Большой мяч развитие ребенка
Для маленького ребенка мяч – это, в первую очередь, заряд позитива и радость от игры. Большой или маленький, яркий, разноцветный, с ушами или резиновыми «иголками» — он является основной частью детского времяпрепровождения. Но, помимо восторга от использования мяча и разнообразия игр с этим спортивным инвентарем, мяч – еще и необходимый атрибут для профилактики многих заболеваний и для развития детского организма. Какими бывают детские мячи, и как их правильно выбирать?
Какими бывают детские мячи, и для чего они используются?
- Гимнастические мячи (фитболы)
Это вариант является полезной игрушкой для активного отдыха в любом возрасте. Фитбол представляет собой огромный надувной мяч из прочного материала высокого качества. Максимальная нагрузка – 150 кг, диаметр – около 55-75 см. Польза от фитбола: щадящая нагрузка, поддержание гибкости, профилактика заболеваний позвоночника, физическое и интеллектуальное развитие ребенка, тренировка вестибулярного аппарата, чувства равновесия и пр. Фитбол будет кстати в любом возрасте – для новорожденного крохи, подростка, взрослых и пожилых людей. Изобретенный в Швейцарии чудо-мяч успешно используется для детей с ДЦП, для реабилитации после полученных травм, для аэробики, для укрепления связок и разгрузки позвоночника.Польза фитбола для здоровья малыша неоценима:
- Развитие вестибулярного аппарата за счет покачивания на мяче (еще на первом году жизни).
- Пассивное «плавание» для получения зрительных, вестибулярных, кинестетических импульсов (почти как у мамы в животике).
- Расслабление психологическое, эмоциональная разрядка, позитивные эмоции.
- Расслабление мышц живота. И, соответственно, улучшение пищеварения, снижение частоты колик, улучшение дыхания.
- Обезболивающий эффект и стимуляция работы печени и почек, а также остальных важных органов за счет вибрации.
- Укрепление и развитие всех групп мышц, благодаря усложнению (с возрастом) гимнастических упражнений.
- Укрепление позвоночника и улучшение работы нервной системы.
- Польза для здоровья при гипер- и гипотонусе, ортопедических патологиях и пр.
Самые первые занятия с гимнастическим мячом родители могут проводить уже с момента, как малышу исполнится 2 недели – когда пройдена домашняя адаптация, налажен режим и зажила пупочная ранка. Само собой, сразу после кормления занятия с мячом не рекомендуются – следует подождать 40-60 минут.
- Игровые мячи
Их разнообразие не поддается описанию – игровой мяч можно подобрать, в соответствии с пожеланиями, возрастом и ростом малыша. Это может быть крохотный однотонный мячик, мячик среднего размера с начинкой-игрушкой или большой, с изображением любимого мультперсонажа. Игровые мячи – это получение удовольствия от игры, активный отдых и первые шаги к спорту. Возрастные рамки: играть в футбол новорожденный кроха, конечно, не сможет, но, начиная уже с 3-4 месяцев, небольшие мячики будут полезными для развития моторики и координации движений. - Спортивные мячи
Занятия спортом для малышей начинаются в период с 3-х до 7-ми лет. Поэтому и специальные мячи (для футбола, художественной гимнастики и прочих видов спорта) приобретаются по возникшей необходимости. - Мячи-прыгуны
Идеальный спортивный инвентарь для подвижных крох. Путать их с фитболами не нужно, хотя они и похожи по назначению. В отличие от последних, прыгуны имеют хвостики, рожки или ручки, за которые карапуз держится во время упражнений. Использовать мяч можно для гимнастических/лечебных занятий или же просто для безудержного веселья. Возрастные рамки: с 2-3 лет – около 27-30 см, с 5-6 лет – 45-50 см, для больших детей и взрослых – 60 см. Максимальная нагрузка – 45-50 кг и более. - Массажные мячи
Данный инвентарь предназначен для лечебной и спортивной гимнастики. И просто для игр, конечно. Массажный точечный эффект обеспечивается, благодаря игольчатой поверхности («пупырышки» из резины на поверхности мяча), что способствует улучшению кровообращения, общему развитию, укреплению мышц спины, развитию координации движения и пр. Массажные мячи бывают разных диаметров, размеров «пупырышек» и жесткости – от мячика 7-ми см для развития мелкой моторики (с 3-4 месяцев) до больших мячей 75 см в диаметре. - Мячики для сухого бассейна
Польза этих мячиков уже доказана временем – надувные бассейны с резиновыми (пластиковыми, поролоновыми) мячиками есть у многих молодых родителей. Бассейн наполняется разноцветными мячиками до краев вместо воды, и малыш получает мощный «водоем» радости прямо в своей комнате. Что касается здоровья, ныряние в такие мячики – это успокоение нервной системы, массаж тела, укрепление мышц и бесконечный восторг. Возрастные рамки: для карапузов от 3-х лет.
Выбирая мяч для ребенка, помните главное:
- Мяч должен пружинить – никакого чрезмерного сопротивления или проваливания внутрь.
- Ущипните мяч – множества мелких складок быть не должно (признак низкого качества). При повторном надувании качественный мяч всегда восстанавливает форму – никаких трещин, морщин, складочек.
- Антиразрывная система (значок — АВS) позволяет мячу при разрыве сдуваться, а не лопаться под ребенком.
- У качественного мяча нет видимых швов, заусенцев и неприятного запаха.
- Ниппель должен быть впаян внутрь мяча.
- Материал хорошего детского мяча – гипоаллергенный, экологически чистый, без вредных примесей и антистатический.
- Хороший мяч – теплый на ощупь, не скользкий, не липкий и не оставляющий следов краски на руках.
- И берегите нервную систему малыша и его зрение – обходите стороной слишком радужно или ядовито раскрашенные мячи.
Источник
/О детях/Новорожденный. Ребенок до года
Мяч – самая простая и в то же время универсальная игрушка, роль которой в развитии малыша почему-то немного принижается. Что можно особо интересного делать с этим мячом? Кидать туда-сюда, ну ещё пинать… Вот вроде и всё.
На самом деле обычный мяч может послужить хорошим «тренажёром» для развития у вашего ребёнка самых разнообразных умений и навыков. Особенность игр с мячом в том, что они дают нагрузку на разные группы мышц. Это настоящая комплексная гимнастика. К тому же движения пальцев и кистей рук (захват мяча, удерживание, подача) стимулируют определенные зоны мозга, способствуя развитию речи ребёнка. И вполне очевидны такие плюсы занятий с мячом, как развитие глазомера, ловкости, координации движений.
Хватаем
Уже в 4-5 месяцев кроха учится хватать и держать предметы. Небольшой мячик отлично поможет в тренировке этого умения. А если внутри будет пищалка, то малыш, пытаясь извлечь звук, будет учиться сжимать-разжимать пальчики – вот и развитие мелкой моторики.
Катаем
В 10-12 месяцев ребёнку по силам уже более сложные действия, но то, что нам кажется самой простой игрой – бросать мяч из руки в руки – для него пока трудновато. Сначала надо потренироваться катать мячик, ловить и носить. Для обучения этим навыкам лучше всего использовать какую-нибудь наклонную поверхность (возьмите, например, доску и закрепите один её конец на стуле) и маленькие шарики – от погремушек или обычные теннисные, подойдут и просто хорошо сжатые комки бумаги. Теперь покажите малышу, как можно брать мячик и скатывать его с горки. Когда у ребёнка будет хорошо получаться, сделайте упражнение более сложным: пусть один из вас скатывает шарики, а другой их ловит и собирает в коробочку. Потом меняйтесь ролями.
Прокатывать мяч в заданном направлении – не такая уж простая задача для малыша. Потренироваться в отработке этого навыка можно, просто перекатывая мячик друг другу. Хорошо, если в игре примет участие папа или ещё кто-то из членов семьи или друзей. Участники садятся на пол полукругом, ведущий – напротив, на расстоянии примерно одного метра. Перед тем, как направить мяч кому-то, ведущий произносит:
Солнышко жёлтое,
Солнышко тёплое
По небу катилось, катилось,
К Саше (имя участника игры) в гости прикатилось.
Ведущий медленно прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот должен поймать мяч и отправить его обратно. Малыш в этой игре осваивает не только действия с мячом, но и учится ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с другими людьми, быть внимательным.
Кидаем
Немного более сложная игра – метание мячей в корзину. В качестве корзины можно использовать обычный тазик (лучше глубокий), только на дно постелите пелёнку или одеяло, чтобы мячи не выскакивали оттуда при попадании. Скорей всего, поначалу ваш малыш будет не кидать, а класть мяч в тазик – в 1-1,5 года это нормально. Не теряйте терпения, показывайте ему нужное действие снова и снова. Чтобы ребёнку не стало скучно, меняйте расположение «корзины» – поставьте её, например, на табурет или даже на стол. Когда игра будет хорошо освоена, усложните правила: разложите на определённом расстоянии от цели какую-нибудь верёвку (подойдет обычная скакалка), и кидайте мячи только с отмеченной дистанции.
Сбиваем
Ещё одно упражнение для развития меткости и координации движений – домашний «боулинг». Конечно, кегли у вас в квартире вряд ли найдутся, но вместо них можно с успехом использовать пустые пластиковые бутылочки 0,5 л или того же размера пластмассовые детали конструктора. Расставьте их в ряд (достаточно 2-3 штуки) и покажите малышу, как можно толкнуть большой мяч, чтобы он прокатился и сбил «кегли». Выполняйте это действие двумя руками, присев на корточки – пусть ребёнок копирует ваши движения. Обратите его внимание, что смотреть надо не на мяч, а на цель. Малышу будет интересней, если в этой игре примут участие все члены семьи по очереди.
Разыгрываем
Для выполнения следующего упражнения вспомним «Колобка»! Перечитайте сказку, обсудите с малышом, от кого Колобок сумел убежать, а от кого нет? Возьмите мячик и наклейте глазки и ротик – пусть это будет ваш Колобок. Поставьте посреди комнаты «пенёк» – табуретку или перевёрнутый тазик, а сами возьмите в руки мешочек или пакет. Ребёнок берёт в руки «колобка» и прокатывает его вокруг «пенька», стараясь не выпустить, а вы приговариваете: «Колобок, не ленись, не ленись, вокруг пенёчка прокатись, прокатись». В какой-то момент воскликните: «Зайчик идёт!» Малыш должен поднять мячик вверх (колобок убегает от зайца). Похвалите «колобка» и продолжайте игру: потом приходит волк, медведь… А когда дойдёт очередь до лисы, то после вашего восклицания «Лисичка идёт!» ребёнок должен подбежать к вам и двумя руками положить «колобка» в мешок – колобка «съели».
Если этот момент воспринимается слишком эмоционально, то исправьте историю – пусть колобок и от лисы убежит! Для малыша это довольно сложная игра: ему нужно не просто уметь катать мячик и удерживать его возле себя, но и помнить последовательность действий, быть внимательным. Осторожно! Нельзя играть в «колобка» долго – это слишком большая нагрузка на детский позвоночник. Двух-трёх повторов подряд будет достаточно. И пусть потом ребёнок обязательно выпрямится и потянет руки вверх.
Несмотря на всю пользу игр и занятий с мячом, проявляйте терпение и снисходительность, если малышу не хочется тренироваться. Не надо заставлять, требовать и ругать – лучше попытайтесь заинтересовать и увлечь, «заразить» своим энтузиазмом. Имейте в виду, что ребёнок в 1-2 года не в состоянии понять смысл упражнения «на словах» и даже с одного показа – нужен многократный повтор и пояснения. Делайте это с позитивным настроем, демонстрируйте малышу, как можно весело и интересно играть таким способом. Не забывайте хвалить даже за самые маленькие достижения!
23.08.2011
Анна Делюкина
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь
Источник
Татьяна Иванова
Консультация «Ребенок и мяч»
Мяч в жизни ребенка
«Он несется в высь и в скач, мой веселый красный мяч.»
Мяч — предмет, прекрасно знакомый и понятный для взрослых. Но стоит взглянуть на мячик глазами малыша, ведь он таит в себе множество открытий!
Почему именно мяч? Глазами взрослого мяч — простой шарообразный предмет, который ассоциируется с разнообразными спортивными играми. Для ребенка, впервые увидевшего мяч, он в себе таит много неизведанного и нового, это один из путей к познанию мира. Его цвет, материал, свойства и форма являются огромным потоком информации.
Мяч помогает ребенку сосредоточиться и расслабиться, с мячом можно играть одному и нескольким детям одновременно, множество игр придумано, где главный атрибут – мяч.
Нейропсихологии тоже используют мяч для занятий с детьми по коррекции нарушений и развития межполушарного взаимодействия, координации движения, пространственной ориентации и др. Ребенок с удовольствием выполняет упражнения.
Мяч развивает хорошо тактильные ощущения.
1. Мяч гладкий либо, наоборот шершавый на ощупь.
2. Мячик имеет круглую форму, его можно не только разглядывать, но и крутить в руках.
3. Мяч легкий либо тяжелый, причем его вес не всегда зависит от размера.
4. Если мячик уронить — он подпрыгнет, если толкнуть — покатится.
5. Мяч можно крепко обхватить руками и принести маме, чтобы с ней поиграть или положить на горку, чтобы мячик весело съехал с нее.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности.
Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч,а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Движения рук способствует также развитию речи ребенка.Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т. е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др., получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей, у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом –специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Учимся играть вместе
Как же научить малыша ловкости и умелости в играх с мячом? Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении детей этого возраста преимущественно используются игровые приемы.
Так как ребенок второго–третьего года жизни лучше воспринимает показ движения, чем его словесное описание, независимо от его сложности или новизны взрослый показывает упражнения, сопровождая их простым и доступным пояснением.
Но пояснение и показ упражнений требуют подготовленности. Зрительные впечатления у детей преобладают над их словесным выражением. Ребенок не владеет обобщенными способами действий в словесном выражении, и поэтому не всегда может понять, что означает «прокати мяч», «подбрось мяч вверх» и т. п. Например, показывая ребенку, как надо бросать мяч вдаль двумя руками из-за головы, мама или папа сопровождают показ простым,доступным для понимания пояснением: «Я сейчас брошу свой мячик далеко-далеко. Смотри, как я это делаю. Я возьму мяч двумя руками и подниму его вверх. Какой красивый у меня мячик! А теперь я спрячу его за голову. И… брошу. Брошу сильно, вперед! Далеко-далеко!
Пояснение чаще всего сопровождается показом даже при выполнении знакомого упражнения: взрослый напоминает, что надо делать, и тут же сам дает показ движения.
Конечно, ребенок способен отобразить движение, поэтому одно и то же упражнение следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у малыша правильный образ движения (прокати мяч в ворота, брось мяч через веревочку). Такие способы выполнения движений в силу своей конкретности помогают детям еще лучше осознать поставленную перед ними задачу и выполнить ее более целенаправленно. Задания должны быть простыми и доступными.
Благодаря многократным повторениям у ребенка образовываются более прочные двигательные навыки, малыш начинает выполнять движения более свободно, без лишнего напряжения. У ребенка появляется своеобразное «чувство мяча». Таким образом, малышу свойственно многократное повторение движений как во время овладения им, так и после уже появившегося двигательного умения. Ребенок может без устали и с большим увлечением бросать мяч на пол, катать взрослому, скатывать с горки, забрасывать в корзину или ящик.
Какие же конкретные рекомендации можно дать родителям?
— Подготовьте один или два больших мяча диаметром 15–20 см, маленькие мячи диаметром 5–8 см (от большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами, бумажные шары (из скомканной бумаги, большой надувной мяч-шар.
— Покажите ребенку,как вы играете в мяч: катаете, бросаете, ловите, отбиваете от пола и т. п. Попробуйте научить этому и вашего малыша.
— Не принуждайте малыша к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте его за рассеянность, невнимание, неумение и т. п. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте с малышом, когда он будет находиться в хорошем настроении.
— Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все,что найдете под рукой: гладильную доску, стулья, пустые пластиковые бутылки, длинные шнурки и т. п.
— Постепенно вовлекайте его во все новые виды игры, систематически повторяя их. Для этого возраста достаточно, чтобы ребенок научился прокатывать мяч в даль в заданном направлении, бросать мяч об пол и вверх, правильному замаху при метании малого мяча вдаль.
— Не забывайте о возрасте вашего ребенка, его физических возможностях! Обращайте внимание на упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима с вашей стороны. Представьте себе, что вы сами – ребенок. Прекрасно, если вы ободрите своего малютку похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый; что он уже сам может показать другим. Пусть ребенокдемонстрирует свои умения перед всеми членами семьи или его же сверстниками: это постепенно развивает у ребенка уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
— Рифмовки (стихотворный текст) при выполнении движений с мячом, помогают сделать занятие более понятным, а главное, задают ритм выполнения игрового задания.
Источник