Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома thumbnail

Уважаемые заботливые и думающие взрослые!

Вы обеспокоены состоянием речи малыша? Высказывания ребенка малопонятны для окружающих? Он неправильно произносит отдельные звуки, а может, говорит с «кашей во рту»?

Самое время начать заниматься артикуляционной гимнастикой.

Ниже я расскажу о базовых комплексах, которые помогут укрепить мышцы речевого аппарата, поработать над точностью и слаженностью движений.

Их можно смело выполнять дома вместе с ребенком без опасения навредить или «сделать что-то не так».

Попробуйте! У вас получится.

Здесь и далее фото из личного архива.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Чтобы ваши занятия с малышом принесли пользу, не забывайте соблюдать несколько простых правил.

1. Артикуляционную гимнастику делают ежедневно. Только в процессе многократных повторений движения, которые вы отрабатываете с ребенком, становятся легкими, правильными, привычными.

2. Все упражнения выполняются до еды. Лучше – после дневного сна. Убедитесь, что малыш отдохнул и действительно хочет заниматься.

3. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, перед зеркалом. Ребенок должен видеть ваше лицо, понимать и контролировать свои действия.

4. Будьте эмоциональны. Используйте картинки для подражания: «Вот качели, смотри. Давай, покачаемся? Язычок, как качели: вверх… вниз… вверх… вниз… Высоко! Весело». Попробуйте превратить занятия в увлекательную игру.

КОМПЛЕКС № 1.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 — 5 ЛЕТ.

«Смешная песенка». Произносите звук «б» и перемещайте указательный палец вверх-вниз, стараясь задеть губы.

«Расческа». Прикусите нижнюю губу и несколько раз проведите по ней зубами. Затем «причешите» верхнюю.

«Спрячь губки». Покажите, как можно подогнуть и втянуть губы. Пусть малыш попробует прятать губки, пока вы честно ищите их.

«Хлопушка». Надуваем щеки и слегка ударяем по ним, схлопывая воздух.

«Самовар». Сжать губы, надуть щеки. Будем выдыхать через губы, произнося звук «п»: «П! П! П!..»

«Кошка и молочко». Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким кончиком язычка «лакать молоко».

«Лошадка». Пощелкать кончиком языка: медленно, потом быстро. Губы улыбаются. Рот приоткрыт.

КОМПЛЕКС № 2.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 — 6 ЛЕТ.

«Песенка». Беззвучно и медленно произносим звуки «и – о – у».

«Часики». Улыбаемся, приоткрываем рот. Кончик языка перемещается из одного уголка рта в другой: «тик – так».

«Качели». Язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

«Футбол». Закройте рот и попробуйте сильно, с напряжением упирать кончик языка то в одну, то в другую щеку. Гол!

«Почистим зубки». Рот приоткрыт, а губы улыбаются. Кончиком языка «почистим» зубки: верхние (нижние) с внутренней стороны (слева направо и обратно).

КОМПЛЕКС № 3.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 — 7 ЛЕТ.

«Давай напишем букву О». Плотно сжатые губы тянутся к носу, влево, к подбородку, вправо: буква «О»! Ну, почти…

«Вкусное варенье». Широким языком облизываем верхнюю губу: сверху вниз. Кстати, намазать губу вареньем можно по-настоящему.

«Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка поглаживает небо: от зубов к горлу и обратно.

«Грибок». Откроем рот. Широкий язык нужно прилепить, присосать к небу. Это шляпка гриба. А тоненькая ниточка посередине (подъязычная связка или уздечка) – его ножка.

«Индюк». Рот приоткрыт. Широкий язычок поглаживает верхнюю губу: вперед – назад. Если двигаться быстро, с голосом, не отрывая языка от губы, послышится отчетливое «бл-бл-бл»: индюк болбочет.

Выучите эти простые упражнения, добавьте артикуляционную гимнастику в список «на каждый день», и пусть ваш малыш говорит правильно и красиво.

Источник

Как проводят артикуляционную гимнастику детям старше 5 лет?

Ребенку, который хорошо и отчетливо говорит, всегда легче дается обучение в первом классе. Внятная речь облегчает понимание, не вызывает у ребенка смущения, не порождает комплексов. Помочь ребенку сделать свою речь более чистой и разборчивой — задача для неравнодушных родителей. Исправлением серьезных дефектов речи занимается логопед, но без домашних систематических занятий артикуляционной гимнастикой специалист не достигнет серьезных успехов. В этой статье мы расскажем, как проводить дошкольникам старше 5 лет артикуляционные занятия самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Что это такое?

Артикуляционной гимнастикой называется такой комплекс, который направлен на развитие и укрепление мышц речевого аппарата ребенка. Сюда относятся некоторые мимические мышцы, язык, голосовые связки, губы, мышцы щек, шеи. Упражнения артикуляционного комплекса относятся к лечебно-профилактической гимнастике, поскольку помогают и при наличии определенных проблем с речью, и для профилактики возникновения таких проблем. Цель такой гимнастики — укрепление мышц, придание им определенной ловкости, силы, ведь только слаженная работа всех мышц и связок, участвующих в процессе произношения ребенком звуков, гарантирует четкое и разборчивое произношение.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Артикуляционные комплексы помогают улучшить кровоснабжение таких мышц, тренируют определенные навыки удерживания речевых положений мышц, снижается мышечный «зажим», блоки, что важно при заикании. Увеличивается скорость произношения и чистота звуков. Упражнения в составе такой гимнастики могут быть статическими, направленными на умение удерживать определенное мышечное положение, например, при произношении особо трудного для ребенка звука, а также динамическими.

Динамический вид упражнений нацелен на доведение правильной постановки до автоматизма и основан на постоянном повторении и закреплении. Для каждого ребенка в идеале подбирается свой коррекционный логопедический курс, который позволяет исправить определенный дефект, свойственный конкретному маленькому пациенту.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Но вот основы артикуляционной гимнастики пригодятся всем родителям, чьи дети не могут похвастать четким и звонким голосом, уверенным говором и правильным произношением.

Показания и противопоказания

Артикуляционная гимнастика полезна всем детям. И тем, кто говорит чисто, и тем, у кого имеются проблемы с речью. По статистике вторых — большинство. До 70% детей в возрасте от 4 до 6-7 лет имеют те или иные отклонения от норм в речевом развитии. Не всегда эти отклонения заметны, не всегда о них догадываются родители, ведь далеко не каждый такой малыш заикается или «глотает» половину согласных звуков.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Однозначным показанием к началу гимнастики считаются любые отклонения звукопроизношения. Занятия рекомендуются при дизартрии, заикании, картавости. При неправильном произношении как гласных, так и согласных звуков, при нарушении скорости и разборчивости речи. Даже если ребенок правильно произносит каждый из звуков, в силу вялого и неактивного речевого аппарата создается ощущение «каши во рту».

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Гимнастика на артикуляцию и упражнения на дикцию быстро помогут придать мышцам и связкам речевого аппарата нужный тонус — речь станет разборчивой и красивой.

Противопоказаний к гимнастике на артикуляцию практически нет. Только в том случае, если она сочетается и проводится одновременно с дыхательной гимнастикой, существуют определенные ограничения: пороки сердца, психические заболевания, патологии сосудов. Для артикуляционной общей гимнастики противопоказаниями могут выступать заболевания зубов и десен в острой стадии, воспаление губ, языка, тонзиллит в остром периоде.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Все эти противопоказания — временные. Когда ребенок выздоравливает, заниматься ему можно.

Общие правила

В любом артикуляционном комплексе существует несколько групп упражнений. Начинать нужно всегда с простого и постепенно переходить к сложному. К простым базовым упражнениям относят разминку речевого аппарата, а также статические упражнения — удержание губ, языка в определенном положении в течение определенного времени. Более сложная группа приемов — динамические упражнения, направленные на «отработку» отдельных групп звуков — например, только шипящих или только глухих. Для детей от 4-5 лет и старше применяют комплексные игровые упражнения.

Читайте также:  Аритмия у ребенка 5 лет норма

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Почему важно играть? Да потому что сама по себе артикуляционная зарядка не доставит ни удовольствия, ни интереса. Но если ее преподнести как игру и заниматься вместе с малышом, все будет получаться значительно быстрее и эффективнее.

Нельзя научить ребенка говорить правильно за один день или один месяц. Занятия нужно проводить ежедневно, довольно долго. Только тогда постоянно закрепляемые навыки войдут в хорошую привычку и станут для ребенка совершенно естественными.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Для профилактики можно проводить гимнастику 1-2 раза в день, для исправления проблем с речью понадобится не менее 4-5 занятий в день.

Гимнастика не должна быть долгой, речевой аппарат устроен так, что он быстро устает. Старайтесь ограничиваться время занятия 5 минутами. В некоторых случаях можно продлить сеанс на пару минут. Ниже мы предложим комплекс упражнений. Вам не нужно стараться вместить в отведенные пять минут его весь, это невозможно и совершенно не нужно. Достаточно разбить его на группы по 2-3 упражнения и провести 4-5 занятий с применением различных заданий.

Объединяйте их в группы по своему вкусу, но помните важное правило — только одно упражнение в комплексе должно быть новым. Остальные два должны быть хорошо знакомы дошкольнику, чтобы он мог закреплять уже усвоенные навыки. Включайте в занятие и статические упражнения, и динамические. Первыми делайте упражнения более простые — статические.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Делайте гимнастику в положении сидя. Плечевой пояс, шея, конечности ребенка должны быть расслаблены. Если есть настенное зеркало, повесьте его рядом с местом занятий — ребенок сможет видеть свою артикуляцию и сравнивать ее с движениями артикуляционного аппарата родителей. Если такого зеркала нет, поставьте перед ребенком на столе небольшое зеркальце на подставке, а сами разместитесь строго напротив лица малыша. Так он будет видеть, как надо делать и то, как это в реальности получается у него.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Не поленитесь и сделайте карточки с картинками. Они помогут ребенку лучше представлять себе ситуации, игра станет интереснее. О карточках мы расскажем ниже.

Никогда не ругайте ребенка за неправильное выполнение поставленной задачи. Стресс и обида могут усилить мышечные зажимы, и все старания пойдут прахом. Важно говорить спокойно, неторопливо, мелодично, ласково, чаще хвалить ребенка, чтобы у него был стимул заниматься. Не будет стимула — не будет результата.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Эффективные упражнения

Мы подскажем вам всего лишь несколько наиболее распространенных и полезных упражнений. На их основе вы потом сможете создавать новые, придумывать свои уникальные задания. Базовые же задания таковы.

  • «Лягушка». Попросите ребенка показать зубки, как это делает лягушка. Потом сомкните зубы, а губы широко разведите в стороны. Это будет улыбка во все 32 зуба. Удерживайте ее до 10-15 секунд, потом можно расслабить губы, спокойно подышать и повторить улыбку.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

  • «Хоботок». Попросите ребенка, показать, как слон пьет воду. Для этого сложите «хоботок» – губы следует вытянуть трубочкой как можно дальше вперед. 10-15 секунд ребенок должен удерживать их в таком положении, после чего их можно расслабить, а через минуту повторить упражнение.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

  • «Веселый слон». Это упражнение сочетает в себе два предыдущих. Сначала попросите ребенка сделать «хоботок», удерживайте его несколько секунд. Без пауз и отдыха положение губ следует изменить на широчайшую улыбку в мире – «лягушачью». Проделайте упражнение несколько раз.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

  • «Кашалот». Для такого упражнения вам придется показать ребенку, как выглядит кашалот, когда он открывает свой большой рот. Воспользуйтесь карточкой-картинкой с соответствующим изображением. Попросите ребенка открыть рот, показать зубы, высунуть язык, убрать язык и улыбнуться как можно шире, после чего закрыть рот.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

  • «Вредина». Это упражнение у дошкольников обычно вызывает настоящее веселье. Оно направлено на расслабление мышц языка. Попросите ребенка не высунуть, а вывалить широкий и вялый язык на нижнюю губу, полностью расслабиться его. Шлепая языком по губам, нужно произнести «пя-пя-пя».

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

  • «Звезда футбола». Положите на стол перед ребенком ватный шарик и нарисуйте на листе бумаги футбольные ворота. Попросите его, сложив губки трубочкой, загнать ватный мячик в ворота направленным движением воздушной струи. Надувать щеки при этом нельзя. Вдыхать воздух можно только через нос, поток воздушной струи прерываться не должен.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

  • «Сладкоежка». Попросите ребенка представить, что на губах у него вкусное мороженое или шоколадный крем. Задача — как можно быстрее облизать губы, высовывая язык как можно дальше. При домашнем занятии допустимо нанести на самый кончик носа малышу каплю варенья или шоколадной пасты. Пусть попробует дотянуться до нее языком. Даже если не получится, обязательно вознаградите его, дав ложечку лакомства.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

  • «Чистим, чистим трубочиста». Это упражнение проводят для укрепления подъязычной связки и умения фиксировать коник языка за нижними зубами, чтобы лучше произносить свистящие и звонкие звуки. Попросите ребенка открыть рот и почистить нижние зубки изнутри кончиком языка. Делайте это вместе. Потом обязательно отметьте, что зубки малыша, безусловно, получились чище.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

  • «Пароходик». Это упражнение предназначено для тренировки одной из самых проблемных зон речевого аппарата дошколят — задней спинки языка. Нужно зажать кончик языка зубами и не выпускать его. Одновременно с этим нужно постараться как можно громче произнести звук «ы-ы-ы-ы-ы». Получится очень похоже на гудок теплохода.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Карточки

Они понадобятся для многих упражнений. Но в большей степени для динамических. Картинки для занятий можно нарисовать самостоятельно или распечатать из интернета. Вот несколько упражнений с карточками.

  • «Жуки». Показывайте карточку с жуками, читая потешку: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, на цветочке посижу, погляжу, покажу, детям сказку расскажу». В конце вместе с ребенком повторяется «жу-жу-жу».

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

  • «Аэродром». Попросите ребенка посадить все самолеты. Показывайте карточки с изображениями разных самолетиков и ракет. Пока карточка находится в воздухе, ребенок вместе с вами сопровождает полет звуками «р-р-р-р-р» и «ж-ж-ж-ж-ж». Пикируйте карточкой и рисуйте в воздухе круги — ребенок должен повторять «у-у-у», а когда ваш нарисованный летательный аппарат отправится на посадку, следует как можно громче повторять «уф-ф-ф».

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

  • «Полезные предметы». Для этого упражнения нужны изображения предметов, предназначение которых хорошо известно ребенку. Появление каждой карточки он должен озвучить: молоток — тук-тук-тук, часы — тик-так, поезд — чух-чух, сапоги — топ-топ и т. д.
  • «Интересный зоопарк». Для такого упражнения понадобятся изображения животных, в названии которых либо в «озвучке» имитации есть звуки, являющиеся проблемными для ребенка. Если малыш плохо выговаривает «Л», поселите в ваш зоопарк льва, тюленя, белку, ленивца, лошадь, лемура. Если проблемы со звуком «С», в зоопарке должны быть собака, сурок, суслики, серый волк, слон. При проблемах с произношением «Р» – тигр, рысь, рыба.
Читайте также:  Кишечная палочка у ребенка 5 лет

Попросите ребенка провести вам экскурсию. Спрашивайте, что за зверь здесь живет, как он умеет «разговаривать», что он ест. Старайтесь делать так, чтобы название зверя ребенок повторял как можно чаще.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

Отзывы

По отзывам мам, которые делали со своими детям артикуляционную гимнастику и массаж, результатов почти всем удается достичь довольно впечатляющих. Некоторые начинают заниматься с ребенком еще до визита к логопеду, и именно это в результате играет решающую роль — ребенок начинает нормально говорить и без логопеда. Аналогичные занятия у профессионалов в клиниках и детских центрах, по словам мам, довольно дороги — от 300 руб. за одно занятие. И это еще один повод делать гимнастику дома.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 5 лет дома

О том, как правильно делать артикуляционную гимнастику детям, смотрите в следующем видео.

Источник

Каждый родитель желает своему ребенку красивой и
правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение.

Для того, чтобы научить ребенка хорошему,
качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на
артикуляционную гимнастику.

В этой статье мы описываем виды артикуляционных упражнений и требования к их проведению.  Рассказываем о том, как подобрать для ребенка комплекс артикуляционной гимнастики в зависимости от задач (например, научить произносить звук Р или увеличить подвижность губ и языка) и возраста (от 2 до 7 лет) и поясняем, как сделать занятия увлекательными и интересными.

Содержание:

  • Что такое артикуляционная гимнастика для детей
  • В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика
  • Правила проведения артикуляционной гимнастики
  • Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ
    • Комплекс для развития мышц губ
    • Комплекс для развития мышц языка
    • Комплекс для развития мышц щек
  • Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков
    • Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)
    • Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)
    • Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)
  • Артикуляционная гимнастика по возрастам
    • Артикуляционная гимнастика в 2 года
    • Артикуляционная гимнастика в 3-4 года
    • Артикуляционная гимнастика в 5-7 лет
  • Рекомендуем:
    • «Веселая артикуляционная гимнастика» Н.А. Нищевой.
    • Артикуляционная гимнастика в стихах
    • Книжки для родителей с артикуляционной гимнастикой

Что такое артикуляционная
гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для
тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти.
Именно
эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Артикуляционные упражнения повышают подвижность
органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить
правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики
формируется правильное «автоматическое» произношение.

Данная гимнастика состоит из статических и
динамических упражнений.

Статические упражнения направлены на неподвижное
удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению
мышц артикуляционного аппарата
.

Динамические упражнения развивают у артикуляционных
органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это
достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

В каких случаях необходима
артикуляционная гимнастика

Чтобы помочь малышу быстрее освоить
звукопроизношение, родители могут заниматься с ним дома самостоятельно.

При этом важно соблюдать требования к выполнению
упражнений, чтобы не навредить речи ребенка. И, конечно, нужно подбирать
артикуляционный комплекс соответственно возрасту и возможностям малыша.

Обычно детям в 1, 5 — 2 года рекомендуют посетить
логопеда. Специалист уточнит, соответствует ли норме речевое развитие малыша,
присутствуют ли нарушения речи. Он может посоветовать комплекс упражнений
артикуляционной гимнастики, по которому родители смогут сами проводить занятия
с ребенком.

Логопеды работают и в детском саду. На занятиях
они исправляют нарушенное звукопроизношение у ребенка и улучшают артикуляцию.
Родителям стоит тренироваться с ребенком дома, закрепляя эффект от занятий со
специалистом.

Правила проведения
артикуляционной гимнастики

Для того, чтобы гимнастика приносила свои
результаты, важно соблюдать ряд правил.

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это
    можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку
    и выполняя упражнения виде игры.
  • Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
  • Гимнастику не стоит проводить чаще
    2-3 раз в день.
  • Артикуляционный комплекс
    выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
  • В занятии может быть 3-4 уже
    отработанных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых занятий не надо
    делать более 2-3 упражнений.
  • Не нужно повторять артикуляционное
    движение более 5 раз за подход.
  • Упражнения выполняются перед
    зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
  • Взрослому надо стоять/сидеть за
    ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем
    маленькое).
  • Сперва упражнение делает взрослый,
    а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
  • Упражнения в комплексе даются от
    простого к сложному.
  • Родитель контролирует правильность
    выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например,
    подвинуть язык  в сторону ложкой или
    другим безопасным предметом.
  • В артикуляционный комплекс нужно
    включить и динамические, и статические упражнения.
  • При выполнении статических
    упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10
    счетов.

Комплексы упражнений
артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

В четком и правильном произношении огромную роль
играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит
умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и
правильно произносить звуки.

Комплекс для развития мышц губ

  • «Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать
    их в таком положении.
  • «Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он
    зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик»
    улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на
    нижней, не перекрывая ее.
  • «Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как
    будто это хобот слона или трубочка.
  • «Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты
    вперед. Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
  • «Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха
    через трубочку в стакан с водой. Получится «шторм».
  • «Художник». Удерживая губами карандаш, нужно
    «нарисовать» круг или квадрат в воздухе.

Комплекс для развития мышц языка

  • «Чашечка». Нужно широко раскрыть
    рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так,
    чтобы он не коснулся зубов.
  • «Лопата». Полностью расслабленный
    язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
  • «Жало». Напряженный язык резко
    выдвигается вперед, как жало пчелы.
  • «Футбол». С закрытым ртом надо
    упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д.
  • «Маятник». Высунуть язык и водить
    напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
  • «Чистим зубы». С закрытым ртом
    надо «почистить» верхние и нижние зубы.
  • «Лошадка». Изобразить языком, как
    цокает копытами лошадь.
Читайте также:  Как сделать ребенка послушным 5 лет

Комплекс для развития мышц щек

  • «Сытый хомячок». Набирается полный
    рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать
    попеременно правую и левую щеки.
  • «Голодный хомячок». Нужно втянуть
    щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.
  • «Лопнувший шарик». Губы плотно
    сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.
  • «Буря».
  • Выдувать мыльные пузыри ????

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастикиКомплексы упражнений артикуляционной гимнастики

Комплексы
артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков

Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)

  1. «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы
    было видно, как верхние зубы стоят на нижних, как будто это заборчик. Про себя
    говорить звук «И».
  2. «Бублик». Улыбнуться, как при
    выполнении упражнения «Заборчик». Затем округлить губы и вытянуть их вперед,
    как бы произнося звук «О».
  3. «Непослушный язычок». Немного
    приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая язык
    губами, произносить: «Пя-пя-пя». Прикусывая зубами, говорить: «Тя-тя-тя».
  4. «Блинчик». Улыбнуться и держать
    широкий язык неподвижно, так, чтобы он касался уголков рта, а верхние зубы были
    видны.
  5. «Остуди блинчик». Исходное
    положение — как в упражнении «Блинчик». Нужно дуть на “блинчик”, произнося звук
    «Ф». Щеки при этом не надувать.
  6. «Чистим нижние зубки». Улыбнуться,
    приоткрыть рот. Кончик языка двигается вправо-влево, «чистя» нижние зубы
    снаружи и внутри. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  7. «Горка». Рот приоткрыт, кончик
    языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнята горкой, а боковые края
    языка прижаты к верхним коренным зубам. Держать 10 счетов, затем покусать
    спинку языка и «скатиться» зубами по языку вниз.
  8. «Волшебная палочка». Улыбнувшись,
    открыть рот. Напряженный язык кончиком упирается в нижние зубы. Вдоль, по
    середине языка, кладется спичка или счетная палочка. Сомкнуть зубы и с силой
    выдохнуть воздух, чтобы получился длинный звук «С».
  9. «Футбол». Нужно заранее
    приготовить кусок ваты и 2 кубика. Пусть ребенок вытянет губы трубочкой и
    начнет дуть на ватку сильной струей так, чтобы загнать вату между кубиками.
    Воздушная струя должна быть сильной, не прерывистой. Не нужно надувать щеки.
  10. «Кто дальше загонит мяч?». Надо
    улыбнуться, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и сдувать
    кусочек ваты на противоположный конец стола. При этом можно произносить звук
    «Ф». Важно, чтобы ребенок во время выполнения задания не надувал щеки и не
    произносил звук «Х» вместо звука «Ф».

Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)

  • «Варенье». Рот немного приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Можно представить, что рот намазан вареньем. Широким краем языка нужно облизать нижнюю губу движениями сверху вниз (но не из стороны в сторону!).
  • «Фокус». Приготовить кусочек ваты. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Боковые края языка при этом прижаты к верхней губе, а по центру языка образован желобок. Нужно сдуть ватку, положенную на кончик носа. Важно следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на зубы, а нижняя челюсть была неподвижной.
  • «Приклей конфетку». Широкий язык лежит на нижней губе. На кончик языка кладется тонкий кусочек мармелада или ириски. Нужно приклеить кусочек к нёбу за верхними резцами.
  • «Чашечка».
  • «Парус». Сделать «Чашечку», завести ее за верхние зубы и подуть в нее, на верхние зубы, как бы остужая чай или раздувая парус корабля.
  • «Грибочек». Нужно улыбнуться, приоткрыв рот и показав зубы. Затем прижать широкий язык полностью к поверхности нёба и широко открыть рот. Следует обратить внимание на то, чтобы губы все время улыбались, а боковые стороны языка не опускались. Натянутая подъязычная связка будет напоминать ножку грибочка.
  • «Маляр». Открыть рот и показать зубы. Кончиком языка водить вперед и назад по нёбу от бугорков у верхних зубов — как будто маляр красит кисточкой.

Комплекс упражнений для сонорных
звуков (р, л)

  • «Непослушный язычок».
  • «Пароход». Надо приоткрыть рот и
    произносить звук «Ы», как будто гудит пароход. Кончик языка должен быть опущен
    и находиться в глубине рта, а спинка языка при этом — подниматься к нёбу.
  • «Индюк». Рот приоткрыт, язык лежит
    на нижней губе и двигается широким передним краем по верхней губе, как бы
    поглаживая ее. Делать сперва медленно, затем убыстрять темп , добавив голос
    (должен получиться звук «бл-бл», как будто говорит индюк). Надо следить, чтобы
    язык был широким, а его движения были четко вперед-назад
  •  «Лошадка».
  • «Качели». Нужно улыбнуться,
    приоткрыть рот и положить широкий язык с внутренней стороны за нижние зубы.
    Удерживать 5-10 секунд. Затем поднять широкий язык за верхние зубы и также
    удерживать. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
  • «Чистим зубы».
  • «Маляр».
  • «Барабан». Улыбнуться, открыть рот
    и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом звук «Д-д-д».
    Сперва произносить медленно, постепенно наращивая темп. В этом упражнении
    подвижным должен быть только язык. Он не должен быть подвернут. Звук «Д» четкий
    и сильный, при произнесении нужно ощущать воздушную струю.
  • «Автомат». Открыть рот,
    улыбнуться. Напряженным языком постучать в бугорки за верхними зубами,
    произнося при этом звук «Т-т-т» — сперва медленно, затем быстрее. Губы и нижняя
    челюсть при этом неподвижны. Кончик языка не подворачивается, а при
    произнесении ощущается выдыхаемая воздушная струя.

Артикуляционная гимнастика по
возрастам

Артикуляционная гимнастика в 2 года

В этом возрасте можно делать самые простые
артикуляционные упражнения, не дольше 5-7 минут.

Малышам будет особенно интересно заниматься, если
взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку,
при этом задорно выполняя упражнение.

Можно попробовать такие задания.

  • «Прятки». Надо показать язык
    (высунуть как можно дальше), затем спрятать. Повторить несколько раз.
  • «Маятник».
  • «Буря».
  • «Варенье».
  • «Заборчик».
  • «Лошадка».
  • «Воздушный шарик».
  • «Сытый хомячок».
  • «Дом». Ротик малыша — это «дом».
    Взрослый стучит по щеке ребенка («Тук-тук»), малыш открывает рот. Взрослый
    говорит «Пока-пока», и ротик закрывается.
  • «Воображули». Взрослый и малыш
    перед зеркалом начинают гримасничать — широко улыбаться, хмуриться, вытягивать
    губы, показывать язык и т.д.

Артикуляционная гимнастика в 3-4 года

В этом возрасте комплекс упражнений можно немного
усложнить. Но он должен оставаться коротким по времени, и в нем нужно
чередовать статические и динамические упражнения.

  • «Змейка». Вытянуть напряженный и
    узкий язык как можно дальше, как будто змейка выползает из норки.
  • «Блинчик».
  • «Маятник».
  • «Чистим зубы».
  • «Качели».
  • «Сытый хомячок».
  • «Голодный хомячок».
  • «Бегемотик». Надо широко раскрыть
    рот и держать в таком положении 10-15 счетов.
  • «Улыбка».
  • «Трубочка»

Артикуляционная гимнастика в 5-7
лет

К
этому возрасту артикуляционный аппарат ребенка достаточно развит, поэтому
упражнения могут занимать большее время, чем раньше. Можно оставить предыдущий
комплекс упражнений и дополнить его следующими, усложненны?