Безопасности жизнедеятельности ребенка 5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 «Родничок»,
Московская область г. Луховицы
Конспект занятия для детей 4—5 лет по теме:
«Правила безопасности».
(Образовательная область: Социально-коммуникаивное развитие.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников).
Составила:
воспитатель
Перевезенцева
Марина Николаевна
Московска область г. Луховицы
Все мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто ра
Детям необходимо дать знания по общепринятым человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в природе, при общении с незнакомыми людьми, с животными, развивать у детей самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребенка объяснить, как он вел себя хорошо или плохо, почему это с ним случилось, и что ребенок при этом чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Это помогает, нам взрослым, лучше понять его, а значит, многие проблемы исчезнут.
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Закрепить у детей представление о том, как правильно вести себя дома, когда они остаются одни.
Сформировать представление о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо или соглашаться на заманчивые предложения.
Развивать у детей умение не обольщаться внешними данными
(добрый, ласковый, много обещает).
Закрепить знания о службе «102».
Воспитывать у детей способность в трудную минуту прийти на помощь.
Способствовать развитию осторожности, осмотрительности.
Способствовать развитию памяти, внимания.
Закрепить навыки работы с клеем, бумагой, салфеткой.
МАТЕРИАЛ:
Ширма, куклы (заяц, лиса, волк).
Телевизор, компьютер, сотовый телефон.
Салфетки, кисточки, карандаши, заготовки (волосы, усы, очки), силуэт лица,
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.ч. Организационный момент
Воспитатель: «Сегодня вам, ребята, я сказку расскажу и покажу. Героям этой сказке вы помочь должны. Трудно будет вдруг им, к вам за помощью они обратятся, вы помочь спешите. Рассаживайтесь, сказка начинается».
2.ч. Основная часть.
Воспитатель: «В одном городе жили-были Лисонька Лиза и зайчонок Ваня.
Собрались друзья у лисоньки Лизы поиграть в новые игрушки, а мама ушла в магазин.
А в это время по городу ходил зубастый, коварный, плечистый волк. Забрел он из темного леса в город и проверял по разным домам двери: где плохо закрыто и где открывают, не спрашивая. А друзья весело играют в мяч». (Перебрасывая друг другу мяч).
Лиса: «Держи мяч Ваня, а теперь мне».
Зайчонок: «Лови лисонька, не роняй». (Появляется волк, звонит в дверь. Лиса и заяц бегут к двери).
Лиса: «Мама, пришла!»
Заяц: «Подожди, лисонька, не спеши».
Лиса: «Так это же мама пришла».
Зайчонок: «А вдруг это не мама, а волк».
Лиса: «Ой, боюсь».
Зайчонок: «И я боюсь».
Лиса: «Что же нам делать?»
Зайчонок: «Подожди, лисонька, дай подумать».
Лиса: «Думай, быстрее».
Зайчонок: «Придумал! Давай у ребят спросим. Ребята, скажите: «Что нам делать?»
Дети: Надо посмотреть в глазок и спросить «Кто пришел?»
Лиса и зайчонок: «Кто пришел?»
Волк: «Это я слесарь-водопроводчик, открывайте поскорее у меня времени мало».
Лиса: «А у нас ничего не течет».
Волк: «Не течет — потечет. Я текущий ремонт провожу».
Лиса: «Зайчонок, что же нам делать?»
Зайчонок: «Спросим ещё раз у ребят? Как же нам сейчас поступить?»
Дети: «Посмотреть в глазок».
(Лиса и зайчонок смотрят в глазок)
Заяц: «Вы, не слесарь-водопроводчик, а волк».
Волк: «Да, я просто похож на него, все путают».
Зайчонок: «А хвост чей!»
Волк: «Взаймы взял!»
Лиса: «А мы слесаря не вызывали».
Зайчонок: «Извините, дверь мы не откроем, уходите, мы папу позовем, он сейчас в ванной».
Волк: «Не вызывали, не течет. Крепко двери закрыты. Но ничего я еще что-нибудь придумаю». (Волк уходит)
Зайчонок: «Спасибо, ребята за помощь!»
Лиса (обращается к зайчонку): «Ваня, а если мама звонит, как быть?»
Зайчонок: «Давай у ребят спросим. Что делать если мама звонит в дверь?» (Дети отвечают).
Зайчонок: «Ребята, а можно ли открывать дверь перед незнакомым почтальоном, полицейским». (Ответы детей)
Лиса: «А если меня спросили: «Ты дома одна?» Что ответить надо?» (Ответы детей).
Друзья: Ребята, чтобы лучше мы запомнили эти правила, вы их в стихах нам почитайте.
Ребенок:
Не пускайте дядю в дом
Если дядя не знаком!
И не открывайте тете
Если мама на работе.
Ребенок:
И в своей избушке
Держи ушки на макушки
И не всякому ты верь,
Запирай покрепче дверь.
Зайчонок: «Спасибо вам, друзья, за добрые советы. Мы постараемся эти правила соблюдать. Досвидание». (Воспитатель выходит из-за ширмы)
Воспитатель: «Вот и закончилась сказка, а кто слушал молодец. Вам герои спасибо сказали за помощь. А сами-то вы соблюдаете правила». (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка
Раз, два — выше голова
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики. (Неожиданно входит незнакомец).
Незнакомец: Здравствуйте! Как вас много, но это хорошо. Посмотрите, что у меня есть (показывает большую машину). Поиграть хотите? (Незнакомец предлагает ребенку покататься на машине, тянет его с собой).
Воспитатель: «Извините, пожалуйста! Что вы хотите от ребенка? Кто вы? Как вас зовут? Вы нам не представились». (Незнакомец быстро уходит).
Воспитатель (обращается к ребенку): «Что тебе предлагал незнакомец? А ты его знаешь?»
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете этого незнакомца. Почему вы с ним хотели играть? Сейчас вы в детском саду и с вами ничего не случиться, потому что рядом я, другие взрослые, а если это случилось бы на улице. Как вы поступили?» (Ответы).
Воспитатель: «Запомните ребята. Не всегда человек с добрым лицом, добрый, он может замыслить зло. Вы видели, как быстро ушел незнакомец, ничего не сообщив о себе. Ребята, а этот человек может и в другие детские сады пойти, надо о нем сообщить. Но куда? (Ответы). А номер телефона вы знаете?» (Ответы).
Воспитатель набирает номер.
Ответ: «Дежурный Иванов Сергей Петрович, слушает».
Воспитатель: «Здравствуйте! Вам звонят из детского сада № 5 «Родничок». Мы хотим вам сообщить о подозрительном человеке, который пришел к нам в детский сад и предлагал ребенку покататься на машине, но не представился, ничего не сообщил о себе».
Дежурный: «Спасибо за сообщение. Мы примем меры по розыску этого человека. Вы хорошо его запомнили? Составьте, пожалуйста, фоторобот незнакомца».
Воспитатель: «Мы сейчас приступим к работе и доставим фоторобот».
Воспитатель: «Нас попросили составить фоторобот, а для этого надо вспомнить внешность незнакомца. Что вам запомнилось? Каким цветом волосы? (светлые). Какие по длине волосы? (средние) Что у него было на лице? (темные очки, темные усы). Какой формы очки».
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: «Ребята, подойдите к столам. (У каждого стола по 2 человека). На подносах у вас лежат готовые формы волос, усов, очков, но прежде чем клеить вы должны внимательно их рассмотреть, правильно выбрать детали для фоторобота».
(Дети выполняют работу).
3ч. Заключительная часть.
Воспитатель звонит в полицию, сообщает, что фотороботы готовы, привезет их сам воспитатель.
Дежурный: Спасибо за помощь, за сообщение. Будьте в следующий раз внимательны.
(Влетает Карлосон).
Карлосон: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня правильно, я — Карлосон, который живет на крыше. А у меня для вас сюрприз.
Воспитатель: Какой сюрприз.
Карлосон: Я летаю повсюду, и вот пролетал мимо полиции, решил заглянуть к ним, а они меня попросили передать вам видеописьмо.
Воспитатель: Значит — это видеописьмо из полиции. (Смотрят запись с обращением к детям полицейского).
Воспитатель: Спасибо, Карлосон! Ребята постараются выполнять эти правила.
Воспитатель предлагает спеть песню «Смешной человек».
Литература:
1. Голицына Н.С. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 112с.
2. Голицына Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 112с.
3.Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: кн. для воспитателей дет. Сада/ [К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др.]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 94с.
4.ОБЖ. Средняя группа. Занимательные материалы/Сост.Л.Б.Поддубная. — Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
Источник
Елена Евтенко
Методическое пособие по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 5–7 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 30
Евтенко Е. В.
Методическое пособие
по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 5-7 лет
ст. Ленинградская, 2016 г.
Автор –составитель: Евтенко Е. В.
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Рецензент ___ Леготкина С. В. преподаватель ГАОПОУКК «Ленинградский педагогический колледж» Краснодарский край
В методическом пособии «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»` включены задания разных форм взаимодействия детей и взрослых (стихи, игры, занятия, беседы) и направлены на формирование основ ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
Пособие предназначено для проведения занятий по ознакомлению дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности, как в условиях семьи, так и в ДОУ. Пособие будет полезно педагогам ДОУ и родителям, заинтересованным в подготовке своих детей к безопасной жизни в окружающем мире.
Введение
Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Поэтому, надо дать детям необходимую сумму знания общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Работа с детьми по ОБЖ должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течение недели.
В организации работы с детьми по ОБЖ наиболее эффективны:
-занятия, игры- занятия;
— праздники, развлечения, досуги;
— беседы;
— тренинги;
— дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;
— наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,
— заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;
— отгадывание загадок, кроссвордов;
— чтение художественной литературы,
— рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;
— сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;
— театрализованные представления,
— обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);
— встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС,
— мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать).
Они должны быть яркими и привлекательными, заинтересовывать детей. Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке. Использовать кружковую и театрализованную деятельности.
Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно-пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении образовательных задач.
Большую роль по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста играет привлечение родителей к совместной работе, что обеспечивает возможность достижения успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность».
Нужно помнить, что главное — это личный пример родителей, воспитателей. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды.
Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (воспитатель – дети — родители). Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.
Стихи
для использования в работе с детьми
по формированию безопасного поведения в быту:
Дверь входную осторожно
Надо закрывать,
А иначе, друг мой, можно
Пальцы там прижать.
Будет больно-и польются
Слёзы в два ручья,
И тебя жалеть сбегутся
Все твои друзья!
Ты, малыш,запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней не должен ты играть,
Шпильку, гвоздь туда совать-
Дело кончится бедой:
Ток в розетке очень злой!
Когда в кастрюле кипяток,
Не прикасайся к ней, дружок,
И очень осторожен будь:
Её так просто обернуть!
Поверь: кипящая вода
Была опасною всегда!
Сынок хотел, как папа, стать
И начал гвоздик забивать,
Попал по пальцу молотком-
На рёв сбежался целый дом!
Малыш,запомни наш совет:
С тобой чтоб не случилось бед,
Ещёнемного подожди:
Сперва придётся подрасти!
Не играйте острыми
Вилками, ножами.
Ведь такой «игрушкой» просто
Что-нибудь поранить.
Будет больно, будет грустно,
Мама наругает,
Неужели вам игрушек
В доме не хватает?
В уши, нос нельзя совать
Мелкие предметы.
Могут там они застрять-
Помните про это!
И придётся вас везти
К медикам в больницу!
Глупо так себя вести,
Просто не годится!
На балконе -так и знай!-
Ты на стулья не вставай,
На перила не взбирайся,
Низко не перегибайся-
Это может быть опасно:
Падать сверху так ужасно!
Конспект занятия с детьми старшей группы
«Огонь-друг, огонь-враг»
Цели:
1. Сформировать у детей чувство опасности огня;
2. Прививать навыки безопасного обращения с бытовыми приборами;
3. Прививать навыки правильного поведения в случае пожара.
Задачи:
1. Дать понять детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
2. Учить детей быть осторожными в обращении с огнём.
3. Познакомить с работой службы спасения “ 01 “.
Материалы и оборудование: компьютер, экран, презентация «Огонь-друг или враг?», предметные картинки (предметы пожароопасные и нет, ленты синего и красного цветов.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем с вами говорить на очень важную тему, мы будем говорить об огне. Будьте внимательны, и в конце нашего занятия, вы мне ответите на вопрос, так кто же для нас огонь — друг или враг? Для начала мы с вами посмотрим презентацию на тему «Огонь-друг или враг?» (слайд1) .
Воспитатель (комментарий к слайду №3): Огонь – удивительная сила природы, которая может быть доброй и злой. Добрый огонь помогает приготовить пищу, освещает дом, если нет электричества; плавить металл, из которого потом сделают много полезных вещей. Но если с огнем обращаться неосторожно, он может принести много вреда. От непотушенного костра может сгореть лес, а баловство со спичками приведет к пожару в доме, от которого могут погибнуть люди. Поэтому всегда нужно помнить и соблюдать правила пожарной безопасности (слайд4).
Воспитатель (комментарий к слайду №5): Почему нельзя играть со спичками? (ответы детей)
Воспитатель (комментарий к слайду №6): Почему нельзя играть с электроплиткой? (ответы детей)
Воспитатель (комментарий к слайду №7): Почему нужно выключать утюг из розетки? (ответы детей)
Воспитатель (комментарий к слайду №8): Почему нужно обязательно тушить костер прежде, чем уйти? (ответы детей)
Воспитатель (комментарий к слайду №9): Почему нельзя сушить одежду над газовой плитой? (ответы детей)
Воспитатель (комментарий к слайду №10): Почему нельзя совать металлические предметы и пальцы в розетку? (ответы детей)
Воспитатель (комментарий к слайду №11): Что нужно делать, если пожар все же случился? (ответы детей)
Д/игра «Огнеопасные предметы» (встают)
Воспитатель: Я буду показывать предметы на картинке, а вы если это огнеопасный предмет поднимаете вверх руки с ленточками и машете ими, изображая огонь, а если нет, то стоите спокойно.
(спички, пила, свеча, бенгальские огни, ножницы, утюг, телевизор, топор, зажигалка, петарды)
Игра «Топаем, хлопаем».Условие: Если дети поступают правильно – хлопают, Если неправильно – топают.
Воспитатель:
Знаю я теперь друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть (топают)
Коля убежал за дом
Там играет он с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют
На печи газ зажигают (топают)
Клим увидел – дом горит
Мальчик «01» звонит (хлопают)
Палит листья мальчик Тихон.
У костра он скачет лихо (топают)
Под столом играет Света,
Зажигает она свечи. (топают)
Подвижная игра «Огонь — вода»
Детям сзади за пояс прикрепляются ленточки двух цветов – красного и синего. Дети с красными ленточками – это огонь, а с синими – вода. По сигналу «Раз, два, три – огонь гори!» дети с красными ленточками разбегаются по группе («начался пожар»). По сигналу «Раз, два, три – быстро затуши!» дети с синими ленточками должны догнать детей с красными ленточками и собрать все ленточки, изображающие пожар («потушить пожар»). — Огонь распространяется очень быстро и не всегда его удается быстро затушить.
Воспитатель: Какие все у нас ловкие и быстрые. А умеете ли вы загадки отгадывать?
Конкурс “ Загадка – для ума зарядка “
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает. (Огонь) .
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (Огонь) .
С огнём бороться мы должны –
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарники) .
Мой папа пожарный.
Мой папа герой.
Огонь заливает мой папа (Водой) .
Спешит, гудит – дорогу дай,
Моргает глазом синим.
Примчится вовремя. Беда
Детей и взрослых минет.
(Пожарная машина).
Это тесный –тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр.
Не шути с сестричками
Тоненькими (Спичками).
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь. (Костёр)
Воспитатель. Молодцы, ребята! А теперь ответьте мне на вопрос «Кто же для нас огонь — друг или враг?»(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, огонь может быть для нас и другом, и врагом, но всё — таки пользы от него больше чем вреда. Я очень хочу, чтобы вы были осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила пожарной безопасности, и огонь обязательно будет вашим другом и помощником.
Источник