Бег ребенка в 3 года
В России набирают популярность детские забеги: практически на любом старте, помимо стандартных взрослых дистанций, организаторы устраивают и детские соревнования. Как правило, это бег от 300 до 2000 метров. Подобный формат создан для любителей бега, которые могут участвовать в соревнованиях всей семьёй. Массовые старты дают возможность детям и их родителям понять – могут ли занятия лёгкой атлетикой стать их желанным выбором.
О том, с какого возраста можно начинать бегать, как должна проводиться подготовка юных бегунов и как действовать тем, кто хочет отдать своего ребёнка в спортивную школу по лёгкой атлетике, мы пообщались с главным тренером сборной России по лёгкой атлетике Юрием Борзаковским.
С какого возраста дети могут начинать бегать
По федеральным стандартам ребёнок может начинать занятия легкой атлетикой с 9 лет – именно с этого возраста зачисляют в спортивную школу. Но жизнь круто изменилась, и сейчас дети проявляют интерес к бегу намного раньше. Этому способствуют и сами родители, которые активно принимают участие в массовых любительских забегах, и пропаганда здорового образа жизни.
Поэтому сейчас не редкость встретить в парке бегущего малыша вместе с папой или мамой. А организаторы марафонов готовы регистрировать на забеги детей с 6-ти лет.
Подпишитесь на «Марафонец» в Telegram.
Анонсы статей и полезные подборки каждую неделю.
Дистанции на детских забегах варьируются от 300 м до 2 км. В подготовке юного атлета не требуется специальная программа. Дети обычно активны в этом возрасте и много времени проводят на улице и на детских площадках, где тратят энергию и силы. Сами пробежки могут занимать от 200 метров до 1 км, лучше, чтобы это были игры в «догонялки» или различные эстафеты. И грамотный тренер или родитель так и делает.
Иногда можно использовать 5-минутный бег для разминки. Но! Не нужно заставлять ребёнка бегать несоизмеримые для его возраста длинные дистанции. Это не приведёт ни к чему хорошему, а попросту отобьёт желание к бегу. Поэтому делаем нагрузки интересными и увлекательными! Тогда ребёнок с желанием будет проводить время и с радостью идти на любую тренировку.
Не нужно ни в коем случае ставить ребёнку темповые задачи. Ребёнок должен сам ощущать, как ему бежать и с какой скоростью. Перед забегом ребёнку необходимо показать всю дистанцию, которую предстоит бежать, сравнив её с чем-то знакомым. Например: «Помнишь, как мы бежали от зоопарка до озера? Тут бежать столько же! Ты пробегал эту дистанцию неоднократно». Естественно визуальный контроль за состоянием цвета кожного покрова и утомляемостью ребёнка никто не отменял.
Какое количество тренировок будет безопасным для ребёнка
Ребёнку до 10 лет оптимально бегать три-четыре раза в неделю, не забывая, что он ещё резвится во дворе на детской площадке и посещает уроки физкультуры в школе. Километраж – по желанию, но не больше 3 км. Не стоит заставлять ребёнка бегать, если он сам этого не хочет.
Про длинные дистанции и тем более про полумарафоны и марафоны можно думать после 18 лет. Ведь это не просто испытание для мышц и беговой подготовки, но и огромная нагрузка на весь организм! Только подготовленному атлету стоит выходить на данную дистанцию.
Нельзя ни в коем случае грузить маленького ребёнка длительными тренировками. Для одного кросс в 5 км – обычная дистанция, так как он посещает спортивную школу по фигурному катанию или лыжам, а для другого это расстояние будет мучением.
Конечно, примером в беге могут стать и родители. Начните бегать по выходным небольшие расстояния в парке или по интересным местам в вашем городе. Найдите единомышленников. После регулярных совместных пробежек появятся силы и желание участвовать в массовых забегах. Тем более, что сейчас это не просто пробеги, а радостные спортивные события с заслуженной медалью на финише, независимо от занятого места. А все дети любят поощрение и похвалу.
Как питаться и правильно выбирать экипировку
Взрослые хорошо знают, что от качества питания зависят спортивные успехи. А вот детям пока ещё сложно ориентироваться самостоятельно в большом количестве продуктовых соблазнов. Поэтому родители должны регулировать употребление неполезных продуктов питания. Конечно, речь идёт о газировках, чипсах, промышленных сладостях и другом фаст-фуде. Чем меньше ребёнок употребляет подобного питания, тем лучше.
Несомненно, родители должны быть примером для своих детей. В юном возрасте вся информация поступает из семьи, затем из школы.
Чем больше в рационе ребёнка будет зелени и овощей, тем здоровее он будет. Не забываем о сезонных фруктах, достаточном количестве белка, которое необходимо получать из нежирных сортов мяса и рыбы. Молочные продукты, если они хорошо усваиваются у ребёнка и не являются аллергенами, также полезно включать в питание детей. Только обращайте внимание на количество сахара в различных йогуртах и творожных продуктах. Лучше выбирать натуральные продукты.
Помните и о питьевом режиме: ребёнку полезнее пить негазированную воду, и она должна быть всегда в доступе, можно пить домашние компоты и морсы.
Допускается в питании ребёнка использовать и добавки в виде витаминов. Детям, проживающим в северных районах нашей страны, особенно необходим витамин D и омега-3. Проконсультируйтесь с вашим врачом о дозировке препаратов, прежде чем давать их ребёнку.
Поговорим об экипировке для занятия бегом. Если ребёнок занимается в закрытом манеже стадиона, то для помещения будет достаточным надеть шорты и футболку из ткани, которая хорошо отводит влагу и охлаждает.
На улицу, особенно в зимнее время года, так же, как и взрослому, ребёнку нужно надевать два слоя: термобельё и такую экипировку, которая бы обеспечила не только отведение влаги, но и терморегуляцию. Шапку нужно надевать не шерстяную, а на флисе. Обязательно флисовые перчатки. Кроссовки могут быть летними, а носки просто тёплыми и высокими, не шерстяными.
Бегать детям в сильный мороз (ниже 10 градусов) или метель и гололёд – не нужно. И после пробежки сразу уходить в тёплое место и переодеваться в сухую одежду.
Не стоит сразу покупать много дорогой и брендированной одежды. Для ребёнка главное – комфорт при занятиях и безопасность материала, из которого сшит спортивный костюм.
Индустрия моды тоже заинтересована в новых молодых бегунах. Ведь это возможность продать больше кроссовок и спортивных костюмов. И конечно, мировые бренды обещают каждому ребёнку стать чемпионом именно в их экипировке.
Что касается кроссовок, то в случае с детьми важно смотреть не на различные навороты типа встроенного геля, амортизатора или датчика блютус с автоматической записью бегового трека, а именно на удобство и безопасность. Если позволяют финансы, то беговую обувь нужно покупать у проверенных производителей.
Обязательно нужно приходить в магазин с ребёнком и опытным путём подбирать подходящую колодку.
Как определить предрасположенность ребёнка к бегу
Профессиональные спортсмены и опытные тренеры уверены, что предрасположенность к бегу есть у каждого ребёнка.
Если желание ребёнка бегать стало больше, чем просто принимать участие в массовых забегах, и его возраст подходящий (9 лет), то есть смысл задуматься о поступлении в спортивную школу по лёгкой атлетике.
В любой секции или в любой спортивной школе перед зачислением или первой просмотровой тренировкой вас попросят принести справку от врача с формулировкой «допущен к занятиям физической культурой». В некоторых секциях, где требуется значительная выносливость для ребёнка, просят справки с конкретной формулировкой. Подобные справки просят и организаторы массовых детских забегов.
Справки о пригодности к занятиям в спортшколе выдают только после сдачи ряда анализов, а также ЭКГ с нагрузкой.
Справка на забег и марафон: как сделать, зачем нужна, образец
Выбрать направление в лёгкой атлетике можно только с 13 лет. Ваш тренер увидит ваши способности и порекомендует нужный путь. Также с этого возраста есть смысл определяться: стайер ваш ребёнок или спринтер. В этом тоже поможет разобраться опытный тренер. Считается, что выносливость можно развить и накопить, а спринтерскую скорость преобразить. Спринт либо есть, либо его нет. Но каждый стайер в любом случае должен поддерживать свои скоростные качества.
Однако существуют и медицинские противопоказания к занятиям в спортшколе по лёгкой атлетике, например, плохое зрение и прогрессирующее его ухудшение. Также отказать в зачислении в спортивную школу могут в случае невыполнения спортивных нормативов, соответствующих возрасту и выбранной направленности.
Как подготовить ребёнка к бегу
- быть ему примером;
- приобрести удобную обувь и экипировку;
- проводить весёлые занятия и эстафеты;
- поощрять любые успехи.
Сколько стоит отдать ребёнка в лёгкую атлетику
Как правило, спортивные школы по лёгкой атлетике бесплатны для детей. Да и в целом, лёгкая атлетика считается одним из самых недорогих видов спорта: экипировку для ребёнка можно подобрать в ценовом диапазоне от 3 тысяч рублей, включая кроссовки.
В крупных городах можно ходить в частные беговые школы или клубы. В среднем, индивидуальное занятие с тренером может стоить от 800 до 1500 рублей. Разовое посещение групповых занятий ребёнку обойдётся от 250 до 500 рублей.
Как попасть в спортивную школу по лёгкой атлетике
- ребёнку должно быть не менее 9 лет;
- он должен любить бег;
- нужно прийти на просмотр;
- нужно посетить врача и убедиться, что нет противопоказаний;
- должен быть настрой на тренировочный режим.
Где можно бегать с ребёнком, если вы не планируете идти в большой спорт
Разумеется, начать бегать можно в ближайшем парке или стадионе в вашем городе. Если вам нужна компания и вдохновение на пробежку, то, возможно, в вашем городе есть parkrun – бесплатные утренние парковые пробежки по субботам. Посмотреть, есть ли ваш город в списке этих пробежек, можно на сайте parkrun.ru.
Что такое parkrun: история, правила, клубы, система штрихкодов
Зарегистрировать ребёнка для участия в забегах parkrun можно с 4 лет. Но важно, что ребёнок до 14 лет на протяжении всей дистанции должен бежать в сопровождении взрослого. Если в вашем городе нет таких забегов – вы можете сами стать его создателем.
Каждый год во всех городах нашей страны проводится Кросс нации, в котором также любой ребёнок можно бесплатно принять участие и пробежать дистанцию, подходящую ему по возрасту. На Кросс нации регистрируют с 6 лет.
Если вы живёте в небольшом городе и у вас нет беговой школы или парковых пробежек, вы можете организовать всё сами. Нет ничего лучше, чем собственным примером показывать пользу и прелесть бега.
Источник
«Живу Спортом» – о том, как ребёнку соблюдать безопасность
при беге.
Весна – время первых серьёзных забегов не только у взрослых,
но и детей школьного возраста. Всем хорошо известно о том, какую пользу бег
несёт для здоровья и развития личности, но только в том случае, если соблюдать
базовые правила безопасности. Детям, конечно, не до них, а взрослым не помешает
сохранить себе памятку от портала «Живу Спортом».
Мы подобрали для вас 7 самых простых правил и советов,
соблюдая которые, ваш ребёнок будет бегать только во благо собственного
здоровья.
1.Никогда не заставляйте ребёнка бегать в дошкольном
возрасте. Ребёнок не имеет мотивации для монотонного бега по кругу. Часто
родители, увлекающиеся спортом, совершают ошибку, нагружая ребёнка спортивными
задачами, когда он только научился ходить. Хотите увлечь малыша бегом? Предложите ему развлечение в этом формате, а
не интенсивную нагрузку.
2. Врачи сходятся во мнении, что бегать ребёнку лучше
начинать с трёх лет. В столь юном возрасте можно проводить тренировки на
дистанции до десяти метров. Больше бегать без остановки детям не рекомендуется,
так как суставы ещё не сформировались и такая нагрузка ни к чему. Для
увлекательности процесса попросите ребёнка пробежать змейкой, оббежать
препятствие или просто нарисуйте линию на земле для его маршрута. Идеальным примером игрового мероприятия являются соревнования «Весёлые старты». Здесь дети от 10 до 12 лет соревнуются при активной поддержке родителей.
3. Где бегать? Помните, что у ребёнка ещё несформировавшийся
организм. Идеальное место для пробежек с детьми – на природе, где лесные ровные
и длинные дорожки. Ни в коем случае детям нельзя бегать по асфальту и тем более
бетону, велик риск возникновения проблем с опорно-двигательным аппаратом.
Если у ребёнка нет возможности бегать по улице, то гораздо безопаснее будет перейти в зал. В закрытом помещении свои плюсы – отсутствие неровностей, подъёмов и спусков. Соответственно, риск получить травму меньше.
4. Если ваш ребёнок занимается бегом профессионально, то
обязательно проследите за его состоянием после тренировки или соревнования.
Важно, чтобы у него не было одного из следующих симптомов:
- Одышки;
- Болей в животе;
- Ощущения покалываний в области сердца.
Если ребёнок жалуется на один из вышеуказанных симптомов или
у вас возникает подозрение относительно его состояния, то немедленно запретите
ему тренировки и отведите к врачу.
5. Аллергия при беге – это грустная реальность. Следите за
тем, чтобы ваш ребёнок получал физическую нагрузку в правильном месте. Важно
дышать чистым воздухом, иначе в организм могут проникнуть аллергены и ослабить
детский иммунитет.
6. Следите, чтобы ребёнок после того, как закончит бегать,
не позволял себе резко останавливаться. При такой смене темпа – очень сильно
увеличивается нагрузка на сердце. Лучше будет перейти на шаг и только потом
остановиться.
7.Самый лучший совет – бегите рядом с ребёнком. Во-первых, вы интуитивно почувствуете, приносит ли бег пользу для здоровья вашему чаду, а, во-вторых, сами всегда будете в отличной форме и правильным примером для него. Сейчас в Московской области проводится большое количество турниров, где можно поддерживать начинание ребёнка всей семьёй. Самый известный пример – турнир «Весёлые старты», который проводится неизменно с 2013 года. На него каждый участник имеет право привести группу поддержки до 12 человек. Ближайшее событие пройдёт в Одинцово 21 апреля.
Источник
Любовь Николаева
Мастер-класс «Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движения: бег»
Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движения: бег.
Что такое бег?
Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли.Работа рук при беге также несколько отличается от ходьбы: они согнуты в локтях, и мах ими более энергичен. При беге нагрузка на мышечный аппарат, особенно на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, значительно больше, чем при ходьбе. Во время бега младших дошкольников часто можно наблюдать мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, иногда ребенок прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. Большинство детей 3- 4 лет бегают на полусогнутых ногах, ставят ногу на опору с пятки или на всю стопу. Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не дает им возможность выполнять полноценное отталкивание (с полным выпрям-лением ног в коленных суставах) и ставить ноги на опору с носка. В этом возрасте необходимо научить ребенка энергичному движению согнутыми в локтях руками во время бега, вырабатывать умение бежать в равномерном темпе; оббегать расставленные на полу предметы (кубики, коробочки, камешки и т. д., не наталкиваться друг на друга. Начиная с 5 лет, основная цель в обучении бегу — приучить детей ставить ногу с носка. При этом ребенок должен держать туловище ровно, с небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносится вперед — вверх; руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно.
Овладеть навыком бега помогают разнообразные подготовительные упражнения:
а) бег с высоким подниманием бедра, «как лошадка»;
б) бег с переступанием через кубики, шишки и т. д. ;
в) бег по «кочкам» (кружки, нарисованные на земле на расстоянии 60-80 см друг от друга) и т. д.
В этом возрасте важно также развивать умение быстро реагировать на внезапные сигналы взрослого (начинать и заканчивать бег, останавливаться по сигналу, выполнять повороты во время бега). В старшем дошкольном возрасте рекомендуется практиковать бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега следят, чтобы ребенок бежал в прямолинейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил ногу с носка. Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников всех возрастных групп имеют подвижные игры с ловлей и убеганием (младшие группы, бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности.
Длительность бега со средней скоростью:
3-5 лет рекомендуется в пределах 20-25 сек.
6-7 лет — до 30-35 сек.
Дети 3-4 лет могут пробегать с максимальной скоростью расстояние до 15м. 5-6 лет — до 20-25м.
7 лет — до 30-35 м.
Для формирования и совершенствования навыков бега у дошкольниковрекомендуют следующие упражнения:
бег на носках, «как лисичка»;
с высоким подниманием бедра, «как лошадка»;
с наступанием на линии, начерченные на земле на расстоянии 60-80 см;
бег с изменением темпа и направления;
с остановками по сигналу взрослого;
бег с оббеганием предметов (кубики, мячи, шишки);
бег наперегонки (вдвоем — втроем) — «кто быстрее»;
бег с прокатыванием обруча по земле толчками ладони;
бег со скакалкой, вращая ее вперед и т. д.
1.2. Виды бега.
Виды бега различны.В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции:
спринт (60-100 м,
бег на средние дистанции (400-1000 м,
бег на длинные дистанции (от 2000 м,
марафонский бег.
Кроме этого,различают бег:
кроссовый;
с препятствиями;
барьерный бег.
За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трусцой, применяющийся в оздоровительных целях.
Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.
Обычный бег.
Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.
Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.
Обычный бег можно проводить в различных построениях:
-в колонну по одному;
-парами;
-по кругу;
—«змейкой» и т. д.
Примерная продолжительность непрерывного бега возрастает постепенно, с 10-15 с в младших группах, в старших до 35-40 с (повторяется 2-4 раза с перерывами).
Для детей 6-7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах 1 мин., так как в течение года дети овладевают элементами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.
Бег на носках.
Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, можно поставить руки на пояс.
Бег с высоким подниманием колен.
Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.
Бег широким шагом.
Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
Бег с отведением назад согнутой в колене ноги.
Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых.
Бег скрестным шагом.
Выполнять захлестом почти прямых ног: правой — влево, левой — вправо. Нога ставится на стопу.
Бег прыжками.
Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед-вверх.
Продолжительность непрерывного бега на носках, с высоким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10-20 с). Как правило, эти виды бега повторяются 2-3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10-12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры — линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.
Бег в быстром темпе.
Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика – 5-8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками — отдыхом, он может повторяться 4-5 раз.
Медленный бег.
За последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Бег в переменном темпе.
Используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега — научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.
Челночный бег.
Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах.
Бег в сочетании с подлезанием, перепрыгиванием, прыжком вверх.
Здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.
Бег в разных естественных условиях развивает умение применить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бега по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных усилий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для детей условия, подбирая разные их сочетания, надо способствовать развитию столь нужного в жизни умения — использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями поверхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки).
При беге в горку нога ставится на носок, шаг короткий, туловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, туловище несколько отклонено назад.
При беге вверх и вниз по доске, положенной наклонно, стопы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук.
Дошкольники проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (ходьба, бег, прыжки, упражнения в лазаний, равновесии и т. д.). Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего.Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через «ручеек». Однако не рекомендуют проводить игры со сложными видами движений (прыжки, лазание) до тех пор, пока дошкольники не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее. Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 8-10 минут.
Ю. А. Кириллова отмечает, что подвижные игры и упражнения на свежем воздухе являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения,свойственные человеку: бег, прыжки, метание и пр. Игры и упражнения на свежем воздухе являются лучшим лекарством для детей от двигательного голода – гиподинамии, так как дети около 70-80 процентов времени пребывания в дошкольном учреждении проводят в статичном сидячем положении. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных, простудных заболеваний. Для реализации цели образовательного направления – обеспечить обучение движениям и двигательным действиям, для развития физических качеств, гарантирующих всестороннее и гармоничное развитие ребенка,необходимо решение следующих задач:
1. Организовать (насколько это возможно) процесс обучения в естественных условиях.
2. Создавать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий в процессе решения двигательных задач.
3. Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы.
4. Обращать самое серьезное внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям, формирование и совершенствование новых двигательных умений и навыков в прикладном, спортивном направлении.
Конкретная и правильная постановка частных задач при обученииотдельному двигательному действию обеспечивается соблюдением следующих положений:
— с целью достижения необходимого результата при обучении движениям и двигательным действиям;
— детализированно применительно к особенностям действий, являющихся предметом обучения;
— индивидуализированно применительно к возможностям обучаемых, зависящих от их возрастных, половых, личностных особенностей и уровня подготовленности;
— в определенной последовательности, задаваемой объективными закономерностями формирования двигательного действия и логикой учебного процесса.
При планировании этой подготовки необходимо исходить из следующих принципов:
главная задача – укрепление здоровья детей (учет физической нагрузки, подбор физических упражнений);
систематичность и последовательность (проведение занятий, что способствует выработке двигательного навыка, а затем и двигательного динамического стереотипа).
Практика показывает, что проводимые в детском саду занятия по структурной схеме (вводная, основная, заключительная части) не всегда приносят желаемый результат.
Л. Ануфриева предлагает такую форму организации дошкольников, при которой осуществляется ежедневная 30-минутная общефизическая подготовка. Ее следует вынести на прогулку, тем самым разгрузив физкультурные занятия.
Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. Для детей дошкольного возраста подвижные игры являются жизненной потребностью. Наиболее эффективны для совершенствования различных видов ходьбы и бега подвижные игры и игры-эстафеты.С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Веселые старты для закрепления различных видов бега.
На веселые старты набираются 2 команды по 6 человек. Выбираются капитаны команд. Участники придумывают название команды.
1. Эстафета №1. «Кто быстрее пробежит змейкой». Участники бегут до ориентира змейкой, оббегая кегли, обратно также.
2. Эстафета №2. На двух ногах прыгать в обручи, пролезть через обруч боком, оббежать ориентир и обратно также.
3. Эстафета №3. Бег с захлестом голени.
4. Эстафета №4. Участник бежит до обруча, в котором лежат кубики по количеству человек в команде, берет один кубик, добегает до корзины кладет и бежит обратно. Чья команда соберет быстрее всех кубики, та и побеждает.
5. Эстафета №5. По 2 человека от команды встают лицом к лицу. Вдвоем одевают обруч на пояс. Нужно приставным галопом пробежать до ориентира и обратно. Кто быстрее.
6. 7. Эстафета №7. Прыжки через гусеницу, пролезть под дугой, добежать до ориентира и вернуться.
Подвижная игра «Быстрые и ловкие».
По залу раскладываются обручи по количеству человек. Инструктор задает темп бубном быстрый или медленный. Дети в нужном темпе бегают по залу. Когда бубен перестает звучать. Дети, кто быстрее должны прыгнуть в обруч по одному человеку. Кто не успел, садится на гимнастическую скамейку, и они становятся болельщиками. Затем несколько обручей убирается, игра продолжается. Когда остается один человек, он становиться победителем.
Источник