Ассоциация раннего развития ребенка
Масару Ибука и его оригинальная система раннего физического развития популярна в Японии и далеко за ее пределами. В середине 70-х годов XX века его брошюра с провокационным названием „После трех уже поздно» стала особого рода сенсацией в педагогических кругах всего мира, так как тезисы изложенные в ней выглядели настолько революционно и свежо. При этом автор ее совсем не педагог, и не психолог и даже не многодетный отец. Масару – инженер и бизнесмен, но его интерес к возрастной психологии и физиологии нельзя назвать поверхностным или случайным, так как он продиктован родительской необходимостью. Единственный сын японского гения перенес тяжелую болезнь и начал заметно отставать в развитии. Вот тогда и родилась методика Масару Ибука. Заботливый отец просто искал способы реабилитации для своего ребенка: много читал, общался с философами, педагогами-новаторами и специалистами по детской психологии. Даже будучи президентом компании Sony, он направил все свое внимание на самое главное — на будущее, на детей и создал организацию «Обучение талантов» и Ассоциацию раннего развития в Японии, которая действует и поныне. Занятия в Ассоциации ведутся на основании оригинальных методик и приводят к ошеломляющим результатам. Дети, воспитанные по системе Масару свободно владеют иностранными языками, великолепно читают, рисуют, плавают как дельфины, сочиняют и играют симфоническую музыку. И при этом остаются шаловливыми, жизнерадостными и отлично адаптированными к социуму людьми. Японский новатор не дает определенных рецептов по воспитанию вундеркиндов. Более того, все изложенные в его знаменитой книге принципы в настоящее время являются стандартной практикой для многих заботливых и вдумчивых родителей. Всем кого интересует раннее развитие детей, будет весьма полезно прочесть эту книгу — даже если вашему ребенку уже далеко не три года.
Не опоздайте!
Методика Масару Ибука в очередной раз нас убеждает в том, что возможности детей раннего возраста просто безграничны. По мнению автора именно ранее развитие детей позволяет заложить основы для будущих возможностей малыша. Масару Ибука не только боролся за инновации в развитии ребенка, но и благополучно вводил их в жизнь. Методика раннего развития автора подробно описана в его книге «После трех уже поздно». Согласно которой, архиважным периодом для развития малыша считается возраст до 3 лет. Масару обращает внимание на то, что к трехлетнему возрасту клетки мозга зарождаются до 70-80% нейронных связей, т.е. в первые шесть месяцев мозг имеет уже 50% всего своего взрослого потенциала, а к трем — практически 80%. Потребности, мышление, чувства, творчество после трех лет использует уже заложенную сформированную к этому возрасту базу. И если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам. Именно поэтому родители обязаны приложить все усилия, что максимально сформировать все эти основы уже до 3-х лет. Существенно повлиять на раннее развитие детей в детском саду уже поздно.
Вся методика развития детей японского автора построена на том, чтобы изменить не содержание обучающего материала, а способы обучения малыша. Не стоит насильственно вскармливать детей фактами, цифрами. По мнению Масару, малыша просто невозможно перекормить новыми впечатлениями и сведениями: детский мозг подобен губке, быстро впитывает все знания, а когда он чувствует что «достаточно», то включается механизм «блокировки» и новая информация уже просто не воспринимается. Естественно, разумеется, что информация и главное — форма ее подачи должна соответствовать возможностям каждого ребенка и отвечать его потребностям. Мама, которая всегда рядом с ребенком должна почувствовать время, когда следует дать малышу новый опыт. Автор убежден, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а поддаются формированию в определенный жизненный период. И с точки зрения детской психологии и физиологии мозга самым благодатным таким жизненным периодам и является этот возраст до 3-х лет. При этом успех развития в большей степени будет зависеть не от задатков малыша.
Масару Ибука придерживается мнения Шиничи Сузуки, который говорил: «Нет отсталых детей – всё зависит от метода обучения».
А также считает, что раннее развитие детей – это не воспитание гениев, а возможность воспитать своего малыша здоровым, смышленым, с глубоким умом и обязательно добрым.
Чему учить ребенка?
Методика Масару Ибука основана на том, что программа развития для каждого малыша выстраивается индивидуально. Но при этом следует учитывать очень точную, но немного парадоксальную мысль, что для детского пытливого ума нет четких представлений, какие мыслительные процессы являются легкими, а какие — трудными. Методика развития детей японского новатора уверяет, что дети осваивают все самое сложное (для нас) с большой легкостью и неосознанно. Автор, отвергая стереотипы о последовательности процесса познания, утверждает о том, что ребенку все интересно и в новинку. И очень важно предлагать малышу много сложных и разных, с точки зрения восприятия взрослого, вещей. Особенно это касается игры на музыкальных инструментах и иностранных языков. Масару Ибука также замечает, что „алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики». Важно в этом процессе, чтобы дети чувствовали любовь, уважение и поддержку своих родителей и конечно имели возможности для обучения.
Он предлагает использовать такое понятие как «образ» (особый процесс мышления). С помощью него у малыша появится возможность воспринимать и распознавать информацию. Так во время процесса познания ребенок создает моментальный образ и затем пользуется своей интуицией.
Масару Ибука заостряет внимание на том, что новый опыт вводить детям необходимо своевременно.
Малышу нужно дать определенную возможность для развития всех его потенциальных способностей. Ведь его жизнь должна быть полноценной, где будет всестороннее развитие, а не строгая узкая направленность.
Автор говорит, что хорошая музыка необходимо не только будущему талантливому музыканту, а иностранные языки -будущим профессиональным лингвистам. Малышу ни в коем случае нельзя указывать границы. Так как трехлетний ребенок может удивляться не только Микки Маусу, но и даже шедеврам искусства Леонардо да Винчи, Мане, Ренуара и так далее. Таким образом, мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания и в результате формируем потребность, определенный навык к постижению чего—то нового, который при поддержке родителей не сможет угаснуть в дальнейшем.
Методика Масару Ибука очень требовательна и придирчива к качеству дидактического материала. По убеждению ее автора, в качестве наглядных пособий, предназначенных для развивающих занятий должны выступать совсем не игрушки, а все возможные сокровища мировой цивилизации. Учить стоит на первоклассных образцах! Пускай ребенок уже с самого раннего возраста увидит картины великих художников и услышит наилучшие образцы музыки, запомнит и полюбит стихи гениальных поэтов.
Музыка и языки в развитии ребенка
достаточно большое значение уделяет раннему обучению иностранным языкам и приобщению ребенка к музыкальной культуре. Наиболее талантливые ученики уже к 4 годам свободно владеют и общаются на 5-10 языках и при этом переходят от одного к другому без особых затруднений. Никто не будет отрицать общеизвестный факт, что музыкальная гармония усваивается лучше всего в детстве. Многие идеи в области педагогики Масару перенял у уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки, который также пришел к идее раннего музицирования. Ибука обнаружил, что обучение музыке в самом раннем возрасте не только „смягчает душу и улучшает характер» ребенка, но и также в результате регулярных тренировок воспитывает способность к концентрации внимания и усидчивость. Так в конечном итоге, любому человеку легче осваивать новую работу или новые знания — в какой бы отрасли они ни лежали. Более того, Масару Ибука обнаружил связь между выработкой лидерских качеств и музыкальными студиями.
Физическое развитие ребенка
Методика Масару Ибука призывает учить детей кататься на роликовых и ледовых коньках, когда они еще делают только первые шаги и учить плавать практически с рождения. Так малыши с удовольствием и быстро смогут развить баланс и координацию движения. А, как правило, более физически развитые, ловкие дети и знания гораздо быстрее своих сверстников усваивают. Поучительно и также и то, что Масару Ибука призывает почаще всех мам брать своих любимых крох на руки и даже в свою постель, баюкать, напевать песенки, рассказывать сказки и вообще общаться с ребенком как можно больше. Только в тесном контакте малыша и матери, по мнению автора японской методики раннего развития, и определяется фактор формирования отзывчивого человека. Масару считает также, что у ребенка должно быть четкое расписание всех занятий и строгий режим. Примечательно и то, что в качестве метронома, который и будет отсчитывать время, он предлагает ввести телевизор, так например, после просмотра вечерней программы новостей наступает пора готовиться ко сну, а утренняя, допустим, музыкальная программа будет, служит сигналом к тому, что необходимо идти умываться.
Японская строгость в воспитании ребенка
Всем известно, что в Стране восходящего солнце действует так называемая «японская» модель воспитания детей, где им разрешается буквально все, но до определенного момента и затем маленькие японцы встраиваются в иерархическую жесткую структуру общества. Где авторитет старших является незыблемым и непререкаемым. Но Методика Масару Ибука да и все реальные японские методики эту модель опровергают. Кроме того такой подход к воспитанию ребенка в Японии считается глубоко ошибочным. Так как именно в первые годы жизни малыша необходимо быть с ним ласковым, но в тоже время оставаться строгим, и по мере развития его личности „отпускать поводок» постепенно и проявлять уважение к воле ребенка.
Масару считает, что принципы невмешательства в раннем возрасте и большого давления впоследствии могут очень негативно сказаться на развитии определенных талантов и даже вызвать серьезное сопротивление.
Он также допускает физическое наказание (за это систему обучения очень часто критикуют) в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Японский автор объясняет это тем, что в 2-3 года у ребенка уже развивается чувство собственного достоинства и поэтому отчитывать малыша в таком возрасте уже проблематично. Чем больше ребенка наказывают и ругают, тем более капризным и непослушным он становится. А чтобы избежать этого порочного круга — выход только один: приучать детей к дисциплине, пока им еще нет и года. Но в любом случае физическое наказание не должно унижать личность малыша, а тем более пробуждать чувство мести. Необходимо как можно чаще хвалить ребенка, а наказывать и ругать как можно реже. И никогда не ругать малыша при третьих лицах. Помните, что принуждение — это худший способ обучения, забота об интеллектуальном развитии вовсе не подразумевает насилие, а своеобразное пробуждение к интересу познания.
Территория развития ребенка
Методика Масару Ибука призывает всех мам принести в жертву свои карьерные амбиции ради того, чтобы быть со своим ребенком и научить его всем житейским мудростям, ведь дети очень нуждаются в заботе и любви со стороны взрослых. В своей книге автор выделяет и определяющую роль отца в воспитании малыша и о преимуществах больших семей, где к воспитанию внуков подключены и дедушки и бабушки. Очень важны также контакты ребенка с другими детьми — это развивает общительность, интуицию, фантазию, чувство соревновательности, лидерства, а также и стимулирует ум ребенка. Масару утверждает, что подобные контакты помогут ребенку на разных уровнях найти определенный баланс между индивидуальным и общественным, сформировать у малыша чувство ответственности и право на уважение к себе. Именно этот баланс и будет основой успешного взаимодействия с обществом. Методика развития детей японского гения не дает готовых решений и рецептов. А просто делится своим видением на раннее обучение и развитие. Автор рассказывает о тех результатах, которые достигают «его» дети и предлагает любящим родителям самостоятельно выбрать только те составляющие метода, которые на их усмотрения наиболее подходят именно для их малыша. Ключевая идея всей его системы обучения состоит в том, что не генетика, а социальная среда, окружение, умелые и вдумчивые педагоги имеют преобладающее значение для развития способностей ребенка. Конечно, природные задатки тоже важны, но ведь только правильная тренировка позволит им полностью раскрыться. Только любящие и вдумчивые родители, по мнению Масару Ибука, способны воспитать человека, адаптированного к любым трудностям и который сможет самостоятельно создавать новую реальность.
Масару Ибука не изобрел, как многие другие авторы методик развития детей, новые развивающие игрушки и игры, зато дал несколько, как кажется, простых, но очень дельных советов:
1.Учите наизусть стихи. Известны случаи, когда двухлетние малыши рассказывают наизусть практически всего Чуковского, а их сверстники в это время не могли даже запомнить четверостишие про плачущую Таню.
2.Обязательно берите своего ребенка на руки. Физическое соприкосновение с родителями, общение влияет не только на развитие детского интеллекта, но и формирует восприимчивого, отзывчивого человека. Взаимодействия с родителями не может быть слишком много: новорожденного нельзя избаловать лаской или совместным сном.
3.Окружите своего ребенка настоящими шедеврами музыки и произведениями искусства.
Источник
Автор этой методики Масару Ибука. Он один из первых заговорил о раннем развитии ребёнка. В 1971 году вышла его книга под названием «После трёх уже поздно» На данный момент она известна во всём мире.
При этом автор не был педагогом и психологом. Он был японским инженером и бизнесменом. Интересоваться этим вопросом Масару Ибука начал после того как, его сын, отставал в развитии из-за перенесённого заболевания.
Масару Ибука (11.04.1908 — 19.12.1997) — японский предприниматель в области электроники, один из основателей компании «Sony». Основатель организации «Обучение талантов», и существующей по сей день Ассоциации раннего развития Японии.
Суть методики
В том, что дети в раннем возрасте имеют безграничные возможности и способности. А именно до 3х лет.
Основано это на научно доказанном факте, что у ребёнка с рождения до 6 месяцев сформировано 50 процентов нейронных связей, а к 3м годам 80 процентов. Это значит, что если в достаточной мере развивать ребёнка до 3х лет, после он может добиться больших успехов в будущем.
Некоторые советы для родителей от Масару Ибука и основные принципы в его методике.
- одарённость можно формировать до 3х лет;
- воспитание начинайте с себя;
- только в любви ребёнок будет гармонично развиваться;
- раннее развитие — не для того, чтобы вырастить гения;
- только родители чувствуют, когда и как обучать ребёнка;
- среда и жизненный опыт напрямую зависит, каким вырастит ребёнок;
- не бойтесь предлагать малышу на Ваш взгляд «сложную» информацию, он усвоит, только то, что ему интересно;
- для того чтобы вызвать интерес ребёнка к чему либо, необходимо заинтересовать его, не надо заставлять;
- повторение одного и того же (к примеру сказки), помогают развиваться;
- для развития творческого мышления, родители должны поощрять фантазии и воображение;
- также для развития творческих способностей необходимо как можно раньше давать ребёнку рисовать, лепить из пластилина, глины и т.д. и стараться, не ограничивать в его творческих задумках;
- музыкальные занятия играют важную роль в развитии;
- питание ребёнка должно быть правильным, вкусным и красиво оформленным;
- игрушек не должно быть много;
- физические упражнения способствуют развитию интеллекта, и тренировать малыша нужно с самого раннего детства;
- общение (с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, другими детьми и т.д.) важная вещь в развитии;
- на все вопросы отвечайте ребёнку честно, даже на интимные темы;
- всегда выясняйте и устраняйте причину негативных эмоций;
- у ребёнка должен быть распорядок дня;
- знакомьте малыша с искусством, это сформирует хороший вкус в будущем;
- развитие мелкой моторики и тактильных ощущений также важны в развитии.
Плюсы:
- дети рано овладевают разными навыками и знаниями: чтение, иностранные языки, игра на музыкальных инструментах, в школе учатся легко и т.д.;
- индивидуальный подход;
- всестороннее развитие.
Минусы:
- нет конкретных рекомендаций (хотя это автор объясняет, что готового решения нет и все индивидуально);
- допускаются наказания в виде шлепков (но только до 2-3 лет, когда сформируется своё «Я», это будет расценено малышом как унижение).
Книга
С книгой не помешает познакомиться всем родителям.
В методике Масару Ибуки нет чётких правил, развивающих игр и пособий скорее она больше похожа на советы с примерами из жизни. И вроде бы он описывает само собой разумеющиеся вещи, но, к сожалению, о которых в воспитании ребёнка мы часто забываем. Не зря приверженцы этой методики, советуют периодически перечитывать его книгу.
Большинство советов верны, ведь действительно с ребёнком необходимо заниматься с самого рождения, иначе время теряется, и он может не достигнуть того, что мог бы. Но ВАЖНО учитывать индивидуальность ребёнка, его возраст, интересы и желания, не пытаясь «впихнуть» в него как можно больше информации и знаний.
Вам может быть интересно:
Раннее развитие — плюсы и минусы
Педагогика Макаренко и современные дети.
Методика развития семьи Никитиных. Правы ли они?
Источник
Оригинальный подход к воспитанию детей в Японии уже давно вызывает жгучий интерес у наших соотечественников. И это неудивительно, если принять во внимание насколько воспитанными и законопослушными вырастают дети в японских семьях. Большим потенциалом в этом смысле обладает методика Масару Ибуке, которому принадлежит теория о том, что после трех лет приступать к занятиям по развитию ребенка уже поздно.
Оригинальный подход к воспитанию детей в Японии уже давно вызывает жгучий интерес у наших соотечественников. И это неудивительно, если принять во внимание насколько воспитанными и законопослушными вырастают дети в японских семьях. Естественно, большое влияние на воспитание оказывает не только особый подход к детям, но и образ жизни японцев в целом. Тем не менее, некоторые авторские методики раннего развития, разработанные в Японии, можно взять на вооружение и российским родителям. В частности, большим потенциалом в этом смысле обладает методика Масару Ибуке, которому принадлежит теория о том, что после трех лет приступать к занятиям по развитию ребенка уже поздно.
Отметим, что Масару Ибуке не предлагает насильно «забивать» голову малыша энциклопедическими знаниями. По его мнению, маленького ребенка, который еще и разговаривать толком не умеет, невозможно «напичкать» новыми впечатлениями и сведениями больше, чем он готов принять: как только детский мозг почувствует, что «с него достаточно», включается защитный механизм, и новая «порция» информации не воспринимается. Основной упор господин Ибуке предлагает делать на стимуляции развития головного мозга и заложенных природой способностей ребенка в наиболее решающий период его жизни – от рождения до трех лет.
Несколько слов о Масару Ибуке
Если Вы думаете, что Масару Ибука это известный японский педагог или психолог, то глубоко заблуждаетесь. Широкой общественности он больше известен, как основатель знаменитой японской корпорации «Sony», продукция которой имеется (или имелась) едва ли не в каждом доме. Однако этот талантливый инженер в 70-х годах прошлого столетия буквально взорвал мир, но не новой инженерной разработкой, а своей новаторской теорией и одноименной книгой «После трех уже поздно«, в которой он доступным языком и максимально подробно описал основные принципы раннего развития детей.
В книге Масару Ибуки Вы не найдете привычных рекомендаций на тему, как, сколько и где проводить занятия с ребенком. Нет в ней и практических инструментов, позволяющих вырастить гения. Зато в этой книге Вы узнаете ответ на самый важный вопрос «Зачем?». Зачем нужно активно заниматься развитием ребенка именно в раннем детстве, и почему это так важно для его будущего.
Кстати, Масару Ибука доказывает эффективность собственной методики не только на страницах своей книги, но и на практике. Вот уже много лет он руководит организацией «Обучения талантов», а также Ассоциацией раннего развития, которая уже давно славится уникальными методиками. Дети, воспитанные по методике Масару Ибуки, свободно владеют несколькими иностранными языками, прекрасно адаптированы к окружающей среде, превосходно рисуют и плавают, играют на различных музыкальных инструментах, и даже сочиняют серьезную симфоническую музыку.
Особенности методики Масару Ибуки
Господин Ибука уверен, что к трем годам у ребенка практически полностью (около 70-80%) сформировываются нейронные связи между клетками головного мозга, обеспечивающие дальнейшее эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие человека. Другими словами, в первые три года детский мозг развивается невероятно быстрыми темпами, поэтому очень важно в этом время «заложить» прочную основу, на базе которой и будет проходить дальнейшее развитие личности ребенка.
Основной принцип методики Масару Ибуки построен на создании индивидуальной программы развития для каждого ребенка. Подразумевается, что сами родители, основываясь на особенностях своего ребенка, должны стремиться к своевременному внедрению в жизнь своего малыша новых навыков. Господин Ибука настаивает, что матери должны выработать собственный подход к воспитанию своего ребенка, в котором не будет места модным тенденциям, штампам и облегченным методикам. Таким образом с самого раннего детства у ребенка формируются стремление и навыки к изучению нового, которые при поддержке и одобрении близких людей не угаснут и в дальнейшем.
Большое внимание в системе Масару Ибуки уделяется обучению иностранным языкам. Не ради того, чтобы вырастить гениального лингвиста, а для развития безграничных потенциальных возможностей. Не меньшее внимание необходимо уделять и приобщению малыша к музыкальной культуре. Ибука утверждает, что академическое обучение музыке в самом раннем возрасте не только улучшает характер и смягчает душу, но и воспитывает усидчивость. Помимо этого автор методики уверяет, что между музыкальными занятиями и выработкой лидерских качеств существует тесная взаимосвязь.
Ну и конечно же, нельзя забывать и о физическом воспитании. Ибука призывает учить детей плаванию с самого рождения. А обучение катанию на роликовых или ледовых коньках с первых же самостоятельных шагов малыша положительно повлияет на развитие координации движений и баланса.
Как проходят занятия по методике Масару Ибуки
Методика Масару Ибуки – это не комплекс занятий, а образ жизни, подчиненный полноценному развитию ребенка в рамках жесткой дисциплины, строго режима и четкого расписания всех повседневных занятий. Автор не предлагает следовать каким-либо специальным программам. Он просто убеждает, что решающее значение на формирование личности ребенка оказывает поведение самих родителей, а также то, как они разговаривают с малышом, что чувствуют и делают. Поэтому:
- учите с ребенком стихи – мозг малыша может удержать в памяти огромное количество коротких стихотворений. И чем интенсивнее используется память ребенка, тем лучше она развивается и функционирует;
- вносите разнообразие в занятия – ребенку полезно постоянно пробовать свои силы в новых занятиях. Это придаст ему уверенности в себе и позволит с успехом приобретать новые навыки;
- как можно чаще берите малыша на руки – физический контакт с родителями не только положительно сказывается на интеллекте ребенка, но и способствует воспитанию чуткого и восприимчивого человека;
- не стремитесь окружить ребенка большим количеством игрушек – это не только рассеивает внимание малыша, но и отрицательно влияет на развитие нестандартного мышления, фантазии и изобретательности;
- как можно раньше дайте малышу карандаши – все, что ребенок делает своими руками – рисует, рвет бумагу или разбрасывает игрушки, развивает его творческие способности и интеллект. И чем раньше малыш получит в руки карандаши, тем больше возможностей у него появится для самовыражения;
- больше двигайтесь – пешие прогулки стимулируют мыслительный процесс (уже давно подмечено, что во время ходьбы в голову приходят новые идеи), поэтому они являются превосходным упражнением для интеллекта малыша.
Недостатки методики Масару Ибуки
Как уже упоминалось выше, в методике Масару Ибуки нет четких инструкций, как проводить занятия и что делать в тех или иных случаях. С одной стороны это хорошо, поскольку позволяет избежать узких рамок и штампов, навязываемых некоторыми другими программами раннего развития. Но с другой стороны отсутствие специальных пособий по методике вызывает много вопросов, особенно у неопытных родителей, которые хотят дать своему ребенку все самое лучше, но не знают как этого добиться.
Другим недостатком системы Масару Ибуки многие специалисты считают допущение физических наказаний ребенка, путем легких шлепков. Но Ибука настаивает, что физическое наказание не является основой его воспитательного метода, и допустимо оно только в возрасте до 2 лет и исключительно в самых крайних случаях. В два-три года у ребенка уже сформировано чувство собственного достоинства, поэтому наказывать его поздно. Начиная с этого возраста с ребенком нужно разговаривать.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Источник