5 упражнений по развитию памяти у ребенка от 3 до 7 лет
Ни для кого не секрет, что до трех лет у детей идет активное формирование нейронных связей. Это значит, что запоминать они могут много совершенно разнообразной информации.
Однако, если память не тренировать, то очень скоро запоминать становится все сложнее. Вспомните, как тяжело вам удается обычно выход на работу после отдыха — в голове ничего как будто не задерживается!
Поэтому, вот пять игр, которые в легкой форме помогут развить память дошкольника, потренируют его внимательность и усидчивость.
«В путешествие я возьму»
Это одна из вариаций игры «Снежный ком», но по моему мнению, более интересная.
Начинает играть обычно взрослый. Говорит: «Я поеду путешествие и возьму с собой … (называет любое слово, например «кошку»)»
Ребенок повторяет: «Я поеду в путешествие и возьму с собой кошку и …( добавляет свое слово, пусть будет «велосипед»)
Взрослый: «Я поеду в путешествие и возьму с собой кошку, велосипед и … (новое слово)»
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не запутается. Кстати, если называть необычные предметы, то игра становится еще и очень веселой. Ребенок обычно живо представляет, как вы проведете такое путешествие.
«Угадай, что исчезло»
Еще одна простая игра, для которой потребуется несколько любимых игрушек, карточек или даже съедобных предметов.
Раскладываете все в ряд. Просите ребенка закрыть глаза и убираете один из предметов. Спрашиваете у малыша, что исчезло.
Начинайте с небольшого количества предметов 3-4, постепенно увеличивайте. Со временем можно ставить предметы не в ряд, а в хаотичном порядке.
Было четыре игрушки. Листайте 🙂
Было четыре игрушки. Листайте 🙂
«О чем эта история?»
Играть в эту игру можно с любой картинкой или книжкой. Подробно обсудите с ребенком, что он видит на картинке, какие предметы и какие действия происходят.
Потом закройте картинку рукой или переверните страницу — пусть малыш попробует рассказать, что было изображено на картинке, какие предметы и истории, связанные с ними, он запомнил.
Эта игра развивает не только память, но и речь ребенка — чем чаще вы тренируетесь и играете в такую игру, тем больше подробностей рассказа и картинки будут вспоминать дети.
Выбирайте картинку из любимой книжки и ребенок будет запоминать с удовольствием
«Восстанови ряд»
Эта игра напоминает ту, где ребенок должен понять, какой предмет исчез. Предметы/игрушки/вкусности стоят в ряд. Вы с ребенком проговариваете, что где стоит. Повторяйте несколько раз, можно придумать историю, чтобы лучше запомнить последовательность.
Дальше ребенок закрывает глаза, а вы перемешиваете предметы или рушите всякий порядок. Ваш дошкольник должен поставить предметы в таком порядке, как они были до этого.
Сначала игрушки стояли так. Листайте галерею
Сначала игрушки стояли так. Листайте галерею
«Стихотворения»
Банально, но повторение разных стихотворений и потешек очень хорошо развивает память. Выбирайте сложность в зависимости от возраста своего ребенка. Причем не обязательно именно учить стихотворение специально.
Попробуйте читать какое-то стихотворение несколько раз в течение нескольких дней. Вскоре ваш ребенок сам начнет запоминать эти стихи. Теперь поиграйте в игру — вы читаете одну строчку, ребенок на память говорит другую. На следующий день поиграйте, рассказывая по две строчки.
Вот так несколько простых игр помогут вашему ребенку тренировать свою память. В игровой форме разовьют внимательность малыша.
Подписывайтесь на канал, скоро еще больше интересного!:)
7 упражнений от логопеда для дошкольников
Пальчиковая гимнастика — полезные упражнения
Источник
Память, как и внимание, одна из важнейших психических функций, качеством которой во многом определяется успешность человека во всех сферах бытовой и профессиональной жизни. Развивая память с дошкольного возраста, вы закладываете прочный фундамент, на котором будет построена отличная учёба ребёнка в школе и вузе, его блестящая карьера и грамотно спланированная личная жизнь. «Забыл», «пропустил», «опоздал», «потерял» — действия-паразиты, которые, как щепка огня, боятся крепкой, ясной, твёрдой памяти.
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) любые развивающие занятия демонстрируют максимальную эффективность, если организованы в игровой, увлекательной и понятной для ребёнка форме. Какие игры развивают память? На самом деле их очень и очень много. Приведём здесь лишь некоторые, чтобы подстегнуть вашу родительскую фантазию на самостоятельное творчество в этом направлении.
Упражнение 1: Запомни цвет
Отличное упражнение для тренировки памяти и цветового восприятия. Чтобы провести занятие, надо немного подготовиться: вырезать из плотной цветной бумаги прямоугольники. Используйте только основные, хорошо знакомые ребёнку цвета. Например:
- зелёный;
- жёлтый;
- синий;
- красный;
- белый
По желанию, ориентируясь на возможности своего ученика, вы можете добавлять цвета: коричневый, фиолетовый, голубой, розовый и пр. Но в этом случае перед вводом в упражнение новой цветной карточки убедитесь, что малыш способен идентифицировать этот колер. Иначе развивающая составляющая, направленная на тренировку памяти, теряется.
Карточки готовы? Вы и малыш тоже? Тогда начинаем.
Вариант 1
Вы один за другим берёте прямоугольники из стопки, выкладываете их на стол и комментируете:
- Синий — Красный — Жёлтый…
Так вы стимулируете сразу и зрительную, и слуховую память.
Когда перед ребёнком лежат все подготовленные карточки, позвольте ему в течение 15 секунд внимательно посмотреть на последовательность. А затем накройте цветной «паровозик» листом бумаги и попросите ребёнка рассказать, в какой очерёдности были расположены его цветные «вагончики».
Вариант 2
А теперь чуть сложнее. Вы заблаговременно выкладываете бумажки на стол и накрываете их непрозрачным листом. Когда всё готово, приглашаете малыша к столу и открываете перед ним последовательность. 15 секунд смотрим, запоминаем и закрываем прямоугольнички снова.
- А ну-ка, как на этот раз получится справиться с заданием? Ведь теперь работала только зрительная память!
Вариант 3
Ребёнок запоминает последовательность цветных прямоугольников, которую через 15 секунд скроют от его взора. Теперь ему надо повторить цветной шаблон, нарисовав соответствующие прямоугольники цветными карандашами.
Вариант 4
Задание для продвинутых.
Если запоминать только очерёдность цвета стало слишком легко, сделайте упражнение погорячее. Приготовьте заготовки, которые будут отличаться не только цветом, но и формой или размером (а то и тем, и другим одновременно).
- Ну же, сможешь запомнить цвета, размеры и формы?
Упражнение 2: Что вы ели на обед
Весёлая игра на развитие памяти. Количество игроков — произвольное, но не меньше двух. Если участников много, можно приправить упражнение азартом, договорившись, что тот, кто перепутает слова, выбывает из игры. Так в итоге определится победитель.
- Первый участник говорит: «Я на обед ел суп».
- Следующий добавляет: «Я на обед ел суп и кашу».
Так каждый новый игрок должен повторить всю образованную до него цепочку, добавив в конце своё блюдо.
Это упражнение, как и предыдущее, можно разнообразить различными способами.
Способ 1
Можно сделать игру не кулинарной, а, например, географической, флористической, огородной и пр. И тогда, соответственно, будут получаться цепочки слов, вроде:
- Я хочу поехать в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Симферополь, Сочи…
- Я люблю розы, маки, незабудки, пионы, гиацинты, ромашки, лютики, васильки…
- В огороде выросли капуста, лук, сельдерей, укроп, помидор, огурец, тыква…
Обратим ваше внимание, что тематические игры на тренировку памяти у детей старшего дошкольного возраста прекрасно работают на обогащение словарного запаса, развитие речи, расширение кругозора.
Способ 2
Можно предложить составлять последовательность слов по алфавиту. Первое слово — на «А», второе — на «Б» и так далее. Конечно, такая игра подойдёт деткам, которые все буквы уже знают или вот-вот выучат. Вы можете подсказывать малышу или поставить перед ним распечатанный алфавит.
В итоге будет получаться примерно такая цепочка слов:
Абрикос → Баян → Викинг → Гриб → Дом → Ель…
Способ 3
Для ребят постарше можно совместить два предыдущих способа игры. Слова надо подбирать по алфавиту, но учитывать их тематичность. Вы можете попробовать поиграть так во взрослой компании. Уверяем, выйдет весьма забавно.
Упражнение 3: Бытовые алгоритмы
Напомним, что алгоритмом называют последовательность действий, совершаемую с целью решения какой-либо задачи. Мы предлагаем использовать для тренировки детской памяти алгоритмы, регулярно реализуемые вами в быту. Вместе с ребёнком разбирайте, что нужно сделать, чтобы:
- заправить постель;
- почистить зубы;
- полить цветы;
- сварить компот
Чтобы сварить компот, например, надо:
- купить фрукты и ягоды;
- принести их домой;
- помыть;
- почистить;
- достать большую кастрюлю;
- налить в неё воду;
- поставить на плиту;
- дать воде закипеть;
- засыпать фрукты и ягоды;
- добавить сахар;
- варить 10 минут;
- выключить;
- дать остыть;
- перелить в графин.
Сколько действий из перечисленных ребёнок сможет назвать самостоятельно? А с вашей помощью?
Игра интересна ещё и тем, что заставляет взглянуть на привычные вещи с непривычного ракурса. Попробуйте, допустим, вспомнить все действия, которые вы совершаете ежедневно, чтобы приготовить себе на завтрак заварной кофе.
Упражнение 4: В магазин за покупками
Наверняка многим из вас знакомо неприятное чувство, когда, придя домой из магазина, выясняешь, что самое главное купить-то и забыл. А давайте тренироваться с ребёнком, чтобы больше не пришлось примерять на себя роль забывчивого покупателя.
Подготовьте для игры «товары», которыми будут торговать в магазине. Можно использовать картинки, игрушки, условные предметы, карточки с надписями.
Распределите товары по «магазинной витрине». Если позволяют условия, можно «магазин» организовать в одной комнате, а «дом» — в другой. Так задание станет ещё более сложным, ведь по дороге забыть список покупок гораздо проще.
А теперь заказывайте маленькому покупателю, что он должен принести из лавки:
- Купи мне хлеба, соли и морковку.
Постепенно число товаров можно увеличивать.
Можно усложнить условия, называя не только наименования покупок, но и их количество:
- Купи мне 2 буханки хлеба, 300 граммов соли и 5 морковок.
Можно сделать магазины тематическими: «Всё для спорта», «Хозяйственный», «Канцтовары», «Продуктовый». Таким образом к нашему упражнению-игре добавится ещё один развивающий элемент: товары надо не только запомнить, но и правильно классифицировать.
Упражнение 5: Цифры в ряд
Хорошее упражнение для ребёнка, который уже знаком с цифрами, знает, как они выглядят, и умеет их записывать.
Вариант 1
С паузой в 2–3 секунды назовите ребёнку несколько цифр (для малышей или ребят с плохой памятью достаточно трёх, постепенно количество увеличивайте).
Попросите ребёнка повторить все названные цифры в правильной последовательности.
Вариант 2
Вы, как и в первом варианте, называете цифры, а ребёнок должен их сначала прослушать, чтобы потом по памяти записать на листочке.
Вариант 3
Вы показываете ребёнку карточку, на которой записана последовательность цифр, и ждёте 10 секунд, чтобы малыш смог её запомнить. Затем карточка переворачивается. Маленький ученик должен воспроизвести то, что запомнил:
- либо словами;
- либо записывая цифры на листке.
Советы «Эврики»
- Память и внимательность тесно связаны друг с другом. Тренируйте одну функцию при помощи другой. На прогулке, во время игр, бесед с ребёнком обращайте его внимание на окружающие предметы и явления. Чаще спрашивайте кроху, что он видел, что он делал. Заставляйте детскую память постоянно работать.
- Учите стихи. Стихи для детей — очень мощный инструмент развития. Правильно подобранные, они задействуют эмоциональную сферу, формируют тонкое восприятие художественного слова, учат любить родную речь и щедро пользоваться её богатством. Не забывайте, что в 5–7 лет ребёнку для запоминания можно предлагать уже более сложные стихотворения, чем учат крохи младшего дошкольного возраста.
- Организуя занятия для развития памяти, избегайте слов «занятия» и «упражнения». Вы играете, развлекаетесь, беседуете. Очень важно сделать всё так, чтобы малыш чувствовал себя легко и раскованно.
- Берите на вооружение предложенные нами упражнения, пробуйте разнообразить их предложенными нами способами, но не бойтесь привносить собственные идеи, добавлять, менять игры так, чтобы они нравились вам и вашему карапузу.
- В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может выдержать занятие продолжительностью до 30 минут. Но если вы видите, что интерес теряется раньше, что малыш явно тяготится и заниматься не хочет, не настаивайте. Попробуйте предложить новое задание, поменять игру или немного отвлечься и вернуться к упражнениям снова. Но если и такие маленькие хитрости не помогают, просто смиритесь: сегодня ваши планы на развивающие игры для тренировки памяти не осуществились.
Занимайтесь с ребёнком в удовольствие! Пусть ваше родительство будем счастливым!
Источник
Память начинает развиваться с самого рождения, а к 5-летнему возрасту становится образно-эмоциональной. Дети в 5 лет уже способны запоминать не только то, что их заинтересовало, но и то, что их попросили запомнить взрослые. Если же у дошкольника есть проблемы с запоминанием, он не может пересказать небольшой текст, не запоминает буквы или другую информацию, можно улучшить его память с помощью специальных занятий.
Методы развития памяти
Способов и методик развить память у ребенка 5 лет довольно много. Они включают разные упражнения и задания, которые облегчают запоминание, помогают концентрировать внимание, увеличивают объем памяти.
- Методика Домана. Она предполагает изучение карточек, на которых есть яркие изображения на белом фоне, а под ними – надпись. Когда ребенку показывается карточка, одновременно произносится название предмета или явления. На просмотр одной карточки тратится всего 1 секунда. Сначала дети просто изучают новые карточки, начиная от 5 штук за одно занятие, а позже можно проводить по ним игры, например, объединять изображения по цвету или форме, искать среди них лишнее.
- Способ Эйдетика. С помощью такой методики стимулируется образное мышление, а ребенок эффективнее запоминает информацию в большом объеме. Детям предлагают придумывать свои истории и подыскивать ассоциации. Благодаря таким играм малыши быстро запоминают картинки, цифры, буквы, новые слова, разные движения.
- Метод Шичиды. Согласно мнению японского профессора, разработавшего такую методику, развитие разных полушарий мозга должно происходить по-разному, ведь их возможности отличаются. Он предложил специальные упражнения для стимуляции правого полушария, благодаря которым у детей развиваются фотографическая память, отличная интуиция, хороший слух, способности к языкам. В методике используются короткие (до 5 минут) и разнообразные задания.
Упражнения и игры
Одним из самых популярных способов улучшить память считают заучивание стихотворений. Он оправдал себя многолетней практикой, поэтому успешно практикуется в дошкольном и школьном возрастах. Сначала детям предлагают короткие и несложные стихи. Это маленькие стишки на 4 строчки с легкими рифмами, поэтому запомнить их зачастую не составляет труда.
Если с ними все же возникают сложности, помогите ребенку усвоить информацию с помощью зрительной опоры.
К примеру, на каждой строчке нарисуйте несколько символов, по которым малыш сможет воспроизвести стихотворение. Далее усложняйте задачу, подбирая для малыша более длинные стихи, а позже можно попробовать заучивать небольшие тексты.
Хороший эффект дают и игры.
- «Покупки». Отправляясь с ребенком в магазин, дайте ему задание запомнить ваш список покупок. Для начала называйте 3–5 наименований, а в магазине попросите их вспомнить. Включайте в перечень не только продукты, но и другие товары. Такая игра помогает развить слуховую память.
- «Слова». Назвав ребенку 10 слов, нужно попросить его повторить то, что ему удалось запомнить. Это тоже одно из заданий для развития слуховой памяти. Хорошим результатом будет повторение 5–7 слов из названных взрослым.
- «Поезд». Подготовьте изображение паровоза и 4–10 карточек, которые будут служить его вагончиками. На их обратной стороне нарисуйте или наклейте разные предметы. «Подсоедините» несколько вагончиков по очереди к паровозу, называя и показывая их содержимое, после чего переверните карточку изображением вниз. Ребенок должен называть по порядку то, что везут вагоны. Игра будет стимулировать зрительную память.
- «Танец». Включите музыку и покажите ребенку несколько движений. Например, повернитесь, притопните ногой, подпрыгните, сделайте хлопок в ладоши. Задачей малыша будет повторение всех движений в той же последовательности. Такая игра нацелена на развитие двигательной памяти.
- «Угадай предмет». Подготовьте несколько знакомых ребенку предметов, не показывая их ему. Попросите кроху закрыть глаза и по очереди давайте ему вещицу, предлагая определить, что попало ему в руки. Во время такой игры будет тренироваться тактильная память.
Сколько времени тратить на занятия?
Специалисты рекомендуют заниматься от 1 до 3 раз в неделю, а если ребенку очень нравятся предложенные вами игры, то можно устраивать их даже каждый день. Так как пятилетние дети могут концентрировать внимание не дольше 25–30 минут, занятия должны быть недлительными. Начните с 5–7 минут в день и постепенно увеличьте длительность до 10–15 минут.
Запаситесь терпением и объясните ребенку задание, пока он не полностью его не поймет. При этом не заставляйте выполнять, ведь это может отбить охоту к обучению.
Если малышу по какой-то причине неинтересно или сложно справиться с упражнением, перейдите к другой игре или ненадолго отложите занятие, но позже постарайтесь вернуться к нему, вызвав у ребенка интерес.
Рекомендации
Если у ребенка плохая память, его можно записать в детские группы развития. В них работают опытные педагоги, которые знают, что делать при проблемах с памятью или вниманием. Однако тренировать память можно и в домашних условиях, создав спокойную обстановку и подготовив интересные задания.
Помните, что для достижения значительных результатов тренировать память следует систематически. Занятия должны быть регулярными, тогда и эффект будет максимальным. Кроме того, постарайтесь равномерно воздействовать на разные виды памяти. И непременно учитывайте, что в 5-летнем возрасте основной развивающей деятельностью для ребенка является игровая.
Используйте для стимуляции памяти разнообразные игры и игрушки, но также помните, что улучшить способности к запоминанию можно не только во время отдельных занятий, но и в быту.
Например, если ребенок ходит в детский сад, вечером спрашивайте его, как прошел день, как зовут его друзей, какие были занятия, что давали на завтрак и на обед и так далее. Это не только развивает память, но и стимулирует речь малыша.
Организовывая занятия, возьмите во внимание такие факты:
- дети лучше запоминают то, что им интересно и понятно;
- улучшению памяти способствует дополнительная мотивация, например, вы можете устроить соревнование или придумать интересное поощрение;
- у детей отлично откладываются в памяти события и действия, которые вызвали яркие впечатления;
- если информация будет использоваться малышом в деятельности, ее запоминание будет более продуктивным;
- так как середина рассказа усваивается хуже концовки и начала, уделите ей пристальное внимание.
Немаловажно также обеспечить качественную подпитку мозга, чтобы он мог развиваться и хорошо выполнять свои функции. Больше кислорода ребенок будет получать во время активных прогулок, а питательные вещества – из полноценного рациона.
Включайте в меню малыша жирную рыбу, зелень, овощи, каши, фрукты, орехи.
Такие продукты богаты витаминами, жирными кислотами и микроэлементами, которые очень важны для нормального состояния нервной системы.
Выучить с ребенком месяцы вы сможете, посмотрев следующее видео.
Поиграйте в игры кинезиологии.
Источник