Асфиксия у ребенка 2 года

Асфиксия у ребенка 2 года thumbnail

Симптомы асфиксии у ребенка

В течении асфиксии выделяют 4 фазы.

  • 1 фаза (характеризуется компенсаторной активацией деятельности дыхательного центра в ответ на недостаток кислорода):

    • пациенты возбуждены (беспокойны), испуганы;
    • выраженная одышка (с усиленным вдохом);
    • головокружение;
    • потемнение в глазах;
    • синюшность кожных покровов;
    • учащение пульса;
    • повышение артериального (кровяного) давления.
  • 2 фаза (истощение компенсаторных возможностей организма):

    • одышка (с усиленным выдохом);
    • урежение частоты дыхания;
    • урежение пульса;
    • постепенное снижение артериального давления;
    • нарастание синюшности кожных покровов.
  • 3 фаза (претерминальная пауза – характеризуется временным (от нескольких секунд до нескольких минут) прекращением деятельности дыхательного центра):

    • эпизоды остановки дыхания;
    • значительное снижение артериального давления;
    • утрата сознания, развитие комы.
  • 4 фаза (терминальное (агональное) дыхание):

    • редкие глубокие судорожные вздохи;
    • судороги;
    • артериальное давление и пульс не определяются.

Формы асфиксии у ребенка

  • Механическая – развивается вследствие прекращения или резкого ограничения доступа воздуха в легкие (например, утопление, сдавление дыхательных путей опухолью, попадание инородного тела в дыхательные пути).
  • Токсическая – является результатом воздействия на организм веществ (например: яды, лекарственные средства), угнетающих дыхательный центр, дыхательную мускулатуру, транспортировку кислорода кровью, молекулярные механизмы тканевого дыхания. Например: цианиды, нитриты, окись углерода, передозировка морфина.
  • Травматическая – при сдавлении грудной клетки твердыми веществами (например, при авариях, обвалах зданий).

Причины асфиксии у ребенка

  • Сдавление дыхательных путей извне (при удушении, травмах шеи, опухоли).
  • Попадание инородных тел или жидкости в дыхательные пути (например, крови, рвотных масс, воды при утоплении).
  • Западение языка при нахождении человека в коматозном состоянии.
  • Патологические процессы на уровне дыхательных путей и легких (например, отек, ожог, резкий спазм бронхов, отек легкого).
  • Передозировка некоторых лекарственных веществ (например, морфин – угнетает дыхательный центр, миорелаксанты – средства, вызывающие расслабление мышц, в том числе и дыхательных).
  • Воздействие токсических веществ (нитриты, окись углерода, цианиды).
  • Некоторые заболевания (миастения – заболевание, характеризующееся мышечной слабостью, в том числе и дыхательной мускулатуры, ботулизм – инфекционное заболевание, поражающее в первую очередь нервную систему и вызывающее расстройства дыхания).
  • Длительные судорожные состояния (например, при столбняке – инфекционном заболевании, характеризующемся развитием судорог).

LookMedBook напоминает: что данный материал размещен исключительно в ознакомительных целях и не заменяет консультацию врача!

Диагностика асфиксии у ребенка

  • Сбор жалоб (одышка, головокружение, потемнение в глазах).
  • Сбор анамнеза (истории развития) заболевания.
  • Общий осмотр (осмотр кожных покровов, грудной клетки, подсчет пульса, измерение  артериального (кровяного) давления, выслушивание легких с помощью фонендоскопа).
  • Определение насыщения крови кислородом (пульсоксиметрия) с помощью специального датчика, надетого на палец пациента.
  • Возможна также консультация пульмонолога. 

Лечение асфиксии у ребенка

  • Обеспечение проходимости дыхательных путей (удаление инородных тел, рвотных масс, крови, сдавливающих предметов, устранение западения языка).
  • Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца (при остановке сердечной деятельности).
  • Интубация трахеи (введение в трахею специальной трубки (воздуховод) для обеспечения проходимости дыхательных путей).
  • Трахеотомия (рассечение трахеи) – при отсутствии возможности устранить причину асфиксии на уровне верхних дыхательных путей.
  • Ингаляции кислорода.
  • В случае отравления химическими веществами – применение антидотов (обезвреживающие средства).
  • Препараты для поддержания функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  • В случае развития асфиксии (удушье) на фоне других патологий – лечение основного заболевания (например, болезней нервной системы, инфекционных заболеваний).

Осложнения и последствия асфиксии у ребенка

  • Психические и неврологические расстройства (например, нарушение памяти).
  • Отек легких.
  • Присоединение инфекции с развитием пневмонии (воспаление легких).
  • Нарушение ритма сердца.
  • Риск летального исхода.

Профилактика асфиксии у ребенка

  • Своевременная диагностика и лечение заболеваний, способных привести к асфиксии (удушью). Например, инфекционные заболевания, болезни органов дыхания.
  • Обеспечение положения человека, находящегося без сознания, лежа на боку (для предупреждения западения языка).
  • Исключение контакта с токсическими веществами (нитриты, цианиды).

Источник

Асфиксия, или удушье, происходит всякий раз, когда в дыхательное горло человека попадает что-либо иное, кроме воздуха.

.

У детей причиной удушья зачастую бывает жидкость, «попавшая не в то горло». Ребенок кашляет, хрипит, задыхается и совершает рвотные движения до тех пор, пока не очистится дыхательное горло. Но такого типа удушье обычно ничем серьезным ему не грозит.
Удушье становится опасным для жизни, когда младенец вдыхает или глотает инородное тело, которое блокирует поступление воздуха в легкие. Нередко это бывает кусочек пищи. В таких случаях ребенок не может говорить или произносить нормальные звуки, а цвет его лица из ярко-красного становится синим. Это критическая ситуация, требующая оказания первой помощи. Нет времени вызывать врача. Вам необходимо немедленно действовать самой. По возможности попросите кого-нибудь другого вызвать врача, а сами продолжайте свои усилия по оказанию первой помощи.

Что делать?

Действия в случае асфиксии зависят от состояния и возраста ребенка. Для младенцев младше одного года необходимо придерживаться изложенных ниже инструкций.
Ребенок кашляет, но может дышать и разговаривать.
Кашель является естественным механизмом удаления инородного тела из горла. Не предпринимайте никаких действий, способных усугубить затруднение дыхания. Пусть младенец кашляет. В особенности не пытайтесь вытащить инородное тело пальцами — вы можете затолкнуть его еще глубже и полностью закупорить дыхательное горло.
Ребенок не может дышать и синеет.
В такой ситуации требуется незамедлительная первая помощь. У младенца очень нежные внутренние органы, поэтому соблюдайте осторожность при следовании описанным ниже инструкциям. Не применяйте прием Геймлиха, рекомендуемый для детей старшего возраста и взрослых. (Этот прием применяется при удалении инородного тела из дыхательных путей.)

  1. Положите младенца себе на предплечье лицом и головой вниз, зафиксировав его шею и голову. Для дополнительной поддержки прижмите предплечье к телу.Крупного младенца можно положить лицом вниз к себе на колено. Его голова должна находиться ниже туловища и быть надежно зафиксированной.
  2. Пять раз быстро ударьте его между лопатками ладонью.
  3. Если дыхание не восстанавливается, положите ребенка спиной вниз на твердую поверхность и двумя пальцами пять раз быстро надавите ему на грудь в области грудины.
  4. Если дыхание все еще не восстановилось, откройте ему дыхательное горло, используя прием приподнимания языка и челюсти. Попытайтесь разглядеть инородное тело. Не пробуйте его вытащить, не разглядев. Но если вы его увидите, удалите пальцем.
  5. Если ребенок и сейчас не начал дышать самостоятельно, попробуйте сделать ему искусственное дыхание изо рта в рот или изо рта в рот и нос и дважды выдохните в него воздух
  6. Вызовите «скорую помощь» и продолжайте выполнять все вышеописанные действия.

Предотвращение

Асфиксия является наиболее распространенной причиной смерти по неосторожности у детей в возрасте до одного года. Обратитесь к своему педиатру за информацией о мерах предотвращения асфиксии и о том, что нужно делать, если ребенок поперхнется.
Дети могут подавиться английскими булавками или монетами, но чаще всего это бывает пища. Будьте особенно внимательны, когда ребенок в возрасте около года пробует новую еду. Ниже приводится несколько дополнительных рекомендаций по предотвращению удушья.

  • Не давайте ребенку твердых гладких продуктов питания (например арахиса, изюма, сырых овощей), которые нужно измельчать зубами. Такой тип пережевывания дети осваивают не ранее четырехлетнего возраста, поэтому они могут попробовать проглотить эти продукты целиком. А арахис вообще не следует давать детям младше семи лет.
  • Разрезайте или разламывайте продукты питания на маленькие кусочки (не более 1,3 см) и убеждайте ребенка тщательно их пережевывать.
  • Избегайте давать ребенку твердые продукты питания округлой формы или тщательно их измельчайте. К ним относятся сосиски, морковь и сельдерей, виноград и твердые конфеты. Все это может легко застрять в дыхательном горле.
  • Проверяйте, нет ли под мебелью или между диванными подушками небольших кусочков пищи, которые ребенок может отыскать и сунуть себе в рот.
Читайте также:  Ребенок 2 года не сидит на месте бегает

Поскольку дети все засовывают себе в рот, причиной многих случаев асфиксии оказываются мелкие предметы. При покупке игрушек ориентируйтесь на рекомендации, касающиеся детей различных возрастных групп, но окончательный выбор оставляйте за собой. Согласно существующему в Соединенных Штатах законодательству, в игрушках для детей до трех лет не должно быть деталей диаметром менее 3,18 см и длиной менее 5,72 см. Если у детей старшего возраста такие игрушки есть, не допускайте к ним своего младшего ребенка. Кроме того, избегайте игрушек, которые можно сжать до такого размера, что ребенок сможет целиком засунуть их себе в рот.

Ниже перечислено то, чем может поперхнуться или подавиться ребенок.

  • Ненадутые воздушные шарики или лопнувший шарик.
  • Детская присыпка.
  • Предметы из мусорного ведра. Будьте особенно осторожны с яичной скорлупой и крышками с выдергивающимся кольцом от жестяных банок для различных напитков.
  • Английские булавки. Храните их застегнутыми и вне досягаемости ребенка.
  • Монеты. Не давайте детям в качестве награды или поощрения монет и других мелких предметов.
  • Маленькие стеклянные и другие шарики.
  • Колпачки от ручек или маркеров.
  • Небольшие батарейки пуговичного типа.
  • Медицинские шприцы.

Невзирая на все предосторожности, асфиксии можно ожидать в любое время. Чтобы быстро действовать в критической ситуации, вам необходимо внимательно ознакомиться со всеми приемами устранения его последствий. Если чувствуете себя неуверенно, пройдите курс оказания первой помощи.

Источник

Энциклопедия / Заболевания / Осложнения беременности и родов / Асфиксия новорожденных

Автор статьи — Созинова А.В., практикующий врач акушер-гинеколог. Стаж по специальности с 2001 года.

Асфиксия новорожденных является критическим состоянием, которое возникает вследствие расстройства газообмена (недостаток кислорода и накопление углекислоты в организме) и проявляется отсутствием дыхания или его ослабленностью при сохраненной работе сердца.

Асфиксия новорожденных диагностируется примерно в 4-6% всех родов.

Различают два вида асфиксии новорожденных:

  • первичную (возникает в момент рождения ребенка)
  • вторичную (ребенок престает дышать или задыхается через несколько часов/суток после рождения).

Асфиксия новорожденных является следствием острой или хронической внутриутробной кислородной недостаточности плода. Различают 5 ведущих моментов в развитии асфиксии:

  • внезапное прекращение кровотока в пуповине (истинный узел пуповины, перетяжка ее, тугое и, как правило, неоднократное обвитие пуповиной шеи плода);
  • расстройства газообмена в плаценте (преждевременная отслойка плаценты, предлежание плаценты и прочее);
  • расстройства кровообращения в плаценте (повышение артериального давления у матери, дисфункция родовой деятельности);
  • недостаточное поступление кислорода в кровь женщины (анемия, сердечно-сосудистая патология, заболевания бронхолегочной системы, сахарный диабет, болезни щитовидной железы и прочее);
  • несостоятельность дыхательных движений новорожденного (влияние лекарственного лечения матери, внутриутробное поражения мозга различными инфекциями, аномалии развития легких и другое).

Также причиной асфиксии ребенка могут быть:

  • внутричерепная травма новорожденного,
  • резус-конфликтная беременность,
  • обтурация полная или частичная дыхательных путей слизью, меконием, околоплодными водами.

Вторичная асфиксия новорожденных обусловлена:

  • расстройством кровообращения в головном мозге,
  • аспирацией дыхательных путей (например, рвотными массами),
  • врожденными пороками развития легких, сердца, головного мозга,
  • пневмопатиями,
  • незрелостью легких (у недоношенных).

Основным признаком асфиксии новорожденных является расстройство дыхания, что приводит нарушению сердечного ритма, нарушению кровообращения в организме, в результате страдают нервно-мышечная проводимость и рефлексы (они ослабевают).

Для оценки степени тяжести асфиксии новорожденных используют шкалу Апгар. В шкале Апгар учитываются 5 критериев: частота сердечных сокращений, дыхательные движения, цвет кожных покровов, мышечный тонус и рефлекторная возбудимость.

Оценивают новорожденного на первой минуте жизни и через 5 минут. В зависимости от количества баллов, которые набрал ребенок, выделяют 4 степени асфиксии. В случае если оценка по Апгар составляет более 7 баллов, состояние ребенка считается удовлетворительным.

Асфиксия легкой степени

Состояние ребенка по Апгар оценивается в пределах 6-7 баллов.

Новорожденный, который родился с асфиксией легкой степени, в течение первой минуты делает первый самостоятельный вдох. Но дыхание ребенка слабое, тонус мышц снижен, отмечается синюшность носогубного треугольника. Сохраняется рефлекторная возбудимость: ребенок чихает или кашляет.

Асфиксия средней степени (умеренная)

Оценка ребенка по Апгар в пределах 4-5 баллов. Новорожденный так же, как и при легкой асфиксии, делает свой первый вдох на первой минуте, но дыхание очень ослаблено, нерегулярное, крик слабый (ребенок пищит или стонет), сердцебиение замедлено. Также отмечается слабый мышечный тонус, гримаса на лице, цианоз (синюшность) кистей, стоп, лица, пуповина пульсирует.

Асфиксия тяжелой степени

Состояние ребенка по шкале Апгар соответствует 1-3 баллам. Дыхания либо нет вообще (апноэ), либо оно редкое и нерегулярное.

Ребенок не кричит, сердечные сокращения редкие, рефлексы отсутствуют, мышечный тонус или слабый или его нет (атония), кожные покровы бледные (следствие спазма кровеносных сосудов), пуповина не пульсирует.

При асфиксии тяжелой степени, как правило, развивается недостаточность надпочечников. Эту форму асфиксии называют «белой» асфиксией.

Клиническая смерть

Оценка новорожденного по Апгар составляет 0 баллов. Полностью отсутствуют все признаки жизни. В этом случае необходима немедленная реанимация.

Одни и те же симптомы могут быть признаками разных заболеваний, а болезнь может протекать не по учебнику. Не пытайтесь лечиться сами — посоветуйтесь с врачом.

Лечение новорожденного, родившегося в состоянии асфиксии, начинается сразу же после рождения, то есть в родильном зале. Реанимацию и дальнейшую терапию проводят врач-неонатолог врач-реаниматолог.

Первая помощь в родильном зале:

Сразу после рождения новорожденного помещают на пеленальный столик под источник тепла, вытирают насухо пеленкой и отсасывают слизь изо рта и верхних дыхательных путей.

Если после удаления слизи ребенок не дышит, то 1-2 раза слегка хлопают его по пяткам. В случае отсутствия дыхания или его нерегулярности приступают к ИВЛ – искусственной вентиляции легких (на лицо малыша надевается маска, через которую поступает кислород).

Если ИВЛ продолжается 2 и более минуты, в желудок вводится зонд и удаляется желудочное содержимое.

Производят оценку сердечной деятельности. Если частота сердечных сокращений (ЧСС) 80 и менее в минуту, приступают к непрямому массажу сердца.

Введение лекарств начинают через 30 секунд при ЧСС 80 и менее на фоне проведения ИВЛ, либо сразу, при отсутствии сокращения сердца.

Медикаменты вводят в пупочную вену (раствор гидрокарбоната натрия, раствор адреналина, альбумин с рингер-лактататом и физиологическим раствором).

В случае рождения ребенка в состоянии клинической смерти его сразу же интубируют и проводят медикаментозную терапию, указанную выше. Реанимацию прекращают, если в течение 20 минут после начала всех мероприятий сердечная деятельность не восстанавливается.

После окончания реанимационных мероприятий новорожденного переводят в палату интенсивной терапии.

Детей с легкой степенью асфиксии помещают в кислородную палату, детей с умеренной и тяжелой асфиксией в кувез. Новорожденному обеспечивают покой, обогрев, назначаются антибиотики.

Читайте также:  Ночной энурез у ребенка 2 года

Кормить новорожденного с легкой формой асфиксии начинают через 16 часов, детей с тяжелой асфиксией через 24 часа через зонд.

Продолжительность лечения зависит от состояния новорожденного и может составлять 10-15 дней и более.

Асфиксия новорожденных опасна развитием осложнений (ранних и поздних).

Ранние осложнения:

  • отек головного мозга;
  • кровоизлияния в головной мозг;
  • некрозы головного мозга и прочее.

Поздние осложнения:

  • инфекционные осложнения (пневмония, менингит, сепсис);
  • неврологические осложнения (гидроцефалия, энцефалопатия).

Последствия после перенесенной асфиксии диагностируются в течение первого года жизни ребенка:

  • гипервозбудимость;
  • замедленные реакции;
  • судорожный синдром;
  • энцефалопатия по типу гипертензионно-гидроцефальной;
  • гибель ребенка.

Источник: diagnos.ru

Источник

Содержание:

  • Причины удушья у детей
  • Внешние признаки асфиксии
  • Что делать, если ребенок подавился?
  • Ребенок не дышит? Начинаем реанимацию!
  • Профилактика удушья у новорожденного

Казалось бы, что может грозить новорожденному в стенах родного дома? Он ведь и двигаться еще толком не умеет. Тем не менее дети первого месяца жизни нередко становятся жертвами трагических случайностей. Одна из них — удушье, или, как называют его медики, асфиксия. Что делать в такой ситуации и можно ли ее предотвратить?

Причины удушья у детей

Асфиксия — удушье, вызванное сдавлением дыхательных путей, закрытием их просвета слизью, пищей, сдавлением шеи, грудной клетки и живота и ведущее к кислородному голоданию и избыточному накоплению углекислого газа в тканях и клетках организма, что грозит тяжелыми расстройствами деятельности нервной системы, дыхания и кровообращения.

У новорожденного это состояние может быть вызвано в основном двумя причинами:

  1. Наличие внешнего препятствия для свободного дыхания: на лицо ребенка может упасть пеленка, повешенная на перила кроватки, или угол одеяла; кроха может уткнуться или «заползти» под одеяло, когда он беспокойно спит или когда просыпается. Надо сказать о наличии у новорожденных безусловного рефлекса ползания: ребенок лежит на животе и, если ему под ступни попадает что-то твердое (бортик кроватки, пеленального стола), то малыш способен отталкиваться ножками от предмета и совершать ползающие движения, приподнимая и перемещая вперед ягодицы. При этом голова, плечи и руки пассивно продвигаются по поверхности. Запутывание в веревочках пододеяльника, бампера, низко повещенных на кроватку погремушках также может стать причиной удушья. Длинные шнурки от чепчиков, сосок-пустышек, ювелирные цепочки могут обвиться вокруг шеи ребенка, вызывая у него удушье, осложняющееся усилиями малыша освободиться от них. Совместный сон в одной кровати малыша и родителей, а тем более — совместный сон крохи в одной кровати со старшими братьями, сестрами тоже опасен из-за возможного удушья новорожденного. Его могут нечаянно накрыть с головой, прижать лицо малыша к своему телу. Также опасно укладывать спать малыша на кровать с гидроматрасом. Кроха может оказаться между ее неподвижными частями и подвижным матрасом. Не стоит слишком доверять старшим детям уход за новорожденным. Они могут слишком рьяно заботиться о младшем: излишне его укутать, укрыть одеялом или накормить ребенка не подходящей ему по возрасту пищей, например, поделиться с ним печеньем, особенно если малютка плачет.
  2. Попадание инородных тел в дыхательные пути (чаще всего это бывают пищевые массы при срыгивании, рвоте) является причиной несчастных случаев. Особенно это опасно для недоношенных, ослабленных детей, у которых все защитные рефлексы еще недостаточно развиты. У таких малышей может произойти остановка дыхания во сне, без появления характерного кашля в качестве защитной реакции, когда организм пытается освободиться от инородного тела.

Внешние признаки асфиксии

У малыша наблюдается двигательное беспокойство, поперхивание, ребенок хватает ртом воздух, может быть сдавленный приглушенный плач (но бывает, что дети не плачут и тем самым не привлекают к себе внимания). Могут появиться не свойственные ранее хрипящие, свистящие звуки — так называемое стридорозное дыхание, осипший голос или полное его отсутствие, неожиданный, приступообразный кашель, одышка, втягивание надключичных ямок, межреберных промежутков, живота, испуганные глаза, образование большого количества слюны, учащенное, а затем замедленное сердцебиение, ослабленное дыхание. Характерны для удушья цианоз (синеватое окрашивание) лица, конечностей, тела, потеря сознания, судороги, полное мышечное расслабление, отсутствие рефлексов.

Что делать, если ребенок подавился?

В такой критической ситуации времени на ожидание медицинской помощи нет, и необходимо рассчитывать прежде всего на себя.

  1. Попросите находящихся рядом людей вызвать «скорую помощь», и не тратьте сами на это бесценное время. Освободите ребенку дыхательные пути: снимите пеленку, одеяло с лица, уберите предметы, сдавливающие шею, вытрите с лица пищевые массы, которые срыгнул ребенок. Попытайтесь резиновой грушей для клизм отсосать содержимое (пищевые массы) изо рта и носа. Ротовую полость можно освободить от возможных инородных предметов пальцем, обернутым салфеткой, платком. Если ребенок плачет, хрипит, кашляет, значит, дыхательные пути частично проходимы. Малышу надо помочь откашляться, перевернуть ребенка вниз головой, похлопать между лопатками или надавливая ложечкой на корень языка, вызвать рвотный рефлекс. Можно даже, взяв ребенка за ножки, перевернуть его вниз головой и еще несколько раз хлопнуть по спине. Также можно сымитировать кашель резким сжатием кистями с боковых сторон нижней части грудной клетки и этим попытаться вытолкнуть предмет. В большинстве случаев этих мероприятий бывает достаточно для выталкивания инородного тела.

Но не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший в горле, — так вы можете протолкнуть его еще дальше и вызвать рефлекторную остановку дыхания.

  1. Если данные мероприятия успеха не принесли, ребенок не плачет, не дышит, цвет кожи остается синюшным, пульс и сердцебиение не обнаруживается, необходимо приступать к реанимационным мероприятиям: искусственному дыханию и непрямому массажу сердца, которые выполняются одновременно. Отметьте время, когда вы начали их.

Ребенок не дышит? Начинаем реанимацию!

Прежде всего нужно положить ребенка на спину на ровную жесткую поверхность (стол, пол, земля), а под лопатки положить пеленку, одежду, скатанную в виде валика. Тогда голова пострадавшего окажется запрокинутой и язык не будет западать, препятствуя прохождению воздуха в дыхательные пути. После этого ребенка надо раздеть, убрав всю сдавливающую одежду.

Реанимацию начинают с искусственного дыхания. У новорожденных оно проводится и в нос, и в рот сразу. Предварительно сделав неглубокий вдох, плотно охватите рот или нос ребенка своим ртом и произведите короткий выдох примерно тем объемом воздуха, который может поместиться у вас во рту, но не больше, так как вдыхание всего «взрослого» объема легких может привести к разрыву легких ребенка. Существует критерий эффективности искусственного дыхания — экскурсия (движение) грудной клетки пострадавшего, сходная с дыханием. Но следите, чтобы при вдыхании воздуха у ребенка не раздувались щеки: это свидетельствует о том, что воздух не попадает в легкие и помощь неэффективна. Проверьте, плотно ли ваши губы обхватывают нос или рот пострадавшего, достаточно ли запрокинута голова и не закупоривает ли язык дыхательные пути, все ли инородные тела удалены из ротовой полости. Плотнее прижмите губы к лицу ребенка, еще раз запрокиньте голову или дополнительно освободите ротовую полость от инородных тел. У детей до года частота вдуваний примерно равна 20 в 1 минуту.

Читайте также:  Ребенок 2 года рвет в машине

Примечание. Пульсацию у новорожденного проще всего обнаружить на большом родничке, а также на плечевой артерии: руку ребенка отведите от тела и поверните ладонью вверх. В средней трети плеча на внутренней стороне указательным и средним пальцами нащупайте пульс между двумя мышцами. Проверять пульс на сонной артерии, на шее у новорожденных трудно из-за того, что шея еще короткая, а кожа на ней имеет многочисленные складочки.

Для того чтобы проверить сердцебиение, необходимо положить свою ладонь на грудную клетку малыша, на область левой молочной железы. Если вам удается ощутить сердцебиение, но пульса на артериях нет, то сердечная деятельность считается недостаточной и необходимы реанимационные мероприятия. Такие мероприятия необходимы и при отсутствии сердцебиения.

После каждого вдоха необходимо проводить непрямой массаж сердца.

На грудной клетке малыша необходимо найти точку, на которую следует нажимать. Ориентир таков — она располагается на ширину одного пальца ниже линии, мысленно проведенной между сосками, по левому краю грудины (примерно в нижней ее трети).

Детям до года необходимо резко нажимать на данную точку двумя пальцами — указательным и средним, при этом руки следует держать строго перпендикулярно телу пострадавшего, в локтях не сгибать, усилия должны производиться только руками, а не всем телом, то есть нельзя переносить вес своего тела на руки, чтобы не повредить ребра ребенка.

Грудную клетку ребенка надо обхватить обеими руками (большие пальцы лежат на указанной области) и энергично сжимать ее. Частота надавливаний на грудную клетку у новорожденных — 120 раз в минуту. Помните, что при выполнении искусственного дыхания массаж сердца прерывают, чтобы он не мешал дыхательным движениям грудной клетки.

Критерий эффективности непрямого массажа сердца — появление пульса на большом родничке и крупных сосудах (см. выше). Поэтому, проводя реанимацию, примерно раз в минуту проверяйте наличие пульсации. В том случае, если пульсация восстановилась, непрямой массаж следует прекратить, а искусственное дыхание продолжать до восстановления самостоятельного дыхания. Если пульс отсутствует, продолжайте реанимацию дальше и ежеминутно контролируйте пульс. Иногда определить пульс бывает затруднительно из-за малого наполнения сосудов или в результате ошибки при поиске точки нащупывания пульса. Поэтому спустя 3-5 минут непрямой массаж сердца и искусственное дыхание рекомендуется прервать и по внешним признакам установить наличие самостоятельного сердцебиения, спонтанного дыхания, размера зрачков. Узкие зрачки является признаком восстановления работы головного мозга.

Чего вы должны добиться в результате всех реанимационных мероприятий? Восстановления жизнедеятельности организма, т.е. возникновения самостоятельного дыхания, пульсации, сердцебиения, сужения зрачков и реакция их на свет, изменения цвета кожи с бледного, синюшного на розовый.

Затем ребенка следует доставить в больницу для всестороннего обследования, особенно если остановка дыхания развилась при срыгивании или рвоте. Пищевые массы, попавшие в бронхи из желудка, являются кислыми за счет желудочного сока и тем самым являются агрессивной средой для нежной слизистой оболочки дыхательных путей, приводя к ее повреждению, воспалению. Скорее всего, в таком случае будет проведена санационная бронхоскопия (введение в бронхи оптического аппарата, который позволяет осмотреть бронхи и при необходимости провести их промывание), рентгенограмма и назначены антибиотики.

Если при оказании реанимационной помощи сердцебиение и дыхание не восстанавливаются, а зрачки остаются широкими, то непрямой массаж сердца и искусственное дыхание следует продолжать до приезда «скорой помощи» или до сердечной и дыхательной деятельности. Решение о прекращении реанимации принимает врач.

Чтобы увеличить время жизни коры головного мозга при нарушении жизнедеятельности, в первые же мгновения после потери сознания обложите голову ребенка чем-то холодным (грелкой, бутылками с холодной водой, льдом из холодильника, пакетом с замороженными овощами, замороженным мясом и т.д.).

Если на любом этапе реанимации у ребенка началась рвота, поверните его на бок, пальцем очистите рот от рвотных масс, снова уложите на спину и продолжайте оживление.

Профилактика удушья у новорожденного

  1. После каждого кормления ребенку следует дать возможность отрыгнуть воздух, заглоченный с пищей. Для этого его нужно подержать некоторое время вертикально и ни в коем случае не класть сразу после кормления. Некоторые дети (особенно недоношенные или ослабленные) могут срыгивать повторно, уже находясь в кроватке. Для предотвращения вдыхания содержимого поворачивайте голову младенца всегда набок. Если срыгивания частые и обильные, то это является поводом для обращения к врачу.
  2. Выбирая детское постельное белье и одежду, предпочтение следует отдавать товарам без всевозможных завязочек, тесемочек и т.п. Вместо детского одеяла можно пользоваться специальным конвертом для сна, не использовать слишком большие «взрослые» одеяла. Можно использовать специальные сетчатые одеяла для младенцев.
  3. Не следует оставлять надолго старших детей одних около новорожденного, надеясь на их взрослость и рассудительность, а также класть спать младенца в одну кровать с ними. Да и совместный сон в одной кровати с родителями с точки зрения возможной асфиксии не безопасен.
  4. Совместный сон также может быть фактором риска удушения малыша. Хотя многие молодые мамы кладут с собой в постель малышей, оптимальным все же будет сон в родительской спальне, но не в родительской кроватке. Поставьте детскую кроватку впритык к своей, опустите боковую решетку. С одной стороны, это обеспечит безопасность малыша, с другой — вы будете в непосредственной близости от своего ребенка и вам не придется вскакивать ночью по несколько раз. Вам будет удобно ночью кормить кроху, а затем, не вставая, перекладывать его в кроватку.
  5. Для профилактики остановки дыхания предпочтительно укладывать ребенка поочередно то на один, то на другой бочок, так как в положениях на спине и на животе есть некоторые недостатки.

Учеными выявлена определенная взаимосвязь между сном ребенка на животе и увеличением частоты возникновения синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Так называется внезапная смерть ребенка первого года жизни (особенно первого — четвертого месяца) по невыясненным причинам, на фоне полного здоровья, чаще в ночные и предутренние часы. Объяснить причины этого явления не помогают ни подробное изучение медицинской истории малыша, ни результаты патологоанатомического исследования. Пока уточнены лишь влияющие на внезапную смерть факторы, по которым можно выделить детей группы риска и проводить для них профилактические мероприятия. Однако в положении на животе легче отходят газы из вздутого живота младенца, укрепляются мышцы спины, формируется правильное положение тазобедренных суставов. И если вы не рискуете уложить малыша спать на живот ночью, то вполне можете сделать это днем, когда ребенок находится под вашим контролем. Но и в положении на спине есть свои минусы. В этом положении детки, страдающие срыгиваниями и рвотой, могут захлебнуться рвотными массами. А при недоразвитой уздечке язык также легко может западать.

В заключение отметим, что о безопасности малютки надо думать всегда. Он очень беззащитен и помочь себе может, разве что призывая окружающих плачем.

Источник