Аппликация на развитие личности ребенка

Вера Ермакова
Развитие личности ребенка средствами аппликации

В. А. Ермакова, Ю. В. Скотникова, МБДОУ ЦРР Д/С №196

городского округа город Воронеж.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т. к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т. к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Разные народы используют для аппликациисамые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто-желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.

Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии,но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков — гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.

Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт.

Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян.

Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев.

Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е. Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии.

В орнаментах, аппликациях Е. Е. Лебедевой — мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.

Читайте также:  Соц ситуация развития ребенка

Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса.

Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.

В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового.

Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы,Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная шапочка» — Волк символический образ «Судьба», воспоминание об острове Гаити.

Издавна славились на Украине, в Белоруссии узорчатые бумажные вырезки — витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания — складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, — хороводы.

Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.

Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.

Яркие, праздничные аппликации различные композиции декоративных цветов в вазах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы — все это представляется на многочисленных выставках декоративно — прикладного искусства.

В Ростове-на-Дону увлеченно работает с засушенными растениями П. Рябинин. Работы из тополиного пуха самостоятельных художников, из города Трускавца В. Тарановой и А. Шевченко демонстрировались в Донецке, Ялте, Львове и др. городах.

Работы художников — флористов пользуются неизменным успехом на выставках «Природа и творчество».

Литература

1. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2. Косминская В. Б., Халезова Н. Б.Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб.практикум: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) — М.: Просвещение, 1987.

3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л. В. Русскова) — М.: Просвещение, 1986.

4. Пантелеева Л. В. и др.Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л. В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. — М.: Просвещение, 1987.

Источник

Валерия Денисюк
Развитие личности дошкольника средствами аппликации

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры. Дошкольный возраст сензитивен к творческой деятельности, способствующей самовыражению, самоутверждению ребёнка, как личности.

А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт.Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через по-знание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия,так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства. Цель сенсорного воспитания — формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира.

Читайте также:  Развитие моторной сферы у ребенка с зпр

Продуктивное творчество обладает большими возможностями в помощи развития моторики рук и как следствие развитии его творческих способностей, развития речи, обогащении духовного мира

Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

Поэтому аппликация неотъемлемый вид деятельности, который способствует также и развитию речи. Непосредственно-образовательная деятельность по аппликации приучает детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т. к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность.

Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть,а наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Занятия аппликацией с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения, и доставляют детям большую радость и удовольствие.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

В настоящее время нужны люди творческие, которые могут найти не ординарный подход в решении проблемы. Воспитать такую личность нам помогут продуктивные виды деятельности.

Источник

Татьяна Хохлова
Значение аппликации в творческом развитии личности ребёнка

Я, Хохлова Татьяна Геннадьевна имею педагогическое образование и 25 года педагогического стажа, работаю в МБДОУ № 36 комбинированного вида «Аленький цветочек» в подготовительной к школе группе.

В настоящее время отмечается интерес ученых к проблемам развития творчества у детей дошкольного возраста, в том числе изобразительного творчества. Ведь именно дошкольный возраст является сенситивным в развитии всех сфер личности

Как отмечают Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Эта деятельность выступает в форме «эксперимента», который интенсивно развивается и характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и сведений и выступает как основной мотив деятельности.

Поэтому, я считаю, необходимо больше уделять внимание занятиям по изобразительной деятельности, и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликации.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, гармоничное сочетание цветовых пятен, декоративность.

Аппликация — способствует разностороннему развитию детской личности: его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, сенсорному и умственному развитию, трудовому и физическому воспитанию, формированию потребностно-мотивационной и эмоциональной сферы, социализации, формированию ряда учебных умений, развитию моторики.

Читайте также:  Умный ребенок все для развития детей

Дети старшего дошкольного возраста имеют довольно обширный запас знаний об окружающем, владеют многими умениями и техническими приемами вырезания, они способны замечать характерные признаки в предметах и явлениях. В процессе различной деятельности развиваются более тонкие движения кисти рук, пальцев. Это позволяет им вырезать и наклеивать мелкие детали, совершенствовать технику создания аппликации. Любознательность, интерес ко всему, что они видят вокруг, проявляется в желании как можно полнее передать это в своей работе. В этом возрасте у детей особенно ярко проявляются тенденции к самовыражению, самоутверждению. Все это позволяет определять в старшем дошкольном возрасте сравнительно сложные задачи.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности.

Передача строения предмета.

Передача сюжета.

Передача ритмического рисунка.

Старший дошкольный возраст интересен тем, что ребенок в своей работе может применять разные способы аппликации, что делает их поделки более интересными и разнообразными.

В своей работе я использую занятия занимательного характера и нетрадиционную технику: аппликацию в стиле квиллинг, аппликацию из ткани в стиле канзаш. Эта техники очень интересны детям, они способствует проявлению фантазии, позволяют ребенку самореализоваться при создании неповторимого художественного образа. Данные работы мы используем для тематических выставок в детском саду, подарков родителям, сотрудникам.

Изобразительная деятельность ребенка нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы я буду использовать, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить их творческие способности.

. К использованию образцов в старшем дошкольном возрасте я прибегаю в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Показ приемов вырезания в основном частичный. Я активно использую словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Стараюсь меньше опекать детей, больше стимулирую их индивидуальные творческие возможности, развивая самостоятельность, используя для этого вопросы поискового характера. Индивидуальная работа в этом возрасте носит несколько иной характер, чем в младшем возрасте, она направлена на развитие самостоятельности. Учитываю разные навыки детей при рассаживании детей (ребенок, хорошо владеющий навыками помогает рядом сидящему). В старшем возрасте на занятии предлагаю детям игровую роль (мастеров, модельеров, художников). Анализ аппликаций провожу при активном участии детей, задавая вопросы исходя из целей занятия.

При выборе темы аппликации я учитываю запас представлений детей, уровень развития их изобразительных и технических умений, доступность и соответствие содержания возрасту и интересам каждого ребенка, а также события общественной жизни, природное и предметное окружение, сезонность явлений.

Для занятий аппликацией в группе созданы необходимые условия. Это материалы и оборудование,которые дети активно используют для создания своих поделок не только на занятиях, но и во время свободной деятельности.

В своей работе я активно использую тематическое планирование, что позволяет сформировать у детей определенный запас знаний по заданной теме, а полученная информация всегда требует выхода, который происходит через занятия изодеятельностью. Тематическое планирование позволяет осуществлять интеграцию со всеми областями деятельности.

Чтобы выявить уровень развития детей я провожу контрольные занятия, что позволяет строить свою работу более плодотворно. Хочется отметит, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели развития: технические навыки, оригинальность замысла, проявление сюжета.

Произошли улучшения и в психологическом развитии дети – повысилась самооценка, уверенность в себе и своих силах. Уровень овладения умениями и навыками позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе.

Знания, умения,навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки.

Большое внимание в своей работе я уделяю работе с родителями,что дает положительные результаты: родители стали больше уделять внимания творческому развитию детей дома, чаще интересоваться их достижениями в детском саду, активно участвовать в жизнедеятельности группы.

Я считаю, что необходимо продолжать начатую работу по творческому развитию, так как она влияет на всестороннее развитие ребенка и его подготовку к школе.

Источник