Берк л развитие ребенка
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
В полном объеме текст документа доступен в электронных читальных залах РГБ
1056 с.
Количество страниц
Москва и др.
Место издания
О произведении
Ответственность
Лаура Е. Берк ; пер. с англ. А. Богачев и др.
ISBN
5-314-00040-7 (В пер.)
Библиотека
Российская государственная библиотека (РГБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн книгу «Развитие ребенка», автора Берк Л.Е. Книга была издана в 2006 году. Содержит 1056 с.
Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
Авторы:
Лаура Е. Берк
Как крошечный младенец превращается в сложную, многогранную личность?Чем отличается восприятие мира ребенком и взрослым?Как полученный в раннем детстве опыт влияет на профессиональную успешность человека?Что определяет общие для всех особенности развития, а что делает нас уникальными в отношении физических, психических и поведенческих черт?Почему одни люди во взрослом возрасте сохраняют сформировавшиеся в детстве реакции на внешний мир, а другие существенно меняют модель поведения?Как культурные изменения в обществе — массовая занятость матерей, наличие дошкольных образовательных организаций и новые технологии — влияют на детей?На все эти и многие другие вопросы отвечает увлекательная и динамичная наука о развитии ребенка, в которой постоянно происходят новые открытия. Полученные знания имеют важное практическое значение и позволяют обществу улучшить жизнь подрастающего поколения. Так, педагоги должны быть осведомлены о том, чему и как учить своих воспитанников разного возраста, педиатрам требуется информация о физическом развитии маленьких пациентов, психологи используют сведения о личности ребенка, чтобы скорректировать детские поведенческие проблемы. А родителей всегда интересуют опыт и практики воспитания, способствующие благополучию детей.Предлагаемое учебное пособие написано Лорой Берк — заслуженным профессором психологии, более 30 лет преподающей науку о развитии ребенка в ряде университетов. Автору в полной мере удалось воплотить свой замысел — создать книгу, которая заставит читателей думать, будет отличаться глубиной и широтой охвата рассматриваемых проблем, наглядно проиллюстрирует сложности развития ребенка и свяжет теорию с повседневной жизнью.9-е издание. Обо всём этом и не только в книге Развитие ребенка (Лаура Е. Берк)
- Эти книги могут быть Вам интересны
- Рецензии (0)
- Написать рецензию
Рецензий на «Развитие ребенка» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым
- Отзывы (0)
- Оставить свой отзыв
Отзывов о «Развитие ребенка» пока нет. Оставьте отзыв первым
- Цитаты (0)
- Добавить цитату
Цитат из «Развитие ребенка» пока нет. Добавьте цитату первым
- Где купить?
Книгу «Развитие ребенка» Лаура Е. Берк можно приобрести или скачать:
в 2 магазинах по цене
от 2004
до 2777 руб.
- Объявления
- Разместить объявление
Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!
- Читали (0)
- Хотят прочесть (1)
Интересные посты
Интересная рецензия
По волнам его памяти
Читать мемуары, это как разговаривать со стариками. С одной стороны, интересно послушать свидетеля…
Интересная рецензия
Неоромантики
Чем-то неуловимо напоминает Холмса… Героями. Положительный герой отрицательных черт не имеет, то…
Источник
Каталог
Развитие ребенка
Автор:
Берк Лаура Е.
Берк Лаура Е.
Развитие ребенка
Развитие ребенка
Переводчик:
Богачев А.
Богачев А.
Тематика:
Дети — Развитие
Дети — Развитие
Издательство:
Питер (Санкт-Петербург)
Серия:
Мастера психологии
2006
Год издания: 2006
1056
Объём: 1056 с.
Язык: русский
Тип издания: Книги
5-314-00040-7
ISBN: 5-314-00040-7
Полное библиографическое описание
Войдите для заказа услуг
Вы сможете заказать:
- Наличие в библиотеках
- Невский район
Библиотека №4
(ул. Бабушкина, 135)
В наличии 1 экз.
Рыбацкая библиотека №6
(ул. Д. Устинова, 3)
В наличии 1 экз.
Библиотека №5 им. Н. Рубцова
(ул. Шотмана, 7/1)
В наличии 1 экз.
Центральная районная библиотека им. Л. Соболева
(ул. Бабушкина, 64)
В наличии 1 экз.
Библиотека №3 им. О. Ф. Берггольц
(ул. Седова, 21)
В наличии 1 экз.
Источник
Данный период характеризуется максимально активным физическим развитием ребенка, по сравнению со всеми другими возрастными периодами, происходит и интенсивное развитие психики. Осуществляется не только закладка и развитие всех органов и нервной системы, но идет активное развитие всех анализаторных систем, моторики, становление рефлексов и в элементарной форме — эмоциональной сферы. Ряд исследователей отмечают функционирование памяти в этот период.
Начало функционирования анализаторов отмечается уже в 7 нед., что дает возможность исследователям и специалистам говорить о возможности воздействия на психику ребенка на самых ранних сроках его развития. Именно данные о таких способностях ребенка легли в основу активного становления за рубежом направления пренатального воспитания.
Изучение развития сенсорики ребенка показало, что раньше начинают функционировать и лучше развиты к моменту рождения филогенетически более старые анализаторы. Так в 7 нед. внутриутробного развития уже регистрируется кожная чувствительность — отмечается ответная реакция на прикосновение к коже в области губ, а также начинает функционировать вестибулярный аппарат. На 8-й нед. отмечается кожная чувствительность по всему телу ребенка. На 14—15 нед. отмечают функционирование (в элементарном виде) вкусовой, проприоцептивной и тактильной чувствительности. На 16—17 нед. отмечается моторная реакция на громкий звук. На 21—22 нед. — двигательные и эмоциональные реакции на положительные и отрицательные стимулы вкусовой, тактильной и слуховой модальности. Позже всего отмечают функционирование зрительного анализатора — на 26—28 нед. (ребенок поворачивает голову по направлению к свету при освещении живота матери).
В пренатальный период активно развивается весь безусловный рефлекторный фонд и моторика ребенка. Формирование отдельных рефлексов выявлено уже в первый триместр беременности. Двигательная активность регистрируется на 2-м мес. внутриутробного развития. Так в 7 нед. у ребенка наблюдаются небольшие медленные плавные движения в околоплодной жидкости. На 10—11 нед. отмечаются активные передвижения плода в околоплодной жидкости, прикосновения к стенке околоплодного пузыря, изменение траектории движения, вращательные движения, чередующиеся движения ног, регистрируется контакт руки с лицом. На 14—15 нед. плод способен совершать хватательные движения, двигать глазами, морщиться и гримасничать. Таким образом, уже к 16—17 нед. формируются различные паттерны движений и у ребенка можно зарегистрировать до 20 000 движений в сутки1.
Развитие эмоциональной сферы связывают с тем, что с 22 нед. можно наблюдать эмоциональные реакции на различные стимулы, а с 26—28 нед. уже отмечается мимическое выражение базальных эмоций (страх, гнев, радость, удивление)[1][2]. Функционирование памяти в пренатальный период отмечается во многих исследованиях: ребенок может узнавать музыку, которую слышал в пренатальный период, отдельные слова[3].
В связи с тем, что в данный период происходит интенсивное физическое и психофизиологическое развитие, оно подвержено воздействию различных факторов, в том числе отрицательных. К таким отрицательным факторам относятся заболевания (в первую очередь, вирусные), химические вещества (в том числе очень многие лекарственные препараты), химические зависимости матери (курение, употребление алкоголя, наркотиков), неблагоприятная экология. Периодом, наиболее подверженным воздействию тератогенов, считается период органогенеза — 3—8 нед. внутриутробного развития. К неблагоприятным психологическим факторам можно отнести сильные стрессы, длительные отрицательные эмоциональные состояния, отрицательное отношение к беременности. Данные факторы воздействуют на развитие плода на протяжении всего периода. По данным А. Бертин даже отсутствие интереса к ребенку в период беременности отрицательно сказывается на его развитии[4].
Контрольные вопросы и задания
- 1. Назовите элементы психики, которые формируются в пренатальный период.
- 2. Какие анализаторы функционируют у плода к 5—6 мес. внутриутробного развития?
- 3. В какой период пренатального развития плод в наибольшей степени подвержен влиянию тератогенов?
Рекомендуемая литература
- 1. Берк, Л. Развитие ребенка / Л. Берк. — СПб.: Питер, 2006.
- 2. Добряков, И. В. Перинатальная психология / И. В. Добряков. — СПб.: Питер,
- 2010.
- 3. Захарову А. И. Ребенок до рождения / А. И. Захаров. — СПб.: Союз, 1998.
- 4. Коваленко-Маджу га, Н. П. Перинатальная психология / Н. П. Коваленко- Маджуга. — СПб.: Питер, 2001.
- 5. Султанова, А. С. Развитие психики ребенка в пренатальном периоде / А. С. Султанова // Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. — М.: Изд-во УРАО, 2005.
- 6. Филипповау Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
Источник
Развитие ребенка в период младенчества в значительной степени связано с формированием навыка управления своим телом. Подобно пренатальному развитию и физическому развитию в младенчестве и детстве развитие моторики следует по цефалокаудальному (от «головы к ногам», контроль над моторикой головы осуществляется раньше, чем контроль над руками и туловищем, установление которого, в свою очередь, опережает контроль над ногами) и проксимодистальному (развитие идет от центра тела к периферии: установление контроля над головой, туловищем, руками предшествует достижению координации и управления кистями рук и пальцев) направлениям.
Моторное развитие включает развитие грубой моторики – развитие действий (ползание, стояние, ходьба) и контроля над ними, что позволяет младенцам перемещаться в пространстве, и тонкой моторики – развитие мелких движений (протягивание ручек, хватание). В табл. 4.2 приведена динамика формирования моторных навыков. Заметьте, что существуют большие индивидуальные различия в скорости моторного развития и даже иногда в его последовательности, хотя она и является довольно универсальной. Некоторые дети, например, начинают ходить еще до года, в 9–10 месяцев, другие начинают стоять и даже ходить до того, как научились ползать, и т. д. Кроме того, если ребенок отстает от среднестатистического возраста овладения, например, навыком дотягивания до предметов, он не обязательно опоздает с началом ползания или ходьбы.
Овладение сложными движениями, такими как ходьба, требует единства дифференциации (овладения отдельными навыками-компонентами) и интеграции, т. е. объединения навыков-компонентов в правильной последовательности в связанное, действующее целое [Кайл, 2002]. Каждое моторное умение представляет собой продукт прежних достижений в данной сфере и, в свою очередь, является предпосылкой будущих достижений. Каждый новый моторный навык представляет собой продукт совместного воздействия следующих факторов: 1) развития центральной нервной системы; 2) двигательных возможностей тела; 3) целей, которыми руководствуется ребенок (получение игрушки или пересечение комнаты); 4) внешней поддержки овладения умением (поощрение со стороны родителей, объекты в повседневном окружении) [Берк, 2006].
Как только ребенок становится способен поддерживать устойчивую позу головы и туловища, создаются благоприятные условия для быстрого развития действий дотягивания и схватывания . Эти действия играют важную роль в когнитивном развитии ребенка, давая ему возможность по-новому изучать среду. Примерно в 3 месяца у младенцев появляется и постепенно совершенствуется способность к протягиванию ручек. К 4 месяцам дети, как правило, вполне целенаправленно тянут руки к определенному предмету, время от времени добиваясь успеха в его схватывании после прикосновения к предмету. При этом они водят глазами от руки к предмету и обратно, что, видимо, помогает им координировать положение руки относительно предмета. Приблизительно к 5 месяцам возникает акт хватания (или «истинное дотягивание») – у младенца развивается навык зрительного управления движениями рук, когда и дотягивание, и схватывание осуществляется под контролем зрения.
Таблица 4.2
Развитие тонкой и грубой моторики ребенка
Источник : [Берк, 2006, с. 241].
Появление акта хватания имеет чрезвычайно важное значение для психического развития ребенка (см. [Баттерворт, Харрис, 2000; Обухова, 2001] и др.):
• формируется и развивается первая зрительно-двигательная функциональная система;
• складывается предметное восприятие;
• развивается рука: возникает противопоставление большого пальца всем остальным, что является видоспецифичным для человека и создает условия для удержания и использования орудий;
• расширяются возможности манипулирования с предметами;
• развивается познавательная потребность, увеличиваются возможности исследования предметного мира.
Акт хватания продолжает развиваться и совершенствоваться в течение первого года жизни. Примерно в 5–6 месяцев малыши перестают тянуться к предмету, выведенному за пределы зоны досягаемости [Берк, 2006]. К 7 месяцам руки младенца становятся более независимыми: теперь дети дотягиваются до предмета с помощью одной руки, а не двух одновременно. Дети уже могут координировать движения своих рук так, что каждая рука совершает различные действия, служащие общей цели (например, малыш может держать игрушечное животное одной рукой, а другой гладить его) [Кайл, 2002]. Установлено, что 6-месячные младенцы захватывают и удерживают игрушку, но если затем им предложить другую игрушку, они роняют первую и берут вторую, так как могут контролировать одновременно действия только с одним объектом (см. [Баттерворт, Харрис, 2000] и др.). Примерно с 6–7 месяцев ребенок постепенно научается перекладывать предмет из одной руки в другую и брать второй предмет, но если предложить ему еще третий, то второй он уронит. Не ранее чем к 8–9 месяцам у ребенка развивается стратегия накопления: теперь уже третий и последующие предметы ребенок перекладывает из руки в руку и кладет в удобное место на сохранение. К 9 месяцам малыши могут дотягиваться до затемненного объекта так же быстро и уверенно, как и до объекта, остающегося в поле зрения. Это указывает на то, что тянущийся к предмету ребенок не нуждается в зрительном контроле над руками и кистями; это действие совершается на основе проприоцепции (чувства движения и положения в пространстве) [Берк, 2006].
Ко второй половине первого года жизни осуществляется переход к дифференцированному типу хватания . До 7 месяцев все предметы схватываются детьми одинаково (дети используют ладонный захват – схватывают объект, находящийся на ладони, сжимая вокруг него все пальцы); затем акт хватания приспосабливается к особенностям предметов с учетом их формы, веса и величины; появляется «пинцетный захват» – точное схватывание и удерживание маленьких объектов кончиками указательного и большого пальцев (годовалый ребенок может взять изюминку или поднять бусинку) [Крайг, 2000]. Таким образом, в период между 8-м и 12-м месяцами дети уже настолько хорошо умеют протягивать руки и хватать предметы, что их внимание освобождается от координации моторных навыков как таковых и переключается на события, которые происходят до и после захвата объекта, т. е. они овладевают способностью к решению простых задач, таких как поиск и нахождение спрятанной игрушки.
На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметами. В возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия : простое перемещение предмета, бросание, извлечение из него звуков [Кулагина, 1998; Обухова, 2001]. Между 5-м и 8-м месяцами многие дети начинают играть в социальные игры, такие как «ку-ку», «до свидания», «ладушки», «пожалей, обними»; им нравится, например, бросать какой-нибудь предмет и ждать, пока взрослый поднимет и подаст его; передавать взрослому какой-нибудь предмет и получать его обратно. В возрасте 7–10 месяцев формируются «соотносящие» (соотносимые) действия : ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек, может положить, поставить или нанизать один предмет на другой. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия , позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (качает куклу, катает машинку, подносит ко рту чашку, звонит звонком и др.). Усложняется репертуар действий ребенка с предметами, появляются такие действия, как нанизывание, вкладывание, открывание, катание, сжимание, скручивание, разъединение и т. д. Ребенок учится применять одни и те же действия по отношению к разным объектам и разные действия по отношению к одному и тому же объекту, он учится выполнять сложные действия, необходимые для достижения определенных целей.
Таким образом, одновременно с формированием первоначальных форм перцепции в младенчестве идет процесс интенсивного развития моторики. Развитие в одной области поддерживает развитие в другой: моторная активность обеспечивает младенцев жизненно важными средствами исследования окружающего их мира, а обогащенное восприятие стимулирует и повышает эффективность моторной активности. Моторные достижения младенцев также оказывают мощное воздействие на их социальные взаимоотношения. С одной стороны, родители поощряют малышей к освоению новых моторных навыков: определенные моторные умения (протягивание ручек, указание) позволяют младенцам повысить эффективность общения, а выражение удовольствия (смех, улыбка, лепетание), сопровождающие овладение новыми моторными навыками, обычно вызывают благожелательные реакции взрослых, что, в свою очередь, поощряет усилия ребенка. С другой стороны, родители научившегося ползать, а затем и ходить ребенка начинают ограничивать его активность, что-то позволяя, а что-то запрещая, выражая иногда нетерпение и раздражение. Овладение умением ходить часто влечет за собой первые «проверки силы воли» [Берк, 2006], когда, несмотря на предупреждения взрослых, ребенок пытается поступить по-своему.
Развитие моторики, эмоций, социальной компетентности, познания и речи является целостным процессом, и прогресс в одной области зависит от прогресса в другой [Там же].
* * *
Подведем итоги первой стадии развития ребенка. Итак, к основным новообразованиям младенчества относятся: сознание «пра-мы», заключающееся в становлении потребности в общении, эмоционального отношения к людям, формировании привязанности; акт хватания как основа человеческих действий с предметами и другие преднамеренные действия; мотивирующие представления; ходьба и появление автономной речи (последние два новообразования Л. С. Выготский относил к кризису одного года). Именно они с необходимостью вызывают построение новой ситуации развития – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, что означает переход на следующую стадию развития.
Контрольные вопросы
1. Почему Л. С. Выготский считал, что в период новорожденности развитие носит смешанный, промежуточный характер между внутри– и внеутробной жизнью?
2. Способны ли новорожденные к научению? Как это можно доказать?
3. В чем отличие первой «социальной» улыбки младенца от комплекса оживления?
4. В чем заключаются критерии, по которым можно судить о формировании потребности в общении у младенца?
5. Какова роль общения в психическом развитии младенца? Когда появляется и о чем свидетельствует избирательность эмоциональных реакций младенца?
6. Приведите примеры исследований зрительной и слуховой систем и интермодальной перцепции.
7. Когда появляется автономная речь ребенка и в чем ее специфика?
8. Что такое мотивирующие представления? Приведите примеры.
9. Какое значение для психического развития ребенка имеет формирование акта хватания?
10. Приведите примеры воздействия развития моторных навыков на опыт социального взаимодействия ребенка. Как социальный опыт влияет на развитие моторики?
Тестовые задания
Рекомендуемая литература
Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000. С. 86–150.
Берк Л. Развитие ребенка. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 214–285.
Выготский Л. С. Младенческий возраст // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2003. С. 38–56; 84–94.
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 207–225; 230–242; 254–284; 300–320; 327–334.
Лисина М. И. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 248–251.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое об-во России, 2001. С. 234–258.
Уайт Б. От рождения до ползания // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 186–193.
Еще по теме Двигательное развитие:
- Двигательное развитие
- Влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат
- 5. Дисгармония двигательной деятельности
- Изменения в развитии общественного производства 2.1.1. Этапы развития мирового сообщества
- 2. Возможности развития культуры и разрешения проблем цивилизационного развития
- УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ сил. РАЗВИТИЕ ОБМЕНА
- Бронников Вячеслав. Метод Бронникова Гармонизация функции организма Навыки естественного оздоровления Развитие энергоинформационного обмена Развитие диапазона чувствительности.2001, 2001
- Договоры Киевской развития Руси правовых с Византией развития 911 и правовых 944 годов считаются истории самыми правовых ранними правовых письменными правовых документами.
- Когнитивное развитие
- Когнитивное развитие
- Развитие памяти
Источник