Анкета для ребенка на эмоциональное развитие
АНКЕТА-ОПРОСНИК
1. Ф.И.О., возраст ребенка__________________________________________________
2. Кто из родителей заполняет анкету? (Мать, отец)___________________________
За. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным? (Да, нет, не могу сказать)____
3б. Почему?______________________________________________________________
4. Как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок испытывает:
радость__________________________________________________________________
печаль __________________________________________________________________
гнев (злость) _____________________________________________________________
страх____________________________________________________________________
обиду ___________________________________________________________________
стыд (вину)______________________________________________________________
зависть __________________________________________________________________
отвращение______________________________________________________________
презрение________________________________________________________________
(Отметить каждую эмоцию)
5. Как Вы думаете, что (ситуация, конкретный человек, конкретный предмет) чаще всего является причиной появления у вашего ребенка следующих эмоций:
радость__________________________________________________________________
печаль __________________________________________________________________
гнев (злость) _____________________________________________________________
страх____________________________________________________________________
обида ___________________________________________________________________
стыд (вина)______________________________________________________________
зависть __________________________________________________________________
отвращение______________________________________________________________
презрение________________________________________________________________
(Отметить каждую эмоцию)
6. Если Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь ли Вы исправить ситуацию? (Всегда, иногда, никогда)___________________________________________________
7. Как часто (постоянно, по ситуации, редко, никогда) Вы наказываете своего ребенка?______________________________________________________________________
В чем выражается наказание? ______________________________________________
8а. Можно ли сказать о Вашем ребенке: эмоционально возбудимый_____________________; эмоционально заторможенный?_______________ (Да, нет, не могу сказать)___________________________________________________
8б. Не наблюдаются ли у Вашего ребенка яркие отрицательные реакции на определенную ситуацию, человека или предмет? (Да, нет, не могу сказать)_____________
9а. Случались ли в жизни Вашего ребенка трагические события (тяжелые болезни, смерть друзей и близких, расставание с ними, развод родителей, стихийные бедствия, несчастные случаи, физическое насилие, нападения и др.)? (Да, нет, не могу сказать)_________________________________________________________________
(Указать возраст)
9б. Особенности реакции ребенка на данное событие (шок, истерика, кома и др.): ________________________________________________________________________
10а. Какое событие (радостное, печальное, не могу сказать) своей жизни Ваш ребенок вспоминает чаще всего?______________________________________________
10б. Какие причины (человек, ситуация, предмет, не могу сказать) вызывают воспоминания об этом событии?_______________________________________________
11. Можно ли по лицу Вашего ребенка догадаться об испытываемых им чувствах? (Всегда, иногда, никогда)___________________________________________________
12. Считаете ли Вы лицо Вашего ребенка выразительным? (Да, нет, не могу сказать)____________________________________________________________________
13. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам? (Да, нет, не могу сказать)______
14а. Принято ли у Вас в семье ярко выражать эмоции и чувства? (Да, нет)_________
14б. Ваш ребенок похож на Вас в выражении своих чувств и эмоций? (Да, нет, не могу сказать)____________________________________________________________
15. Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого или хорошего настроения Вашего ребенка? (Самочувствие, конкретные ситуации, темперамент, не знаю)_________________________________________________________________
16а. Рассказываете ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми? (Часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда)_________________________
16б. Какие слова вы используете для объяснения проявлений чувств (эмоций) в жизни, литературе, кинофильмах?___________________________________________
17. Как Вы думаете, в чем выражается любовь Вашего ребенка к Вам? (Поведение, слова, зависимость, не знаю, не проявляется) _________________________________
Источник
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Программа анкетирования
по изучению мнения родителей об особенностях эмоционального развития ребенка дошкольного возраста 4-6 лет
Исполнители:
Гостюхина М.А.,
Боровкова Е.Н.,
студентки 3ДО группы
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.,
преподаватель ОППД
Камышлов,2016
Пояснительная записка
Актуальность разработки анкеты: Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и адекватно реагировать на неё. Поэтому актуальность исследования и развития эмоциональной сферы ребенка является одной из приоритетных в дошкольной педагогике и психологии.
Цель: определить особенности эмоционального развития дошкольника (4-6лет).
Задачи:
выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём;
определить социальные переживания ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с различными субъектами общения;
выявить представления родителей об особенностях эмоционального развития собственного ребенка.
Объект: эмоциональное развитие дошкольника
Предмет: проявление эмоционального развития у детей, представление родителей об особенностях эмоционального развития собственного ребенка.
Концептуальные основы: эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний (Сергеева Елена Михайловна).
Адресат: родители.
Вид анкеты: комбинированная.
Количество вопросов: 14
Время для заполнения и условия: дома
Типы вопросов в анкете:
Тип вопроса
Номер вопроса
Закрытые
1,2,3,4,5,6,7,11,12,13
Открытые
8,9,10,14
Специфика (техника) постановки вопросов: от частного к общему
Общая композиция анкеты: название, обращение, актуальность, инструкция, вопросы анкеты, благодарность за работу.
Обработка результатов: предполагается качественная обработка по вопросам.
Анкета для родителей по вопросам эмоционального развития ребенка
Уважаемые родители!
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон, те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения, они активно формируются в дошкольном возрасте.
Цель: изучить мнения родителей об особенностях эмоционального развития ребенка дошкольного возраста (4-6 лет).
Инструкция: внимательно прочитайте вопросы, выберите или напишите правильный на ваш взгляд ответ.
Заранее благодарим за работу!
Ф.И. ребенка________________________________________________
1. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным?
А) Да
Б) Нет
В) Не могу сказать
Объясните свою точку зрения
2. Как часто ваш ребенок испытывает: (укажите вариант ответа по каждой эмоции, поставьте «+»)
3. Какие эмоции чаще всего испытывает ваш ребенок при общении со сверстниками? (Подчеркните варианты ответов)
Радость
Удовольствие
Интерес
Обиду
Гнев
Стыд
Страх
Вину
Грусть
4. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми в семье?
благополучно;
иногда бывают конфликты;
обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;
неблагополучно.
Другой вариант ответа______________________________________________
5. Как часто вы обсуждаете со своим ребенком причины возникновения ваших различных эмоциональных состояний?
Часто
От случая к случаю
Редко
Никогда
6. Часто ли ваш ребенок плачет?
Часто
Редко
Никогда
Если ответ А, то укажите причины плача________________________________
7. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?
настаиваю на своей точке зрения;
ищу компромисс;
«иду на поводу у ребенка»;
обращаюсь за помощью к другим членам семьи.
Другой вариант___________________
8. Назовите:
любимые игрушки и игры вашего ребенка:_____________________________________________
его любимые сказки и книги:_________________________________________________________
Любимые мультфильмы_______________
9.Какие кружки, секции посещает ребенок?
_____________________________________________________________________________
10. Назовите лучших друзей вашего ребенка _____________________________________________________________________________
11. Готов ли ваш ребёнок учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Да
Нет
Не могу сказать
12. Какие события своей жизни Ваш ребенок вспоминает чаще всего?
Радостные
Печальные
Не могу сказать
13. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам?
Да
Нет
Не могу сказать
14. Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого или хорошего настроения Вашего ребенка?
Причины плохого настроения: __________________________________________________________________
Причины хорошоего настроения: __________________________________________________________________
Благодарим за участие в анкетировании!
Источник
Анкета-опросник была разработана Е. И. Изотовой в рамках экспериментального исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста в 1994 г. В 2003 г. анкета-опросник была автором доработана и стандартизирована.
Диагностическая направленность: выявление представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребенка, индивидуальных особенностях его эмоциональной сферы, а также выявление эмоциональной составляющей детско-родительских отношений.
Показатели:
- • эмоциональный опыт ребенка (вопросы № 9, 10);
- • присутствие у ребенка фактора эмоциональной напряженности (вопрос № 8);
- • наличие у ребенка знаний и представлений о чувствах, эмоциях (вопрос № 16);
- • эмоциональное поле ребенка (вопросы № 3, 13, 14);
- • эмоциональный (модальный) стиль ребенка (вопросы № 4, 5, 15);
- • экспрессивность (мимическая выразительность) ребенка (вопросы № п, 12).
Вопросы (№ 3, 6, 7, 14, 16, 17) выявляют позицию родителей по отношению к ребенку, особенности их эмоционального взаимодействия, а также определяют степень достоверности ответов.
Проведение данной анкеты-опросника может осуществляться в сочетании с беседой для прояснения некоторых позиций родителей, а также инициировать наблюдение за эмоциональными проявлениями ребенка.
Интерпретация результатов анкетирования (качественный и количественный анализ)
1. Качественный анализ
Качественный анализ полученных ответов осуществляется в следующем направлении:
• информация об особенностях эмоционального развития ребенка.
Под эмоциональным опытом ребенка понимается эмоциональное проживание конкретного события или ситуации различного модального содержания (радостного, печального, страшного и пр.). Учитываются события, вызвавшие у ребенка эмоции высокой интенсивности, то есть эмоциональные реакции на высоком пороге реагирования. Имеются в виду: эмоциональное возбуждение, полная или частичная заторможенность, различного рода дипрессии, дисфории и эйфории, шоковые и коматозные состояния. Перечень возможных ситуаций, вызывающих подобные эмоциональные реакции задан в вопросе № 9 анкеты. В каждом конкретном случае возможно расширение данного перечня.
Для анализа необходимо фиксирование реального стимул-события в жизни ребенка, возраста ребенка на момент его проживания, особенностей его эмоционального реагирования (вопрос № 9), а также эмоционального «застревания» ребенка на данной ситуации или людях (предметах) ее напоминающих (вопрос № 10).
Примечание: В некоторых случаях родители сознательно скрывают пережитые ребенком те или иные события, связанные с трагическими обстоятельствами.
Под фактором эмоциональной напряженности понимается проявление в повседневном поведении симптомов эмоциональной возбудимости, эмоциональной заторможенности или ситуативной реактивности как негативных показателей эмоционального развития ребенка. Учитываются реакции, повторяющиеся с определенной периодичностью и характеризующие состояния беспокойства, тревоги, страха. Повышенная эмоциональная возбудимость проявляется в необоснованных и длительных эйфорических настроениях, которые часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью, переходящих в навязчивые двигательно-речевые комплексы. Эмоциональная заторможенность проявляется в полном или частичном отсутствии эмоциональных реакций, адекватных для детей данного возраста. Так называемая «эмоциональная тупость» обусловлена состоянием тревожности и страха высокой степени, которое блокирует механизм адекватного реагирования. Часто эмоциональная заторможенность (полная) сопровождается мутизмом, то есть отказом от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В некоторых случаях эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными действиями ребенка. Ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями. Например: ситуации с отчимом, братьями и сестрами (младшими и старшими), животными, темными помещениями, водой и высотой, запретами и наказаниями, болезнями и несчастными случаями. Реакции могут быть различного порядка: истерические, депрессивные, дисфорийные и др.
Для анализа необходимо фиксирование наличия фактора эмоциональной напряженности у ребенка, дифференциация симптомов по трем типам эмоциональной напряженности: возбудимость, заторможенность, ситуативная реактивность (вопрос № 8).
Примечание: В некоторых случаях родители считают симптоматику фактора эмоционального напряжения результатом неправильного воспитания в семье. По этой причине их ответы на вопрос № 8 могут быть формальными. По возможности рекомендуем продублировать данный вопрос в беседе.
Знания и представления о чувствах, эмоциях у ребенка формируются, в основе своей, в дошкольном возрасте и составляют часть его общего когнитивного развития. В норме ребенок должен интересоваться содержанием и проявлением различных эмоциональных состояний. Своевременное эмоциональное развитие дошкольника подразумевает наличие у ребенка представлений об основных эмоциональных модальностях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины). В структуру данных представлений входят: экспрессивное значение эмоции (выражение), импрессивное значение эмоции (переживание), ситуационное значение (содержание). Ребенок должен ориентироваться в признаках (мимических и пантомимических) различных эмоций и соотносить их с определенным значением.
Для анализа необходимо фиксирование наличия у ребенка представлений о чувствах и эмоциях, а также заинтересованности родителей в формировании данных представлений (вопрос № 16).
Примечание: Дополнительные данные по уровню сформированное™ у детей представлений об эмоциях и чувствах можно получить с помощью специально разработанных диагностических методик.
Под эмоциональным полем понимается комплекс особенностей эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, людьми и самим собой. Этот комплекс включает: эмотивность, эмоциональную пластичность, эмоциональную реактивность и др. В совокупности эти особенности дают представление об «общей эмоциональности» личности. Эмоциональное поле, изначально, имеет психофизиологический характер, поэтому его реактивная динамика обусловлена типом нервной системы. Некоторые формы эмоционального реагирования могут быть ситуативного (временного) происхождения и связаны с сильными эмоциональными переживаниями: контрастные изменения эмоционального поля у ребенка диагностируют эмоциональные срывы и потрясения, симптомы поэтапной трансформации — развитие невротизации.
Для анализа необходимо фиксирование способности эмоционального сопереживания и «заражения», гибкости перехода из одного эмоционального состояния в другое (вопрос № 13), интенсивности эмоциональных проявлений (вопрос № 14), а также мнения родителей об «общей эмоциональности» их ребенка (вопрос № 3).
Примечание: Дополнительные данные по определению эмоционального поля ребенка можно получить с помощью направленного наблюдения за процессами жизнедеятельности ребенка.
Эмоциональный стиль ребенка определяется на основе преобладающих эмоциональных состояний ребенка, их знака и модальности. Знак эмоциональных состояний дифференцирует эмоциональный фон ребенка: положительный, отрицательный, нейтральный. Положительный эмоциональный фон характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности (позитивное отражение). Отрицательный фон характеризуется деконструктивным отношением к себе или окружающей действительности (негативное отражение), также достаточно стабильным. Нейтральный фон характеризуется «отсутствием» выраженного отношения к себе и окружающей действительности (нарушенное отражение). Наряду с эмоциональным фоном учитывается модальное содержание преобладающих у ребенка эмоций. За основу модального ряда, валидного для детей дошкольного возраста, взят следующий перечень: радость, гнев, страх, печаль, презрение, отвращение, обида, стыд (вина), зависть. Преобладание одной или устойчивого сочетания модальностей позволяет говорить о закрепленном эмоциональном реагировании ребенка. Сочетание знака эмоциональных состояний и их модальности, в совокупности, определяют эмоциональный стиль ребенка. У детей дошкольного возраста высоко дифференцированным является сочетание отрицательного эмоционального фона и модальностей страха (тревожность), гнева (агрессивность), печали-обиды (депрессивность), презрения-зависти (демонстративность) и т.д.
Для анализа необходимо фиксирование модальности эмоций и частоту их проявлений (вопрос № 4), стимул-факторов, вызывающих определенные эмоциональные состояния (вопрос № 5), форм закрепленного эмоционального реагирования (вопрос № 15).
Примечание: При анализе эмоционального стиля важно исключить ситуативные эмоциональные проявления. Все интерпретационные единицы (знак, модальность, стимул-факторы) должны носить стабильный и продолжительный характер.
Под экспрессивностью понимается мимическая выразительность ребенка при эмоциональном реагировании. Экспрессивность ребенка входит в структуру коммуникативной и игровой компетентности в дошкольном возрасте. Та или иная степень мимической выразительности как средство общения со сверстниками определяет также социальный статус ребенка. При интерпретации различается произвольная и непроизвольная экспрессия. В первом случае анализируются непроизвольные (спонтанные) экспрессивные реакции, во втором — произвольные мимические изменения по требованию.
Для анализа необходимо фиксирование доминирования открытой или закрытой формы экспрессивного реагирования (вопрос № 11, 12), степени произвольной регуляции мимической экспрессии (вопрос № 11).
Примечание: При анализе экспрессивной выразительности необходимо учитывать уровень контроля ребенка за своими мимическими проявлениями. При высоком уровне произвольного контроля ребенок может блокировать некоторые эмоциональные проявления в общении с родителями.
2. Количественный анализ
Количественный анализ полученных ответов осуществляется по двум направлениям:
- • информация о степени участия родителей в эмоциональном развитии ребенка;
- • информация об особенностях детско-родительских отношений на эмоциональном уровне.
Оценивается каждый ответ родителей в соответствии с представленными в таблице баллами (см. таблицу оценки ответов). В результате набранное количество баллов дифференцируется по следующим значениям:
- 1. Высокая степень участия — от 22 до 27 баллов (самое высокое количество баллов при однозначных ответах на все 18 вопросов);
- 2. Средняя степень участия — от 18 до 22 баллов;
- 3. Низкая степень участия — от 0 до 18 баллов.
Присутствие отрицательных значений (-1,-2) при любой комбинации баллов свидетельствует о проблемах детско-родительских отношений на эмоциональном уровне (эмоциональное непринятие или дистанцирование).
Таблица «Количественная оценка ответов»
Вопрос | Ответы | Баллы | Вопрос | Ответы | Баллы |
№3 | Да Нет Не могу сказать |
| №106 | Человек Ситуация Предмет Не могу сказать | 1
|
№4 | 7-9 заполнено 3-7 заполнено 1-3 заполнено 9 не заполнено |
| №11 | Всегда Иногда Никогда |
|
№5 | 7-9 заполнено 3-7 заполнено 1-3 заполнено 9 не заполнено |
| №12 | Да Нет Не могу сказать |
|
№6 | Всегда Иногда Никогда |
| №13 | Да Нет Не могу сказать |
|
№7 | Постоянно По ситуации Редко Никогда | -1
| № 14а | Да Нет |
|
№8а | Да Нет Не могу сказать |
| №146 | Да Нет Не могу сказать |
|
№86 | Да Нет Не могу сказать |
| №15 | Самочувствие Ситуации Стеничность Не знаю | 1
|
№9 | Да Нет Не могу сказать |
| №16 | Часто По ситуации При вопросах Редко Никогда | 4
|
№ 10а | Радостное Печальное Не могу сказать |
| №17 | Поведение Слова Зависимость Не знаю Не проявляется | 1
-1 |
Бланк анкеты-опросника
- 1. Ф.И.О., возраст ребенка.
- 2. Кто из родителей заполняет анкету (мать/отец)?
- 3. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным (да/нет/не могу сказать)1 Почему?
- 4. Как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок испытывает: радость, печаль, гнев (злость), страх, обиду, стыд (вину), зависть, отвращение, презрение.
- 5. Как Вы думаете, что чаще является причиной появления той или иной эмоции у вашего ребенка (ситуация, человек, предмет):
Радости _
Печали_
Гнева (злости)_
Страха_
Обиды_
Стыда (вины)_
Зависти _
Отвращения_
Презрения_
- 6. Если Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь ли Вы исправить ситуацию? (всегда, иногда, никогда)_
- 7. Как часто (постоянно, по ситуации,редко, никогда) Вы наказываете
своего ребенка?_
В чем чаще всего выражается наказание?_
8. Можно ли сказать о Вашем ребенке: эмоционально возбудимый?
_эмоционально заторможенный?_
Не наблюдается ли у Вашего ребенка ярких отрицательных реакций на определенную ситуацию, человека или предмет?
9. Случались ли в жизни Вашего ребенка трагические события (тяжелые болезни, смерть друзей и близких, расставание с ними, развод родителей, стихийные бедствия, несчастные случаи, физическое насилие, нападения и др.)?_
Особенности реакции ребенка на данное событие (шок, истерика, кома и др.):_
10. Какое событие (радостное/печалъное) своей жизни Ваш ребенок
вспоминает чаще всего?_
Какие причины (человек, ситуация, предмет) вызывают воспоминания о нем?_
11. Можно ли по лицу Вашего ребенка догадаться об испытываемых
им чувствах? (всегда, иногда, никогда)_
12. Считаете ли Вы лицо Вашего ребенка выразительным? (да/нет/не
могу сказать)_
- 13. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам?
- 14. Принято ли у Вас в семье ярко выражать эмоции и чувства? (да/
нет)_Ваш ребенок похож на Вас в выражении своих чувств и эмоций? (да/нет)_
15. Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого
или хорошего настроения Вашего ребенка?_
16. Рассказываете ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях
между людьми? (часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда) _
Обращаете ли Вы его внимание на проявления чувств (эмоций) в жизни, литературе, кинофильмах?_
17. Как Вы думаете, в чем выражается любовь Вашего ребенка
к Вам?_
Источник