Брадилалия у ребенка 5 лет
Брадилалия – это нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой. При брадилалии требуется комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Методика преодоления брадилалии предполагает медицинское воздействие (медикаментозную терапию, ФТЛ, психотерапию), массаж, логопедические занятия, логоритмику.
Общие сведения
Брадилалия (брадифразия) – чрезмерно медленный темп речи. В логопедии брадилалия и тахилалия относятся к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера, однако, при отсутствии должного внимания к ним, могут со временем переходить в запинки судорожного характера – заикание. Брадилалия может быть выражена в различной степени: легкая степень обычно мало заметна для окружающих, однако при тяжелой степени расстройства нарушается коммуникативная функция речи. При брадилалии замедляется не только темп устной и письменной речи, но также общая моторика и протекание психических процессов.
Причины брадилалии
В этиологии брадилалии выделяют биологические и психологические факторы. В некоторых наблюдениях брадилалия носит семейный характер и наследуется из поколения в поколение. Основные причины:
- Перинатальное поражения ЦНС: алкогольный синдром плода, резус-конфликт, родовые травмы и др.,
- Неврологические заболевания. Брадилалия может сопровождать течение болезни Паркинсона и симптоматического паркинсонизма, опухолей головного мозга, черепно-мозговых травм, менингитов и энцефалитов, депрессии. Иногда брадифразия становится следствием общей астенизации, перенесенных интоксикаций и т. п.
- Психические нарушения (олигофрения и др.). В этих случаях брадилалия сочетается с симптомами основного заболевания, а также брадикинезией (медленным темпом движений), общей заторможенностью.
- Психо-социальные факторы. К ним относятся неправильное воспитание речи ребенка, подражание замедленной речи окружающих. Как самостоятельное нарушение речи, не связанное с патологическими причинами, брадилалия встречается у людей с флегматическим темпераментом. Замедленный темп речи, сходный с брадилалией, встречается у северных народов, у которых он является нормой речи.
Патогенез брадилалии, по мнению большинства исследователей, связан с нарушением нейродинамики, патологическим преобладанием тормозных процессов, доминирующих над процессами возбуждения.
Симптомы брадилалии
Речевая симптоматика
Речевой статус пациента с брадилалией характеризуется замедлением темпа как внешней (экспрессивной, произносительной), так и внутренней (импрессивной, мысленной, «про себя») речи; замедленностью процессов письма и чтения. При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление), растягивание гласных звуков, скандированность речи.
Звукопроизношение и слоговая структура при брадилалии, как правило, не нарушаются: слова произносятся очень медленно, но правильно. Речевое замедление проявляется во всех видах самостоятельной речи: монологе, диалоге, пересказе, рассказе. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы; опора на зрительное восприятие не приводит к нормализации темпа речи.
Голос у пациента с брадилалией теряет свою модулированность, становится монотонным, невыразительным, фиксированным на одной и той же высоте; иногда при фонации появляется назальный оттенок (ринофония). Медлительная, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует осуществлению общения, поэтому пациенты с брадилалией замыкаются в себе и стараются вообще не говорить.
Неречевая симптоматика
Неречевые проявления брадилалии представлены, прежде всего, нарушениями общей и мелкой моторики, мимических движений. Обращает внимание общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостаточная координированность движений, амимичность лица. У лиц с брадилалией замедляется протекание психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия. Пациенты долго включаются в какой-либо вид деятельности, а, сосредоточившись на нем, с трудом переключаются на другое занятие. К выполнению инструкции приступают только после повторного предъявления задания. Лица с брадилалией склонны к застреванию, бесцельному повторению движений, персеверациям.
При легкой степени выраженности брадилалии речевые и неречевые проявления не вызывают ощутимого дискомфорта. В тяжелых случаях пациенты осознают свой дефект, что приводит к связанным с ним психологическим переживаниям.
Диагностика
Лица с нарушениями темпа речи, в т. ч. с брадилалией, нуждаются в комплексном медицинском и психолого-педагогическом обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром. При обследовании пациента с брадилалией необходимо подробное изучение анамнеза, касающегося перенесенных заболеваний и повреждений головного мозга; наличия нарушений темпа речи у близких родственников. Для выяснения патогенетической основы брадилалии требуется:
- Инструментальное обследование: электрофизиологические исследования (ЭЭГ, РЭГ), нейровизуализация (МРТ головного мозга, ПЭТ головного мозга), люмбальная пункция и др.
- Диагностика устной речи. При брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, экспрессивной речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса и т. д.). При постановке логопедического заключения важно дифференцировать брадилалию от дизартрии и заикания.
- Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов.
- Нейропсихологическое тестирование. При брадилалии проводится изучение состояния общей, ручной и мимической моторики, сенсорных функций, интеллектуального развития.
Коррекция брадилалии
Специальная коррекционно-педагогическая работа по преодолению брадилалии проводится на фоне медицинского воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы. Лечебный комплекс может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения. С целью стимуляции речевой активности у пациентов с брадилалией проводится психотерапия, аутогенные тренировки.
Целью коррекционно-педагогического воздействия при брадилалии служит выработка быстрых и четких речевых реакций, развитие просодической стороны речи. Логопедические занятия по коррекции брадилалии проводятся на немного ускоренной речи, темп которой логопед задает и поддерживает с помощью дирижирования, отхлопывания. Усложнение речевого материала (произнесение слогов, слов, фраз, стихотворений, инсценировок, скороговорок, чтение по ролям) происходит постепенно.
С целью нормализации общей и речевой моторики при брадилалии полезны:
- логопедический массаж,
- логоритмические занятия,
- подвижные игры с речевками и элементами спортивных соревнований,
- занятия ручным трудом,
- игра на музыкальных инструментах, танцы и пение.
Ускорения темпа речи, нормализации просодики удается добиться в результате систематических занятий на протяжении 6-12 месяцев.
Прогноз и профилактика
Прогноз в отношении преодоления брадилалии наиболее благоприятен при раннем начале коррекционной работы и психологических причинах нарушения темпа речи. Но даже после выработки навыков нормальной речи необходимо длительное наблюдение у специалистов, постоянный самоконтроль за темпом речи.
Для профилактики брадилалии важно предупреждение перинатальных поражений ЦНС, травм головы, нейроинфекций, астенического синдрома. Необходимо заботиться о нормальном развитии речи ребенка, окружать его правильными образцами для подражания.
Источник
Общее понятие
Брадилалия – это нарушенный темп речи у детей и взрослых, который возникает вследствие замедленной работы артикулярного аппарата. При брадилалии замедлена внутренняя и внешняя речь, письмо. Кроме того, брадилалия характеризуется изменением голоса – он становится монотонным и немодулированным, а также нечеткой артикуляцией.
Симптомы брадилалии
Неречевые проявления брадилалии представлены, прежде всего, нарушениями общей и мелкой моторики, мимических движений. Наблюдается общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостаточная координированность движений, амимичность лица.
У пациентов с брадилалией замедляется протекание психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия. Они долго включаются в какой-либо вид деятельности, а также с трудом переключаются на другое занятие. К выполнению инструкции приступают только после повторного его предъявления. Лица с брадилалией склонны к застреванию, бесцельному повторению движений.
1
Речь характеризуется замедленным темпом как внешней, так и внутренней речи; замедленным процессом письма и чтения.
2
При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами и между звуками внутри слова, растягивание гласных звуков, скандированность речи.
3
Голос монотонный, невыразительный, фиксированный на одной и той же высоте; иногда при фонации появляется назальный оттенок (ринофония).
4
Звукопроизношение и слоговая структура при брадилалии, как правило, не нарушаются: слова произносятся очень медленно, но правильно.
5
Замедленность проявляется во всех видах самостоятельной речи: монологе, диалоге, пересказе, рассказе. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы.
6
Медлительная, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует общению, поэтому пациенты с брадилалией замыкаются в себе и стараются вообще не говорить.
Процедуры
- коррекционная работа, позволяющая развить хорошие речевые реакции и выразительность речи;
- ЛФК;
- массаж;
- физиотерапевтические процедуры;
- бальнеотерапия;
- логоритмика;
- занятия с психотерапевтом, развивающие речевую активность;
- аутогенные тренировки.
Формы
Брадилалия, симптомы которой могут выражаться в разной степени, бывает:
- Самостоятельным расстройством. Такая брадилалия развивается у вялых, медлительных и флегматичных людей.
- Симптомом и следствием различных заболеваний. Патология развивается по причине олигофрении, менингита, дистрофических поражений ЦНС и прочих заболеваний.
- Мозжечковой. Брадилалия такого типа сопровождается нарушенной речевой модуляцией и скандированной речью.
ДИАГНОСТИКА
Пациенты с брадилалией, нуждаются в комплексном медицинском и психолого-педагогическом обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром.
Педиатр. При обследовании необходимо подробное изучение анамнеза, касающегося перенесенных заболеваний и повреждений головного мозга; наличия нарушений темпа речи у близких родственников. В ряде случаев для выяснения органической основы брадилалии требуется проведение инструментальных исследований: ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, ПЭТ головного мозга, люмбальной пункции и др.
Невролог. Специалист выявляет и оценивает степень повреждения головного мозга. Чтобы поставить диагноз «алалия», могут быть назначены дополнительные обследования – МРТ мозга, эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография.
Невролог. Наряду с диагностическим обследованием речи, при брадилалии проводится изучение состояния общей, мелкой и мимической моторики, сенсорных функций, интеллектуального развития.
Логопед. Диагностика устной речи при брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, экспрессивной речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса и т. д.). Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов.
КОРРЕКЦИЯ
Коррекционно- педагогическая работа по преодолению брадилалии проводится на фоне медицинского воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы.
Лечение может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения. При необходимости проводится психотерапия. Лечение может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения. При необходимости проводится психотерапия.
Логопед в своей работе с пациентом старается выработать быстрые и четкие речевые реакций, развить просодическую сторону речи.
Логопедические занятия по коррекции брадилалии проводятся на немного ускоренной речи, темп которой логопед задает и поддерживает с помощью дирижирования, отхлопывания. Усложнение речевого материала (произнесение слогов, слов, фраз, стихотворений, инсценировок, скороговорок, чтение по ролям) происходит постепенно.
С целью нормализации общей и речевой моторики при брадилалии полезны логопедический массаж, логоритмические занятия, подвижные игры с речевками и элементами спортивных соревнований, занятия ручным трудом, игра на музыкальных инструментах, танцы и пение.
При постановке
логопедического
заключения важно
дифференцировать
брадилалию
от дизартрии и заикания.
!
ОЧЕНЬ ВАЖНО не спутать их и выбрать
правильные пути коррекции.
Причины
Причины брадилалии отличаются: они могут быть психологическими и биологическими.
Биологические причины – это:
- генетическая предрасположенность;
- неблагоприятные поражения ЦНС во время родов;
- олигофрения;
- развитие опухолей в головном мозге;
- болезнь Паркинсона;
- энцефалиты и менингиты;
- травмы черепа.
Психологические причины – это:
- депрессии;
- неправильное воспитание речи у детей;
- психическая заторможенность;
- сниженные функции интеллектуального развития;
- флегматичный склад характера.
Фазы развития
- Легкая стадия. Замедленный темп речи при такой брадилалии окружающие практически не замечают.
- Тяжелая стадия. Такая брадилалия характеризуется тяжелой задержкой речевого и умственного развития.
Прогноз
При раннем начале коррекции брадилалии прогноз благоприятен. Также он положителен в том случае, если причины появления брадилалии имеют психологический характер. Даже после того, как вылечена брадилалия и симптомы заболевания устранены, пациент должен наблюдаться у специалиста и постоянно контролировать темп собственной речи.
Профилактика
Исключить развитие брадилалии у детей и взрослых помогут следующие рекомендации:
- предупреждение поражений ЦНС во время внутриутробного развития, родов и в течение послеродового периода, которые могут стать причиной брадилалии;
- предупреждение черепно-мозговых травм и нейроинфекций;
- соблюдение режима дня;
- полноценный рацион;
- правильное развитие речи у детей;
- полноценное общение с окружающими.
Подпишитесь на нашу расcылку
Будьте в курсе последних новостей и акций
Источник