Американская система развития ребенка

Американская система развития ребенка thumbnail

Содержание:

  • Моя мамочка и я
  • Раннее развитие — начинаем до рождения
  • Парентология (наука о родителях) — типично нью-йоркская дисциплина
  • Звезда тротуаров

Всегда любопытно посмотреть, как в других странах воспитывают детей. Путешествуя, всегда обращаешь на это внимание: как ведут себя мамы с малышами, что говорят, как реагируют. Сегодня поговорим о родительских заботах и привычках в американских семьях: авторы книги «Цыпочки в Нью-Йорке» расскажут о своих наблюдениях. Особенно интересно это будет для тех, кто читал бестселлер «Французские дети не плюются едой» — тут обратный, зеркальный взгляд: две француженки с нескрываемым изумлением наблюдают, как американки относятся к своим младенцам.

Моя мамочка и я

С давних пор Джимми рано ложится спать. И это нормально. Ведь его дни загружены до предела. В надежде стать совершенным мужчиной он с утра до вечера трудится над своим образованием. По вторникам Джимми занимается плаванием, по четвергам — музыкой. По пятницам он налаживает контакты, встречаясь с людьми примерно его же возраста, чтобы в течение часа поговорить об окружающем мире, поделиться взглядами. Один или два раза в неделю он ходит в музей, а скоро займется футболом и гимнастикой. Джимми — совершенный человек, человек своего времени. Единственный минус: он не говорит. Впрочем, он и не ходит. Но в этом нет ничего страшного: Джимми всего 11 месяцев.

На этаже, где расположены игровые площадки Sydney Playground, мамочки и их цыплята рассаживаются в зале для игр вокруг Робин, аниматора, которая берет гитару и, призвав своих учеников к тишине, проигрывает несколько нот и начинает петь песню, своего рода увертюру и символ программы «Музыка для всех».

— Hello everybody, so glad to see you, hello to Jimmy, so glad to see you… (Привет всем, я так рада вас видеть, здравствуй, Джимми, я так рада тебя видеть…)

Мамы, няни и несколько присутствующих здесь папаш хором повторяют:

— Hello to Lucy, to Oriana, to Seith, hello to the moms, to the dads, to the nannies, to the grandparents, we’re so glad to see yououou… (Здравствуй, Люси, Ориана, Сейт, здравствуйте все дети, мамочки, папочки, няни, бабушки, дедушки… Мы рады видеть вааас…)

У песен веселые мелодии, слова в них легко рифмуются, все несут положительный заряд, призывают к любви и толерантности. Вообще, настрой американских песенок в корне отличается от, например, французских считалочек, в которых подвешивают Пьера, запрещают под страхом смертной казни плакать Жаннетте, прославляют матушку Ми-шель и ее пропавшего кота, пастушку, которая бьет котенка, и, начиная с пеленок, пропагандируют табакокурение: «В моей табакерке отличный табак!»

Младенцы в Нью-Йорке чуть ли не с рождения ведут бурную жизнь, посещая всевозможные курсы гиперстимуляции, занятия на которых, если уж к ним и приступили, не прекращаются никогда. Жительницы Нью-Йорка, как и природа, не терпят пустоты. Едва маленький Тревор начинает ходить, мать сразу же записывает его на курсы гимнастики. Вы не представляете, как трудно удержать равновесие, ступая по бревну, когда у тебя младенчески слабые ножки. Ну и что с того! Незамысловатая философия, которой руководствуются родители, сводится к тому, что начинать нужно как можно раньше, чтобы все успеть и добиться успеха жизни. Заниматься музыкой начинают с четырех месяцев, плаванием — с восьми, а рисованием, когда еще не умеют держать карандаш. И святая святых — это посещение курсов йоги для детей. Уже с трех лет дети умеют делать упражнение «Приветствие солнцу» и занимаются пранаямой (упражнения на дыхание).

К преимуществам, как и всегда в Нью-Йорке, относится наличие в городе множества самых разнообразных курсов йоги, на любой вкус. Джуниор и его товарищи, прислушиваясь к тишине, расположились на ковре. Родители убеждены, что их сорванцы научатся лучше, чем они, справляться со стрессами.

А чтобы записная книжка Джуниора не выглядела, как органайзер министра, программа занятий не сложная и представлена в виде развлечений.

Все чаще родители обращаются к терапевтам, чтобы те, наблюдая их потомство, способствовали ускорению процесса обучения. Early intervention — это программа, разработанная для детей с задержкой развития. Проблема заключается в том, что не все дети развиваются в соответствии с ритмом, заданным природой. Если Джуниор не встанет на ноги и не пойдет в год, это ненормально. Если он сдергивает носочки с ног или не любит дотрагиваться до песка в песочнице, это означает, что у него тактильные и сенсорные проблемы. А тот факт, что бамбино не признает шапку, послужил поводом для похода к терапевту, который диагностировал у него задержку развития, на борьбу с которой ушел целый год. Родители убеждают сами себя: «Если занятия и не принесут пользы, то уж хуже от этого, в любом случае, не будет.

О детских игровых площадках
Французским урбанистам не мешало бы приехать в Нью-Йорк, чтобы своими глазами увидеть детские игровые площадки. Как только на небе появляется хоть один луч солнца, ватаги ребятишек берут приступом пространства, отведенные под игры. Как это всегда бывает, когда речь идет о развлечениях, американцы быстро поняли, в чем нуждаются малыши и чем обеспокоены их родители, — игровые площадки в зеленых зонах оборудованы резиновыми напольными покрытиями, тобоганами (металлические горки), качелями с сиденьями в виде пластиковых штанишек, куда можно посадить ребенка, едва умеющего держать головку, не боясь, что он упадет, песочницами, в которых не встретишь экскрементов животных (у животных свои «игровые площадки» — места для выгула). Нельзя не упомянуть и о знаменитых sprinklers, фонтанах, действующих с наступлением первых жарких дней и до конца бабьего лета, где с наслаждением плещутся малыши в памперсах (даже в четыре месяца нельзя выставлять напоказ свою наготу; видимо, американцы еще не окончательно избавились от пуританских пережитков).

Раннее развитие — начинаем до рождения

Ситуация складывается таким образом, что все большее количество матерей решают оставить хорошо оплачиваемую работу, требующую от них полной самоотдачи, чтобы полностью посвятить себя детям. Целью такой самоотверженности «профессиональных мамочек» является демонстрация на «ярмарке тщеславия» достижений их потомства. Но не вздумайте им сказать, что они не работают. В целях политкорректности теперь принято говорить не «домохозяйка», а «женщина, не получающая вознаграждения за свой труд». Они полностью сосредотачиваются на образовании детей, вкладывая душу и деньги в культурное развитие своих херувимов, и, организуя школьные праздники, пекут бесконечные кексы и торты и шьют своими белыми руками костюмы на Хэллоуин.

Этот феномен скрупулезно изучается Шарон Хэйс, которая назвала его «интенсивным материнством». Но подобный подход не находит понимания у трех англосаксонских мэтров педиатрии: Томаса Берри Брейзелтона, Бенджамина Спока и Пенелопы Лич, произведения которых и сегодня не утратили актуальность: их цитируют, на них ссылаются и они стали настольными книгами для большей части нью-йоркский матерей.

Прочтя все, что возможно, по поводу физического развития детей и доведя до совершенства свои теории на скамейках игровых площадок, продвинутые мамы начали доселе невиданное наступление на интеллект своих малышей.

Во-первых, ребенку нужно читать, когда он еще находится в утробе; во-вторых, начиная с четырех месяцев необходимо приобщать его к возможно более разносторонней деятельности и, в-третьих, следует неустанно трудиться над организацией и проведением плейдейта (playdate).

Это — абсолютно нью-йоркское нововведение. И не думайте, что речь идет о банальной вечеринке, где угощают шоколадными бисквитами и соком. Чтобы провести плейдейт на должном уровне, родителям придется не раз встречаться, ведь надо продумать все до мелочей, организовать игры и развлечения не только для детей, но и для их мамочек, которые тоже не должны скучать.

Но даже если методические указания продиктованы лучшими побуждениями (и часто оказываются действенными), воспитательный процесс, бывает, доходит до абсурда. Нередко можно видеть в библиотеку молодую маму, читающую на ушко своему спящему младенцу детскую книжку из серии «Угадай, как я тебя люблю». А вот другая мама, разговаривающая с двухлетним малышом по методике «прочти по моим губам»:

— По-смо-три, бе-би спииит.

Встречаются родители, которые уверяют, будто их 16-месячный карапуз уже выучил буквы, различает цвета и знает наизусть слова детской песенки про паучка Itsy Bitsy Spider. На языке вертится вопрос: «А логарифмами он еще не овладел».

Синдром вундеркинда овладел всем городом. Дети просто обязаны быть сверхспособными. И если ваш бамбино не доказал теорию Большого взрыва в трехлетнем возрасте, будьте уверены, его жизнь не удалась, если не потерпела крах.

Читайте также:  Оценка физ развития ребенка

Следствием этой тенденции явилось так называемое позитивное мышление.

Мать Уильяма никогда не говорит «нет». Она всегда в приподнятом настроении.

Каждый раз, когда Уильям слепит куличик из песка, она вскрикивает от восторга:

— Дорогой мой, как у тебя хорошо получилось!

Каждые четверть часа Уильям слышит, как она к нему обращается:

— Какой хороший мальчик!

Как только он начинает плакать, мать тут же подбегает и пригоршнями сует ему в рот любимые хлопья американских детей Cheerios или Goldfish, а иногда, в зависимости от случая, обнажает грудь, чтобы покормить его: «Ему это так полезно».

Однажды, когда Уильям чуть было не выбил глаз своей подружке Эшли, укусив ее за щеку и отобрав у нее куклу, его мама встала, подвела сорванца к плачущей девочке и сказала ровным тоном:

— Уильям, ты очень плохо поступил, ты расстроил мамочку, а теперь извинись перед Эшли. Эшли, Уильям просит у тебя прощения.

Но на самом деле ее Уильям не чувствует никаких угрызений совести, он даже не знает, что это такое. И по правде говоря, он находит все это довольно забавным: Эшли рыдает во весь голос, мама занята только им, он — центр мироздания. Здорово!

Поняв, что инцидент исчерпан, Уильям поворачивается, берет свою лопатку, набирает в нее песок и швыряет в лицо девочки.

Как всегда в такие моменты, мать Уильяма рассыпается в извинениях и заявляет:

— Это не его вина, его отец и я, мы разводимся, Уильям проходит курс лечения у терапевта.

Малышку Эшли, по-видимому, не впечатлили результаты лечения, потому что она зарыдала еще громче, во всю мощь своих легких, как и подобает в подобных случаях.

Парентология (наука о родителях) — типично нью-йоркская дисциплина

Брошюра, на которой изображена фотография двух подростков с нахмуренными, недовольными лицами, вопрошает: «Вы когда-нибудь хотели иметь руководство по эксплуатации?» Разумеется, в тот или иной момент жизни родители только и мечтают о том, чтобы к их малышу прилагалась инструкция. Как поменять пеленки, как убаюкать, как накормить ребенка, как успокоить, когда он раздражен? Все это, естественно, очень важно, чтобы взять да пустить на самотек, предоставить опыту старших либо просто послушаться здравого смысла.

В Нью-Йорке подход очевиден: здесь говорят «прощай» благоразумию и «добро пожаловать» — разного рода тренингам для родителей! Курсы и семинары призваны дать исчерпывающие ответы на вопросы, возникающие у отцов и матерей. Каждый роддом в этом городе учит молодых родителей ежедневному уходу за младенцем, включая массаж. Когда ребенок немного подрастет, вам объяснят, что делать, если он капризничает или проявляет агрессивность (даже не надейтесь, что вам посоветуют посадить его под замок). А может быть, вы хотите привить ребенку любовь к чтению, чтобы он стал завсегдатаем библиотек, или развить в нем сверхспособности? Что ж, вы и в этом найдете учителей. И никакой паники, если ваш малолетний отпрыск катается по земле, разозлившись не на шутку. Более того, в городе работает «горячая линия» по воспитанию! Снимите трубку и позвоните консультанту — он любезно объяснит вам, как обезвредить бомбу. При условии, конечно, что вашего херувима не снабдили при доставке самовзрывающимся механизмом. Бумс… Ну, это не так страшно!

Для Джулии Росс, консультанта по воспитанию, опасения родителей стали основой ее бизнеса. Она с полной серьезностью объяснит, что родительского инстинкта не существует и что спонтанность поведения — самый короткий путь к катастрофе. Лучше следовать ее советам буквально. Она предлагает находящимся в полной растерянности мамам и папам семинары и частные консультации по 150 долларов за час. В ходе одного семинара, тема которого «Что нужно делать, чтобы ребенок доверял вам?», она объяснила сорока родителям, что они, сами того не понимая, занимаются саботажем. Не хуже тайных агентов с «Воина радуги» (корабль «Гринписа») они подрывают доверие, которое испытывает к ним ребенок. Ее указания таковы:

—Не нужно говорить «не делай того-то» или «будь внимательнее». Наоборот, необходимо сосредоточиться на положительных аспектах. И вместо того чтобы приказным тоном сказать ребенку «Не забудь сделать уроки», скажите: «Дорогой, надеюсь, что сегодня ты быстро сделаешь домашнее задание». Или вместо «Будь осторожнее!» —»Мне будет приятно, если ты проявишь осторожность».

И наконец, секретное оружие Джулии Росс: ежедневные слова любви, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным.

— Возьмите ручку и напишите самым красивым почерком: «Дорогая Сьюзи, я люблю тебя больше всех на свете». На следующий день отметьте: «Спасибо, моя любовь, за то, что вчера вечером ты убрала со стола». И повторяйте в таком же духе ad libitum (по собственному усмотрению).

Все это совершенно серьезно, и сотни потерявших надежду семей платят большие деньги, чтобы услышать подобные советы. И если все закончилось тем, что ваш бамбино стал алкоголиком и наркоманом, это значит, что вы допустили орфографическую ошибку в адресованных ему словах любви.

Звезда тротуаров

Некоторое время назад, окинув взором вереницы колясок, протянувшиеся вдоль игровых площадок от Форт Грин Парк до Вашингтон-сквер и от Бэттери Парк до Верхнего Ист-Сайда, можно было заметить, что родители в основном приобретают функциональные классические модели, которые в целом почти не отличаются друг от друга. Рынок поделили между собой два «тяжеловеса»: итальянская торговая марка Peg Perego и английская марка MacLaren, козырек которой в шотландскую клетку казался незаменимым и вечным. Да, и еще: знаменитую трехколесную Baby Jogger — настоящий тренд! — выбирали для себя любители бега.

Но сегодня все изменилось. Ньюйоркцы, всегда умевшие использовать новинки в области высоких технологий в собственных интересах, не оставили в стороне и детские коляски.

Суперлегкие, складывающиеся одним пальцем, с крошечными звуковыми колонками, встроенными под козырек для прослушивания МР3-плеера, со специальным отделением для мобильного телефона, из титана, с кожаным сиденьем и т. д., и т. д.

Нет, нет, не автомобиль, а именно детская коляска, стала символом социального статуса на Манхэттене. Так как его жители довольно редко обзаводятся машиной, они готовы вложить не одну сотню долларов в это ручное транспортное средство.

Некоторое время назад на тротуарах появилась настоящая звезда (которой сразу отдали предпочтение такие звезды, как Джулиана Мур и Кейт Хадсон) — коляска Bugaboo, «внедорожник» с вращающимися вокруг собственной оси колесами. Злые языки называют ее «хаммер с козырьком», намекая на огромную, устрашающего виду машину американской армии, популярную среди рэперов и некоторых голливудских знаменитостей (по большей части республиканцев). Bugaboo с «хаммером» объединяет функция четырех ведущих колес, правда, на этом сходство и заканчивается. Коляску разработали в Нидерландах, и ее вид, одновременно стильный и эргономичный, произвел на экологически корректных ньюйоркцев, готовых заплатить за нее 700 долларов, сильное впечатление. Кстати, благодаря Bugaboo цвета детской коляски стали разнообразнее и веселее: ярко-оранжевый, насыщенный красный, темно-фиолетовый и размыто-голубой.

Что касается тех, у кого есть деньги — мы имеем в виду тех, у кого действительно есть деньги! — то они, покупая Silver Cross, подражают Саре Джессике Паркер, Брук Шилдс или Мадонне (ну не отставать же от них!) И это несмотря на цену — более двух тысяч долларов. Роллс-Ройс детских колясок постепенно подвергается демократизации, утрачивая свое первоначальное назначение — верно служить наследникам английской короны. Если только их высочества не сделают выбор в пользу MacLaren из титана за ту же стоимость или не решат приобрести коляску марки Burberry, от английского производителя товаров экстра-класса, вынужденного следовать политике вздувания цен.

Короче говоря, все средства хороши, чтобы мама выглядела неотразимо. И даже компания BabyBjorn не осталась в стороне от этого процесса, выпустив на рынок «кенгуру» из кожи для ношения ребенка.

Единственный недостаток колясок нового поколения: их высокая технологичность, которая имеет и обратную сторону — они выдерживают вес за 20 килограммов, и нередко можно увидеть шестилетних детей с Game Boy в руках, восседающих в коляске, как в кресле. Это приводит в бешенство американских педиатров, видящих в такой «оседлости» еще одну причину ожирения, как если бы в борьбе с ожирением для них и заключается смысл их профессиональной деятельности.

Продолжение следует…

Источник

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

Читайте также:  Диагностические средства развития ребенка

В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам массаж 8 месяцев

Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:

  1. легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
  2. свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
  3. участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.

Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».

Где заниматься

Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.

Стоимость

Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Цена пособия «Сложи узор» – 800 руб.

Отзывы

Анна, сын Федор (4 года):

Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.

5. Система воспитания Антона Макаренко

Антон Макаренко – советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.

Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.

Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.

Основная идея семейного воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – основа построения личности ребенка.

© Instagram @mirnaya78

Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – основа воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.

Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».

Где заниматься?

В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.

Стоимость

Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:

  1. игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
  2. игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
  3. игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.

Отзывы

Мария, сын Рома (2 года):

Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок – часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и сын подтянется.

6. «Музыка с мамой» Железновых

Методика от профессиональных музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.

Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.

Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.

Где заниматься

Дома или в центрах, где есть «Музыка с мамой». Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.

Стоимость

Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.

Отзывы

Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):

Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.

7. «Школа семи гномов»

Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.

На каждый год ребенка с 0 до 6 лет – 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.

© Instagram @children.books

Где заниматься

Дома или в развивающем детском центре «Школа семи гномов», где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.

Сколько стоит?

Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте «Школы семи гномов» один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора – 105 руб.

Отзывы

Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):

“Школу гномов” любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.

Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?

Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики – смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать. Успешного развития!

Читайте также:

  • Сенсорное развитие ребенка
  • Гимнастика: чтобы малыш «заррррычал» и избавился от проблемных звуков
  • Для развития мелкой моторики: бизиборды, которые нам понравились
Фото на анонс: Depositphotos

Источник