Апатия ребенка 4 года
09 июня 2016
Аверьянова Света
Многие родители не понаслышке знают о том, что такое кризис 4 лет и с ужасом ждут этого периода в жизни крохи. Но, не стоит так реагировать на естественное поведение ребенка в этом возрасте.
Вместо этого, родителям стоит приложить максимуму усилий для того, чтобы помочь ему в этот сложный для него период и приблизить его завершение.
Что такое кризис 4 лет
По мере взросления малыш обретает новые навыки, в его жизни ежедневно происходит что-то интересное и поучительное. Многое в 3 – 4 летнем возрасте у детей уже получается, а чему-то еще стоит поучиться.
Именно в этот период дети начинают проявлять характер, который сформируется на всю жизнь. И поэтому не стоит закрывать глаза на происходящее, а прежде всего, следует выяснить, с чем связано такое поведение, которое характерно для 4 лет, и что с ним делать.
Как правило, изменения в поведении детей начинаю проявляться с 3 – 4 лет, и вызваны они могут быть несколькими причинами. В большей мере данные причины носят психологический характер. К их числу можно отнести:
- Семья, в которой растет кроха, не уделяет ему достаточного внимания, поэтому начинается проявление всяческих попыток его заполучить.
- Кроха не получает достаточного общения со стороны. Если у него нет друзей, он большую часть времени проводит в стенах дома, то вскоре это может привести к тому, что в возрасте 4 лет возникнут проблемы.
- У малыша нет увлечений, хобби, он ничем не интересуется, его ежедневный досуг скучный и однообразный.
- Появиться кризис 4 лет может в сложной для крохи ситуации, например, это может быть протест в период адаптации к новым условиям, коллективу: семья переехала в другой город, где у него нет друзей, или же он пошел в детский сад, где для него все новое и чужое.
- Спровоцировать появление кризиса могут и сами члены семьи, оказывая чрезмерное давление на чадо.
Проявляется кризис 4 лет у всех детей индивидуально. Индивидуальным является как его проявление, так и длительность. Некоторые семьи узнают о нем уже в 2,5 года, некоторые ближе к 5 годам. К основным проявлениям данного периода можно отнести:
- Подавленное эмоциональное состояние, при котором малыш не проявляет интереса к любимым играм, мультфильмам, общению.
- Дети могут ощущать тревожность, часто плакать, истерить без явной причины на это.
- В некоторых случаях появляется агрессия, кроха может идти на конфликт.
- Прослеживается снижение активности, аппетита, нарушения сна.
- Кроха становится неуправляемым, он не слушает родителей, делает все им наперекор, тем самым проявляя свой характер.
Если вы заметили изменения в поведении ребенка, которые были описаны, у него ухудшилось поведение и малыш отказывается идти на контакт, то говорить это может об одном – это самый настоящий кризис 4 лет. И с ним нужно что-то делать.
Как помочь ребенку
Период с 2,5 до 5 лет является оптимальным возрастом для возникновения кризиса 4 лет у детей. Члены семьи должны не только вовремя выявить его, но и знать, какие действия необходимо предпринять, а которых лучше избегать.
В этот период малыш чувствует себя одиноким и все его истерики, протесты только подтверждают это. Поэтому первое, что должны сделать родители – это окружить ребенка любовью, вниманием и пониманием. Без всего этого пережить кризис ему будет довольно сложно.
Но, не стоит опекать детей чрезмерно, ведь это может усугубить ситуацию.
Для того чтобы кризис 4 лет не сказался негативно на характере, члены семьи должны в этот период уделить особое внимание общению с малышом, с помощью которого, на самом то деле, решаются практически все проблемы.
Расположив к себе малыша, родители должны понимать, что его доверие, прежде всего. Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы.
Если кризис 4 лет настиг малыша, то ни в коем случае не следует по первому же требованию выполнять все его капризы. Строгость в воспитании должна присутствовать. Естественно, можно установить ограничения на развлечения, досуг, но, ни в коем случае нельзя отказываться от данных обещаний.
В данной ситуации необходимо найти золотую середину, которая и станет спасением в подкравшийся кризис. Противопоказано наказывать детей, прилагая физическую силу. Это недопустимо и может сказаться на характере, психике и дальнейшем отношению к родным.
Задачей родителей является объяснить своему чаду, что он делает не так, рассказать о том, как бы вы им гордились, если бы он поступал иначе. Не стоит игнорировать заданные вопросы, ведь они имеют для него огромное значение.
Еще одним важным фактом, является непросто совместное времяпровождение с детьми, а непосредственное участие родителей и разделение детских интересов. Достаточно легко найти совместное увлечение. Это может быть лепка с пластилина, рисование, какой-либо вид спорта, рыбалка и прочее.
Кроха с легкостью перенесет изменения, которые настигли его в возрасте 4 лет, проще, если в этот период будет чувствовать родительскую поддержку, понимание.
Если кроха растет в семье, где царит мир и понимание, ему уделяется достаточно внимания, с его мнением считаются, и малыш растет счастливым, то, вероятнее всего, с такими изменениями в поведении семья не столкнется, ведь чадо не будет видеть необходимости протестовать, идти вопреки родителям. И уберечь малыша от данного периода родители могут, правильно воспитав ребенка, не балуя его и не держа в «ежовых рукавицах».
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Источник
Современные дети, несмотря на использование самых лояльных и передовых методик воспитания (а может, как раз из-за этих самых методик) постоянно подвергаются стрессам. Не удивительно, что на фоне повышенного эмоционального напряжения апатия у ребенка стала очень распространенной психологической проблемой. Цель нашей статьи – помочь взрослым распознать признаки апатии у малыша, определить ее причины, чтобы найти выход из сложной для самого ребенка и всей семьи ситуации.
Причины детской апатии: к чему приводит интенсивное развитие интеллекта у детей
Родители чрезвычайно озабочены, чем занять малыша, и с ранних лет активно занимаются организацией дошкольного развития ребенка, его интеллектуальным и творческим воспитанием, тренировкой воли, интеллекта и качеств успешного человека. В жизни практически каждого малыша есть развивающие курсы для детей, уроки иностранных языков, спортивные секции. Установка на успех закладывается в сознание крохи чуть ли не с рождения. И малыш постоянно должен стараться, учиться, соответствовать.
Итак, первая причина детской апатии – это высокие требования, которые проявляются в таких ошибках родителей:
- учебные нагрузки сильно превышают детские возможности;
- ученик чаще слышит критику, чем похвалу;
- ему в пример постоянно приводят других, более успешных учеников;
- вместо того чтобы заинтересовать малыша в получении знаний, обучение навязывается и превращается в повинность.
Когда ученик не справляется с возложенной на него ответственностью, не может выполнить задание взрослых, внутри него нарастает напряжение, которое рано или поздно спровоцирует развитие индифферентности как в учебе, так и в обыденной жизни.
Другие психологические причины апатии у ребенка:
- неумение построить отношения с другими детьми;
- сложные отношения с учителем;
- дефицит родительского внимания или напряженная атмосфера в семье.
Как проявляется апатия у ребенка? Симптомы и последствия
У дошколят апатия мгновенно сказывается на самочувствии. Малыши не понимают своих чувств, не умеют объяснять, что их тревожит, поэтому о сбое в психологическом состоянии сигнализирует организм. Самые распространенные признаки апатии у маленького ребенка – боли в животе, слабость, тошнота, вялость, капризы. В старшем дошкольном возрасте и у учеников начальной школы к данным симптомам добавляются:
- головная боль;
- подавленность;
- отстраненность, замкнутость;
- потеря интереса к любимым занятиям;
- развитие страхов;
- рассеянность.
Часто симптомы детской апатии напоминают признаки заболевания. Анализы, как правило, не показывают никаких нарушений в работе организма. А значит, нужно серьезно задуматься о психологическом состоянии малыша. Ведь за видимой застенчивостью может скрываться страх перед общением со сверстниками, внутреннее недовольство собой, уверенность в своей бесполезности и другие не самые радужные мысли. Если вовремя не предпринять необходимых мер, в скором времени на почве апатии может развиться еще более глубокая проблема – депрессия.
Чтобы не упустить начало развития проблемы, психологи рекомендуют родителям регулярно общаться с учителем школьника, интересоваться, как ученик ведет себя на уроках и переменах, как ведет себя с одноклассниками.
Что делать если у ребенка апатия? Эмоционально позитивное развитие интеллекта
Вывести детей 5-11 лет из апатического состояния не просто, но возможно. Если апатия возникла на почве учебы, необходимо разобраться, какие именно проблемы спровоцировали кризис. Состояние, когда ученик, утратил интерес к обучению, поддается коррекции. Рецепт успешного преодоления апатии в данном случае состоит из таких компонентов:
- развитие познавательного интереса;
- развитие способностей, которые помогут справляться с разными интеллектуальными задачами;
- социализация;
- обучение, направленное на то, чтобы вызвать положительную эмоциональную реакцию (игровые занятия, результаты по итогам каждого урока, активное участие в командной работе);
- развитие уверенности, самостоятельности;
- мотивация (мотивировать детей нужно только через положительный опыт личных побед, чтобы повысить самооценку и стимулировать желание развиваться дальше).
В России много развивающих курсов, но далеко не все могут предложить эффективную программу решения такой проблемы, как апатия у ребенка. Школа ментальной арифметики Соробан® — исключение. Индивидуальный подход, оптимальные условия для развития дошкольников и учеников младшей школы, особые педагогические методы помогают ученикам преодолеть свои страхи перед ошибками, застенчивость, другие психологические барьеры. Соробан® раскрывает внутренние резервы ума, помогает детям реализовать себя.
Источник
Сегодня на сайте для мам supermams.ru рассмотрим подробнее кризис 4 лет у ребёнка. Воспитание — нелёгкая задача. Во время беременности жизнь представляется в розовых тонах. Кажется, что ребёнок придёт в жизнь маленьким ангелом для того, чтобы лишь радовать своих родителей.
С взрослением малыша может создаться впечатление, что у крохи ежедневно происходит какой-то кризис. Отчасти это правда. Психическое развитие детей происходит стремительно. В тот момент, когда у ребёнка появляются возрастные новообразования, он учится понимать происходящее заново, для него открываются новые обстоятельства, которые теперь он способен осознать. Это и есть переход на следующий этап развития, именуемый кризисом.
Ребёнок в возрасте 4 лет совершает немыслимое открытие – он не является центром вселенной, весь мир не вращается вокруг его интересов и потребностей.
Я взрослый, считайтесь со мной
Кризис 4 лет у ребёнка начинает проявляться тогда, когда малыш осознаёт себя отдельно от матери, они теперь не единое целое. Теперь он личность. Начинает понимать, что у него было прошлое и с упоением может слушать рассказы о себе маленьком снова и снова.
Ребёнок в четыре года берёт на себя функции взрослого, он с удовольствием делает замечания тем, кто, по его мнению, неправильно себя ведёт. Дома от «воспитателя» также достаётся всем членам семьи. Кроха поучает, делает замечания. Если мать объясняет малышу, что кричать нельзя, а сама при этом иногда повышает голос, малыш непременно отреагирует на подобное поведение критикой, начнёт отчитывать, говорить, что так неправильно.
Кризис 4 лет проявляется у детей по-разному. Многое зависит от темперамента ребёнка, окружения, образа жизни, индивидуальных особенностей. А некоторые родители о возрастных кризисах узнают из рассказов друзей и статей в интернете (вот, везёт же). Психологи выделяют несколько признаков:
- упрямство, непослушание;
- противоречивость;
- обиды, замкнутость;
- длительные истерики.
Любая просьба или предложение родителя может идти в противовес. Дети способны противоречить во всём на протяжении длительного времени.
В четыре года кроха, как правило, стабильнее и спокойнее. В некоторых ситуациях проблемы в поведении четырёхлетки являются продолжением кризиса 3 лет. В других негативные проявления в поведении появляются вследствие определённых причин. Психологи выделяют несколько возможных факторов, влияющих на поведение детей.
Причина | Что делать родителям |
Резкая смена привычной обстановки: посещение детского сада, если кроха только в 4 года начал посещать ДОУ, адаптационные проблемы | 1. Благоприятный и позитивный настрой самих родителей на успешное посещение дошкольного учреждения. 2. Заранее сообщить ребёнку о том, что он пойдёт в детский сад. Можно прогуливаться рядом с территорией ДОУ, заинтересовывать малыша рассказами. 3. Научить чадо делать то, что уже умеют дети в его группе: одеваться и раздеваться самостоятельно, резать ножницами, катать из пластилина шарики, делать простые аппликации (всё это можно узнать заблаговременно, если обратиться к воспитателям за помощью). |
Нет смены видов деятельности, однообразная обстановка | Для благополучного физического и психического развития дети 4 лет должны много двигаться, познавать новое. У крохи должен быть налажен чёткий режим. Обязательны длительные прогулки на улице и занятия дома: лепка, аппликации, рисование, вырезание (разнообразный досуг). Занятия лучше проводить в первой половине дня, продолжительностью не более 15-20 минут. Привлекайте ребёнка в помощь, домашние дела исполнять вместе будет куда интереснее, а малыш с гордостью станет хвастать своими успехами. |
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками | Некоторым деткам в четыре года сложно найти общий язык со сверстниками в силу характера. Кто-то отбирает игрушки у других детей, а кто-то безропотно их отдаёт и отдаляется от подобных взаимоотношений. Активных малышей учите договариваться, а скромных – вступать в диалог и отстаивать свои интересы. Проводите «разбор полётов» после неудачных инцидентов на площадке при общении со сверстниками. Настаивайте на том, чтобы ребёнок вслух произносил просьбу, отказ или предложение вступить в совместную игру. |
Недостаток внимания со стороны родителей | Самая частая причина возникновения кризиса в 4 года. Важно качество, а не количество времени, которое вы уделяете малышу. Просто находиться рядом недостаточно, активно участвуйте в игре, занятиях, прогулках, когда у вас есть свободная минута. Иногда следует пожертвовать рабочим временем в угоду интересам вашего чада. |
Замкнутость, стеснительность | В 4 года кроха, может быть, замкнутым и не уверенным в себе, плохо разговаривать. Возрастные речевые проблемы помогут решить занятия с логопедом или дефектологом. Неуверенность можно победить, используя следующие приёмы:
|
В помощь родителям
Если ваше чадо постоянно упрямится и делает всё наоборот – не реагируйте эмоционально на подобные проявления кризиса. Сайт для мам supermams.ru рекомендует применить в воспитании советы психолога:
- Держите эмоции под контролем.
- Предлагая что-либо своему чаду, создавайте впечатление мнимого выбора.
- Придерживайтесь чёткого режима дня.
- В воспитании не противоречьте сами себе.
- Не требуйте от крохи того, чего не в состоянии выполнять сами.
- Начинайте понемногу отпускать от себя малыша, предоставляйте ему больше самостоятельности в повседневной жизни.
- Не выясняйте отношения в присутствии ребёнка.
Главное — не позволяйте крохе манипулировать вами при помощи истерик, угроз, криков. Не потакайте каждому капризу. Но некоторая снисходительность всё же необходима.
Следует помнить, что кризис 4 лет проходит у детей быстрее, если их самооценка выше среднего. Поэтому взрослые непременно должны поддерживать отпрыска во всех его начинаниях.
Загрузка…
Источник
Когда говорят об эмоциональном выгорании среди взрослых людей, все понимают, что это значит и знают о последствиях – апатия, депрессивные состояния. Но когда проявляется апатия у ребенка, это вызывает шок. Как может маленький полный энергии человечек вдруг потерять интерес ко всему – к учебе, любимому хобби?
Сумасшедший ритм жизни, в котором все мы живем в постоянном стрессе, к сожалению, наложил свой отпечаток и на детских судьбах. В жестких условиях борьбы за лучшее место под солнцем родители с ранних лет готовят малышей к светлому, счастливому, обеспеченному будущему. Платформой для старта служат развивающие курсы для детей, уроки иностранных языков, занятия по развитию памяти и лидерских качеств.
Причины детской апатии: какие ошибки дошкольного развития ребенка приводят к индифферентности школьников
Так как детство многих современных дошкольников и учеников начальной школы проходит в густо насыщенной информационной среде, то уже в первом классе количество приобретенных ребенком знаний превышает допустимый для его возраста предел. Главные причины детской апатии связаны обычно с методами развития интеллекта:
Отсутствие чувства безопасности, комфорта. На этом фоне развивается стресс, который негативно сказывается на долговременной памяти, способности к усвоению информации. Причиной возникшего напряжения может стать страх перед неудачами и ошибками, отсутствие знания из-за пропусков в обучении, даже боязнь педагога или кого-то из сверстников.
Усталость. Загружая ребенка уроками и внеклассными занятиями, родители видят его прекрасное будущее, но бывает, что не замечают поникших плеч, определившихся под глазами темных кругов. Учеба не должна быть главным видом деятельности школьника, иначе переутомления и апатии к любой мыслительной деятельности не избежать.
Индивидуальные особенности восприятия (психотип). Программа обучения в школе рассчитана на детей со средней скоростью усвоения информации. Ученикам с повышенной психической активностью и медлительным школьникам учиться в этом темпе некомфортно и трудно.
Сопротивление. Часто таким способом ребенок пытается избавиться от контроля, давления родителей, выразить протест существующим школьным правилам.
Другие причины, например, отсутствие уверенности в своих силах, неспособность наладить контакт с одноклассниками, отсутствие интереса ко всему происходящему в школе, к знаниям и учебе.
Что делать если у ребенка апатия? Занятия, которые приносят пользу
Перед родителями стоит выбор – то ли максимально использовать детский потенциал для обучения в раннем возрасте, подвергая малыша большим нагрузкам, то ли снизить интенсивность обучения в ущерб знаниям. Самое разумное решение – выбрать компромиссный вариант:
Развивайте ум малыша, но не торопите события. Не гонитесь за знаниями, к которым он еще не готов. Ориентируйтесь не на стандарты, а на индивидуальный темп развития ребенка.
Позвольте ребенку больше отдыхать и заниматься ничегонеделаньем. Потому что даже в этом занятии он продолжает развиваться естественным для детского возраста путем. Чем младше ваш маленький ученик, тем больше времени он должен играть.
Больше времени посвятите продуктивному общению с детьми. В совместных играх, прогулках, увлечениях малыши тоже учатся, получают ценные знания. Кроме того, они чувствуют вашу поддержку, ощущают себя нужными и защищенными, поэтому становятся уверенными в себе.
Учите правильно относиться к ошибкам. Помогайте преодолевать сложные этапы. Не забывайте хвалить и подбадривать.
Постарайтесь заинтересовать ребенка в получении знаний. Не оценок – оценки ученик воспринимает, как отчетность перед родителями. А мотивировать школьника можно только раскрыв перед ним возможность получения личной выгоды. Ученик должен видеть смысл в своем ежедневном умственном труде.
Еще один совет – не отказывайтесь от помощи педагогов. Но к выбору развивающих курсов нужно подходить ответственно, чтобы избежать перечисленных ошибок.
В школе ментальной арифметики Соробан проходят уроки для детей 5-11 лет. Это единственные в России курсы, которые развивают интеллект, творческие задатки, уникальные мыслительные способности детей одновременно. Они эффективны для всех учеников, но при этом каждый ребенок занимается в комфортном для него темпе. Чтобы стимулировать активное развитие ума требуется минимум времени, поэтому школьники имеют возможность отдохнуть, посвятить время друзьям, хобби, мечтам. А это так важно для профилактики главной причины детской апатии – перегрузок и стресса, для сохранения эмоционального равновесия.
Источник