Актуальность исследований развития ребенка
1? Предмет
и задачи психологии развития.Психология
разв. изучает закономерности формирования
психики, исследуя механизмы и движущие
силы этого процесса, анализируя различные
подходы к пониманию природы, ф-ий и
генезиса психики, различные стороны
становления психики — ее изменение в
процессе дея-ти, при общении, познании,;
различные теоретические подходы к
пониманию функций и генезиса психики;
различные стороны проявления и развития
психики в процессе деятельности, общения,
познания. Она рассматривает также
влияние различных видов общения, обучения
разных культур и социальных условий на
динамику формирования психики в разном
возрасте и на разных уровнях психического
развития.
Предмет
— возрастные периоды развития, принципы
и механизмы перехода от одного возрастного
периода к другому, общие закономерности
и тенденции, темп и направленность
психич. развития в онтогенезе.
Задачи-
изучение движущих сил, источников и
механизмов психич. развития на всем
протяжении жизненного пути
человека.
-периодизация
психического развития в онтогенезе
-изучение
возрастных особенностей и закономерностей
протекания(возникновение, становление,
изменение) психических процессов(восприятия,
памяти, внимания)
-установление
возрастных возможностей, особенностей,
закономерностей осуществления различных
видов дея-ти, усвоение знаний.
-исследования
возрастного развития личности, в том
числе, в конкретных исторических
условиях.
В детской психологии
актуальны исследования, связанные с
механизмами и факторами, обеспечивающими
вхождение ребенка в мир взрослого,
интериоризацию полученных знаний при
общении. Актуальность и интерес психологии
развития обусловлены парадоксами
психического развития:
1) Беспомощность
человека в начале онтогенеза и могущество
индивидуально развитой личности в
зрелости;
2) Стабильность
ЦНС в процессе психического развития;
3) Универсальность
человека и многообразие индивидуальных
траекторий развития;
4) Человек не
способен полноценно развиваться вне
человеческого общества. Разлука и
депривация действуют на ребенка
разрушительным образом.
Как известно,
психология связана с другими науками
и областями культуры, что помогает в
построении методологии психологии
развития, выдвижении гипотез и
экспериментальных исследований динамики
психики. Главными областями научного
знания, на которые опирается психология
развития, являются философия и
естествознание. Философия,
социология и
другие общественные науки предоставляют
психологии возможность методологически
точно и теоретически правильно подходить
к пониманию психики и сознания человека,
их происхождения и роли в жизни и
деятельности людей.
В то же время, в работах многих психологов
четко просматривается связь с этнографией.
Физиология
и антропология позволяют
психологии более точно понять строение
и функции нервной системы, их роль и
значение в формировании механизмов
функционирования психики. Науки о
трудовой деятельности ориентируют
психологию в направлениях правильного
осмысления функционирования психики
и сознания в условиях труда и отдыха,
их требований к индивидуально и
социально-психологическим качествам
людей. Медицинские науки помогают
психологии понять патологию психического
развития людей и находить пути для
психокоррекции и психотерапии.
Теорией
культуры, искусствоведением, математикой,
логикой, языкознанием. Особенно актуальна
связь между педагогикой и психологией.
Педагогические
науки предоставляют
психологии информацию об основных
направлениях обучения и воспитания
людей, позволяющую ей вырабатывать
рекомендации по психологическому
обеспечению этих процессов. Особое
значение имеет психология для педагогики,
так как знание закономерностей развития
личности, возрастных и индивидуальных
особенностей людей служит теоретическим
обоснованием для выработки наиболее
эффективных методов обучения и воспитания.
Без
накопленных психологией знаний, таким
образом, не могут продуктивно
развиваться и другие науки, поскольку
устойчивое понимание своеобразия
психики людей и закономерностей ее
проявления в различных видах деятельности
являются тем фундаментом, который
позволяет совершенствовать и их
собственные представления.
3? Методы психологии развития. Сравнительное и лонгитюдное исследование.
Основные
исследовательские методы в психологии
развития – это методы сбора фактов,
выяснения тенденций, диагностики
психического развития, которое
разворачивается во времени. Метод
наблюдения
— научный объективный метод, предполагающий
планомерное и целенаправленное
фиксирование психологических фактов
в естественных условиях повседневной
жизни. Виды: по степени формализации
(стандартизированное/не стандартизированное);
по степени и характеру участия
наблюдающего (открытое/скрытое,
включенное/не включенное); по длительности
(кратковременное/длительное,
разовое/периодическое) и другие.
Трудности: трудоемкость, большие
временные затраты, субъективизм
наблюдателя, необходимость психологической
образованности. Ценность: не существует
возрастных ограничений, длительное
прослеживание жизни ребенка позволяет
выявить переломные моменты. Эксперимент
–
метод, предполагающий активное
вмешательство в деятельность испытуемых
с целью создания условий, в которых
выясняется психологический факт.
Лабораторный эксперимент предполагает
проведение в преднамеренно созданных
условиях с использованием специальной
аппаратуры, а действия испытуемого
определяются инструкцией. Строгий
контроль. Недостаток – затруднительность
переноса результатов на условия реальной
жизни. Эффект Хоуторна. Участники
эксперимента действуют иначе, более
усердно, чем обычно, только благодаря
осознанию того, что они причастны к
эксперименту. Естественный эксперимент
– сохраняются первичные условия
деятельности человека. Испытуемые могут
не знать о проведении эксперимента =>
ведут себя естественно. Недостатки: не
всегда точный, проблемы с этической
стороной, необходим высокий уровень
образованности психолога. Тест
—
кратковременное испытание для установления
каких-либо индивидуальных особенностей.
+Можно охватывать большую группу людей,
легко проверять. –Нет возможности
менять вопрос в зависимости от предыдущего
ответа, люди могут выбрать определенный
вариант ответов, нет возможности
наблюдать изменения эмоций. Беседа
–
метод получения информации путем
взаимообразного вопросно-ответного
общения. +Возможность выбора вопроса
в зависимости от предыдущего ответа,
возможность наблюдать изменения эмоций
в ходе беседы. –Субъективизм интервьюера,
охватывает маленькую аудиторию, нужно
уметь хорошо и быстро ориентироваться
в вопросах. Анкета
–
методическое средство для получения
первичной социально-психологической
информации. +Мало временных затрат на
ее заполнение, возможность охватить
большую аудиторию, мало затрат. –Нет
возможности видеть реакцию на ответ,
фиксированные вопросы, могут быть
недостоверные ответы. Анализ
продуктов деятельности используется
в разнообразных целях. Анализируются
рисунки, поделки, аппликации и пр. Для
этого метода необходимо наблюдать за
процессом создания, хорошо знать
диагностики проверки. Социометрия
–
метод, применяющийся для диагностики
межличностных и межгрупповых отношений
с целью изменения, улучшения и
совершенствования. Лонгитюдное
исследование –
научный метод, в котором изучается одна
и та же группа людей в течении времени,
за которое эти люди успевают существенным
образом поменять какие-либо признаки.
Метод продольных срезов. Сравнительное
исследование –
сравнение людей разного возраста можно
провести одновременно. Подбираются
группы людей с разными отличительными
особенностями и проводятся сопоставления
их результатов. Метод поперечных срезов.
По данным срезов строится усредненная
кривая, которая наглядно показывается
изменения с течением времени.
4? Развитие детства в истории человечества.
Д.Б.Эльконин о развитии детства.
Детство
на протяжении истории не остается
неизменным, а меняется с новыми
историческими эпохами.
Детство- это
период, на протяжении которого ребенок
находится в непроизводительной соц.сфере
под опекой родителей и взрослых. Эльконин
выделил 2 закономерности развития
детства: 1)увеличение продолжительности
детства; 2)изменение структуры
детства.
Структура детства —
последовательность качественно
отличающихся периодов. Младенчество
до года ;ранний детский
возраст1-3;дошкольный3-7;мл.школьный7-11;подростковый
12-15;юношеский 15-18,19-23;
структура детства
меняется за счет новых возрастов. Так
например подростковый возраст начали
выделять на рубеже 19-20 веков. С усложнением
технологии производства труда удлиняется
период спец. обучения.
5? Кризис детства. причины и следствия
кризиса детства.
Кризис
дет — этапы в истории человечества, когда
детство не выполняет свои задачи.
Признаки:
нежелание детей взрослеть; ранний
алкоголизм, наркомания, суицид, ощущение
одиночества.
Причины: 1)нарушение
преемственности поколений;2)«горизонтальное»
общение между детьми;
в традиционной
культуре общение между детьми было
вертикальным, т.е. дети общались в
разновозрастной группе-«горизонтальное»
общение удобно для системы образования.
При вертик. общении дети всегда видят
образ будущего, копирует поведение
взрослых;3)особенности инф-ой эпохи,
которая требует гибкость и мобильность
современного человека.
Дети-индиго —
дети «выпадающие» из хрестоматии по
возрастной псих.
Типы детей-индиго:
1)гуманисты (гиперактивны,
коммуникабельны),2)концептуалисты(погружены
в свои проекты, управляют
родителями),3)художники(чувствительные),4)живущие
во всех измерениях(имеют особенности
первых 3-х групп)
?
6.особенности современного детства.
Исторические типы детства по
В.Т.Кудрявцеву.
Дети-совы,маленькая
мышечная масса,астеники,юневилизация
черепа,развитие затылочной части
мозга;
типы детства:1)квазидетсво-на
ранних этапах человечечкой истории,когда
детское сообщество не выделено,а
непосредственно включено в совместную
со взрослыми трудовую деятельность и
ритуальную практику(первобытное
детство);
2)неразвитое детство-мир
детства выделен, перед детьми возникает
новая соц.задача- интеграция во взрослое
сообщество. Ролевая игра берет на себя
ф-цию преодоления межпоколенного
разрыва,выступая как способ моделирования
смысловых оснований дея-ти взрослых.
Социализиция происходит по мере освоения
ребенком строго очерченного поля готовых
смыслов дея-ти(детство в сред.века и в
новое время);
развитое
детство(Давыдова)-складывается тогда,когда
смыслы и мотивы дея-ти взрослых не
самоочевидны(современное детство).
Образ взрослости,на который ориентируется
ребенок,принципиально неполный,незавершенный
и ребенок должен свободно и творчески
«самоопределиться к культуре». Современное
«развитое » детство предполагает
творческое усвоение культуры как
открытой многомерной системы.
Продуктивный,творческий хар-р
психич.развития современного ребенка
реализуется уже на ранних этапах в виде
феноменов детской субкультуры, «умение
ставить проблемы», «чувство комического»,
«коммуникативной инициативности».
?7.Д.И.Фельдштейн
о современном образовании и психическом
развитии современных детей.
Д.И.Фельдштейн
о современном образовании и психическом
развитии современных детей.
Поднимает
проблему современного образования и
пишет о том,что дети 21 века другие и
система образования должна учитывать
это.
-Снизилась
энергичность детей,их желание активно
действовать
-сужение
уровня развития сюжетно-ролевой игры,это
приводит к снижениюмотивационной
потребностной сферы и снижению
производительности
-неразвитость
внутренного плана действия
-недостаточная
соц.компетентность детей, дети не
способны справляться с простейшими
конфликтами
-экранная
зависимость, ребенок не способен
концентрироваться на опред.деле,
постоянно нуждается во внешних
стимуляциях
-ограничение
общения детей между собой, опасно это
ограничение в подрастковом
возрасте
-эмоциональные
проблемы связанны с потребностью в
защите
-увеличение
кол-ва больных детей, возрастает кол-во
детей между нормой и патологией
-растет
кол-во одаренных детей
-резкое
снижение когнитивного развития
дошкольников
-растет
стремление к индивидуализации, поиску
смысла жизни
-меняются
жизненные ценности и жизненные ориентиры
8?
проблема детерминации психического
развития. Факторы психич.развития.
Вопрос
о детерминации(причины обусловленности)
психич.развития волновал ученных давно.
Ученые спорили и до сих пор спорят по
поводу того,какие же факторы в
психич.развитии играют важнейшую роль:
биологические(внутр,природ,наслед) или
социальные(внеш,средовые,культ).
Традиционно выделяют 2 крайних точки
зрения: биологич. И соц-ые. Теории
игнорирующие или отрицающие
психологич.факторы, активность своей
личности получили название факторность
подходоа. Альтернативной теорией яв-ся
теория дея-ти Монтьева,которая считает,что
основной фактор психич.развития-активность
самой личности. Эта теория гласит, что
психика формируется в дея-ти и проявляется
только в ней.
Факторные
теории: нативизм,эмпиризм.
Факторы
психологич.развития:
1)биологич.(наследственность,анатомофизиологич.особенности)
2)социальные(целенаправленный-обучение,воспитание;стихийный-сми,сверстники)
3)психологических(активность,дея-ть).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны усиленного раннего развития ребенка. Помимо этого, в статье рассмотрены методы и методики, применяемые и используемые в практике работы педагога-психолога с детьми данного возраста.
Ключевые слова: раннее развитие, обучение, методика, развитие мозговой деятельности.
Тема, выбранная нами в качестве предмета исследования посвящена вопросам рассмотрения раннего развития детей, выявления особенностей, которые возникают на данном этапе развития. С самого рождения начинается постоянное развитие ребенка. Сегодня, впрочем, как и всегда, вопрос о развитии детей очень актуален. Многие родители задумываются над тем, что нужно их ребенку? Усиленное занятие дома или специальные занятия в детских центрах. Знание в детском возрасте различных иностранных слов, цифр, цветов — что это обучение или развитие? Давайте для начала определимся, что обучение и развитие — это абсолютно различные понятия. Соответственно в возрасте до 5 лет для ребенка важно именно развитие, которое идет в ногу с возрастом ребенка (соответствие его интересов и потребностей). В младенческом возрасте ребенок эмоционально связан с матерью и самое важное, что может она дать ребенку — это любовь, внимание и забота. Именно эти чувства дают возможность младенцу познавать и узнавать окружающий его мир, воспринимать окружающую среду как безопасность. Все это вызывает чувство интереса и служит основой для дальнейшего познавания мира.
Следует отметить, что вопросами разработки раннего развития детей занимались многие ученые, такие, как: Масару Ибука [3], Б.Никитин [5, 6], Н.Зайцев [1].
Ранний возраст принято считать от 1,5 до 3 или 3,5 лет и основное развитие идет в определенных сферах, таких как: крупная моторика, развитие речи и предметная деятельность. «Это очень важный и наиболее сенситивный период для развития физического, психического и нравственного здоровья. Порой раннее развитие мы можем обозначить как «принуждение ребенка к приобретению знаний» [2, с. 293].
Итак, мы раскрыли и попытались понять, что подразумевается под понятием «развитие». Однако суть проблемы состоит в том, что амбициозные мамы и папы воспитывают и занимаются ни сколько развитием, а сколько обучением ребенка (счет, письмо, логика). Одним словом, азы тех предметов, которые будут изучаться в школе.
Дети от одного до 3 лет с большим интересом приобретают информацию. Это считается одним из самых интенсивных периодов в жизни ребенка. Они учатся сидеть, ходить, ползать, входить в диалог со взрослыми. Зачастую мы сталкиваемся с родителями, которые одержимы идеей развития своего ребенка. Здесь мы можем смело сказать, что это своего рода стремление испытать чувство гордости за свои родительские достижения и удачи. Но если ребенок встречает какие-либо неудачи на своем пути, это рассматривается как личное поражение взрослых. Будучи практикующим психологом могу отметить, что «проблема раннего развития» указывает на некие проблемные стороны самого родителя.
Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что «раннее развитие» имеет как позитивные, так и негативные стороны.
Общеизвестно, что развитию умственных способностей способствует развитие когнитивных процессов (мышление, внимание, память, способность к языкам, логика и математика) и за все это отвечает высокое развитие коры головного мозга.
Начиная с младенческого возраста, развитие мозга идет очень интенсивно. Благодаря всем этим особенностям детей в возрасте 2,5–3 лет можно обучить большому объемному информации и знаний (письмо, счет, чтение). Мы можем задаться вопросом, для чего ребенку до 3 лет нужен такой большой поток информации — о социуме, об окружающем мире?
Человек на протяжении всей жизни социализируется, строит отношения с людьми, входит в контакт. Для всего этого соответственно необходим развитый мозг. Ребенку нужно владеть различными знаниями, принципами жизни и групповыми иерархиями. Также ребенку необходимо владеть знаниями об окружающем мире (флора и фауна, астрономия, история, география). Главный закон жизни, который действует на инстинктивном уровне — это умение выживать. Следовательно, возраст 3 года является наиболее сенситивным периодом для адаптации и социализации во внешнем мире.
Учитывая новый ритм современной жизни, маленькому ребенку приходится ежедневно получать огромный объем информации. Однако не стоит забывать, что для использования различных методологий нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Также стоит учесть один момент. Недоразвитие мозга ребенка, может способствовать превращению его в состояние трудного ребенка. Можно считать ошибочным мнение о том, что развитие познавательных процессов главным образом состоит из обучения письму, счету. Достаточно провести познавательную беседу о природе, мире, то есть правильно построить познавательный диалог со своим малышом. Именно такое повседневное общение есть залог хорошего развития познавательных процессов.
Как было упомянуто выше раннее обучение имеет и отрицательные стороны. Первые 3 года жизни ребенка — это самый удачный и позитивный период для развития эмоциональной и сенсомоторной сферы ребенка. В этот период не стоит нагружать познавательные процессы (чтения, письма и счета). Таким образом, отбирается потенциальная энергия ребенка, которая рассчитана на проявление его эмоций и чувств. В этот момент спокойно могут произойти психосоматические дисфункции, которые могут привести к психосоматическим заболеваниям. Существует целый список болезней, которые мы можем внести в эти ряды. Таким образом, к 6–7 летнему возрасту можно наблюдать появление энуреза, агрессии, гиперактивности и тревожности. Основная сфера деятельности ребенка в этот период – это игровая деятельность. Малыши познают мир в результате игры (ролевой, имитации и т. д). Зачастую родители так охвачены идеей раннего развития ребенка, что загружают его ежедневное расписание походами в кружки, детские центры и т.д. Следовательно, у ребенка не остается ни одной свободной минуты для общения со сверстниками. Соответственно мы наблюдаем следующую картину, что дети не способны войти в контакт с другими детьми (нарушена коммуникативная сфера) либо элементарно поиграть в песочнице. Психологи ввели свой термин для подобного рода детей понятие — тепличный эффект. Да, такие дети эрудированы, но на любой вопрос, выходящий за рамки их знаний, или какое-либо общение со сверстниками выводит их из колеи.
Особенность детского восприятия состоит в том, что они хорошо запоминают то, что видят и слышат. Как отметили Никитин Б. П., Никитина Л. А в своей книге «значительно позже мы поняли, какие большие возможности для развития получат дети при самостоятельном исследовании окружающего мира» [5, с.29]. Помимо этого, важную роль в развитие ребенка играют их беседы со взрослыми. Дети очень хорошо воспринимают информацию, переданную при не опосредованном общении. Они применяют имитацию, учатся эмоциям и чувствам.
В науке существует много разнообразных методик, разработанных российскими авторами: система Монтессори [4], «складывая кубики» И. Зайцева [1], система «НУВЭРС» Никитиных [5,6,7]. Все эти методики, в основном построены по тому принципу, что мозг ребенка активно развивается до 5 лет. Конечно же, легче воспринимать информацию в детском возрасте, нежели будучи взрослым. Если методика правильно подобрана, то она будет мотивировать и формировать интерес к знаниям. Но необходимо знать, что даже самая эффективная и востребованная методика не всегда учитывает индивидуальные особенности и развитие вашего ребенка. Если родители будут обучать ребенка через «не хочу», то в дальнейшем это может вызвать ненависть к школьным предметам и обучению.
Из всего этого можно сделать вывод, что конкретного решения проблемы, связанного с использованием определенных методов и методик раннего развития детей понятие относительное. Именно учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход к нему способствует оптимизации процесса воспитания ребенка данной возрастной категории. Любая из методик будет подходить вашему ребенку, свидетельствовать исключительно о развития его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, его мотивации, ну и конечно же многое будет зависеть от родителей, которые должны быть готовы предоставить эту возможность.
Литература:
- Зайцев Н. А. Письмо. Чтение. Счет. — СПб.: Лань, 1997. — 224 с.
- Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
- Масару Ибукаю. После трёх уже поздно. О важности развития в первые три года жизни. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 224 с.
- Монтессори М. Мой метод. М.: АСТ.2006, 352 с.
- Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. в 2 томах. — М: Самокат, 2015. Т.1. — 224 с.
- Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. — М, изд. 6-е испр. доп. с новым вступлением. — Обнинск: Световид, 2009. — 216 с.
- Никитины Л. А. и Б. П. Мы и наши дети. — М.: Ростов-на-Дону, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, раннее развитие детей, окружающий мир, раннее развитие, ваш ребенок, детский возраст, жизнь ребенка, младенческий возраст, сенситивный период.
Источник