Актуальное развитие у ребенка 1 класса это

Возрастные особенности детей, поступающих в 1 класс

Статья

учителя ГБОУ СОШ № 402

Колпинского района Санкт-Петербурга

Филипповой Ольги Алексеевны

      С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым, т. к. дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений.

       Чтобы правильно использовать имеющие у ребёнка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать их к работе в школе и дома, научить учиться, быть внимательным, усидчивым, развивать самоконтроль, трудовые навыки и умения. Ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

        Большинство детей, приходящих в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления.

        Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Меняется весь уклад жизни, социальное положение в семье, коллективе.

        Первичное осознание позиции школьника проходит через новые обязанности.

Основной деятельностью и обязанностью становится учение (приобретение новых знаний, умений, навыков …)

         Нужно помнить о том, что у ребенка присутствует желание быть успешным в учебе, быть хорошим и любимым. Ученик уверен, что у него все должно получиться хорошо и очень переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Познавательный интерес находится на низком уровне или средне-низком. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа.

         У детей слабо развито произвольное внимание. Оно требует близкой мотивации. Обычно школьник может заставить себя сосредоточенно работать, чтобы получить отличную отметку и т. д.

         Непроизвольное внимание развито гораздо лучше. Младшего школьника особо привлекает новое, яркое, неожиданное, интересное, без всяких усилий со стороны ученика. Они лучше, быстрее запоминают и сохраняют в памяти конкретные события, сведения, предметы, факты, чем описания, определения, объяснения.

         В данном возрасте достаточно заметно формирование личности, так как учение предъявляет серьезные требования. Формируется характер, воля, расширяется круг интересов, развиваются способности.

       Характер младшего школьника прежде всего импульсивный. Они незамедлительно начинают действовать, не подумав, не взвесив, по случайным поводам. Причина — потребность в активной внешней разрядке при слабости волевой регуляции поведения.

        Младший школьник еще не обладает опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей. Он опускает руки, теряет веру в свои силы и возможности при неудаче. Появляется капризность, упрямство. Так же следует иметь в виду эмоциональную усталость. Ребенок может плакать, капризничать и т. д.

        Младший школьник очень эмоционален. Все, за чем они  наблюдают, о чем думают, вызывает эмоции. Они не умеют контролировать и сдерживать свои чувства, непосредственны и откровенны в выражениях радости, горя, неудовольствия. Часто меняется настроение. Кратковременными  и бурными бывают  проявления радости, гнева.

       Данный возраст очень подходит для воспитания коллективистских отношений. В этом поможет участие в общественных, школьных, классных мероприятиях.

       Не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Многие не понимают, зачем нужно учиться, что учение – труд, который требует огромных усилий. Если ребенок к этому не привык, то наступает разочарование, отрицательное отношение к учебе.

      Задача учителя показать, внушить мысль, что учение – это серьезная работа, но интересная. Она позволит узнать много нового, важного, интересного. Учитель становится значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские. Учитель с самого начала пребывания детей в школе становится  для них непререкаемым авторитетом. А это важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

      Успешность ребенка в первом классе – это совместный труд учителя, самого ребенка и его родителей. Важно не испугать возможными трудностями, не убить  интереса к учебе, «не перегрузить» ученика новыми знаниями, не подорвать веру в свои силы. Нужно помнить, что успешность ученика в школе – это не только, а точнее, не столько «пятерки», сколько его рост относительно самого себя, иногда медленный, иногда незаметный, и лишь иногда стремительный и бурный. В этой связи актуальны слова Леонардо да Винчи: «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок».

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1996
  2. Эльконин Д.Б. Психология развития. М. 2001
  3. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М. 1999                                                                                                                                                                         4. Источник: https://www.wisdoms.ru/179.html

Источник

  1. «Особенности первого года обучения»

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое  обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.  С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.  Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь  его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника.

 Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит,  как будет  учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс — это серьёзное испытание как  для ребёнка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе — значит научить его читать, считать и писать.

 Однако, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и       прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребёнка к школе.

 Конечно, научить ребёнка читать, считать и писать можно, но главное, чтобы      дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.  Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности в обучении; среди них значительно   больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев      отмечается нарушение состояния здоровья, и прежде всего психоневрологической сферы.

Читайте также:  Ведущая деятельность в развитии ребенка по леонтьеву

 Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. В практике каждого учителя имеется достаточно много примеров, когда в класс приходят хорошо читающие и считающие дети, но проходит полгода — и их «обгоняют» те, кто не умел ни читать, ни считать. Это происходит из-за того,    что такие дети часто не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет их работу похвалой, т.е. не работает       с ним «один на один». Поэтому важен не только объём тех знаний, которые        имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткости    представлений

  Давайте познакомимся с Особенностями современного первоклассника

 Часто слышишь от родителей: «Что нужно делать с ребенком, чему его сейчас учить?»  Ответ прост:

 — первое и главное — умению слышать и слушать;

 — заниматься общим развитием ребенка, а не учить его считать до 100 и более,

 — развивать мелкую моторику рук, обратите внимание рук, а не руки. Рабочими должны быть обе руки.

 Дети должны знать:

— название нашей страны и её столицы;

 — название родного города, села, свой адрес.

 Дети должны иметь представление:

 — о всенародных праздниках;

 — о труде людей в городе и сельской местности.

— — иметь представление о сезонных изменениях в природе;

 — определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

 — иметь представление о домашних и диких животных;

 — о перелетных и зимующих птицах;

  — о лесных ягодах и грибах;

 — об овощах и фруктах;

 — о деревьях, кустарниках и цветах.

 Дети должны уметь:

 — сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

 — называть материалы, из которых они изготовлены;

 — сравнивать по длине, высоте, ширине;

 — ориентироваться на листе бумаги;

 — различать форму предметов;

 — составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

— понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;

 — знать дни недели, их последовательность;

 — уметь называть месяцы года.

 — проводить прямые, не дрожащие линии;

 — «видеть» строку и писать в ней;

 — видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

 Также  дети   должны уметь:

 — прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

 — точно ловить и кидать мяч;

 — на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;

 — застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

 —  должны уметь рассказывать о своей семье.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников

      — В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

       —  Первоклассники отвлекаются  быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

        — Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

        -Для детей характерна высокая     утомляемость

Советы родителям: 

   —   Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если  наблюдаете возникновение  психологических, логопедических проблем сразу озвучивайте и обращайтесь к учителю и специалистам  

—    Формируйте у будущего школьника ряда простых и сложных привычек : Привычка здороваться или прощаться, благодарить за оказанную помощь или услугу; привычка вежливого обращения к другому.

  —  Приучайте детей к самообслуживанию : собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой …  и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.

— Прежде всего, каждый день интересуйтесь школьными событиями. Знания детей не оцениваются баллами. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку получил?», спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем занимались на уроке чтения?» и т.д.  

— Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибками. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость  жизни и радость познания

 — Помните: для ребенка что-то не уметь и не знать – нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

— Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим..

 —   Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. И в них есть слова, знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова «за», «над», «под»).

— Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

— Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Источник

Специфика возрастного психофизического развития

учащихся  1 класса

      Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Учёба — это серьёзный труд, требующий значительного эмоционального, интеллектуального и физического напряжения.

      Наиболее сложный период — начало школы, 1 класс. Приспособление к школе длится 1,5 месяца, а порой и дольше. Обучение в школе неизбежно влечёт за собой резкое изменение всего образа жизни ребёнка и предъявляет серьёзные требования к его психическому и физическому здоровью.

Зачастую педагоги предъявляют повышенные требования к детям, стремятся к их взрослению, не учитывая их возрастных, индивидуальных особенностей. А ведь именно мы должны знать и учитывать психофизиологические особенности школьников семилетнего возраста и донести наши знания до родителей для сохранения физического и психического здоровья, а также для благоприятной динамики работоспособности ребёнка.

Мы все изучали этот вопрос в институтах и педучилищах, но порой даже самая важная информация может со временем стереться из памяти. Давайте ещё раз вспомним, какими особенностями психофизического развития обладает ребёнок 6,5 – 7 лет, который пришёл к нам в 1 класс.

Начнём с физиологических особенностей первоклассника.

Надо отметить, что возраст первоклассника – это возраст  спокойного и равномерного физического развития. К 1 классу скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом. Если до школы ребёнок вырастает в среднем на 5 см в год, то в возрасте 7 лет — лишь на 2-3 см. При этом рост идёт в основном за счёт туловища, и тем самым пропорции тела сохраняются неизменными.

Обменные процессы достаточно стабильны. За сутки организм ребёнка расходует от 1000 до 3000 килокалорий в сутки. Именно в этом возрасте начинается отчётливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество жира создаёт дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и  опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия, а также раннего диабета.Избыток жирных и сладких продуктов, недостаток в рационе овощей, фруктов, витаминов приводит к тому, что сегодня у 24% детей наблюдается избыточный вес.

Читайте также:  Критерии оценки развития ребенка

Следует знать, что в этом возрасте начинаются важные преобразования пищеварительной системы. Нарушение режима питания, несоблюдение основных правил при выборе пищевых продуктов, их приготовлении приводят к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

У младшего школьника интенсивно растёт и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной  мозг получает достаточное количество крови, что является важным условием его работоспособности. Увеличивается жизненная ёмкость лёгких.

В 6-7 лет идёт интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Формируются все изгибы позвоночника (шейного, грудного, поясничного). Но окостенение скелета ещё не закончено, отсюда большая гибкость скелета. А это большие возможности для занятий физкультурой и спортом.Но эта особенность таит и отрицательные последствия при отсутствии нормальных условий физического развития. Вот почему необходимо учителям следить за соразмерностью мебели, за которой сидит школьник, за правильной посадкой за столом и партой — это важнейшие условия нормального физического развития ребёнка, его осанки, условий всей дальнейшей работоспособности.

Если представить, какую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат, когда необходимо детям удерживать «сидячую позу», то можно понять, почему наши дети непоседы. На возраст от 7 до 9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. Поэтому на переменах дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями.В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и координированы.

Кроме того,  не закончено формирование и костей грудной клетки. Если ребёноксидит, тяжело облокотившись на край стола, парты при письме, рисовании, то это тоже может привести к нарушению осанки. Позвоночник очень чувствителен ко всем деформирующим воздействиям.

Задачи учителя 1 класса:

  • следить за соразмерностью мебели;
  • следить за весом ранца;
  • наблюдать за осанкой детей;
  • наблюдать за двигательной активностью.

У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки. Но крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие. Поэтому дети способны к более сильным размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т.д.), но трудно справляются с мелкими, требующими точности.

Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9-11 годам, а запястья — к 10-12 годам. Отсюда понятно, почему младший школьник с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.

 При выполнении графических заданий важно следить:

  • за правильным положением тетради;
  • за положением ручки (учиться правильно держать ручку, рука не должна быть напряжена, пальцы должны быть чуть-чуть расслаблены);
  • важна не быстрота выполнения заданий и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения;
  • за продолжительностью работы, норма 3-5 минут, а затем отдых, переключение.

Необходимо помнить:

  • не следует перегружать ребёнка письменными заданиями (родители часто переусердствуют);
  • желание переписать плохо выполненное задание не улучшает результата, рука быстро утомляется, теряется работоспособность;
  • следует уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание штрихование — развитие мускульной памяти).

К семи годам достаточно сформированы структуры и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90% веса мозга взрослого человека.Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.

К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы — системы связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов (т. е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения). Это находит выражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спрашиваете у ребенка дошкольного возраста, как назвать одним словом: груша, слива, яблоко, абрикос, то некоторые дети вообще затрудняются найти или им требуется много времени для поисков, а семилетний ребенок без труда находит подходящее слово — «фрукты».

К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушарий, мозг ребенка «левеет», что находит свое отражение в познавательной деятельности. Так, в речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.

Увеличивающиеся лобные доли мозга играют большую роль в формировании высших и сложных функций психических функций человека. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения.

Торможение  — это основа сдерживания, самоконтроля. К началу школьного обучения у ребенка увеличивается возможность тормозных реакцийи становится более заметной, чем у дошкольников. Слово взрослого и собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными, нервные клетки переходят на активность, как у взрослого человека.

Такие изменения в физиологических процессах нервной системы дают возможность ребенку участвовать в школьном обучении.Однако склонность  к возбуждению очень велика — отсюда непоседливость младших школьников.Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения.

Кроме физиологических особенностей первоклассника, необходимо помнить об особенностях его психического развития. При поступлении в школу у него меняется тип ведущей деятельности: ролевая игра, в которой преимущественно развивался дошкольник, уступает место учению — строго регламентированной общественно оцениваемой деятельности. Именно она и становится основным фактором психического развития первоклассника.Кроме того, перестройка его внешней жизни сопровождается перестройкой внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, что психические процессы приобретают характер произвольности – ребёнок научается управлять ими – управлять восприятием, вниманием, мышлением, памятью, в некоторой степени своими эмоциями и воображением.

Восприятие.

У учащихся 1 класса процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета.

Восприятие первоклассников отличается слабой  дифференцированностью.Часто они путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы 3 и Э. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.

В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. В 1-м классе восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе.У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать.Учащиеся же 2 – 3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме.

Внимание.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

В 1 классе только начинается развитие произвольного внимания. Организованная учебная деятельность требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Преобладающим видом внимания младших школьников остается непроизвольное внимание, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание детей само собой, без всяких усилий с их стороны. Они не могут еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что в данном возрасте преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности.Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации).

Читайте также:  Таблица физиологического развития ребенка

А вот развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Учитывая это обстоятельство, а также то, что регулирующие функции у первоклассников еще недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного и уместного использования наглядного материала. Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения.

Первоклассники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ученик  не может распределить внимание между различными видами работы, например, между своим чтением и слушанием товарища.

Внимание во многом определяется темпераментом. У детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем свидетельствуют их ответы на вопросы учителя.

Однако, у детей всех темпераментов отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш еще умеет плохо.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость, характерная для 7 – 8-летних детей. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости процесса торможения.

Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в лучшем случае примерно 30 минут. Они не могут сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности.

Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя, то есть при пассивном восприятии ими информации. Временной предел в этом виде деятельности – 5 минут. Увеличить этот период можно превращая монолог в диалог.

Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их внимания еще очень невелик – всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная помощь в организации детьми своей работы – пошаговое управление, предъявление коротких и четких инструкций.

При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения внимания детей этого возраста очень низкий, а значит, они не могут выполнять два вида деятельности одновременно. Эта проблема актуальна на уроках, так как отставшие в выполнении задания ученики не могут, доделывая его, слушать объяснения учителя, касающиеся нового задания. В таких ситуациях необходимо четко фиксировать начало и конец задания, используя приемы синхронизации темпа работы в классе.

Часто мы замечаем, что уже через 10 минут серьёзного занятия ребёнок приходит к двигательному беспокойству. Одними окриками и замечаниями отвлекаемость детей не одолеть. И если мы хотим чему-либо научить ребёнка, то необходимо создать ситуацию интересную, привлекательную.

Необходимо помнить: внимание поддерживается интересом.

Память.

У первоклассников более развита наглядно-образная, чем смысловая память. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Они более склонны к механическому запоминанию. Для них характерно дословное заучивание и воспроизведение учебного материала без его преобразования, без попыток передать его содержание своими словами.Это объясняется, во-первых, тем, что механическая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно. Во-вторых, дети еще не понимают, что конкретно от них требуют, когда ставят задачу запомнить (что запомнить дословно, а что — в самых общих чертах). И учитель не всегда помогает детям в этом, говоря, что воспроизвести материал надо правильно и полно. А правильно и полно, по мнению учеников, и означает дословно. В-третьих, первоклассники еще плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами. К недостаткам памяти также относится неумение правильно организовать процесс запоминания.

Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Особенности мышления.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Ребенок 7 – 8-летнего возраста обычно мыслит конкретными категориями.

Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Однако первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже можно научить делать простые умозаключения.

Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам.

У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент.

Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность.

Надо отметить, что первоклассники очень эмоциональны:

  • всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
  • они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
  • их отличает большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Если мы хотим чему-либо научить ребёнка, нужно создавать ситуацию, в которой цель научения эмоционально значима для ребёнка. Простейший вариант — похвала за старание выполнить задание учителя или удивление, что всё выполнено замечательно.

И особенно важно отметить, что в  первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей.Первые неудачи ребёнка, помноженные на непонимание и нетерпение учителя, могут отбить у малыша желание  учиться. Поэтому именно сейчас, в трудный адаптационный период, с нашей стороны должна быть поддержка и терпение. Недолжно быть места раздражению, окрикам, выяснению отношений, наказанию, ведь это дополнительные стрессовые ситуации. Ведь причины учебных неудач первоклассника зачастую могут быть не в уровне интеллектуального развития ине в поведении, а в возрастных особенностях, в резервах его организма и в состоянии здоровья.

Пожелания учителю 1 класса:

  • если вы хотите развить у ребёнка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть;
  • помните, что все дети при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:
  1. Не понимаю, чего от меня хотят…
  2. Понимаю, но у меня не получается.
  3. Кое-что начинает получаться!
  4. Получается всё лучше и лучше!!!
  • пусть у Вас никогда не опускаются руки;
  • Вы должны верить в своего ученика!

Источник