Асоциальное поведение ребенка 5 лет
Светлана Мартьянова
Девиантное поведение у детей дошкольного возраста
Девиантное поведение у детей дошкольного возраста
Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.
Что такое девиантность?
Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.
Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:
1. В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.
2. В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
3. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.
Причины аномального поведения ребенка
Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведениястановится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.
Медико-биологические причины
Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:
• врожденные;
• наследственные;
• приобретенные причины.
Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности.Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности, ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).
Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.
Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.
Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.
Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.
К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.
Социальные причины
В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие»включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).
Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка,делятся на следующие типы:
1. Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.
2. Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.
3. В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.
4. В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.
5. Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.
Многочисленные исследования показали,что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:
• скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);
• потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);
• чрезмерная строгость и требовательность к малышу;
• эмоциональное отвержение;
• гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.
Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.
Педагогические причины
Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.
Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.
В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.
Психологические причины
У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями,ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.
Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.
Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников
Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками,определены следующие пути решения:
1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.
4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило,используются:
• коммуникативные и подвижные игры;
• разыгрывание «трудных ситуаций»;
• ритмические игры со словами;
• музицирование и танцы;
• чтение и обсуждение сказок.
Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.
Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.
Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.
Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.
Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.
Источник
Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться. Жан Мольер
Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок. Карл Маркс
Каторга создает каторжника. Виктор Гюго
Кто открывает школы, тот закрывает тюрьмы. Виктор Гюго
Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь. Платон
Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования. Карл Маркс
Исправить может только такое средство, которое заставит виновного осознать, что он поступил плохо, что надо жить и поступать иначе. Розга же действует лишь короткое время; когда дети подрастают и перестают бояться ее, вместе с ней исчезает и совесть. Феликс Эдмундович Дзержинский
Мы в повседневной жизни постоянно сталкиваемся с проблемой детского поведения, идущего, как минимум, вразрез с мнением взрослых. А порой и ведущего к непоправимым последствиям. И надо разобраться, в чем проблема такого поведения и есть ли реальные способы с ним бороться и свести к минимуму.
Мы здесь не будем брать крайний случай, когда детские преступления связаны с необходимостью выживания. На такие поступки его (как, впрочем, и большинство взрослых) в такой ситуации толкает само состояние общества. И если в общественной жизни будут ликвидированы причины, толкающие его членов совершать асоциальные поступки (кражи и даже убийства) ради выживания себя или своих родных и близких, то эти люди станут вполне здоровыми членами такого общества. Ибо такие преступления – всего лишь социальная болезнь, а не аномалия поведения, не генетическая предрасположенность и не психическое расстройство, как об этом любят рассуждать буржуазные «специалисты».
Рассмотрим случай поведения ребенка в достаточно обеспеченной семье, когда вопросы выживания не довлеют над ним, а, по крайней мере, разрешаются взрослыми, не затрагивая его личной жизни.
Любой ребенок в жизни полон энергии и желания самоутвердиться. И в этом желании он идет по пути наименьшего сопротивления. Любознательность и желание узнать новое толкают его на любые поступки, и ограничением им может стать только накопленный отрицательный опыт. Никакое наказание не сможет остановить его, если он хочет понять что-то новое для себя. Запрет может дать даже абсолютно противоположенный эффект. На начальном этапе наказание может остановить его на какое-то время, но настанет момент, когда и оно станет бесполезным. Только понимание, что данное действие может нанести ему вред напрямую или опосредованно, через близких ему людей, может остановить ребенка.
Врастание ребенка в общество происходит не сразу, он не становится моментально подготовлен для взрослой самостоятельной (независимой от старшего поколения) жизни в окружающем его обществе (безотносительно того, того каким это общество является), поскольку существовать вне общества для человека практически невозможно (человек вне общества превращается в животное – примеры известны).
Это происходит сначала на примере старших, методом проб и ошибок. методом повторения всех их действий, а потом с появлением возможности говорить и задавать вопросы, через получение объяснений по непонятным темам. При этом надо заметить, что чаще всего ребенку объясняться и получать ответы от тех, с кем ему проще общаться в силу ряда причин. А это более старшие дети и взрослые, которые в силу ряда причин могут легко общаться с детьми.
Старшие дети в данном случае выступают своеобразным фильтром, который преобразует информацию о предмете разговора в более простые (не путать с примитивными), доступные для данного возраста формы. Взрослые же в силу ряда причин либо выражаются слишком «заумно» и недоступно для детей, либо, наоборот, скатываются до такой примитивизации, иногда при этом еще и искажая факты, что неизвестно, что страшнее, такое или «наукообразное» объяснение. Дети очень четко умеют отличать правду от лжи, и потому часто получается, что вскоре такие взрослые начинают терять авторитет. Кроме того, ребенку всегда нравится отношение «на равных», потому не каждый взрослый, а только умеющий так относиться к ребенку может найти с ним общий язык. Потому наиболее часто наставниками ребенка выступают именно старшие товарищи и более продвинутые в данных вопросах сверстники. Более младшие, пусть и более продвинутые дети, как правило, авторитетом не пользуются, и это понятно. В детстве такая разница очень заметна.
И очень плохо, если таким авторитетом в глазах ребенка становится ассоциальной элемент, сразу возникает проблема, которая нарастает по мере взросления данного ребенка.
Взрослые же, зачастую сами того не понимая, толкают ребенка именно на путь сопротивления, требуя от него не дисциплины, а послушания. Послушный ребенок – что вроде бы может быть лучше? Только вот одна маааленькая разница. Дисциплина – она обращается к разуму ребенка, требуя разумного понимания того, почему мы должны поступать так или иначе, а послушание – это подавление его своим авторитетом. Вопрос состоит лишь в том, насколько хватит этого авторитета. А потом пойдет скрытое сопротивление, а затем и открытый протест. А еще дисциплина подразумевает, что взрослый должен понять причины, по которым ребенок пошел на ее нарушение, принять и разобрать его аргументы в свою пользу и только тогда делать выводы, объясняя доступно для ребенка свое решение и принимаемые меры.
Да, дисциплина, как и послушание, подразумевают систему наказаний, без них никуда не деться. Но если дисциплина подразумевает прекрасное понимание ребенка, за что и каким образом его наказали, то при послушании ребенок часто не понимает – за что. Чаще всего ему, просто ничего не объясняя и не выслушивая причин такого поведения, дают подзатыльник или стегают его ремешком (впрочем, везде по-разному).
Я уж не буду говорить, что нельзя за одну провинность наказывать больше одного раза. И если мама уже наказала своего сына или дочь, папе незачем делать это еще раз после прихода с работы, даже если его об этом просят. А если нужно, чтобы наказание вынес именно папа, то уж сообщите ребенку об этом, пусть ждет и думает над своим поведением.
Очень смешно видеть, когда для пресечения неправильного поведения используют такой «страшный» метод наказания, как… заставить читать книгу! Дорогие родители, а что же вы не сажаете принудительно своего ребенка смотреть мультики у телевизора или играть в компьютерную игру? Наказывать работами по дому, игрой с младшими братьями и сестрами, чтением и другими делами, которые не должны вызывать отторжение у нормально развивающегося ребенка, – огромнейшая глупость, если не сказать больше.
Школа вносит свои пять копеек. Именно она пропагандирует и навязывает детям в обязательном порядке именно послушание. Но что поделать, выросшая из недр церкви современная школа несет в себе дух идеализма и метафизики. А учительский состав подбирается, по большей части, к сожалению, по остаточному принципу и предпочитает не вносить ничего нового, противоречащего духу такой школы и общества. Современное же буржуазное классовое общество (впрочем, как и другие классовые общества) детей начинает ломать, пытаясь подогнать под единый стандарт, под стандарт, нужный системе власти, характерной для данного эксплуататорского классового общества. Ведь нужно каждого человека загнать в рамки законопослушного гражданина, в рамки тех понятий, которые выгодны правящему классу. И тут годятся любые методы, вплоть до самых непопулярных. И где, как не в школе, способны сделать это наиболее просто?
Самый простой способ – сделать это через систему наказаний. И тут главное – понимать, что в разных обществах понимание наказания совершенно разное.
В буржуазном (да и в любом эксплуататорском классовом) обществе, наказание – это особая мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему некий поступок, противоречащий законам этого общества. А в, например, социалистическом – мера социальной защиты общества от ассоциативных элементов, осуществляемая лишь до того момента, пока человек, совершивший преступления, не перестанет быть опасным для данного общества, не осознает своих ошибок в поведении и поступках, то есть пока он социально не поправится. То есть в одном случае человек, совершивший проступок, обществом опускается, вплоть до полного понижения в правах без права возврата, а в другом лишь признается социально больным, требующим соответственного лечения.
Дети наиболее чувствительны к наказаниям разного рода. А сама детская среда, как правило, не склонная к компромиссам, очень чутко реагирует на общественных изгоев. Потому в буржуазном обществе попасть в такие изгои – сразу противопоставить себя всем остальным и, понятное дело, попасть в общество себе подобных, без права вернуться в привычную старую среду.
Таким образом, постоянно, на протяжении почти всего этапа взросления ребенок подвергается со стороны родителей и школы своеобразной ломке, подстройке под общепринятые рамки, чего, собственно, не должно быть, если общество является здоровым, а родители разумными людьми. Асоциальное же поведение ребенка является своеобразным его протестом против такой ломки, с одной стороны и способом его (ребенка) самоутверждения как личности, с другой.
В нормальном обществе и при разумных родителях ребенок учится встраиваться в общество с наименьшими для себя потерями, спокойно самоутверждаясь как личность, за счет помощи старших товарищей и сверстников.
Но даже в буржуазном обществе возможно избежать детского асоциального поведения, относясь к ребенку в семье изначально как к самостоятельной личности.
Сергей Плетнёв.
Источник
Источник