Актуальность познавательного развития ребенка
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Виды деятельности для познавательного развития в ДОУ
Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Так, для малыша 3–4 лет познавательное развитие возможно через совершенствование конструктивных умений: играя с кубиками, ребёнок учится расставлять их в нужном порядке, сооружать из них разные башни и другие предметы, называть правильно конструкторские материалы (кубики, кирпичики, пластинки и др.). С конструктором дошкольник учится объединять объекты по сюжету, например, из кубиков он может построить дом, а из пластин — скамейку и подъездную дорожку. Все окружающие малыша предметы должны быть яркими и привлекательными, иметь понятную форму, цвет и назначение. Младшие дошкольники охотно играют с предметами, напоминающими бытовое окружение взрослых: пластиковая посуда, кукольная одежда, миниатюрные приспособления для уборки и т. п. Таким образом дети пытаются подражать взрослым, в первую очередь родителям, и постепенно познают мир повседневного быта.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие»
2.2.1. Тематический модуль
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности»
Формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:
обучение в повседневных бытовых ситуациях;
самостоятельная деятельность в развивающей среде.
занятия;
опыты (экспериментирование);
коллекционирование;
развивающие игры;
изобразительная деятельность;
конструкторская деятельность;
трудовая деятельность;
наблюдения;
игровая деятельность ( сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).
Методы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:
1/ Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов)
2/ Практические: игры, дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в том числе строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты.
3/ Словесные: рассказ, беседа, чтение
4/ Методы, повышающие познавательную активность:
Элементарный анализ
Сравнение по контрасту и подобию, сходству
Группировка и классификация
Моделирование и конструирование
Ответы на вопросы детей
Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы
5/ Методы, вызывающие эмоциональную активность:
Воображаемая ситуация
Придумывание сказок
Игры-драматизации
Сюрпризные моменты и элементы новизны
Юмор и шутка
Сочетание разнообразных средств на одном занятии
6/ Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
Перспективное планирование
Перспектива, направленная на последующую деятельность
Беседа
7/ Методы коррекции и уточнения детских представлений:
Повторение
Наблюдение
Экспериментирование
Создание проблемных ситуаций
Направления тематического модуля:
Первичные представления об объектах окружающего мира;
Сенсорное развитие
Дидактические игры
Содержание тематического модуля «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»
Направления
тематического модуля
5-6 лет
6-7 лет
Первичные представления об объектах окружающего мира
Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливатьих сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.).
Развивать умение определять материалы, из которых изготовленыпредметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Расширять представления о качестве поверхности предметов и объектов.
Учить применять разнообразные способы обследования предметов(наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментами наблюдениям.
Сенсорное развитие
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух,
осязание, обоняние, вкус.
Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый(хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре.
Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами,
учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.
Формировать умение обследовать предметы разной формы; при об-
следовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.).
Совершенствовать глазомер.
Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.
Развивать зрение, слух, обоняние, осязание,вкус, сенсомоторные способности.
Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.
Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).
Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам(форме, величине, строению, цвету).
Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.
Проектная деятельность
Создавать условия для реализации детьмипроектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.
Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта.
Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)
Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность,направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детскомколлективе.)
Развивать проектную деятельность всехтипов (исследовательскую, творческую, нормативную).
В исследовательской проектной деятельности формировать умениеуделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.
Содействовать творческой проектной деятельности индивидуальногои группового характера.
В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьмисоответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий,которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.
Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.
Дидактические игры
Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.
Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над,посередине, сбоку).
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими
играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).
Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоцио-
нально-положительный отклик на игровое действие.
Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать твор-
ческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.
Продолжать учить детей играть в различныедидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умениеорганизовывать игры, исполнять роль ведущего.
Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решатьпоставленную задачу.
Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности.
Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
2.2.2. Тематический модуль
«Формирование элементарных математических представлений»
Формы работы по формированию элементарных математических представлений:
Обучение в повседневных бытовых ситуациях;
Демонстрационные опыты;
Сенсорные праздники на основе народного календаря;
Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления;
Коллективное занятие;
Самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Источник
Елизавета Антошкина
Познавательное развитие дошкольников
1.Представление собственного инновационного педагогического опыта на тему: «Познавательное развитие дошкольников«
Актуальность опыта.
Актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста заключается в том, что ребёнок развивается и живёт, познавая мир. Даже маленькие дети сначала познают самого себя: узнают себя в зеркале, показывают, где носик, ротик, ушки и т. д. Затем идёт экспериментирование: оно направлено на познание свойств и связей объектов.
Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошкольный возраст – это время фантазёров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов. Познавательнаяактивность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.
Концептуальность опыта.
Познавательная активность ребёнка проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с песком, водой, красками, пытаясь открыть коробочки с «секретом», ребёнок решает настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий, а также настойчивости и целеустремленности. Основной задачей является то, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать ребёнка и побудить его к самостоятельному экспериментированию.
Благодаря различным видам деятельности и прежде всего игре, память ребёнка становится произвольной и целенаправленной. Игра – ведущая деятельность дошкольников.Но помимо игры очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу: проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать.
Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет в объекте всё новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований.
Ведущая педагогическая идея
В дошкольномвозрасте ярко проявляются две категории знаний: — знания и умения, которыми ребёнок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач; — знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.
В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Всё это – одна из важнейших основ компетентности ребёнка, его готовности к обучению в школе.
Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в природе, с одной стороны, происходят в соответствии с определёнными закономерностями, которые необходимо учитывать, а, с другой стороны – во многом зависят от отношения к ним человека.
Поэтому, главным педагогическим условием для поддержания и развития познавательных интересов ребёнка, я считаю, это – естественнонаучная осведомлённость воспитателя, развитие его собственного познавательного развития, сознания и готовности к содержательному, увлеченному общению с детьми.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1
ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА
ТЕМА «Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО»
Подготовила:
Головкина Т.С.
Кувшиново,2018г.
«Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО». Доклад для педсовета
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Всем нам хорошо известна Пирамида познания.
Это-восприятие, память, мышление и воображение.
В Государственном образовательном стандарте обозначены целевые ориентиры, к которым мы с Вами должны подвести наших воспитанников.
• Любознательность.
• Уверенность в своих силах.
• Положительное отношение к себе и другим.
• Инициативность и самостоятельность.
• Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
• Способность ребенка к фантазии, творчеству, воображению.
• Способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.
В каждый возрастной период дошкольного детства решаются свои образовательные задачи.
• В младшем возрасте педагоги поддерживают детское любопытство, развивают интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.
• В среднем — развивают целенаправленное восприятие, и поощряют самостоятельное обследование окружающих предметов.
• В старшем возрасте развивается интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» довольно таки объемное.
• Развитие сенсорной культуры
• Ребенок открывает мир природы
• Первые шаги в математике.
• Исследования и эксперименты
• Формирование первичных представлений о себе и других людях
• Формирование с пяти лет первичных представлений о малой родине, отечестве, многообразии стран и народов мира
Вместе с тем при организации любого вида детской деятельности могут решаться задачи из разных образовательных областей.
Для реализации программы по познавательному развитию используются различные способы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в разных возрастных группах.
• В младшем возрасте это деятельность под руководством взрослого, пример поведения.
• В среднем – сотрудничество со взрослыми в практических делах и активное стремление к познавательному, интеллектуальному общению.
• В старшем же возрасте проявляется самостоятельная и разнообразная деятельность по интересам, поддерживается проявление индивидуальности и ощущения взросления в детях.
Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста, как эволюционный процесс, происходит несколько стадий.
К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
1. К первой стадии относится любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. Данная характеристика свойственна детям раннего возраста.
2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста можно определить как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально воспринятого. В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Из чего сделаны облака?», «Почему деревья качаются?», «Как достать до неба?». Для развития 16 детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.
3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы.
4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а также паузы для раздумывания); постоянное притяжение к этому объекту.
Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
–использование проектирования.
1,Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В качестве примеров можно провести следующие эксперименты: «Есть ли у воды вкус?»; «Испаряется ли вода?»; «Куда делись чернила?».
2,В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности. Примерами познавательных задач могут быть следующие: «Неживая природа»: почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? и т.д.; «Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Зачем черепахе панцирь? Почему изменяется жизнь зверей зимой? и т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость.
3.К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В практике работы детского сада проектную деятельность целесообразно организовывать с привлечением родителей воспитанников и по тем темам, которые не всегда возможно проработать в ДОО. В качестве примеров проектной деятельности с целью познавательного развития можно использовать следующие мероприятия: индивидуальные и групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Домашние питомцы», «Времена года», «Достопримечательности родного города».
Для развития познавательной активности детей, педагоги нашего ДОУ используют различные формы работы.
Традиционные:
ООД
Это досуги и развлечения
Дидактические игры
Викторины
Конструирование
Подвижные игры
Экскурсии
Особенно хотелось бы отметить о необходимости переноса «Центра тяжести» с ООД на другие формы организации образовательной деятельности.
Помимо традиционных в ДОУ используются и интерактивные формы работы:
1.«Школа исследователей»
2.Проектная деятельность
3.Коллекционирование
Почему коллекционирование?
Во-первых, в детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску,
во-вторых, коллекционирование расширяет кругозор детей,
в-третьих, занимаясь общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой.
Коллекции можно использовать в различных видах деятельности
— познавательной
— трудовой
— художественной деятельности.
Использование информационно- коммуникативных технологий
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития креативности у детей. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.
И конечно же это портфолио дошкольника
4.Режиссерские игры
5.Интегративная деятельность
Дети старшего возраста самостоятельно изготавливают игровое оборудование, затем используют его в подвижных играх
6.Коллективное дело
7.Не маловажной формой во все времена была и остается совместная деятельность педагогов и родителей.
Задача педагога – сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Учитывая вышеизложенное, возникает вопрос – а что же дает введение стандарта педагогу? Нововведения в системе дошкольного образования предоставляет
• Возможность педагогам проявить творчество
• Личностное развитие и самосовершенствование
• Рост самооценки
• Удовлетворение результатами
• Интерес к работе
И как результат- Педагог должен стать мастером своего дела.
Источник