Благоприятная среда для развития ребенка
В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит
последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно
сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под
влиянием окружающей среды. - Зависит от взрослого, какой социум
будет окружать кроху. - Ребенок социализируется через
общение, деятельность и сознание. - Сознание формируется с помощью
специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Создание благоприятных условий для развития здорового ребенка.
Едемская Майя Валентиновна,
заведующая МБДОУ №31 города Апатиты
Модернизация системы отечественного образования и ориентир на инновационный путь развития обусловили высокую активность разработки и внедрения новых образовательных технологий в дошкольных учреждениях. Использование новых подходов, методов и технологий позволили нам не только заниматься воспитанием у подрастающего поколения общей культуры, но и формировать умения вести здоровый образ жизни, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, адаптироваться к различным условиям жизни и жизнедеятельности, защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Создание благоприятных условий для развития здорового ребенка — обеспечение полноценного развития личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
Психолого-педагогические условия:
1) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
2) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
3) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
4) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
5) защита детей от всех форм физического и психического насилия
6) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
7) приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
В ДОУ создана система здоровьеразвивающей деятельности, касающаяся физического и психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволило осуществлять более эффективное взаимодействие между администрацией, психологом, педагогами и родителями детей. В разработанной нами системе получили логическое развитие принципы системного подхода и реализации основных предпосылок развития детей на разных уровнях управления этим процессом. Прежде всего, данная система находится под воздействием оздоровительной, профилактической и педагогической деятельности.
Система здоровьеразвивающей деятельности в ДОУ.
При этом на всех этапах применяются психолого-педагогические и здоровьесберегающие технологии, осуществляется психолого-педагогическое медицинское взаимодействие. Успех во многом зависел и от того, кто, развивая дошкольника, сам имеет высокий уровень его развития. Поэтому одной из задач является развитие у педагогов способности видеть психолого-педагогическую проблему, находить новые формы организации НОД, осуществлять подбор и разработку самих заданий, выстраивать их по степени сложности; развивать у себя стремление искать новые методы работы с детьми. С целью развития у педагогов интереса к наиболее значимым, первоочередным вопросам, создания мотивации индивидуального поиска используются такие формы работы:
семинары-брифинги «Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе», дискуссии «Важна ли адаптация в ДОУ», творческий манеж «Закаляйся, если хочешь быть здоров…», педагогические качели:интеллектуальные состязания в области педагогики и психологии по использованию здоровьесберегающих технологий в своей работе, педагогический аквариум «Современные подходы оздоровлению детей», педагогическая мастерская «Личностное развитие ребенка в совместной физкультурно-оздоровительной деятельности» и другие.
Понимая важность данной работы на протяжении многих лет педагоги углубленно работают по проблеме «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ».
В детском саду разработана система организационно-методических мероприятий:
перспективные планы;
блок интегрированных занятий;
блок познавательных занятий;
картотека «Игры с применением «социоигровой» технологии на развитие эмоциональной сферы», «Игры на снижение психоэмоционального напряжения», «Игры в период адаптации».
Из этого следует, что инновационная методическая деятельность в ДОУ направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечила непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Ценность такого подхода в том, что она обеспечила обратную связь, обмен мнениями, сформировала положительные отношения между педагогами, педагогами и родителями.
Результативность здоровьеразвивающей деятельности:
Сильные стороны | Эффективность воспитательно-образовательного процесса; Эффективность работы по охране и укреплению здоровья и психофизического развития детей (адаптация, динамика эмоционального состояния и благополучия детей, динамика тревожности и агрессивности, анализ состояния здоровья, группы здоровья); Планирование оздоровительной работы, ежемесячно. Проведение тематических развлечений, НОД, совместных мероприятий с родителями по ЗОЖ. Стабильное улучшение материально-технической базы ДОУ. Удовлетворенность деятельностью дошкольного образовательного учреждения (показатели удовлетворенности всех основных субъектов образовательного процесса – администрации, педагогов и родителей). Постоянный рост профессиональной компетентности педагогических работников. Применение информационно-коммуникативных технологий педагогами во многих сферах деятельности. Анализ показывает, что сотрудники ДОУ занимают активную жизненную позицию и стремятся к эффективному отражению состояния образования в ДОУ. Сотрудничество с управлением образования г.Апатиты, Информационный методический центр Управления образование (далее ИМЦ УО), Региональный центр оценки качества образования (далее РЦОКО), Министерством образования и науки Мурманской области, ГАУДПО «Институт развития образования», Домом культуры имени Кирова, МБОУ СОШ 14, 5,3, Домом детского творчества библиотека, детская поликлиника и т.д. Для безопасности жизнедеятельности детей по периметру территории детского сада установлено видеонаблюдение. |
Слабые стороны | Анализ здоровья детей показывает тенденцию к увеличению детей с группой здоровья 2 и 3 и уменьшение детей с 1 группой здоровья, что приводит к увеличению хронических заболеваний и заболеваний ОРВИ. Учитывая наиболее существенную значимость двигательной активности для развития растущего организма, необходимо: повысить интерес детей к различным видам ее, а также, увеличить ее объем; поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение; побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности. Слабая мотивация педагогов МБОУ СОШ Пути коррекции: применение новых, более интересных форм работы. Сотрудничество с МБОУ СОШ: отслеживание динамики детей с ОДА. |
Перспективы | Формирование активной позиции родителей: привлечение родителей к участию в воспитании и развитии детей.. Обустройство спортивно-оздоровительного оборудования на участках детского сада с учетом особенностей здоровья детей с ОВЗ. Пополнение развивающей среды спортивным оборудованием и оборудованием для детей с ОВЗ. Улучшение уровня информационной системы ДОУ. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников на курсах по направлению «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». |
Источник
ирина кузьмина
Создание благоприятной развивающей среды в работе с дошкольниками
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Актуальность: Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Цель: обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности.
Задачи:
— создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
— предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
— вести стиль взаимоотношений, обеспечивающий любовь и уважение к личности каждого ребенка;
Функции предметно-развевающей среды:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая средаразделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:
Центр физической культуры:
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы,которые есть у нас в уголке: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия); мячи; скакалки; кегли; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.
Центр изобразительного искусства:
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Оборудование и материалы,которые есть в уголке: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки — тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.
Книжный центр:
Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы,которое есть у нас в уголке: полочки ля книг, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки;альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило, уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2,5 недель.В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои ребята любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.
Центр природы:
Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
В нашей группе находится много комнатных растений; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.
Дети нашей группы научились узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья). Я разместила в уголке природы растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети научились поливать растение под руководством воспитателя.
Психологический центр:
Задачи: Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.
Психологический уголок представляет собой нишу покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Такие уголки скрывают ребенка от посторонних глаз. Уголки уединения занимают не много места в групповой комнате. Это может быть простое и функциональное решение.В нашей группе есть: домик, в котором ребенок чувствует себя спокойно; коробочка — «Мирилка», которая способствует примирению детей; подушки «Хорошее и плохое настроение» и дорожки к ним; погремушки и еще много всего.
Театральный центр:
Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы,которые есть у нас в уголке: театр настольный, ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); декорации, маски для постановки сказок.
Дети в восторге от нашего театрального центра. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Центр ПДД
Задачи: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие; воспитать грамотного пешехода.
Безопасность детей на дорогах во многом зависит от правильного изучения ПДД в детском саду.
В нашем центре есть атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора, настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, детская художественная литература по тематике).
Пособие и игры по обучению детей ПДД. Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).
Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.
Таким образом, умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых.
Список литературы.
1. Денисенкова Н. «Как организовать окружающую среду». Дошкольное воспитание №12, 2003г.
2. Стеркина Р. «Развивающая среда в ДОУ». Обруч № 3, 1997г.
3. Нищева Н. В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду». Изд-во «Детство-пресс», СПб., 2007.
4. Новосёлова С. Л. «Развивающая предметная среда», М.: Центр инновации в педагогике, 1995г.
5. Рыжова Н. А. «Развивающая среда дошкольных учреждений», М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.
6. Тарловская Н. «Развивающая среда и этапы взросления ребенка». Обруч №3, 1997г.
Источник