Асимметрия лица у ребенка 3 года
Незначительная асимметрия лица присутствует у каждого человека, маленькие дети не являются исключением.
Исследования показывают, что такая диспропорция считается более приятной, чем симметрия лица человека.
При естественной асимметрии разница сторон незаметна невооруженным глазом. В первые дни мамы подолгу рассматривают своего кроху.
И замеченные различия сторон лица малыша могут вызвать некоторое беспокойство. В этом случае лучше всего обратиться к врачу, чтобы исключить возможность патологической диспропорции лица.
Норма или патология
Естественная асимметрия лица ребенка может обнаружиться в незначительной разнице размеров глаз, чуть выше посаженной брови.
Учеными доказано, что в норме разница между сторонами лица не должна превышать 2–3 мм или 3–5 градусов. Как правило, левая сторона более женственная, черты сглажены и вытянуты вертикально.
Правая сторона более широкая, с четко выраженными чертами и считается более мужественной.
Поэтому такая незначительная диспропорция не должна вызывать волнения у мамочки. У детей до года неярко выраженная асимметрия считается нормой.
Если же диспропорция лица отчетливо заметна, проявляется и в спокойном состоянии, выражается в разнице размещения бровей, размера глаз, заметной разнице в тонусе мышц, отвисании одной стороны лица, то это считается патологическим изменением. Необходимо срочно обратиться к врачу для выяснения причины и назначения адекватного лечения.
Основные причины асимметрии
В современном мире ученые выделяют более 20 причин асимметрии лица. Но все их можно разделить на две группы: врожденные и приобретенные.
К врожденным относят:
- неравномерное развитие лицевых костей черепа, возникшее в результате внутриутробной травмы. У новорожденных диспропорциональность лица может быть вызвана неправильным предлежанием или обвитием пуповиной;
- спазматические сокращения мимических мышц;
- травма лицевого нерва, вызванная сжатием акушерских щипцов;
- ягодичное или поперечное предлежание и последующее прохождение родовых путей. При этом голова ребенка сильно сжимается, а нижняя челюсть деформируется;
- повреждение височной кости при прохождении родового канала;
- эпилепсия – весьма часто вызывает асимметрию лица новорожденных. Проблемно выявляется в силу того, что ребенок еще не может рассказать о своем состоянии, а судороги вполне можно принять за плохо скоординированные движения, свойственные грудничкам. Судорожные припадки могут быть следствием повреждения головного мозга во время родов, кровоизлияний и инсультов. При эпилепсии асимметрия выражается в большей сглаженности одной носогубной складки, более широком раскрытии одного глаза по отношению к другому.
К приобретенным причинам асимметрии у детей в раннем возрасте относят кривошею. Обнаружить эту патологию можно самостоятельно. При данном заболевании тело малыша наклонено в одну сторону. Это патология костей и мягких тканей, проявляющаяся, как правило, через 2–3 недели после рождения. Данное заболевание встречается не так часто, больше ему подвержены девочки, чем мальчики.
Кривошея у малыша
Причинами кривошеи может стать травма кивательной мышцы в процессе родов, вследствие чего мышечная ткань замещается рубцовой, придавая голове малыша наклон в одну сторону. Другой причиной кривошеи может быть внутриутробная инфекция или недостаточно удобное расположение плода в матке.
В послеродовой период кривошея может появиться из-за того, что игрушки подвешивались в кроватке или коляске только с одной стороны. И ребенку приходилось постоянно держать голову в одном положении, что вызвало деформацию мышц лица и шеи.
Также к приобретенным причинам диспропорции лица относят родовые травмы. Причинами таких травм считаются халатные действия акушерок, а также болезни во время беременности. К числу причин относят перехаживание срока, слишком крупный плод, внутриутробную гипоксию, узкий таз роженицы или аномальный родовой процесс (слишком быстрые или затяжные роды).
Родовые травмы могут повредить лицевой нерв, что, в свою очередь, может привести к асимметрии лица.
Приобретенными причинами считаются травмы челюсти и лицевых костей, воспаление нервных отростков, нарушение прикуса и отсутствие одного или больше зубов (у детей старшего возраста).
Как справиться с асимметрией?
Выбор лечения зависит от причины, вызвавшей заболевание.
Если причина в низком тонусе, то хороший эффект дает гимнастика лица, миостимуляция и массаж.
Травму лицевого нерва лечат в условиях стационара путем физиотерапии, электромиографии и миостимуляции
При более сильной патологии применяются такие методы, как:
- ортодонтическое лечение;
- челюстная хирургия;
- пластическая хирургия.
При родовой травме или эпилепсии назначение лечения всегда индивидуально. При эпилепсии асимметрия лица – не самая большая забота родителей. Для остановки припадков прописывается медикаментозное лечение, асимметрию же неплохо помогает убрать физиотерапия. Родовые травмы поможет вылечить массаж лица малыша.
Если причиной стала кривошея, то ребенку назначают специальные лекарства, физиолечение (электрофорез) и обязательные курсы массажа. Помимо этого, в домашних условиях хорошо помогает правильная укладка ребенка – класть ребенка необходимо здоровой стороной к стене. Вследствие любопытства малыш захочет посмотреть, что происходит вокруг него, и будет поворачивать голову в противоположную сторону, тем самым растягивая короткую мышцу.
Педиатры советуют делать специальный фиксатор для головы малыша – бублик из стерильной ваты и бинта. Также можно ставить по обеим сторонам головки ребенка мешочки с крупой. Зафиксировать головку в таком положении стоит на 2 часа в день.
В некоторых случаях для коррекции кривошеи используют воротник Шанца. Отлично помогает массаж и лечебная физкультура.
Массаж лица новорожденного
Цель массажа – стимулирование нервно–мышечных волокон, вследствие чего они должны нарасти и изменить конфигурацию, сгладив патологию.
Прежде чем приступить к массажу, следует помнить, что делать его стоит только чистыми руками на предварительно очищенной коже.
Также необходимо использовать специальный массажный крем или гель, чтобы не повредить нежную кожу младенца. Подойдет и обычный детский жирный крем.
Движения должны быть легкими, поглаживающими. Делать массаж необходимо по всей поверхности лица, акцентируя внимание на проблемной зоне.
По общим правилам, начать стоит с поглаживающих движений, затем надо применить легкие растирающие движения для того, чтобы разогреть мышцы. Следующий комплекс действий – растягивающие движения с несильным нажатием. Завершить массаж также стоит поглаживанием.
Все движения делаются по массажным линиям, от центра к периферии.
Всегда стоит помнить, что действия должны быть аккуратными и ассоциироваться с удовольствием и положительными эмоциями, не вызывая болевых ощущений.
Начинается массаж с линии роста волос, от лба к вискам. И постепенно спускается вниз. Повторив движения 5–7 раз, можно перейти ко лбу.
Аккуратными растягивающими движениями провести пальцами между бровями и линией роста волос в сторону висков.
Стоит тщательно проработать брови, действуя легким нажатием от переносицы к височной зоне.
Такими же растягивающими движениями с несильным надавливанием необходимо пройтись и по всем остальным зонам: носик, щечки, ямочка над губой. Завершается массаж поглаживающими движениями шеи.
Диспропорция лица малыша может быть вполне естественным явлением и пройти самостоятельно к концу первого года. Но также это может быть и признаком серьезного неврологического заболевания, лечить которое стоит начать как можно быстрее. А значит, родителям необходимо обязательно обратиться к специалисту, как только они заметили даже незначительные изменения во внешнем облике своего ребенка.
Источник
Асимметрия черепа у новорожденных может обнаружиться при первом осмотре врача-ортопеда в роддоме. Послеродовая деформация головки младенца обусловлена физиологическими факторами – положением в матке, прохождением тазового кольца и продвижение по родовым путям. Череп приобретает нормальную форму через 2-3 дня. Деформация, которая остается дольше, и включает асимметрию лица ребенка, требует тщательного осмотра и консультации врача.
Асимметрия лицевой части головы обусловлена:
- различием объема мягких тканей – мышц и подкожной жировой клетчатки;
- нарушением из-за недостаточного кровоснабжения и иннервации мышц;
- повреждением лицевого нерва;
- недоразвитием/патологией развития челюстей, костей черепа.
При физиологической диспропорции разница между обеими половинами лица не превышает 2-3 мм в линейных размерах и 3-5° в угловых.
Рис. 1 Асимметрия черепа и лица у новорожденного
Если диспропорция выраженная (превышает допустимую разницу), отмечается в спокойном состоянии и увеличивается во время плача, сосания, мимических движений, то следует обратиться к специалисту. Деформация может являться симптомом некоторых генетических аномалий, патологий внутриутробного развития. Часто причиной диспропорции является родовая травма, асимметрия лица — последствие принудительного извлечения плода или акушерские осложнения родовой деятельности.
Основные причины асимметрии у грудничков
В научной литературе описано более 20 причин, вызывающих дисимметрию головки и лица младенца. Все они могут быть отнесены в одну из 2 групп – врожденные и приобретенные.
Врожденная аномалия бывает вызвана генетическими нарушениями формирования соединительной и костной ткани. Деформация лицевой части черепа отмечается при некоторых хромосомных аберрациях – синдромах:
- Treacher Collins;
- Goldenhar – черепно-лицевой микросомии;
- Вольфа-Хиршхорна;
- Сотоса;
- Сетре-Чотзена;
Внутриутробные инфекции, асфиксия, осложнения в гестационный период, аномальное положение плода (предлежание, многоплодие) также являются значимой причиной лицевой асимметрии. Нарушение формирование тканей и частей черепа, неравномерное зарастание швов (плагиоцефалия), искривление носовой перегородки из-за патологии развития хрящевой ткани приводят к выраженной диспропорции.
Приобретенная асимметрия лица у ребенка развивается под влиянием внутренних и внешних факторов:
- родовые и прочие травмы;
- акушерские осложнения;
- инфекционные и вирусные заболевания;
- патологии ЛОР-органов;
- офтальмологические заболевания;
- стоматологические аномалии и патологии;
- неправильное положение в кроватке/коляске;
- кривошея;
- искривление позвоночника;
- опухоли;
- аномалии височно-нижнечелюстного сустава;
- нарушение прикуса.
Родовая травма новорожденного возникает в результате нарушения техники принудительного извлечения плода – наложения акушерских щипцов, вакуумной экстракции. Заметная асимметрия лица может быть вызвана травмой:
- костей черепа – перелом, трещина височной кости, орбиты глазницы, челюсти;
- мышечной ткани – чаще всего повреждается грудинно-ключично-сосцевидная мышца, что приводит к кривошее;
- нервной ткани – парез лицевого нерва.
Рис 2. Выраженная диспропорция лица при мышечной кривошее
Кривошея также может быть обусловлена повреждением позвоночного столба, нервов, мышц, кожи и подкожной клетчатки (рубцовые изменения). Длительное положение на одном боку в кроватке или коляске может спровоцировать развитие деформации. Также аномалия может быть адаптационно-компенсаторной, например, при косоглазии, тугоухости, сколиозе. При кривошее головка ребенка наклонена в бок поражения мягких тканей, занимает вынужденное положение, бровь, ухо, глаз на стороне наклона располагаются ниже, чем на здоровой. Глаз немного прикрыт, угол рта несколько опущен, тело изогнуто, плечо поднято.
Мышечный гипертонус с одного бока головы, шеи (кивательной, трапециевидной жевательной мышц) тоже может вызвать асимметрию. Мышечную дистонию вызывает нарушение развития височно-нижнечелюстного сустава, что приводит к перекрестному прикусу. Попытка фиксировать сустав и держать рот закрытым обуславливает мышечный гипертонус на одной стороне и расслабление на другой.
Наиболее тяжелым для коррекции является повреждение лицевого нерва. Его вызывают, следующие причины:
- родовые травмы;
- нейроинфекции при паротите, герпесе, кори;
- паралич Белла;
- воспалительные процессы в ухе (отогенные);
- осложнения в ходе операции.
Лицевой нерв не восстанавливается и является причиной паралича мимических мышц, нарушения функции сосания, глотания, жевания, речи. Ребенок испытывает сложности со смыканием век, отмечается слезотечение на стороне повреждения. С возрастом недуг будет прогрессировать, вызывая усиление асимметрии. У ребенка лицо на стороне поражения напоминает маску:
- сглаженные носогубные и лобные складки;
- опущенный угол рта;
- глазная щель расширена.
Ассиметричный вид лицевой части сопровождается болью по ходу нерва. Деформировать лицо могут новообразования в носовой полости, слюнной железе, околоносовых пазухах.
Как справится с асимметрией — лечение и коррекция
Причин возникновения диспропорции множество, чтобы установить их и подтвердить предварительный диагноз, необходимо провести комплексную диагностику. Диагностировать вид и причину деформации помогут лабораторные и аппаратные методы:
- КТ, МРТ;
- электронейромиография;
- краниометрия.
Асимметрия лица у новорожденных, в зависимости от причины и выраженности деформации, требует разных методов лечения.
Рис 3. Дисгармония частей лица ребенка при перекрестном прикусе до и после лечения
Если причина кроется в нарушении прикуса, то ребенку показаны ортодонтические пособия – шины, брекеты, каппы. При перекрестном прикусе назначают медикаментозную терапию, механическое расширение ротовой полости. При тяжелой степени патологии необходимо оперативное лечение.
Когда причиной диспропорции лица у ребенка является мышечный гипер-/гипотонус лечение в Клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» предполагает физиотерапевтические методы:
- миостимуляцию;
- массаж;
- лечебную гимнастику.
Лечение неврита лицевого нерва включает:
- медикаментозную терапию – препараты, устраняющие воспаление, болевой синдром;
- физиотерапию – электростимуляция парными импульсами, торфяные аппликации;
- ручной массаж лица, головы, воротниковой зоны;
- лечебную гимнастику.
Если причиной диспропорции является кривошея, то кроме мануальной терапии, массажа, физиотерапии, правильного выкладывания может потребоваться применение ортопедических пособий – воротника Шанца, шин или ортопедической подушки.
При тяжелых формах патологии используют оперативные методы лечения.
Когда у ребенка диагностирована асимметрия лица, что делать решают врачи разных специальностей – ортодонт, офтальмолог, нейрохирург, невропатолог, ЛОР-врач.
Массаж лица новорожденного при асимметрии
Массаж в лечении асимметрии лица у ребенка необходим для:
- тонизирования/расслабления мышц;
- активизации микроциркуляции в области поражения;
- стимулирования нервных клеток.
Массаж устраняет болевые ощущения, ускоряет миелинизацию нервных волокон, устраняет воспаление и отечность. Выполнять лечебный массаж нужно правильно, чтобы не повредить чувствительную, нежную кожу ребенка. Для этого руки смазывают жирным кремом или массажным маслом, а движения выполняют по массажным линиям.
Асимметрия лица у грудничка легче поддается мануальной терапии, чем у взрослых, так как окостенение еще не завершено, все структуры эластичны и пластичны.
Малыш лежит личиком вверх на твердой поверхности. Ребенка можно укладывать в ложбинку между сомкнутыми ногами матери. Начинают лечебный массаж с легких поглаживающих движений, чтобы разогреть мышцы, успокоить и расслабить малыша. Движения направлены от центра к периферии. Массажируют обе половины лица ребенка – поврежденную и здоровую. Руки должны двигаться синхронно без сильного нажатия, вибрирования, равномерно и нежно. Количество движений на поврежденной стороне в 2 раза больше, чем на здоровой – 2:4 или 3:6.
Массаж проводится с верха личика малыша вниз:
- начинают от границы роста волос; три сомкнутых пальца (указательный средний, безымянный) прикладывают с двух сторон от средней линии лба и поглаживающим движением проводят к вискам;
- переходят на лоб – между линией роста волос и бровями, двигаются от центра к вискам;
- следующая область бровей – от центра к вискам;
- массаж глаз начинают от внутреннего угла и двигаются к внешнему;
- область носа массируют от переносицы до крыльев носа;
- носогубной треугольник – от крыльев носа до уголков губ;
- промежуток над верхней губой «разглаживают» ребром указательного пальца от носика к губам; всего 2-3 раза;
- двигаясь под нижней губой от центра к краю, приподнимают уголки губ несколько дольше задерживаясь в этой позиции;
- завершают массаж поглаживанием боковых поверхностей шеи.
Каждый этап повторяют в соответствии с формулой – на пораженной стороне вдвое больше, чем на здоровой.
Сильная асимметрия лица у ребенка требует более частого повторения массажа, например, после каждого кормления. Лучше, если массаж при выраженной асимметрии делает специалист.
Если у ребенка выраженная асимметрия лица, врач Клиники Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» должен контролировать результат массажа и вносить коррекции в лечение. Чем раньше выявлена диспропорция черт, тем эффективнее мануальная терапия.
Источник
Как правильно воспитывать мальчика и как правильно воспитывать девочку (золотая середина)
Педагог-психолог Петрова Анастасия Васильевна
Многое из того, что нам нужно,
может подождать, но не ребенок.
Ему нельзя сказать: «Жди до завтра».
Его зовут — Сегодня!!!
Габриелла
Мистраль.
Детей разного пола родители воспитывают по-разному с самого рождения. Одно из исследований установило, что матери их даже держат по-разному. Девочку поворачивают лицом к себе, а мальчика, наоборот, — к миру.
Девочек с первых месяцев жизни ориентируют на общение, от них ждут большей эмоциональной привязанности к родителям. Мальчиков больше ориентируют на более широкие социальные контакты и активные действия.
Сегодня, когда нет столь резких границ между мужским и женским стилем поведения, мужскими и женскими бытовыми обязанностями, мужскими и женскими профессиями, родители в растерянности. Прививать ли девочке чисто женские добродетели — мягкость, гибкость, нежность — или воспитывать ее активной и амбициозной? Стоит ли мальчика растить твердым и бесстрашным или важнее поощрять в нем способность к состраданию и пониманию?
В каждой семье свои правила воспитания. Самый главный секрет хорошего воспитания — это любовь, вера и интерес. Благодаря им родители могут видеть, слышать и чувствовать своего ребенка, правильно реагировать на его потребности, быть тактичными и умными наставниками.
Совершенного метода воспитания нет, и не может быть хотя бы потому, что ребенок, что ни день — то другой, в чем-то не такой, как был вчера, и «вписать» его в выбранные нами клише воспитания невозможно без потерь с обеих сторон. Суть воспитания заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно устанавливать границы дозволенного, определять степень своей свободы. Как сказал Б.Окуджава: «Свобода — это воля, ограниченная законом».
Заповеди воспитания
1. Никогда не принимайтесь за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон — вот залог успеха.
2. Ясно определите для себя, чего вы хотите от ребенка, а также узнайте, что он сам думает по этому поводу.
3. Предоставьте возможную самостоятельность ребенку. Окажите помощь, а не подменяйте действия детей своими.
4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему.
5. Не пропустите момента, когда ребенок достиг первого успеха.
6. Делайте своевременные замечания.
7. Оценивайте поступок, а не личность.
Особенности воспитания мальчиков и девочек.
1.Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
2.Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников- мальчиков.
3.Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное — по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы — взрослые.
4.Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина -девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ним — неверно и бесполезно.
5.Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
6.Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать их в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.
7.С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
8.Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
9.Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
10.Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
11.Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять за что ее ругают. Сначала разберите в чем ее ошибка.
12.Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
13.Не переучивайте насильно левшу — дело не в руке, а в устройстве мозга.
14.Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
15.Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанной с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроится, если общепринятое направление ему несвойственно.
16.При необычном написании ребенком букв проверьте, не связанно ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено оставьте ребенка в покое.
17.Помните, то, что, кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.
18.Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.
19.Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощения правого, «эмоционального» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
20.Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
21.Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.
22.Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша — для него строгое следование режиму может быть непомерно трудным.
22.Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
23.Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других — это его достоинство.
24.Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
25.Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи достижения.
26.Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.
27.Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
28.При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
29.Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей, так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
30.Проведите «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем связаны его трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем , что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
31.Имейте в виду, что родитель, который ругает ребенка за то, что чего-то он не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.
Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации присущ этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.
32.Не думайте, что конкурсный отбор в школу — возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителей, а может быть и этого не получиться.
33.Постарайтесь не разрушать так называемую «врожденную грамотность», если ее основы заложены в ребенке.
34.Пытайтесь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши успехи могут бить мимо цели и даже разрушать те не многие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.
35.Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой (!!!).
36.Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.
37.Взрослые часто любят в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а взрослый, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. К сожалению мы любим тех, кого умеем научить.
38.Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
39.Помните: что для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать — это нормальное положение вещей. На это он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
40.Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать: Что для него должно меняться место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что он приветствовалось в саду или в семье, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.
41.Имея дело с первоклассниками, учитывайте то факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной — он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
42.Ребенок не должен бояться панически ошибиться. Невозможно научить чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, да и просто радость жизни и радость познания.
43.Не обольщайтесь- вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте быть похожим ребенка на вас.
44.Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
45.Для успешного обучения мы должны превратить свои требования «хотения» ребенка.
46.Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка — сигнал подобрать другую методику работы с ребенком.
47.Не забывайте без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.
48.Бойтесь появления у ребенка «выученной беспомощности».
49.Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
50.Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
51.Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте — «не навреди».
Источник