Актуальные проблемы развития ребенка в раннем возрасте
Мария Петрова
Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста
Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста.
Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок проходит огромный путь развития. В этот период складываются формы общения со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ними, развивается наглядно-образное мышление, развивается память, воображение, происходит освоение пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с предметом, складывается манипулятивная и предметная деятельность, а на ее основе – сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.
Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Рассмотрим проблемы с которыми сталкиваются родители при воспитании детей раннего возраста.
Наиболее часто встречающиеся проблемы родителей:
1. Детские истерики.
2. Ребенок кусается и дерется с мамой.
3. Приучение к горшку.
4. Ребенок конфликтует и дерется с другими детьми.
5. Как отучить ребенка от соски и бутылочки.
6. Ребенок не разговаривает.
Остановимся на одной из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться родителям малышей – детские капризы и истерики.
Истерика у ребенка относится к состоянию крайнего нервного возбуждения, которое приводит к потере детского самообладания. Детские истерики чаще всего проявляются плачем, громким криком, катание по полу, а так же размахиванием руками и ногами. Прибывая в таком состоянии, ребенок не способен адекватно реагировать на обращенную к нему речь и не способен воспринимать обычные методы общения, направленные на него.
Взрослея, у детей появляются личные интересы, желания, которые зачастую расходятся с желаниями взрослых. Если ребенку не удается добиться своего, то он испытывает раздражение и злость.
Выделяют типичные ситуации,провоцирующие состояние истерики:
• неспособность выразить вербально личное недовольство;
• стремление привлечь к себе внимание;
• желание достичь что-то очень важное и необходимое;
• недосыпание, утомление, чувство голода;
• болезнь или состояние после болезни;
• желание подражать сверстникам и взрослым;
• чрезмерная опека и патологическая строгость взрослых;
• отсутствие выраженного отношения к отрицательным и положительным поступкам ребенка;
• невыработанная система наказаний и поощрений ребенка;
• отрыв от интересного занятия;
• ошибки воспитания;
• слабый и неуравновешенный склад нервной системы;
Столкнувшись с таким явлением, родители зачастую не знают как правильно себя вести с малышом и желают только того чтобы истеричные капризы прекратились как можно быстрее, они начинаются метаться, успокаивать, утешать и мигом удовлетворять все запросы и исполнять все желания. Но, в большинстве случаев, от такого поведения истерика у детей только усиливается и продолжается дольше.От поведения взрослых зависит много: будут ли эти истерики продолжаться постоянно или прекратятся после нескольких неудачных попыток.
Истерики зачастую непроизвольны, их особенностью выступает то, что ребенку очень сложно справиться со своими эмоциями.
Взрослым необходимо учитывать, что детская истерика, являясь сильной эмоциональной реакцией подкрепляется агрессией, раздражением, отчаянием. Во время приступа ребенок слабо контролирует моторику, именно поэтому бывают случаи, когда ребенок бьется головой об стену или пол, в то же время практически не ощущая боли.
Особенностью приступов выступает то, то они появляются как следствие неприятного известия или обиды, усиливаясь при внимании окружающих и быстро прекращаясь после исчезновения заинтересованности окружения.
Первые истерики возникают после года и достигают пика капризности, а так же упрямства в 2,5-3 года. Возраст трех лет получил название «кризис трех лет». В кризисный период истерические приступы способны случаться по любому поводу и достигать до 10 раз в день. Для них характерны истерические протесты и упрямство. Нередко родители не могут понять, как некогда послушный ребенок превратился в устраивающего истерики по самому незначительному и любому поводу.
В зависимость от причин детских истерик,они подразделяются на два типа:
• истерика манипулятивная
• истерика характера.
В первом случае ребенок использует истерику как средство манипуляции взрослыми. Поведение может быть направлено на людей, а может принимать форму слов и поступков. Злые и доведенные до предела дети, могут бить, толкать или кусаться. Такая модель поведения является проявлением бунта ребенка, против того, что что-то не допускается и против того, что он так много может сам (ходить, говорить и пр., а ему многое запрещают.
Второй тип более сложен в психологическом плане. Если ребенок начинает вести себя неадекватно, это может быть связано с радикальными изменениями, которые произошли в его жизни. Например, стресс с появлением новых членов семьи, отсутствие общения между родителями, посещение детского сада, все это может вызвать детскую истерику.
Истерики у детей 1,5-2 лет возникают на фоне нервного перенапряжения и усталости, поскольку психика еще не устоялась, ближе к 2-м годам капризы превращаются в своеобразную манипуляцию и выступают способом достижения своих требований. В 2 года ребенок уже постиг смысл слов «нет», «нельзя», «не хочу» и успешно начинает пользоваться этими формами протеста. Это происходит потому, что он не способен бороться убеждением или силой слов и действует необузданным поведением.
Возраст3-х лет отмечается следующими характеристиками: ребенок желает ощутить себя самостоятельным и взрослым, зачастую имеет собственное «хочу» и старается отстоять его перед взрослыми. Возраст 3-х лет причисляют ко времени находок и открытий, а также осознания себя личностью. У детей этот период проявляется по-разному, однако основными симптомами выступают крайнее упрямство, своеволие, негативизм.
Что делать родителям во время истерик детей раннего возраста?
Так как истерика для ребёнка является доступным средством для получения желаемого, то, поняв один раз, что данный способ срабатывает, использовать его он будет довольно часто. Остановить истерики возможно только не проявляя во время них никаких уступок.
Для начала следует глубоко вздохнуть и успокоиться – истерика вечно длиться не будет, ребёнок «перерастёт», станет понимать и оценивать свои действия.
Обязательно нужно дать понять ребенку, что его истерики не страшны и он ничего ими не добьется, его требования не будут выполнены, потому что он устраивает истерику.
Родителям не стоит показывать, что они злы на ребенка и собираются его наказать. Спокойствие и настойчивость дадут ребенку понять, что он поступает как-то не так, и что поведение нужно изменить.
При возникновении истерики,родителям следует соблюдать ряд простых правил:
• не менять своих решений;
• не пытаться насильно взять ребенка на руки;
• не поднимать ребенка с пола, если он на него улёгся;
• не оставлять его одного;
• контролировать своё эмоциональное состояние;
• стараться переключить внимание ребенка на какие-либо предметы, интересные действия;
• не обращайте внимания на комментарии окружающих.
Отучить ребенка от истерик возможно, если не заострять внимание на плохом поведение и не пытаться его сломить. Ломка характера ни к чему хорошему не приведет, однако вседозволенность нельзя допускать.
Ребенок не должен решить, что истерикой можно всего добиться. Самое мудрое, что в этой ситуации способны сделать взрослые – отвлечь внимание или переключить внимание на что-либо другое.
Например, предложить посмотреть любимые мультики, вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже на пике истерики, то это не сработает. В данном случае приступ истерики следует переждать.
Если ребенок закатывает истерики, когда вы находитесь дома, то настойчиво скажите ему, что поговорите с ним после того, как он остынет, а сами продолжайте заниматься личными делами. Очень важно родителям оставаться спокойными и владеть эмоциями. После того, как малыш успокоится, скажите ему, что любите его, однако своими капризами он ничего не добьется.
В случае если истерика произошла в общественном месте, то по возможности лишите малыша зрителей. Не стоит обращать внимание на взгляды посторонних людей, которые будут осуждать. Уступив однажды, для избегания скандала, следует быть готовым, что дальше придется действовать также.
Как избежать истерики у ребенка? Наблюдая за ребенком, старайтесь понять, какое состояние приближает истерику. Это могут быть легкое хныканье, поджатые губы, сопение. При первых признаках старайтесь переключить внимание ребенка на что-то интересное. Этот прием эффективен в случае, если истерика еще не разгорелась. Если приступ начался, то этот метод не понесет желаемых результатов.Используя следующие простые правила можно избежать истерических приступов:
• полноценный отдых, соблюдение режимных моментов;
• не допускать переутомления;
• уважительно относится к досугу малыша, позволять ему играть достаточное время;
• прояснять чувства ребенка («Ты сердишься потому что…»);
• у ребенка должно быть право выбора;
Приложение. Что пишут родители о проблемах своих детей?
1. Детские истерики.
2. Ребенок кусается и дерется с мамой
3. Приучение к горшку.
4. Ребенок конфликтует и дерется с другими детьми.
5. Как отучить от соски и бутылочки.
6. Ребенок не разговаривает.
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. А.И. ГЕРЦЕНА»
Институт детства
Кафедра
Дошкольной педагогики
Реферат на тему
«Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста»
Выполнила:
Студентка 3 курса ЗО
Петрова А.В.
Группа ДО-4-14
Санкт – Петербург
2016
Дети должны считаться, по общепринятому мнению, счастьем и великим благом в жизни. Однако очень часто в повседневных реалиях можно встретить выбившихся из сил пап и мам. Радость от общения с собственным ребенком могут легко нарушить ошибки, совершаемые по неопытности молодыми родителями.
Современным родителям приходится сталкиваться с множеством проблем, касающихся развития и воспитания детей раннего возраста. Особо важно при рассмотрении проблем современных родителей выделить не только наиболее популярные и оглашаемые, но и глубинные, сопровождающие каждый день напоминанием о себе. Ранний возраст ребенка –от 1 года до 3 лет, поэтому будет составлен рейтинг, касательно детей этого возраста.
- Ребенок не говорит. Открыто огромное количество форумов и тем, топиков на данную тему, ниже изложены примеры.
2. Ребенок раннего возраста не ходит на горшок
3. Ребенок не спит днем.
4.Ребенок не слушается
5. Чувство вины перед ребенком. По мнению множества современных психологов, проблема чувства вины перед ребенком всплывает у каждого родителя, даже у того, кто прикладывает все усилия для его правильного воспитания и ухода.
Наиболее популярной и интересной проблемой является отсутствие разговорной речи у ребенка раннего возраста. Недоразвитие речи может усугубить упрямство, своеволие и истерические реакции малыша. Родители, замечающие отставание развития речи у ребенка обязательно должны обратиться к неврологу, при необходимости пройти обследование и начать лечение. С целью развития речь необходимо применение различных методик. Рассмотрим некоторые из них.
Еще Павлов говорил об использовании мышечных ощущений, которые ведут от речевого органа к коре головного мозга. Так ребенок, повторяя мимику матери, начинает говорить. Но после семи месяцев имитация мимики у детей начинает ослабевать, поэтому в более старшем возрасте нужно искать другой путь. Было замечено, что развитие движений пальцев рук (которое не всегда совпадает с развитием общей моторики) всегда совпадает с речевым развитием. Когда отстает развитие моторики пальцев, отстает и развитие речи.
Особенное значение имеет период противопоставления большого пальца другим. Работу по тренировке детских пальчиков можно начинать с семи месяцев. При движениях пальцев левой руки будет развиваться правое полушарие мозга, а развитие левого полушария будет зависеть от подвижности пальчиков правой руки. Давайте малышу катать шарик из пластилина, купите ему крупные деревянные бусы.
После полутора лет можно давать более сложные задания:
-застегнуть пуговицу;
-завязать узел;
-шнуровать.
При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 — 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).
Используются самые разнообразные приемы. Так, важное значение в рассматриваемом нами возрасте имеет образец построения предложения педагогом, но само предложение должно быть достаточно сложным, с использование наречий, союзов. Детям 2 — 3 лет удается уже повторить образец элементарного рассказа – описания. Способы действия с игрушками взрослый не только сам показывает детям, но и может предложить им придумать, как, например, можно успокоить зайца, что выбрать кукле, если будем угощать ее чаем, и т.д. Таким образом, вместе с развитием речи мы развивает у детей мыслительные операции, учим устанавливать простейшие связи (накормили зайца – он успокоился, пьем чай – нужна соответствующая посуда и т.д.). Все это крайне важно для формирования инициативности, элементарного творчества (перенос способов действий в самостоятельные игры).
Известно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати, вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме.
Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
С ребенком следует заниматься логопедическим массажем, играми на подражание, развитие слухового восприятия и т.п.
Собственные советы родителям, столкнувшимся с такой проблемой. В любой сложной ситуации, связанной с развитием речи ребенка, родителям следует оставаться в спокойном состоянии, сохранять понимание того, что ребенку необходима помощь. В первую очередь стоит обратиться к неврологу, который вызывает доверие у родителей.
Важно отметить, что интрига, интерес к игре и положительный настрой играют решающую роль в стремлении ребенка ознакомиться с новой информацией. Во время прогулок, совместного быта, необходимо как можно больше общаться с ребенком, не отвечать за него и побуждать обращение к себе. У ребенка должна быть сформирована положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них. Еще одно необходимое условие — все игры должны сопровождаться речью, желательно стихами, которые в раннем возрасте запоминаются и воспринимаются легче.
Источник
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ранний возраст – совершенно особый период – период созревания всех органов и систем. Многие ученые мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит впервые 3 года жизни.
Выдающиеся педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, C.JI. Новоселова, Д.Б.Эльконин определяют период раннего детства как особый, важнейший стартовый этап в жизни человека. Это период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы и основных ее функций, начального формирования личности ребенка.
И нам, педагогам и родителям, важно своевременно использовать те неповторимые возможности развития, которые присущи детям этого возраста.
Каковы же их особенности? Ни в каком другом возрасте ребенок так быстро не растет и не развивается. Он рождается самым беспомощным существом по сравнению с детенышами животных и в короткие сроки в быстром темпе под воздействием окружающей среды, влияния взрослых (первая улыбка, узнавание близких, подражание их действиям, движениям, ходьба, речь) формируется его мозг.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса этого возраста способствует переход к сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста:
быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;
приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста;
потребность в индивидуальном контакте со взрослым;
зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
Современным родителям приходится сталкиваться с множеством проблем, касающихся развития и воспитания детей раннего возраста. Проблемы воспитания детей в семье, в том числе и воспитание детей раннего возраста – сложная, не имеющая точного решения тема. Эта тема волнует педагогов, психологов, родителей. Проблема вызывает многочисленные споры и разногласия, формируя как сторонников, так и противников каждого направления. Создаются целые научные группы, проводятся научные семинары. Каждый человек, будь то родитель, воспитатель или исследователь, имеет свой взгляд и мнение на проблемы воспитания детей, в особенности детей раннего возраста. Каким надо быть строгим или мягким? Злым или добрым? Как наказывать и ругать ребёнка? Что можно делать и чего делать ни в коем случае нельзя? Перечень этих вопросов можно продолжать до бесконечности. Хотя сегодня на раннее развитие детей настроено подавляющее большинство родителей, детские психологи отзываются далеко не однозначно на данную тему.
У раннего развития существуют как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным сторонам относится прежде всего внесение разнообразия в жизнь малыша, ведь какая бы методика ни была выбрана, все эти пособия и способы работы с ними вызывают интерес у большинства детей. Плюс раннего развития также в том, что благодаря ему в мозге ребенка активно формируются нейронные связи. О вреде раннего развития часто предупреждают неврологи, которые сталкиваются с проблемами перегрузки центральной нервной системы, вызванной как раз обилием занятий и их несоответствием возрасту и уровню развития малыша. Иногда у детей из-за такой перегрузки возникает функциональная несформированность некоторых отделов мозга, что приводит к дальнейшим проблемам в учебе и других видах деятельности. Нельзя забывать и еще об одной проблеме – гиперопеке.
Гиперопека – это система отношений, при которой сверхзаботливые родители обеспечивают своими действиями удовлетворение всех пожеланий и потребностей ребёнка, тем самым ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результатом являются такие возможные проблемы раннего воспитания детей:
1 случай: формируется эмоционально незрелая, чрезмерно капризная, требовательная личность, мало приспособленная к современной жизни;
2 случай: обеспеченный с детства чрезмерной заботой, малыш сам начинает ощущать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения;
3 случай: приближаясь к подростковому возрасту ребёнок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту и протестному поведению.
Взрослые должны способствовать развитию у ребенка представления о его внешнем облике, следует обращать внимание на цвет его глаз, одежду, подчеркивать его достоинства. Уже в раннем возрасте следует уделять внимание формированию у него поло-ролевой идентификации. Для формирования у ребенка представлений о своих возможностях необходимо отмечать успехи каждого малыша, комментировать его действия, поощрять настойчивость в деятельности.
Важную часть педагогического процесса составляет формирование у детей социальных навыков. В ходе режимных моментов малыши постепенно осваивают навыки самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Педагоги приучают малышей ухаживать за своим внешним видом, за вещами и игрушками, помогать воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании социальных навыков важна организация сотрудничества с детьми, учет индивидуальных особенностей каждого.
Приход и уход детей – очень важные моменты для ребенка и его родителей. Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры также следует использовать для развития у них самостоятельной деятельности, поэтому надо предоставить им возможность упражняться в последовательности операций.
Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. Элементы ее должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра – стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых.
В задачи воспитателя входит обогащение игрового опыта ребенка. Для этого можно использовать различные приемы:
1. Поддержка игровой инициативы ребенка.
2. Увеличение числа персонажей игры, стимулирование речевого общения
с ними.
3. Расширение круга игровых предметов и действий.
4. Обогащение игровых сюжетов.
5. Выстраивание последовательности игровых действий.
6. Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, творческой.
7. Подготовка к принятию роли.
Воспитатели создают все условия для развития у детей общения со сверстниками, помогают налаживать положительные взаимоотношения друг с другом.
Источник