Адаптация ребенка с нарушениями в развитии в образовательном учреждении

Адаптация ребенка с нарушениями в развитии в образовательном учреждении thumbnail

С поступлением в дошкольное образовательное учреждение жизнь детей полностью изменяется: вносятся коррективы в режим дня, большую часть которого отсутствуют родители, появляется новое окружение, правила, стиль общения. Им адаптация ребенка к школесложно справиться с новыми испытаниями, и естественной реакцией на это становится стресс, вызывающий, в свою очередь, неврозы, страхи, нарушение аппетита и сна.

В стрессовой ситуации дети чаще болеют, становятся капризными и порой агрессивными. Естественно, что рано или поздно новый режим и окружение перестанут вызывать у них страх и тревогу. А со временем, когда пройдет период адаптации, перемены будут восприниматься малышами как нечто естественное и даже интересное.

Что такое адаптация в образовательных учреждениях и как ее ускорить? Под адаптацией подразумевают процесс активного приспособления к новым условиям. Цель ее — перестройка с учетом новых условий, с сохранением способности организма к полноценному развитию.

Нужно понимать, что адаптация в образовательном учреждении — это временное, имеющие свои пределы явление.

Речь идет о социальной адаптации, а значит, проходить она будет в рамках существующих ценностей, целей и норм. Поговорим о том, как проходит адаптационный период в дошкольных и школьных учреждениях и что могут сделать взрослые, чтобы его упростить.

Основные эмоции при оформлении детей в детский сад

Поведение детей, привыкающих к условиям образовательного учреждения, меняется – и не всегда в лучшую сторону. Чтобы понимать, что чувствуют малыши, ознакомьтесь с их эмоциональным портретом в этот период.

Отрицательные эмоции — самые первые эмоции у детей при поступлении в детский сад. Они могут быть как еле заметными, так и настолько сильными, что состояние крохи адаптация ребенка к школеприблизится к депрессивному. Остаточным явлением отрицательных эмоций является хныканье при расставании с родителями.

Страх — это часть негативных эмоций. Его испытывают даже социально адаптированные и общительныедети при поступлении в детский сад. Страх возникает перед встречей с новыми людьми и расставанием с родителями.

Злость — приступы злости возникают у ребенка на фоне стресса. Впадая в ярость, дети ведут себя агрессивно, провоцируют окружающих на конфликты.

Позитивные эмоции возникают в противовес негативным. В первые дни в саду они не настолько очевидны. Чем проще для малыша будет проходить адаптационный период, тем быстрее у него проявятся именно положительные эмоции. Он сможет радоваться новым игрушкам и впечатлениям, подтверждением чего станет улыбка или даже смех.

Социальный контакт. Чем более коммуникабелен ребенок, тем быстрее он сможет наладить контакт с детьми и воспитателями. В первые дни после поступления большая часть детей предпочитают замыкаться в себе, ограждая себя от общения. Со временем у них появляется желание сделать шаг навстречу окружающим взрослым, а позже и одногруппникам.

Любознательность является спутником позитивных эмоций. Поначалу, привыкая к условиям образовательного адаптация ребенка к школеучреждения, малыш сознательно игнорирует игрушки и не соглашается принимать участие в играх. Но как только адаптационный период подойдет к концу, он начнет интересоваться происходящим в группе.

Речь. На фоне стресса у некоторых детей, поступивших в сад, наблюдаются нарушения речи. Они забывают уже знакомые им слова, в речи начинают преобладать глаголы, а предложения становятся простыми. Со временем это проходит.

Двигательная активность. Чаще всего в адаптационный период дошкольник становится излишне активным или, наоборот, медлительным.

Сон и аппетит. В первые дни адаптации тихого часа для детей не существует, они отчаянно протестуют и отказываются соблюдать режим.

То же касается и аппетита. В первые дни после поступления в сад одни дети имеют повышенный аппетит, а другие, наоборот, теряют его – это реакция на стресс. По нормализации аппетита можно будет судить о том, что ребенок успешно проходит адаптационный период.

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста

Адаптация детей в дошкольных учреждениях может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев. В этот период родителям важно придерживаться определенных правил, чтобы избежать затягивания и усугубления процесса. Адаптация пройдет проще, если родители смогут:

  1. Проявлять искреннюю заинтересованность к рассказам о детском саде.
  2. Играть дома в детский сад, стараясь вызывать у детей его позитивное восприятие.
  3. Смириться с негативными эмоциями крохи, терпеливо выдерживать его капризы.
  4. Позитивно настраивать адаптация ребенка к школемалыша перед походом в сад, мотивируя его и подбадривая.
  5. Уходить из сада быстро, делая процедуру прощания максимально легкой и безболезненной.
  6. Заменить родителя, с которым ребенку расставаться по утрам особенно тяжело, другим членом семьи.
  7. Создать дома максимально комфортный и спокойный микроклимат.
  8. С пониманием относиться к нервным срывам малыша, быть для него поддержкой.
  9. Снизить нагрузку на нервную систему, на время ограничив посещения мест большого скопления народа.
  10. Одевать малыша по погоде.
  11. Придерживаться дома режима дня, аналогичного садовскому.

Нужно понимать, что в период адаптации детки не всегда могут себя контролировать, и всплески эмоций – как позитивных, так и негативных – неизбежны. Родителям важно проявить терпение и помочь ребенку преодолеть сложный этап жизни.

Особенности психологической адаптации детей к школе

Адаптация детей в образовательных учреждениях школьного типа также редко бывает незаметной и быстрой. Показателями полной готовности школьников к первому классу станут адаптация ребенка к школехорошее настроение по утрам перед походом в школу, желание делать уроки и делиться с родителями событиями из школьной жизни. Если всего этого не наблюдается, то, скорее всего, адаптацию ребенок проходит не так просто, и ему требуется ваша помощь.

Родители должны проявлять понимание и внимательно вслушиваться в то, что рассказывает школьник после учебного дня.Если он не хочет разговаривать о школе, следует попробовать деликатно выяснить причину отказа и встретиться с учителем.

В период адаптации детей к условиям школьного образовательного учреждения родителям не рекомендуется:

  • кричать;адаптация ребенка к школе
  • смеяться над ошибками;
  • стыдить за невнимание;
  • сравнивать ребенка с другими детьми.

Результатом такого поведения может стать замкнутое поведение школьника, который будет пытаться скрыть от родителей переживания и тревоги. Кроме того, побочным эффектом неправильного поведения родителей может стать агрессия ребенка по отношению к одноклассникам, которых ему постоянно приводят в пример.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка по комаровскому

Правильная линия поведения родителей в период адаптации детей к условиям школьного образовательного учреждения должна быть выстроена на поддержке и похвале, тихом и понимающем тоне. Даже если у первоклассника что-то не получается, родители должны помогать ему, поощряя за минимальные достижения.

Особенности физиологической адаптации детей к школе

Под физиологической адаптацией детей к условиям образовательного учреждения понимают физическое привыкание организма к новому ритму жизни и нагрузкам. Такая адаптация состоит из нескольких категорий:адаптация ребенка к школе

  1. физиологическая буря;
  2. нестабильное приспособление;
  3. устойчивое приспособление.

Физиологическая буря продолжается до нескольких недель. Для детей этот период самый сложный, так как организму приходится перестраиваться с учетом новых нагрузок. В период физиологической бури у детей расходуется большая часть энергетических ресурсов, что приводит к ослаблению иммунитета и частым заболеваниям в первый месяц учебы в школе.

Нестабильное приспособление характеризуется адекватной реакцией детского организма на новые нагрузки. В период устойчивого приспособления дети способны самостоятельно справляться с нагрузками.

Как родители, так и педагоги часто недооценивают сложности, с которыми сталкиваются дети во время физиологической адаптации к условиям образовательного учреждения. Между тем, по статистике педиатров у первоклассников к окончанию первого семестра часто наблюдаются потери в весе и скачки давления. Все это является показателем сложной адаптации к условиям школьного учреждения в первые месяцы учебы.

Понять, что адаптация в школе прошла успешно, можно по следующим признакам.

  1. Ребенок с адаптация ребенка к школеудовольствием ходит в школу и учится.
  2. В освоении программы не возникает сложностей, ребенок не требует помощи родителей.
  3. Школьник проявляет самостоятельность, выполняя домашнюю работу, не привлекает к процессу родителей.
  4. Налажен контакт с одноклассниками и учителями.

Если все это наблюдается у детей в первом семестре после поступления в школу, то можно утверждать, что адаптация прошла успешно.

Разновидности стрессов у детей в школе

Чтобы понять, испытывает ли первоклассник сложности в период адаптации к новым условиям образовательного учреждения, нужно знать, как классифицируются стрессы. Выделяют три вида стрессов у детей:

  • социальный (сложно наладить контакт с одноклассниками и учителями);
  • интеллектуальный (не удается успешно усваивать программу);
  • иммунологический (ребенок не справляется с нагрузками на физиологическом уровне).

Упростить процесс адаптации к условиям образовательного учреждения родители могут своими силами, если будут соблюдать следующие рекомендации.

  1. Придерживайтесь режима сна. Дети должны спать по 10-11 часов в сутки. Дополнительный плюс родителям — приучение школьника к адаптация ребенка к школедневному сну в период адаптации.
  2. Прогулки и умеренные физические нагрузки. Важно не зацикливать внимание детей только на учебе. Предлагайте им переключиться на другие виды деятельности: спортивные секции или кружки.
  3. Уроки должны выполняться с перерывом в 15 минут через каждые 30 минут выполнения задания. Дети наиболее активны в учебе в периоды с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов.

Будьте рядом со школьником в период адаптации к новым условиям образовательного учреждения, вовремя распознавайте признаки стресса, оказывайте помощь и поддержку – и процесс адаптации не затянется надолго.

Как дети адаптируются к школе после летних каникул?

Возвращаться к привычным условиям жизни и учебы в образовательных учреждениях после трех месяцев летнего отдыха детям сложнее, чем взрослым возвращаться к работе после месячного отпуска.

Чтобы дети поскорее вошли в ритм школьной жизни, педиатры и психологи настаивают на изменении свободного режима дня детей уже со второй половины августа. Он должен быть максимально приближенным к школьному графику. Школьник адаптация ребенка к школедолжен будет рано ложиться спать и рано вставать. За несколько недель до начала занятий ему нужно будет повторить пройденный материал.

Имеет свои особенности и физиологическая адаптация детей к условиям школьных образовательных учреждений после летних каникул. Они отвыкают долго держать ручку, не способны концентрировать внимание. Важно перед началом учебы предлагать школьнику побольше читать, периодически писать с ним сочинения.

В первые недели школьных занятий после каникул ребенку стоит чаще бывать на свежем воздухе, исключить активные игры перед сном, заваривать на ночь успокаивающий чай на травах. Рацион школьника должен быть наполнен витаминами, включать максимальное количество фруктов и овощей.

Источник

Библиографическое описание:

Суркова, Л. С. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении / Л. С. Суркова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1776/ (дата обращения: 15.07.2020).



В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, педагогами и детьми.

Ключевые слова: адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, дети с общим недоразвитием речи, комплексные нарушения в развитии, профилактика, дезадаптация, коррекционная работа, психофизиологические реакции, социализация, подготовка к школьному обучению.

Адаптация к детскому саду — это серьёзный шаг в социализации ребёнка: из знакомой домашней обстановки он попадает в новые условия: режим, питания, приёмы воспитания, круг общения. И это, естественно, является для ребенка стрессовой ситуацией. Попадая в большой коллектив сверстников и незнакомых взрослых, осваивая новые режимные моменты, у детей обязательно происходят различные изменения, «подстройки» или «сопротивления» новому, например, изменение поведения, расстройства сна и аппетита, страдает психосоматика и так далее. Это связано с особенностями раннего возраста. Дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

Читайте также:  Развитие ребенка по мнсяцам

По данным официальной статистики, заболеваемость среди детей от 1 года до 7 лет ежегодно увеличивается на 4–5 %. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60 % детей выявляются хронические заболевания.

Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к посещению детского сада. Трудности адаптации ребёнка раннего возраста и их причины изучались такими отечественными и зарубежными исследователями, как Н. А. Аскариной, Р. В. Тонковой — Ямпольской, В. С. Мановой-Томовой, Е. Шмидт-Кольмер.

Конечно, состояние здоровья и уровень развития ребёнка являются важным фактором, обуславливающим адаптацию к детскому саду. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации. Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н. М. Аксарина сравнивает адаптацию с пересадкой дерева и приводит пример: «Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей — но, несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.

На сегодняшний день актуальной является проблема адаптации детей с общим недоразвитием речи к условиям дошкольного учреждения. Дети с ОНР тяжелее сверстников адаптируются к детскому саду. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений» [1, с. 123]. Связь между речевыми нарушениями и психическим развитием обуславливается тем, что дети с трудом овладевают операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Для них характерно отставание в двигательной сфере: неловкость общей и тонкой моторики. Дети с ОНР не могут полноценно взаимодействовать с окружающими, для них характерна низкая самооценка, а также эти дети соматически ослаблены. Все перечисленные особенности являются факторами, препятствующими адаптации, и могут рассматриваться, как комплексные нарушения в развитии.

Таким образом, является актуальной проблема профилактики дезадаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения. Особенности адаптации ребёнка как к детскому саду, и в дальнейшем к школе, является важным показателем при определении характера физического и психического развития детей с комплексными нарушениями.

Так как физическим развитием занимается медицинский блок, то мы будем подробно рассматривать психолого-педагогическую составляющую. Психологическое сопровождение детей в период адаптации к условиям детского сада ведется по трем направлениям: с родителями, с педагогами и детьми.Профилактика дезадаптации детей с комплексными нарушениями в развитии важная и актуальная темадля всех участников образовательного процесса.

В основной образовательной программе МБДОУ № 208 «От рождения до школы» выделяются основные образовательные ориентиры: обеспечение эмоционального благополучия детей, создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения к другим людям, развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии, ответственности), развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности. Таким образом, процесс адаптации должен быть направлен на достижение данных ориентиров: «пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными» [2, с. 138].

Цель работы с родителями в период адаптации — это психолого-педагогическое просвещение родителей о возрастных нормах развития детей, об особенностях детей, имеющих комплексные нарушения в развитии. Обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий в период адаптации. При организации взаимодействия с родителями важно учитывать, что они не всегда могут адекватно оценить необходимость специализированной помощи ребёнку. Тревога, вина, страх оценки результатов развития ребенка часто блокируют нормальное общение с педагогами и специалистами.

Цель взаимодействия с педагогами на этапе адаптации — формирование определенных компетенций в соответствии с новыми образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155, 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). А также развитие психолого-педагогической гибкости и мобильности в организации работы с детьми, имеющими комплексные нарушения в развитии. Важно информировать педагогов об индивидуально-психологических особенностях и проблемах адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии. Взаимодействие психолога с педагогами в процессе адаптации должно способствовать переориентировке педагога на личностную модель взаимодействия с детьми. Личностная модель стимулирует инициативу дошкольника, благодаря чему развивается его мотивация, умение включаться в различные виды деятельности, повышается самооценка, самостоятельность, ответственность, доброжелательность и внимательное отношение к другим людям. Все это является благоприятным фактором успешной адаптации ребёнка к новым условиям группы.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с комплексными нарушениями состоит из нескольких этапов: диагностический этап, установочный, коррекционный и оценочный этап.

Диагностический этап заключается в ежедневном заполнении адаптационный листов на каждого воспитанника, в которых фиксируется эмоциональное состояние ребёнка в группе, социальные контакты с детьми и взрослыми, познавательная и игровая деятельность, сон и аппетит.

Цель установочного блока — создать установку у детей, родителей и педагогов на активный психокоррекционный процесс, активировать мотивационные механизмы.

Коррекционная работа направлена на снижение чувства неуверенности, тревожности, формирование доверительных отношений со сверстниками и взрослыми. А заключительный этап работы с детьми — оценочный. Определение эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.

Далее опишем с помощью, каких приёмов, способов, методов, а также принципов строится работа с родителями, педагогами и детьми для профилактики дезадаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В наш детский сад МБДОУ № 208 дети поступают либо из дома или по заключению городской комиссии ПМПК с заключениями и рекомендациями специалистов. И наша работа строится с разными группами детей:

Читайте также:  Гоу центра развития ребенка

  1. Дети с комплексными нарушениями, выявленными в ходе ПМПК.
  2. Дети, имеющие комплексные нарушения в развитии, но не заверенные ПМПК (заключения специалистов из медицинских учреждений).
  3. Дети без комплексных нарушений.

Семья, родители — активные участники образовательного процесса, поэтому работа с ними имеет огромное значение для психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В нашем дошкольном учреждении работа с родителями имеет несколько этапов: индивидуальная или подгрупповая консультация с психологом при оформлении ребёнка в детский сад. Цель данного этапа — установить контакт и с помощью беседы и анкетирования уточнить особенности развития ребёнка.

Анализ принятия ребёнка семьей можно провести с помощью методики Шкала степени отверженности ребенка в семье (по методике А. И. Баркан) или Опросника родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина.

Проводится анкетирование для выявления уровня педагогических возможностей родителей (Глебова С. В.) Одна из важных рекомендаций родителям — это щадящий режим пребывания ребёнка с комплексными нарушениями в ДОУ.При необходимости дополнительные медицинские обследования и выполнение рекомендаций всех специалистов.Ведение родителями дневника наблюдения за ребёнком («Наши успехи и наши трудности»). Участие родителей в заседаниях «Родительского клуба», целью которого является Создание условий для сотрудничества детского сада и семьи, активизировать педагогический потенциал родителей, привлечь их к воспитанию и развитию детей, поделиться опытом и приобрести новый, сделать встречи родителей и педагогов интересными и полезными (2 раза в месяц).

После проведения и анализа результатов, оказывается помощь родителям в принятии особенностей развития ребёнка. Например, используются в работе притчи, приёмы игровой терапии, арт-терапии («Упражнение: «В лучах родительского солнца).

В работе с педагогом важную роль имеет помощь в организации работы с родителями.

Деятельность педагога с семьей включает три основных составляющих: помощь в образовании, психоло-педагогическая и посредническая помощь между специалистами.

В работе педагога возможна организация ведения дневника наблюдения за ребёнком. С последующей целью профессиональной рефлексии. Индивидуальные и групповые консультации для педагогов на тему: «Особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии». Помощь в принятии детей с комплексными нарушениями в развитии (использование притч, сюжетно-ролевой игры)

Работа с детьмистроится в двух направлениях: индивидуальная работа и участие в подгрупповых занятиях. Ребёнок проходит ПМПк в МБДОУ, где для него разрабатывается индивидуальная программа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 20–25 минут и 1 раз подгрупповые занятия. Наша работа направлена на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться к новой социальной среде, выработать навыки коммуникации, научить новым способам взаимодействия с другими детьми, взрослыми, развить умения замечать и реагировать на внешние изменения среды, скорректировать негативные протестные реакции, которые часто сопровождают поведение ребёнка. В результате достигаются следующие коррекционные цели: снижение тревожности, чувства неуверенности, формирование доверительных отношений со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии возможна только при комплексном подходе — это работа родителей, педагогов, специалистов и занятия с детьми.

В соответствие со статьей № 79 ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» дети с комплексными нарушениями в развитии получают опыт полноценной социализации, что даёт основу для профилактики дезадаптации и последующего развития детей и подготовке их к школьному обучению. Комплексный подход педагогов и родителей на этапе адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению является залогом успешной своевременной помощи ребёнку и подготовке его к школе.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М: Лабиринт, 2011 – 352с.С. 123–124.
  2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.
  3. Справочник педагога-психолога, М: ЗАО «МЦФЭР», 7, 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, нарушение, дошкольное образовательное учреждение, развитие, родитель, педагог, ранний возраст, период адаптации, работа.

Похожие статьи

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель. Создание условий для успешной адаптации ребенка

Программа психолого-педагогического сопровождения детей

детский сад, ребенок, нарушение, дошкольное образовательное учреждение, развитие, родитель, педагог, ранний возраст, период адаптации, работа.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, малыш, ваш ребенок, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста

ранний возраст, дошкольная образовательная организация, ребенок, период адаптации, психологическое сопровождение детей, коррекционная работа, группа детей, психологическое сопровождение…

Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду. детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, малыш, ваш ребенок, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт…

ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера, консультативная помощь.

Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель. Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям…

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

Опыт работы по снижению риска дезадаптации детей раннего

ребенок, детский сад, период адаптации, родитель, воспитатель, поступление ребенка, старший воспитатель, ранний возраст, сенсорная юбка, Петрушка.

Источник