Аспекты развития личности ребенка

Аспекты развития личности ребенка thumbnail

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Читайте также:  Нормы развития ребенка в возрасте 5 лет

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Читайте также:  Роль народного искусства в развитии ребенка

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник

Развитие важных личностных качеств формирует опыт коммуникативного взаимодействия школьника с социальным окружением, развивает организаторские способности, контактность, терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию, навыки лидерства и подчинения.
Я считаю, что каждый учитель, работая и развивая детей, является и психологом.

Здравствуйте уважаемые коллеги, тема моего выступления – «Психологические аспекты развития личности ребенка в образовательном процессе».

         Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.

Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.          В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль руководителя ОУ, педагогов как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий педагоги все более осваивают функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя, психолога. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания.

Его должны мы подготовить к пониманью

Всей жизни смысла наперёд,

Что все едино в этом мирозданье,

И по одним Законам все живет.

Наполнить жизнь его добром и красотой,

Раскрыть и углубить его сознанье,

Он в жизнь приходит не пустой-

С потенциалом скрытых знаний.

Из прошлых жизней он несёт с собой

Способности, возможности, таланты.

И мы должны с любовью, добротой

Помочь раскрыть, отшлифовать брильянты.

             Я работаю в школе вот уже 17 лет. И всегда в своей профессиональной деятельности огромное внимание я уделяла изучению личности ребенка, т.е. пыталась «отшлифовать бриллианты». Сейчас современная школа ориентирована на личностное развитие школьников.

Личность — целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. К психическим свойствам личности относят характер, темперамент, способности человека, совокупность преобладающих чувств и мотивов его деятельности, а также особенности протекания психических процессов. Это неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого конкретного человека образует устойчивое единство, которое можно рассматривать как относительное постоянство психического облика или склада личности.

       Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Личность формируется в условиях конкретно-исторического существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.) Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. У нас такие группы детей существуют, это наши подготовительные курсы, где я как психолог развиваю личностные качества детей. Например, провожу занятия, где говорим о радости, доброте, любви; кто я?; что такое счастье? и т.д., специальными упражнениями развиваю память, внимание, мышление.

Потом в младших классах продолжаю изучать и развивать личности детей, использую различные тесты, например, провожу диагностику темперамента, характера, личностные опросники, выявляю у детей тревожность, агрессивность, акцентуации характера.

При каких психологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным?

  • Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьника и тем, что субъективно значимо для него.
  • Активность и самостоятельность самих учащихся.
  • Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка — необходимое условие формирования личности. При этом надо помнить, что для формирования нужных мотивов, деятельность ребенка должна быть организована соответствующим образом. В деятельности формируются и привычные способы поведения.
  • Подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.

       Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.

Задача формирования личности учащегося выступает как задача обеспечения его культурно-личностного роста. Решение этой задачи возможно через организацию обучения, передачу определенного культурно-исторического опыта как личностно значимой ситуации, затрагивающей базовые личностные образования, в частности субъектный опыт самого ученика. В работе делаю упор на организацию поисковой и исследовательской деятельности на уроках в группах. В учениках воспитываю стремление к самосовершенствованию, развиваю инициативу и творчество. Использование интерактивных форм обучения: игровых, коммуникативных, исследовательских технологий — дает широкие возможности для развития личности ребенка, креативности младших школьников. Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувства психологической защищённости, радости познания, развития его индивидуальности. Стараюсь создать максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика.

Читайте также:  Абвгдейка центр развития ребенка ижевск

Используя психологическое сопровождение урока в развивающем обучении, я лучше и яснее понимаю внутренние психологические условия для достижения успехов в развитии своих учеников. Выбор форм, методов и приёмов обучения исходит из содержания самого предмета, определяется воспитательными и дидактическими целями, возрастными и психологическими особенностями обучающихся.

При подготовке к урокам, к занятиям выделяю следующие основные компоненты:

  • социально-детерминированные цели урока (оптимальное общее развитие школьников; знания умения и навыки для достижения этой цели);
  • содержание учебного материала (система заданий, направленная на формирование умений отличать известное от неизвестного, оценивать свои мысли и действия, пропустив их через призму своего «Я», оценивать мысли, действия, поступки других людей);
  • дидактические условия проведения урока (многогранность, процессуальный характер, коллизии, вариантность);
  • формы общения учителя и детей: сотрудничество, сотворчество, сопереживание;
  • методы деятельности учителя и детей на уроке — решение нравственных и познавательных коллизий, решение проблемных ситуаций;
  • оценка успешности продвижения коллектива в решении проблемы;
  • личные достижения ученика;
  • анализ со стороны детей результатов урока (подведение итогов личного участия в решении проблемы).             Любая форма организации учебной деятельности в условиях классно-урочной системы, конечно, включает коммуникативное взаимодействие учащихся. Личностный подход к обучению через введение психологических упражнений меняет схему и иерархию связей взаимоотношений «учитель — ученик» и «ученик — ученик». Они учатся выступать перед классом, задавать друг другу вопросы, обсуждать услышанное. Возникают отношения партнерства. Снижается приоритетная роль учителя как главного источника информативной составляющей учебного процесса. Усиливается позиция учебника как организатора познавательной деятельности. Активизируется коммуникативное взаимодействие между школьниками при выполнении разработанных в учебниках коллективных заданий, групповых форм организации учебной деятельности. Моделируются приемы диалога как оптимальной формы организации коммуникативного взаимодействия участников учебного процесса.Таким образом, развитие самопознания личности школьника через усиление психологического аспекта я осуществляю с опорой на ценностные принципы деятельности:2.Приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.         Развитие важных личностных качеств формирует опыт коммуникативного взаимодействия школьника с социальным окружением, развивает организаторские способности, контактность, терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию, навыки лидерства и подчинения.
  • Вывод: я считаю, что каждый учитель, работая и развивая детей, является и психологом. И в своей работе развивает личность ребенка обязательно.
  • 3.Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку строить самостоятельно систему отношений с миром и самим собой, совершать личностно значимые жизненные выборы, неся за них полную ответственность.
  • 1.Опираться на те психологические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка, составляющие уникальный багаж его личности.
  •          С помощью работы в группах школьники активно включаются в ролевую деятельностную игру, виртуально выполняют роль различных персонажей. В связи с этим можно сделать вывод: если в учебном процессе использовать усиление психологического аспекта, опираться на способности учеников, их склонности, интересы, ценностные ориентации, личный опыт детей, то постепенно можно снизить уровень тревожности, связанный со школой.
  • С целью развития умения анализировать черты характера, формирование адекватной самооценки и потребности в самовоспитани и самосовершенствовании провожу классные часы на темы: «Воспитай себя сам», «Как завоевать друзей», «Моя самооценка» и другие.
  •        Необходимым условием успешности таких уроков должна стать опора на принцип активной личной вовлечённости каждого в учебный процесс, принцип ситуативности, образовательной рефлексии. Психологические моменты я использую и во внеурочное время. Веду кружок «Психологическая азбука» и использую различные игры, сказки, тренинги для развития личности ребенка.

Притча про карандаш.

Однажды мастер, который делает карандаши, отложил один карандаш в сторону и сказал ему: «Перед тем, как я тебя отправлю в твое путешествие, есть 5 вещей, которые ты должен знать. Всегда помни их и никогда не забывай, и ты станешь самым лучшим карандашом на свете.

Во-первых, у тебя будет возможность сделать много добрых дел, но только если ты позволишь взять себя другому человеку в руки – доверяйте друг другу.

Во-вторых, ты время от времени будешь испытывать жуткие муки, когда тебя будут точить, но они необходимы, чтобы ты мог стать лучшим карандашом.

В-третьих, ты сможешь исправить любую ошибку, которую совершишь – то, что написано карандашом, можно стереть.

Четвертое: самое важное в тебе — это то, что находится внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты везде должен оставить свой след. Абсолютно в любых условиях ты должен продолжать писать».

Задач много и мы обязательно их решим, только никогда не позволяйте себе приходить в уныние. Вы можете изменить все.

А вы знаете, чем закончилась притча? Карандаш все понял и пообещал помнить эти мудрые слова всю свою жизнь. Чего я Вам и желаю! Спасибо!

Источник