Активизация работы родителей по развитию ребенка

Бутакова Наталья
«Методы активизации родителей»

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в БДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательного учреждения к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни БДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками БДОУ.

Проблема вовлечения родителейв единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

• повышение педагогической культуры родителей.

• вовлечение родителей в деятельность БДОУ,

• совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителеймы работаем над решением следующих задач:

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.

Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

С какими проблемами столкнулись мы педагоги,решая данные задачи:

• Не готовность части родителей на партнерское взаимодействие, «мы вам привели, а вы развивайте.»;

• Не желание части родителей активно участвовать в жизни ребенка в детском саду;

• Занятость родителей, отсутствие времени на участие в мероприятиях в течение дня;

• Стереотипы родителей об участие в совместных мероприятиях, «мы зрители», «мы пришли отдохнуть»

Со стороны части педагогического коллектива также встретились с непониманием и нежеланием перестроить работу с родителями:

• не желание воспитателей «пустить» родителей в образовательную деятельность «они тут «понаделуют», а кто это все «разгребать» будет»; «дети при родителях вести себя не могут»; и т. д. ;

• не желание систематически работать с родителями (если анкетирование, то участие родителей менее 30 %, при этом родители не видят результатов анкетирования, воспитатели не подводят итоги, не планируют работу в соответствии с результатами. Если праздник, то родители зрители, или готовят костюмы, или учат стихи, которые подобрал и раздал педагог, но их не спрашивают, что бы они хотели; Если родительское собрание, то чаще всего это полная неготовность воспитателя к родительскому собранию. Собрания проходят в традиционной форме, когда воспитатель, что – то читает, затем переходят к «разному», ни повестки, ни решения.

• Не желание прислушиваться к потребностям родителей, а точнее не изучать их запрос.

• Не желание части педагогов работать с родителями по новому и научиться этому.

Эти проблемы нам необходимо решать, особенно это актуально в свете профессионального стандарта педагога,так как педагог должен владеть:

трудовыми действиями: «Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) воспитанников, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка»; «разработка и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребёнка»

необходимыми умениями: «создавать разновозрастные детско-взрослые общности воспитанников и их родителей и педагогических работников», «формировать детско-взрослые сообщества»

необходимыми знаниями: «закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития», «социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ», «основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью».

Что уже имеется и используется в нашем учреждении:

Детско-родительский клуб выходного дня «Вместе весело шагать» — совместное посещение музея им. Врубеля (старшая и подготовительные группы, к сожалению, количество участников клуба не увеличивается. Можно использовать посещение не только музея, а кинотеатра, театра, катка, бассейна и т. д. После проведенных мероприятий, выставлять информацию в форме газеты, информационного листа, выставки, чтобы родители не участвовавшие могли, познакомиться с данной формой работы.Вести портфолио клуба: где, когда были, кто участвовал, впечатления, рисунки, фотографии, поделки. Провести фото, видео отчет на родительском собрании. Провести итоговое мероприятие в группе (участвуют и дети и родители, где будут подведены итоги.

День открытых дверей. Очень малое количество родителей, которые участвуют в дне открытых дверей. Необходимо за месяц провести опрос родителей, что бы вы хотели увидеть, как поучаствовать, в какое время. На основании запроса разработать план проведения дня открытых дверей. Провести подготовительную работу с родителями, принимающими активное участие в проведении дня открытых дверей. Разместить не менее, чем за неделю объявление, где будет представлена полная информация, и фразы направленные на мотивирование родителей к участию дня открытых дверей. К сожалению, в последний раз одна группа даже не разместила объявление, а именно подготовительная «Почемучки» (Телятникова Е. А.).

Совместные мероприятия. Проводятся и родители с удовольствием их посещают. Требуется проработка конспекта мероприятия, с целью определения оптимальных форм участия родителей и детей в мероприятии, сбалансированностью подготовки педагогов и родителей. (из проведенных мероприятий запомнился «День матери» в старшей группе, «Прыгалки-скакалки» подготовительная, «Мой веселый звонкий мяч» 1 младшая и т. д.). Данная форма легче всего вписывается в проводимую работу, т. к., это возможны досуги по ПДД, противопожарной безопасности, традиционные праздники.

Читайте также:  Ребенок на неделю отстает в развитии

Родительские собрания,проводимые в нетрадиционной форме: Круглого стола «Детские капризы и упрямство», Игротеки «Как провести выходной день с ребёнком», Тренинг «В школу собирайтесь», Квест «Родительские директивы» названные родительские собрания уже проведены в нашем учреждении. При разработке данных собраний необходимо продумать мотивацию родителей, их деятельность в ходе родительского собрания, участие в рефлексии и принятии решения. При этом необходимо учитывать, что современные родители грамотные, и они могут сами рассказать и предложить проблему и её решение. Поэтому необходимо помнить педагог и родители должны говорить не менее 50% на 50%. При проведении квеста «Родительские директивы» были продуманы станции, на которых родители говорили даже больше педагогов – это станция «Мы университетов не кончали», родители сами выбирали вопросы, сами на них отвечали, сами их комментировали, и только при подведении итога участвовали не только родители, но и педагог.

Выставки и конкурсы. Родители с инициативой откликаются на участие в конкурсах и выставках. Но их желание участвовать снижается, если они видят не заинтересованность педагогов (отсутствие красочного объявления, которое мотивирует детей и родителей к участию, отсутствие результатов конкурса, отсутствие награждения, благодарности вывешенной в приемной).

Хочется остановиться на методах активизации родителей при проведении фронтальных форм организации родителей:

1. Продумывание игровых упражнений, тренинговых упражнений на сплочение, сближение. Могут быть использоваться все игры, элементы тренингов, которые мы используем в работе с детьми.

«Назови себя» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом может передаваться предмет, который может вызвать приятную ассоциацию (кусочек меха, солнышко, цветок и т. д.)

«Снежный ком» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом следующий повторяет его и называет своё. И так по кругу. Последний называет имена всех участников.

«Ласковое имя» «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, кому мячик попадет, называет одно из своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто вам бросил мяч. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно не перепутать и бросить мяч тому, кто вам его бросал первый раз и назвать его ласковое имя»

«Давайте поздороваемся» ведущий рассказывает о способах приветствия и принятых и шуточных. Затем предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной, локтем и т. д. или предлагаем придумать новый способ приветствия для сегодняшнего дня и поздороваться.

«Встаньте те, кто.» Воспитатель дает задание «Встаньте те, кто.». любит бегать,. имеет младшую сестру,. любит дарить цветы,. гуляет на природе и т. д.

«Передай улыбку по кругу»

«Пирамида любви» Каждый из нас, что-то или кого-то любит. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, работу. Расскажите, что или кого вы любите. А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову, что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей руки. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас пирамида, а все потому, что мы умеем любить, и сами любимы.

«Клеевой дождик» Встать в круг, руки на поясе друг другу и вот таким «паровозиком» (склеившими дождевыми каплями) начинают движение. По ходу движения можно давать задание (перепрыгни, пройти по дорожке, прыгаем на одной ножке и т. д.

«Крепкое рукопожатие» стоя в кругу поздороваться одновременно с соседом слева и справа.

«Плетём паутину» встать в круг и начать катать клубок, друг другу, при этом каждый оставляет у себя конец нити, получается паутина.

2. Продумать сколько будет групп, при подгрупповой форме работы. Какое оптимальное количество человек в группах, с какой целью идет деление, на какой период.

3. Продумать, как будет проходить деление на группы

— с помощью цвета (формы) (осенние листья, цветы и т. д.)

— с помощью блоков Дьенеша (цвет, форма, величина, т. е можно быстро создать новые группы (сначала по цвету, потом величина, затем форма).

— с помощью блоков Дьенеша, игра «Сложи предмет» (пейзаж, натюрморт) и т. д.

— с помощью игр «Займи место», «Зайкин домик», «Подводная лодка» и т. д.

— с помощью считалки

— с помощью стихотворения, песни «Раз словечко, два словечко, будет песенка.»

4. Продумать как активизировать в ходе деятельности:

— переход хода (по кругу,

— отвечаем вместе, парой,

— на каждое задание новый капитан (передается фуражка)

— инсценировка, обыгрывание педагогической ситуации

— игра «Ромашка», каждая группа работает над своим заданием, через определенное время группы меняются заданием передавая свои записи, следующая группа дописывает, вносит свои коррективы и так до тех пор пока листок с заданием не вернется в свою группу. Затем группа изучает, что дополнили и защищает свое задание. Остальные могут дополнять.

«Цветик семицветик» пофантазируем, на каждый лепесток чтобы вы хотели увидеть в детском саду, чтобы вы хотели изменить, как вы думаете о чем мечтает ваш ребёнок и т. д.

— круглый стол с заданиями в форме «Ромашки»

— квест — это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек.

-любые игровые технологии.

5. Продумать как будет проходить итог, будет ли рефлексия, кто подводит итог, кто намечает планы на будущее и т. д. Для этого можно также использовать игровые технологии и элементы тренингов.

Необходимо проводить работу с родителями с дифференцированным подходом, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышая культуру педагогической грамотности семьи.

Читайте также:  Центр развития ребенка воронеж северный район

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

Необходимо активно сотрудничать с родителями,используя разные формы работы:

• нетрадиционные формы организации родительских собраний (квест, круглый стол, игра «Что? Где? Когда?» и т. д.

• мастер-классы,

• дни открытых дверей,

• совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,

• участие родителей в семейных конкурсах, выставках,

• организация совместной трудовой деятельности,

• наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,

• консультации,

• анкетирование,

• индивидуальные беседы и др.

Для эффективной работы с родителями необходимо начать с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Можно воспользоваться для этого наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи. Все эти действия помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Источник

Вера Николаевна Смагина
«Методы и приемы активизации родителей для совместного сотрудничества с целью социализации детей»

Социализация детей сегодня — это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

За тысячелетнюю историю человечества сформировалось два направления воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждое из этих направлений, представляя социальный институт воспитания, обладает специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и воспитатели и сами дети — сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность

Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. Поэтому необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания и образования. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество — это общение «на равных». Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Необходимо создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность принимать участие в какой-то деятельности, мероприятии, рассказывать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. Пример открытости демонстрирует педагог. Он вызывает родителей на доверительное общение, а они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д. Открытость детского сада — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие или участие в творческих конкурсах, помощь в оснащении педагогического процесса, предметно-развивающей среды, совместная подготовка к праздникам. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, так их любят, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи. В работе с родителями наиболее продуктивна МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — педагог постоянно находится в диалоге с родителями, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия на принципах взаимоуважения. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Модель активного взаимодействия детского сада с семьй основывается на различных формах работы с родителями.

Читайте также:  Развитие ребенка в месяц как заниматься

Формы работы с родителями.

Родительские собрания, совместные мероприятия, участие родителей в педагогическом процессе, в организации жизни образовательного учреждения, дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек, мини-музеев, участие родителей и детей в творческих конкурсах, выставки детских работ, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые беседы и консультации, анкетирование родителей, посещение семей детей, размещение материалов по интересующим вопросам в уголках для родителей, в папках – раскладушках, на информационных стендах и т. д.

Родительские собрания — одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Каждая встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. На собраниях родители получают интересующую их информацию, обмениваются мнениями, узнают много нового о своих детях. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их приглашают на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения,воспитания и показать им: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, играть в подвижные игры, проводить детские праздники дома, развивать речь детей и т. д.

Анкетирование родителей является важным источником информации о компетенции родителей в вопросах воспитания детей и о их представлениях о педагогическом процессе в ДОУ. Анкетирование помогает выстраивать партнрские отношения с родителями и планировать воспитательно-образовательную работу с детьми.

Основная цель всех форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Таким образом, взаимодействие детского сада с семьй можно осуществлять по- разному. Существует структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка,которая состоит из трех блоков: информационно- аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов.К ним относятся: опрос, анкетирование, посещение семей, наблюдение, специальные диагностические методики. Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, разработка общего проекта и т. д.).

С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей вводится третий блок — контрольно-оценочный — это анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс- диагностику и другие методы. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Родители становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками различных мероприятий. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы познавательного, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, воспитание культурно-гигиенических навыков, взаимодействие детей в игре. Таким образом, использование современных форм и методов в работе с родителями помогает социализации детей в дошкольном учреждении, а в последствии и в школе, благотворно сказываются на воспитательно-образовательном процессе.

Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социальногопознания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

Используемая литература:

1. «Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса» (методические рекомендации).- Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

2. «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития» Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс. — 2001. — С. 25 — 26.

3. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьей.» — М.: Сфера, 2004 — 112 с.

4. Солодянкина О. В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста» 2006г.

Используемые интернет-источники: https://www.moi-detsad.ru https://www.detskiysad.ru

Источник