Анамнез раннее речевое развитие ребенка
Источник: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост. А. М. Быховская, Н. А. Казова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 32 с.
1. Выявить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия:
— генетические дефекты, резус-конфликты, действие микроорганизмов и вирусов, острые, хронические, бытовые и производственные интоксикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, сдавление, ушибы, употребление алкоголя и наркотиков;
— отсутствие или слабая выраженность родовых схваток, стимуляция родовой деятельности, применение ручных родовспомогательных приемов, кесарево сечение, тугое обвитие пуповиной, большая или малая масса тела новорожденного, преждевременное рождение;
— нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга, перенесенные в раннем возрасте заболевания.
- Отметить характер грудного вскармливания:
— как ребенок взял грудь, как удерживал сосок;
— было ли подтекание молока по уголку губ;
— был ли пот над верхней губой при сосании;
— были ли засыпания во время кормления, частые и обильные срыгивания.
- Отметить особенности сна и бодрствования:
— чрезмерное двигательное возбуждение;
— сильный приступообразный, т.н. мозговой, крик.
- Отметить особенности раннего развития ребенка:
— когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ползать, ходить, узнавать близких;
— когда появились первые зубы, сколько зубов было к году.
- Сделать заключение о соматическом состоянии ребенка:
— по медицинской карте выяснить, у каких специалистов стоит на учете, с каким диагнозом.
- Отметить характер раннего речевого развития:
— появление гуления, лепета, первых слов и первых фраз;
— отметить, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине;
— использовались ли жесты в качестве замены или дополнения речи;
— отношение окружающих к состоянию речи ребенка;
— занимался ли с логопедом, каковы результаты.
Методы (низкоформализованные)
— Изучение медицинской документации.
— Индивидуальные беседы с родителями.
— Анкетирование.
Критерии оценивания
3 балла. Анамнез без патологии, раннее психофизическое и речевое развитие соответствует возрастной норме или опережает ее.
2 балла. В анамнезе имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие. Психофизическое и речевое развитие в пределах возрастной нормы.
1 балл. В анамнезе имеются повреждающие воздействия (токсикоз, химическая стимуляция родов, кесарево сечение и др.), а также неврологические и психопатологические синдромы (перинатальная энцефалопатия, ММД, задержка моторного развития и др.). Отмечены хронические соматические заболевания сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматиты и др. Отмечается задержка психофизического и речевого развития.
0 баллов. В анамнезе имеются значительные повреждающие воздействия (травмы головного и спинного мозга, тяжелые асфиксии, нейроинфекции и пр.). Отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития.
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.
Источник
РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ
Речевой анамнез включает следующее:
1) гуление;
2) лепет;
3) первые слова, первая фраза;
4) как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно);
5) прерывалось ли речевое развитие ребенка (время, причина);
6) с какого возраста нарушение речи;
7) речь в настоящее время;
8) речевая среда;
9) занимался ли с логопедом (где, когда, сколько, результаты).
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникативная функция речи исторически наиболее ранняя. Эта форма общения у детей уже возможна на элементарных довербальных формах общения (зрительной функции, с помощью жестов, мимики и т. д.). Примерно со второго полугодия жизни
КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ
Под принципами логопедической работы подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты речевого развития с целью их
ОБЩИЙ АНАМНЕЗ
От какой беременности ребенок, характер беременности (болезни, падения, токсикозы, психозы, травмы и т. д.), как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение), вес и рост ребенка при рождении, вскармливание
КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ
1-й тест. Словесные ассоциации к определенному слову. Задача: «Будем играть в игру со словами. Я произнесу одно слово, а ты скажешь другое – какое захочешь».1. Стул – …2. Мяч – …3. Иван – …4. Зайчик – .5. Пою – .6. Красный – .Оценка
1. Анамнез
Анамнез (настоящие роды, течение настоящей беременности, предыдущие беременности, хронические заболевания).Настоящие родыСхватки. Важно выяснить время начала схваток, частоту, силу и их продолжительность. Если родовая деятельность проходит нормально, частота
РАССПРОС. АНАМНЕЗ
Знакомство и беседа с больным должны проходить в спокойной обстановке, располагающей к общению и откровенности. Желательно беседовать с больным наедине, поскольку присутствие посторонних может отвлекать его, мешать установлению контакта и
Пищевой анамнез и анализ диеты
При сборе анамнеза у пациента, относящегося к группе риска по белково-энергетической недостаточности, необходимо обратить внимание на следующие моменты:– предшествующие колебания массы тела (при этом необходимо уточнить массу тела, при
ВНЕШНИЙ (ОБЩИЙ) ОСМОТР. ИЗУЧЕНИЕ ЖАЛОБ И АНАМНЕЗ
При внешнем осмотре пациента отмечают особенности, которые непосредственно могут быть связаны с изменениями органа зрения. Обнаружение на лице рубцов, образовавшихся после травм или операций, особенно в области век,
Источник
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Возраст__________________________________________________________
3. Причина обращения. Жалобы родителей______________________________
________________________________________________________________
4. Ф.И.О. родителей, дата рождения, домашний адрес, телефон, должность, место работы
мать:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
отец:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5.Семейный анамнез:
заболевания родителей; алкоголизм; наркомания; левшество: вынужденное, патологическое, наследственное; посещал ли кто-либо из родителей логопедическую группу:_____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Течение беременности:
Возраст матери на момент родов_________________
От какой беременности по счету? ____________________________________
Как завершены предыдущие?________________________________________
Токсикоз (в какой половине беременности?)___________________________
Резус конфликт (да, нет)?___________________________________________
Угроза выкидыша (срок)?___________________________________________
Перенесенные заболевания во время беременности______________________
__________________________________________________________________
7. Роды:
На какой неделе?_________________________________________________
Родовспоможение (щипцы, кесарево, стимуляция, выдавливание)____
____________________________________________________________
Длительность____________________________________________________
Асфиксия (обвитие пуповиной)____________________________________
Положение плода_________________________________________________
8. Постнатальный период:
Оценка по шкале Апгар________________________________
Когда закричал? _________________________________________________
Рост при рождении ____________________Вес_______________________
Когда приложили к груди?________________________________________
Кормление (грудное, искусственное, донорское)______________________
Срыгивание, подтекание из углов рта_______________________________
На какие сутки выписали из роддома _______________________________
Пользовались ли соской, (если да то до какого возраста)?________________
9. Развитие ребенка до трех лет:
Поведение________________________________________________________
Сон_____________________________________________________________
Психомоторное развитие:__________________________________________
стал держать головку _______________ползать________________________
сидеть ________________ вставать ________________ходить____________
Появление первых зубов __________________________________________
Заболевания. Наблюдение специалистов (кардиолог, невропатолог, ЛОР,
нефролог и другие) _____________________________________________
Речевое развитие ребенка:________________________________________
гуление ______________лепет ____________первые слова _____________
речь фразой _____________________________________________________
Навыки самообслуживания_________________________________________
10. Развитие ребенка после трех лет:
Заболевания____________________________________________________
Не прерывалось ли речевое развитие/если прерывалось, по какой причине,
как долго длилось, с какими последствиями/__________________________
________________________________________________________________
Как быстро наращивался словарный запас ____________________________
Посещает ли детское учреждение__________________________________
Игровая деятельность ____________________________________________
Любимая игрушка ________________________________________________
Применяет ли игрушки по назначению_______________________________
Контактность ____________________________________________________
11. Какую помощь можете оказать логопеду? (сшить (кассу), вязать, плести, сделать какое – либо пособие: из бумаги, дерева………………) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Конфиденциальность гарантируем.
(приносите заполненную анкету в конверте)
Источник
АНАМНЕЗ
1. Фамилия, имя
ребенка__________________________________________
2.
Возраст_________________________________________________________
3. Причина обращения. Жалобы
родителей_________________________
________________________________________________________________
4. Фамилия, имя, отчество родителей, должность, место
работы
мать:__________________________________________________________
________________________________________________________________
отец:______________________________________________________________
_________________________________________________________________ 5.Семейный анамнез:
заболевания родителей; алкоголизм; наркомания;
профессиональные
вредности;
левшество: вынужденное, патологическое, наследственное;
посещал ли кто-либо из родителей
логопедическую группу:___________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
6. Течение беременности:
Возраст матери на момент
родов___________________________________
От какой беременности по счету?
_____________-____________________
Как завершены
предыдущие?______________________________________
Токсикоз (в какой половине
беременности?)________________________
Резус конфликт (да,
нет)?__________________________________________
Угроза выкидыша
(срок)?_________________________________________
Перенесенные заболевания во время
беременности__________________
_________________________________________________________________
7. Роды:
На какой
неделе?_________________________________________________
Родовспоможение (щипцы, кесарево,
стимуляция, выдавливание)____
__________________________________________________________________
Длительность____________________________________________________
Асфиксия (обвитие
пуповиной)____________________________________
Положение
плода_________________________________________________
8. Постнатальный период:
Оценка по шкале
Апгар___________________________________________
Когда закричал?
_________________________________________________
Рост при рождении ____________________Вес______________________
Когда приложили к
груди?________________________________________
Кормление (грудное, искусственное,
донорское)_____________________
Срыгивание, подтекание из углов
рта______________________________
На какие сутки выписали из роддома ______________________________
9. Развитие ребенка до трех лет:
Поведение________________________________________________________
Сон_____________________________________________________________
Психомоторное развитие:__________________________________________
стал держать головку
_______________ползать________________________
сидеть
________________ вставать ________________ходить____________
Появление первых зубов
__________________________________________
Заболевания. Наблюдение специалистов
(кардиолог, невропатолог, ЛОР,
нефролог и другие)
_____________________________________________
Речевое развитие
ребенка:________________________________________
гуление ______________лепет
____________первые слова _____________
речь фразой
_____________________________________________________
Навыки
самообслуживания_________________________________________
10. Развитие ребенка после трех
лет:
Заболевания____________________________________________________
Не прерывалось ли речевое развитие/если
прерывалось, по какой причине,
как долго длилось, с какими
последствиями/__________________________
________________________________________________________________
Как быстро наращивался словарный запас
____________________________
Посещает ли детское
учреждение__________________________________
Игровая деятельность
____________________________________________
Любимая игрушка ________________________________________________
Применяет ли игрушки по
назначению_______________________________
Контактность
____________________________________________________
11. Готов ли к школе
Понимание речи:
(выполнение
инструкций ________ понимание предлогов _____________ числа _______________ рода _____________падежа ___________________)
Связная речь:
составление рассказа по картинке ___________________________________
составление рассказа по серии картин
______________________________
пересказ_________________ рассказ описание______________________
Обследование грамматического строя:
образование уменьшительно — ласкательных форм
_____________________
прилагательных
с существительными _____________________
согласование существительных с числительными
______________________
Состояние словаря :
предметный словарь
______________________________________________
словарь признаков ____________ глагольный
словарь __________________
Развитие элементарных математических
представлений:
_________________________________________________________________
12. Интерес к учебе
Любимый предмет
Источник
Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания индивидуального коррекционного маршрута. Мы расскажем, почему это так, и из чего состоит наша диагностика.
Давай знакомиться!
Знакомство ребенка со специалистом – очень важный момент для обеих сторон. На первой встрече ребенок может не пойти на контакт с «чужой тетей», испугаться и провести все время рядом с родителем. Тогда первое занятие не сложится, и время будет потеряно. Если же контакт установить удалось – а специалист делает для этого все возможное – последующая работа пойдет быстрее: «чужая тетя» уже не такая чужая. Кроме того, процесс знакомства сам по себе может рассказать специалисту о многом: в частности, о том, насколько у ребенка развиты коммуникативные навыки. Эти особенности логопед / психолог / дефектолог будет учитывать, разрабатывая план дальнейшей коррекционной работы.
Если ребенок не идет на контакт, специалист будет наблюдать ребенка со стороны – в его общении с родителем, который привел его на диагностику, или в свободной игре. Не стоит недооценивать продуктивность такого наблюдения: для наших опытных и грамотных логопедов оно не менее информативно.
Чего изволите?
При первой встрече специалисту важно выяснить, каких результатов родители ожидают от занятий и насколько реалистично они видят проблемы ребенка. Педагог сразу скорректирует запросы, не адекватные положению дел – профессионализм и опыт позволяет наиболее объективно оценить ситуацию. Бывает, например, так, что родители обращаются из-за неправильного звукопроизношения у ребенка, а на диагностике выявляется, что без решения поведенческих и психологических проблем к постановке и коррекции звукопроизношения просто не удастся приступить. Так что диагностика показывает, потребуется ли помощь других специалистов.
Сбор анамнеза
На первой встрече специалисту важно собрать анамнез – сведения из истории развития ребёнка, информация о занятиях, которые он посещал ранее. Изучение анамнеза часто занимает большую часть времени на консультации. Здесь может оказаться важной любая деталь из истории развитии ребенка до настоящего момента. Заболевания, которые перенёс ребёнок в своей жизни. Посещал ли логопедические занятия прежде. Ходит ли в ДОУ или центр развития. Чем любит заниматься дома. Как общается с родственниками и с другими детьми. Какие методы лечения применяются в настоящее время.
Опять же, анамнез может показать, потребуется ли помощь других специалистов или прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.
Словом, детальное обсуждение истории развития ребенка и текущей ситуации необходимо для дальнейшей работы – а для этого обсуждения, в свою очередь, нужно много времени.
«Открой рот – скажи «ааа»
Диагностика включает разные задания для детей разных возрастов. У каждого задания своя цель. Собственно проверка звукопроизношения обычно занимает несколько минут и не требует особой подготовки. А вот грамматический строй речи обследуют (для выявления трудностей в словообразовании) по подобранному дидактическому материалу.
При работе с детьми, у которых полностью отсутствует речь и/или имеются особенности развития, чаще используется динамическая диагностика – наблюдение за ребенком в ходе нескольких занятий. Дело в том, что таким детям требуется 3-4 занятия, чтобы привыкнуть к специалисту и проявить свои возможности. Только после этого можно планировать работу и строить прогнозы.
Иногда работа с детьми с поведенческими трудностями требуют проведения занятий без родителей. Это необходимо, чтобы специалист выстроил отношения с ребенком и стал для него достаточно авторитетным.
«Скажите, когда мой ребенок заговорит?»
Опытный и квалифицированный специалист знает, что с прогнозами нужно быть очень осторожным, что нельзя провоцировать необоснованных надежд со стороны родителей.
Родителям важно понять, что прогресс часто непредсказуем и зависит не только от качественной работы специалиста, но от их активной позиции. Те 2-3 часа в неделю, что ребенок проводит с логопедом, не дадут заметного и стойкого результата, если родители не отрабатывают с ребенком приобретенные им навыки на практике и не поддерживают его психологически. Помните: коррекция речи требует комплексного подхода, терпения и времени.
Автор статьи — логопед-дефектолог Евгения Игоревна Ихсанова
Источник