Безопасность ребенка 3 5 лет
Они легко с улыбкой подходят к постороннему взрослому, рассказывают обо всем подряд первому встречному, не задумываясь, возьмут протянутую конфету, и иногда кажется, что они готовы обнимать и любить весь мир: знакомиться, дружить, делиться, доверять. Да, речь о нашей малышне трех-пяти лет.
Поначалу нас, родителей, эта контактность и бесстрашие умиляют и радуют, но через какое-то время их абсолютная доверчивость начинает тревожить, тем более, они так и норовят убежать от нас при первом удобном случае: и в гипермаркете, и на детской площадке и во дворе собственного дома. Нам все чаще становится неловко, когда незнакомая тётя в городском транспорте или в поликлинике слышит подробный рассказ о том, как мама с папой вчера поссорились, или о том, что мама приготовила на ужин в праздничный вечер, сколько комнат в квартире, куда папа ездил в командировку, почему мама не разговаривает с бабушкой, и как братик описался в гостях на прошлой неделе.
Разговоры не помогают, хотя дети, вроде бы, кивают и дают обещания, когда слышат наши объяснения. Возникает проблема: как научить малыша основам таких понятий как доверие и недоверие, стыд и сдержанность, свои и чужие, хорошие и плохие? Как объяснить, где проходят личные границы и границы «ближнего круга», о чем можно говорить с посторонними, а о чем нет? Как вести себя, если милая пожилая тетя вдруг начинает обращаться к ребенку с вопросами при маме или без нее, и, главное, как проделать все это воспитательное волшебство, не пугая, не настораживая и не запрещая?
Но для начала давайте сверимся, вдруг наши представления о воспитании безопасного поведения очень разные. Наша цель: сделать так, чтобы без нажима, запугиваний и конфликтов, вызывающих даже у малышей чувство протеста и нежелание слушать или разговаривать о безопасности, научить ребенка нескольким вещам:
- разделять взрослых на своих и чужих, знакомых и посторонних, и разделять свои формы поведения в зависимости от этого;
- понимать, что добрый и вежливый (улыбающийся, симпатичный, щедрый, пожилой, женщина) – не одно и то же.
- уметь говорить «Нет» постороннему взрослому человеку, не стесняясь и не боясь этого;
- знать, как отвечать любому постороннему, если тот обратился за помощью, с предложением или с любым разговором;
- знать, как и к кому обратиться за помощью, если рядом нет ни родителей, ни знакомых;
- понимать, что взрослые люди могут быть опасны, но не испытывать парализующего страха перед возможными угрозами.
Согласны? Тогда предлагаем примерный план, возможно хотя бы какие-то его пункты вы сможете использовать в вашей семье, или усовершенствовать и дополнить их вашими методами и идеями.
1. Рисуем «круги доверия» вместе.
Берем цветные карандаши, пусть нарисует самых близких членов семьи, самых-самых. Обведем в кружок. Затем знакомых и друзей, кого-то из дальних родственников, воспитателей, нянь. Это второй круг другого цвета. Затем можно нарисовать тех незнакомых, которые нравятся и вызывают доверие. А еще – тех, кто кажется подозрительным.
Этот рисунок пригодится нам не раз. По нему мы можем показать степени близости: например, обнимать, гладить и целовать ребенка могут только люди из этого круга (пусть ребенок выберет свой любимый цвет для самых близких). А вежливо здороваться и разговаривать можно и с этими и вот с теми (здесь тоже лучше, чтобы ребенок выбрал цвета сам). А вот посторонние (плохие или хорошие – неважно) будут нейтрального цвета. Они не должны подходить к чужим детям, особенно, если рядом с теми нет родителей. Они не могут трогать и обнимать, ничего не предлагают, никуда не зовут, не дарят и не спрашивают ни о самом ребенке, ни о его семье. А если и спрашивают, то можно не отвечать, потому что воспитанные взрослые не общаются с чужими детьми без разрешения их родителей.
Этот же рисунок можно вспомнить на прогулке на улице: пусть покажет тех прохожих, которые нравятся и тех, кто не симпатичен, и расскажет почему. Заодно можно и определить тех посторонних, к которым можно подойти, если нужна помощь, если потерялся или что-то случилось.
2. Начинаем спрашивать.
Уже в трехлетнем возрасте с помощью таких разговоров во время прогулки или игры можно аккуратно донести главное: есть люди хорошие и плохие, добрые и злые, и вторые всегда стараются быть похожими на первых, ведь иначе их сразу все увидят и выведут на чистую воду. Даже волк в сказке о семерых козлятах подделывал добрый голос мамы, чтобы козлята открыли ему дверь. А иногда бывает наоборот: не очень красивый, неулыбчивый человек может быть очень добрым. Хороший человек может иногда и нагрубить или показаться невежливым, просто у него такое настроение. После пары таких коротких разговоров (обязательно в диалоге, пусть ребенок сам думает и доходит до этих выводов) можно переходить ко следующему логическому шагу:
3. Как выглядит нехороший человек?
Если вы видите в книжке, мультике или кино «преступника» (в черном, в маске, с оружием и жуткими повадками), то обращаем внимание ребенка на то, что такие преступники существуют только в вымышленном мире. Спросите его, почему ни один преступник не рискнет выйти на улицу в черной маске, черном плаще и с пистолетом в руке. Его собственный ответ запомнится ребенку лучше всего.
Обратите внимание на то, что на улице всегда есть люди, и у каждого есть мобильный телефон, с которого можно моментально позвонить в полицию, или снять подозрительного человека на фото или видео. Покажите ребенку камеры наружного наблюдения. Пусть он поймет, что настоящий преступник никогда не рискнет ни выглядеть как-то по-особенному, ни нападать на других прямо на улице. И тут можно перейти к следующему важному моменту:
4. Как действует опасный человек?
Если плохой человек хочет, чтобы на него не обратили внимания, то он должен действовать очень скрытно и выглядеть совсем не подозрительно. А что он может сделать, например, чтобы увести с собой чужого ребенка? Как можно начать разговор, чтобы все окружающие подумали, что это не чужой дядя или тетя, а папа или мама малыша? Как он поведет себя, если ребенок закричит или побежит? Рискнет ли он гнаться за ним, или тащить за собой? Что лучше кричать, чтобы все-все вокруг точно поняли, что это чужой человек? Давай покричим вместе, кто громче? Совершенно не важно, посмотрят ли на нас с тобой, если мы сейчас потренируемся громко кричать на весь парк.
5. Личные границы
Переходим к такому непростому вопросу как личные границы, вежливость и умение говорить «Нет». Исключаем из общения фразы: «Старших надо уважать», «Как ты разговариваешь со взрослыми?», «Что о тебе подумает тетя?» Нет, мы не собираемся воспитывать хулиганов, но и беспрекословное послушание, зажатость и желание «всегда быть хорошим» — не самый лучший вариант с точки зрения безопасности.
И здесь все просто: посторонние взрослые не должны подходить к детям, если тем не нужна помощь. Они могут сделать замечание, если ребенок расшалился и нарушил их личные границы. Могут спросить, не нужна ли помощь, если ребенок потерялся.
Некоторые бабушки, конечно, могут начать разговор о чем угодно, потому что они выросли в другое время, тогда так было принято. Но сейчас, в наше время, ни один взрослый не должен ни угощать чужого ребенка, ни звать с собой, ни просить его о помощи или услуге. И если такой взрослый подходит и заговаривает, то с ним можно и нужно быть невежливым, потому что таких взрослых нужно опасаться и даже воспитывать. Отвечаем: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать» или «Я не разговариваю с незнакомыми».
А если какой-то взрослый пытается увести, даже хотя бы просто дотрагивается, – можно и нужно применять два своих главных оружия: быстрые ноги и громкий голос. Кричим громко: «Помогите! Я не знаю этого человека!» и бежим в самое ближайшее безопасное место, откуда сразу же звоним родителям.
Особо важно не раз и не два сакцентировать внимание ребенка на том, что главное – привлечь внимание. Не победить, не «применить приём», не спрятаться, не плакать, не кусаться или плеваться (они все на тренингах предлагают такие варианты), а устроить «шумовую атаку», ничегошеньки не стесняясь.
6. Телефоны – наизусть.
В три года. Как минимум, два номера. И домашний адрес – наизусть. И имя-фамилию-отчество мамы и папы. И заодно сразу напоминаем, что это — информация про самый близкий круг, и ее не нужно рассказывать посторонним, если не нужна помощь.
7. Опасные и безопасные места.
Тут отлично помогут карточки с рисунками. Рисуем все, что видим на улицах: и детские сады, и школы, и магазины, и станцию метро, и автобус с трамваем, и гаражи, и стройку, и двор, и парк, и дорогу, и аптеку/банк/салон красоты/кафе/ресторан. Пусть помогают рисовать, насколько возможно.
Затем раскладываем на две кучки: опасные и безопасные. А потом при случае находим их на прогулке, по пути в детский сад или в гости, по сторонам от детской площадки и просто, глядя в окно. В безопасных местах всегда есть люди, а преступники больше всего на свете боятся, что их раскроют и поймают. Именно поэтому они убегут, если только применить два главных оружия. Главное: кричать громко-громко и бежать быстро. Тогда никто не рискнет ни догонять, ни даже подходить близко.
Спросите у ребенка – почему? Пусть представит прямо во время прогулки, что бы случилось, если бы какой-то мальчик сейчас бежал по улице и кричал: «Помогите! Спасите! Я не знаю этого человека!» Напомните о камерах наружного наблюдения, о мобильных телефонах у каждого прохожего. Пусть ребенок будет уверен в том, что он может отпугнуть любого, главное – не стесняться орать громко и бежать, не раздумывая.
8. Один дома.
Тут подключаем игру, потому что очень важно все показать и попробовать на практике вместе. Проще всего сначала показать, как именно отвечать, если кто-то позвонил в дверь, а родителей нет дома. (Иногда некоторые специалисты советуют вовсе не подходить к двери, но мы, все-таки, считаем, что это – более опасно, потому что в случае, если какой-то грабитель пришел с целью взлома, он может проникнуть в квартиру, если никого дома нет).
Показываем, играя: «Допустим, я – это ты, а ты – это посторонний. Ты звонишь в дверь. Я подхожу, спрашиваю, кто там? Слушаю ответ и говорю: «Родителей нет, но скоро придут». И звоню – кому? Правильно! Маме или папе. Сразу же, даже если человек за дверью ушел. Мы не рекомендуем в этом возрасте прорабатывать ситуации из серии «что делать, если кто-то взламывает дверь» или «что делать, если на тебя напали в подъезде или в лифте». Трех-пятилетнего ребенка это, скорее, напугает. Тем более, что детей такого возраста мы же крайне редко оставляем одних надолго без присмотра.
Конечно, освоение этих правил дело не одного дня, но начинать постепенно вводить основы безопасности стоит как можно раньше.
Источник
Дочь-второклассница сказала, что возле школы к ней подходил дядя и спрашивал, как её зовут. Я перепугалась. Как научить ребёнка правильным действиям?
Ирина Калинина, Калуга
Отвечает Лия Шарова, руководитель Школы детской безопасности «Стоп Угроза», автор книги «Стоп Угроза. Дети в безопасности»:
— Мной собрана пугающая статистика.
- Практически все дети считают, что они могут доверять «знакомым взрослым», в том числе соседям, родителям друзей, продавцам из соседнего магазина — всем людям, кого они уже когда-то видели. И почти все доверяют женщинам и пожилым людям.
- Две трети детей 5-8 лет не знают наизусть номеров телефонов родителей.
- 19 из 20 детей всех возрастов проводят вежливую тётю, помогут пожилому дяде донести до машины пакет, щенка, котёнка, сумку. При этом первоклашки готовы записать в пожилые и сорокалетних. А пожилых «надо уважать».
- 19 из 20 детей начальной школы уверены, что без труда узнают на улице преступника. Они пойдут куда-то с любым человеком, который назовёт их по имени и представится коллегой или другом родителей, — ведь он «точно не преступник».
- 9 из 20 детей всех возрастов постесняются громко закричать, если кто-то возьмёт их за руку и куда-то поведёт.
- Почти все дети не знают, что делать в случаях, если кто-то заговорил с ними или удерживает; не понимают, к кому из посторонних могут обратиться за помощью и как это сделать. И, конечно, они боятся рассказывать родителям о своих проблемах: «мама запретит мне сидеть в Интернете», «папа не разрешит мне гулять одному».
- Половина детей 6-12 лет побежит в случае опасности в подъезд, во двор, куда-то, «где можно спрятаться». Другая половина, особенно мальчики, уверены, что могут победить преступника, покусав его или пнув, или обмануть, притворившись сумасшедшим, мёртвым.
Когда появляются правила безопасности?
Учить ребёнка правилам безопасности нужно с 3-4 лет. Дошкольник должен точно понимать, что есть «свои» и «чужие». Расскажите ребёнку, что только близкие (перечислите, кто именно) могут его трогать, обнимать и гладить. В этом возрасте обучать лучше во время игры, прогулки, читая сказку. Например, покажите какого-нибудь мультяшного преступника и объясните, что в реальной жизни злодеи выглядят совсем как хорошие люди, потому что очень боятся, что их поймают.
С 6-7 лет дети уже вполне готовы к более серьёзным разговорам о хороших и плохих взрослых и о том, как вести себя в опасных ситуациях.
С 8-9 лет, как только ребёнок получает доступ к соцсетям, нужно сразу же рассказывать о безопасности в Сети (анонимность, проверка всех новых виртуальных знакомых в скайпе или видеочате, минимум личных сведений и откровенности даже в переписке с друзьями, встречи с виртуальными френдами только с разрешения и после предварительного общения хотя бы по телефону родителей друзей).
С 10-12 лет можно прямо говорить о педофилии и угрозе сексуального насилия. Важно, чтобы дети не стеснялись реагировать моментально, даже если к ним кто-то подходит в городском транспорте или просто пытается потрогать, погладить, пригласить куда-то. Абсолютное большинство жертв насилия просто боялись закричать, постеснялись. Поэтому чем раньше дать ребёнку право на агрессивную и громкую реакцию на педофила, тем лучше. В транспорте можно громко крикнуть: «Отойдите от меня немедленно! Помогите, тут извращенец!»
С 12-14 лет нужно подготовить детей к самозащите от ровесников, хулиганов, ребят постарше, грабителей.
Как правильно разговаривать с ребёнком, чтобы он не пропускал родительские советы мимо ушей?
1. Спрашиваем, а не поучаем. Вместо наставлений и различных «не» лучше спросить ребёнка, например, во время прогулки, кто кажется ему подозрительным, а кто хорошим, и, услышав ответы, мягко поговорить с ним в дружеском ключе. Ребёнок должен точно знать, что ни один посторонний взрослый не должен обращаться на улице к чужому ребёнку. А если кто-то обратился, то это или преступник, или невоспитанный взрослый. И с теми и с другими не нужно быть ни вежливыми, ни послушными.
2. Вселяем уверенность. Расскажите детям: пока они находятся в людном месте, они в безопасности, потому что всегда могут применить два своих главных оружия — быстрые ноги и громкий голос. Убедите ребёнка в том, что он может делать всё что угодно, если кто-то из посторонних не отошёл после слов «Я не разговариваю с незнакомыми»: можно и нужно кричать, убегать, можно даже разбить окно или швырнуть камнем в машину, чтобы сработала сигнализация, можно упасть в лужу в новой куртке или вцепиться намертво в забор или качели на детской площадке, обратиться за помощью к посторонним, забежать в магазин или аптеку, банк или кафе. Преступник не рискнёт тащить кричащего и упирающегося ребёнка, поэтому потренируйтесь вместе с ребёнком кричать прямо на улице. Важно, чтобы ребёнок не стеснялся привлекать внимание и просить о помощи. Если ребёнок стеснительный, можно отвести его на тренинг по безопасности, чтобы он приобрёл уверенный навык морального отпора в любой ситуации.
3. Покажите на своём примере, как именно нужно отвечать любому человеку. Лучший ответ для ребёнка до 12 лет: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!» или «Я не разговариваю с незнакомыми». Подростки могут сказать: «Нет, я спешу, меня ждут». Важно, чтобы ребёнок умел уверенно прерывать любой диалог, мог пройти мимо, если его окликают, не боялся показаться невежливым. Пусть ребёнок увидит всю последовательность правильных действий и повторит её весело и без ахов-охов с вашей стороны. Моделируем ситуации «один дома», «звонок по телефону», «подходит на улице человек и спрашивает», «заходишь в подъезд», «стоишь у лифта и подходит мужчина», «потерялся в торговом центре», «заблудился на улице», «потерял мобильный телефон», «кто-то идёт позади», «девушка, можно с вами познакомиться?» и т. д. И предлагаем ребёнку проиграть соответствующую роль. Потом обсуждаем, что было правильно, что нет.
Объясните — в ситуации, когда преступник хватает и удерживает, нужно кричать: «Помогите! Я не знаю этого человека!» Эффективно резко падать на землю, пинаться, цепляться за любые предметы, разбрасывать вещи, громко кричать. В подъезде нужно кричать «Пожар!» а не «Помогите!», — это очень важный момент.
4. Заменяем слова «преступник», «подозрительный человек» на «посторонний», «чужой», «незнакомец». Абсолютное большинство детей 5-12 лет на тренингах описывают преступника как «дядьку в чёрном, угрюмо преследующего прохожих» и считают, что могут отличить преступника от «хорошего человека». Расскажите об уловках похитителей и педофилов. Часто на вопрос: «Как ты думаешь, как можно обмануть ребёнка, чтобы он пошёл с посторонним?» — дети сами придумывают несколько десятков обманных маневров. Уточните, что злодеем может быть и женщина, и пожилой человек.
5. Показываем, как обратиться за помощью, если потерялся или кто-то преследует, к кому можно подойти (женщины с детьми, служащие любого магазина, аптеки, кафе). Важно, чтобы ребёнок знал чётко всю последовательность: дать отпор — убежать в безопасное (самое людное) место — немедленно позвонить родителям, не покидая безопасного места.
6. Не реагируйте агрессивно на какую-то неожиданную или неприятную информацию. Дети врут очень часто, скрывая от родителей и опасные ситуации на улице, и какие-то проблемы в Интернете или в школе с ровесниками, потому что уверены — кроме запретов и скандалов, в ответ на их откровенность ничего не последует. Поэтому иногда лучше набраться терпения и понимания, чтобы быть в курсе личной жизни своего ребёнка.
7. Начинайте дружить с детьми в соцсетях. Присылайте им дурацкие гифки и демотиваторы, болтайте в чате, не становитесь врагом его онлайн-пространства, так будет гораздо проще понимать, с кем ваш ребёнок общается в Сети и чем увлечён. И обязательно уберите всю информацию о детях со своих страниц в соцсетях. Никаких фотографий с детьми на аватарке, контактов и ссылок на членов семьи, место работы, никакого списка коллег. Многие педофилы и мошенники находят своих жертв и информацию о них через страницы родителей.
8. Учим телефоны мамы, папы и доверенных лиц. Вместо или кроме придуманных паролей перечислите всех ваших близких и друзей, кому ребёнок может доверять и с кем он может, например, уйти из школы, если с вами что-то случилось.
9. Убедите ребёнка, что дорогой планшет или смартфон носить с собой не стоит. Во-первых, увлёкшийся разговором в Сети ребёнок теряет бдительность и не обратит внимание на опасность. А во-вторых, одинокий школьник с девайсом — лёгкая добыча для грабителей или наркоманов, выслеживающих по утрам подобных жертв в общественном транспорте. Схема простая: выйти вслед за ребёнком и преследовать на небольшом расстоянии, дожидаясь относительно безлюдного участка дороги. В лучшем случае грабитель просто выхватит планшет или телефон и убежит. В худшем может и ударить или оглушить ребёнка.
10. Совет — только для родителей. Установите на мобильном телефоне ребёнка систему родительского контроля. Вы сможете видеть, где находится ваш ребёнок и даже установить безопасную зону и систему смс-оповещения в том случае, если ребёнок её покидает. Плюс возможна функция тревожного вызова: если ребёнку что-то угрожает, ему достаточно нажать на кнопку, чтобы известить родителей.
Смотрите также:
- Защита от незнакомца. Как научить ребенка безопасности и осторожности →
- Одиночество в браке начинается с рутины и эгоизма →
- Поехали! →
Источник