Анатомо физиологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Анатомо физиологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Дети-дошкольники

Родители дошкольников стараются записать ребенка в спортивные секции. Конечно же, это очень даже не плохо. Такой подход взрослых довольно позитивен. Но важно понимать анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, чтобы не навредить малышу, а поспособствовать его физическому развитию. Правильная организация физического воспитания способствует развитию психических процессов дошкольника.

Дошкольник: анатомо-физиологические особенности возраста

Дошкольный возраст имеет ряд физиологических особенностей. Данный период характеризуется определенным замедлением роста. Присущая округлость исчезает, мускулатура становится крепче, происходит интенсивное развитие скелета. В старшем дошкольном возрасте молочные зубы меняются на постоянные. Это свидетельствует о готовности к школе. У ребенка крепнет иммунитет, он реже болеет. В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.

  • Обмен веществ

Пищеварительная система хорошо развита и активно работает. Ребенок переходит ко взрослому питанию. Процесс пищеварения находится практически на уровне взрослого.

  • Мышечная система ребенка

Мышечная система дошкольников развита слабо. В первую очередь развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Мышцы спины развиты плохо, поэтому часто происходит нарушение осанки.

В дошкольном возрасте интенсивно нарастает мышечная масса. Продуктивность работы мышц растет. Все еще присутствует быстрая утомляемость, дети не могут долго занимать физической деятельностью. Часто меняют положение тела.

Активное движение способствует росту костей, физическому развитию. Важно чтобы ребенок не сидел долго на месте в одном положении, чтобы предотвратить утомляемость. Необходимо чередовать подвижные игры с малоактивными видами занятий.

  • Костная система ребенка

Ребенку-дошкольнику присуща эластичность костей, которая оберегает от переломов при постоянных падениях.

Позвоночник довольно гибкий, основу его составляют хрящевые ткани. При неправильном физическом развитии, не соответствии мебели росту ребенка, позвоночник подвергается нарушению.

Формирование костной системы продолжается и после дошкольного возраста. Необходимо бережно относиться к развитию костного скелета. Отрицательно влияет избыток физической нагрузки (задерживается рост костей, искривляется осанка).

  • Сердечно-сосудистая система

В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает изменения. Масса сердца растет, увеличивается сила сердечных сокращений. Возрастает сердечная работоспособность малыша.

  • Нервная система

Нервная система ребенка-дошкольника нестабильна и уязвима. Она проходит этап развития и созревания нервных клеток. Головной мозг ребенка становится похож на головной мозг взрослого. Детям дошкольного возраста присуща легкая возбудимость, которая преобладает над процессом торможения. Не стоит перегружать ребенка во избежание переутомления. Это может сказываться на поведении малыша, его настроении.

В период от 3 до 7 лет закладываются основы интеллекта. Важно заучивать с детьми стихи, читать сказки и сочинять. Такие упражнения способствуют развитию памяти, речи.

Дети дошкольного возраста – это почемучки. Они задают много вопросов, любознательны. Важно удовлетворять их запросы.

  • Дыхательная система

Дыхание дошкольников характеризуются поверхностностью. У детей дыхание более учащенное. Это объясняется тем, что у малышей узкие дыхательные пути. Чтобы насытить организм кислородом ребенку необходимо сделать больше вдохов.

Дыхательная система человека еще не заканчивает формирование к семилетнему возрасту. Процесс развития легких продолжается. Постепенно формируется тип грудного и грудно-брюшного дыхания.

Учитывая особенности дыхательной системы детей данного возраста, нужно позаботиться о постоянном доступе свежего воздуха. Важно постоянно проветривать помещение в котором находится ребенок. Полезно гулять на свежем воздухе. Если есть возможность, водите время от времени малыша к лесу. Положительно влияют на развитие дыхательные упражнения, плавание, ходьба, бег и прочее.

  • Физическое развитие

Продолжается развитие детского организма, всех его органов и систем. Обогащается представление ребенка о своем организме, его возможностях. Совершенствуются двигательные действия, их содержание. Дети часто меняют виды движений и позы, что препятствует усталости.

Специфика физического воспитания состоит в необходимости четко дозировать интенсивность и продолжительность двигательной деятельности детей. Повышаются функциональные возможности дошкольников, увеличивается дееспособность, совершенствуется координация движений, ориентирование в пространстве (во время бега, ходьбы, прыжков и т.д.).

На протяжении 4-5 летнего возраста меняются физические возможности ребенка. Он становится самостоятельнее в самообслуживании, более осознанно относится к гигиене и закаливанию, правильному питанию. Постепенно развивается ритмичность.

Старший дошкольник имеет высокую двигательную активность. Координация движений переходит на уровень взрослого человека.

Здоровый ребенок: советы родителям

Родители могут вырастить малыша здоровым, физически и умственно развитыми, опираясь на анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста и ориентируясь на некоторые рекомендации:

  • Установите режим дня для ребенка.
  • Приучайте малыша к гигиене.
  • Играйте с ребенком в подвижные игры, выполняйте посильные спортивные упражнения. Но в то же время не перегружайте малыша.
  • Обеспечьте ребенку полноценное питание.
  • Организуйте закаливание и одевайте ребенка по погоде.
  • Развивайте когнитивные и коммуникативные способности малыша.
  • И самое главное – любите своего ребенка!

Источник

Галина Васильева
Анатомо-физиологические особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста

Анатомо-физиологические особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста.

Детский организм дошкольного возраста обладает большой пластичностью, система регуляции еще до конца несовершенна. организм детей значительно отличается от организма детей школьного возраста. Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно коры больших полушарий. Это выражается в малом функциональном резерве дыхательной, сердечно сосудистой и нервной систем. Для НС детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов. У детей непроизвольный характер внимания, они легко отвлекаются. Двигательная сенсорная система созревает у ребенка одной из первых. К возрасту 6-7 лет объем подкорковых образований увеличивается до 98%, а корковых на 70-80%.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка.

Ребенок 3-6 лет ориентировочно за год вырастает на 4-6 см. главным показателем в правильной физической подготовке- это постепенное усложнение элементов движений и более целенаправленное освоение новых.

4-5 лет период характеризуется более значительным развитием двигательных навыков. Дети в этом возрасте более активные, больше бегают, координация движений усовершенствуется, начинают лазить на более высокие лестницы, сохраняют равновесие.

Для более гармоничного и усовершенствованного развития детского организма очень важным показателем является научить ребенка до 6 лет плавать, кататься на 2 х колесном велосипеде, выполнять необходимый комплекс утренней гимнастики.

Главные задачи по воспитанию выносливости в первую очередь определяются в зависимости от возрастного изменения и созревания вегетативных функций, отвечающих за работоспособность. Необходимым элементов в этой задачи служит закаливание. Оно повышает сопротивляемость организма к воздействию условий внешней среды и способствуют формированию устойчивости организма не только к простудным заболеваниям, но и к инфекционным.

Читайте также:  Ребенок 3 месяца развитие садится

В дошкольный период очень быстро растет скелет и его формирование еще до конца не закончено. Вот почему нужно уже в этом возрасте особое внимание уделять правильной осанке и упражнениям, способствующим укреплению (расслаблению) мышечного аппарата. К 7 летнему возрасту кости детского организма достигают толщины, которая будет обеспечивать высокую сопротивляемость механическим воздействиям. Комплекс упражнений с попеременным напряжением и расслабление мышц меньше будет утомлять ребенка, чем тот же комплекс, который будет требовать более статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном положении). Поэтому при длительном стоянии или сидении ребенок устает более быстрее, чем если бы он двигался или бегал. Дети, которые более активные и подвижные, они как правило более физически развиты, чем те дети, которые ведут малоподвижный образ жизни.

Дети,в чьих семьях ведется активный здоровый образ жизни: походы, ежедневная утренняя гимнастика, занятие спортом, они уже сами потом привыкают к этому образу жизни. Совместное времяпровождение ребенка с родителями имеет большое значение для формирования доверительных отношений, а также приобщение ребенка к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Основные направления для более гармоничного физического развития детей.

Занятия физическими упражнениями. Существуют различные комплексы ОРУ для детей разных возрастов. Выполняя их 2-3 раза в неделю это способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, усовершенствованию дыхательной и сердечнососудистой системы, закрепление ранее освоенных элементов.

Подвижные игры. Эти игры направлены на создание у детей жизнерадостного настроения. Они оказывают положительное влияние на психику и поведение ребенка. А самое главное они выступают как средство психического и физического развития. Одна из более эффективных форм это игры-эстафеты. Более сложными это игры с правилами, так как они требуют более логического мышления, согласованности своих движений с движениями других людей.

Утренняя гимнастика. В детском саду проводится с 3х летнего возраста. Включает в себя комплекс упражнений для различных групп мышц, ходьба и легкий бег вначале занятий. В практике применяется катание на санках, передвижение на лыжах. В этом возрасте дети очень легко осваивают основные элементы гимнастики, движения.

Прогулки. На улице дети проводят большую часть времени. Как правило на прогулку в среднем отводится 1. 5-2 часа. Главное правило при проведение прогулок это задействовать детей в подвижных играх и физических упражнениях, особенно приветствуется индивидуальная работа с детьми, чье физическое развитие ниже среднего.

Если все перечисленные методы проводить регулярно и в комплексе, то через некоторое время возможно улучшение как физического, так и умственного развития ребенка. Главная цель воспитателя в этом деле это обеспечить высокий уровень самостоятельности, активности и творчества в двигательной деятельности детей. Главная задача детского сада это заложить прочный фундамент в обеспечении правильного и гармоничного развития всех форм и функций детского организма, укреплять здоровье, повышать умственные, интеллектуальные и физические показатели детей

Источник

Наталья Крутикова
Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста

Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.

Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в этом возрасте получило название «первого периода вытягивания». Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усиление функции гипофиза). За эти годы значительно меняются пропорции тела ребенка. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки. Если рост ребенка отстает от нормы на 10%,необходимо обратить внимание на следующие факторы:

рационально ли питается ваш ребенок;

хороший ли психологический климат в семье.

При отставании роста на 20% необходима консультация эндокринолога.

Прибавка массы тела детей к 4-м годам жизни, как и прибавки роста, несколько замедляются и составляют в среднем за год 1,2-1,3 кг,а затем снова отмечается более интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за 6-й -2,5 кг, за 7-й около 3,5 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте. Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов. Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания.

У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса тела.

К 5-ти годам значительно увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, повышается их сила. Развитие и дифференцировка центральной нервной системы у дошкольников выражается в совершенствовании двигательных функций, развитии координации движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук; умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выполняют различные движения.

После 4 лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок физически готов к начальному чтению. Головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка доминирует правое полушарие, «отвечающее» за образное восприятие, эмоциональную сферу, тогда как левое «отвечающее» за речь, логическое мышление, еще не сформировано. Ребенок находится во власти эмоций,не уравновешены основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и искренности ребенка и в ярко выраженной неуравновешенности и отвлекаемости. Характеризуя особенности развития детей 4-5 лет,следует обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:

Читайте также:  Ребенок развитие берет игрушку сам

• сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);

• походка – на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;

• позы — застывшие, скованные и однообразные;

• движения – бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;

• жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничание или подвижность лица;

• речь – невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.

Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков.

Побольше играйте с ребенком в игры, подарите ему заботу, внимание и любовь – он ждет их от вас, ему трудно. Сформируйте у вашего ребенка веру в свои силы и желание активно взаимодействовать с окружающим миром.

Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе. Сопротивляемость к заболеваниям у них значительно выше.

Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного» периода достигает уровня взрослого человека. К 7-ми годам у ребенка прорезываются коренные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7-и годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым последствиям. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, ревматизм, и другие.

Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными заболеваниями, что связано с относительно низким иммунитетом в этом возрасте и возрастающими контактами с взрослыми и сверстниками. Особенно это заметно среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в которых приходится выделять группы часто и длительно болеющих (чдб) детей. Эта группа детей требует большого внимания и помощи в процессе адаптации к новым условиям, а также в укреплении и закаливании их организма.

Источник

Состояние здоровья ребенка поможет определить анализ анатомо-физиологических особенностей, характерных для детей дошкольного возраста.

Как изменяются рост и масса тела

Наиболее интенсивно детки растут в первые три года жизни, а затем интенсивность роста снижается. Определить, насколько рост ребенка до 4 лет отвечает норме, можно с помощью физиология ребенкарасчетов по формуле: 100 см — 8*(4-n), где n — это возраст ребенка в годах (то же самое и в следующих формулах). Понятно, что формула даёт только ориентировочный результат.

Масса тела у детей дошкольного возраста может увеличиваться неравномерно: примерно от 1 до 1,3 кг в год. Рассчитать показатели массы тела также можно по формуле: 10,5 кг + 2n.

Также можно также рассчитать и окружность головы детей дошкольного возраста:50 см — 1n. Формула подходит для определения показателей деток младше пяти лет. После пяти формула будет такая: 50 см + 0,6n

Окружность грудной клетки определяют по формуле: 63 см — 1,5(10 – n). Ниже в таблице указаны примерные показатели окружностей головы и грудной клетки, массы и роста для деток дошкольного возраста.

ВозрастМасса, кгРост, смОкружность головы, смОкружность грудной клетки, см
3 года16,5924852,5
4 года18,51064954
5-6 лет20,511250,655,5

Развитие костной системы

Анализируя анатомо-физиологические особенности деток дошкольного возраста, стоит обратить внимание на состояние молочных зубов. Примерно к шести годам происходит интенсивное выпадение молочных зубов, освобождается место для коренных зубов. Первые коренные зубы появляются у детей к шести годам. Опять же, для того чтобы понять, физиология ребенканасколько соответствует норме количество имеющихся зубов в том или ином возрасте, можно использовать формулу: х = 4n — 20, где х — это число имеющихся зубов, а n — количество лет.

В скелете дошкольника преобладают хрящевые ткани, что обусловлено бурным ростом. В этом  возрасте кости пока не приспособлены для интенсивных нагрузок, способны изменять форму. Что считается нагрузками? Для дошкольников это продолжительный бег или ходьба, ношение тяжестей. Кроме того, маленькие дети не способны долго находиться без движения в одной позе.

Несоразмерные для ребенка нагрузки могут стать причиной нарушения развития позвоночника и ухудшения осанки. Чтобы скелет правильно формировался, следует подобрать для ребенка правильную мебель. Стол и стул, за которыми он проводит много времени, по высоте должны соответствовать росту малыша.

Формирование эндокринной и нервной систем у дошкольников

В дошкольном возрасте изменяются не только анатомо-физиологические особенности деток, но и поведение. Отчасти причина смены поведения заключается в активном развитии щитовидной железы, надпочечников и гипофиз. Половыефизиология ребенка железы уже в этом возрасте начинают готовиться к созреванию.

Основы интеллекта у деток дошкольного возраста закладываются одновременно с развитием нервной системы. Малыши с удовольствием учат стихи и сказки, рассказывают стихи на память, рисуют, фантазируют. В этот период стоит заниматься с ребенком, направляя его творческий потенциал в нужное русло.

Важно не пропустить момент, когда дети начнут задумываться о нормах морали, интересуясь у родителей ответами на вопросы о том, что делать хорошо, что плохо, а главное  — почему. Важно понимать, что для ребенка в этом возрасте взрослые являются примером.

Как развивается мышечная система?

У детей дошкольного возраста мышечная система на порядок слабее взрослой. У деток мускулатура составляет пятую часть от общей массы тела, тогда как у взрослого это половина массы тела.

Читайте также:  Роль конструирования в развитии личности ребенка

Детские мышцы волокнисты по структуре и в период роста малыша не только удлиняются, но и расширяются в толщину. Фасции, связки и сухожилия слабо развиты, как и брюшной пресс, который нельзя перегружать, иначе может появиться пупочная грыжа.

Особенно это актуально для мальчиков дошкольного возраста, у которых слабым местом является паховое мышечное кольцо, слабое развитие которого при излишних нагрузках может стать причиной образования паховой грыжи.физиология ребенка

До 6 лет у детей слабо развиты мышцы кисти, а пальцы не обладают достаточной координацией. В нижней части тела мышцы развиваются более интенсивно, что, естественно, имеет прямое отношение к постоянной двигательной активности детей в этом возрасте.
Ближе к пяти годам процентное число мышечной массы увеличивается, мышцы становятся сильнее и выносливее. Работая над укреплением детского мышечного аппарата, нужно помнить о том, что большего эффекта получится достичь, правильно распределяя нагрузки с попеременным утомлением и расслаблением мышц.

В дошкольном возрасте дети не в состоянии адекватно оценивать собственные анатомо-физиологические особенности, поэтому могут принять резкое увеличение мышечной массы за сигнал к увеличению нагрузок.

В задачу взрослых входит ограничение неадекватных физических нагрузок, которые могут стать причиной задержки роста костей в длину.Дошкольники должны работать только над теми физическими упражнениями, которые позволят равномерно распределить нагрузку на все группы мышц.

Как развивается зрение у дошкольников?

У деток в дошкольном возрасте небольшое глазное яблоко и ограниченная преломляющая сила глаза. У отдельных дошкольников специфические анатомо-физиологические особенности становятся основной причиной развития дальнозоркости и отсутствия возможности фокусировать взгляд на близко расположенных предметах.физиология ребенка

Как только ребенку исполняется 4 года, зрение его становится более острым, и глаза уже практически готовы к ежедневным урокам чтения. Ближе к 5 годам дети уже могут соединять буквы в отдельные слоги, при условии работы с крупным шрифтом. А в 6 лет спокойно справляются с более мелкими буквами.

Цветовое зрение у детей развивается после трех лет и продолжает совершенствоваться по мере взросления. Со временем малыши спокойно различают цвета и оттенки. К 6-7 годам процесс зрительного развития в основном завершается и малыши уже обладают адекватным пространственным зрением. Кстати, следует помнить о том, что в дошкольном периоде глаза детей особенно чувствительны к проявлениям внешней среды.

Особенности развития слуха у дошкольников

Если анатомо-физиологические характеристики деток дошкольного возраста и отличаются от взрослых, то только не в отношении слуха. Малыши слышат так же хорошо, как и взрослые. Чтобы сохранить слух ребенка в отличном состоянии, необходимо следить за тем, чтобы он рос в комфортной обстановке, без излишнего шума. Важно помнить, что анатомические особенности строения уха могут привести к заболеваниям, которые понизят уровень слуха.

Как развивается система пищеварения?

За размельчение пищи отвечает зубочелюстная система, активно развивающаяся у детей в дошкольном возрасте – особенно вследствие замены молочных зубов коренными. Взрослые обязаны следить за тем, чтобы ребенок тщательно пережевывал пищу, так как от этого будет зависеть формирование у него прикуса.физиология ребенка

Строение пищеварительной системы позволяет добиться тщательного переваривания пищи только при условии достаточной секреции слюны и соков. К сожалению, у детей до 6 лет пищеварительные соки недостаточно ферментативно активные, а увеличенная всасываемость стенок желудка и активно развивающаяся нервная система приводят к появлению заболеваний ЖКТ у ребенка.

Ближе к 5 годам желудок становится тяжелее в 6 раз, а вместительность его увеличивается до 600 мл. Клетки эпителия слизистой оболочки желудка обновляются в период от 12 до 24 часов. К шести годам у детей имеется около 10 млн желудочных желез.

Развитие системы мочеотделения и мочеобразования

Анатомо-физиологические особенности строения почек 5-летнего ребенка мало чем отличаются от строения почек взрослого человека. Они становится в пять раз тяжелее, длина мочеиспускательного канала увеличивается: у мальчиков он будет равен 6 см, у девочек — 2 см. Больше становится и емкость мочевого пузыря, достигая к 6 годам 200 мл. Чтобы понять, насколько соответствует норме количество выделяемой мочи, можно использовать формулу: 100*(n +5), где n — возраст малыша. В таблице ниже примерные показатели суточной нормы мочи для детей от 3 до 5 лет.

ВозрастКол-во мочи, мл
Трехлетний ребенок800
Четырехлетний ребенок900
Пятилетний ребенок1000
Шестилетний ребенок1100

Число суточной мочи увеличивается при низкой температуре воздуха и уменьшается в жаркое время года.

Развитие системы крови

У дошкольников число эритроцитов находится в пределах от 4,5 до 5,0, а гемоглобин — до 120 г/л. Каждый год изменяется соотношение лимфоцитов и нейтрофилов. К 4-5 годам соотношение становится практически равным, а после 5 лет нейтрофилов становится больше.

По мере взросления ребенка число лейкоцитов у него уменьшается.

Иммунная и дыхательная системы: особенности развития

Анатомо-физиологические особенности строения дыхательной системы детей дошкольного возраста способствуют постоянному увеличению объема легких вместе с совершенствованием органов дыхания. Ребенок уже не так часто дышит, объем легких увеличивается, но он по-прежнему меньше, чем у взрослого человека. Дыхание у дошкольников глубокое, поэтому кровь активно насыщается кислородом. Опасность нарушения дыхания снижается.физиология ребенка

К 4 годам миндалины детей отлично развиты и могут быстро увеличиваться. Именно они являются основной причиной частых ангин, так как являются «бактериесборником» и постоянно накапливают инфекции. Кроме того, дошкольники нередко сталкиваются с аденоидами и сложностями дыхания через нос, из-за чего может нарушиться прикус.

А вот анатомо-физиологические особенности иммунной системы дошкольников позволяют говорить о том, что дети становятся более устойчивыми к заболеваниям инфекционного характера. Чем старше становится ребенок, чем более зрелой является его иммунная система.

У детей в возрасте от трех до шести лет активный обмен веществ, пища хорошо и быстро усваивается, что способствует росту и развитию. На этом этапе крайне важно обеспечить дошкольникам сбалансированное питание. Ближе к 6 годам дети будут физически и психологически готовы к поступлению в первый класс.

Источник