Атмосфера радости и развитие ребенка
«Создание благоприятной атмосферы пребывания детей в детском саду»
Благоприятная психологическая атмосфера в группе детского сада, важнейшее условия воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте основной сферой познания является мир человеческих взаимоотношений, знакомство с которым происходит по средствам сюжетно ролевой игры, общения с взрослыми и сверстниками. Какой образ мира человеческих взаимоотношений сложится у ребенка, зависит от того, какие примеры он видит в своей повседневной жизни, какие модели взаимоотношений ему транслируют окружающие его взрослые.
Так, важнейшей задачей гармоничного развития личности ребенка и успешное проживание ребенком дошкольного периода является создание благоприятных условий для его развития. В детском саду эта задача решается по средствам создания благоприятных, эмоционально комфортных условий пребывания ребенка в детском саду.
Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения с детьми, его умения и желания создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям.
Эффективное взаимодействие воспитателя с детьми происходит при соблюдений условий:
— создание положительного эмоционального настроя в группе;
— выражение доброжелательности и положительного настроя в отношении детей;
— поддержка воспитанников, взаимопомощь;
— учет психологического состояния отдельных воспитанников;
— умение слушать и слышать детей;
— умение отмечать достоинства детей;
— взаимодействие с воспитанниками, сотрудничество, нахождение эффективных способов взаимодействия на занятии;
— создание благоприятной психологической атмосферы, общения на занятии с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, одобрение и др.);
— формирование групповых норм и ценностей;
— манера поведения педагога, стиль общения с воспитанниками.
Важнейшим условием комфортного пребывания ребенка в детском саду является стиль педагогического общения с детьми, и важной задачей для педагога является выбор благоприятно влияющего на детей стиля общения и взаимодействия.
Ознакомление с особенностями различных стилей педагогического общения и взаимодействия, помогут педагогу проанализировать, сформировать, свой стиль педагогического общения.
Классификация Н.Ф.Маслова
Демократический стиль общения.
Включает в себя следующие особенности в поведении педагога:
— педагог работает со всей группой в целом;
— стремиться учесть индивидуальные особенности и личный опыт ребенка, его активность и потребности;
— характерен личностный подход;
— не имеет или не проявляет негативные установки;
— не стереотипен в оценке и поведении;
— не избирателен в контактах, не субъективен в оценках;
В дальнейшем такой стиль воспитания, приводит к тому, что ребенок:
— растает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
— осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
— приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
Авторитарный стиль общения.
Включает в себя следующие особенности в поведении педагога:
— педагог работает «один на один» с ребенком;
— исходит их усредненного представления о ребенке, из абстрактных требований, не учитывает его индивидуальных особенностей;
— характерен функционально-деловой и ситуативный подход;
— резко выражает негативные установки;
— стереотипен в оценке и поведении;
— избирателен в контактах и субъективен в оценках.
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
— вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы, в которой он будет так же послушен и управляем;
— взрослея, ребенок сам приобретает весьма авторитарный характер, либо становится послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленный.
*С течением лет, стажем работы у педагогов усиливаются черты авторитарного стиля, а его негативное влияние на личность ученика часто компенсируются в глазах родителей и коллег результативностью деятельности педагогов.
Авторитарный стиль в основном присущ требовательным, строгим, хорошо знающим свой предмет педагогам. Зачастую именно эти профессиональные качества становятся приоритетными при выборе педагога.
Либеральный (снисходителен, анархический) стиль общения
Так же некоторые авторы выделяют либеральный стиль общения.
Он характеризуется стремлением педагога не брать на себя ответственность. Формально выполняя свои обязанности, педагог, выбрал такой стиль, пытается самоустраниться от руководства коллективом воспитанников. Либеральный стиль является средством реализации тактики невмешательства, которая основывается на равнодушии и незаинтересованности проблемами групповой жизни. Последствия такой позиции педагога — потеря уважения воспитанников и контроля над ними, ухудшение дисциплины, неспособность положительно влиять на личностное развитие воспитанников.
Уважение – основа педагогики сотрудничества!
Что препятствует эффективному педагогическому общению:
— подчеркивание педагогом своего превосходства над учащимися;
— преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить;
— отсутствие желания сотрудничества, утверждение ситуации безмолвной ведомости детей;
— снисходительно-покровительственное отношение к воспитанникам.
В стиле общения находят выражения:
— особенности коммуникативных возможностей педагога;
— сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
— творческая индивидуальность педагога;
— особенности детского коллектива.
Создание благоприятной психологической атмосферы в группе детского сада во многом зависит от воспитателя – от особенностей общения и взаимодействия воспитателя с детьми.
Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и оформление игрового помещения.
Для того чтобы пребывание ребенка в детском саду было комфортным важно обогащать предметно-развивающую среду психологическими уголками, помогающими ребенку отрегулировать свое эмоциональное состояние в течение дня. С этой целью в группах детского сада создаются такие психологические уголки как – «Уголок уединения», «Уголок эмоциональной разгрузки».
«Уголок уединения»
Создание такого психологического уголка дает ребенку возможность в течение дня расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.
Содержание «уголка уединения». В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, здесь все в спокойном постельном тоне. В интимной зоне также могут находиться фотографии близких людей, пейзажные картины, световые или шумящие водопады, иллюминисцентные лампы или фигуры, аквариум с рыбками, магнитофон или плеер с релаксирующей расслабляющей музыкой (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра).
Наполнение уголка:
— мат на полу, кресло, подушки, мягкие модули;
— игрушки антистресс, мягкие игрушки;
— фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями;
— аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации).
Такой уголок в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников.
«Уголок психологической разгрузки»
«Уголок психологической разгрузки» – это пространство, организованное особым образом, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Даже кратковременное пребывание в этом месте улучшает эмоциональное состояние. Дети отвлекаются и забывают отрицательные переживания. В уголке детки не только снимают эмоциональное напряжение, но и мирятся друг с другом.
Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. В уголке воспитанники могут выражать свой гнев в приемлемой форме, снимают накопившееся напряжение, помириться после ссоры или обиды.
Содержание «уголка психологической разгрузки»
В уголке психологической разгрузки должны располагаться предметы, игры помогающие ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение.
Наполнение:
— стаканчики для крика (мешочек крика…), в который можно рассказать свое переживание, высказать все, что накопилось в душе, оставить свой крик перед занятием;
— дартс, помогает снять мышечное напряжение;
— куклы БИ-БА-БО в свободном доступе (агрессивные герои – Бармалей, Баба Яга, Леший…), для отрегагирования негативных эмоций;
— подушки, которые можно побить;
— легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень, стрелять по мишени из игрушечного оружия;
— резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу;
— газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить;
— пластилин, карандаши, бумага – возможность слепить, нарисовать тревожащую ситуацию, обидчика…
Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения.
-«коробочка добрых дел» (за неделю записываются туда добрые дела, а потом в понедельник на ковре в кругу зачитываются, при этом дети хлопают друг другу),
— коврики дружбы, коробочки примирения, благодаря которым дети смогут помириться друг с другом,
— шкатулки добрых дел – на каждого ребёнка, коробка примирения (научить детей разнообразным способам примирения после ссоры).
Создание таких уголков в группах детского сада способствует сохранению психического здоровья детей, а также благополучное развитие личности ребенка.
В заключение хочется отметить, что созданная в группе благоприятная атмосфера, вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Источник
Все самое лучшее для всестороннего развития детей от 9 мес…
Группа раннего развития «Мама и малыш» (от 8 месяцев)
На занятиях вместе с мамой малыши учатся пальчиковым играм, общению, пополняют словарный запас, рисуют и лепят из пластилина, получают элементарные математические навыки, участвуют в развивающих упражнениях и подвижных играх, занимаются в комнате Монтессори. Занятия для малышей проходят весело и легко, так что даже мамам не приходится скучать рядом со своими малышами.
Разработанная система раннего развития детей позволит вашему малышу расти полноценным ребенком, а вам даст необходимые для родителей знания.
Группа для малышей «Мир вокруг нас» (от 2,5 лет)
Данный курс решает сразу множество проблем, которые тревожат родителей – это и развитие речи, и формирование представлений об окружающем мире, и развитие психических функций (мышление, внимание, память, воображение, восприятие).
Занятия по данному курсу уникальны и сверх — увлекательны! Весь курс разбит на лексические темы: «Я и моё тело», «Семья», «Город и деревня», «Сельская жизнь», «Мебель», «Посуда», «Мир растений» и т.д.
Художественная и дизайн студия (от 4 лет)
Студия дизайна открывает новые возможности. Основу занятий составляет дизайн во всех своих проявлениях от украшений и моделирования одежды до проектирования собственной комнаты. Теоретические основы классического дизайна применяются на практике.
Дети овладевают основами обработки разных материалов: текстиль, бумага и картон, нитки, пластические и природные материалы, бусины, пайетки, шнурочки, жгуты, кожа и многое другое.
Прежде всего, какой бы творческой деятельностью ни занимался ребенок, она развивает художественный вкус, воображение, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное восприятие.
При создании чего-то нового, красивого или даже несуразного, у ребенка формируются эстетические эмоции и развиваются творческие способности в целом.
«Веселые нотки» (от 3 лет)
Юные музыканты овладевают навыками игры на металлофоне и мелодике, ложках и маракасах, синтезаторе и треугольнике.
Узнают основы нотной грамоты и создают маленький оркестр. Разучивают песни, танцы, развивают чувство ритма и музыкального слуха.
Изучение иностранных языков (от 4 лет)
Занятия английским и французским языком проводиться 2 раза в неделю по 60 минут. Они рассчитаны на разные возрастные категории детей от 4 до … Дети очень любознательны и восприимчивы, поэтому важно учить их правильно, чтобы не пришлось потом переучивать.
Процесс строится с учетом их возрастных особенностей и отличия детского восприятия от взрослого.
Доброжелательная атмосфера на занятии в сочетании с оживленным общением на иностранном языке доставляют детям огромное удовольствие и приносят столь желанные результаты уже после нескольких занятий.
Фитнес+Йога (от 3 лет)
Все занятия проходят в игровой форме с использованием самого различного спортивного инвентаря и праздничного реквизита, с эстафетами, конкурсами, а также познавательными викторинами.
В ходе игр дети учат различные речитативы (тренировка памяти), выполняют пальчиковую гимнастику (профилактику речевых нарушений), элементы ритмики (развитие чувства ритма) и др.
Детский фитнес прежде всего это возможность поправить осанку, укрепить мышцы опорно-двигательного аппарата.
Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги или фитнес-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста.
Детская йога включает в себя:
- систему упражнений (асаны), способствующих длительной концентрации внимания и регулирующих работу нервной системы;
- техники дыхания и релаксации;
- увлекательные и поучительные истории о людях, животных, путешествиях и т.д.
Йога для мамы и ребенка создает условия, когда малыш становится партнером и способствует трансформации взаимоотношений между своей мамой и самим собой.
Консультации логопеда и психолога
Наши специалисты помогут провести комплексную психологическую диагностику, дать консультацию по вопросам детско-родительских отношений, разработать индивидуальную программу коррекционных занятий у логопеда и многое другое.
Психолог, гештальт терапевт, специалист по семейным отношениям. Индивидуальное консультирование по проблемам деловых, семейных, мужско-женских и детско-родительских отношений.
Еще более 25 направлений……
Источник
Ольга Касимова
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группах раннего возраста.
Создание эмоционально благоприятной
атмосферы в группах раннего возраста.
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка.
Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует, прежде всего, любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.
Детям нравиться в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его для других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.
Педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей.Он может предложить:
• Игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объёма, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сочком шарики, рыбок);
• Монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
• Сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);
• Рисование фломастерами, маркерами, красками;
• Слушание негромкой, спокойной музыки («Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);
• Заняться смехотерапией.
«Одомашнивание» группы.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни – они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателей.
Неплохо будет, если родители принесут из дома любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать, тарелку и ложку, которыми он привык пользоваться дома.
Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид помогут прикроватный коврик, занавесочка, пижамница, фитоподушечка, сделанные мамой. Все эти атрибуты становятся для малыша символом частички дома.
Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома.
Для того чтобы зрительно уменьшить помещение группы, мебель лучше разместить не по периметру, а таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно.
Хорошо, если в группеимеется мягкая мебель: кресло, диванчик, где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть понравившуюся книжку или просто отдохнуть. Желательно рядом с уголком «тишины» расположить живой уголок. Зеленый цвет растений благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека.
Игры адаптационного периода.
Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период — наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Игра «Ладушки»
Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу.
Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.
— Ладушки, ладушки.
(воспитатель показывает ладошки)
Где были?
-У бабушки! (вращает кистями)
Испекла нам бабушка (хлопает в ладоши)
Сладкие оладушки,
Маслом поливала,
Деток угощала.
Коле два, Оле два, (раздает «оладушки» детям)
Ване два, Тане два.
Всем дала! (показывает в руках два «оладушка»)
Для проведения игры воспитатель готовит корзиночку с «оладушками»— это могут быть кольца от пирамидки, по два на каждого малыша.
Игра «Нежно гладим мы зверят» (текст А. В. Головчак)
Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка- пищалка.
Воспитатель произносит текст и выполняет движения:
— Нежно гладим мы зверят, (ладошкой гладим игрушку 8 раз)
И зверята не пищат.
Попищим поскорей, (сжимаем игрушку 8 раз)
Чтобы было веселей.
Игра «Веселые платочки». (Текст И. Грантовской)
Для игры потребуется яркая коробка с отверствиями. Поместите в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези — отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей.
Воспитатель обращает внимание детей на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками.
Дети стоят «стойкой», держа в руке по платочку. Воспитатель поет и выполняет движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют.
— Вот платочки хороши!
(стоя на месте и протянув вперед руку, размахивает платочком)
Мы попляшем, малыши.
Ты, платочек аленький, покружись.
(кружится, держа платочек в поднятой руке)
Всем ребятам маленьким покажись.
Я платочком помашу
(взмахивает платочком, стоя на месте)
И с платочком попляшу.
Ты платочек аленький, покружись, (кружится)
Всем ребятам маленьким покажись.
Нет платочков, ай-ай-ай.
(прячет платочек за спину, поворачивая голову вправо- влево)
Где платочки, угадай?
Ты, платочек аленький, покружись, (кружится)
Всем ребятам маленьким покажись.
Вот платочки хороши!
(идет к коробочке, в которую кладет платочки)
Источник