Актуальность сенсорного развития ребенка
Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста в специально организованных и домашних условиях
Автор: Паршенкина И.А
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого закладывается фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В этом возрасте закладывается и формируется развитие сенсорных представлений у детей средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Для более успешного сенсорного развития необходимо непрерывное совместное с родителями развитие на оснонове партнерских отношений педагога и родителей .
Реализуя следующие задачи и одновременно создавая условия педагог, обеспечивает эффективное использование дидактических игр для формирования представлений и закрепления сенсорных эталонов, совершенствуя навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету; воспитывая бережного отношения к игрушке; обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей; повышая педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли сенсорного развития в развитии речи воспитанников. И заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству с педагогом.
Актуализировая знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.
Формируя у родителей (законных представителей) представления о роли сенсорного развития у дошкольников. Познакомить с разновидностями дидактического материала для знакомства с сенсорными эталонами ,развитием мелкой моторики и методической литературой по теме. Для более наглядного знакомства подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми).
Формируя у детей заинтересованность и умение играть в
сенсорно — настольные игры мы сформируем полноценное восприятие окружающего мира, умения обследовать предметы, формирование познавательно – речевой активности детей, дети познакомятся с эталонами цвета;
Таким образом формирование родительской культуры в области воспитания и
развития ребенка 2-3 лет;
— родители научатся создавать дома условия для игр по сенсорному
развитию ребёнка и подбирать их;
— родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
Итак что-же такое сенсорика? Существует сенсорное развитие ребенка и сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное воспитание — целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:
зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Что подразумевают под собой сенсорные эталоны?
- система мер веса;
- система величины;
- система цвета;
- система геометрических фигур;
- система мер длины;
- система направлений;
- система звуков;
- система запахов;
- система фактуры.
Осваивание данных знаний требует длительного времени и совершенствование во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.
Основными методами сенсорного развития можно назвать:
— обследование предметов;
— дидактические игры;
— занятия творчеством
— игры на мелкую моторику
Этапы освоения эталонов
I. К особенностям сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
причислим тот факт, что сенсорные знания будут осваиваться следующими этапами:
Освоение предэталонов – понимание величины и формы предметов, расстояний
и т.д. Продолжается это освоение с 6 месяцев и до 2,5-3 лет. Освоение понятия «расстояние» начинается сразу после того,
как ребенок учится перемещаться самостоятельно.
II. Свойства предметов понимаются посредством сравнения.
Ребенку проще усвоить понятия цветов с помощью сравнительного
анализа, сопоставляя новую вещь с уже знакомым предметом,
имеющим легко узнаваемый цвет. К примеру: красный как яблоко,
желтый как солнышко или голубой как небо. Геометрические
фигуры познаются через сравнение с привычными вещами.
К примеру, крыша похожа на треугольник, мяч — на круг, окно —
на квадрат. Продолжается этот этап с 3-4 до 7 лет.
III. Качество предметов анализируется в сравнении с эталонами.
Например, яйцо – овальное, разноцветная бабочка — как радуга.
Эталонами в данном случае выступают ноты, звучание звуков языка,
семицветный спектр со всевозможными оттенками. Продолжается
данный этап от 6 до 7 лет.
Что может знать дошкольник?
Какими знаниями должен обладать ребенок до школы?
основные из них:
цвета;
величины (толстый, худой, узкий, средний, широкий и т.д.);
основные геометрические формы;
вкусовые различия (сладость, горечь, кислота, соленость);
запах;
фактура (теплый, мягкий, гладкий и т.д.);
вес (легкий – тяжелый);
звук (громкий, тихий, высокий, низкий);
время (сначала – утро, день, вечер, ночь, затем более сложные
моменты, такие как временные интервалы — 1 минута, 5 минут, 1 час,
умение определять время по часам);
речевой слух (уметь различать гласные и согласные звуки
языка, умение сочетать их и составлять слова);
музыкальный слух (различие звуков по высоте, тембру, мелодии, ритмике);
пространственное ориентирование (впереди
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений и мелкой моторики рук детей любого возраста.
1. Изучение ребенком величины (большой, поменьше, самый маленький; длинный, короткий, широкий, узкий и т.д.)
2. Тактильные ощущения (мягкий, твердый, гладкий, шершавый, пушистый….)
3. Геометрические фигуры плоскостные (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве очень важно т.к..
Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир- это зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Что подразумевают под собой сенсорные эталоны? Перечислим основные из них, которые следует освоить детям старшего и младшего дошкольного возраста:
система мер веса;
система величины;
система цвета;
система геометрических фигур;
система мер длины;
система направлений;
система звуков;
система запахов;
система фактуры.
Осваивание знаний требует длительного времени и совершенствоваться во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.
Основными методами сенсорного развития можно назвать:
обследование предметов;
дидактические игры;
занятия творчеством
игры на мелкую моторику
Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:
1.Чтение познавательной литературы: детские энциклопедии, художественную литературу, через собственный опыт например: «Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет основываясь на уже приобретенном опыте ребёнка обследовать.
2. Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
3. Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
4. Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы — клюв, глаза, крылья, ноги.
5. Метод тактильного ощущения. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
6. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Взрослый вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
7. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг — круглый, катиться, нет углов. Квадрат — есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
8. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
К нестандартным способам сенсорного воспитания можно отнести, например контакты с животными или поход в зоопарк. В сочетании с верными действиями родителей или руководителя экскурсии, содержание такого похода принесет не только необыкновенные впечатления, но и сможет сразу же систематизировать полученную информацию. Узнает, что некоторые животные живут на суше, другие – под водой. Очень важно не просто рассказывать, а вести диалог с ребенком, задавать ему вопросы, заставляющие активизировать мозговую деятельность. Такой поход в зоопарк поможет выработать у ребенка любовь к животным, интерес к живой природе и фауне.
В помощь родителям в книжных и детских магазинах продаются наборы для дидактических игр, развивающие игры и книги. Например, одна из таких книг имеет новое покрытие на каждой странице – одна страница покрыта шерстью, другая имеет усы из лески, напоминающие усы животного, и т.д. Сделать такие пособия можно и самостоятельно.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений
Например:
Игротека.
Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной
непрозрачной ткани, в который помещаются разные по
форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь
каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете
спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать
по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха,
фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны
их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно
быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх
неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас
попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1
фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним,
потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить
очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки,
то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или
конфета, поверьте, восторгу не будет предела!
Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или
разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок,
это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.
Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу.
После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи,
предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы
закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать
пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат,
треугольник, овал) .
Игра «Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут
помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и
координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную
эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе
резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы
встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на
каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним
всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с
пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу
любимыми стихотворениями.
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»
— Устали пальчики от такой ходьбы!
Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать
пальчиковую гимнастику, которую очень любят детки.
Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она
не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги
стихотворения:
«Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок. »
Смена рук
«Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье! »
Игра «Рисуем на крупе»
— Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится?
– Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое!
И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать
Яблоко! А ещё что?
Таким образом родители могут занять досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок
находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь,
это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче
и быстрее оно будет проходить. Побуждая ребенка к игре,
насколько возможно это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Источник
Оксана Липатова
Опыт работы по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
подготовил:
Липатова Оксана Константиновна,
воспитатель МДОАУ № 60
город Орск
2019 год
«Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития… Игра — это искра,
зажигающая огонёк пытливости и любознательности»,
считал В. А. Сухомлинский.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка,прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет является предметная игра.
Актуальность сенсорного развития
Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Значение сенсорного воспитания
-является основой для интеллектуального развития,
-развивает наблюдательность, внимание,
позитивно влияет на эстетическое чувство,
-является основой для развития воображения,
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
-влияет на расширение словарного запаса ребенка,
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:
— образовательную деятельность
— игры – экспериментирования
— художественное творчество
— наблюдение
— дидактические игры
Я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую, научно-методическую литературу, современные программы, нормативные документы, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка.
Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорныеэталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей первой и второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.
Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировка, сортировка) игрушек по сходству или различию и т. п.
Главная цель дидактической игры – обучающая. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактическойигры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.
Задачи:
— формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
— знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
— воспитывать познавательный интерес, любознательность;
— упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
— способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
— развивать мелкую моторику рук.
С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
Чтобы привлечь внимание детейя вначале образовательной деятельности использовала сюрпризные моменты: «А кто это стучится к нам?», «Посмотрите, что нам принесла Машенька в волшебном мешочке!» и т. д.
В процессе работы с детьми, я побуждала детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегала к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.
Во время игр и образовательной деятельности старалась заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Привлекала внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживала интерес к образовательной деятельности через введение персонажей («пришла Катя посмотреть на нас», «пальчики хотят помочь» и т. д.). Также в работе использовался индивидуальный подход к детям, у которых был низкий уровень сенсорного развития.
Для поддержания интереса вводился соревновательный момент: «Кто быстрее соберет фрукты?», «Кто быстрее разложит по баночкам?» и т. п.
Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно- развивающая среда. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно — развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала:
— индивидуальные социально- психологические особенности детей;
— интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;
— возрастные особенности.
Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.
Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.
Оформлен центр сенсорного развития
Созданы нетрадиционные игры и пособия…. важным условием сенсорного развития детей раннего возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда. Было изготовлено много пособий из дерева конструкторов со шнуровкой, сенсорные коврики с крючками, пуговицами, замочками, вязаный пальчиковый театр, вязаные фрукты для изучения цвета, формы, величины, были приобретены настольные дидактические игры, конструкторы, мозаика различной величины, формы, картинки, пазлы все пособия находятся в зоне доступности для детей. В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений.Большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников. Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитиевсех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. В течение дня дети выбирали любой материал по желанию, для игры, детям дается возможность для самостоятельной деятельности.
В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
Цвет:
-развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;
-познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
-развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, -ориентироваться на цвет как на значимый признак,производить выбор цвета по слову:
«Собери гусеницу по цвету»
«Подбери по цвету»
«Посели горошек в свой домик:»
«Посади бабочку на цветок:»
«Подбери чашку к блюдцу:»
«Подбери по цвету пуговицу к платью»
«Подбери прищепку по цвету»
«Подбери крышку к кастрюле»
«Подбери ниточку к шарику»
«Подбери карандаш по цвету:»
«Подбери одежду по цвету» и т. д.
Величина:
-развивать умение ориентироваться на величину предметов;
-соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры;
-закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);
-обратить внимание на длину, высоту и ширину;
-знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
-развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними,определять зрительно предметы резко различной величины:
«Подбери животных по размеру»
«Посели рыбку в свой аквариум:»
«Подбери по размеру:»
«Посели мишку в свой домик» и т. д.
Форма:
-закреплять знание названий форм;
-осуществлять выбор формы по ее названию;
-развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, -составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривании;
-развиватьумение соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами:
«Посели животных и фигурки в дома:»
«Подбери заплатку»
«Спрячь мышку:»
«Наклей заплатку:»
«Помоги белке подобрать жёлудь»
«Один,много:» и т. д
2.Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Таким образом, благодаря дидактическим играм, данная группа детей продемонстрировала умения определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы; называть основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый); сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия, на основе обследования и развития глазомера.
Источник