Бешеный ребенок в 3 года
ЗЛОСТЬ И АГРЕССИЯ.
взято на сайте АНО Психологический центр «Ресурсы»
Вспышки гнева у ребёнка 2 -3 лет могут быть довольно сильными и буквально застать его родителей врасплох. Чаще всего первой реакцией родителей на эти негативные чувства будет запрет и обвинение ребёнка в том, что он их испытывает.
Как лучше действовать родителям? Какая позиция наиболее оправдана с точки зрения детской психологии?
Почти всем заботливым родителям кажется, что ребенок, окруженный любовью и вниманием родных, просто не имеет причин злиться. И эта «беспочвенная», по их мнению, злость заставляет задуматься о том, все ли в порядке с их ребенком: «Может, это мы виноваты? Разбаловали?» Закономерно возникает и вопрос: «Как следует к этому относиться?» Не обращать внимания — не будет ли это поощрением агрессии? Объяснять и наказывать? Но как объяснишь такие сложные вещи малышу? А если он не понимает, то за что же его наказывать?
В причинах детской агрессии нам и предстоит разобраться, равно как и выработать правильную тактику родительского поведения. Для начала только стоит определить, что мы будем понимать под словом «агрессия». В первую очередь агрессия будет означать агрессивные действия, совершаемые ребенком по отношению к другим людям. Это могут быть укусы, щипки, царапанья, попытки ударить и другие способы причинить им физическую боль. К агрессивным действиям можно отнести и намеренную порчу ребенком игрушек и других предметов в приступе злости и гнева. «Бранные» слова, которые произносит ребенок в адрес близких — «убью», «выброшу» и т.п., — это проявления вербальное (словесной) агрессии. Слова «злость» или «гнев» будем относить собственно к эмоциональному состоянию ребенка, переживаемым им отрицательным чувствам.
Ну а теперь давайте попробуем понять, что движет малышом, набрасывающимся с кулаками на свою любимую маму, бабушку и остальных.
Что происходит с ребенком к двум годам — возрасту, в котором чаще всего начинает проявляться агрессия против родителей? Ребенок взрослеет: он научился управлять своими ручками и ножками, овладел своим телом настолько, чтобы передвигаться самостоятельно и исследовать окружающий мир, научился с помощью простых слов обозначать для родителей свои желания. И понял, что до некоторой степени он управляет своими родителями. Он заплакал — мама подошла, описался — мама переодела, проголодался — мама накормила и т.п. По мере своего развития ребенок совершенствует способы привлечения к себе внимания, пребывая до поры до времени в счастливом заблуждении, что и впредь мама будет угадывать все его желания и удовлетворять все его потребности.
И вот однажды он сталкивается с ситуацией, в которой мама говорит ему «нет». Рано или поздно маме становится тяжело подстраиваться под все возрастающие нужды ребенка. Ее отказ выполнить то или иное желание ребенка может вызвать довольно сильный гнев. По внутреннему ощущению ребенка и по предшествующему опыту его жизни мама «не имеет права» отказывать ему. Он привык получать то, чего хочет, и не понимает, почему должно быть иначе. Ребенок начинает протестовать, злиться, прибегая при этом к простейшей агрессии.
Нормально это? Абсолютно нормально! Злость — нормальная реакция здорового организма на преграду, мешающую получить желаемое. Однако ребенок еще не понимает того, что хорошо усвоили в детстве его родители. Далеко не всегда мы можем получить желаемое сразу. Порой нам приходится не только терпеливо ждать, но и прикладывать значительные усилия для достижения желаемою, терпяпри этом всяческие неудобства. Более того, иногда, несмотря на все усилия, мы не можем удовлетворить свое желание. И с отрицательными чувствами в этой связи надо тоже научиться справляться. Вот именно этого опыта смирения, откладывания своего желания «на потом» пока не хватает ребенку.
Наша общественная социальная жизнь подчинена многим ограничениям и запретам, которые пока неведомы ребенку. Хотя для родителей эти запреты уже давно стали нормой и действуют автоматически. И того же они ожидают от своего ребенка. «Как он не понимает, ведь этого же нельзя!» А он не понимает, вернее, еще не понял. Ребенок не рождается с умением «терпеть» и «ждать», этому ему надо будет научиться. И учиться он будет на всем протяжении дошкольного возраста (и дальше всю жизнь). Задача родителей — помочь ему в этом, не потворствуя, но и не торопя его и не осуждая.
Научиться ему предстоит и сдерживанию своей агрессии. Помимо запрета на агрессивные действия в адрес окружающих, в обществе действует еще более сильный запрет на проявления агрессии в отношении близких людей — родственников и членов семьи. Иногда родители готовы понять агрессию своего малыша, направленную на незнакомого человека, но «обижаются» на него, если эти действия касаются их самих. Иногда, наоборот, мама «не заметит» агрессивной выходки ребенка в свой адрес, но устыдится, если ребенок начнет делать то же самое в гостях или на улице в присутствии посторонних.
Кстати, выражая злость, ребенок может причинить вред не только окружающим, но и самому себе. Гнев ребенок может направить как на тех, кто вызвал его чувства — то есть на родителей, так и на «замещающие» объекты — игрушки, мебель и т.п.Но иногда нею свою злость и ярость ребенок направляет на… самого себя. Например, он может начать бить себя, дергать волосы и даже биться головой о стену. В детской психологии для этого поведения есть специальный термин — аутоагрессия, или агрессия, направленная на себя. Углубляться в эту тему сейчас мы не будем заметим только, что аутоагрессия получает свое развитие/подпитку, когда другие способы выражения агрессии находятся под строгим запретом. «Ты плохой, бьешь бабушку», — говорят ребенку родители. «Я плохой», — понимает про себя ребенок. А значит, мол нужно наказывать самого себя. Как мы видим, ребёнок ведет себя очень «логично». Однако очень быстро родителям становится его жалко. И не зря, аутоагрессия небезопасна для психики ребенка, и ее проявления должны быть сигналом для родителей о его внутреннем неблагополучии.
Итак, говоря об отношении взрослых к проявлениям детской агрессии, мы заметили, что в основе негодования чаще всего кроется представление, ребенок уже обладает способностью управлять cвоим гневом, а значит, причиняет им боль нарочно, «осознанно». Вот почему первое, о чем должны напомнить себе родители, сталкиваясь с проявлением агрессии со стороны ребенка, так это о том, что он действительно «не осознает, что творит» и не владеет собой в достаточной мере, чтобы сдержать свой агрессивный пульс. Он пока не понимает, что совершает дурной поступок, как не понимает и того, что вам больно, всем еще малыш может не понимать (не помнить с ощущений), что такое боль вообще. Вот почему родителям очень важно обозначить происходящее — объявить, что им больно, и спокойно объяснить ребенку, что «драться и бить людей нельзя».Этот запрет и объяснение нужно повторять снова и снова, препятствуя ребенку в момент осуществления агрессивного действия — ловить его ручку, занесенную для удара, уворачиваться от укусов и т.д.. До тех пор, пока ребёнок не осознает происходящего и не научится по своей воле сдерживать себя.
В ответ на агрессивное действие ребенка мама в крайнем случае может прибегнуть к легкому телесному наказанию — шлепку по попе, сжиманию ручки ребенка в предплечье и т.п. Это наказание будет носить, так сказать, символический характер. Его цель — обозначить для ребенка серьезность его проступка. Этим средством не стоит злоупотреблять. Эффективно оно будет, если применять его изредка, когда кажется, что такое наказание уместно. Безусловно, 2-3-летний ребенок уже способен частично отдавать себе отчет в своих действиях, но очень часто он еще не может затормозить свою агрессию в момент, когда его охватывает чувство злости. Хотя позже он осознает содеянное и искренне раскаивается. Например, ребенок может делать замечания игрушкам: «Нельзя драться, нельзя обижать маму», хотя сам при этом может продолжать замахиваться и наносить матери удары.
В этом случае некоторые мамы начинают раздражаться на ребенка еще больше: «Как это — знает, что нельзя, а все равно делает. Значит, нарочно». Однако эти мамы просто торопятся с выводами. К подобной ситуации стоит отнестись не как к «педагогическому провалу», а как к промежуточному успеху своего воздействия. Поведение ребенка показывает, что он уже запомнил правило, знает, что от него ждут, но просто пока оказывается не в состоянии выполнить его всякий раз, когда это требуется. Пока эмоции сильнее его. И это тоже нормально. Любая учеба требует времени. И это время и себе, и ребенку надо дать.
Таким образом, можно сделать предварительный вывод. То, что ребенок сердится, ругается и может быть агрессивен — нормально. Это не признак испорченности или неправильного воспитания. Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как радость или грусть. Злость к тому же — энергетически заряженное чувство, которое во многих ситуациях помогает бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Злость может понадобиться для самозащиты, для отстаивания своих прав. Злость подает сигнал человеку о том, что какая-то важная его потребность не удовлетворена. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость вообще, а научиться выражать еебезопасным для себя и для других способом. В идеале нужно научиться не только выражать свой гнев цивилизованно, но и обращать эту негативную энергию в конструктивные действия по преодолению препятствия.
Запрещая ребенку гневаться и злиться вообще, наложив на это чувство «табу», родители могут сослужить своим детям плохую службу. Что чувствует ребенок, если родители стыдят его за то, что он злится? «Я плохой, со мной что-то не так». Поскольку злость возникает естественным образом снова и снова, ребенок может начать бояться, что его отвергнут за то, что он испытывает подобные «неправильные» чувства. На место злости, таким образом, приходят вина и ощущение собственной неполноценности.
При этом злость никуда не испаряется, а остается неосознаваемой, подавленной, что чревато неадекватными вспышками гнева в ситуациях, когда самоконтроль человека ослаблен, например, при болезни. Эта вспышка «запрещенного» гнева оставляет после себя очень тяжелое состояние вины, деморализуя человека еще сильнее и лишая его сил на борьбу со стрессом и нездоровьем. Вина и стыд могут быть еще менее конструктивны, чем злость. И в отличие от злости они непридают человеку сил, а, напротив, ослабляют его, заставляя сомневаться в себе и своих возможностях.
Чтобы научить ребенка контролировать свою злость и управлять ею, стоит разделить чувство злости и совершаемые ребенком агрессивные действия.Осуждая агрессивные действия ребенка, вы не осуждаете его при этом за его чувства. «Ты имеешь право злиться, быть недовольным, заявлять о своем несогласии, — сообщаете вы ему. — Но ты не должен причинять боль людям и всем живым существам».
Так вы накладываете запрет на агрессивные действия, а не на чувства. При этом хорошо, если вы указываете ребенку «разрешенное» действие, которое позволит ему избавиться от накопленного напряжения: поколотить боксерскую грушу (или специальную игрушку «для битья»), подраться подушками, устроить сражение на надувных мечах, порвать старые газеты, смять пластилин и т.п. Таким образом, вы, говоря научно, «канализируете» его злость, а значит, управляете ею.
Теперь несколько слов о ругательствах. Родители равным образом негативно относятся к проявлениям как физической, так и вербальной агрессии детей. Хотя с точки зрения детской психологии, как это ни странно, выражение вербальной агрессии предпочтительнее. Поскольку это более «цивилизованный» и более «взрослый» способ злиться. Согласитесь, сказать — не сделать. Вот почему родители на первых порах могут учить детей заменять свои агрессивные действия словами. Это будет уже первым шагом на пути совладания со своей агрессией.
Замечательно, если ребенок научится распознавать свою злость, когда он сам сможет понимать, что сейчас злится. А научиться этому он сможет, если сначала распознавать и обозначать для него его злость будете вы, его родители. Когда вы замечаете, что ребенок недоволен и злится, вам надо сообщить ему об этом (без осуждения, спокойно): «Я вижу, что ты злишься». И дальше следующий вопрос-предположение: «Ты разозлился из-за того, что… не получается/не можешь/я тебе не разрешаю и др.?».
Иными словами, вы обращаетесь к разуму ребенка, приглашаете его определить причину злости. Это ценнейший урок для маленького ребенка: он может ПОНЯТЬ,пусть не сразу, что для его переживаний есть конкретная причина. Со временем он сможет сам определять эту причину, переходя тем самым от выражения эмоций к их анализу, что, безусловно, позволит ему научиться сдерживать свои агрессивные порывы. Следующим шагом для него станет умение вступать с мамой в договорные отношения, то есть вести переговоры на предмет получения желаемого на определенных условиях.
Таким образом, схема по обучению ребенка управлению своей злостью выглядит так:
1) сначала вы обозначаете для ребенка его состояние — «ты злишься» — и называете возможную причину;
постепенно ребенок учится понимать, что он злится, и связывает свои чувства с конкретной причиной;
одновременно он учится выражать свои желания и потребности словами и добиваться, чтобы другие поняли, что ему нужно: «Мне хочется…», «Сейчас я хочу, чтобы вы…», «Я не хочу, чтоб ты…»;
а дальше вы вступаете с ребенком в переговоры о том, на каких условиях он может получить желаемое: «Я дам тебе, что ты хочешь, если ты…».
Типичная ошибка родителей заключается в подавлении чувства злости у ребенка и наложении абсолютного запрета на проявления любых агрессивных действий с его стороны.
Причиной тому служит страх родителей. Они боятся, что их ребенок вырастет «асоциальным типом» и не будет любить своих родителей. Более глубокая причина кроется в неумении родителей управлять своей собственной злостью, которую им в детстве точно так же «запретили» чувствовать.
Родителям не стоит стыдить и ругать малыша за его чувства и за то, что он пока не в состоянии справиться со своей агрессией. Плохо, если ребенок сделает вывод: «Я плохой, раз я злюсь; но поскольку не злиться иногда я не могу, то я злюсь еще сильнее, злюсь еще и на то, что мне запрещают злиться». В результате он не учится контролировать свою агрессию, учится ее только подавлять, что ослабляет его и лишает важного опыта — возможности научиться владеть собой.
Правильные действия родителей состоят в том, чтобы останавливать ребенка в момент совершения им агрессивных действий и сообщать ему о том, что вам неприятно и больно. Например, мама может физически препятствовать «атакам» грудного младенца: вынимать сосок у него изо рта при попытке укусить, останавливать его ручку, занесенную для шлепка, и т.п. В дальнейшем ребенка постарше надо учить заменять свои агрессивные действия словами, сообщая о том, из-за чего он злится. Ребенка можно также обучать иным способам выражения своей злости, способам безопасным для него и для других, — «канализировать» свою агрессию.
Если ребенок способен узнать свое чувство злости, определить и назвать причину, а также сказать об этом другим, это значит, что он прекрасно справляется со сложной задачей контроля над своими негативными чувствами, умеет управлять ими.
Источник
Малыш был замечательным, ластился к маме, любил проявление нежности, радостно улыбался, при виде бездомных кошек бежал, чтобы погладить их. Ребенок подрос, куда девался маленький ангелочек? У ребенка в 3 года агрессия стала проявляться постоянно. Что делать родителям?
Почему возникает агрессия?
Малыш взрослеет, у него формируется осознание собственной личности, он начинает рассматривать окружающих людей и вещи со своей точки зрения. Она еще слабая, практически не осознанная, но уже существующая. Родители думают, что трехлетний ребенок мало что понимает. На самом же деле в этом возрасте он становится манипулятором, капризулей и истериком.
Постоянные спутники ребенка в 3 года — агрессия и истерика. У малыша наступает первый затяжной кризис, когда чадо вырастает из общества тех или иных детей, начинает иначе относиться к родителям и воспитателям, проверяя их на прочность. Важно понять, почему начинается проявление агрессивного поведения.
Психологи отмечают несколько возможных причин:
- Нахождение рядом с малышом раздражителя, приводящего его агрессию в постоянную готовность.
- Обстановка в семье.
- Отторжение взрослыми чувств ребенка.
- Обстановка в детском саду.
- Малыш постоянно испытывает чувство тревоги.
Так выглядит перечень причин агрессии у детей 3 лет, далее рассмотрим каждую подробно.
Постоянный раздражитель
Казалось бы, что может до такой степени взвинтить ребенка, что он теряет контроль над собой, становится грубым и склонным к постоянной истерии? Кто поверит, что речь пойдет о современных средствах техники и мультфильмах?
Родителям стоит признаться самим себе, что им проще посадить ребенка перед телевизором или дать планшет — пусть смотрит что-нибудь. И хорошо, если выбор падет на старые, добрые мультипликационные фильмы, ибо от многочисленных современных лент вряд ли будет польза. Конечно, существуют развивающие программы в виде детских передач, с этим никто не спорит. Но в массе своей детки смотрят далеко не их, а фильмы, влияющие на ЦНС.
Воздействие компьютера, телевизора и прочих гаджетов — больная тема. Они негативно влияют на центральную нервную систему детей и взрослых. Вполне вероятно, что раздражителем, провоцирующим агрессию у ребенка в 3 года, являются пресловутые средства современной техники.
Мультфильмы действуют на психику малыша достаточно бесцеремонным образом. Стоит только присмотреться к ребенку. Как он позиционирует себя? Отождествляет ли себя с отрицательными героями, пытаясь подражать им? Вот и нашлась частая причина агрессии у ребенка 3 лет. Что делать родителям, как ее искоренить?
Выход есть. Нужно просто убрать мультфильмы с отрицательными героями, заменив их на более добрые ленты. таковых много, долго искать не придется. Трудности возникнут, предупредим сразу, малыш попытается отстоять свои права на просмотр полюбившегося мультика. Как вариант, можно сказать, что герои заболели и ушли лечиться.
Обстановка в кругу родных
Психологи доказали, что в семьях, где родители постоянно ругаются, дети вырастают агрессивными людьми. Дело в том, что малыш размышляет несколько иначе, нежели мама и папа. Взрослую ругань он проецирует на себя, думая о собственной причастности к скандалу. Раз самые близкие люди кричат друг на друга — это из-за меня, я виноват.
Вот еще одна причина агрессии у детей 2-3 лет — собственноручно взращиваемое чувство вины. Малыш понимает, что ему не комфортно быть виноватым, а защититься или прекратить примерять ситуацию на себя не способен. Единственным способом защиты является агрессивное поведение.
Обстановка в детском коллективе
Сейчас многие мамы и папы предпочитают отдавать чадо в частные сады, мотивируя это лучшим присмотром и отношением со стороны воспитателей. С одной стороны, доля правды в этом есть, ибо в группе из десяти человек проще наблюдать за детьми, чем когда их свыше тридцати. Но в частные сады ходят специфические дети, многие из них слишком избалованы и ведут себя непослушно, а порой нервно.
Если агрессия у детей 3-4 лет становится постоянной, возможно, дело в садике. Малыша обижают другие дети, провоцируя его на ответные действия. В государственном саду этим грешат и воспитатели, прибегая к угрозам или физическому воздействию для достижения собственных целей.
Отвержение детских чувств
Также вполне способны провоцировать агрессию у ребенка 3 лет ошибки родителей. Объясним подробнее, что имеется ввиду. Нередко агрессивное поведение — своеобразный крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Родители не дают ребенку достаточной любви и ласки, иные считают проявление чувств баловством, другим некогда заниматься малышом. Получается странная картина: чадо имеет все, кроме родительской заботы.
Представим картину, когда ребенок ласкается к маме, а та находится под воздействием проблем на работе и с недовольным видом отгоняет чадо. Признаемся сами себе — бывает же такое? Или раздраженный папа одергивает малыша, когда тот подходит к нему с объятиями и поцелуями. Ребенок, не получивший любви, начинает привлекать к себе внимание иным способом. Приступы агрессии у ребенка 3 лет часто связаны с данным фактором.
Второй момент — запрещение проявления отрицательных эмоций. Родители, желая научить малыша правильному поведению, начинают высмеивать его отрицательные чувства или ругать за них, не давая приступам агрессии у ребенка 3 лет выплеснуться в виде эмоций. Малышка плачет, а мама с усмешкой ей говорит: «Фу, какая ты некрасивая. Хватит реветь». Или сын начинает капризничать, на глазах выступают слезы, а папа реагирует отрицательно, говоря ребенку о том, что он мальчик и не должен плакать. В конечном итоге эмоции копятся, не имея выхода, превращаются в агрессию. У ребенка в 3 года это проявляется наиболее заметно.
Постоянное чувство тревоги
Чадо регулярно нервничает, ему везде кажется опасность. Как может быть иначе, если родные слишком опекают свое сокровище? Ребенок забирается на горку, но мама рядом и запрещает ему это делать, ведь слишком много опасностей подстерегает кроху здесь, упадет еще.
Малышу запрещают ходить куда-либо, все опасаются за его здоровье. Мама постоянно контролирует чадо, не позволяя ему знакомиться с миром и полноценно жить. Если ребенок в 3 года проявляет агрессию, вероятно родные просто переутомили его своей опекой.
Как реагировать?
Знаменитый доктор Евгений Олегович Комаровский об агрессии у ребенка 3 лет говорит так: необходимо отвечать тем же. Стоит поспорить с мнением именитого врача. Отвечать агрессией на агрессию равносильно уподоблению ребенку. Родители опускаются на один уровень с ним, едва ли чадо станет воспринимать их после этого как руководителей.
Важно сохранять спокойствие, избегать ответных зеркальных действий по отношению к малышу. Психологи предлагают несколько способов, направленных на изменение поведения чада:
Неожиданный громкий звук — хлопок, стук, окрик — заставят ребенка замолчать. Самое время воспользоваться тишиной и объяснить малышу на примере сказок, как плохо он себя ведет.
Прочитайте маленькому агрессору несколько рассказов, в которых фигурируют агрессивные персонажи. Это может быть «Золотой ключик» с Карабасом-Барабасом, например.
Занять кроху игрой, позволяющей разрядиться.
Предложить что-то необычное и смешное. К примеру, позвонить любимому сказочному герою. А пока малыш раздумывает над сказанным, мирно улыбнуться ему и предложить вместе посмеяться над шуткой взрослых.
Родители могут обидеться и выйти из комнаты, оставив истерика в одиночестве.
Подробно об играх
Купировать агрессию у ребенка в 3,5 года можно с помощью интересных игр. Основное их направление — снять стресс, скинуть накопившуюся энергию и помочь малышу разрядиться. Психологи выделяют десять игр, способствующих быстрому направлению детской энергии в мирное русло. Рассмотрим их далее.
«Обзываемся с мамой»
Название выглядит неприлично, но ничего постыдного в игре нет. Под «нехорошими» словами подразумеваются самые обычные, используемые в повседневной речи.
Для игры понадобится мяч. Мама и ребенок садятся напротив друг друга. Родительница кидает мячик отпрыску, называя его «обидным» словом. Например, помидор, капуста, редиска. Ребенок «обзывает» ее в ответ.
«Выбиваем пыль»
Агрессию у ребенка в 3 года можно погасить, используя плед или обычную подушку. Предложите ему выбить пыль из вещи, при этом разрешите кричать.
«Деремся подушками»
Кто из детей равнодушен к подвижным играм в компании родителей? Едва ли найдутся такие.
Включаем веселую музыку, которая нравится малышу, вооружаемся подушками, и начинается ожесточенный бой. У сражающихся игроков есть два четких правила:
Запрещено говорить обидные слова.
Бить соперника руками нельзя.
Если правила нарушаются, игра сразу же прекращается.
«Игра в снежки»
Основной минус игры — в трате большого количества белой бумаги. Из нее делают снежки и бросаются ими в соперника. Но неужели эти траты не стоят того, чтобы в семье установилась мирная обстановка? С этим трудно не согласиться.
«Салют, Мария!»
Как и в предыдущем варианте игры, необходима белая бумага. Малыш рвет ее на небольшие кусочки и подбрасывает вверх. Существует одно правило, озвучивают его заранее: убирают остатки «салюта» все вместе, ребенок помогает маме. Самые смелые могут придумать другой материал для игры, например, перья из подушек.
«Катаем мячик»
Дыхательные упражнения благотворно влияют на нервную систему. Об этом свидетельствуют психологи, предложившие данную игру в качестве разрядки для ребенка.
Мама кладет на ровную поверхность теннисный мячик, малыш дует на него. Игрушка при сильном действии воздуха покатится по столу. Трехлетку это приведет в восторг.
«Вызываем волны»
Игра подойдет для снятия агрессии у ребенка в 3 года, любящего воду. Задача простая: набираем в ванну теплую воду, предлагаем малышу дуть на нее. Образуются волны, ребенку понравится такая разрядка. Можно даже запустить туда бумажный кораблик.
«Ветер, ты могуч»
В игре участвует мама или папа. Малышу предлагают сдуть родителя. Для этого оба члена семьи садятся на пол. Ребенок набирает в легкие воздух, с силой дует на маму или папу. Взрослый делает вид, что сопротивляется ветру.
«Упрямый барашек»
Малыш ложится на спину, вытягивает ноги. С силой выбрасывает их, ударяя воздух. Момент удара сопровождается словом «нет». Если семья проживает на первом этаже, можно бить ногами в пол.
Домашний футбол
Берется небольшая подушка, взрослый и малыш играют ею в футбол. Предмет можно пинать, бросать или отнимать у соперника. Запрещается толкаться, ругаться или капризничать. Игра прекращается, как только будет нарушено одно из перечисленных правил.
Детская ревность
Казалось бы, зачем здесь данный подраздел? Речь идет об агрессии малыша, но не о его ревности. Дело в том, что в три года ребенок начинает активно проявлять собственническое отношение к маме, ревнуя ее ко всем. Папа, бабушки и дедушки, подруги — не важно, ему необходимо постоянное присутствие мамы рядом.
Если в семье появляется младший ребенок, стоит быть готовым к проявлению агрессии и истеричности со стороны старшего отпрыска. Наказывать за это нельзя, маме необходимо выделять время на трехлетку. Это тяжело, матери требуется отдых, нет сил на старшего ребенка. Иногда он вызывает раздражение. Но чаду важно понимать, что мама его любит, с рождением братика или сестренки ничего не изменилось.
Чаще ласкайте старшего ребенка, давая ему понять, что мама рядом. У детей велика потребность в телесном контакте. Особенно с матерью, забывать об этом не стоит.
Если в гости пришли подруги, родительница сидит с ними и пьет чай, то не стоит отталкивать малыша, зашедшего на кухню проявить свою любовь. Очень часто молодые мамы стесняются выказывать нежные чувства при посторонних. Малыш сделает неправильные выводы, решив, что больше любят этих тетенек за столом, нежели своего сыночка или дочку. Не исключено, что трехлетка разрядится на объектах раздражения, в качестве которых выступают мамины подружки.
Нужно ли разговаривать с малышом?
Едва ли трехлетний ребенок поймет, почему мама читает ему нотацию после того, как чадо укусило ее, например. Разражаться лекцией на пару часов — абсурдное занятие, но провести небольшую беседу стоит. Нужно усадить ребенка возле себя, спросить, почему он так поступил, объяснить, что маме больно или неприятно, в зависимости от действия отпрыска.
Стоит ли бить ребенка?
Возвращаемся к доктору Комаровскому, говорящему о зеркальном ответе малышу в случае агрессивного поведения. Стоит ли воздействовать на него криком или физическим наказанием?
Все зависит от психики ребенка. Иные сделают выводы из шлепка и поймут, что вели себя плохо. Кто-то закатит грандиозную истерику. Маме лучше знать, как поведет себя ее чадо в момент телесного наказания.
Простой пример: девочка трех лет от роду очень любила кусаться, когда что-то ей не нравилось. Страдали все домочадцы, доставалось даже кошке. Бабушка и старший брат не могли совладать с агрессивной девицей, папа много работал и приходил домой, когда дочка уже спала. Чаще всего доставалось маме, бедная женщина смиренно терпела выходки малышки. В один прекрасный день ей надоели постоянные болезненные укусы.
Когда дочь в очередной раз укусила маму, та задала ей хорошую трепку и спросила, больно ли девочке. На утвердительный кивок мама поведала, что ей не менее больно, нежели кусачему чаду. После этой профилактической меры девочка прекратила проявлять агрессию.
Заключение
Из статьи читатели узнали о видах агрессии у ребенка 3 лет, ошибках родителей, возможных причинах развития и появления такой реакции, методах борьбы. Мы часто не воспринимаем своих детей всерьез, отмахиваясь от их чувств и эмоций. Они кажутся нам маленькими и несмышлеными. На самом же деле в этом возрасте дети понимают гораздо больше, нежели думают их родители.
Агрессивное поведение, приходящееся на кризис трех лет, бывает связано с недопониманием со стороны мамы и папы. Лучше уделить несколько минут малышу, разобравшись с проблемой, чем вся семья будет страдать от его агрессивного поведения, истерик и капризов.
Источник