Беседы с воспитателем о развитии ребенка люблинская

Беседы с воспитателем о развитии ребенка люблинская thumbnail

Решение педагогических ситуаций: «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста»

Луценко О.В.

1. «На занятии в старшей группе детского сада детям была предложена для рассматривания картинка «Защитник». На ней был изображен ослик, на спине которого кошка спасалась от трех лающих собак.
Вот как воспитательница организовала рассматривание этой картинки.
Она не стала по трафарету спрашивать детей: что вы видите? Еще что? Еще что? Обучая детей рассматривать картинку, воспитательница прежде всего направила их внимание на выделение главных фигур, а затем просила детей рассказать о ней.

Детям были заданы следующие вопросы: кто тут нарисован? Где находится кошка? Кто еще стоит около ослика? Что делают собаки? Как вы узнали, что они лают и бросаются к ослику? Почему вы думаете, что они злятся? Зачем кошка вскочила на спинку ослика? Расскажите теперь все про эту картинку. (Трое детей рассказали по картинке.)

«Как можно было бы назвать эту картинку одним-двумя словами, чтобы было ясно, что тут самое главное?» — спросила воспитательница. Дети дали следующие названия: «Верный друг», «Спасение», «Кошка и собаки», «Ослик-защитник». Воспитательница обсудила с детьми, почему не подходит третье название. Единодушно было выбрано первое и последнее названия как самые подходящие.

Когда через неделю воспитательница попросила детей рассказать о картине, дети обстоятельно и правильно рассказывали о виденном. Вот один из рассказов детей.

Женя (7 лет). Картина называлась «Верный друг». Один раз кошка Мурка вышла погулять около забора. Вдруг выскочили три собаки и побежали за кошкой. Во дворе стояла лошадь (забыл, что на картинке был изображен ослик). Она увидела кошку в беде, пригнула спину, чтобы кошка прыгнула на нее. Собаки лаяли, а лошадь лягнула их ногой. А кошка стояла на спине у лошади и злила собак. Собаки постояли и ушли. Лошадь защитила кошку. Кошка слезла со спины и сказал: «Спасибо». (А. А. Люблинская. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. М., Учпедгиз, 1962, стр. 235—238.)

1. Какие приемы воспитателя обеспечили правильную и осмысленную передачу основного содержания картинки?

Воспитатель обеспечила правильную и осмысленную передачу основного содержания картины тем, что ушла от определенного шаблона (простое перечисление предметов, изображенных на картине. При таком построении рассматривания дети просто бы перечисляли то, что изображено на картине: кошка, ослик, собаки. Картина из сюжетной превратилась бы в набор отдельных предметных изображений. Наводящие вопросы педагога были разнообразными, помогающие детям самостоятельно описать действия персонажей картины, заставляли детей думать, мыслить, рассуждать, передавать эмоции (собака злилась), придумать (вообразить) предшествующие и последующие события. Совместное обсуждение с детьми названия картины, в процессе которого пришли к единому мнению.

2. В каких речевых и мыслительных операциях упражняла детей воспитательница?

Воспитатель упражняла детей в таких мыслительных операциях как анализ (выделение главных фигур, рассказ о каждом персонаже отдельно, выделение главного , чтобы можно было дать название картине), синтез (обсуждение и выбор единого названия картины), обобщение (плавная сюжетная линия рассказов детей), речевых операциях: умение отвечать на вопросы, вести диалог (с воспитателем, другими детьми), связной речи.

2. «В средней группе на занятии воспитательница хотела познакомить детей с разными видами животных. Она показывала детям игрушечного мишку, зайку, лису, собаку, кошку. Каждая игрушка появлялась из двери «сарая», двигалась перед детьми по столу, а воспитательница говорила, что это за зверь, а иногда показывала, как он кричит. Детям было весело, они внимательно смотрели на игрушки и все время ждали появления нового зверя.

В другой средней группе такое же занятие воспитательница провела иначе. Детям показывали игрушечных животных, и воспитательница спрашивала ребят: «Кто это? Как вы узнали, что это лиса? Какая у лисы мордочка? Хвост? Лапки? Это кто?» — «Волк».— «Как узнали? Чем похож волк, на лису? А что у них разное?» и т. д.

На занятиях дети тоже были очень внимательны, активны; они узнавали известных им животных, сравнивали их и радовались своим маленьким открытиям». (А. А. Люблинская. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. М., Учпедгиз, 1962, стр.168—170.)

1. Сравните оба занятия и дайте обоснование, какое из них более полезно для развития детей и почему.

Второе занятие более полезно для развития детей, так как воспитатель при помощи вопросов активизирует речь детей, обогащает словарный запас (конкретно задает вопросы о каждой части животного: мордочка, хвост, лапки), побуждает использовать в речи прилагательные (вопрос какая?). Используя сравнение, воспитатель активизирует мыслительную деятельность детей, заставляя их находить ответы на вопросы, опираясь на зрительные образы, вспоминать сказки об этих животных. Положительный эмоциональный отклик, полученный на занятие, позволить детям запомнить больше информации, обогатить знания детей об окружающем мире.

2. Какие методы и приемы можно использовать для формирования словарного запаса и развития связанной речи у детей?

Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Читайте также:  Центр развития ребенка сад 140

Первая группа включает методы:

А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. 

В беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач.

Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности).

Сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей. Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать также подсказ начала слова. Этот прием стимулирует умственную деятельность детей, положительно влияет на припоминание, выбор нужного слова.

Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С точки зрения физиологии и психологии роль этих приемов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.

 Методику повторений. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом и др.).    При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).

Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков.

В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения; акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку; лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста); объяснение педагогом значений слов; проговаривание слов детьми; замена авторских слов словами, близкими по значению; подбор слов для характеристики героев; употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними. При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму..

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся..

Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений. Отличительной чертой является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.

Читайте также:  Особенности интеллектуального и личностного развития ребенка

Наряду с традиционными методами и приемами для развития связной речи используются нетрадиционные методы и приёмы:

  1. Наглядное моделирование

  • пересказ;

  • составление рассказа по картине и серии картин;

  • описательный рассказ;

  • творческий рассказ.

Прием «Изосказка»

  • активизирует связную речь детей;

  • способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной, слуховой, зрительной

  • повышает интерес детей к рассказыванию сказки, сплетенной или нарисованной своими руками.

  • Развивает мелкую моторику.

ТРИЗ

  • Техника обучения детей составлению сравнений;

  • Техника обучения детей составлению загадок;

  • Составление рифмованных текстов;

  • Техника обучения детей составлению творческих рассказов по картине;

  • Техника обучения детей составлению текстов сказочного содержания.

3. «Воспитательница просила детей передать родителям, чтобы они завтра пришли на собрание. Вова (5 лет), придя домой, забыл сразу сказать об этом маме, а вспомнил лишь тогда, когда ложился спать:

— Мама, тебе сказали, чтобы ты пришла в детский сад. 
Мать спросила: 
— Зачем надо идти, наверное, деньги принести? 
— Да, да, заведующая сказала: уже все принесли, а ты одна не несешь,— ответил Вова.

На другой день мать Вовы пришла к заведующей детским садом обиженная, что поручение о деньгах передали через ребенка, а не написали ей записку об этом. Оказалось, что никто ему об этом не говорил. Когда она вышла от заведующей, воспитательница спросила, почему она не пришла на собрание».

  1. Объясните, почему Вова все перепутал: связано это с недостатком развития речи или памяти у детей этого возраста.

Я считаю, что случившаяся ситуация связана в большей степени с недостатками памяти детей в этом возрасте. Ребенок не смог запомнить и удержать в памяти информацию, так как не было достаточного подкрепления для этого. В 5 лет процесс формирования произвольной памяти еще идет. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Воспитательнице можно было обыграть данную ситуацию вместе с ребенком (диалог между мамой и сыном), повторить ее несколько раз, так как первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего ими для запоминания используется простое повторение. (Р.С. Немов. Психология: Учеб.для студентов высш.пед.учеб. заведений:В3 кн.Кн2. Психология образования.- 3-е изд. – М.:Владос, 1998. – 608с.)

Источник

Педагогические ситуации по речевому развитию детей

Задание: Прочитайте педагогические ситуации и ответьте на вопросы.

1. «На занятии в старшей группе детского сада детям была предложена для рассматривания картинка «Защитник». На ней был изображен ослик, на спине которого кошка спасалась от трех лающих собак.
Вот как воспитательница организовала рассматривание этой картинки.
Она не стала по трафарету спрашивать детей: что вы видите? Еще что? Еще что? Обучая детей рассматривать картинку, воспитательница прежде всего направила их внимание на выделение главных фигур, а затем просила детей рассказать о ней.

Детям были заданы следующие вопросы: кто тут нарисован? Где находится кошка? Кто еще стоит около ослика? Что делают собаки? Как вы узнали, что они лают и бросаются к ослику? Почему вы думаете, что они злятся? Зачем кошка вскочила на спинку ослика? Расскажите теперь все про эту картинку. (Трое детей рассказали по картинке.)

«Как можно было бы назвать эту картинку одним-двумя словами, чтобы было ясно, что тут самое главное?» — спросила воспитательница. Дети дали следующие названия: «Верный друг», «Спасение», «Кошка и собаки», «Ослик-защитник». Воспитательница обсудила с детьми, почему не подходит третье название. Единодушно было выбрано первое и последнее названия как самые подходящие.

Когда через неделю воспитательница попросила детей рассказать о картине, дети обстоятельно и правильно рассказывали о виденном. Вот один из рассказов детей.

Женя (7 лет). Картина называлась «Верный друг». Один раз кошка Мурка вышла погулять около забора. Вдруг выскочили три собаки и побежали за кошкой. Во дворе стояла лошадь (забыл, что на картинке был изображен ослик). Она увидела кошку в беде, пригнула спину, чтобы кошка прыгнула на нее. Собаки лаяли, а лошадь лягнула их ногой. А кошка стояла на спине у лошади и злила собак. Собаки постояли и ушли. Лошадь защитила кошку. Кошка слезла со спины и сказал: «Спасибо». (А. А. Люблинская. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. М., Учпедгиз, 1962, стр. 235—238.)

1. Какие приемы воспитателя обеспечили правильную и осмысленную передачу основного содержания картинки?

Воспитательница обеспечила правильную и осмысленную передачу основного содержания картинки тем, что направила их внимание на выделение главных фигур и не стала действовать «по трафарету», задавала им наводящие вопросы, чтобы дети сами пришли к рассказу.

2. В каких речевых и мыслительных операциях упражняла детей воспитательница?

Воспитательница упражняла детей в таких речевых и мыслительных операциях как  рассуждение, обобщение, воображение, интеллект, умения и навыки связанной речи, формирование словарного запаса.

Читайте также:  Семья ребенка с нарушенным развитием

2. «В средней группе на занятии воспитательница хотела познакомить детей с разными видами животных. Она показывала детям игрушечного мишку, зайку, лису, собаку, кошку. Каждая игрушка появлялась из двери «сарая», двигалась перед детьми по столу, а воспитательница говорила, что это за зверь, а иногда показывала, как он кричит. Детям было весело, они внимательно смотрели на игрушки и все время ждали появления нового зверя.

В другой средней группе такое же занятие воспитательница провела иначе. Детям показывали игрушечных животных, и воспитательница спрашивала ребят: «Кто это? Как вы узнали, что это лиса? Какая у лисы мордочка? Хвост? Лапки? Это кто?» — «Волк».— «Как узнали? Чем похож волк, на лису? А что у них разное?» и т. д.

На занятиях дети тоже были очень внимательны, активны; они узнавали известных им животных, сравнивали их и радовались своим маленьким открытиям». (А. А. Люблинская. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. М., Учпедгиз, 1962, стр.168—170.)

1. Сравните оба занятия и дайте обоснование, какое из них более полезно для развития детей и почему.

По-моему мнению, второе занятие будет наиболее полезным для развития детей, так как они анализируют ситуацию, обобщают, мыслят, в какой — то мере воображают, сравнивают животных, то есть развивают свое мышление, тренируют память, вспоминая звуки, которые издают звери. Активизируют свой словарный запас, а значит происходит развитие речи.

2. Какие методы и приемы можно использовать для формирования словарного запаса и развития связанной речи у детей?

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

В использовании составленного комплекса коррекционных упражнений, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста применяю различные методы.

 — Наглядные.

В качестве наглядных методов мною использовались наблюдение (например, в подборе антонимов применялось сравнительное наблюдение) и демонстрация наглядных пособий.

— Практические.

Ведущим практическим методам являлось упражнение. В применении упражнений учитывались некоторые правила (поставить перед детьми учебную задачу, рассказать, что им предстоит сделать; показать образец выполнения упражнения; помнить, что выполнение упражнений нуждается в поощрении и контроле со стороны взрослого, иначе могут закрепиться ошибочные приёмы, искажения в знаниях).

-Игровые.

Достоинство игровых методов и приёмов заключалось в том, что они вызывали у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогали концентрировать внимание на учебной задаче, которая становилась не навязанной извне, а желанной личной целью.

-Словесные.

В качестве словесных методов, которые сочетались с наглядными, игровыми и практическими, использую беседу и чтение произведений разного жанра.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей дошкольного возраста, система работы основывалась на решении следующих задач:

Для развития и обогащения словарного запаса детей мною разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, включающий иллюстративно — графический и игровой материал:

-предметные картинки с изображением различных признаков предметов (цвет, форма, величина);

-сюжетные картинки с изображением действий;

-коллекция предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру, по -составным частям, по фактуре (на ощупь);

-муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико – тематическим циклам;

-картотека игр и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразования;

различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты, овощи, грибы, ягоды) и т. д.

-технические средства обучения (детский компьютер, аудиозаписи и т. д.). Например, использование метода Лозанова.

3. «Воспитательница просила детей передать родителям, чтобы они завтра пришли на собрание. Вова (5 лет), придя домой, забыл сразу сказать об этом маме, а вспомнил лишь тогда, когда ложился спать:

— Мама, тебе сказали, чтобы ты пришла в детский сад. 
Мать спросила: 
— Зачем надо идти, наверное, деньги принести? 
— Да, да, заведующая сказала: уже все принесли, а ты одна не несешь,— ответил Вова.

На другой день мать Вовы пришла к заведующей детским садом обиженная, что поручение о деньгах передали через ребенка, а не написали ей записку об этом. Оказалось, что никто ему об этом не говорил. Когда она вышла от заведующей, воспитательница спросила, почему она не пришла на собрание».

1. Объясните, почему Вова все перепутал: связано это с недостатком развития речи или памяти у детей этого возраста.

По-моему мнению, это связано и с недостатком развития речи и памяти у Вовы. Так как одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление — основы, на которых строится речь.

В дошкольном возрасте особые формы ориентировочных действий непрерывно усложняются и совершенствуются, память долгое время не приобретает самостоятельности. Ребенок не владеет специальными  действиями, которые не дают возможность сосредоточить внимание на чём-либо, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто. Такие действия в дошкольном возрасте начинают только складываться.

Источник