Академическая сфера развития ребенка

АНАСТАСИЯ ЗАЙЦЕВА
Доклад «Сфера академических достижений»

Сфера академических достижений

1слайд

Академическая одаренность дошкольника предполагает наличие способности к обучению на высоком уровне сложности и результативности.

2 слайд

Академическаяодаренность включает следующие области: Чтение, Математика, Естествознание.

Исходной предпосылкой для развития академической одаренности служат врождённые задатки.

3слайд

В Математике: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

4 слайд

В Чтении: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно хорошо запоминает то, что ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать.

В Естествознании: ребенок внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с природой; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к опытам и экспериментам; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.

5 слайд

При создании в нашем дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Нами созданы такие условия, при которых развитие одарённости ребенка проходит наиболее эффективно.

Такими условиями являются:

• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей;

• наличие богатой развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности;

• создание обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

• участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;

• тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

•использование в работе педагогов практических методов обучения: эксперименты, проекты, опыты.

6 слайд

Дети моей группы имеют возраст от 4 до 5 лет. Когда я начала с ними работать им было 3-4 года. Уже тогда при решении задач стали выделяться несколько детей из группы, подходящие к вышеперечисленным критериям с врожденными задатками акад. одарен.

7 слайд

В работе с детьми я широко использую опытно- экспериментальную деятельность. В процессе экспериментирования идет развитие всех познавательных процессов.

При решении социальной проблемной ситуации в повседневной жизни на прогулке была с модулирована проблема «Как достать листик В ходе этого эксперимента, часть детей не смогли решить эту проблему, а часть детей подпрыгивали,использовали подручный материал: палочки, веточки, скамейку, пытались подуть на листики. В зимнее время при рассматривание снежинок, основная часть детей просто рассматривали, при этом комментируя, какие они красивые, а часть детей дополняли нашу беседу, что еще снежинки бывают мелкие, бывают в форме твердых крупных звездочек, или просто шарики. И уже тогда сами сделали вывод, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок.

8 слайд

В конце учебного года во 2- ой младшей группе мной проведена диагностика по выявлению потенциально одаренных детей группы,который включал в себя:

1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.

Для этого я использовала методику «Карта одаренности» Анатолия Ивановича Савенкова, оценила степень проявления у детей группы, признаков одарённости. Дальнейшее обследование проводила с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.

9 слайд

2-й этап: отбор детей в группу одарённых.

При диагностике одарённости я исходила из представления исследователя (Джона Рензулли) о том, что ребёнок,продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

После проведенного анализа достижений воспитанников с учетом возрастных особенностей, была определена группа из 5 детей. Уровень развития оказался выше возрастной номы.

10 слайд

Для дальнейшего развития способностей на каждого из этих детей был составлен индивидуальный образовательный маршрут.

Читайте также:  Развитие ног у ребенка

Маршруты включают в себя следующие направления (речевое, познавательное). В работе с одаренными детьми организую образовательной деятельности с учетом дифференцированного подхода, создавая оптимальные условия для развития способностей каждого ребенка. Постепенно предлагаю детям усложненные варианты заданий, создаю условия побуждающих детей оказывать помощь другим детям, оценка своих работ и работ других детей. Такой подход оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности.

11 слайд

В процессе работы мной собран материал по развитию способностей одаренных детей. Для удобства использования материал разделен по блокам.

12 слайд

Задания подбираются индивидуально для каждого ребенка. Проводя занятия, я беру по одному заданию из каждого блока, благодаря этому охватываются все психические процессы. Взаимосвязь позновательных процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

13 слайд

В практической деятельности я предоставляю детям возможность самостоятельно строить предположения, умозаключения, аргументировать свою точку зрения в спорах с другими детьми. 14 В итоге дети сами выбирают способы решения той или иной проблемы. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

15 Уже на данном этапе я могу сделать вывод, что такая работа с детьми при системном подходе приносит свои плоды. У детей готовы ответы даже, казалось бы, на самые неожиданные вопросы. 16 Они с удовольствием вступают в беседу об окружающем нас мире, дают свою оценку явлениям. Имеют богатый словарный запас и умело используют в разговоре различные термины. Любят сложные игры, требующие определенной смекалки.

17 слайд

И в заключении хотелось бы сказать, детские годы человека, самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к развитию его способностей. В случае неудач, ему необходима наша помощь педагогов и конечно родителей, необходимо показывать ребенку, что вы цените его достижения; цените в нем личность, уважайте его интересы, даже если вы не всегда их разделяете.

Источник

Татьяна Павлова
Консультация «Академическая одаренность детей»

Под академической одаренностью детей понимается их высокая успешность в обучении: такие дети достаточно легко делают логические умозаключения и оперируют абстрактными понятиями, они способны быстро классифицировать и систематизировать понятия.

Академически одаренных детей в дальнейшем, на всех этапах школьного обучения, отличает высокая стойкая мотивация к познанию, усердие в освоении учебных предметов, собранность, высокая самодисциплина и требовательность к собственным научным достижениям. Как правило, академическая одаренность направлена на одну из сфер – предметы гуманитарного цикла, математические науки, естественно-научные дисциплины.

Диагностировать данный вид одаренности можно уже в старшем дошкольном возрасте. Методы исследования одарённости в дошкольных образовательных учреждениях представлены в настоящее время большим количеством методик, как группового, так и индивидуального характера и направлены на все виды одарённости. Это позволяет организовать двухэтапную диагностику: выявление детей с ярко выраженными способностями и одарённостью, а затем углубленное исследование, направленное на характер общих или специфических способностей ребёнка-дошкольника.

Рассмотрим некоторые методики.

Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа (5-10 лет)

Общая характеристика. В целях облегчения подведения итогов данной методики был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.

Инструкция. Дано 80 вопросов, систематизированных по десяти относи-тельно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно их изучив, нужно дать оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой, представленной на слайде. Всего на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например, бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция — диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам рост вес мальчиков

Вторая функция — развивающая. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

•интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

•творческая (2-й столбец листа ответов);

•академическая (3-й столбец листа ответов);

•художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

•музыкальная (5-й столбец листа ответов);

•литературная (6-й столбец листа ответов);

•артистическая (7-й столбец листа ответов);

•техническая (8-й столбец листа ответов);

•лидерская (9-й столбец листа ответов);

•спортивная (10-й столбец листа ответов).

Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А. А. Лосева)

Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребёнок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребёнку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая.

Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усреднённые результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарённого ребёнка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребёнок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам.

Одного ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре – если это детский сад, если школа – родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.

Методика оценки общей одарённости (А. И. Савенков)

Общая характеристика. Методика адресована родителям, а также может применяться педагогами. Её задача – оценка общей одарённости ребёнка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарённых детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко

3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем бо-лее одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка до одного года

Способность к прогнозированию. Способность представить результат ре-шения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдалённых во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введённых детьми понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребёнка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремлённость). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребёнка при объективной оценке обычно получается «звёздочка» сложной конфигурации.

Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.

Прогрессивные матрицы Равена

Прогрессивные матрицы Равена разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом. Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом.

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у старших школьников.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл

Трудности одаренных дет

1. Неприязнь к обучению. Такое отношение часто появляется оттого, что образовательная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нару-шения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, философские проблемы.

4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

5. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

6. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Источник