Аутизм ребенок развитие помощь

Аутизм ребенок развитие помощь thumbnail

Аутизм – это неврологическое заболевание, которое ухудшает социальное эмоциональное и поведенческое развитие ребенка. Симптомы аутизма у детей ясельного возраста можно определить в возрасте от 18 месяцев до 2 лет.

Дети с аутизмом сталкиваются с серьезными трудностями во взаимодействии и общении с другими людьми. Они также демонстрируют сильную незаинтересованность в определенных вещах или темах.

Раньше было сложно диагностировать аутизм. Благодаря новым исследованиям и исследованиям специалисты знакомятся с этим заболеванием у малышей. Нет двух пациентов с аутизмом с одинаковыми симптомами. Это причина того, что аутизм также известен как расстройство широкого спектра. Выраженность этого симптома варьируется от человека к человеку. Один может нуждаться в уходе на всю жизнь, в то время как другой может функционировать относительно нормально.

Причины Аутизма:

До сих пор истинная причина этого расстройства не известна, хотя у 1 из 100 детей развивается это расстройство.

  • Ученые считают, что аутизм связан с генами и влиянием окружающей среды.
  • К экологическим причинам относятся недоношенные дети, а это значит, что у детей, рожденных до 33 недель, может развиться аутизм.
  • Аутизм чаще развивается у недоношенных девочек, чем у мальчиков.
  • К другим факторам окружающей среды относятся пожилые родители, неправильное питание во время беременности и инфекции. Химические вещества также могут способствовать развитию аутизма.
  • Хрупкий X – причина аутизма. У детей с хрупкой Х-хромосомой развивается аутизм.
  • Исследования также показывают, что у детей, родившихся менее чем через 2 года после их брата или сестры, проявляются признаки аутизма.

5 Признаков Аутизма У Малышей:

Вот краткий измененный контрольный список для детей с аутизмом, за которым родители должны следить:

1. Медленное развитие:

Аутичный ребенок развивается иначе, чем другие дети.

  • Их рост замедляется, а их коммуникативные навыки ограничиваются несколькими словами и жестами.
  • Их выражение лица и язык тела также различаются.

2. Избегайте контакта с глазами:

Другим наиболее значимым признаком аутизма является то, что малыши обычно не смотрят в глаза своим родителям, даже если их называют по имени.

  • У них необычный взгляд.
  • Не проявляйте интереса к своему окружению.

3. Повторяющееся поведение:

Некоторые дети, страдающие аутизмом, очень привязываются к своим повседневным занятиям.

  • У них особый образ действий.
  • Нарушение их распорядка может вызвать серьезное проявление агрессии, такое как тряска головой, постоянное раскачивание тела, взмахи руками и в дальнейшем.

4. Одержимость:

Наиболее важные признаки раннего аутизма у малышей – их одержимость .

  • Малыши с аутизмом склонны быть одержимы какими-то конкретными предметами, такими как еда, игрушки.
  • Они склонны играть с одной игрушкой и отвергать другие.
  • Что касается еды, то они, как правило, едят одну и ту же пищу снова и снова и могут быть разборчивы в определенных продуктах питания. Эта навязчивая идея возникает из-за трудностей с адаптацией к новым вещам или изменениями.
  • Они предпочитают делать то же самое, чем выбирать что-то новое. Аутичный ребенок склонен сосредотачиваться на деталях объекта, а также любит располагать предметы по прямой линии.

5. Социальное взаимодействие:

Дети с аутизмом проявляют меньший интерес к каким-либо занятиям с родителями или другими малышами.

  • У них проблемы со слухом и пониманием.
  • Они не очень улыбаются, ненавидят обниматься и заводить друзей, не любят играть с другими малышами, не проявляют никакого беспокойства о разлуке, когда разлучены с матерью, любят оставаться одни, нападают на других детей без причины и любят быть независимыми.

[Читать: Расстройство обработки слуха у детей ]

Контрольный Список Для Родителей:

Лечение аутизма, особенно в области общения и взаимодействия, очень важно.

  1. Лечение следует начинать рано, чтобы помочь улучшить языковое развитие и другие социальные навыки.
  2. Терапию рекомендуют большинство психиатров. Поведенческая терапия – одна из них.
  3. Лечение аутизма не требует и не требует радикальных изменений. На самом деле, при работе с аутичным ребенком изменения не приносят ничего хорошего. Это может вызвать беспокойство или всплеск поведения.
  4. Вам нужно установить распорядок, чтобы ваш ребенок знал, чего ожидать дальше. Это часть лечения.
  5. Плотный график позволит вашему ребенку чувствовать себя в безопасности.
  6. Если вы отправляете своего ребенка в специальную школу, убедитесь, что он чувствует себя в безопасности и расслаблен.
  7. Из-за трудностей в общении аутичный ребенок не владеет должным образом языковыми навыками. Слова путаются и теряют смысл. Не имея мыслей и чувств, они выражают свои мысли в графической форме.
  8. Картинки и карточки для заметок могут стать для вашего ребенка визуальным удовольствием для общения с вами. Чтобы добиться речи, необходимо наглядное пособие.
  9. Если ребенок расстроен или не может выразить словами то, что нужно сказать, картинки создают легкий способ общения.
  10. Еще один способ помочь в развитии коммуникативных навыков – это обращать внимание на то, что говорит ребенок. Ребенок с аутизмом часто использует повторяющиеся слова. Это может быть связано с тем, что ваш ребенок пытается с вами сообщить. Вам решать, что означают эти слова. Важно, чтобы вы отслеживали их фразу и понимали, когда они ее используют.
  11. Вы можете отслеживать, какую фразу использует ваш малыш, делая заметки. Скоро вы увидите узор.
  12. При лечении аутизма важно поддерживать структурированную домашнюю среду.
  13. Не расстраивайтесь, ваше разочарование может сделать ребенка чрезмерным.
  14. Положительное подкрепление и похвала могут помочь в лечении аутизма.

У детей младшего возраста признаки аутизма начнут проявляться уже в 18-месячном возрасте. Родителям важно их узнавать. Раннее обнаружение этого расстройства сводит к минимуму негативность аутизма.

Поделитесь своим мнением о малышах с аутизмом.

Источник

Согласно последним международным исследованиям, аутизм встречается у каждого 54-го ребенка. «Вылечить» аутизм нельзя, но ребёнок с РАС может учиться, общаться с окружающими, играть и быть частью общества. В блоге фонда «Обнаженные сердца» рассказывают, как помогать самым маленьким детям с расстройством аутистического спектра.

Читайте также:  Дорожная карта развития ребенка

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Расстройство аутистического спектра — самая часто встречающаяся группа нарушений развития. На сегодняшний день не существует медикаментозных способов лечения, однако есть доказавшие свою эффективность методы, позволяющие преодолеть трудности, свойственные РАС. В новой книге фонда «Обнаженные сердца» — «Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра» — представлены эти методы.

Авторы пособия — практикующие специалисты фонда, психологи, педагоги, специалисты в области прикладного анализа поведения, постарались, опираясь на свой опыт ответить на самые распространенные вопросы родителей и специалистов, работающих с детьми с РАС дошкольного возраста:

  • Какие эффективные подход и стратегии используются при обучении детей с РАС
  • Как помочь детям с РАС осваивать навыки самообслуживания
  • Как помочь в развитии коммуникации, игры и социальных навыков
  • Как научиться понимать причины поведения ребенка, справлять со сложным поведением и помогать осваивать социально приемлемые формы поведения
  • Как помочь ребенку с трудностями с едой и сном

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги.

Многие родители, а также специалисты, имеющие опыт обучения и воспитания нейротипичных детей или детей с нарушениями, не входящими в РАС, говорят о том, что не понимают, как учить ребенка с аутизмом, что те подходы, которые они привыкли использовать, не работают. Как учить ребенка, если порой кажется, что он не слышит, не понимает, не хочет сотрудничать и проявляет нежелательное поведение? Данная глава посвящена некоторым эффективным стратегиям, учитывающим как сильные стороны ребенка с РАС, так и имеющиеся дефициты. Эти методы позволяют детям с аутизмом учиться легче, быстрее и в целом быть успешнее и получать удовольствие. Они применимы не только к области академических навыков, но и навыков игры, самообслуживания, коммуникации и взаимодействия. Описанные далее методы также помогают снизить вероятность возникновения нежелательного поведения ребенка.

Постоянно собираем и анализируем данные

Программы помощи должны систематически и объективно проверяться с помощью собранных данных — только тогда они будут эффективными. Методы сбора данных могут включать в себя запись ответов детей на каждую возникающую возможность, интервальную запись прогресса ребенка во время определенных активностей, исследования конкретного поведения и изучение прогресса в определенные периоды времени (например, ежемесячно или ежеквартально). Метод сбора данных должен быть связан с целями ребенка, а затем использоваться для адаптации вмешательства к конкретным потребностям ребенка и семьи.

Дополнительно мотивируем ребенка с РАС

Мотивация ребенка с РАС может значительно отличаться от мотивации нейротипичных детей. Нарушение социального взаимодействия и коммуникации приводит к тому, что, например, похвала или одобрение для многих детей с аутизмом могут быть слабо эффективны. Это значит, что многие из них не станут что-то делать или не делать ради одобрения.

Адаптируем собственную коммуникацию под особенности конкретного ребенка

Аутизм ребенок развитие помощь

Учитываем, что у ребенка с РАС могут быть трудности с инициацией и поддержанием диалога, а также с пониманием смысла сообщения; в этом случае взрослому важно понимать особенности ребенка и уметь адаптировать свою речь в соответствии с его уровнем развития: упрощая и укорачивая фразы, делая более конкретными и ясными инструкции, если необходимо.

Увеличиваем количество возможностей для обучения, объясняем последствия

Часто детям с РАС — в отличие от типично развивающихся сверстников, которые учатся, глядя на членов семьи, на других взрослых или друг на друга, — для освоения ряда жизненно необходимых навыков могут потребоваться специальные, высокоструктурированные условия обучения. Для этого могут использоваться дискретные пробы (или метод отдельных блоков) — один из способов такого структурированного обучения. Проба или блок — это законченный эпизод, состоящий из инструкции, реакции (ответа) ученика, подсказки (когда это необходимо), предоставления последствия (в зависимости от ответа ребенка) и удаления материалов.

Аутизм ребенок развитие помощь

Рассмотрим на примере. Специалист произносит инструкцию: «Покажи нос». Реакция ученика может быть верной: он указывает на нос, следовательно, подсказка не нужна. Поскольку ответ был верным, в качестве последствия будет похвала или иной вид поощрения.

Если ребенок ошибается (если ребенок не делает попытки ответить или отворачивается, это тоже считается ошибкой). В этом случае мы повторяем инструкцию и одновременно предоставляем подсказку (например, указывая на нос ребенка). В случае ответа с подсказкой подкрепления предоставляются обычно в более умеренном объеме, чем за самостоятельный ответ. После инструкции с подсказкой проба повторяется, при этом ребенку снова дается возможность ответить самостоятельно.

Обеспечиваем структурирование среды и визуальную поддержку

Аутизм ребенок развитие помощь

Когда ребенок с РАС оказывается в пространстве, в котором все хаотично, много отвлекающих стимулов, сложно однозначно интерпретировать, где и для чего нужно находиться, что будет происходить, другими словами, когда он оказывается в пространстве, которое выглядит неорганизованным и непредсказуемым, он может испытывать фрустрацию и повышенную тревожность, а взрослые в такие моменты могут наблюдать нежелательное поведение.

И наоборот, правильно адаптированное пространство поможет ребенку с РАС лучше понимать, что от него ожидается в той или иной зоне, позволит быть более самостоятельным.

Структурируем время и события

Аутизм ребенок развитие помощь

Дети с РАС часто испытывают сложности с планированием, с пониманием времени. Все, что происходит, для них во многом непредсказуемо, неожиданно. Нет понимания, когда закончится та деятельность, которая длится на настоящий момент, что будет после этого и будет ли что-то любимое. Это еще одна возможная причина фрустрации и высокой тревожности у детей с РАС. Существенно снизить данную проблему помогают расписания и таймеры.

Расписание «сначала-потом» — простое расписание из двух пунктов. Оно часто используется в качестве первого шага в обучении следованию расписанию. Пункт «потом» — это всегда то, что мотивирует ребенка, является для него поощрением (игрушка, активность, еда, игра с другим человеком). Пункт «сначала» — это то, чего взрослый ожидает от ребенка в данный момент (занятие, мытье посуды, умывание).

Если вы хотите, чтобы игра была ограничена по времени, можно использовать таймер с визуальным сектором. На таймерах такого типа при установке интервала времени сектор выделяется цветом. По ходу игры ребенок сможет видеть, как сектор становится меньше. Когда установленное время заканчивается, раздается сигнал. Важно приучать ребенка по сигналу таймера складывать игрушки на место. Последовательное и регулярное использование таймера научит ребенка понимать время и заканчивать игру без проявлений нежелательного поведения.

Предоставляем время на обработку информации

Некоторым детям с аутизмом может требоваться больше времени на обработку информации, на то, чтобы услышать нас, понять сказанное, найти и дать подходящий ответ. Предоставлять такому ребенку время на весь этот процесс критически важно для его успешности, самостоятельности и поддержания его социальной активности.

Читайте также:  Ребенок 2 года развитие нормы роста и веса

Какие бы методы (или сочетания методов) мы ни использовали во взаимодействии с ребенком, важно помнить, что они — только хорошо проложенная дорога. У ребенка еще должно быть желание пойти по ней. Мало кого мотивирует само по себе преодоление пути — будь то ребенок или взрослый, с нарушениями развития или без. Мотивирует, как правило, то, что находится в конце пути.

Всех нас, взрослых, мотивирует разное: карьерный рост, премия, социальный статус, одобрение социума. Мы умеем сами себя поощрять (в конце дня или рабочей недели): встреча с друзьями, особое блюдо, активный спорт, массаж и так далее.

Детей тоже может мотивировать совершенно разное: лакомства, игрушки, активности, тактильные ощущения. В случае детей с РАС необходимо помнить, что нарушение социального взаимодействия и коммуникации может быть причиной того, что просто похвала не будет служить мотивирующим стимулом, как и взаимодействие с нами. При этом ребенка все равно важно хвалить, одновременно предоставляя то, что служит поощрением конкретно для него.

Полностью скачать книгу можно здесь.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в декабре 2007 года. Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни.

Как заподозрить у младенца аутизм и начать коррекцию Советы родителям

Диагноз «аутизм» в Беларуси ставят детям не ранее, чем им исполнится 3 года. Между тем признаки аутистических расстройств могут проявляться уже на первом году жизни – внимательным родителям не составит труда заметить их. Что в поведении малыша должно насторожить? Какую коррекционную помощь и поддержку взрослые способны оказывать своему ребенку до и после официального подтверждения диагноза? Какие правила поведения важно соблюдать при общении с ребенком-аутистом? На вопросы портала www.interfax.by ответила медицинский психолог Надежда Георгиева.

Признаки аутизма, заметные с пеленок

«Аутистические нарушения могут проявиться уже в первые месяцы жизни ребенка. И очень важно, чтобы родители не закрывали на них глаза, не уповали на то, что странности исчезнут по мере взросления ребенка, а обращались за консультациями к специалистам – неврологам, психологам, психиатрам-психотерапевтам. Ведь чем раньше начнется коррекционная работа, тем лучше будет ее результат», – предупреждает Надежда Георгиева и называет признаки раннего детского аутизма.

  • Ребенок избегает прямого взгляда в глаза.
  • Равнодушен или уклоняется от тактильных контактов.
  • Не реагирует на обращенные к нему улыбки и речь окружающих.
  • Почти никогда не улыбается сам.
  • Остается безучастным, когда родитель протягивает к нему руки.
  • Может не откликаться на свое имя.
  • Предпочитает контактировать с предметами, а не с людьми.
  • Любит находиться, играть в одиночестве – очевидно, что общество других людей его тяготит.
  • Не реагирует вообще или реагирует с опозданием на звуки: например, голос человека, лай собаки, сигнал автомобиля.
  • Не пытается вступать в контакт, взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми.
  • Часами может делать одно и то же: рисовать, к примеру, каляки-маляки, рвать бумагу, строить башню из кубиков, следить за стрелками часов.
  • С трудом переключается с одного занятия на другое.
  • Без устали повторяет одни и те же движения: подолгу монотонно раскачивается на стуле, бегает по кругу и т.п.
  • Проявляет фиксированный интерес к определенным цветам, звукам, предметам: например, обращает внимание только на вещи синего и желтого цвета; затаив дыхание, слушает тиканье часов; всегда играет только с желтой резиновой уточкой, игнорируя другие игрушки.
  • У него хорошо развито периферическое зрение.
  • Любит нюхать, лизать, ощупывать предметы.
  • Демонстрирует странные эмоциональные реакции: ни с того ни с сего может зарыдать или захохотать.
  • Ситуация внезапности вызывает у него сильный испуг, стресс.
  • Склонен к аутоагрессии – сам себя кусает, царапает.
  • 2-3-летний ребенок ленится жевать твердую пищу, предпочитает жидкие блюда и напитки.
  • Соглашается есть только определенные продукты (как правило, это ограниченный перечень), категорически отказывается от новых блюд.
  • С трудом засыпает, часто просыпается ночью.
  • Упорно отказывается пользоваться горшком – ничуть не огорчается, справляя малую и большую нужду в штаны.

Как воспитывать и чему учить ребенка-аутиста. Советы родителям

«Прежде всего родители должны смириться с тем фактом, что их ребенок всегда будет особенным – в большей или меньшей степени. Вылечить аутизм невозможно, однако установить связь аутистов с внешним миром, социализировать их – вполне реально. Многих родителей наверняка ободрит информация о том, что диагноз «аутизм» задним числом поставлен таким известным людям, как Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Винсент Ван Гог, Чарльз Дарвин, Александр Пушкин, Марк Твен, Вирджиния Вульф, Агата Кристи, Альберт Эйнштейн, а из современников, чьи имена на слуху, аутистические нарушения выявлены у Билла Гейтса, Вуди Аллена, Стивена Спилберга. Кстати, последние исследования свидетельствуют о том, что аутизм – довольно распространенное явление: его признаки обнаруживаются у одного ребенка из 2,5 тыс., по другим сведениям еще чаще – у одного из 110. Мужской аутизм встречается чаще женского», – говорит психолог Надежда Георгиева.

Итак, что могут делать родители для того, чтобы их ребенок-аутист приспособился к жизни в обществе, вышел в «большой мир» и занял в нем свое место?

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его безусловно – это самое главное.
  • Дарите ребенку как можно больше телесного тепла: берите на руки, усаживайте на колени, обнимайте, прижимайте к себе, делайте массаж, практикуйте совместный сон.
  • Верьте в потенциал ребенка и создавайте условия для его развития: знакомьтесь с различными методиками взаимодействия и работы с детьми-аутистами, объединяйтесь с другими родителями и перенимайте их опыт.
  • Аутисты остро нуждаются в том, чтобы их жизнь была упорядоченной и предсказуемой. Обеспечьте ребенку четкий режим дня, заботьтесь о том, чтобы в его комнате был установлен и поддерживался определенный порядок – каждый предмет должен иметь свое фиксированное место.
  • Многие аутисты склонны к агрессии и гневу, поэтому при общении с ребенком сохраняйте нейтральный эмоциональный фон, чтобы предотвратить у него проявление бурных вспышек негативных эмоций и чувств.
  • Учите ребенка конструктивным способам выражения агрессии: предлагайте ему в порыве злости поколотить подушку, потопать ногами, покричать в пластиковый стакан или пакет, изорвать газету на мелкие клочки и др.
  • Ребенок расстроился или испугался, кричит, плачет – постарайтесь устранить источник стресса. Если это невозможно, переключите его внимание, обнимите, схватите в охапку, скажите: «Я тебя люблю».
  • Общение должно быть предельно конкретным: используйте короткие четкие фразы без абстрактных слов с акцентом на то, что вы стремитесь донести до ребенка («Возьми чашку», «Будешь есть банан?»). При необходимости сопровождайте свою речь жестом, демонстрацией картинки.
  • Как можно чаще озвучивайте ребенку свои и его чувства, объясняйте причину их возникновения («Ты кричал, качался по полу, и поэтому я злилась на тебя», «Ты расстроился из-за того, что разлил чай», «Ты улыбаешься, потому что увидел собаку и обрадовался»).
  • Дети-аутисты капризны и своенравны, готовы сутки напролет делать одно и то же и яростно протестуют, когда их прерывают. Позволяйте ребенку заниматься тем, что ему интересно, но обязательно устанавливайте рамки: «Ты можешь собирать конструктор еще час, а потом мы пойдем на прогулку».
  • Обеспечьте долговременную работу с психологом или психотерапевтом, который будет учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми, распознавать свои и чужие эмоции и чувства.
  • Большую пользу детям-аутистам приносит танцедвигательная терапия – ищите специалистов в своем городе.
  • Заведите домашнего питомца, лучше всего – собаку. Общение с животными будет благотворно влиять на развитие мозга и эмоциональной сферы ребенка.
  • Заботьтесь о том, чтобы ребенок как можно чаще находился в обществе дружелюбно настроенных детей и взрослых, по возможности посещал интегрированную группу (класс) в обычном детском саду (школе).
  • Ежедневно занимайтесь с неговорящим или малоговорящим ребенком, используя коммуникативные карточки PECS – их можно купить, скачать из Интернета или сделать своими руками.
  • У детей с аутизмом отсутствует либо нарушен эмоциональный интеллект – его можно воспитывать, формировать путем постоянных тренировок в общении с членами семьи, сверстниками, одноклассниками, учителями и др.
  • Дети-аутисты испытывают определенные сенсорные проблемы, поскольку информацию из окружающей среды они воспринимают частями. Например, сначала они реагируют на свет, потом – на звук, после этого – на образ… И пока их мозгом распознается один раздражитель, поступает другой, вследствие чего информация обрабатывается кусками, порциями. Именно поэтому поведение аутистов выглядит неадекватным. Однако способность мозга одновременно перерабатывать поступающую информацию можно и нужно тренировать.
  • У детей-аутистов очень высокий потенциал, но они ленивы, апатичны, страдают синдромом дефицита внимания. Поэтому важно найти не только сферу их компетенции, но и знать, как их можно воодушевить, заинтересовать, мотивировать, побудить к той или иной деятельности.
  • У аутиста важно развивать самостоятельность, терпеливо и настойчиво прививать навыки самообслуживания. Моделируйте как можно больше ситуаций, в которых ребенок может имитировать ваши действия, копировать поведение: например, вместе с ним перед зеркалом чистите зубы, причесывайтесь, застегивайте пуговицы и др.
  • Развивайте у ребенка-аутиста чувство прекрасного – прежде всего с помощью классической музыки, которая не только обеспечивает ощущение психологического комфорта и безопасности, но и способствует развитию внимания и интеллекта. Регулярно ходите с ребенком в театр, музеи, на выставки.
  • Импульсивность – характерная черта аутистов, которая остается на всю жизнь. Это надо учитывать при выборе профессии – лучше, если она будет свободной, творческой, интровертной.Аутизм ребенок развитие помощь
Читайте также:  Развитие ребенка с нарушениями речи

Аутизм там и тут – почувствуйте разницу

Легко ли в Беларуси быть родителями детей-аутистов? Психолог Надежда Георгиева делится с читателями www.interfax.byсвоим взглядом на проблему: «К сожалению, в нашей стране аутизм – это психиатрический диагноз. Многих родителей он приводит в отчаяние: его боятся, стесняются, скрывают или до последнего отрицают, упуская драгоценное время для коррекции и реабилитации ребенка. В развитых странах отношение к аутизму совершенно другое – не как к болезни, а как к особому состоянию, вызванному атипичным строением и развитием мозга. Там ни специалисты, ни обыватели не воспринимают людей с аутистическими нарушениями как больных, ущербных, опасных. Для них аутисты – это представители другой расы, с которыми при желании вполне можно найти общий язык.

За рубежом семьи, в которых воспитываются аутисты, не отгораживаются от мира, не прячут своих особенных детей – наоборот, стремятся наслаждаться родительством и жить полноценной жизнью. Окружающие, и взрослые и дети, дружелюбны к людям с психофизическими ограничениями, готовы общаться с ними на равных и прийти на помощь в случае необходимости. Ситуации, когда родители обычных детей возражают против того, чтобы в классе общеобразовательной школы учился ребенок-аутист, как это порой случается у нас, в развитых странах исключены. Считаю, что многим белорусам стоит поучиться такому отношению к людям, которые чем-то отличаются от большинства».

Беседовала Ирина Барейко

Источник