Арт терапия для ребенка 5 лет
Искусство это удивительный инструмент для терапевтической практики, и оно может быть использовано, чтобы помочь людям чувствовать себя лучше. Искусство является формой самовыражения и не может существовать без эмоций. Люди выражают свои мысли и лучше осознают эмоции через художественное выражение и через творческий процесс.
Преимущества
Арт-терапия вызывает эмоциональный катарсис (осмысление, обновление, разрядку).
Самореализации. Создание материального произведения можете повысить уверенность в себе и активизировать чувство собственного достоинства. Личное удовлетворение приходит от обоих творческого и аналитического компонентов художественного процесса.
Расширение прав и возможностей. Арт-терапия может помочь людям, визуально выразить эмоции и страхи, которые они не могут выразить с помощью обычных средств, и может дать им ощущение контроля над этими чувствами.
Эффективный способ релаксации и снятия стресса, арт-терапия сама по себе или в сочетании с релаксационными техниками.
Облегчение симптомов болезни и физическая реабилитация, если пациент определит и проработает чувства гнева, обиды и т.д.
Материалы
Материалы ограничиваются только фантазией клиента и терапевта. Это может быть бумага, холст, картон, различные краски, фломастеры, карандаши, уголь, мелки, ткани, ленты, клей, глина, дерево, проволока, природные элементы (например, раковины, листья и др.). Предоставление различных материалов разных цветов и текстур может повысить заинтересованность в процессе привести к более глубокому исследованию своих эмоций. Крайне важны соответствующие средства, такие, как ножницы, кисти, ластики, клеевые пистолеты, халаты и салфетки. И в результате творчества может получится настоящее произведение искусства, хотя это не является целью арт-терапии.
Рабочее пространство должно быть удобным для творчества. В идеале, это должно быть светлое, тихое, уютное место, с большими рабочими поверхностями.Клиент должен иметь достаточное времени, чтобы освоиться и познакомиться с творческим процессом. Это особенно актуально для людей, которые не считают себя «художниками». Терапевт должен уметь ответить на общие вопросы о материалах и/или творческом процессе. Однако, он не должен влиять на создание и толкование работы.
О. А. Карабанова выделяет пять типов заданий:
- Предметно-тематический тип (рисуем на заданную тему или рисуем определенный предмет );
- Образно-символический тип (рисуем эмоции, чувства, настроение и т. д.);
- Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции («На что похоже пятно», «Дорисуй фигуру»);
- Игры-упражнения с изобразительными материалами (исследование различных изобразительных материалов);
- Задания на совместную деятельность (работа в парах, группах, коллективно).
Примеры арт-терапевтических упражнений
1. Упражнение «Цветок»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.
Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.
2. Упражнение «Каракули Виникотта»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, карандаш.Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё?Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?
Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.
3. Упражнение «Маска»
Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.
Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.
Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем её смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками.
Примечания: не показывайте ребёнку образец — пусть сам придумывает маску, вы можете помочь только с конструкцией. Подбадривайте ребёнка. Неправильных или не красивых масок быть не может, т.к. только малыш знает, какой она должна быть. Включайтесь в игру и проигрывайте ситуацию в разных вариантах.
4. Упражнение «Мое состояние»
Цель: развивать способность анализировать свое внутреннее состояние, учиться менять его.
Материалы: бумага, любой графический материал на выбор.
Закрой глаза, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, сосредоточься на своем состоянии, если будут приходить образы, то просто наблюдай за ними. А теперь открой глаза и попробуй нарисовать свое состояние. Это могут быть просо цвета и линии или образы.
Посмотри на свой рисунок. Если он тебе нравится, дарит покой, то сохрани его и любуйся, когда захочется развеселиться, если рисунок тебе не нравится, то попробуй изменить его так, чтобы он дарил тебе приятные чувства.
Примечания: упражнение пройдет лучше, если ребенок уже знаком с эмоциями, внимательно следите за состоянием ребенка во время выполнения, помните, что здесь важен процесс, а не результат…
5. Упражнение «Ладошка»
Цель: определить текущее состояние, выявить потребности
Материалы: восковые мелки, бумага формат А4.
Размести на листе свою левую ладонь и обведи ее. Раскрась изображение так, как ты видишь сейчас свое настроение. Далее ведется обсуждение рисунка. Можно задавать вопросы: какие чувства у тебя вызывает рисунок, в какой части рисунка их больше, что говорит тебе ладошка. Затем можно предложить нарисовать ладонь желаемого настроения и ладоши шагов к ней.
Примечания: если ребенок отказывается обводить ладонь, то можно использовать рисунок в круге.
Желаю творческих успехов в арт-терапии!!!
Источник
Подборка арттерапевтических игр и упражнений для детей 5 – 6 лет
Упражнение «Цвет моего настроения».
Каждый ребенок получает по листу бумаги формата А2, на котором нарисован силуэт человека.
« Какое бывает настроение у человека. Каждый из вас попробует раскрасить силуэт человека теми красками, теми цветами, которыми можно передать ваши настроения. Готовые силуэты уже есть, выбирайте кисточку, открывайте гуашь и приступайте к рисованию».
Упражнение «Рисуем круги».
Нарисуйте кружок желаемого размера и понравившегося цвета.
Нарисуйте еще один-два круга любого размера и цвета. Посмотрите, как они выглядят со стороны. Заполните пространство кругов сюжетными рисунками, значками, символами.
Упражнение «Рисуем имя».
Включается запись спокойной музыки. Дети берут все необходимое для рисования и рисуют свои имена так, как они их себе представляют.
После окончания работы дети садятся в круг и представляют свое имя, какое оно.
Работа со сказкой « Страна Чувств».
«Сегодня мне приснился очень необычный сон. Будто я попала в сказочный мир страны чувств. В каждом ее городе проходила своя, совсем не похожая на другие жизнь. Проходя мимо одного города, я слышала веселый смех. Все жители бегали по улицам, играли в салочки и звонко хохотали. Их лица озаряла улыбка, и сразу было видно, что все рады видеть друг друга. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно это был город радости. А жителей его звали Радужки.
В другом городе шли настоящие сражения. Все жители ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить кому-нибудь подножку или закидать его помидорами. А перед заходом солнца все жители этого города собирались на поляне и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как сделать кому-нибудь пакость. Задерживаться в этом городе совсем не хотелось. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно, это был город злости. А жителей его звали Злостиками.
Проходя мимо следующего города, я увидела пустынные улицы. Казалось, все жители покинули этот город навсегда. Но вдруг впереди показался велосипедист. Он быстро ехал по улице, и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва велосипедист заметил меня, у него широко открылись глаза и рот, и казалось, он вот-вот закричит. Велосипедист тут же повернул обратно и скрылся из виду. Как вы думаете, что это был за город? Правильно, это был город страха, и жители его назывались Боязливиками.
Пришлось мне путешествовать и мимо города грусти с его мрачными Грустишками. Они то и дело грустили по прошедшим выходным, по съеденному мороженому, и еще много-много о чем. И никто в округе не мог их развеселить. А еще в той стране мне пришлось проходить мимо городов Удивления, Обиды, Удовольствия. Города так быстро сменяли друг друга, было очень легко заблудиться, и кругом шла голова. Казалось, в этой стране никогда не будет порядка. Жители сказочных городов так устали только радоваться, злиться или только грустить, что их лица стали потихоньку исчезать, а на их месте появлялась только безмолвная маска. А потом постепенно стали исчезать и сказки сказочного мира. Так, день за днем проходила жизнь сказочного государства. И никто не мог ничего изменить. Оказывается, когда-то у страны чувств была совсем другая история. В ней жили совершенно счастливые люди. Они умели радоваться и грустить, обижаться и прощать. Жили они все вместе и во всем помогали друг другу.
Но вот однажды злой волшебник, обходя свои владения, увидел в зеркале мира чудесный волшебный уголок страны Чувств. И теперь ему не давала покоя мысль, как завладеть этим сказочным миром. Он решил стать королем. Но для этого нужно было узнать секрет счастья сказочного мира. А жители не хотели открывать свою тайну. И тогда злой волшебник наслал чары на ту страну, и теперь жители ее стали забывать сое счастье и постепенно превращаться в его подданных, рыцарей Безличия. Но эту страну можно спасти. Еще не все волшебные краски смыты с ее лица. Нужно всего лишь найти человека, который помнит секрет счастья и не разучился радоваться, грустить, удивляться и прощать.
— Ребята как вы думаете, мы с вами можем спасти эту страну?
Упражнение «Мимическая гимнастика».
Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева. Наморщите лоб — удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!
Упражнение «Рисуем маски»
Каждый ребенок берет заготовку «маску» и с помощью разнообразных изобразительных средств «оживляет» ее, рисуют маски. Включается спокойная музыка.
Упражнение « Драматизация с масками».
«Сейчас каждый из вас возьмет маску, которую вы изготовили. Придумайте историю в которой будет участвовать эти маски. А затем попробуем проиграть ее.»
Музыкотерапия. Прослушивание произведений классической музыки для детей.
Обсуждение: О чем думали, когда слушали музыку?
Что чувствовали?
Что хочется делать под такую музыку?
Графическое упражнение для совместного выполнения «Нарисуем радость вместе»
Подгруппе дается один лист бумаги. Необходимо вместе нарисовать радость.
Рисование на тему «Радость».
Предложить желающим рассказать о своем рисунке. Придумать название альбома, в который можно сделать из детских рисунков.
Упражнение « Радостный танец».
Один участник встает напротив всей группы и под радостную, ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Группа напротив тоже танцует в точности стараясь повторять его движения.
Графическое упражнение « Изобрази злость».
Предлагается индивидуально каждому участнику с помощью линий и цвета изобразить злость. Основное условие рисунки должны быть абстрактными не должны содержать символов, конкретных образов, пиктограмм.
Упражнение « Простучи злость на барабане».
Детям предлагается придумать (пофантазировать), что они на кого-то рассердились и простучать злость на барабане.
Упражнение «Сундук того, что меня сердит»
« Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук то, что тебя сердит, злит. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь ты можешь положить это обратно. Нарисуй свой сундук. Затем нарисуй то что тебе сердит и положи их в сундук.
Упражнение «Мысленная картинка» « Что-то очень страшное».
Участникам предлагается закрыть глаза и представить ситуацию, ощущения, когда вам было очень страшно. Придумайте этому названия. Откройте глаза и расскажите о своих чувствах.
Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь — превращусь»
Участники идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Ведущий называет какого-либо страшного персонажа, детям нужно быстро превратиться в него и замереть. Ведущий выбирает самого «страшного» и он становится водящим и продолжает игру.
Упражнение « Нарисуйте свой страх на бумаге».
Каждому ребенку предлагается закончить незаконченное предложение.
Задание «Ритуал уничтожения страха»
Участникам предлагается, поступите с рисунком так, как им хочется порвать, смять, сжечь и т.п.
Графическое задание «Нарисуй что-нибудь грустное»
Спонтанное рисование под музыку. Л. Бетховен «К Элизе».
Участникам предлагается рисовать все, что они захотят пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге.
Музыкотерапия. «Музыкальные каракули».
Участникам предлагается поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом. Затем предлагается поиграть вместе, продолжить музыкальную фразу.
Обсуждение: Что можно сказать о звуках мелодии?
Какие звуковые сочетания запомнились? О чем рассказывает музыка?
Упражнение «Дирижер».
Участникам предлагается продирижировать звучание музыки.
Танцедвигательное упражнение «Круговые танцы».
Расслабляющие упражнения под спокойную музыку. Круговые танцы – хороводы
Музыкотерапия. «Мелодия группы».
Участникам рассаживаются по кругу. Каждый решает каким инструментом он будет. Вся группа это оркестр. Звучание осуществляет музыкальными инструментами или подручными средствами.
1 задание. Участники пробуют звучание инструмента.
2 задание. Группа делится на пары. Инструменты воспроизводят мелодию в дуэте.
3 задание. Вся группа начинает играть на своих инструментах, создавая мелодию.
Какие звуковые сочетания запомнились? О чем рассказывает музыка?
Изотерапия.
«Изобрази на листе бумаги, используя любые изобразительные средства, те чувства, которые возникали в процессе упражнения «Мелодия группы». Обсуждение упражнения.
Танцедвигательное упражнение.
Звучит музыка. Участники выстраиваются в ряд и начинают двигаться. Один из участников ведущий, а остальные ведомые. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно выражается, максимально использую свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь точно воспроизвести его движения. Через некоторое время он первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым
Список литературы:
- Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
- Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.
Источник
К сожалению, не все дети развиваются так, как того хотели бы любящие родители. Различные психологические проблемы могут возникнуть у малыша даже в самой благополучной семье. И для их решения замечательно подойдет арт-терапия, включающая в себя огромное количество методов, приемов и форм работы. Очень удобно то, что использовать их можно не только на занятиях у профессионалов, но и в домашних условиях.
Суть понятия
Арт-терапия представляет собой комплекс психотерапевтических методов и приемов, ключевой особенностью которых является активное задействование искусства. Занимаясь творчеством, ребенок не только помогает внимательному взрослому понять свои проблемы, но и таким образом сам решает их. Впервые методика «лечения искусством» была применена в США после Второй Мировой войны для помощи детям – узникам концлагерей. Неожиданно оригинальные приемы оказались весьма результативными, поэтому данный вид терапии был изучен более детально.
Известно, что произведения искусства помогают избавиться от страха, отвлечься от проблем, поэтому взрослые люди включают классическую музыку, наслаждаясь ее дивными звуками, идут в музей и часами стоят, вглядываясь в полотно. То же самое происходит и с ребенком. Но для него необходимо подбирать задания более простые, комфортные по возрасту – например, создать собственное «произведение», в котором в нестандартной форме выразить свои мысли и переживания. Это и есть лечение искусством.
Цель и задачи
Основной целью занятий арт-терапией с детьми является организация им психологической помощи, решение проблем, которые могут стать препятствиями в дальнейшей взрослой жизни, борьба с комплексами и страхами, фобиями.
Задачи методики разнообразны:
- Диагностика психологической проблемы. На основании рассказа родителей и поведения малыша специалисту за ограниченное время бывает трудно определить, с чем именно он имеет дело. А анализ рисунков и поделок помогает получить ответы на многие вопросы. Эмоции, даже подавляемые, легко и безболезненно выходят наружу в процессе творчества.
- Синхронизация работы полушарий головного мозга.
- Организация помощи ребенку в управлении своими переживаниями и чувствами. Взрослые знают – бывает, достаточно выговориться, чтобы стало легче. Терапия искусством поможет малышу «выговориться» посредством творчества.
- Обеспечение контактов: ребенка и специалиста (или родителя), ребенка и внешнего мира.
- Раскрытие и развитие творческих способностей.
- Повышение самооценки маленького «пациента».
- Реализация эстетических потребностей.
- Снижение агрессии у «трудных» детей.
Использовать элементы такой терапии можно не только у профессиональных психологов. Даже дома несложно помочь малышу справиться с психологическими проблемами при помощи творчества.
О пользе терапии для дошкольников
Основное значение лечения искусством состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, малыш не просто создает некий конкретный продукт, но и учится действовать по плану, достигать поставленной цели, находить альтернативу.
Все это поможет ему в дальнейшей взрослой жизни. Даже со вполне здоровыми детьми можно применять некоторые элементы и методы, чтобы помочь осознать себя и свое место в мире, познакомить с разнообразием форм искусства, реализовать творческий потенциал.
А малыши с какими-либо формами отклонений получат возможность развиваться, придумывать, фантазировать, веселиться. Исследования доказали, что различные формы арт-терапии оказывались очень полезными для детей-инвалидов, которым в процессе занятий удавалось раскрыть свое «внутреннее я». Также такая форма работы позволяет помочь ребенку, пережившему психологическую травму (например, ставшему жертвой насилия), принять действительность и справиться с ней. Заминаться можно с детьми от 3 лет, но главное – давать им задания, соответствующие возрасту.
Виды
Для работы с маленькими пациентами специалисты используют несколько видов арт-терапии. К числу наиболее востребованных относятся:
- сказкотерапия;
- песочная терапия;
- изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок);
- библиотерапия (исцеление при помощи книг);
- имаготерапия (работа с театральными образами);
- фототерапия;
- цветотерапия;
- музыкотерапия.
В домашних условиях можно использовать элементы этих направлений. Чаще всего используется работа с художественным творчеством, дающая возможность расслабиться, проявить себя, отказаться от общепринятых рамок и раскрыть свою личность. Полезна и танцевальная терапия (кинезитерапия), которая помогает выразить эмоции и переживания в спонтанных движениях, обрести свободу, избавиться от застенчивости и комплексов, сбросить груз негативных эмоций. Групповые занятия позволяют дошкольникам научиться общению.
Песочная терапия основана на предоставлении малышу полной свободы действий. Он может лепить из песка все, что посчитает нужным, улучшая таким образом свое тактильное восприятие, а также творческое начало.
Имаготерапия поможет ребенку попробовать себя в новой роли, выстроить и «проиграть» определенную модель поведения, оценить результат, лучше разобраться в себе и своих поступках.
Сказкотерапия – замечательная форма работы с дошкольниками, поскольку полностью им понятна. Именно ее зачастую используют для самых маленьких пациентов, которым другие формы искусства пока не представляются привлекательными. Вариантов реализации несколько:
- прослушивание сказки, которую читает педагог (родитель);
- придумывание собственного произведения с разной степенью участия взрослого;
- ответы на вопросы, призывающие порассуждать, на основе прослушанного текста.
Далее – фототерапия, новое направление, позволяющее малышу не только создать продукт (например, красивый коллаж), но и проявить себя, придумать что-то, украсить свой мир.
Организация занятия
Чтобы арт-терапия принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия, сделать так, чтобы малыш чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно и весело. Важно проявить терпение, ни в коем случае не кричать на ребенка, не требовать от него соблюдения каких-либо надуманных «правил» – на то терапия и творческая, чтобы малыш мог творить. Только в этом случае дошкольник сможет раскрыться и поделиться своими самыми сокровенными переживаниями. Для малышей 3-4 лет лучше всего использовать песочницу, которая поможет развить мелкую моторику, а также пофантазировать, вылепляя различные фигурки. Даже дома можно поставить небольшой ящик с песком, но лишь в том случае, если ребенок понимает, что данная «забава» действует только в определенных пределах и разносить песок по всей комнате не следует.
Среди различных форм и приемов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному малышу, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Предоставив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта.
При построении занятия использовать следует любой из двух основных приемов:
- дать малышу конкретное задание (например, нарисовать животное), но не особо ограничивая его в технике;
- ничем не стеснять малыша, дать ему, к примеру, краски и лист бумаги, чтобы он сам изобразил то, что посчитает нужным.
Какой из них выбирать – каждый решает сам. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша. Некоторые специалисты советуют после создания произведения обсудить его с «творцом», поговорить, почему он сделал именно так, а не иначе. Но если ребенок пока не настроен на диалог, это не обязательно. При регулярных занятиях со временем он сам начнет испытывать потребность в том, чтобы поделиться впечатлениями.
Использовать терапевтические элементы можно дома, не обращаясь к специалисту. Мама должна понимать, что детально проанализировать детские работы она едва ли сможет, но интерес, общение и дружелюбная атмосфера сделают свое дело и помогут решить некоторые психологические проблемы. Однако в наиболее сложных случаях, когда домашние занятия не дают результата, следует обратиться к специалистам.
Необходимые материалы
При выборе материалов нет каких-либо ограничений, они напрямую зависят от той методики, которая будет использоваться. Например, для терапии песком необходима компактная песочница.
При изотерапии могут потребоваться:
- кисти и краски;
- мелки;
- фломастеры;
- карандаши.
Популярная нынче мандалотерапия нуждается в специальном инструменте – мандале. Это раскраска в форме круга, в котором нанесен некий узор. Ребенок при закрашивании не только научится красиво и гармонично подбирать цвета, но и станет более спокойным и сосредоточенным.
Для тканевой методики потребуются кусочки различных материалов, из которых малыш будет создавать композиции. Можно также использовать и пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, – чтобы с их помощью создавать поделки. Такой улучшающий мелкую моторику метод называется тестопластикой.
Очень важно правильно организовать рабочее место юного творца, сделать так, чтобы ему было удобно. Если мама будет пристально следить, чтобы кроха не испачкал новые обои или не поставил пятно на ковер, результата не будет. Поэтому нужно заранее рассмотреть, какие материалы будут использоваться, и подготовиться к этому – например, закрыть светлые поверхности пленкой.
Примеры игр и упражнений
Существует большое количество упражнений для детей, которые помогут им избавиться от переживаний, раскрыться в творческой деятельности, повысить самооценку, разобраться в собственных чувствах.
Изотерапия
Рисовать любят дети всех возрастов, поэтому с крохами 3-4 лет можно заняться именно такими упражнениями, продолжив терапию и в более взрослом возрасте. Надо предложить малышу изобразить каракули на листе бумаги при помощи карандашей или фломастеров, ничем особо не ограничивая полета фантазии. Некоторым родителям удается даже найти некий смысл в пересечениях линий и штрихов, еще лучше понять своего малыша, но в целом интерпретация рисунков необязательна, главное – малыш выплеснул на бумагу все свои эмоции, переживания.
Можно использовать и другие интересные формы изотерапии:
- Рисование пальцами. Для этого потребуется лист ватмана (его с успехом заменят старые обои) и жидкие краски. Можно проводить пальчиками линии, поставить на бумаге разноцветные отпечатки ладони, попробовать придумать и воплотить законченную композицию.
- Рисования музыки. Некоторым скептикам упражнение может показаться бессмысленным, однако включив малышу классическое произведение и дав ему кисть и краски, можно получить неожиданный результат – оригинальное изображение того, как именно дошкольник понял музыку. Помогает научиться выражать свои эмоции при помощи рисования.
- Монотипия. Это методика создания рисунка при помощи отпечатков.
- Цветок. Взрослый просит малыша придумать некий сказочный цветок, представить, как он выглядит, какого цвета лепестки, а после – изобразить его на бумаге. Далее вместе с мамой ребенок продолжает творить, сочиняя сказку про цветок. Это не только помогает улучшить способность малыша фантазировать, но и приводит к снятию эмоционального напряжения.
- Рисование теннисным мячиком. На листе ватмана малыши рисует при помощи предварительно погруженного в краску мячика, потом можно додумать картину, придать ей смысл, дорисовав линии.
- Оформление окна. Дается установка – завтра по нашей улице будет проезжать сказочная принцесса, нам необходимо так украсить окно, чтобы ей понравилось. Для самой работы можно использовать краски, наклейки, блестки.
- Рисование страха. Взрослый предлагает ребенку визуализировать свой страх, нарисовать его, а после – порвать рисунок.
Все это интересно ребенку, доставит ему удовольствие и поможет справиться с некоторыми психологическими проблемами.
Песочная терапия
Это еще одна эффективная методика помощи ребенку, страдающему комплексами или страхами. Дома можно играть с песком, расположенным в небольших подносах, тазиках, старых противнях и иных плоских емкостях, желательно синего цвета (он успокаивает). Кроме того, потребуются и небольшие фигурки – куклы, деревья, домики. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно, например, из плотного картона или фанеры.
Для малышей лучше всего провести знакомство с песочницей: показать, что на поверхности можно рисовать линии и фигурки, как песок пересыпается, как в него можно «зарыть» ладони. Это очень интересно ребенку.
Далее мама предлагает крохе создать в песочнице собственный мир, используя набор фигурок. Это может быть, например, миниатюрная модель города или волшебного царства. Задача ребенка – творить, используя свою фантазию, от родителей требуется дать установку и наблюдать со стороны. Не стоит поправлять ребенка, если что-то он делает не так, как хотелось бы взрослому, – процесс детского творчества порой непостижим.
Когда волшебный мир готов, необходимо обсудить результат с маленьким «строителем», узнать суть его идеи, кто является жителями, чем они занимаются. Внимательно выслушав ответы ребенка, родитель сумеет разобраться в его проблемах и предложить варианты их решения. Например, если все жители города напуганы тем, что на него периодически совершает набеги некое существо, можно подсказать ребенку построить специальную ловушку. Это поможет в борьбе с реальными страхами.
Другие виды
Для арт-терапии можно смело использовать лепку, но чтобы дошкольнику не стало скучно, необходимо использовать не только пластилин, но и иные материалы:
- макароны разной формы;
- крупы;
- природные материалы – желуди, шишки, семечки, камешки;
- пуговицы;
- бусинки, бисер, пайетки.
Создавая с их помощью композицию, ребенок сможет проявить фантазию и дать эмоциям выход.
Таковы некоторые упражнения из арт-терапии для дошкольников, которые действительно полезны для детей, помогают им справиться с проблемами и комплексами, научиться выражать себя, разобраться с чувствами и переживаниями. Главное правило, которого должны придерживаться родители, – ненавязчивость: малыш должен творить, создавать свое собственное произведение, а не «плясать под чужую дудку», не действовать по заранее определенному плану. Только в этом случае занятия окажутся полезными.
Источник