Активные игры 4 года ребенок

Ольга Майорова
Подвижные игры для детей 3–4 лет

Я работаю воспитателем 26 лет и люблю играть с ребятами. Особенно мне нравятся подвижные игры. Для этих игр нужно только желание и хорошее настроение. Предлагаю вашему вниманию картотеку подвижных игр для детей младшего возраста. Дети старшего дошкольного возраста тоже любят играть в них. Эти игры проверены временем, т. к. в некоторые игры дети отказываются играть. Вы удивились, но это встречается в наше время. Надеюсь, что моя картотека поможет Вам в работе.

Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворна для возникновения положительных чувств. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

Подвижные игры для детей 3-4 лет.

Каравай.

Хороводная игра. Один ребенок в центре круга.

На Сережин день рождения Идут по кругу, взявшись за руки.

Испекли мы каравай. Останавливаются, приподнимаются на носки,

Вот такой вышины, одновременно поднимая руки.

Вот такой низины, Присаживаются на корточки.

Вот такой ужины, Сходятся к центру

Вот такой ширины. Отходят назад, расширяя круг.

Каравай, каравай, Хлопают в ладоши.

Кого хочешь, выбирай! Стоящий в кругу выбирает другого.

Тот встает в центр.

Игра повторяется.

Правила: выполнять разнообразные движения в соответствии с предложенным текстом.

Тишина.

Дети идут в обход площадки в колонне по одному

«Тишина у пруда.

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте, малыши».

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза (10 с).

Правила: присев, не шевелиться, соблюдать тишину. Нарушивший это требование становится в конец колонны.

Ровным кругом. (вариант№1)

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу,говоря:

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть.

Правила: ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг,

Ровным кругом. (вариант№2)

Усложнение: 1. Внутри круга стоит ребенок, Дети идут по кругу и говорят!

«Ходим кругом

Друг за другом

Эй, ребята, не зевать!

То, что Дима нам покажет,

Будем дружно повторять!»

Дети выполняют движения за водящим.

2. Заранее водящего не выбирают,его называет воспитатель после слов:

«Ровным кругом —

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Ну-ка, Валя, выходи,

Что нам делать, покажи!»

Правила: каждый водящий показывает новое движение, не повторяя выполненное ранее.

Кто соберет больше шишек (предметов).

На площадке раскладывают шишки, камешки. Дети ходят, стараясь не задевать предметы. На сигнал «бери» стараются быстро поднять шишки, Отмечается тот, кто собрал больше.

Правила: собирать после сигнала; нельзя отбирать предмет у товарища.

Поездка на дачу.

Дети распределяются на две группы: одна, например, ожидает поезд в намеченном месте на станции; другая изображает поезд (дети двигаются по площадке друг за другом или держась за веревку). По сигналу поезд приближается к станции, останавливается. Дети размещаются в нем и двигаются уже все вместе. Если группа разновозрастная, то старшие изображают поезд, держа длинные рейки с двух сторон. Малыши заходят внутрь.

Правила: дружно действовать по сигналу.

Пройди в ворота.

Делают воротики (из палок, флажков на подставках, стульев). Дети распределяются на четыре подгруппы. Каждая стоит перед одними воротиками, в правой руке у детей флажки. В середине площадки воспитатель с барабаном (бубном).Дети шагают на месте и размахивают флажками в ритм ударов барабана или под следующие слова:

«На зарядку утром рано

Мы выходим с барабаном.

Он гремит, гремит, гремит,

В ногу всем шагать велит».

С окончанием слов или ударов в барабан дети проходят в во-ротики и, сделав небольшой круг, возвращаются в первоначальное построение.

Правила: в ходьбе на месте шагать энергично, поднимая колени.

У ребят порядок строгий.

Играющие стоят в колонне по росту. По сигналу расходятся по площадке в любом направлении,повторяя за воспитателем следующие слова:

«У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну,трубите веселей:

Тра-та-та, тра-та-та!»

На сигнал воспитателя «становись» дети снова встают в колонну по росту.

Правила: идти ритмично; слова произносить четко, дружно; строиться в колонну быстро, не толкаясь.

Пойдем в гости.

Дети располагаются двумя подгруппами на разных сторонах площадки. Воспитатель предлагает одной подгруппе «пойти в гости» к другим детям. Ребята переходят на противоположную сторону площадки, каждый подходит к кому хочет. Образовав пары, дети прыгают, кружатся, пляшут. Затем первая подгруппа возвращается на место. К ним подходят дети второй подгруппы.

Правила: переходить площадку, придерживаясь прямолинейного направления, сохраняя хорошую осанку, естественный легкий шаг.

Трамвай.

Дети стоят друг за другом. Одной рукой они держатся за шнур с колокольчиком на конце. Ребенок, стоящий последним, дает звонок, трамвай трогается. Вначале роль вожатого берет на себя воспитатель, позднее первым можно поставить кого-нибудь из детей.

Правила: двигаться по сигналу дружно, не отставать.

Варианты: сделать 2—3 трамвая, которые могут двигаться по очереди;на пути движения трамвая поставить какое-либо препятствие: доску (мостик) — дети проходят по доске,

Огуречик.

Один ребенок — водящий — находится в стороне от всех детей.Играющие ритмично приседают и говорят:

«Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет».

С окончанием слов дети разбегаются, водящий ловит.

Правила: бежать по окончании произнесения слов; водящий ловит до установленного места.

Мыши и кот.

Дети — мышки на одной стороне площадки, кот — воспитатель —на другой. Кот засыпает, мышки бегают по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Они убегают. Когда игра усвоена, роль кота исполняет ребенок.

Читайте также:  Заболевает ребенок 4 года

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Побежали мышки вон!

Усложнение: мышки подлезают под натянутой веревкой.

У медведя во бору.

Играющие располагаются на одной стороне площадки, на другой стороне — медведь (ребенок).Дети идут к нему и говорят:

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь рычит,

Он на нас сердит».

После этого медведь бежит за играющими, а те убегают от него в дом.

Правила: доходить до берлоги медведя, не отставать; убегать по окончании слов.

Быстрей к своему листу.

Дети распределяются на две подгруппы. В них каждый ребенок берет по одному одинаковому листу. Например, в одной подгруппе листья клена, в другой — березы. Подгруппы встают на противоположных сторонах площадки (на расстоянии примерно 10 м). Воспитатель с двумя листьями в руках стоит посередине ее. Он поднимает лист и называет его. К нему подбегают дети с таким же листочком, кружатся на месте и возвращаются обратно. Затем подбегает следующая подгруппа.

Правила: бежать только по сигналу; находить свободное место для бега.

Быстро возьми предмет.

Дети идут, затем бегут по кругу, образованному положенными на площадке предметами (кубиками, шишками, камешками, которых должно быть на 1—2 меньше, чем играющих. На сигнал «бери» дети быстро останавливаются у предмета и поднимают его вверх. Тому, кто не успел, воспитатель говорит (называя имя ребенка): «Таня, Таня, не зевай, быстро кубик поднимай!»

Куры в огороде.

Посередине площадки шнурами ограничивается небольшое пространство — огород. С одной стороны его — дом сторожа, с другой — курятник, в нем куры — дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур и гонит их — хлопает в ладоши, приговаривая «кыш, кыш». Куры убегают — подлезают под шнуром и прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.

Найди свой домик.

Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч, пенек, фанерка, начерченный на земле кружок. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свой домик» занимают домики.

Правила: бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваясь; не подбегать к домику до сигнала.

Не отдам!

Дети стоят по кругу ноги врозь, между ног лежит палочка, шишка, снежок, листок. Воспитатель в центре. Он делает вид, что пытается взять предмет, приближаясь по очереди то к одному, то к другому ребенку.Каждый прыжком соединяет ноги вместе и говорит: «Не отдам!»

Правила: прыжком соединять ноги вместе впереди предмета и снова прыжком поставить ноги врозь; прыгает только тот, к кому приближается воспитатель.

Ножки.

Дети стоят шеренгой, воспитатель напротив на расстоянии 15—20 шагов. Педагог произносит текст потешки, дети, приближаясь, выполняют соответствующие движения.

«Ножки, ножки бежали Бегут.

по дорожке. Прыгают на двух ногах вперед.

Бежали лесочком Бегут.

Прыгали по кочкам. Прыгают на двух ногах

Прибежали на лужок, на месте и останавливаются.

Потеряли сапожок. Все бегут назад к исходной

Нашли сапожок». линии.

Правила: ритмично, легко прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, и на месте.

Прыгай к флажку!

На одной стороне площадки 5—6 детей. На противоположной на расстоянии 2,5—3 м лежат 5—6 флажков. Воспитатель и остальные дети говорят слова, вызванные дети прыгают

«Прыг-скок, прыг-скок, Вот он, твой флажок».

С окончанием слов малыши поднимают флажки вверх, машут ими, кладут и идут обратно. Выходят следующие 5—6 детей.

Правила: продвигаться к флажку прыжками на двух ногах, бежать нельзя; в прыжках соблюдать направление, брать свой флажок; выигрывает поднявший флажок первым.

Птички в гнездышках.

На площадке раскладываются плоские обручи (из фанеры, картона или сделанные из гибкого прута, веревки, в каждый встает ребенок. «Поднялось солнышко, вылетели птички из гнезд»,— говорит воспитатель. Дети выпрыгивают из обручей и разбегаются по площадке. «Вечер насту-пил. Птички, домой!» — Каждый быстро занимает обруч.

Правила: по сигналу выпрыгивать на двух ногах; задевший обруч остается в нем до следующего повторения игры; после бега можно занимать любой обруч.

Усложнение: прибежав к обручу, надо остановиться и впрыгнуть в него толчком двух ног; сделать обручи побольше, в каждом — два птенчика.

Лягушки.

Играющие — лягушки. Они выполняют движения в соответствии с текстом.

«Вот лягушки по дорожке Прыгают вперед на двух ногах.

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки,

Вот из лужицы на кочку, Влезают на бревна, пеньки,

Да за мушкою вприскочку скамейки, кубика.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Да за мушкою вприскочку.

Есть им больше неохота, Спрыгивают вниз.

Прыг опять в свое болото».

Правила: выполнять прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами; спрыгивать мягко; уметь занять свободное место на бревне или пеньке.

Источник

НАДЕЖДА САЮТИНСКАЯ
Картотека подвижных игр для детей 4–5 лет

Подвижные игры

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников.

Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Подвижная игра «Пчелки».

Цель: учить действовать по словесному сигналу; развивать быстроту, ловкость; упражнять в диалогической речи.

Читайте также:  Наказание ребенка 4 года

Ход игры: Все дети — пчелки, они бегают по комнате, размахивают крыльями,жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (выбранный по желанию)и говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет.

Пчелки отвечают:

Этот улей — домик наш.

Уходи, медведь, от нас,

Ж-ж-ж-ж!

Пчелки машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя.

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: На одной стороне – «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе.Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным и «охотник» уводит его к себе.

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц»«охотником».

Подвижная игра «Волк-волчок» (с ходьбой, бегом)

Цель: Упражнять в ходьбе по кругу взявшись за руки; упражнять в беге в определенное место не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры: Выбирается водящий. Он стоит в центре круга.Дети идут по кругу и говорят слова: «Волк-волчок, Шерстяной бочок, Через ельник бежал, В можжевельник попал, Зацепился хвостом, Ночевал под кустом». На слова «Волк, бегите в домики!» дети убегают в домики.Правила: Действовать по сигналу. При беге не наталкиваться друг на друга.

Подвижная игра «Мыши в кладовой» (с подлезанием)

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании, в беге.

Ход игры: Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется.Правила: Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.Варианты: Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка.

Подвижная игра «Кролики»

Цель: Упражнять детей в быстром ползании и подлезании в ограниченном пространстве. Приучать подлезать на ладонях и коленях, не задевая его.

Ход игры: На одной стороне зала лежат обручи большего диаметра – это клетки для кроликов. На противоположной стороне дом сторожа. Между ним натянута веревка. Дети — кролики сидят небольшой группкой в домиках (по 3-4 человека в каждом обруче). По сигналу воспитателя дети – кролики выходят из клеток, подлезают под веревкой и идут на луг. Там бегают, прыгают, играют. По сигналу «Бегите в клетки!», кролики спешат домой пролезая под веревкой.Правила: Кролики сидят в клетках, пока сторож их не выпустит. Действовать по сигналу.Варианты: Вместо веревки можно использовать дуги разной высоты. В игре можно использовать морковки из картона.

Подвижная игра: «С кочки на кочку»

Цель: Закреплять умение использовать прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Побуждать детей прыгать легко в разных направлениях.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала (площадки). На полу раскладываются обручи на расстоянии 20см друг от друга. По сигналу дети стараются перепрыгнуть по обручам на другую сторону.Правила: Переход на другую сторону дети выполняют по одному или по двое. В начале года дети переходят переступая из обруча в обруч. Когда дети научаться хорошо перешагивать,то можно предложить перебираться прыжками Варианты: Можно использовать дощечки, плоские круги (диаметром 35-40см)

Подвижная игра»Лохматый пес»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия. Упражнять в беге.

Ход игры: Один из детей изображает пса; он ложится на коврик, голову кладёт на протянутые руки.Остальные дети тихонько подходят к нему со словами: Вот лежит лохматый пёс, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет. Пёс вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пёс гонится за ними.

Подвижная игра «Тролейбус»

Цель: Развивать у детей умение различать цвета светофора и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе колонной. Знакомить с ПДД.

Ход игры: Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки, свободными руками держатся за шнур, концы которого связаны. Воспитатель в одном из углов комнаты, в руке три цветных флажка (красный, желтый, зеленый). Поднимает зеленый флажок – дети бегут (троллейбус двигается). Добежав до воспитателя – дети смотрят, не сменился ли цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый или красный – дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.Правила: Бежать можно только на зеленый флажок. При появлении желтого или красного колонна останавливается.Варианты: Устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия троллейбуса. Когда троллейбус подъезжает к остановке, то замедляет ход, одни пассажиры выходят, другие заходят.

Подвижная игра «Кот на крыше».

Цель: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.

Ход игры: Дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем,говорят хором вполголоса:

Читайте также:  Игры с ребенком на пляже 4 года все

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

После этих слов «кот» гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда «кот» не имеет права забегать.

Подвижная игра «Зайцы и волк».

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры: Одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков,воспитатель говорит:

Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают – не идет ли волк.

Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.

Подвижная игра «Самолетики» (с бегом)

Цель: Закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Действовать по сигналу. Побуждать детей бегать по всей площадке, в разные стороны. Закреплять умение реагировать на зрительный и звуковой сигнал.

Ход игры: Ведущий разделяет детей на две команды: одни — самолетики; другие – тучки. Чертит круг (аэродром). Самолетики летят И на землю не хотят. В небе весело несутся, Но друг с другом не столкнуться. Дети – самолетики летают за пределами круга.Ведущий говорит: Вот летит большая туча Стало все темно вокруг Самолетики – в свой круг! Дети – тучки пытаются поймать самолетики. Кто успел залететь на аэродром – спасен. Кого поймали –тот становится тучей Правила: Игра продолжается, пока не останется 1 самолетик.

Подвижная игра «Лиса в курятнике».

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры».

На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями.По сигналу: «Лиса!»«куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».

Подвижная игра «Совушка».

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова».Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д.

Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц»«охотником».

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Ход игры: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того,что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

Подвижная игра «Найди себе пару»

Цель: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Ход игры: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке.Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

Подвижная игра «Удочка»

Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Ход игры: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

Источник