Беседа для родителей умственное развитие ребенка
Умственное развитие и умственное воспитание старших дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте проявляются свои особенности умственных способностей. В данном возрасте происходит быстрый рост всех познавательных процессов, мышление играет важную роль в освоении ребенком окружающего пространства. Дошкольник проникается любознательностью, пытается ставить доступные его возрасту познавательные цели и задачи, охотно решает их путем различных исследований и экспериментов. Старший дошкольник учится рассуждать более логично. Бывает очень забавно слушать малыша, который приходит к своим умозаключениям, делает интересные логические выводы. От причины к следствию Замечено, что трехлетние малыши в состоянии найти причину явления. Если игрушка упала и сломалась, ребенок уже может сказать, почему это произошло. Но сказать о следствии явления могут более старшие дети. Перед поступлением в школу дошкольники умеют делать выводы наперед, ведь в этом возрасте развиваются особенности всех видов мышления, логические процессы мышления развиваются наиболее интенсивно. В старшем дошкольном возрасте развитие умственных способностей идет наиболее высокими темпами. Сейчас нужно больше беседовать с детьми, давать знания, развивать все стороны детской личности, ибо в более старшем возрасте дети становятся менее восприимчивы к личностному формированию. Умственное воспитание, задачи его развития у старших дошкольников Многие думают, что вложив багаж знаний в маленькую головку, умственное воспитание ребенка можно считать полностью реализованным. Осмелюсь отметить, что эти люди не правы. О задачах умственного воспитания старших дошкольников хорошо сказано в «Программе воспитания в детском саду». Там мы видим следующие задачи: формирование первичных представлений детей о явлениях, происходящих или находящихся вокруг, становление и развитие основных психических процессов, к которым относим мышление, память, внимание и другие, развитие интеллектуальных сторон личности дошкольника, воспитание у детей самых первых приемов в осуществлении умственной деятельности. Коротко остановимся на каждой из задач. Каждый день для ребенка — старшего дошкольника — это встреча с новым жизненным фактом, явлением. Но приобрести знания ребенок может только под непосредственным руководством взрослого. Встречаясь с чем-то незнакомым, у ребенка появляются вопросы, но ответы без взрослого он найти не сможет. Конечно, в некоторых случаях, наблюдая за определенного рода явлениями, ребенок приобретает опыт познания, но это свойственно не всем детям. Выше мы уже говорили о типах детей, которые не способны сосредотачиваться на чем-либо в силу своего темперамента или вида умственного развития. Вот тут и состоит роль воспитателя в формировании у детишек первичных представлений об окружающем. Разъясняя и объясняя, а в большинстве случаев, демонстрируя на наглядных материалах, взрослый знакомит малыша с окружающим миром. Приобретение знаний об окружающей действительности осуществляется через средства становления психических процессов, в чем и состоит вторая задача умственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста. Необходимо уделять внимание развитию ощущений и восприятия, памяти и мышления, воображения и речи. Познав окружающее через психические процессы у ребенка идет умственное воспитание и интенсивный рост уровня интеллектуальных умений и навыков. Дошкольник научается обследовать предметы, выделять существенные и несущественные признаки, сравнивает и различает. Это еще называют логические мыслительные процессы, к которым также относят анализ и обобщение. Данные умения и навыки способствуют успешному и эффективному овладению знаниями. Основными приемами для развития умственной деятельности выделяют организацию собственного опыта ребенка. Это осуществляется через представление наглядных материалов. Используют возможности наблюдения и экспериментирования. Особенно детям интересны эксперименты с природными явлениями . Когда налив в стакан воду и поместив ее в морозильную камеру, на другой день ребенок видит, что в стакане что-то твердое. А если стакан поместить в теплую воду, то это твердое выпадает из стакана в виде второго стакана, то ребенок с удовольствием познает, что происходит с жидкостью при помещении ее в холодную среду. Такие опыты очень полезны для детей. Посредством чего осуществляется умственное развитие ребенка? Игру часто называют практикой развития. Ей же принадлежит и важная роль в воспитании старшего дошкольника. В игровой деятельности возможно формирование основных психических процессов, от которых зависит очень многое, если не все. Когда дети играют, они много общаются, и в этом время хорошо развивается речевая активность. Придумывая сюжет игры, формируется воображение. И это способствует дальнейшему перенесению игровых умозаключений в бытовые ситуации ребенка. В игровых ситуациях мышление формируется через обобщение различных образов и явлений. Игровые предметы — заместители помогают ребенку оперировать в пространстве, а это приводит к становлению логики, умственных возможностей малыша. Мы видим, как ребенок играет, но не видим, как в это время идет умственное развитие, развиваются психические процессы, появляются умственные наклонности. Обучение ребенка эффективнее всего осуществляется исключительно в той деятельности, которая для него ближе всего. А у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Логично заключить, что именно в этой деятельности мы и получим лучшие результаты в умственном развитии старшего дошкольника.
Источник
Ирина Варламова
Консультация для родителей «Игра и умственное развитие»
Консультация
Тема: «Игра и умственное развитие«
о
духовно-нравственного становления личности и
духовного обогащения семьи»
Провела:
Варламова Ирина Петровна
ИГРА И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Заботясь об умственном развитии своего ребенка, не пытайтесь брать в качестве образца обучение школьника или взрослого человека. В дошкольном возрасте (особенно в его первой половине) главное — не усвоение определенной суммы сведений, а развитие таких форм познания как восприятие, образное мышление, воображение. И добиться этого можно, умело руководя занятиями ребенка — игрой, рисованием, конструированием, лепкой, аппликацией.
Наиболее важна сюжетно-ролевая игра. В ней ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в ней формируется одна из замечательных особенностей человеческого ума — способность к оперированию знаками и символами. Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее и вы должны помочь ребенку играть содержательно. Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, взрослому присоединяться к нему уже «войдя в образ». Вот так, например.
— Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я шла мимо и решила узнать о здоровье вашей девочки. Ведь вчера у нее болела голова. Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно. Особенно если он не посещает детский сад. Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять коллективную игру. Оставив, скажем, Мишу наедине с соседским Петей и через 10-15 минут войдя в комнату,вы скорее всего застанете такую картину: в одном углу Миша катает по полу свою любимую машину, в другом Петя стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если дело не дошло до конфликта из-за игрушек. Научить детей объединяться для совместной игры — задача родителей,и решить ее можно уже известным способом — приняв участие в происходящем: «Я хочу играть.»
Детям, конечно, нужны игрушки, и главным образом такие, с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал. Умение увидеть в одной и той же ничем непримечательной палочке термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход — важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такое умение помогут специальные упражнения.
— Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть?
Пусть он будет машиной. А еще?
— Самолетом. Хорошо. А ты летчик и управляешь самолетом. А еще?
Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом
ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам.
Сюжетно-ролевые игры учат ориентироваться в человеческих отношениях. Но ребенку необходимо овладеть и умением воспринимать цвет или иных предметов, их форму, величину, положение в пространстве. Этому помогут дидактические, то есть обучающие, игры. Вот к примеру, одна из дидактических игр, способствующих развитию восприятия цвета.
Возьмите шесть листков белой бумаги и сложите их пополам. Получится шесть «книжечек». На лицевой стороне каждой книжечки вырежьте круглое отверстие. Окрасьте одну сторону в один из шести цветов спектра — красный, оранжевый, желтый, синий, фиолетовый. Подготовьте еще шесть листков бумаги половинного размера, окрашенных в те же шесть цветов. Это вкладыши. Теперь, если книжечки положить лицевой стороной кверху, на цветном фоне выступают белые круги. Нарисуйте в каждом из них мышку (птичку, крысу.). Материал готов!
Все книжечки лежат перед ребенком. Объясните ему, что мышки сидят в своих норках. Но вот появляется кошка. Нужно помочь мышкам спрятаться так, чтобы кошка их не нашла. А для этого нужно закрыть норки (вложить в каждую книжечку вкладыш соответствующего цвета). Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка. Кошка сможет найти и съесть мышку. Вначале помогайте ребенку сами,называя цвета: — Вот видишь, здесь красная стенка, и норку мы закрыли тоже красной дверцей. Теперь ее совсем не видно. А тут стенка оранжевая. Ну-ка, где у нас оранжевая дверца? Потом начинайте добиваться самостоятельного выполнения задания и исправления допущенных ошибок. Если увидите, что ребенку трудно справиться сразу с шестью цветами, возьмите сначала три или четыре книжечки. Обучайте малыша группировать предметы по цвету, помогите усвоить названия цветов. Когда, скажем, шесть из них достаточно освоены, можно вводить седьмой — голубой, а затем показать ребенку различные оттенки того или иного цвета.
Объясните малышу, как можно группировать предметы по форме,познакомьте его с разновидностями форм: выкладывайте вместе с ним фигуры из палочек, из мягкой проволоки.
Надеемся, наши рекомендации подтолкнут родителей на самостоятельные поиски интересных для малышей игр, развивающих их мышление, знакомящих с окружающим миром.
«Ребенку нужна игра не только потому, что к ней его побуждает вся его избыточная энергия, но и потому, что в игре ребенок совершенствует свои умственные и интеллектуальные способности, развивает
эмоциональную сторону своей жизни.» (Франтишек Чада)
Источник
надежда савкина
Консультация для родителей «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей
«Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Савкина Н. А.
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был умным, чтобы можно было им гордится. Но не всегда бывает так.
Умственное развитие ребенка во многом будет зависеть от характера повседневного общения его со взрослыми, от влияния, которое оказывают на него родители, а также от того, насколько учитываются возможности детей, их возрастные и индивидуальные особенности.
Некоторые родители считают, будто с воспитанием детей можно не торопиться. «Пусть поиграет, пока мал», — говорят они. В таких семьях дети обычно не приучены к умственному труду, волевому усилию. Они не могут соответственно своим возрастным возможностям выполнить поручение, не умеют доводить начатое дело до конца, сосредоточится на определенной деятельности, часто и беспорядочно переключаются с одного дела на другое и с трудом налаживают взаимоотношения со сверстниками.
Воспитатель, беседуя с родителями, обращает их внимание на недопустимость излишней опеки, ограничения инициативы ребенка. Это тормозит развитие его самостоятельности, отрицательно сказывается на овладении новыми знаниями и умениями.
Стремление к самостоятельности проявляется у ребенка очень рано. Едва научившись говорить,малыш уже настойчиво повторяет: «Я сам». Взрослым важно поддерживать это стремление. Ведь самостоятельно, скажем, одеваясь, он может не только приобрести соответствующие навыки, но и узнать (не без помощи взрослых) о назначении отдельных предметов туалета, свойствах материала.
В то же время нельзя и переоценивать возрастные возможности детей. Некоторые родители слишком рано начинают обучать ребенка чтению и письму, нанося тем самым вред его здоровью.Так несвоевременное и неумелое обучение малышей письму и чтению вредно сказывается на физическом их развитии: от долгого сидения за столом ухудшаются осанка и зрение, напряжение при письме может привести к деформированию кисти. Кроме того, неправильные навыки учебной деятельности, выработанные в дошкольном возрасте, усложняют усвоение школьной программы.
Воспитатель должен разъяснить родителям, как вредно отражается на здоровье ребенка, на его нервной системе сообщение сведений, подчас недоступных его пониманию, либо перегрузка разнообразными занятиями.
Определив примерный объем знаний, которыми должен владеть ребенок того или иного возраста, следует анкетировать внимание родителей на необходимости тренировки памяти, внимания, воли, способности анализировать свою деятельность.
О том, как развивать память, следует поговорить особо.
Хорошим упражнением для развития памяти является заучивание стихотворных текстов. Но и здесь нужна мера. Родители должны знать о том, что хотя ребенок дошкольного возраста легко и быстро запоминает наизусть длинные, часто даже непонятные ему стихи и целые страницы текста, злоупотреблять этим не надо, чтобы не допускать переутомления нервной системы ребенка.
Помочь выбрать стихи для заучивания дома с детьми разного возраста может воспитатель. Хороши произведения народного творчества. Они напевны, ритмичны; часто забавные сюжеты привлекают внимание ребят и легко запоминаются ими.
Заучивание и чтение стихов в семье должно приносить радость, не быть принудительным занятием.
Беседуя с родителями, следует предостеречь их от беспорядочного чтения произведений художественной литературы, содержание которых часто не соответствует возрасту ребенка.
Родителям следует серьезно и правильно относиться к вопросам детей.
Отвечать на детские вопросы – дело трудное, требующее знаний, огромного терпения и любви.Главное правило: ответ должен быть кратким, ясным и понятным ребенку данного возраста, произнесен доброжелательным тоном. Получаемая информация об окружающей жизни должна регламентироваться взрослыми и ограничиваться сведениями, доступными детям.
Раскрывая значение для умственного развития ребенка ознакомления его с окружающим, нужно подчеркнуть, как важно акцентировать внимание детей не на внешних, второстепенных признаках предметов и явлений, а на главном Для этого необходимо воспитывать у них умение наблюдать, рассматривать.
Родителям необходимо проводить наблюдения за природой и окружающей действительностью. В процессе знакомства с окружающим дети должны приобретать навыки пользования разнообразными предметами, чтобы у них формировалось правильное отношение к ним как к результату труда человека.
Ознакомление с трудом взрослых имеет целью воспитание уважения к их труду, помогает понять значение труда для всех, вызывает стремление подражать им.
Умственное развитие ребенка всегда происходит в активной практической деятельности.
Источник
Консультация для родителей
«Интеллектуальное развитие дошкольников»
Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.
Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.
Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.
Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.
От чего зависит интеллектуальное развитие?
- От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;
- От образа жизни мамы в период беременности;
- От условий жизни ребенка: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
- От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
- От социального статуса семьи;
- От характера и темперамента ребенка;
- От качеств личности родителей.
Когда начинать развивать интеллект ребенка?
Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.
Условия для развития интеллекта:
- Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
- Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
- Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.
Стадии интеллектуального развития:
1. Конец первого и начало второго года жизни. В это время малыши изучают окружающий мир с помощью тактильных анализаторов (они стремятся все потрогать);
2. От 4 до 6 лет — этап становления наглядно-образного мышления;
3. Школьный возраст характеризуется интенсивным развитием словесно-логического мышления.
Каждый предыдущий этап интеллектуального развития является фундаментом для последующего этапа. Родителям необходимо принимать активное участие в развитии интеллектуальных способностей на каждом этапе развития своего ребенка.
Способы развития интеллекта:
- Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
- Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
- Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
- Математика и точные науки;
- Чтение;
- Изучение иностранных языков;
- Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
- Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
- Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.
Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами.
Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания. Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически.
Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности. Если кроха посещает детский сад или центр раннего развития, родители должны приобретенные знания использовать и в повседневной жизни, а не только на занятиях. Именно родители должны рассмотреть в своем малыше ценные задатки, с которыми он родился и стараться максимально их развивать.
Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:
- Поддержка проявления любознательности ребенка;
- Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
- Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
- Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
- Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
- Расширяйте круг общения детей;
- Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
- Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
- Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению.
Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.
Как определить уровень интеллекта ребенка?
Для определения интеллекта ребенка существуют специальные тесты, которые дают достоверную информацию о том, опережает, отстает или соответствует норме интеллект вашего ребенка.
Задания для оценки интеллекта ребенка:
1. «Давай вырежем такую же фигурку». Ребенку необходимо вырезать фигурку, которая изображена на бумаге;
2. «Кому чего не хватает». Ребенку демонстрируют предметные картинки, на которых не хватает какой-то детали. Малыш подбирает картинку, на которой изображена недостающая деталь;
3. «Что здесь лишнее?». Предназначено для детей 4-5 лет. Им показывают картинку, на которой изображено несколько предметов, в чем-то похожих по содержанию. Но среди них имеется один предмет, который не подходит. Нужно его назвать.
Советы родителям по развитию интеллекта ребенка:
- Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
- Предлагайте ребенку «полезные» игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
- Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
- Используйте многофункциональные игрушки;
- Не перегружайте ребенка;
- Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
- Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
- Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
- Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
- Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
- Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.
Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!
Источник