Беседа умственное развитие ребенка
Умственное развитие и умственное воспитание старших дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте проявляются свои особенности умственных способностей. В данном возрасте происходит быстрый рост всех познавательных процессов, мышление играет важную роль в освоении ребенком окружающего пространства. Дошкольник проникается любознательностью, пытается ставить доступные его возрасту познавательные цели и задачи, охотно решает их путем различных исследований и экспериментов. Старший дошкольник учится рассуждать более логично. Бывает очень забавно слушать малыша, который приходит к своим умозаключениям, делает интересные логические выводы. От причины к следствию Замечено, что трехлетние малыши в состоянии найти причину явления. Если игрушка упала и сломалась, ребенок уже может сказать, почему это произошло. Но сказать о следствии явления могут более старшие дети. Перед поступлением в школу дошкольники умеют делать выводы наперед, ведь в этом возрасте развиваются особенности всех видов мышления, логические процессы мышления развиваются наиболее интенсивно. В старшем дошкольном возрасте развитие умственных способностей идет наиболее высокими темпами. Сейчас нужно больше беседовать с детьми, давать знания, развивать все стороны детской личности, ибо в более старшем возрасте дети становятся менее восприимчивы к личностному формированию. Умственное воспитание, задачи его развития у старших дошкольников Многие думают, что вложив багаж знаний в маленькую головку, умственное воспитание ребенка можно считать полностью реализованным. Осмелюсь отметить, что эти люди не правы. О задачах умственного воспитания старших дошкольников хорошо сказано в «Программе воспитания в детском саду». Там мы видим следующие задачи: формирование первичных представлений детей о явлениях, происходящих или находящихся вокруг, становление и развитие основных психических процессов, к которым относим мышление, память, внимание и другие, развитие интеллектуальных сторон личности дошкольника, воспитание у детей самых первых приемов в осуществлении умственной деятельности. Коротко остановимся на каждой из задач. Каждый день для ребенка — старшего дошкольника — это встреча с новым жизненным фактом, явлением. Но приобрести знания ребенок может только под непосредственным руководством взрослого. Встречаясь с чем-то незнакомым, у ребенка появляются вопросы, но ответы без взрослого он найти не сможет. Конечно, в некоторых случаях, наблюдая за определенного рода явлениями, ребенок приобретает опыт познания, но это свойственно не всем детям. Выше мы уже говорили о типах детей, которые не способны сосредотачиваться на чем-либо в силу своего темперамента или вида умственного развития. Вот тут и состоит роль воспитателя в формировании у детишек первичных представлений об окружающем. Разъясняя и объясняя, а в большинстве случаев, демонстрируя на наглядных материалах, взрослый знакомит малыша с окружающим миром. Приобретение знаний об окружающей действительности осуществляется через средства становления психических процессов, в чем и состоит вторая задача умственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста. Необходимо уделять внимание развитию ощущений и восприятия, памяти и мышления, воображения и речи. Познав окружающее через психические процессы у ребенка идет умственное воспитание и интенсивный рост уровня интеллектуальных умений и навыков. Дошкольник научается обследовать предметы, выделять существенные и несущественные признаки, сравнивает и различает. Это еще называют логические мыслительные процессы, к которым также относят анализ и обобщение. Данные умения и навыки способствуют успешному и эффективному овладению знаниями. Основными приемами для развития умственной деятельности выделяют организацию собственного опыта ребенка. Это осуществляется через представление наглядных материалов. Используют возможности наблюдения и экспериментирования. Особенно детям интересны эксперименты с природными явлениями . Когда налив в стакан воду и поместив ее в морозильную камеру, на другой день ребенок видит, что в стакане что-то твердое. А если стакан поместить в теплую воду, то это твердое выпадает из стакана в виде второго стакана, то ребенок с удовольствием познает, что происходит с жидкостью при помещении ее в холодную среду. Такие опыты очень полезны для детей. Посредством чего осуществляется умственное развитие ребенка? Игру часто называют практикой развития. Ей же принадлежит и важная роль в воспитании старшего дошкольника. В игровой деятельности возможно формирование основных психических процессов, от которых зависит очень многое, если не все. Когда дети играют, они много общаются, и в этом время хорошо развивается речевая активность. Придумывая сюжет игры, формируется воображение. И это способствует дальнейшему перенесению игровых умозаключений в бытовые ситуации ребенка. В игровых ситуациях мышление формируется через обобщение различных образов и явлений. Игровые предметы — заместители помогают ребенку оперировать в пространстве, а это приводит к становлению логики, умственных возможностей малыша. Мы видим, как ребенок играет, но не видим, как в это время идет умственное развитие, развиваются психические процессы, появляются умственные наклонности. Обучение ребенка эффективнее всего осуществляется исключительно в той деятельности, которая для него ближе всего. А у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Логично заключить, что именно в этой деятельности мы и получим лучшие результаты в умственном развитии старшего дошкольника.
Источник
Ирина Карпова
Основы умственного воспитания детей 5–6 лет
Умственное воспитание дошкольника происходит в процессе определенной деятельности – в общении, в игре, в определенной предметной деятельности, а уже чуть на более поздних этапах – в учебной или трудовой деятельности, в творческой продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. п.).
Наибольший эффект дает умственное воспитание дошкольника, если оно происходит под влиянием воспитания и обучения.
По определению В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой основными задачами умственного воспитания детейдошкольного возраста являются :
формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней;
развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности, познавательных процессов и способностей, развитие речи детей;
формирование первых познавательных интересов и любознательности;
приучение детей к умственному труду.
С точки зрения С. А. Козловой и Т. А. Куликовой для полноценного умственного развития ребенка старшего дошкольного возраста необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детейдошкольного возраста являются:
развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
становление речи;
воспитание любознательности, познавательных интересов;
формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Все эти задачи взаимосвязаны. Специфика их определяется возрастными возможностями ребенка дошкольного возраста. Решение каждой задачи связано с определенным содержанием умственного воспитания.
Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игре, учении, труде, бытовой деятельности.
Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей. Во всех видах деятельности он общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает определенные отношения, овладевает языком. Целенаправленное руководство усиливает эффективность педагогических воздействий, направленных на решение задач умственного воспитания.
Важным средством умственного воспитания детейявляется окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развиваются его познавательные процессы. Общение со взрослыми, радио- и телевизионные передачи увеличивают объем информации, которую получает ребенок из окружающей жизни.
Пользуясь различными предметами, дети узнают их назначение,свойства и качества: краски, кисточка, бумага нужны для рисования; для работы на огороде нужны лопата и грабли; все вещи сделаны из различных материалов, обладающих определенными свойствами (чашка фарфоровая, она бьется, ложка и вилка металлические, и т. д. Воспитатель в процессе бытовой деятельности постоянно направляет внимание детей на то, что их окружает, подчеркивает отдельные свойства предметов, обозначает словом те действия, которые выполняет, пользуется понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения. Например, во время одевания он обращает внимание малышей на цвет одежды, на материал,из которого она сделана: «У Алеши шапочка теплая, пуховая. Она пушистая. А у Оли шапка меховая». Укладывая детей спать, воспитатель говорит: «Сейчас вечер. Скоро ночь настанет. Дети уснут, а утром проснутся и будут снова играть».
Много новых знаний ребенок получает в процессе наблюдений в природе. Наблюдения за растениями, насекомыми,птицами приносят детям немало открытий: «цветок распустился», «появились листочки», «снежинки похожи на звездочки», «котята вчера ничего не видели, а сегодня у них глазки открылись». Знания детейв процессе наблюдений уточняются: «Я думал, помидоры на дереве растут, как яблоки», «А жуки, оказывается, тоже летать умеют». Воспитатель направляет детские наблюдения, помогает увидеть и установить то, что не сразу заметит сам ребенок. Помогая детям открывать окружающий мир, он не только делает их жизнь богаче и интереснее, но и формирует основы материалистических представлений.
В процессе систематических наблюдений у детей развивается важное свойство личности — наблюдательность, т. е. способность быстро и легко замечать изменения, происходящие в окружающем. Развитие этого свойства необходимо для многих профессий. Как любое другое качество, наблюдательность развивается в процессе деятельности и может формироваться направленно под руководством воспитателя.
Несложные задания на развитие наблюдательности можно давать детям систематически в повседневной жизни. Например, до прихода их в детский сад воспитатель поставил в групповой комнате букетик ландышей. «Посмотрите, дети, — говорит он,- что новое появилось у нас в комнате, и скажите мне потихоньку. Я хочу знать, кто из вас самый наблюдательный».
Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов.
В процессе бытовой деятельности взрослые приучают детей пользоваться разнообразными предметами, трудиться. Родители, воспитатели постоянно ставят перед ребенком практические, игровые и познавательные задачи, решение которых приводит к формированию знаний и умений, познавательных процессов и способностей, к развитию различных видов деятельности, мотивов познавательной деятельности, к дальнейшему усовершенствованию речи и т. д.
В годы дошкольного детства ребенок овладевает основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, трудовая деятельность, игры и учения. Растет и практическая самостоятельность ребенка. Расширяется общение — его формы и содержание. Взрослые предъявляют все усложняющиеся требования к поведению ребенка, требуют усвоения определенных правил и норм поведения. Все это определяет круг тех знаний, которыми должен овладеть ребенок.
В содержание знаний детей об окружающем входят знания о предметах, об их свойствах и качествах, о способах использования, а затем и изготовления. Круг этих предметов связан, прежде всего, с деятельностью ребенка, с теми новыми видами ее,которые формируются в дошкольном детстве: игрой, изобразительной деятельностью, конструированием, трудом и учением. Знание предметов и их свойств является одним из условий развития продуктивных видов деятельности ребенка.
Развитие игры и общения, формирование поведения и отношения ребенка к окружающему связано с усвоением знаний об общественной жизни, труде и деятельности взрослых, о предметах и явлениях природы.
Труд оказывает большое влияние на развитие познавательных интересов детей. Труд, связанный с активной познавательной деятельностью детей и новыми знаниями, формирует стойкий познавательный интерес.
Умственное развитие детейв разнообразной трудовой деятельности осуществляется при следующих условиях:
в процессе обучения детей трудовой деятельности педагог правильно сочетает знания, навыки, умения. Формирование трудовых навыков в отрыве от знаний и умственных умений приводит к снижению развивающегося и воспитательного воздействия труда;
при выполнении тех или иных трудовых поручений необходимо побуждать детей (на основе имеющихся знаний, навыков, умений) проявлять инициативу, самостоятельность,творчество: отобрать материал, определить действия, оценить результат.
В процессе труда, игры и других видов деятельности детей происходит приобретение и закрепление знаний, а также развитие психических процессов и способностей, без которых невозможно успешное обучение в школе.
В старшем дошкольном возрасте усиливается значение учебной деятельности.Большой путь развития проходит изобразительная деятельность: ребенок овладевает различными навыками и умениями в лепке, рисовании, аппликации. К ним присоединяется элементарная музыкальная деятельность — пение, слушание музыки, движения под музыку. Формируется в самостоятельную деятельность к концу дошкольного возраста и конструирование. Дети овладевают различными видами труда — самообслуживающим, хозяйственно-бытовым, ручным, трудом в природе и т. д. В недрах подвижных игр и на физкультурных занятиях зарождается спортивная деятельность.
Игра, являясь одной из форм деятельности ребенка, формой практики ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Однако это познание предваряется более непосредственными его формами (восприятие, наблюдение, обобщение). Это предъявляет и особые требования к руководству ходом умственногоразвития ребенка в игре:
воздействие на умственное развитие детей опосредовано содержанием игры, ее структурой, изобразительными средствами. Поэтому творческая игра не может служить средством сообщения новых знаний, планируемого закрепления знаний и умений;
обогащение содержания детских игр через расширение впечатлений, знаний детей об окружающем — основной путь руководства умственным развитием детей в творческой игре. Пере-работка знаний, их совершенствование осуществляется самим процессом игры;
тщательное наблюдение и анализ игр дает возможность выявить уровень понимания детьми тех или иных событий или явлений и организовать работу по уточнению, углублению или корректировке знаний;
необходимо в ходе повседневного руководства творческими играми детей поощрять творчество, фантазию, выдумку;
руководство играми должно быть направлено на постепенное приучение детей к предварительному определению темы игры, распределению ролей, определению основного направления игры и т. д.
Одним из средств умственного воспитания является игра — специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.
В ходе игры дети обмениваются знаниями, придумывают разные варианты игровых ситуаций. Воспитатель, наблюдая за игрой, уточняет их представления, предлагает новые роли, игровые действия, ситуации и тем самым расширяет детский кругозор. В играх дети заранее намечают тему, обсуждают план, обдумывают, какое оборудование необходимо приготовить, изготовляют его, устанавливают игровые правила. Это требует от детей умственной активности и целенаправленности и способствует их формированию.
Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т. п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют предмет по одному из признаков.
Игра как свойственная ребенку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения.В процессе труда происходит практическое обследование предметов: ребенок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и с теми изменениями,которые они претерпевают в процессе деятельности: мыло пенится; перекопанная земля становится мягкой, рыхлой; из увлажненного песка хорошо строить и т. п.
Таким образом, игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей.
Умственное воспитание детей в процессе конструирования и изобразительной деятельности заключается, прежде всего, в целенаправленном обогащении представлений детей о предметах, зданиях и сооружениях, в ее организации на основе все совершенствующегося наблюдения детьми предметов и явлений окружающей жизни, формирование в ходе этих наблюдений обобщенных способов обследования предметов, обучения детей элементарной изобразительной технике. В процессе рисования, лепки, аппликационных работ происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий.
Формирование самих умственных операций и действий должно пройти путь от формирования их на сенсорном уровне до словесно-логического.
Развитие интеллектуальной функции речи осуществляется в единстве с дальнейшим развитием других функций, и прежде всего функции общения.
Специфические и общие сенсорные обследовательские действия в совокупности с общими и специальными умственными действиями, операциями составляют основу навыков и умений умственной деятельности,система которых складывается в отдельные виды познавательной учебной деятельности уже в период дошкольного детства: наблюдение, измерение, слушание и т. п.
Постепенно в условиях обучения начинают формироваться интересы. К концу дошкольного возраста они приобретают осознанный характер, познавательный интерес становится мотивом их познавательной, а затем и учебной деятельности. Основнымипедагогическими условиями формирования познавательных интересов являются:
организация разнообразной деятельности (продуктивной,
игровой, учебной, общения);
расширение и углубление знаний;
успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности.
включение детей в активный поиск знаний. Элементарный самостоятельный поиск ответа на поставленные задачи приводит к активизации умственной деятельности;
формирование у детей общего метода умственной деятельности; формирование общего метода умственной деятельности обеспечивает и решение следующей задачи – приучение детей к умственному труду, формирование умственной работоспособности;
приучение детей к умственному труду предусматривает наличие умений и способностей более или менее длительное время сосредоточиться на решении познавательной задачи и добиться результата. Итогом формирования умений должно стать развитие известной умственной работоспособности.
Основой умственного развития ребенка является его активная деятельность. Но сама эта деятельность формируется, складывается под влиянием обучения и воспитания.
Н. П. Саккулина считает, что особое значение для умственного воспитания детей имеет формирование:
умений и способностей аналитико-синтетического восприятия предметов;
обобщенных представлений о предметах, отражающих признаки, которые могут быть переданы в изображении;
восприятия создаваемого и законченного изображения и оценки его в соответствии с имеющимися у ребенка представлениями;
умений оперировать представлениями, привлекать ранее накопленный опыт и преобразовывать его с помощью воображения;
планирующей функции мышления.
Большие возможности для умственного воспитания содержит трудовая деятельность дошкольников.
В процессе труда формируется система знаний о свойствах материалов, об орудиях труда и инструментах (используемых детьми дошкольного возраста, о способах выполнения тех или иных трудовых операций, о значении труда и т. д.
Наиболее значимым средством умственного воспитания является учебная деятельность, которая складывается в дошкольном возрасте. Значимость ее определяется тем, что в учебной деятельности воспитатель занимает ведущую позицию и организованно всем детям передает определенный программой круг знаний об окружающем, умений, навыков, организует деятельность детей по их усвоению и применению. Четко очерченная программа знаний и умений позволяет воспитателю контролировать их усвоение каждым ребенком, осуществлять индивидуальный подход и подводить всех детей к определенным программой уровням умственного развития на том или ином возрастном этапе. На занятиях в процессе овладения знаниями и умениями у детей развивается познавательная деятельность, мышление и речь, формируются познавательные интересы.Дети овладевают самой учебной деятельностью: умениями слушать и слышать речь взрослого, действовать в соответствии с его указаниями, достигать нужных результатов в той или иной деятельности (счетной, измерительной, изобразительной, речевой, оценивать достигнутый результат с точки зрения его соответствия образцу, анализировать причины неудач и т. п.
Успешность умственного развития в процессе обучения определяется и тем, что оно организуется систематически по плану воспитателя и на основе дидактических принципов, регулирующих процесс обучения.
Ведущее положение обучения среди других средств умственного воспитания определяется его программностью, наличием фиксированных форм обучения, которые позволяют охватить всех детей, системой методов, соответствующих возрасту детей и ведущей ролью воспитателя.
Таким образом, задачи умственного воспитания реализуются в детском саду системой средств, чем и достигается комплексный подход к умственному воспитанию и развитию детей.
Источник