5 лет ребенку внутренние органы

5 лет ребенку внутренние органы thumbnail

Вопросы о том, как называются и для чего нужны разные части тела, вполне естественны для маленького ребенка. А вот старшего дошкольника уже может заинтересовать и то, что находится у нас внутри, как это работает. И чем больше родители будут стесняться, теряться или отмахиваться, тем меньше доверия к ним будет у малыша, тем легче убить в нем природную любознательность. Конечно, энциклопедические знания им еще совершенно не нужны. Но как рассказать о теле человека и его строении детям, чтобы это было и в меру, и по возрасту?

Для самых маленьких

Начиная примерно с 2 лет, ребенок начнет интересоваться тем, как выглядит его тело: из чего оно состоит. Пока что интерес ограничивается внешним строением. Части тела: для чего нужна каждая из них? Основные малыш наверняка уже знает. Это голова, живот, спина, руки, ноги, глаза, рот, уши, нос, щеки.

Теперь самое время изучить каждую часть отдельно. Например, на голове находятся волосы, лоб, глаза, брови, уши, нос, губы, зубы, рот, подбородок. Соединяет голову с туловищем шея.

Чтобы объяснить малышу назначение основных органов, можно предложить ему игру:

  • Закрой глаза и попробуй что-нибудь увидеть.
  • Закрой ушки и скажи, что слышишь.
  • Зажми носик. Чувствуешь, как пахнет яблоко, апельсин?
  • Попробуй подышать, когда закрыты носик и ротик.
  • Попробуй что-то сказать или скушать, не открывая рта.

Вместе с ребенком нужно сделать выводы этого веселого эксперимента.

Объясните малышу, что все это – органы чувств: они позволяют нам чувствовать запахи, вкус, слышать, видеть.

По такому же принципу можно изучить строение рук (плечо и подмышки, предплечье, локоть, запястье, кисть, ладошка, пальцы) и т. д.

Родители лишь должны помнить, что тело человека для детей в этом возрасте – это, прежде всего, то, что они видят. Сейчас более глубокие знания для самых маленьких детишек ни к чему. Сами они интересоваться вряд ли станут в силу возраста, а ненужная информация будет только лишней нагрузкой.

Объяснять все, чего дошкольник пока не знает, нужно на понятном ему языке, на основании чего-то известного.

В младшей группе детского сада педагоги будут закреплять с малышами эти знания на развивающих занятиях: делать аппликации, рассматривать картинки и собирать их по частям, работать с раскрасками, включать в работу разные части тела на физзанятиях и т. д.

А что внутри?

Такой вопрос назревает обычно у старших дошкольников. Понятно, что анатомию человека в этом возрасте они должны изучать не так дотошно, как изучают ее в школе. Взрослым следует помнить о возрасте ребенка, его уровне представлений о мире, понятийном аппарате, кругозоре. Поэтому рассказывать, как устроен человек, нужно, обязательно учитывая эти факторы.

Вот пример того, какой информации дошколятам будет достаточно:

  • Кожа

Она находится снаружи, мы ее видим. С ее помощью мы чувствуем боль и разные прикосновения, она защищает нас от разных повреждений, помогает зимой сохранять тепло, а летом охлаждает нас, вырабатывая пот. На коже находится множество крошечных отверстий, через которые пот выходит наружу и охлаждает тело.

  • Глаза

С их помощью мы видим. Без зрения человек становится почти беспомощным, поэтому глазам нужна защита. Мы постоянно моргаем, чтобы они увлажнялись, веки защищают их от повреждений, брови – от попадания пота, реснички – от соринок и пыли. Если же в глаз что-то попадает, из него выделяется слеза, чтобы смыть «чужака».

  • Уши

Они позволяют нам не только слышать. Эти органы – с секретиком, который прячется глубоко внутри уха. Это специальное устройство, которое называется вестибулярный аппарат. Он помогает нам удерживать равновесие при ходьбе, беге, прыжках, езде на велосипеде или роликах.

  • Органы дыхания

При вдыхании человек улавливает запахи. Наш нос может различить около тысячи разных ароматов! Но мы дышим, прежде всего, для того, чтобы наш организм получал кислород, без которого не может существовать. Кислород находится в воздухе. Мы вдыхаем его через нос. Воздух проходит по горлу и попадает в легкие – внутренние органы дыхания. Легкие очищают воздух от всевозможных примесей. Легкие добывают из воздуха кислород и отправляют его в кровь. Когда мы делаем выдох, то выталкиваем этот переработанный воздух без кислорода – углекислый газ.

  • Кровеносная система

Она похожа на сложный водопровод. Его трубы — сосуды разной толщины. Это артерии, вены, капилляры, которые разносят кислород по всему нашему телу. Чтобы кровь постоянно двигалась, у человека есть специальный насос – сердце. Его часто называют нашим мотором. Сердце разгоняет кровь по всему организму, разнося кислород. А когда кровь возвращается обратно, она уносит за собой вредные вещества. Сердце прокачивает кровь по нашему телу много раз в минуту каждый день и ночь, не останавливаясь ни на секунду! Когда мы используем больше кислорода (бегаем, прыгаем, плаваем, танцуем), сердце работает еще быстрее.

А еще в нашей крови живут специальные стражники – лейкоциты. Они постоянно ищут и уничтожают разные вирусы и бактерии, которые приносят в наш организм болезни.

  • Органы пищеварения

Для чего мы едим? Чтобы получить нужные организму вещества: витамины, белки, углеводы, и многие другие. А чтобы добыть из еды эти вещества, у человека имеется пищеварительная система.

Когда мы кладем еду в рот и жуем, зубы ее измельчают, чтобы можно было проглотить (а язык помогает ему, перемешивая пищу). Слюна начинает разделять (расщеплять) пищу, чтобы из нее легче было достать полезные вещества. Когда мы глотаем, пища попадает сначала в пищевод, а затем – в желудок. В нем находится желудочный сок, который заканчивает расщепление пищи и передает ее на 5 часов в тонкий кишечник, где из нее выжимаются полезные вещества и отправляются в печень. Она их сортирует и распределяет по всем клеткам организма, чтобы они хорошо росли и правильно работали.

Читайте также:  Помощь ребенку 5 лет при отравлении

Дальше пища попадает в толстый кишечник, там еще 20 часов выжимаются до последней капли все оставшиеся полезные вещества. А то, что останется от такого выжимания, покидает наш организм (мы ходим в туалет).

  • Мышцы

Мышцы – это не только сила. Они помогают нам двигать частями тела. И не только поднимать руки или ходить ногами. Говорить, моргать, улыбаться, смеяться без мышц было бы невозможно.

  • Кости и скелет

Чтобы мышцы могли удерживать наше тело и двигать его частями, им нужна прочная опора. Это – кости. Все кости в нашем организме образуют надежный каркас – скелет. Кости очень прочные, но легкие. От их размера, когда они вырастают окончательно, зависит размер самого человека. Чтобы кости могли двигаться, их соединяют суставы.

Кости черепа защищают наш мозг, ребра – внутренние органы, а позвоночник держит все тело в неизменной форме.

  • Головной мозг

Все эти органы связаны между собой. Но им сложно было бы работать без руководителя. Такой руководитель – мозг человека. Он командует всеми органами и контролирует их работу. А еще благодаря ему человек может думать, помнить, чувствовать, что-то делать.

Наши органы – неутомимые труженики. Они ни на миг не прекращают своей работы, даже когда мы спим.

Что поможет при изучении анатомии?

Показать наглядно, как выглядит печень или легкое, вживую не получится. Здесь могут спасти анатомические атласы в картинках, иллюстрированные детские книги о строении тела человека, плакаты. Можно подключать и тематические обучающие мультики.

Чтобы закрепить изученное, важно, во-первых, не втискивать в голову ребенка всю информацию разом – одного органа для одного занятия достаточно. А во-вторых, лучший помощник в любом обучении – игра. Как можно поиграть в анатомию?

Лучше всего для этой цели подходит, конечно, игра в больничку или доктора. Но можно придумать и другие варианты. Например:

  • подобрать загадки про части тела;
  • найти или сочинить сказку об их приключениях и взаимопомощи;
  • поиграть в тематические онлайн-игры.

А можно поиграть с карточками, на которых изображены части тела:

  • ребенок берет карточку и называет орган ласково (ухо – ушко, рот – ротик);
  • то же самое, но с использованием множественного числа (ухо – уши, рот – рты);
  • то же самое, но нужно ответить на вопрос: много чего? (ушей, ртов).

Можно найти или придумать и другие игры, которые помогут закрепить ребенку знания о том, как устроен его организм, какие органы для чего нужны. Главное, чтобы информация, которую он получит, была правдивой, доступной и интересной.

Источник

Раиса Дедова
Познавательное занятие в подготовительной группе «Знакомство с внутренними органами человека»

Познавательное занятие для детей

подготовительной группы (от 6 до 7 лет)

Тема: «Знакомство с внутренними органами человека».

Воспитатель : Дедова

Раиса Кирилловна

ЦЕЛЬ: Дать представление о работе внутренних органов (сердце и лёгкое) в организме человека. Закрепить знания о строении тела. Воспитывать желание быть красивым и здоровым.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: организм, лёгкие, грудная клетка, внутренние органы, перегоняет кровь.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, опыты по работе сердца и лёгких, побуждения к ответам, поощрения, физкультминутка.

МАТЕРИАЛЫ: схема строения человека с внутренними органами, имитаторы внутренних органов (сердце и лёгкое).

Ход ЗАНЯТИЯ:

Сегодня на занятии, ребята, мы повторим части тела человека и познакомимся с внутренними органами – лёгкое и сердце. Я надеюсь, что занятие вам понравится.

Итак, давайте сейчас поговорим о частях тела человека. Для этого встаньте, пожалуйста, на ноги и выберите себе пару. Разойдитесь по кругу и повернитесь лицом друг к другу. Посмотрите, какие части тела вы видите друг у друга? Называть и показывать части тела будем сверху вниз.

(дети называют и показывают части тела друг у друга)

-Правильно, ребята. У каждого человека есть тело, оно имеет одинаковое строение. Все части тела важны и нужны. Сейчас мы это докажем,если поиграем в игру: «Для чего нам это нужно?» Я начну,а вы продолжайте:

— Для чего нужны нам уши? (рот, глаза,руки, ноги, голова)

(ответы детей)

— А теперь, я вам буду задавать вопрос, а ответ вы будете показывать на себе.

— Быть у каждого должна очень умной (голова)

— Я верчу ей как умею, голова сидит на (шее)

— Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться, чтоб не знать нам скуки – нам нужны, конечно (руки)

— Бегут по дорожке резвые… (ножки)

— Всю еду я съел и вот – мой наполнился… (живот)

— На прогулке не забудь закрывать от ветра… (грудь)

— Животик, спинка, грудь – их вместе все зовут… (туловище)

Физкультминутка.

Живут мальчики — весёлые пальчики

Озорные ножки – ходят по дорожке.

Шея крутит головою,повторяйте все за мною:

Вправо, влево — оборотик – покажите мне животик.

Наше тело подтянулось и вперёд слегка нагнулось.

Как берёзонька стройна, стала ровною спина.

Читайте также:  Ребенок 5 лет потеет при засыпании причины

А теперь все подтянулись и друг другу улыбнулись!

Ребята, сейчас вы все сядете на стульчики.

— Животик, спинка, грудь их вместе все зовут (туловище)

И туловище нам необходимо, т. к. внутри него находятся органы. Дети, а вы знаете как называются эти органы? (дети называют, а воспитатель показывает на таблице). Это внутренние органы. Дети повторяют.

— Сегодня мы познакомимся с двумя важными органами – это лёгкие и сердце. Эти органы очень нужны человеку. А как вы думаете, почему? / ответы детей/ Они помогают человеку расти и развиваться.

— Давайте тихонько посидим и прислушаемся к себе. Что вы чувствуете?

Дети: Как внутри что-то стучит. Это сердце.

— А вы знаете какую работу выполняет сердце?

— Гонит кровь по сосудам.

— Сердце- это мощный насос. Оно перекачивает кровь по замкнутой системе (кругу, состоящей из кровеносных сосудов. Сердце лежит в грудной полости. Его защищают кости грудной клетки и сверху накрывают лёгкие. (показ на схеме). Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце. Сердце работает и днём и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему нашему организму к каждому органу. Сейчас, с помощью опыта, мы посмотрим как работает наше сердце.

(показ опыта)

— Итак, дети, скажите какую работу выполняет сердце?

ДЕТИ: перегоняет кровь по сосудам ко всем органам.

— Тук, тук, тук стучит сердечко,

Точно так же как мотор.

Если так стучит сердечко, значит человек здоров!

Значит сердце очень важный орган.

— Ребята, покажите мне как высоко вы умеете прыгать на месте.

Дети выполняют: 1,2,3,4,5,6- всем на место сесть.

— А теперь прислушайтесь к своему дыханию. Положите руки на грудь. Что вы чувствуете?

Дети: мы слышим своё дыхание.

— Правильно. У человека есть ещё один важный орган, который как и сердце работает без перерыва. Что это за орган?

Дети: лёгкие.

— Правильно, а для чего нужны лёгкие?

Дети: для дыхания.

— А может ли человек прожить без дыхания?

— Нет.

— Вот мы сейчас это и проверим. Давайте на несколько секунд попробуем задержать дыхание.

— Не получается. Значит, мы убедились, что человек без дыхания не может жить. Лёгкие состоят из двух частей: левого и правого лёгкого. Они заполняют грудную полость и накрывают сверху сердце (показ на схеме) Ребята, во время вдоха, мы вдыхаем воздух. Скажите, как воздух попадает в лёгкие?

Дети: через нос.

— Правильно. А сейчас положите руки на грудь и глубоко вдохните. Что вы заметили?

Дети: грудь стала больше, она как – будто надулась.

— Почему это произошло?

Дети: воздух наполнил лёгкие.

— А теперь выдохните воздух. При выдохе грудь как – будто становится меньше. Почему это происходит?

Дети: воздух выходит наружу.

Предлагаю детям подышать глубоко, чтобы почувствовать как работают лёгкие.

— А сейчас, дети, давайте на опыте посмотрим работу лёгких.

(показ опыта)

— Лёгкие работают без перерыва. Воздух, который мы вдыхаем, нужен всем частям нашего организма.

— Это каждый должен знать –чтобы жить: надо дышать!

— Ребята, давайте вспомним, с какими важными внутренними органами мы познакомились?

Дети: лёгкие и сердце.

— Правильно. А для чего нужны человеку лёгкие?

Дети: дышать.

— А для чего человеку сердце?

Дети: оно перегоняет кровь по сосудам к нашим органам.

— Ребята, перед вами кружочки разного цвета. Я прошу вас выбрать один. Если вам на занятии было не интересно и оно вам не понравилось – возьмите белый кружочек. Если вам на занятии что – то не понравилось – возьмите зелёный. Если вам всё было интересно и занятие вам понравилось – возьмите красный кружок.

Если выбрали все красный: Я очень рада, что вы выбрали красный кружок, значит вам занятие понравилось и вам было интересно работать со мной.

Если выбрали кружочки разных цветов: Я вижу здесь разные цвета, значит кому- то было не всё понятно, поэтому вы можете подойти ко мне после занятия.

Мне с вами было тоже очень интересно работать. Большое всем спасибо за занятие.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ: «ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА»

        Возраст детей: 6-7 лет

Автор-составитель: Яковлева

Нина Михайловна

г. Рыбинск, 2017

Тема: « Внутренние органы человека»

Цели: Познакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, желудок), их названиями, расположением и функциями.

обучить детей опытным путем подтверждать полученные знания (в ходе простых экспериментов), вызвать у детей желание больше узнать о своем организме.

Развивать мышление, мелкую и общую моторику.

Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование: Цветные карандаши, листы бумаги с нарисованным силуэтом человека и внутренних органов, зеркальца, надутые ранее и сдутые воздушные шары, картинки с изображением продуктов питания,небольшие перья, стаканы с водой, соломинки.

Ход занятия:

Каждый человек должен знать строение своего своего тела, ведь это поможет ему быть здоровым. Вы уже знаете, что наше тело устроено так: сверху — голова, затем шея и туловище. У туловища есть верхние конечности — руки и нижние конечности — ноги. Но это то, что мы видим, а ведь внутри нашего тела много разных органов. Их мы не видим, но благодаря им живем, дышим, думаем, едим и многое другое. Мы познакомимся сегодня с самыми важными органами. Перед вами рисунок-схема, на котором изображены эти органы. После знакомства с каждым органом, вы закрасите его цветными карандашами и постараетесь запомнить.

Читайте также:  Ребенок 5 лет рост и вес таблица

Мозг

Один из самых главных органов — мозг. Он как начальник над всеми органами, он все знает и за все отвечает. В него, как по проводам, приходят сигналы из внешнего мира, а он отдает приказы всему организму, как реагировать на эти сигналы. Мозг помогает человеку быть человеком. Думать. Ходить. Делать разную работу.

Дидактическое упражнение «Выполни приказ»

(Дети выполняют действия по командам.)

Наш мозг отдыхает ночью, когда темно и мы спим. Но отдыхает не весь мозг, есть у него дежурные клеточки, которые работают даже ночью. Ведь ночью мы видим сны. А вы можете рассказать, что вам снится?

Мозг очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг от повреждений. Но все-таки старайтесь не ударяться головой. От сильного удара бывает сотрясение мозга.

Сердце

Сердце похоже на большой насос, который качает кровь. По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови — накормить все тело. А качает кровь, помогает ей двигаться очень важный орган — сердце. Сердце работает постоянно, даже когда человек спит.

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

Находится сердце в центре груди, почти посередине, а размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак — так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь. А вы слышите стук сердца.

Какого цвета наша кровь. Как вы узнали об этом? Когда у вас из ранки течет кровь, то взрослые спешат обработать ранку и остановить кровь. Это очень важно, так как терять кровь очень опасно. А как вам обрабатывают ранки?

Сердце нужно беречь. Но если человек решит все время лежать и ничего не делать, чтобы поберечь сердце, то очень сильно ошибется и только навредит своему сердцу. Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает. Стучит и качает кровь.

Эксперимент.

Сейчас мы это докажем. Приложите ладонь к сердцу и прислушайтесь. А теперь попрыгайте, побегайте на месте, наклонитесь вперед, назад. Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? Сердце забилось сильнее.

Легкие

У человека два легких. Легкие нужны человеку чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом. Воздух не виден, но жить без него нельзя.

Эксперимент

Посмотри на свое дыхание. Поднесите зеркальце поближе и подышите на него. От теплого дыхания зеркало затуманится. Ваши легкие расширяются, как этот шарик, когда вы вдыхаете и сужаются, когда вы выдыхаете воздух. Положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох. Вы почувствовали, как руки приподнялись вместе с наполнившимися воздухом легкими. Теперь выдохните воздух. Руки опустились.

Эксперимент.

Возьмите в руки соломинки, опустите и подуйте в них. Что вы увидели. Это воздух в виде пузырьков.

Мы не всегда дышим одинаково. Когда бегаем — дышим чаще и глубже, а когда мы спокойны или спим — дыхание у нас ровное и спокойное.Нужно стараться не дышать дымом или грязным воздухом. Нашим легким полезен

свежий чистый воздух. И конечно же, нельзя травит свои легкие сигаретами. От сигаретного дыма легкие становятся черными и заболевают.

Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»

Желудок

Желудок, как кастрюля внутри нас — туда попадает вся пища, а желудок ее переваривает. С полезной, здоровой пищей желудок справляется легко, а от вредной пищи желудок страдает и даже заболевает. Очень не любит желудок, когда мы наедаемся сверх меры — набиваем живот. Желудок не успевает справиться с большущим количеством еды и у нас начинает болеть живот.

Дидактическая игра «Полезная и вредная пища»

(Дети делят на две группы «Полезные» и «Вредные» картинки с изображением продуктов питания.)

Самомассаж

(Помоги себе сам)

На теле человека есть много-много точек. Которые соединены с разными органами. И если выучить эти точки, то можно себе помогать, когда заболеваешь. Сейчас мы научимся сами себе делать массаж.

Гномик в пальчиках живет (сгибают разгибают пальцы рук),

Он здоровье нам несет.

Раз, два, три, четыре, пять (фалангами напыли трут точки у крыльев носа), 

Начал гномик наш играть,

Кулачком у носа кружочки рисовать,

А потом поднялся выше (легкое поглаживание гайморовых пазух носа) 

И скатился сверху вниз.

Гном в окошко посмотрел (массаж указательным и средним пальцами надбровных дуг),

Засмеялся, улетел.

Гном нашел у глаза точку (массаж точек у переносицы), 

Вправо, влево покрутил,

На другую надавил (массаж точек у крыльев носа), 

А потом спустился ниже (массаж точек над верхней губой) — 

Прямо к ротику поближе,

За ушами прятался (массаж точек ушной раковины), 

Смеялся надо мной

И хотел играть со мной.

Раз, два, три, четыре, пять (массаж лобного отдела и надбровных дуг), 

Я решил его поймать.

Гнома я в бровях ловил,

А он по кругу все ходил,

Вот гномик наш и умолк (массаж кончика носа) 

И пустился наутек.

Мы возьмем его в ладошки (расслабление кистей рук),

Помашем ручками немножко.

Источник