Анамнез раннее речевое развитие ребенка

Анамнез раннее речевое развитие ребенка thumbnail

Анамнез раннее речевое развитие ребенкаИсточник: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост. А. М. Быховская, Н. А. Казова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 32 с.

1. Выявить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия:

—  генетические дефекты, резус-конфликты, действие микроорганизмов и вирусов, острые, хронические, бытовые и производственные интоксикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, сдавление, ушибы, употребление алкоголя и наркотиков;

 — отсутствие или слабая выраженность родовых схваток, стимуляция родовой деятельности, применение ручных родовспомогательных приемов, кесарево сечение, тугое обвитие пуповиной, большая или малая масса тела новорожденного, преждевременное рождение;

—     нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга, перенесенные в раннем возрасте заболевания.

  1. Отметить характер грудного вскармливания:

—    как ребенок взял грудь, как удерживал сосок;

—    было ли подтекание молока по уголку губ;

—    был ли пот над верхней губой при сосании;

—    были ли засыпания во время кормления, частые и обильные срыгивания.

  1. Отметить особенности сна и бодрствования:

—    чрезмерное двигательное возбуждение;

—    сильный приступообразный, т.н. мозговой, крик.

  1. Отметить особенности раннего развития ребенка:

—     когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ползать, ходить, узнавать близких;

—    когда появились первые зубы, сколько зубов было к году.

  1. Сделать заключение о соматическом состоянии ребенка:

—     по медицинской карте выяснить, у каких специалистов стоит на учете, с каким диагнозом.

  1. Отметить характер раннего речевого развития:

—    появление гуления, лепета, первых слов и первых фраз;

—    отметить, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине;

—    использовались ли жесты в качестве замены или дополнения речи;

—    отношение окружающих к состоянию речи ребенка;

—     занимался ли с логопедом, каковы результаты.

 Методы (низкоформализованные)

—    Изучение медицинской документации.

—    Индивидуальные беседы с родителями.

—     Анкетирование.

 Критерии оценивания

3 балла. Анамнез без патологии, раннее психофизическое и речевое развитие соответствует возрастной норме или опережает ее.

2 балла. В анамнезе имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие. Психофизическое и речевое развитие в пределах возрастной нормы.

1 балл. В анамнезе имеются повреждающие воздействия (токсикоз, химическая стимуляция родов, кесарево сечение и др.), а также неврологические и психопатологические синдромы (перинатальная энцефалопатия, ММД, задержка моторного развития и др.). Отмечены хронические соматические заболевания сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматиты и др. Отмечается задержка психофизического и речевого развития.

0 баллов. В анамнезе имеются значительные повреждающие воздействия (травмы головного и спинного мозга, тяжелые асфиксии, нейроинфекции и пр.). Отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития.

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

Источник

РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ

Речевой анамнез включает следующее:

1) гуление;

2) лепет;

3) первые слова, первая фраза;

4) как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно);

5) прерывалось ли речевое развитие ребенка (время, причина);

6) с какого возраста нарушение речи;

7) речь в настоящее время;

8) речевая среда;

9) занимался ли с логопедом (где, когда, сколько, результаты).

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникативная функция речи исторически наиболее ранняя. Эта форма общения у детей уже возможна на элементарных довербальных формах общения (зрительной функции, с помощью жестов, мимики и т. д.). Примерно со второго полугодия жизни

Читайте также:  Физическое развитие ребенка после 5 лет

КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ
Под принципами логопедической работы подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты речевого развития с целью их

ОБЩИЙ АНАМНЕЗ
От какой беременности ребенок, характер беременности (болезни, падения, токсикозы, психозы, травмы и т. д.), как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение), вес и рост ребенка при рождении, вскармливание

КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ
1-й тест. Словесные ассоциации к определенному слову. Задача: «Будем играть в игру со словами. Я произнесу одно слово, а ты скажешь другое – какое захочешь».1. Стул – …2. Мяч – …3. Иван – …4. Зайчик – .5. Пою – .6. Красный – .Оценка

1. Анамнез
Анамнез (настоящие роды, течение настоящей беременности, предыдущие беременности, хронические заболевания).Настоящие родыСхватки. Важно выяснить время начала схваток, частоту, силу и их продолжительность. Если родовая деятельность проходит нормально, частота

РАССПРОС. АНАМНЕЗ
Знакомство и беседа с больным должны проходить в спокойной обстановке, располагающей к общению и откровенности. Желательно беседовать с больным наедине, поскольку присутствие посторонних может отвлекать его, мешать установлению контакта и

Пищевой анамнез и анализ диеты
При сборе анамнеза у пациента, относящегося к группе риска по белково-энергетической недостаточности, необходимо обратить внимание на следующие моменты:– предшествующие колебания массы тела (при этом необходимо уточнить массу тела, при

ВНЕШНИЙ (ОБЩИЙ) ОСМОТР. ИЗУЧЕНИЕ ЖАЛОБ И АНАМНЕЗ
При внешнем осмотре пациента отмечают особенности, которые непосредственно могут быть связаны с изменениями органа зрения. Обнаружение на лице рубцов, образовавшихся после травм или операций, особенно в области век,

Источник

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________

2. Возраст__________________________________________________________

3. Причина обращения. Жалобы родителей______________________________

    ________________________________________________________________                     

4. Ф.И.О. родителей, дата рождения, домашний адрес, телефон,  должность, место работы

мать:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

отец:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 5.Семейный анамнез:

 заболевания родителей; алкоголизм; наркомания; левшество: вынужденное, патологическое, наследственное; посещал ли кто-либо из родителей логопедическую группу:_____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Течение беременности:

  Возраст матери на момент родов_________________        

  От какой беременности по счету? ____________________________________

  Как завершены предыдущие?________________________________________

  Токсикоз (в какой половине беременности?)___________________________

  Резус конфликт (да, нет)?___________________________________________

  Угроза выкидыша (срок)?___________________________________________

  Перенесенные заболевания во время беременности______________________

__________________________________________________________________

7. Роды:

  На какой неделе?_________________________________________________   

  Родовспоможение (щипцы, кесарево, стимуляция,  выдавливание)____

____________________________________________________________

  Длительность____________________________________________________

  Асфиксия (обвитие пуповиной)____________________________________

  Положение плода_________________________________________________

8. Постнатальный период:

  Оценка по шкале Апгар________________________________                 

  Когда закричал? _________________________________________________

  Рост при рождении ____________________Вес_______________________

  Когда приложили к груди?________________________________________

  Кормление (грудное, искусственное, донорское)______________________

  Срыгивание, подтекание из углов рта_______________________________

  На какие сутки выписали из роддома _______________________________

Пользовались ли соской, (если да то до какого возраста)?________________

9. Развитие ребенка до трех лет:                                                                  

  Поведение________________________________________________________

  Сон_____________________________________________________________

  Психомоторное развитие:__________________________________________

  стал держать головку _______________ползать________________________

  сидеть ________________ вставать ________________ходить____________

  Появление первых зубов __________________________________________

  Заболевания. Наблюдение специалистов (кардиолог, невропатолог, ЛОР,

  нефролог и другие) _____________________________________________

  Речевое развитие ребенка:________________________________________

  гуление ______________лепет ____________первые слова _____________

  речь фразой _____________________________________________________

  Навыки самообслуживания_________________________________________

10. Развитие ребенка после трех лет:                                            

   Заболевания____________________________________________________

   Не прерывалось ли речевое развитие/если прерывалось, по какой причине,

   как долго длилось, с какими последствиями/__________________________

  ________________________________________________________________

   Как быстро наращивался словарный запас ____________________________

   Посещает ли детское учреждение__________________________________

   Игровая деятельность ____________________________________________

   Любимая игрушка ________________________________________________

   Применяет ли игрушки по назначению_______________________________

Читайте также:  Какие витамины для развития ребенка

   Контактность ____________________________________________________

11. Какую помощь можете оказать логопеду? (сшить (кассу), вязать,  плести,   сделать какое – либо пособие: из бумаги, дерева………………) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Конфиденциальность гарантируем.

(приносите заполненную анкету в конверте)

Источник

                                                АНАМНЕЗ                                              

1. Фамилия, имя
ребенка__________________________________________

2.
Возраст_________________________________________________________

3. Причина обращения. Жалобы
родителей_________________________

   
________________________________________________________________                     

4. Фамилия, имя, отчество родителей, должность, место
работы

   
мать:__________________________________________________________ 
________________________________________________________________ 

отец:______________________________________________________________

_________________________________________________________________                     5.Семейный анамнез:

 заболевания родителей; алкоголизм; наркомания;
профессиональные                                   

вредности;
левшество: вынужденное, патологическое, наследственное;          

посещал ли кто-либо из родителей
логопедическую группу:___________
_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________

6. Течение беременности:

  Возраст матери на момент
родов___________________________________        

  От какой беременности по счету?
_____________-____________________

  Как завершены
предыдущие?______________________________________

  Токсикоз (в какой половине
беременности?)________________________

  Резус конфликт (да,
нет)?__________________________________________

  Угроза выкидыша
(срок)?_________________________________________

  Перенесенные заболевания во время
беременности__________________
_________________________________________________________________

7. Роды:

  На какой
неделе?_________________________________________________   

  Родовспоможение (щипцы, кесарево,
стимуляция,  выдавливание)____

__________________________________________________________________

 
Длительность____________________________________________________

  Асфиксия (обвитие
пуповиной)____________________________________

  Положение
плода_________________________________________________

8. Постнатальный период:

  Оценка по шкале
Апгар___________________________________________                 

  Когда закричал?
_________________________________________________

  Рост при рождении ____________________Вес______________________

  Когда приложили к
груди?________________________________________

  Кормление (грудное, искусственное,
донорское)_____________________

  Срыгивание, подтекание из углов
рта______________________________

  На какие сутки выписали из роддома ______________________________

9. Развитие ребенка до трех лет:                                                                  

  Поведение________________________________________________________

  Сон_____________________________________________________________

  Психомоторное развитие:__________________________________________

  стал держать головку
_______________ползать________________________

  сидеть
________________
вставать ________________ходить____________

  Появление первых зубов
__________________________________________

  Заболевания. Наблюдение специалистов
(кардиолог, невропатолог, ЛОР,

  нефролог и другие)
_____________________________________________

  Речевое развитие
ребенка:________________________________________

  гуление ______________лепет
____________первые слова _____________

  речь фразой
_____________________________________________________

  Навыки
самообслуживания_________________________________________

10. Развитие ребенка после трех
лет:                                            

  
Заболевания____________________________________________________

   Не прерывалось ли речевое развитие/если
прерывалось, по какой причине,

   как долго длилось, с какими
последствиями/__________________________

 
________________________________________________________________

   Как быстро наращивался словарный запас
____________________________

   Посещает ли детское
учреждение__________________________________

   Игровая деятельность
____________________________________________

   Любимая игрушка ________________________________________________

   Применяет ли игрушки по
назначению_______________________________

   Контактность
____________________________________________________

11. Готов ли к школе

   
Понимание речи:

(выполнение
инструкций  ________   понимание предлогов  _____________ числа  _______________  рода _____________падежа ___________________)

 Связная речь:

 составление рассказа по картинке  ___________________________________

 составление рассказа по серии картин
______________________________

пересказ_________________  рассказ описание______________________

 Обследование грамматического строя:

 образование уменьшительно — ласкательных форм
_____________________

прилагательных
с существительными _____________________

 согласование существительных с числительными
______________________

  Состояние словаря :

 предметный словарь
______________________________________________

 словарь признаков ____________ глагольный
словарь __________________

 Развитие элементарных математических
представлений:

_________________________________________________________________

12. Интерес к учебе

   
Любимый предмет

Источник

Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания индивидуального коррекционного маршрута. Мы расскажем, почему это так, и из чего состоит наша диагностика.

Давай знакомиться!

Знакомство ребенка со специалистом – очень важный момент для обеих сторон. На первой встрече ребенок может не пойти на контакт с «чужой тетей», испугаться и провести все время рядом с родителем. Тогда первое занятие не сложится, и время будет потеряно. Если же контакт установить удалось – а специалист делает для этого все возможное – последующая работа пойдет быстрее: «чужая тетя» уже не такая чужая. Кроме того, процесс знакомства сам по себе может рассказать специалисту о многом: в частности, о том, насколько у ребенка развиты коммуникативные навыки. Эти особенности логопед / психолог / дефектолог будет учитывать, разрабатывая план дальнейшей коррекционной работы.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка орша

Если ребенок не идет на контакт, специалист будет наблюдать ребенка со стороны – в его общении с родителем, который привел его на диагностику, или в свободной игре. Не стоит недооценивать продуктивность такого наблюдения: для наших опытных и грамотных логопедов оно не менее информативно.

Чего изволите?

При первой встрече специалисту важно выяснить, каких результатов родители ожидают от занятий и насколько реалистично они видят проблемы ребенка. Педагог сразу скорректирует запросы, не адекватные положению дел – профессионализм и опыт позволяет наиболее объективно оценить ситуацию. Бывает, например, так, что родители обращаются из-за неправильного звукопроизношения у ребенка, а на диагностике выявляется, что без решения поведенческих и психологических проблем к постановке и коррекции звукопроизношения просто не удастся приступить. Так что диагностика показывает, потребуется ли помощь других специалистов.

Сбор анамнеза

На первой встрече специалисту важно собрать анамнез – сведения из истории развития ребёнка, информация о занятиях, которые он посещал ранее. Изучение анамнеза часто занимает большую часть времени на консультации. Здесь может оказаться важной любая деталь из истории развитии ребенка до настоящего момента. Заболевания, которые перенёс ребёнок в своей жизни. Посещал ли логопедические занятия прежде. Ходит ли в ДОУ или центр развития. Чем любит заниматься дома. Как общается с родственниками и с другими детьми. Какие методы лечения применяются в настоящее время.

Опять же, анамнез может показать, потребуется ли помощь других специалистов или прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.

Словом, детальное обсуждение истории развития ребенка и текущей ситуации необходимо для дальнейшей работы – а для этого обсуждения, в свою очередь, нужно много времени.

«Открой рот – скажи «ааа»

Диагностика включает разные задания для детей разных возрастов. У каждого задания своя цель. Собственно проверка звукопроизношения обычно занимает несколько минут и не требует особой подготовки. А вот грамматический строй речи обследуют (для выявления трудностей в словообразовании) по подобранному дидактическому материалу.

При работе с детьми, у которых полностью отсутствует речь и/или имеются особенности развития, чаще используется динамическая диагностика – наблюдение за ребенком в ходе нескольких занятий. Дело в том, что таким детям требуется 3-4 занятия, чтобы привыкнуть к специалисту и проявить свои возможности. Только после этого можно планировать работу и строить прогнозы.
Иногда работа с детьми с поведенческими трудностями требуют проведения занятий без родителей. Это необходимо, чтобы специалист выстроил отношения с ребенком и стал для него достаточно авторитетным.

«Скажите, когда мой ребенок заговорит?»

Опытный и квалифицированный специалист знает, что с прогнозами нужно быть очень осторожным, что нельзя провоцировать необоснованных надежд со стороны родителей.

Родителям важно понять, что прогресс часто непредсказуем и зависит не только от качественной работы специалиста, но от их активной позиции. Те 2-3 часа в неделю, что ребенок проводит с логопедом, не дадут заметного и стойкого результата, если родители не отрабатывают с ребенком приобретенные им навыки на практике и не поддерживают его психологически. Помните: коррекция речи требует комплексного подхода, терпения и времени.

Автор статьи — логопед-дефектолог Евгения Игоревна Ихсанова

Источник