Анкета социальная ситуация развития ребенка

Анкета для воспитателей по ФГОС

Уважаемые педагоги, просим ответить Вас на нижеследующие вопросы, с целью определения уровня педагогической компетентности воспитателя в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» дошкольника.

Вопросы:

1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

а) 4;

б) 5;

в) 6.

2. Напишите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) познавательное;

б) речевое;

в) художественно-эстетическое;

г) физическое;

д) социально-коммуникативное развитие

3. Считаете ли вы, что выделение социально-коммуникативного развития как области, необходимо и положительно скажется на развитии детей?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

4. Какова основная цель социально-коммуникативного развития?

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

5. Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие (вычеркните лишнее): (лишнего нет)

— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

— формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

6. Основными принципами ДО направленными на социально-коммуникативное развитие являются (допишите пропущенное):

 — содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

— учёт этнокультурной ситуации развития детей.

7. Инновационные формы работы с родителями, как требование к условиям реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (допишите ваши варианты): совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

— Вечера вопросов и ответов;

— Родительские гостиные;

— Тренинги по запросам родителей;

— Клубы по интересам;

— Родительские конференции;

— Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

— Творческие выставки и фотовыставки;

— Тематические вечера и викторины;

— Совместные досуги;

— Видеоинтервью и мультимедийные презентации;

— Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

— Совместное создание мини-музеев.

8. На ваш взгляд, готовы ли вы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

9. Какие педагогические затруднения, связанные реализацией образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», вы испытываете?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Благодарим за участие в анкетировании!

Не оцениваются 9,10 вопросы.

Результаты:

Каждый правильный ответ — один балл.

0-4 баллов — вы еще не владеете теоретическими аспектами области;

5-6 баллов — вы достаточно уверенно ориентируетесь в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» дошкольника, но необходимо ещё проработать отдельные пункты;

7-8 баллов — вы условно готовы к работе по новым стандартам.

Источник

АНКЕТА-ОПРОСНИК

1. Ф.И.О., возраст ребенка__________________________________________________

2. Кто из родителей заполняет анкету? (Мать, отец)___________________________

За. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным? (Да, нет, не могу сказать)____

3б. Почему?______________________________________________________________

4. Как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок испытывает:

радость__________________________________________________________________

печаль __________________________________________________________________

гнев (злость) _____________________________________________________________

страх____________________________________________________________________

обиду ___________________________________________________________________

стыд (вину)______________________________________________________________

зависть __________________________________________________________________

отвращение______________________________________________________________

презрение________________________________________________________________

(Отметить каждую эмоцию)

5. Как Вы думаете, что (ситуация, конкретный человек, конкретный предмет) чаще всего является причиной появления у вашего ребенка следующих эмоций:

радость__________________________________________________________________

печаль __________________________________________________________________

гнев (злость) _____________________________________________________________

страх____________________________________________________________________

обида ___________________________________________________________________

стыд (вина)______________________________________________________________

зависть __________________________________________________________________

отвращение______________________________________________________________

презрение________________________________________________________________

(Отметить каждую эмоцию)

6. Если Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь ли Вы исправить ситуацию? (Всегда, иногда, никогда)___________________________________________________

7. Как часто (постоянно, по ситуации, редко, никогда) Вы наказываете своего ребенка?______________________________________________________________________

В чем выражается наказание? ______________________________________________

8а. Можно ли сказать о Вашем ребенке: эмоционально возбудимый_____________________; эмоционально заторможенный?_______________ (Да, нет, не могу сказать)___________________________________________________

8б. Не наблюдаются ли у Вашего ребенка яркие отрицательные реакции на определенную ситуацию, человека или предмет? (Да, нет, не могу сказать)_____________

9а. Случались ли в жизни Вашего ребенка трагические события (тяжелые болезни, смерть друзей и близких, расставание с ними, развод родителей, стихийные бедствия, несчастные случаи, физическое насилие, нападения и др.)? (Да, нет, не могу сказать)_________________________________________________________________

(Указать возраст)

9б. Особенности реакции ребенка на данное событие (шок, истерика, кома и др.): ________________________________________________________________________

Читайте также:  Развитие личности ребенка в младшем школьного возрасте

 10а. Какое событие (радостное, печальное, не могу сказать) своей жизни Ваш ребенок вспоминает чаще всего?______________________________________________

10б. Какие причины (человек, ситуация, предмет, не могу сказать) вызывают воспоминания об этом событии?_______________________________________________

11. Можно ли по лицу Вашего ребенка догадаться об испытываемых им чувствах? (Всегда, иногда, никогда)___________________________________________________

12. Считаете ли Вы лицо Вашего ребенка выразительным? (Да, нет, не могу сказать)____________________________________________________________________

13. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам? (Да, нет, не могу сказать)______

14а. Принято ли у Вас в семье ярко выражать эмоции и чувства? (Да, нет)_________

14б. Ваш ребенок похож на Вас в выражении своих чувств и эмоций? (Да, нет, не могу сказать)____________________________________________________________

15. Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого или хорошего настроения Вашего ребенка? (Самочувствие, конкретные ситуации, темперамент, не знаю)_________________________________________________________________

16а. Рассказываете ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми? (Часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда)_________________________

16б. Какие слова вы используете для объяснения проявлений чувств (эмоций) в жизни, литературе, кинофильмах?___________________________________________

17. Как Вы думаете, в чем выражается любовь Вашего ребенка к Вам? (Поведение, слова, зависимость, не знаю, не проявляется) _________________________________

Источник

 «Формирование у дошкольников позитивных взаимоотношений– один из факторов социальной ситуации развития ребенка»

(из опыта работы)

Подготовил: старший воспитатель МДОУ «Детский сад №6 «Малышок»

 г. Ершова Саратовской области»  Тимофеева С.Н.

    В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только со взрослыми людьми, так как самые наилучшие отношения ребенка со взрослым остаются неравноправными, потому что взрослый воспитывает и учит, а ребенок − подчиняется и учится. В ситуации взаимодействия со сверстниками дошкольник более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами дети дошкольного возраста обретают такие качества, как взаимное доверие, добросердечность, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивают свои права, рационально решают возникающие конфликты. Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, таким образом, растет его творческая независимость, социальная компетенция.

 Нельзя не отметить, что значимую роль в формировании детских позитивных взаимоотношений занимают мотивы. В процессе усвоения нравственных норм поведения первоначально выступают, социальные мотивы, представления о том, почему следует поступать так, а не иначе. При определенных условиях воспитания данные мотивы превращаются в реально действующие побудители действий и поступков детей.    

Семья является значимым условием формирования позитивных детских отношений, и которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В семье присутствуют брачные и родственные отношения, существует взаимная моральная ответственность, общность быта и социальная необходимость В семье у ребенка формируется первый опыт положительных эмоциональных отношений, выражающийся в дружбе, любви, привязанности, и, наоборот, отрицательных эмоциональных отношений, выражающийся в антипатии, неприязни, вражде, ненависти.

Проведенный анализ литературных источников по изучаемой проблеме позволил сделать следующие выводы:

1.         Позитивные отношения к сверстникам у дошкольников − общая положительно-эмоциональная направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях с детьми, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние окружающих, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие в совместной двигательной деятельности.

2.         Особенности отношения дошкольника к сверстнику заключаются в том, что недоброжелательность проявляется в форме драчливости, неуступчивости, агрессивности; доброжелательность − взаимопомощи, отзывчивости, в умении откликнуться и разделить их радости и огорчения, в игре характерна последовательность при выборе темы игры, справедливое распределение привлекательных ролей, принятие равных прав сверстников на участие в совместной игре и критическое отношение к собственным несправедливым поступкам.

Для возникновения и развития позитивных отношений у детей нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества − согласования и соподчинения действий. Наилучшими формами предъявления нормативных методов партнерства и разрешения конфликтных ситуаций считаются инсценировки «позитивных» и «негативных» способов взаимодействия с дальнейшим их обсуждением. Вследствие чего дошкольник, оказавшись в проблемной ситуации сотрудничества, без помощи других присваивает и применяет нормативные правила. Развитие продуктивного взаимодействия детей со сверстниками на занятиях приводит к преодолению эгоцентрической позиции и усилению творческих возможностей ребенка в индивидуальной деятельности.

Немаловажной  задачей  педагога – формирование позитивных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно.

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую   игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.

Читайте также:  Влияние звуков на развитие ребенка

 Ввести ритуал        утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на  совместную деятельность).

Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией. (Дети,  посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки? )

 «Уголок настроения» — для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»

Использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности  ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул», «Ковер мира»).

Использование в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);

копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно;

игра-эксперимент «Секрет» (автор Т.А.Репина). Дети кладут в  кабинки друг к другу «подарки». У кого оказалось 6-7 «подарков» — это «предпочитаемые»  дети, у кого 3-5 «подарков» — это «принятые» дети, у кого 1-2 «подарка» — это «непринятые»  дети. Если  большинство детей в группе попало в «предпочитаемые и принятые» —  в группе хороший, благоприятный микроклимат для психического здоровья детей. Если количество «предпочитаемых»  детей приблизительно равно количеству «изолированных»- удовлетворительный микроклимат в группе.

В своей работе можно использовать и еще один прием на сплочение коллектива и развитие умения терпимости, умения договариваться. Бумажные белые варежки. Детям необходимо разбиться на пары и  необходимо нарисовать одинаковый рисунок, пользуясь всего двумя карандашами (красным и синим).

Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку,  за плохой — синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы — это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т.д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада.  Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей. Предлагаю вам в буклетах некоторые такие игры.

Каждая игра имеет четкую структуру:

· организационная часть (состоит из упражнений – приветствия и упражнения –разминки), цели которой – настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;

· основная часть ( состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр), ее цель – развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействий;

· заключительная часть (состоит из упражнения – прощания), цели которой – символическое окончание занятий, выражение детьми своего отношения к той или иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.

Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, — это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.

Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!

Читайте также:  Развитие личности ребенка от года до 3 лет

Предлагаю в буклете:

Совместно с детьми  можно «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя».

1. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

2. Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.

3. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

4. Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.

5. Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.

6. Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.

7. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

8. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

9. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.

10. Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.

11.Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

— создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.

— Особое  внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности;

чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

— Распределять между воспитанниками поручения.

— Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:

— Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным;

— В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;

— Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны;

— Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;

— Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун;

— Благоприятная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.

Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность его жизни. Поэтому педагогу следует придерживаться определенных правил.

— Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления узнать новое, научится новому.

— Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить;

— Учитывать, что лучше слышать того, кто тише говорит.

— Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний.

— Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности.

— Учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимания уделять отстающим ребятам.

Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять основную массу).

— Использовать средства наглядности в определенных границах, в соответствии с возрастом детей, их  возможностями, программными задачами, этапом усвоения материала.

— Обучать дошкольников в контексте их практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач.

— Создавать ребенку условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями на догадливость.

— Учитывать, что в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с различными способами решения задач.

— Приучать детей точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий.

Источник