будете поднимать то одну, то другую руку вверх, кольцо будет съезжать по ленте вниз.
Горка и шарик
Положите малыша на край дивана, придерживая его рукой. На полу организуйте горку, например из книг. Покажите малышу, как шарик (мячик, машинка) скатываются с горы.
Мир с разных сторон
Носите малыша по комнате, рассматривайте картины, фотографии на стене, огонь на плите, цветы на подоконнике. Подносите его к выбранным объектам то с одной, то с другой стороны.
Луч фонарика
Сядьте в кресло, возьмите малыша на ручки и в полутемной комнате включите фонарик. Направьте луч фонарика на стену и медленно перемещайте его из стороны в сторону.
5 МЕСЯЦЕВ
Глаза в глаза
Малыш лежит на краю стола животом вниз. Сядьте около него на колени так, чтобы оказаться на одном уровне с малышом. Обязательно страхуйте малыша, чтобы он не упал. Ласково поговорите с ним, расскажите потешку, спойте песенку.
Где малыш?
Закройте ручонками малыша его лицо и спросите: «Где … (имя ребенка)? Ау!». Уберите ручки малыша и скажите: «Вот он наш … (имя ребенка)». Можно накрывать малыша полупрозрачной шалью.
Две картинки – две игрушки
Одновременно покажите ребенку две картинки или две игрушки. Малыш будет по очереди разглядывать выложенные предметы и переводить взгляд с одного на другое.
Сколько всего!
Выложите перед ребенком, лежащим на животе, несколько
игрушек. Погремите погремушками, повращайте волчки, постучите кубиками. Малыш будет учиться отличать игрушки друг от друга.
Неваляшка
Малыш с удовольствием будет наблюдать за раскачивающейся из стороны в сторону неваляшкой.
Вращающиеся кольца пирамидки
Наденьте на стержень 1-2 колечка от пирамидки и рукой вращайте их. Можно взяться концы стержня с разных сторон и резко подвигать их из стороны в сторону – колечки тоже будут переме- щаться из стороны в сторону. А если переворачивать стержень вверх «ногами», то обратно – кольца будут ездить сверху вниз.
6 МЕСЯЦЕВ
Большой – маленький
Предложите малышу рассматривать одинаковые предметы и картинки, но разного размера. Скажите: «Это большой мишка, а этот маленький».
Игрушка прячется
Покажите ребенку игрушку, а потом спрячьте ее от ребенка и снова покажите. Сначала показывайте её ребенку в одном и том же месте (например, пусть игрушка появляется из-под ваших коленей), а потом игрушка будет показываться из-за вашей спины, головы или из-под руки ребенка и т.д.
Игрушка под одеялом
На глазах у ребенка спрячьте игрушку под одеяло, под подушку, так чтобы был виден её край. Малыш должен будет постараться её найти и достать.
Танец с лентами
Уложите малыша на безопасной территории, откуда он не сможет упасть. Возьмите в руки разноцветные ленты, султанчики, погремушки и выполните перед ребенком небольшой танцевальный этюд. Ребенок с удовольствием будет наблюдать за вашими движениями.
Порхающая бабочка
Из бумаги вырежьте бабочку, прикрепите ее к небольшой палочке. Крутите палочку между пальцев или ладоней или просто помахивайте ей, имитируя полет бабочки.
Воздушный шар
Приобретите большой воздушный шар, наполненный гелем, чтобы он поднялся вверх под потолок. Расположите шар над ребенком, лежащим на спине. Малыш будет наблюдать за шариком, который вы будете дергать за веревочку. Можно вложить веревку в руку малышу, чтобы он тоже мог его подергать.
Бей воздушный шарик
Привяжите к кроватке несколько обычных воздушных шаров. Возьмите малыша на руки и поднесите его к шарам. Расскажите ему про цвета шариков. Малыш захочет бить по шарикам и это доставит ему большое удовольствие.
ОКУ «КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
Рекомендации по развитию
зрительного восприятия
у детей с рождения до 6 месяцев
3050004, г. Курск, ул. Семеновская, д. 78 а
тел.8-960-699-99-30
Источник