Адалин ребенок 2 года

Адалин ребенок 2 года thumbnail

развитие ребенка второго года жизни

На первом году жизни происходит окончательное формирование первой сигнальной системы, развиваются органы чувств, ребенок обучается видеть, слышать, осязать, различать форму и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года у ребенка появляется речь, т. е. начинает формироваться вторая сигнальная система (кратко о двух сигнальных системах можно прочитать здесь >>>>).

Быстроту развития в этом возрасте, пожалуй, не сравнить ни с чем. В течение одного года ребенок превращается из бессознательного комочка живой плоти в мыслящее существо — пусть и маленького, но человека, т. е. проделывает путь, на который природа потратила тысячелетия. Но конечно же все не может проходить гладко, такое быстрое развитие ребенка влечет за собой немало опасностей и проблем.

Два года — это первый кризис маленького человека, именно в этом возрасте ребенок сталкивается с большим миром, со всеми его прелестями и трудностями. Поэтому родителям необходимо максимально подготовить своего малыша к преодолению подобного кризиса.

Кто не знает замечательных слов А. С. Макаренко о том, что воспитание ребенка нужно начинать с первых дней его жизни? Однако далеко не все родители выполняют эту главную заповедь выдающегося отечественного педагога. «Ведь ребенок еще ничего не понимает, — рассуждают иные родители, — как его воспитывать? Вот подрастет, тогда…» А когда родители, мыслящие таким образом, непосредственно приступают к воспитанию, зачастую бывает слишком поздно.

Основы воспитания закладываются в течение первых пяти лет, причем наиболее важным является период именно полутора-двух лет.

Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения. Она же является носителем правил и норм, которым подчиняется ребенок. С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности.

Поэтому на данном возрастном этапе развития вашего малыша каждому родителю необходимо как можно больше внимания уделять формированию речи, так как именно на ранний возраст приходятся первые наиболее заметные изменения в психологии ребенка. На втором году жизни у малыша формируется способность к обобщению. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение предметов.

Немало тревог доставляет родителям формирование у детей языка общения. Ни одному явлению при изучении психологии развивающегося ребенка не уделялось столь пристального внимания, как мышлению и речи. Это объясняется тем, что эти две составляющие являются основой интеллекта, а проблемы развития интересуют ученых, в частности, для того, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию детей.

Называть вещи своими именами ребенок может уже в возрасте одного-полутора лет. Внятная речь появляется только к двухлетнему возрасту. В это время дети начинают комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, самостоятельной речи.

Обычно связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими, у детей второго года формируется легко (после 2-10 повторений). Однако остается ряд проблем, на которые необходимо обратить внимание родителям.

Ваш ребенок, хорошо передвигающийся по комнате и на улице, сталкивается с большим количеством новых и незнакомых предметов, а нужная ему игрушка находится среди них. Поэтому родителям необходимо развивать ориентировку в окружающем мире, следить, чтобы вновь образованные связи (слово-предмет, слово-действие), закрепляясь, сохранились в разной по сложности обстановке.

Для того чтобы закрепить у ребенка навыки и ассоциации предмета с жизнью, вам — родителям — необходимо в первую очередь научить малыша отыскивать нужный ему предмет, но при этом он должен проговаривать название встречающихся ему вещей. В этом случае могут помочь игры «Я спрячу, а ты поищи», понаблюдайте за своим малышом, легко ли он справляется с вашим заданием.

Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых ребенку нужно отыскать требуемый, в различении, узнавании в чем-то сходных предметов — например, имеющих сходно звучащие названия (шар — шарф — шкаф) или внешне похожих, но имеющих контрастные названия (например, две птицы — утка и курица); и, наконец, в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (мишка большой и маленький, мяч синий и красный).

Этими упражнениями можно заниматься с ребенком с полутора лет, они необходимы для развития интеллекта и речи, но до конца второго года дети справляются с ними с определенными трудностями. Такой факт не должен настораживать родителей и воспитателей — это вполне нормально. Так как у ребенка к двум годам больше развита «речь понимания», а вот активная речь, т. е. сам разговор, совершенствуется намного медленнее.

Учитывая эти факты, родителям во время игры необходимо отрабатывать четкий двигательный ответ на предложение «Покажи, где» или «Дай то-то». На втором году жизни ребенок начинает понимать смысл многих действий, которые отражают сферу обслуживания ребенка родителями, и действий, которые он проделывает сам с предметами и игрушками.

В этом возрасте родителям необходимо научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения малыша. При этом следует помнить, что новые действия он может выполнить только в том случае, если слово сочетается с показателем действия.

На втором году жизни у детей формируется способность к обобщению. Эти навыки на протяжении раннего дошкольного возраста проходят ряд ступений. Сначала слово замещает несколько образов от однородных предметов. Слово «кукла» относится не только к своей игрушке, но и к другим, имеющим с ней общие черты. Затем слово замещает несколько чувственных образов от разнородных предметов. Так, слово «игрушки» обобщает и мячи, и куклы, и кубики. Такие ступени обобщения говорят о том, что процесс познания и мышления происходит постепенно, последовательно.

Дети раннего возраста овладевают, как правило, первой и частично второй ступенью обобщения. На втором году, особенно после полутора лет, слово ассоциируется не с единичным, всегда одним и тем же предметом, а начинает обобщать все предметы данной категории, несмотря на имеющиеся у них различия. Дети узнают не только предмет-натуру, но и его изображение на картинке или этот же предмет-игрушку.

На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Внутреннее развитие мышления у малыша, в свою очередь, идет по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

Не следует родителям бить тревогу, если их ребенок к двум годам не может быстро найти ответ на поставленную перед ним задачу. Выполнять подобные действия в уме для многих детей такого возраста еще очень сложно. На этой стадии ребенок может лишь абстрагировать и выделять форму и цвета предметов.

При решении задачи группировки предметов по их признакам дети в первую очередь ориентируются на размер и цвет предметов. Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные. В дальнейшем они могут классифицироваться по другим признакам.

Читайте также:  Парта для ребенка 2 года

Также хотелось бы отметить то, что в это время речь ребенка с его мышлением не очень хорошо связана. Понимание и говорение внешне представляют собой акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака — воспринятого слова — к значению — конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот — от значения к знаку. Но к двум годам значение слова постепенно становится обобщенным, насыщается смыслом, абстрагируется, отделяется от конкретного содержания.

В результате исследований было выявлено, что в более раннем возрасте у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление, которое осуществляется практически независимо от речи. Но уже к двум-трем годам у ребенка начинает преобладать наглядно-образное мышление, так как образ сам по себе представляет некоторое абстрагированное свойство предметов. В образе знак связан со значением, но уже отделен от непосредственного восприятия обозначаемого им предмета.

Хронологически начало формирования у детей наглядно-образного мышления приурочено к концу младенческого возраста и по времени обычно совпадает с двумя событиями: становлением элементарного сознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Сопровождается все это достаточно развитым воображением ребенка.

У большинства малышей к концу второго года жизни начинается период «почемучек». В это время в диалоге ребенка появляется настойчивость, он непременно хочет добиться ответа на поставленный вопрос, демонстрирует собственное отношение к ответу, не всегда удовлетворяется им и не обязательно соглашается. Родители, не сердитесь. Это вполне нормальное явление, просто вашему ребенку пришло время «все» знать. Наоборот, вы должны радоваться тому, что у вашего малыша происходит формирование и накопление интеллектуального уровня знаний. Общаясь с вами, он узнает много нового и интересного. А кто же еще, как не родители, может познакомить с окружающим миром, ведь в нем так много интересного и незнакомого?

Да, конечно, часть жизненно необходимых сведений о предметах, их свойствах, назначении, о том, как с ними обращаться, дети приобретают в процессе общения с родителями и окружающими, но этого недостаточно. Нужны специальные, целенаправленные наблюдения, проводимые как занятия.

Существенно и то, на каком материале в процессе занятий малыш приобретает сведения о предметах. Рассматривание игрушечной кошки или медведя поможет сформировать у детей самые общие представления о них. Но отчетливо соответствующий образ может сложиться лишь тогда, когда ребенок увидит настоящее животное.

Жизненный опыт детей невелик. Поэтому родителям не следует забывать и о всевозможных прогулках в зоопарк, выездах на природу, посещении аквапарков — именно такие походы максимально пополняют кругозор малыша. Но, даже просто выходя на прогулку, постарайтесь как можно больше внимания ребенка обращать на окружающие предметы: солнышко, деревья, насекомые, животные. Заинтересуйте его происходящим вокруг.

Для лучшего усвоения ребенком информации во время каких-либо объяснений мы хотим рекомендовать родителям как можно больше использовать элементов наглядно-действенного обучения. Даже находясь дома, вы можете наглядно показать малышу назначение многих вещей. Посмотрите вокруг. Допустим, вы сели обедать, объясните, для чего нужен тот или иной столовый прибор, как им пользоваться, а также можете показать, как их мыть и где место тарелок, ложек, бокалов и т. д. Таким образом вы не только объясните ребенку предназначение каких-либо предметов, но и начнете приучать его к порядку.

С вашей помощью ребенок начинает психологически отделять себя от внешнего мира, в своем сознании он становится субъектом действия. Малыш начинает видеть себя как бы со стороны, управлять собственным поведением. Он осознает то, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах тогда, когда они непосредственно не воспринимаются им, т. е. когда он сам эти предметы не видит. Таким образом, ребенок начинает мыслить. Чем больше времени вы уделяете своему малышу, общаясь с ним, играя, обучая, тем больше пополняется его словарный запас, воображение, память. В таком возрасте лучше всего проводить познавательные игры, они помогут ребенку развить множество новых качеств и навыков.

С целью развития речи детей проводят показы предметов с названием их, показы предметов в действии, инсценировок, а также можно постепенно прививать детям любовь к культурным мероприятиям, например, показывая им кукольные спектакли.

Хорошо влияет на развитие речи и рассматривание иллюстраций. При этом ребенок учится узнавать определенные предметы, изображенные на картинке, и называть их. Вы должны показать ребенку знакомую игрушку, рассказать о ней, а потом показать другую картинку с изображением того же предмета. Задавайте при этом вопросы малышу: «Покажи, где мяч или кукла. Что это?»

При последующих занятиях ребенка следует ставить в ситуацию выбора: он должен выбрать требуемую картинку из двух, а затем из большого числа изображений знакомых ему предметов.

Постепенно малыш начинает узнавать, находить требуемое изображение не только на картинках, но и в комнате.

Совершенствуя наблюдательность и активную речь малыша, ему следует показывать изображения одних и тех же персонажей в разном виде, проделывающих разные действия. Рассматривание таких картин детям старше полутора лет дают также с целью формирования способности общения.

Такая способность формирует у ребенка отношение к действиям. К концу второго года жизни можно проводить занятия «Кто что сделал». При этом малыш называет действие, изображенное на предлагаемой картинке, и проделывает его с настоящим предметом.

В этом возрасте детям показывают также картины с жизненно близким сюжетом. Сначала используют настольные картины. Потом можно рассматривать картины уже большего размера, например, настенные. Но лучше всего такие занятия проводить не с одним ребенком, а в группе.

В число занятий по развитию речи мы рекомендуем родителям включить чтение потешек, небольших стихотворений, песенок. Этот процесс не только доставляет малышу радость, он развивает слуховое внимание, учит проговаривать слова, звукосочетания, воспроизводить игровые действия.

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей — games-for-kids.ru. Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта «Подготовка к школе игры». Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

подготовка к школедля подготовки к школев школу

Видео — Букварь на YouTube

Какие возможности предоставляет ледяная горка?

Развивающие игры для детских праздников

Как организовать детский праздник

Источник

15.04.2015

За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.

 Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.

Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Читайте также:  Учим цвета 2 года ребенок

Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов

В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик»  (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы

С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок.  Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.

Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:

1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе  – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем — к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей «а-а», «побибикай машинкой — «би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).

Читайте также:  Смокинг на ребенка 2 года

Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Логоритмика — танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая — медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает — мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – «принеси куклу, дай мячик»).

Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.

1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет

1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер — отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения для детей в быту

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» — концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.

Источник