Аномалии развития ребенка презентация
Слайд 1
ВРОЖДЕННЫЕ УРОДСТВА И ПОРОКИ. Их причины и профилактика. Критические периоды беременности.
Слайд 2
ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРИУТРОБНЫХ АНОМАЛИЙ ПЛОДА Все возможные причины развития врожденных пороков развития можно разделить на две группы: 1.Наследственные (патология передается ребенку от одного или обоих родителей через мутированные гены); 2.Тератогенные факторы : Прием лекарственных препаратов (неконтролируемый прием лекарственных средств может привести к различным порокам развития); Вредные привычки матери (курение, прием алкоголя и наркотических препаратов); Инфекционные заболевания (корь, краснуха, цитомегаловирус и др.); Воздействие ионизирующего облучения ; Воздействие химикатов (бензол, ртуть); Механические факторы (опухоли матки, неправильные положения плода); Травма матери в первом триместре ; Профессиональные вредности родителей .
Слайд 3
КЛАССИФИКАЦИИ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ ПЛОДА На данное время широко используются несколько классификаций врожденных аномалий плода: По причине возникновения; По временному промежутку; По степени тяжести; По частоте встречаемости; По распространенности в организме; По анатомическому признаку.
Слайд 4
КЛАССИФИКАЦИЯ ВРОЖДЕННЫХ АНОМАЛИЙ ПО ПРИЧИНЕ РАЗВИТИЯ: Наследственные . Возникают в результате изменения генотипа половых клеток; Тератогенные . Вызваны воздействием неблагоприятных факторов в различные периоды беременности; Мультифакториальные . Вызваны сочетанными факторами: наследственностью и влиянием тератогенных воздействий; Аномалии с неустановленной причиной развития .
Слайд 5
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ ПО ВРЕМЕНИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: Гаметопатии . Возникают в результате аномалий сперматозоидов, старении яйцеклеток или мутации в половых клетках (хромосомные и генные заболевания); Бластопатии . Развиваются в течение двух недель после оплодотворения (циклопия); Эмбриопатии . Развиваются в период с двух до восьми недель беременности под воздействием тератогенного фактора (большинство врожденных пороков развития); Фетопатии . Возникают в период с девяти недель до конца беременности (крипторхизм, гипоплазии органов).
Слайд 6
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ПОРОКА РАЗВИТИЯ: Умеренно тяжелые . К таким порокам относят аномалии, требующие лечения, но не угрожающие жизни ребенка и не ухудшающие уровень жизни; Тяжелые . Пороки развития, требующие срочного лечения для сохранения жизни ребенка; Летальные . Пороки развития, несовместимые с жизнью
Слайд 7
ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ ПЛОДА Аномалия развития Определение термина Основные проявления Лечение Прогноз для жизни и здоровья Причины возникновения Болезнь Дауна Хромосомная аномалия, приводящая к отклонению в физическом и умственном развития в разных степенях тяжести Задержка умственного и физического развития. Характерный внешний вид Специфическое лечение отсутствует Повышена подверженность многим заболеваниям. При соответствующем обучении возможна частичная компенсация умственных способностей Возраст родителей: отец старше 45 лет, мать младше 18 или старше 35 лет; Браки между близкими родственниками.
Слайд 8
Аномалия развития Определение термина Основные проявления Лечение Прогноз для жизни и здоровья Причины возникновения Акрания Частичное или полное отсутствие кожных покровов, костей черепа и аномальное развитие головного мозга . Выраженные внешние признаки Лечение отсутствует Плод нежизнеспособен Перенесенные в первый месяц беременности такие инфекционные заболевания как краснуха , герпес, заражение вирусом Коксаки и ВИЧ.
Слайд 9
Аномалия развития Определение термина Основные проявления Лечение Прогноз для жизни и здоровья Причины возникновения Волчья пасть Расщелина в средней части неба вследствие незаращения двух половин неба Внешние признаки:Затрудненное дыхание, невозможность сосания Оперативное лечение не ранее 6 месяцев При адекватном и своевременном лечении прогноз благоприятный. Ребенок после реабилитации считается полностью здоровым Курение женщины до, а особенно во время беременности, любые наркотические вещества, употребление алкоголя до зачатия и в первом триместре, приём лекарственных препаратов с тератогенным действием, неблагоприятная экологическа обстановка, недостаток фолиевой кислоты в организме матери и т. д.
Слайд 10
Аномалия развития Определение термина Основные проявления Лечение Прогноз для жизни и здоровья Причины возникновения Заячья губа Расщелина верхней губы Внешние признаки Оперативное лечение Прогноз благоприятен Вредные привычки матери, необоснованный прием лекарственных препаратов, инфекционные заболевания матери, перенесенные в ранние сроки беременности, наследственность , возраст матери более 35 лет, частые стрессовые ситуации, р адиационное воздейс твие
Слайд 11
Аномалия развития Определение термина Основные проявления Лечение Прогноз для жизни и здоровья Причины возникновения Гидроцефалия Избыточное скопление спинномозговой жидкости в желудочковой системе головного мозга Большая окружность головы, выбухающий родничок, смещение глазных яблок Оперативное лечение Прогноз зависит от своевременности выполнения хирургического вмешательства Чаще всего гидроцефалию во время внутриутробного развития вызывают такие внутриутробные инфекции, как герпес, токсоплазмоз или цитомегаловирус
Слайд 12
Аномалия развития Определение термина Основные проявления Лечение Прогноз для жизни и здоровья Причины возникновения Врожденный кретинизм Значительная задержка умственного и физического развития, вызванная недостатком гормонов щитовидной железы Задержка роста (карликовость, непропорциональное тело)Задержка умственного развития вплоть до идиотии Пожизненное лечение гормонами щитовидной железы При раннем начале лечения прогноз более благоприятный. Полноценного восстановления не происходит нарушение эмбрионального развития щитовидной железы, атиреоз (аномалия внутриутробного развития плода, отсутствие щитовидной железы), гипоплазия (недоразвитие щитовидной железы), эктопия (смещение) щитовидной железы, лечение беременной радиоактивным йодом, тиреостатическими препаратами, эндемический зоб у беременной, брак между ближайшими родственниками
Слайд 13
Аномалия развития Определение термина Основные проявления Лечение Прогноз для жизни и здоровья Причины возникновения Анэнцефалия Полное отсутствие полушарий мозга Деформация черепа, отсутствие костей свода и головного мозга Специфическое лечение отсутствует Плод нежизнеспособен, показано прерывание беременности Причины – это, скорее всего, неблагоприятные факторы окружающей среды и генетические сбои. Это значит, что родители не виноваты.
Слайд 14
Аномалия развития Определение термина Основные проявления Лечение Прогноз для жизни и здоровья Причины возникновения Черепно-мозговая грыжа Выбухание оболочек и вещества головного мозга через дефекты черепа Внешние признаки Оперативное лечение Прогноз благоприятен Среди предрасполагающих факторов следует отметить наследственную предрасположенность к развитию данной аномалии, инфекционные и вирусные заболевания матери на ранних сроках гестации.
Слайд 15
Аномалия развития Определение термина Основные проявления Лечение Прогноз для жизни и здоровья Причины возникновения Циклопия Полное или частичное сращение глазных яблок и расположение их в одной глазнице Внешние признакиДругие симптомы поражения головного и спинного мозга Лечение отсутствует Плод не жизнеспособен Дефект возникает из-за хромосомной мутации (например, при синдроме Патау) или принятия матерью тератогенных веществ. Одно из таких веществ — алкалоид циклопамин.
Слайд 16
Аномалия развития Определение термина Основные проявления Лечение Прогноз для жизни и здоровья Причины возникновения Эктродактилия Отсутствие или недоразвитие одного или нескольких пальцев на руках и (или) ногах Внешние признаки Возможно оперативное лечение Прогноз благоприятный для жизни Зачастую причина возникновения врожденных аномалий конечностей остается неизвестной.
Слайд 17
Аномалия развития Определение термина Основные проявления Лечение Прогноз для жизни и здоровья Причины возникновения Экстрофия мочевого пузыря Мочевой пузырь расположен вне брюшной полости Внешние признаки Оперативное лечение в течение первого месяца жизни Прогноз для жизни благоприятен. Очевидно, причина кроется в отсутствии сокращения клоакальной мембраны.
Слайд 18
Аномалия развития Определение термина Основные проявления Лечение Прогноз для жизни и здоровья Причины возникновения Спинномозговая грыжа Выпадение спинного мозга через дефект позвоночника Внешние признакиПри тяжелой форме отсутствие чувствительности и паралич ногГидроцефалия Паралич мочевого пузыря Оперативное лечение Прогноз зависит от степени выраженности патологии и эффективности Общепринятым считается мнение, что важнейшим фактором в данном случае является дефицит витаминов.
Слайд 19
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕДУПРЕДИТЬ ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА С ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ РАЗВИТИЯ МОЖНО ДВУМЯ СПОСОБАМИ Первый из них – установить, что они есть у плода, на ранних сроках беременности и прервать ее. Это жестокий путь. Аборт наносит женщине тяжелую психическую и физическую травму, а для людей религиозных вообще неприемлем, так как рассматривается как убийство. Второй путь – использовать одно из главных достижений мировой генетики последнего десятилетия: возможность планирования беременности без опасности рождения детей с пороками развития. Такого результата удается добиться посредством массового применения женщинами детородного возраста фолиевой кислоты. Ежедневное употребление фолиевой кислоты или поливитаминов, содержащих 0,8 мг ее, в период, предшествующий зачатию, и в первые месяцы беременности значительно снижает риск рождения детей с дефектами головного, спинного мозга и другими пороками развития. Профессора и доктора рекомендуют проведение профилактики пороков развития, особенно при наличии факторов риска, в несколько этапов. Первый этап – медико-генетическое консультирование до наступления беременности. Второй – за 2-3 месяца до предполагаемого зачатия назначение обоим супругам витаминов с микроэлементами с обязательным содержанием фолиевой кислоты (элевит пронаталь – специальный комплекс из 12 витаминов для предупреждения врожденных пороков, в состав которого входит достаточное количество фолиевой кислоты, матерна или гендевит с добавлением фолиевой кислоты), сбалансированное питание, обогащенное продуктами с повышенным содержанием фолиевой кислоты (шпинат, бобы, помидоры, печень и почки). Третий этап , после наступления беременности, будущая мать должна продолжать принимать элевит пронаталь, матерну или гендевит с добавкой фолиевой кислоты и придерживаться такой же диеты в течение 2-3 месяцев. Фолиевая кислота вместе с витаминами группы В способствует нормальному морфогенезу на ранних стадиях развития плода. Конечно, большинство беременностей не планируются заранее. Поэтому самым простым и эффективным способом предупреждения врожденных пороков является обогащение продуктов ежедневного употребления (хлеб, каши для завтрака, мука) фолиевой кислотой (по типу йодирования соли).
Источник
1
Причины аномального развития Особенности психофизического развития детей
2
Требования к студентам в соответствии с образовательными стандартами Студент должен знать: — наиболее распространенные заболевания, которые являются причиной ранней инвалидности и смертности детей и подростков
3
План 1. Сущность понятия «аномальное развитие». 2. Причины аномального развития: — факторы нарушений органического характера; — факторы нарушений функционального характера; — причины врожденной патологии развития; — причины приобретенных нарушений развития.
4
Аномальное развитие Аномалия (греч.anomalia – неровность, отклонение) – отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей. К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушениям общего развития. Аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.
5
Дефект (лат.defectus – недостаток) Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие дефекта не предопределяет аномального развития, например, нарушение зрения: 100% 50% АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, Т.К. ИСКАЖАЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НЕТ, Т.К. СОХРАНЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ
6
Основные категории аномальных детей педагогическая классификация Аномальные дети Дети с нарушениями слуха Дети с нарушениями зрения Дети с нарушениями интеллекта Дети с нарушениями речи Дети с нарушениями эмоционально- волевой сферы Дети с комбини рованным дефектом Дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата
7
Причины аномального развития По времени воздействия По характеру поражения Врожденные Приобретенные Органические Функциональные
8
По характеру нарушения: Органические – при которых имеются дегенеративные (разрушительные) или деструктивные (с изменением строения) повреждения ткани, органа. Например: травма (разрыв тканей); инфекция (воспалительный процесс при заболевании, сопровождающийся повреждением или разрушением клеток); интоксикация (гибель клеток или изменение их строения под воздействием ядов).
9
По характеру нарушения: По характеру нарушения: Функциональные – при которых нет повреждений тканей, органов. Например: нарушения санитарно-гигиенических норм, приводящие к дисфункции органов: недостаток света – к снижению зрения; неблагополучное социальное окружение, которое ведет к нарушению психофизического развития: плохая речь окружающих – к дефектам речи, дефицит раздражителей окружающей среды – к сенсорной депривации (депривация – лишение).
10
Причины аномального развития ВРОЖДЕННЫЕПРИОБРЕТЕННЫЕ По времени воздействия
11
Врожденные аномалии развития Наследственные (эпилепсия, шизофрения) Наследственные болезни с нарушением обмена веществ Изменения хромосомного набора (болезнь Дауна) Врожденные болезни (гидроцефалия)
12
По времени воздействия Приобретенные аномалии развития ТравмыИнфекции Интоксикации Неблагоприятные социальные условия Осложнения после заболеваний Нарушения санитарно-гигиенических норм и правил
13
ВЫВОДЫ Ребенок с аномальным развитием –такой ребенок, развитие которого проходит на дефектной основе. Этот дефект приводит к нарушению общего развития ребенка. Аномальный ребенок нуждается в создании специальных условий обучения, воспитания, развития и социальной адаптации.
14
Список использованных источников Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / А.Д. Гонеев. — М Замский Х.С., Умственно отсталые дети [Текст] /Х.С.Замский. — М., Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : Учеб. пособ. / А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. — М., Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] : Учеб. пособ. / Под ред. Кумариной Г.Ф. -М, Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов — М., Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М, 2001.
Источник