Активизировать развитие речи ребенка
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.
Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.
1. Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые)
С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.
Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки
2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым
Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…
Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.
3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша
Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:
– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»
И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.
4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра)
Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.
5. Играйте в ритмические музыкальные игры
Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.
Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.
6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух
Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.
7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку
Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:
Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!
8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики
Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано/ Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.
Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:
- игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки);
- рисование и письмо;
- аппликация и лепка;
- игры с пуговицами и петельками;
- игры с ленточками;
- игры-шнуровки;
- игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее);
- игра на клавишных инструментах;
- простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками);
- игры с прищепками.
9. Сочиняйте свои стихи и рассказы (для мам деток от 1,5 лет)
Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»
10. Играйте в пальчиковые игры
Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:
Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!
И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.
Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.
Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой. Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)
Веселых игр и радостного общения вам с малышом!
Посмотрите видео Екатерины Кес «Формирование личности ребенка»
P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.
Читайте также:
Источник
Светлана Величко
Методы и приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста
У детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе коммуникации у ребёнка.
Ю. Ф. Гаркулина, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова и другие исследователи отмечают, что у детей с ОНР уровень общения снижен. Это способствует возникновению стеснительности, робости, замкнутости, что влияет на их речевую и личностную активность и приводит к ограничению свободного общения, препятствуя развитию речевой и познавательной деятельности детей.
У детей с ОНР общение между собой и окружающими взрослыми ограничено. У них вариативно выраженный уровень речевой активности. Они затрудняются вербально организовывать своё поведение в окружении сверстников, мало используют связные высказывания в процессе деятельности. Всё это говорит о том, что необходимо использовать в работе с детьми разные направления и приёмы для активизации речевой активности у детей с ОНР, реализовывая их через систему психолого-логических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий. Они используются как отдельное направление психолого — педагогической работы, так и в качестве составной части фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий, совмещаясь с занятиями по физической культуре, изобразительной деятельности, музыкальному образованию, используется в воспитательной работе.
Основными приёмами активизации речевой деятельности и поведения детей являются:
— подражательная деятельность, этюды, подвижные и дидактические игры, игры
— драматизации;
— логопедическая ритмика, действия под музыку;
— проблемные ситуации;
— комментированное рисование;
— психотерапевтические приёмы (психологические тренинги);
— введение игровых персонажей;
— постановка вопроса;
— подстановка недостающего слова
— подбор синонимов и антонимов;
— развитие невербальных средств и другие.
Цель — активизация речи на основе закономерностей познавательной
деятельности и личностно ориентированного подхода, как основа развития
компенсаторных механизмов.
Для активизации речевой деятельности можно выделить три блока методов,
направленных:
I блок — на активизацию самой деятельности детей, которая способствует
речевой активности.
II блок — на активизацию компонентов речевой деятельности.
III блок — на активизацию речи в разных видах деятельности.
Большое внимание необходимо уделять развитию невербальных проявлений
активности детей, поскольку доверительная коммуникация — основа для
вербальной.
I. Для этого при обучении детей можно использовать приём подражательной
деятельности. С детьми проводится мимическая гимнастика, пантомимика и
просодика.
Традиционные упражнения для развития подвижности мимических мышц лица
это: нахмурить, поднять брови, сморщить лоб, зажмурить глаза и т. д. Проводятся
эти упражнения индивидуально с зеркалом и в парах, сочетаясь с упражнениями
на расслабление и активизацию речевого аппарата (языка, губ, нижней челюсти).
А так же можно разыграть несложные этюды с комментированием взрослого.
Например, «Зеркало», «Собака принюхивается», «Вкусные конфеты»,
«Солнышко».
«Зеркало»
Кто в зеркало мотрел?
Кто прыгал и вертелся?
Кто — то зеркало разбил,
Кто же это был?
Миша в зеркало смотрел.
Миша прыгал и вертелся.
Миша зеркало разбил.
Вот кто это был
В мимике дети учатся отражать эмоциональные основные состояния (внимание, интерес, удивление, удовольствие и радость). Используя пантомимику, в детях развивается способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, а затем выразить свои эмоции с помощью жестов движений, походки, позы.В играх: «Делай как я», «Походка и настроение», «Молчок», «Проигрывание ситуаций», «Встреча с другом» и другие.Движения: мимики, походки, жесты, позы отражают- основные эмоции, корректируют настроение и некоторые черты характера. А так же можно использовать просодику (интонации, силу голоса и т. д.) в играх «Попугай», «Ролевая гимнастика», «Какой я», «Почемучки», «Зеркало». После исполнения проводится совместное обсуждение увиденного, услышанного, при этом особое внимание уделяется обогащению словаря детей. Так как элементы мимики, пантомимики и просодики многократно повторяются в сопровождении речевого высказывания.
Одним из приёмов преподавания, является движение в образах. Достаточно большое внимание отводится двигательной активности детей. Во время занятий помещение можно превращать в сложно организованное пространство, существовать в котором можно в трёх позициях.
1. сидя за столами;
2. стоя (например: рассматривать — пейзаж за окном, картину, рисунки, а так же
играть в мяч);
3. сидя (или даже лёжа на животе на ковре).
Такое расположение открывает новые возможности для перемещений. На занятиях дети могут перейти с одного места на другое, сесть, встать, лечь, подпрыгнуть и даже проползти (если сидят на ковре, то выполняющий задание может не «выйти к доске», а выползти на четвереньках в середину круга). А так же могут расположиться буквой П, или парами, или микро группами. Основной эффект такой организации пространства — разрушение казённой атмосферы, академической холодности, а следовательно расширение границ возможного, А это способствует желанию отдать все силы во время освоения любой учебной
деятельностью. Таким образом, эти методы и приёмы являются предпосылкой для активной речевой деятельности.
II. Учитывая что, активизация речевой деятельности невозможна без активизации её основных компонентов, большое место отводится словесным методам. Одним из них является беседа. Беседы имеют важное значение для развития связной речи, для выработки навыков речи в коллективе. Ценность беседы в том, что взрослый в ней учит ребёнка логически мыслить, рассуждать. Беседы имеют место в процессе накопления детьми знаний — во время наблюдений, экскурсий, а так же, когда получают новый опыт. Материал разумнее давать в повествовательной форме, используя приём добавления новой информации. Эта информация даётся небольшими частями — сегментами. Такой приём называется «сегментация речи».
Важной формой речевой работы с детьми являются ситуации общения. Ситуации общения могут возникнуть как естественно, так и запланировано. Например,игровая ситуация с куклами: «Я должен спросить маму».Прибежал Зайчонок к своему другу Бельчонку и зовет его гулять:
— Пойдём, Бельчонок, на нашу любимую полянку, поиграем.
— Не могу, Зайчонок.
— Почему? — удивился Зайчонок.
— Эта полянка далёко. И я должен спросить маму, могу ли я пойти так далеко
гулять.
— Так спроси разрешения у своей мамы, и пойдём! — не унимался Зайчонок.
— А моей мамы нет дома, грустно ответил Бельчонок.
— Тогда пойдём так, без разрешения. Мы немного погуляем, и ты вернёшься
домой. Твоя мама даже не заметит.
Но Бельчонок очень боялся расстроить свою маму и ни как не поддавался на
уговоры друга.
Далее педагог проводит беседу по вопросам:
• Правильно ли поступил Бельченок?
• Зачем нужно спрашивать маму?
• Что бы произошло, если бы Бельчонок ушёл без разрешения?
• Почему маленькие дети должны спрашивать разрешения у мамы, прежде чем
куда-нибудь пойти или что-нибудь сделать?
• О чём вы дома ещё спрашиваете маму?
• Зачем вам нужны советы или разрешение своей мамы?
В процессе беседы — диалога логопед подводит детей к выводу, что мама всегда беспокоится, волнуется за своего ребёнка. Она всегда подскажет, как правильно поступить.
Так же для активизации речи используют проблемные ситуации. Можно создать различные игровые ситуации. Например, Кошка и Собака ехали не первым и не в последнем вагоне. В каком вагоне ехали Кошка и Собака? А так же ситуации приближённых к реальной действительности. Например, Лена хочет кушать. Она сидела на стуле. Куда надо поставить стул? (к столу) с помощью разных ситуаций ребёнок побуждается к тому, чтобы задавать вопросы. Например, «Спроси у Ани, может она хочет пойти гулять? Узнай у Влада, куда он уезжает? Катюша, попроси бабушку испечь пирог, к вам собираются гости». При этом вопросительно — ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поскольку стимулируют и побуждают детей к речевой деятельности. Они заставляют ребёнка думать, отбирать и комбинировать информацию для ответа. Необходимо помнить, что ситуации должны быть не слишком сложными и вызывать интерес.
Особая роль отводится словесным играм. Цель — обогащение словарного запаса («Кто где живёт», «На что похоже», формирование грамматически правильной речи. Например, «Скажи какой? Какая? Какие, «Кто скажет больше», «Что из чего», «Слова приятели», «Скажи наоборот»,интонационной выразительности: Игра «Солнышко» (зазывно, побудительно) на развитие фонематического восприятия, «Звуки перепутались», «Подскажи словечко», расширение предложения и развитие связной речи, игры «Закончи предложение», «Неожиданный финал», «Импровизация», «Сочиним историю, «Сказка по кругу». Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею что. несомненно, стимулирует их собственную речевую активность.
Для активизации речевой деятельности обучение осуществляется с помощью наглядного материала. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы и игрушки. Наглядность способствует доступности, последовательности, даёт детям наиболее полное представление о реальных объектах и совокупности их свойств как на занятиях так и на прогулках и экскурсиях. Помогая максимально использовать речевую активность детей, Требования к наглядному методу обучения предполагают разнообразие, сменяемость и эстетическую выдержанность.
Очень эффективным методом активизации речевой деятельности является моделирование. Он является промежуточным между наглядными и словесными методами. Метод моделирования позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи разные конструкции предложений, описывать предметы,составлять различные виды рассказов: описательные, по картинкам, по личному опыту, а так же с элементами творчества.
Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (, и,, Схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стимулированные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.
Моделирование помогает детям овладеть языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний.
III. Если говорить об активизации речи в других видах деятельности, то ведущей деятельностью ребёнка является игра. Игра — метод и способ обучения. Во всех видах игр — активизируется речь. Остановимся на некоторых из них. Подвижные игры помогают пробудить активность у пассивного ребёнка, учат подчиняться определённым правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции. Различные варианты игр «Жмурки», «У медведя во бору», «Мороз красный нос», «Хитрая лиса», «Мышеловка»,
«Серебряный пояс» помогают почувствовать себя в роли лидера, что несомненно влияет на формирование адекватной самооценки. Игры предполагаются соответственно особенностям детей. Робкие и заторможенные назначаются ведущими (лидерами, а гиперактивным, подбираются более спокойные роли. Положительная эмоциональная обстановка обеспечивает психологическое благополучие детей, что служит стимулом для активации поведения и речи детей. Работа по активации речи в игре и общении предполагает введение сложных игр — драматизации, инсценировок, творческих, сюжетно — ролевых игр, игр -импровизаций. Приёмами стимулирующими активную речь у детей является возможность принять участие в инсценировке, перевоплотиться в другой образ с помощью костюмов и грима, использование элементов декорации, сюрпризного появления игрушек, персонажей. В начале обучения это сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», где дети могут сами проявить инициативу, принять на себя понравившуюся роль. Затем постепенно усложняется речевой материал в незнакомых сказках, потешках, стихах, преподносимых педагогом, давая детям возможность самим произвести с ними действия.Театр ложек: «Колобок»,верховой театр: «Лиса, заяц и петух»,кукольный театр: «Красная шапочка», «Дюймовочка» и т. д.
В ходе игры дети учатся владеть речью. Внимание привлекается к осознанию сказанных слов, интонации, темпу речи, модуляции голоса. Таким образом, использование различных игр, является одним из путей для активации речи детей.
Следующий вид деятельности — изобразительная. Она выступает как специфическое образное средство познания действительности, имеет большое значение для активизации умственного и речевого развития. На занятиях рисованием можно предложить детям разнообразный наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами, учить различать и употреблять слова, обозначающие признаки предметов и признаки действий. Так же можно заниматься с детьми комментированным рисованием, где дети учатся комментировать изображаемое, задавать вопросы, употреблять побуждение. Речевая активность в результате использования подобного вида занятий’ повышается. Во время занятий рисованием имеются большие возможности для создания «проблемных ситуаций». Например, специально «забывая» положить лист бумаги некоторым детям им приходиться просить недостающее, возникают ситуации обращения, привлечения внимания, просьбы, благодарности, отказа, то есть проявлять речевую инициативу.
На занятиях по продуктивной деятельности предполагается, помимо индивидуальной работы, коллективное изготовление поделок, рисунков, что ставит их в ситуацию необходимости согласовывать свои действия с действиями других детей, учит доброжелательному поведению по отношению к партнёру по деятельности.
Для развития коллективного творчества можно использовать рисуночные игры: «Страна клякс», «Нарисуй узор», «Наша группа».При работе над формированием адекватной самооценки используются игры: «Рисуем эмоции пальцами», «Моё настроение», «Мои секреты», «Моя семья», «Моя земля». Таким образом, организация различных совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку деятельность бывает интересной и значимой для детей, а её успешность достигается с помощью речевых действий. Поэтому у каждого ребёнка появляется стремление к речевым высказываниям.
Вывод: Разнообразие методов и приёмов, используемых целенаправленно на активизацию речевой деятельности детей, обеспечивает интересное речевое общение, стимулирует проявление собственной активности каждым ребёнком с речевым недоразвитием.
Литература
1. журнал «Логопед в детском саду» №6, 2006г.
2. журнал «Дошкольная педагогика», №4, 2008г.
3. журнал «Дефектология», №1, 1989г.
4. журнал «Коррекционно — развивающие занятия в ДОУ». Методические
рекомендации, 2008г.
5. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности», М. 2008г.
Источник