Актуальность творчества в развитии личности ребенка

Актуальность творчества в развитии личности ребенка thumbnail

Наталья Журавлева
Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе

«…творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается уже в детские годы.

Наряду с этим, ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ре-бенка. Прежде всего это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребенка во всестороннем развитии, становлении его как духовной сущности, понимающей себя и окружающий мир.

Одной из важных задач ФГОС дошкольного образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Особое место в этом процессе занимает художественно-эстетическое развитие. В настоящее время оно выступает в качестве воспитания способности целенаправленно воспринимать, любить, ценить прекрасное как в жизни, так и в произведениях искусства, а также формирования стремления самому вносить элементы прекрасного во все стороны жизни и посильно творчески проявлять себя в искусстве. Иными словами, художественно-эстетическое воспитание — это формирование в человеке чувства «прекрасного», развитие и активизация творческого, чуткого, созидающего и ответственного отношения к красоте окружающего мира и самому себе в этом мире.

Что же такое творческие способности?

Хочу представить вашему вниманию несколько трактовок, определяющих понятие творческие способности:

Теплов Борис Михайлович (советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии): творческие способности — определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

Шадриков Владимир Дмитриевич (советский и российский психолог, автор теории способностей): творческие способности — свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.

Мотков Олег Иванович (российский психолог, кандидат психологических наук) творческие способности: способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Педагогическая энциклопедия: синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно–творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.

С философской точки зрения: творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Какой возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей?

За ответом на этот вопрос можно обратиться к исследованиям психологов, проводившим многолетние эксперименты. Оказывается, что мнения таких психологов, как Эрих Фромм (немецкий социальный психолог, Игорь Павлович Волков (педагог-новатор, кандидат педагогических наук, Олег Иванович Мотков и других совпадают. Ими установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т. п.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Каковы условия эффективного развития творческих способностей дошкольников:

создание ситуаций выбора, когда процесс обучения включает задания, выполняющиеся с учётом воображения;

организация сотворчества в детском коллективе с созданием условий для проявления и развития творческих способностей каждого;

использование технологии развития творческого мышления.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

Способы стимулирования творческих способностей.

• обеспечение благоприятной атмосферы;

• доброжелательность со стороны педагога, его отказ от критики в адрес ребёнка;

• обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

• поощрение высказывания оригинальных идей;

• обеспечение возможностей для практики;

• использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

• предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Важность развития творчества дошкольника, его способности при решении поставленной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех воспитанников качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты творческой личности.

Таким образом, можно сделать вывод — творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Литература:

1. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. — М. : Роспедагенство, 1994.

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. -М. :Изд. Центр “Академия”,2002.

3. Мотков О. И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. -М. : “Треугольник”,1993.

Источник

Библиографическое описание:

Юрченко, Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность / Л. Ю. Юрченко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10076/ (дата обращения: 27.10.2020).



Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.

Воспитание творческой личности — это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха [6].

Педагоги и психологи акцентируют внимание на неординарность изобразительной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Они так же сообщают, что в совокупности оптимальных условий организационной системы и квалифицированного обучения определяется интерес к изобразительной творческой деятельности, вследствие которой в дальнейшем основывается художественный вкус человека.

Обучить дошкольника сознательно применять разные примитивные основы изобразительной науки, употреблять их выражения в своих представлениях окружающего мира, передавать настроение в своем изображении, состояние и характер рисунка, показывать свое отношение к нему — это одна из многих задач развития творческих способностей. Только вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности ребенка. Во-первых, требуется уделять достаточное внимание поиску и формированию условий для развития богатой духовно и мыслящей творчески личности. Во-вторых, развитию и выявлению этих способностей у каждого, с учетом его наклонностей, интересов и тяготений.

Одним из способов построения воспитательного процесса и разностороннего развития личности является формирование условий для самостоятельной изобразительной деятельности в детском саду. Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности. Мы считаем, что многие педагоги-художники оказывают давление на создание детьми их творческих замыслов. Эксклюзивность (содержание, своеобразие) изобразительных решений детей часто недооценивается. На первое место выдвигают живописные моменты. Художественная ориентация педагога нередко мешает детскому творчеству и ограничивает его в непосредственности и искренности.

Доминирующий в настоящее время, личностно-ориентированный подход, в современной отечественной педагогике и психологии актуализировал две взаимозависимых проблемы, активно изучаемые и обсуждаемые в данное время в изобразительной дидактике: это развитие художественных, творческих способностей и индивидуализация обучения. Новаторские изыскания, проистекающие сегодня в психолого-педагогической науке и практике, учитываются в разработках программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Анализы, опубликованных на данный момент, программ дает возможность отобрать в области изобразительной деятельности и ее методике образовавшуюся общую тенденцию: поиск новых подходов и наиболее мягкое и осторожное внедрение прямых методов обучения.

Мы считаем, что изобразительной деятельности на занятиях можно противопоставить самостоятельную изобразительную деятельность. Она возникает как игра — по инициативе самого ребенка и осуществляется, в большей степени, в свободное от занятий время. В данном виде деятельности ребенок свободен в выборе материала и продолжительности работы. Его проявление себя идентифицируется как субъект деятельности: самостоятельная постановка и средства достижения целей. Тем не менее, уровень самостоятельной изобразительной деятельности у детей различен. Корень проблемы в овладении деятельностью и субъективных условиях, в которых протекает развитие (отношения с взрослыми, качество получаемого обучения) и связанных с ними объективных возрастных психофизических возможностей.

Для того чтобы у ребенка старшего дошкольного возраста по собственному желанию и художественным пристрастиям имел место выбор из различных вариаций художественной деятельности, проявление творческого подхода к осуществлениям личного замысла, требуется наличие основательных знаний, сформированных определенных навыков и умений. Нужен базис или другими словами — фундамент, для предстоящей самостоятельной деятельности. К шести годам ребенок должен иметь четкое представление об определенных материалах для изобразительной деятельности, их отличительных особенностях и способах создания изображения. Владеть базовыми представлениями о цветоведении, основах пространственной перспективы и композиции; о специфике организации рабочего места. Так же ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь описать последовательность изображения, присваивать объектам характерные признаки; грамотно совмещать художественные способы для выражения замысла изображения.

Мы еще раз подчеркиваем, что ребенок, как личность, правильно развивается в условиях самостоятельной творческой практики. При создании подходящих условий, формируется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. Формирование впечатлений от окружающей его действительности, является залогом правильной самостоятельной изобразительной деятельности. Вследствие этого он может вносить в изображение элементы творчества; осуществлять собственный замысел; выполнять коллективную работу; использовать на организованных занятиях, знания и умения, приобретённые в процессе познавательно-практической и предыдущей самостоятельной изобразительной деятельности. При анализе природы самостоятельной изобразительной деятельности, формируется информация, которая помогает педагогу в определении характера познавательной деятельности ребенка на занятии. Индивидуальный опыт ребенка, проявляемый в самостоятельной деятельности, может позволить построить изобразительную деятельность на занятии на репродуктивно-вариативном и творческом уровне. Помогая педагогу опустить этап сообщения детям готовых способов деятельности и знаний. И напротив, может обнаружиться, что в самостоятельной деятельности ребенок чувствует полную беспомощность в изображении явлений. В данном аспекте эта проблема является основой постановки должных учебных задач в дидактике.

Литература:

  1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 208 с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. (М. Просвещение.1991. — 93 с.
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова. — Москва, 1969. − С. 90–124.
  4. Комарова Т. С. Развитие изобразительного творчества в дошкольном возрасте / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 1983. — С. 34–37.
  5. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: для специальности «Педагогика и психология (дошкольная)»: программы высших педагогических учебных заведений / Е. К. Брыкина, Г. Г. Григорьева, О. О. Дронова, Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Р. А. Мирошкина. — Москва: МГОПУ, 1997. — 98 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная изобразительная деятельность, изобразительная деятельность, ребенок, детское творчество, дошкольный возраст, изобразительная творческая деятельность, самостоятельная деятельность, старший дошкольный возраст, федеральный государственный стандарт, формирование условий.

Похожие статьи

Коллективное творчество в изобразительной деятельности

самостоятельная изобразительная деятельность, изобразительная деятельность, ребенок, федеральный

ребенок, изобразительная деятельность, творческая деятельность, дошкольный возраст, развитие творчества, впечатление, творчество.

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, самостоятельность, старший дошкольный возраст, формирование.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей

изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка…

Роль творческой деятельности как фактора формирования

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Условия активизации детской самостоятельной

изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, творческая активность, совместная деятельность, самостоятельная изобразительная деятельность, моя роль, моя работа…

Формирование творчества дошкольников средствами…

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного

По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка

Психолого-педагогические условия развития творческого

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей… Педагогические условия развития творческого воображения детей

…педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.

Развитие творческих способностей детей через…

Художественная деятельность, в частности изобразительная деятельность, выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех ступенях дошкольного детства.

Источник