Аспекты социального развития ребенка
Юлия Чудайкина
Теоретические аспекты социального развития ребенка дошкольного возраста
Эпиграф
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский.
Актуальность проблемы
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.
Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребёнка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по мнению Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».
Методологической основой социального развития является положение философии о взаимосвязи человека и общества, которая характеризуется единым процессом
социализации- индивидуализации
Общество
социализация
Образование
индивидуализация
Человек
Социальное развитие – единый процесс социализации — индивидуализации
В процессе социализации ребенокусваивает два типа отношений: «Я в обществе»,
«Я и общество», которые, по мнению Давида Иосифовича Фельдштейна представляют два типа рубежей межуровневого социального развития личности ребенка
Фельдштейн Давид Иосифович доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный член АПСН, специалист в области психологии развития
Социализация — индивидуализация
«Я в обществе» — промежуточный уровень периодов онтогенеза (1 год, 6 и 15 лет) характеризуется освоением предметного мира, ребенок входит в мир человеческих вещей и отношений к ним – это социализация.
Осваивается позиция «Я такой же как все».Происходит актуализация предметно-практических сторон деятельности:
освоение социального опыта;
освоение способов обращения с предметами;
оценка своих действий;
утверждение социальной позиции
«Я среди других»
«Я и общество» — позиция формируется в узловых этапах онтогенеза (0, 3, 10, 17 лет). На этих этапах онтогенеза ребенок как бы «отделяет» себя от общества, примеряя себя к нему, определяя свое место в системе человеческих отношений. Происходит качественный сдвиг в осмыслении своего собственного «я». В позиции «Я равноправен в отношениях с другими людьми», «Я не такой как все» ребенок раскрывает свою «самость, автономность, самостоятельность» — это индивидуализация.На этих этапах происходит актуализация деятельности по усвоению человеческих взаимоотношений:
стремление проявить себя;
получение признания окружающих;
стремление занять в обществе соответствующее положение
Позиции «Я в обществе», «Я и общество» возникают в процессе социального развития несколько раз, закономерно сменяясь, но качественно отличаются одна от другой.
Социально – личностное развитие
Это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.
Бабунова Т. М.
Социальное развитие – это внутренний процесс и результат развития личностной сферы человека, на который в свою очередь влияют внешние условия, в том числе социально организованное воспитание
Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из:
— трудовых навыков;
— знаний;
— норм, ценностей, традиций, правил;
— социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Изменение одной неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.
Социальное развитие осуществляется двумя путями
-в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром;
-в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре (посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры).
Современная научно –гуманистическая система образования позволяет осуществление триединой цели:
— воспитание культурного человека (субъекта культуры);
— свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества);
— творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
— воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
— развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
— развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
— становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы,построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики:
Аксеологический подход (ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, правовой культуры).
Культурологический подход (все условия места и времени, в котором родился и живет человек, специфика его ближайшего окружения, историческое прошлое страны, ценностные ориентации своего народа, эпоса и др.).
Антропологический подход (диагностика социального развития дошкольников, учет различных –возрастных, психических, половых, национальных- особенностей личности в процессе воспитания).
Синергетический подход (рассматривает каждый субъект педагогического процесса-дети, родители, воспитатели- как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию).
Полисубъективный подход (учет влияния всех факторов социального развития: семья, сверстники, ДОУ, климат, общество, государство и т. д.).
Системно-структурный подход (структурирование целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с семьёй).
Комплексный подход (взаимосвязь различных разделов воспитания, социального с патриотическим, эстетическим, трудовым, нравственным, физическим, половым, экологическим и др.)
Деятельностный подход (определение динамики взаимоотношений ребёнка с окружающим миром, актуализирует реализацию потребностей в сознании себя субъектом деятельности).
Средовой подход (решает задачи организации образовательного пространства, как средства социального развития личности).
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствуют о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ, технологий, средств, форм и методов социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта,включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ:
— «Детство»;
— «Развитие»;
— «Я – человек»;
— «Детский сад – дом радости»;
— «Истоки»;
— «Радуга»;
— «Я, ты мы», Князевой О. Л. ;
— «Открой себя», Рылеевой;
— «Сообщество»;
— «Вместе»,Е. В. Рыбак
— и др.
—
Современные педагогические технологии, работающие в этом направлении, направлены на развитие универсальной модели организации воспитательной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Модель строится на интеграции таких видов деятельности, как игровая с элементами сказкотерапии и продуктивная, что помогает формировать позитивное отношение к миру, ближайшему окружению, способствует рефлексии детей.
Системность условий, обеспечивающих социальное развитие личности
Средства социального развития и воспитания ребенка
— Художественные средства (литература, изобразительное искусство, музыка, кино и т. д.)
— Природа
— Собственная деятельность детей (игра, труд, общение, продуктивные виды деятельности)
-Психологическая атмосфера, в которой живет ребенок
-Детский коллектив
-Педагогическая оценка
Методы социально – нравственного воспитания детей
Нормативно – ориентированные
Усвоение моральных норм и правил поведения (стремление соответствовать моральным образцам):
-личность взрослого;
-сказочные персонажи;
-убеждение, внушение, упражнение;
-чтение, этические беседы;
-рассматривание картин;
-поощрения, наказания
Эмоционально – ориентированные
Развитие социальныхэмоций и нравственных чувств:
-распознание эмоций по фотографиям, картинкам;
-решение социально-нравственных смысловых задач;
-игра-драматизация, инсценировка проблемной, конфликтной ситуации;
-метод дилемм.
Социально – педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психического состояния, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Одна из функций ДОУ – обеспечение условий для развития у детей положительного отношения к себе (коммуникативной компетентности, социальной компетентности):
-процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни и общественных отношений;
-процесс общения, разнообразие социальных отношений, которые ему представляются ближайшим окружением.
Ознакомление дошкольников с социальной действительностью
-человек;
-семья;
-дом;
-город;
-страны;
-планета Земля;
-транспорт;
-магазин;
-почта;
-поликлиника;
-детский сад;
-школа;
-музей;
-театр;
-праздники;
-предметы быта.
Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. А. Васильевой)
В соответствии с положением «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного детства, в программе актуализируется развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка, раскрывающая его индивидуальные особенности. А также отражает направленность воспитания и обучения на всестороннее развитие личности ребёнка, его познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных способностей.
Задачи социально-личностного развития раскрыты в разделах: «Ребёнок и окружающий мир», «Нравственное воспитание», «Трудовое воспитание», «Воспитание культурно-гигиенических навыков». Задачи социального развития, отражающие знакомство детей с предметным миром и явлениями общественной жизни также представлены в разделе «Ребёнок и окружающий мир».
Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.
Источник
Марина Боброва
Социальное развитие детей дошкольного возраста
В настоящее время задачи социального развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением. Истоки этой позиции восходят к культурно-исторической теории развития личности и находят свое продолжение в исследованиях, доказывающих, что развитие индивида проходит «не внутри его организма и личности», а «вне его», т. е. посредством общения и установления контактов с другими людьми, а также в их совместной деятельности – в процессе обучения и воспитания.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.
Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности и неразрывно связан с процессом ее индивидуализации, который в педагогике трактуется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся и позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого.
Индивидуализация «есть неизбежный результат процесса социализации, и, напротив, индивидуализация возможна лишь через социализацию, лишь на ее основе.
Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослыми, социальную компетентность или социальную зрелость, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях собственной жизни.
В дошкольный период у нормально развивающихся детей речь формируется прежде всего как интенсивное средство общения и в процессе общения со сверстниками приобретает форму диалога.
В игровой деятельности дети активно используют предметы-заместители, которые позволяют им осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры.
Взаимодействие взрослых и детей строиться с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям. Развитие культуры познания взрослых и детей, социальных эмоций и мотивов, самопознания, уважения к себе, способов общения происходит путем подражания взрослому, путем следования его речевой инструкции. Так формируются навыки межличностного поведения. Беседы на межличностные темы становятся для дошкольника основным источником сведений о нормах
нравственности, об оценке его собственных поступков и поступков других людей. Появляются социальные навыки общения; умение говорить по очереди, учитывать опыт, навыки и интересы собеседника, не перебивать его; готовность переходить на невербальные формы общения.
Дошкольник способен понимать эмоционально значимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состояние улыбкой, гримасой или иными мимическими движениями. Взаимодействие ребенка со сверстником строиться на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», т. е. умение делиться, проявлять заботу, сотрудничать.
Усвоение ребенком общественного опыта осуществляется в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, научения. Познание жизни окружающих взрослых людей происходит благодаря играм, в том числе сюжетным.
В дошкольный период формируются поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (зрительная ориентировка, малыш учится выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое он слышит, узнает ласковые варианты его, а также то, как его будут называть, когда он вырастет. Благодаря имени, местоимению «я» и жесту ребенок выделяет себя как персону.
У детей формируются представления о близких людях,об окружающей действительности: они хорошо знают свои инициалы, адрес, имена и отчества родителей и других близких людей. Сформированные представления о своей семье и ее членах позволяют ребенку выделить собственную позицию в ней.
Особое место занимают процессы половой индентификации и социализации ребенка, которые включаются в структуру образа Я, осуществляются не только через семью, но и через сверстников. Так происходит осмысление наименований «мальчик» — «девочка» в связи с их половыми особенностями. Появление чувств неловкости, стыдливости – это результат своеобразия культурного развития общества. Любопытство, проявляемое ребенком в вопросах, связанное с половой принадлежностью, является в этом возрасте естественным и должно правильно удовлетворяться взрослыми.
Ближайшее окружение дошкольника не ограничивается детским садом. Как правило, он хорошо ориентируется на улице, знает как пройти до ближайшего магазина или детской площадки. У него формируются четкие представления о временных и сезонных явлениях, о временах года, днях недели. Жизнь детей наполняется информацией из животного и растительного мира, представлениями о самом себе и явлениях собственной жизни, о своей деятельности и явлениях общественной жизни.
Дошкольник усваивает нормы, связанные с правилами поведения в быту. Сначала у ребенка формируются культурно-гигиенические навыки, а потом он осознает необходимость их выполнения.
Особенностью социального поведения дошкольника является соподчинение мотивов,что придает его поведению определенную направленность: если дал игрушку, не нужно отнимать. Зачастую преобладание общественных (социальных) мотивов над личными влияет на соблюдение правил поведения в обществе, а преобладание личных мотивов над общественными приводит к серьезным нарушениям в поведении.
Умение детей подчинять свои мотивы действиям формируется в присутствии взрослого путем показа, объяснений. Взрослый – эталон поведения ребенка. Адекватное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития. Знание норм и правил поведения свидетельствуют об усвоении ребенком одной из сфер социальной действительности. Однако, в дошкольном возрасте еще имеет место и неосознанность поведения, когда дети бесцельно играют с машиной, катая ее по полу и т. д.
Итак, в ходе социального развития дошкольник овладевает следующими социальнозначимыми умениями и навыками:
• Здоровается при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощается при расставании с ними;
• Благодарит за услугу, подарок, угощения;
• Адекватно ведет себя в знакомой и незнакомой ситуации;
• Доброжелательно относиться к знакомым и незнакомым людям и адекватно реагирует недоброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
• Может быть партнером в совместной игре со сверстниками, обращаться к ним с соответствующими просьбами и предложениями
• Положительно реагирует на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, накрыть на стол;
• Уважает труд взрослых и его результаты;
• Умеет давать элементарную оценку своим поступкам и действиям;
• Замечает изменения в настроении близкого взрослого или сверстника;
• Начинает и поддерживает диалог со сверстниками и близкими взрослыми;
• Владеет некоторыми приемами разрешения конфликтных ситуаций.
Важную социально-воспитательную роль в обучении детей в этот период помимо семьи играет детский сад. Взаимодействие с коллективом сверстников и педагогами дошкольники осуществляют с помощью уже сформированных навыков сотрудничества с новыми взрослыми и сверстниками. Дети действуют в разных видах деятельности, адекватно ведут себя в быту, во время игровых занятий в группе, на детской площадке, соблюдают режимные моменты. Владеют навыками опрятности и самообслуживания.
Дети активно используют в быту средства социальнойсвязи со сверстниками и взрослыми: жесты, связную речь, сюжетный рисунок. У них постепенно формируются действия по подражанию, образцу, речевой инструкции. В большинстве случаев у дошкольника сформированы представления о себе, о людях и предметном мире. В этом возрасте у детейдоминирует несколько типов деятельности: игровая как ведущая, рисование, конструирование, лепка, аппликация, элементы учебной деятельности.
К важным социальным навыкам, которыми овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным.
Таким образом, социальная линия развития является важной составляющей жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, в структуру которой органично вплетаются психологические новообразования возраста, определяющие, в свою очередь, готовность ребенка к включению в коллектив сверстников и качество созревающей личности в целом.
Источник