4 года ребенку общение с мамой

4 года ребенку общение с мамой thumbnail

4 года ребенку общение с мамой

Очень часто мамы жалуются на своих четырехлетних детей: «Он совсем не слышит меня», «Сказала десять раз – как об стену горохом! ». Все это, конечно, раздражает и выводит из себя родителей. Но есть ли реальный повод для подобных негативных эмоций? И вообще, как правильно общаться с ребенком 4-х лет? Об этом и пойдет речь ниже.

Главное, что нужно понять: ребенок игнорирует ваши просьбы и указания вовсе не из вредности (чтобы «вывести вас и вымотать нервы»), а потому что это его возрастная норма. Родители обязательно должны знать основное о ребенке 4-х лет – такова уж особенность развития его нервной системы. Именно до четырех-пяти лет у малыша преобладает процесс возбуждения. Это означает, что если малыш сильно увлечен чем-то, то внимание его сложно переключить на более спокойные дела. У него еще непроизвольный процесс торможения, то есть ребенку еще не под силу контролировать свое состояние. Он не может самостоятельно успокоиться, если ему очень весело или, например, страшно. Это выражается более или менее в зависимости от темперамента. Все это значит, что требования родителей проявить самоконтроль («Успокойся же ты! ») когда ребенок слишком перевозбудился – дело совершенно бесполезное. Поверьте: ребенок бы и рад успокоиться, но сам этого сделать просто не может. Этим навыком он овладеет только годам к 6-7, как раз к школе.

Правила общения с ребенком

Они основаны на физиологической особенности преобладания возбуждения над торможением. Итак, если вам хочется правильно с ребенком общаться, чтобы он услышал и понял вас, нужно выполнять следующее:

1. Будьте внимательны с выражением собственных эмоций. Если родители находятся в возбужденном состоянии (злятся, раздражаются, боятся, буйно веселятся) – нет смысла ждать спокойствия от ребенка. Классическая картина в торговом центре с ребенком 4 лет: он закатывает истерику от усталости и перевозбуждения, а родители злобно покрикивают: «Да успокойся ты! Прекрати орать! ». Однако и психика и весь организм ребенка очень зависим от состояния родителей. Если они взволнованы – ребенок волнуется тоже. И просто так прийти в послушное и мирное состояние в таких условиях для ребенка невозможно.

Если вам хочется, чтобы ребенок услышал вас – постарайтесь успокоиться сами. Подышите глубоко, попейте воды, попросите успокоить ребенка тому, кто более расслаблен и мягок.

2. Привлеките детское внимание. Самостоятельно ребенку сложно переключиться с какого-нибудь интересного дела (беготни по комнате, просмотра мультфильмов и т. д. ) на ваши просьбы. Сколько раз вы наблюдали картину: ребенок увлеченно ковыряется в грязной луже (и не всегда палкой), а мама стоит над ним и однотонно «нудит»: «Перестань это делать! Фу, это же гадость! ». Разумеется, со стороны ребенка не следует никакой реакции. Он в самом деле не слышит, потому что вся его психика увлеченно сосредоточена на луже.

Сделайте первый шаг – присядьте до уровня головы ребенка, «словите» его взгляд. Вместе с ним посмотрите на то, что так его заинтересовало: «Ух ты! Какая лужа! Жаль, что трогать ее нельзя. Давай найдем что-нибудь другое».

3. Изъясняйтесь понятно. Чем проще и короче фразы – тем быстрее ребенок поймет, чего вы от него хотите: «Сейчас дособираем кубики, потом моем руки и обедать». Избегайте многословных пояснений, особенно в сам момент переключения внимания. В ином случае малыш просто не успеет уследить за ходом вашей мысли.

4. Повторяйте несколько раз. Да, иногда это раздражает. Но злость и раздражение в данном случае – это, извините, ваши проблемы. Это не вина ребенка, что в его мозгу биохимические и электрические процессы устроены именно так. Что же именно так раздражает нас, если приходится повторить одно и то же несколько раз? Только то, что нам, взрослым, почему-то кажется: у нас все должно с первого раза получаться. А если не получилось (баланс не сошелся, ребенок не послушался) – я неудачник! Это «привет» из нашего детства, в котором любую ошибку сразу же преследовало наказание. Детский опыт, вроде бы, забылся, но страх сделать что-то не так – остался. Этот болезненный опыт и доставляет нам столько волнений, когда ребенок не хочет нас слушаться. Сам ребенок тут вообще не при чем. Поэтому лучше снова вернуться к первому пункту «быть внимательными с выражением эмоций и мыслей», а не почем зря ругать малыша.

5. Покажите, чего именно вы от ребенка хотите. Особенно, если речь идет о каких-то новых для него занятиях. Например, у ребенка только-только стало получаться самостоятельно застегивать ботинки, заправлять пастель и т. д. Вместо пустых слов: «Сложи быстро игрушки» — попробуйте начать это вместе с ним. И не забудьте похвалить, когда он успешно справится с вашей просьбой!

На любом этапе разговора, когда ребенок волнуется (рыдает, злится, истерикует) — его следует успокоить. Есть специальная схема, следующий комплект: зрительный контакт (присядьте перед ребенком! ) телесный контакт (возьмите его за руку, обнимите) ваше спокойствие. Если правильно общаться с ребенком, тогда он действительно вас услышит. Приятного вам общения!

Источник

Как правильно общаться с ребенком 4-х лет

Очень часто мамы жалуются на своих четырехлетних детей: «Он совсем не слышит меня», «Сказала десять раз – как об стену горохом! ». Все это, конечно, раздражает и выводит из себя родителей. Но есть ли реальный повод для подобных негативных эмоций? И вообще, как правильно общаться с ребенком 4-х лет? Об этом и пойдет речь ниже.

Читайте также:  Ребенок 4 года жует язык

              Главное, что нужно понять: ребенок игнорирует ваши просьбы и указания вовсе не из вредности (чтобы «вывести вас и вымотать нервы»), а потому что это его возрастная норма. Родители обязательно должны знать основное о ребенке 4-х лет – такова уж особенность развития его нервной системы. Именно до четырех-пяти лет у малыша преобладает процесс возбуждения. Это означает, что если малыш сильно увлечен чем-то, то внимание его сложно переключить на более спокойные дела. У него еще непроизвольный процесс торможения, то есть ребенку еще не под силу контролировать свое состояние. Он не может самостоятельно успокоиться, если ему очень весело или, например, страшно. Это выражается более или менее в зависимости от темперамента. Все это значит, что требования родителей проявить самоконтроль («Успокойся же ты! ») когда ребенок слишком перевозбудился – дело совершенно бесполезное. Поверьте: ребенок бы и рад успокоиться, но сам этого сделать просто не может. Этим навыком он овладеет только годам к 6-7, как раз к школе.

Правила общения с ребенком

Они основаны на физиологической особенности преобладания возбуждения над торможением. Итак, если вам хочется правильно с ребенком общаться, чтобы он услышал и понял вас, нужно выполнять следующее:

1. Будьте внимательны с выражением собственных эмоций. Если родители находятся в возбужденном состоянии (злятся, раздражаются, боятся, буйно веселятся) – нет смысла ждать спокойствия от ребенка. Классическая картина в торговом центре с ребенком 4 лет: он закатывает истерику от усталости и перевозбуждения, а родители злобно покрикивают: «Да успокойся ты! Прекрати орать! ». Однако и психика и весь организм ребенка очень зависим от состояния родителей. Если они взволнованы – ребенок волнуется тоже. И просто так прийти в послушное и мирное состояние в таких условиях для ребенка невозможно.

Если вам хочется, чтобы ребенок услышал вас – постарайтесь успокоиться сами. Подышите глубоко, попейте воды, попросите успокоить ребенка тому, кто более расслаблен и мягок.

2. Привлеките детское внимание. Самостоятельно ребенку сложно переключиться с какого-нибудь интересного дела (беготни по комнате, просмотра мультфильмов и т. д. ) на ваши просьбы. Сколько раз вы наблюдали картину: ребенок увлеченно ковыряется в грязной луже (и не всегда палкой), а мама стоит над ним и однотонно «нудит»: «Перестань это делать! Фу, это же гадость! ». Разумеется, со стороны ребенка не следует никакой реакции. Он в самом деле не слышит, потому что вся его психика увлеченно сосредоточена на луже.

Сделайте первый шаг – присядьте до уровня головы ребенка, «словите» его взгляд. Вместе с ним посмотрите на то, что так его заинтересовало: «Ух ты! Какая лужа! Жаль, что трогать ее нельзя. Давай найдем что-нибудь другое».

3. Изъясняйтесь понятно. Чем проще и короче фразы – тем быстрее ребенок поймет, чего вы от него хотите: «Сейчас дособираем кубики, потом моем руки и обедать». Избегайте многословных пояснений, особенно в сам момент переключения внимания. В ином случае малыш просто не успеет уследить за ходом вашей мысли.

4. Повторяйте несколько раз. Да, иногда это раздражает. Но злость и раздражение в данном случае – это, извините, ваши проблемы. Это не вина ребенка, что в его мозгу биохимические и электрические процессы устроены именно так. Что же именно так раздражает нас, если приходится повторить одно и то же несколько раз? Только то, что нам, взрослым, почему-то кажется: у нас все должно с первого раза получаться. А если не получилось (баланс не сошелся, ребенок не послушался) – я неудачник! Это «привет» из нашего детства, в котором любую ошибку сразу же преследовало наказание. Детский опыт, вроде бы, забылся, но страх сделать что-то не так – остался. Этот болезненный опыт и доставляет нам столько волнений, когда ребенок не хочет нас слушаться. Сам ребенок тут вообще не при чем. Поэтому лучше снова вернуться к первому пункту «быть внимательными с выражением эмоций и мыслей», а не почем зря ругать малыша.

5. Покажите, чего именно вы от ребенка хотите. Особенно, если речь идет о каких-то новых для него занятиях. Например, у ребенка только-только стало получаться самостоятельно застегивать ботинки, заправлять пастель и т. д. Вместо пустых слов: «Сложи быстро игрушки» — попробуйте начать это вместе с ним. И не забудьте похвалить, когда он успешно справится с вашей просьбой!

На любом этапе разговора, когда ребенок волнуется (рыдает, злится, истерикует) — его следует успокоить. Есть специальная схема, следующий комплект: зрительный контакт (присядьте перед ребенком! ) телесный контакт (возьмите его за руку, обнимите) ваше спокойствие. Если правильно общаться с ребенком, тогда он действительно вас услышит. Приятного вам общения!

Источник

В возрасте 4-5 лет дети начинают еще активнее познавать окружающий мир, а их психика развивается очень стремительно.

К тому же, для окружающих малыш переходит в новую возрастную группу, к которой взрослые предъявляют уже больше требований, чем раньше: ожидают больше внимательности, самостоятельности и осознанности.

Также в возрасте 4-5 лет у ребёнка начинают формироваться свои собственные социальные связи (например, друзья или «враги» в садике или на площадке), т.к. он сам начинает проявлять больший интерес к коммуникации с окружающими.

❗В этой связи может и резко меняться поведение ребёнка: он может начать более резко проявлять эмоции, капризничать, гневаться по «пустякам», бросаться нелицеприятными фразами в сторону родителей, бабушек, дедушек и т.п.

Читайте также:  Таиланд с ребенком 4 года

Почему ребёнок так себя ведёт?

«Причуды», истерики и протесты — вполне распространенные явления в поведении 4-5 ребёнка. Всё дело в частой перемене настроения, что является следствием «перегрузки» мозга и психики постоянно поступающей новой информацией, которую он не всегда в состоянии правильно переварить. Отсюда и сумбурность в поведении.

Что делать родителям?

Поскольку настроение ребёнка в этом возрасте очень неустойчиво, нужно сформировать образ жизни ребёнка таким образом, чтобы в нем присутствовало больше занятий, которые улучшают настроение:

  • это физическая активность (спорт) и подвижные игры;
  • познавательные прогулки с разнообразной интересной деятельностью;
  • отсутствие агрессивного контента (мультфильмы и видео не по возрасту);
  • участие во «взрослых» делах и посильная помощь в быту (помощь и забота о близких, которую ребёнок оказывает, должна вызывать в нем гордость за себя);
  • возможность проявления инициативы и реализации собственного выбора (например в плане одежды или занятий на выходные);
  • полноценный сон и питание.

Очень часто случается и так, что ребёнок в 4-5 лет становится чрезмерно стеснительным и замкнутым. Иногда проблема может быть в неразвитости речи по сравнению со сверстниками, из-за его малыш может замыкаться в себе. В таком случае нужна помощь логопеда или дефектолога.

Также часто ребенок стесняется и не хочет идти на контакт, если до этого у него уже были конфликты с детьми на площадке или в группе, в которых он не смог отстоять свои интересы. В таком случае родителям нужно следить за тем, чтобы не критиковать малыша за «неправильное» поведение, а разбирать конфликт в первую очередь со своим ребенком, учить его озвучивать свои просьбы, отказ или предложение (а не спешить с претензиями к родителям другого ребенка).

В возрасте 4-5 лет также вредны чрезмерная опека и контроль со стороны родителей. Помощь взрослого должна быть ненавязчивой, а контроль — максимально незаметным. Направляя действия или поступки малыша, не критикуйте его и не унижайте: «ты что, глухой!», » у тебя руки кривые!» и т.п. — такие фразы лишь оттягивают развитие, а никак не стимулируют его.

???? Понравилась статья? Палец вверх!

???? ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????

???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????

Книга «100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя« — от 299 руб.

Источник

Четыре года – возраст, когда ребенок, вроде бы, уже и повзрослел, но, все-таки, еще маленький. В этот период от родителей потребуется максимум деликатности, чтобы мягко и незаметно для ребенка корректировать его характер.

Физиология ребенка четырех лет

В 4 года физическая активность немного угасает, уступая место усидчивости и способности сосредотачиваться на каком-то одном занятии. Если раньше ваш малыш неутомимо двигался, то теперь необходимо побуждать его к этому. Совет от всех врачей и психологов – гулять как можно больше. На улице ребенок двигается с удовольствием. Тем более, что прогулки теперь стали гораздо интереснее: у вашего чада https://deti.mail.ru/child/davaj-igrat-osobennosti-detskoj-druzhby/, и вместе они придумывают игры столь необычные, и сюжеты столь захватывающие, что время пролетает незаметно.

Если вы еще не записали ребенка ни в какую спортивную секцию, в четыре года уже пора это сделать. В идеале, малыш должен посещать спортивные занятия и развивающие классы: его личность должна быть гармоничной.https://deti.mail.ru/child/v-kakoj-kruzhok-otdat-rebenka/ хороша тем, что направляет энергию в нужное русло, попутно прививая новые навыки, дисциплинирует и воспитывает характер. К тому же, привычка регулярно двигаться (как, впрочем, и большинство привычек) формируется уже сейчас. Двигательная лень – одна из характерных черт современного поколения, а движение, как известно, это жизнь. И, безусловно, пройдет лет десять-пятнадцать, и ребенок искренне поблагодарит вас за то, что вы научили его что-то делать хорошо. Быть в каком-то деле лучше, чем другие, всегда приятно.

Психология четырехлетнего ребенка

Четыре года – время, когда многие мамы впервые отводят свое чадо к детскому психологу. Что-то такое появляется в поведении и характере, что заставляет родителей беспокоиться. Иногда появляются пессимистичные настроения, дитя может говорить, что он никому не нужен, что он плохой, что его никто не любит. Все это – проявления переходного возраста, когда раннее детство сменяется детством более осознанным. В большинстве случаев провокаторами подобных нерадостных мыслей становятся, как это ни парадоксально, сами родители, а решать проблему предоставляют почему-то психологам. Дело в том, что психика ребенка сейчас крайне уязвима. Он способен испытывать такие эмоции, как обида, разочарование, стыд, грусть – то, что раньше было ему незнакомо в силу того, что основным двигателем развития были инстинкты, а не сознание. Очень остро воспринимается https://deti.mail.ru/child/vospitanie-pohvaloj/.

Понаблюдайте за собой. Возможно вы, пользуясь тем, что малыш подрос и теперь не требует неустанного внимания, перестали вовсе оказывать ему какое-либо внимание. Ребенок занят – и хорошо. Можно потратить время на свои дела. В лучшем случае от вас можно дождаться дежурного «Молодец! А теперь пойди, поиграй». Вот вам и ответ. Сейчас, когда поведение дитя строится, в основном, на подражании взрослому, совместные занятия важны, как никогда. У ребенка должна быть своя часть ответственности в общем деле, и не скупитесь на похвалу, если ему удалось справиться с задачей. А вот если не удалось, смотрите по ситуации. Если старался, но не получилось, все равно похвалите. Если просто поленился или отнесся к делу халтурно, пожурите – строго, но без крика. Но ни в коем случае не будьте равнодушными.

Читайте также:  Фуразолидон доза ребенку 4 года

Навыки и умения в четыре года

Сейчас, когда ребенку уже исполнилось четыре года, оценивать его развитие по приобретенным за год навыкам уже не очень уместно. Ребенок умеет все, чему вы его научили.

Четыре года – самое время https://deti.mail.ru/child/pravila-etiketa-dlya-samyh-malenkih/. Детские концерты, елки, спектакли, мультики – все нравится и все радует. Не ленитесь обсуждать с ребенком то, что только что увидели, услышали или прочитали. Так вы научите его анализировать, делать выводы и выражать свои мысли.

Советы родителям ребенка четырех лет

Четыре года – отличный возраст для того, чтобы https://deti.mail.ru/child/kak-bystro-i-legko-nauchit-rebenka-chitat/, преподать ему основы математики, сформировать навык выражения собственных мыслей. Малыш уже научился произносить практически все звуки (может быть, пока еще не удаются шипящие и «р»), и теперь можно работать непосредственно над грамотностью, связностью и развернутостью речи.

Этот период в жизни ребенка можно назвать «сто тысяч почему»: он постоянно задает вопросы, и родителям приходится вспоминать забытое и искать информацию в книгах и интернете. Не стесняйтесь сказать ребенку, что вы чего-то не знаете, заодно расскажите, где вы ищете ответы на его вопросы.

Ребенок вытягивается, становится худым – в этот момент родители, заметив, что у него проступают под кожей ребра, могут начать усиленно кормить сына или дочь: но, как правило, это возрастные изменения, и увеличивать число приемов пищи не нужно. В четыре года можно начать заниматься спортом – плаванием, гимнастикой, лыжами, которые полезны для развития мускулов и общего повышения иммунитета.

Как развивать мелкую и крупную моторику ребенка лет

Если ребенок пока не ходит в спортивную секцию, для развития крупной моторики занимайтесь дома гимнастикой и играйте на улице в подвижные игры – бегайте, меняя ритм бега с быстрого на медленный и наоборот, прыгайте на дальность, предлагайте ребенку сделать «ласточку» – пусть он стоит на одной ноге 10-20 секунд, а вы придерживайте его за руки. Для развития мелкой моторики, по-прежнему, актуальны https://deti.mail.ru/tags/master-klass/: ребенок в 4 года может нарисовать человека с элементами одежды и скопировать ваш рисунок дома с трубой и забором.

Как играет ребенок в четыре года

В этом возрасте дети часто играют вместе, и их https://deti.mail.ru/baby/1-3/tri-funkcii-igry/ продолжается: можно играть в «детский сад», «врача», «шоферов», «магазин» и «семью». В «семью» с удовольствием играют и девочки, и мальчики – они переодевают кукол, укладывают их спать, катают в коляске и кормят, готовя обеды из подручных материалов.

Чему учится ребенок в четыре года

Изучаем буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». https://deti.mail.ru/child/urok-risovaniya-veselye-bukvy/, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период – между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому. Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом для изучения чего бы то ни было – стихотворений, песенок или иностранных слов. Не забывайте объяснять малышу, что происходит в стихотворении – он должен понимать, о чем рассказывает. Так формируется смысловая память.

Как ведет себя ребенок четырех лет

Благодаря тому, что ребенок много общается со сверстниками и играет с ними, у группы детей возникает свой собственный мир, https://deti.mail.ru/child/dolzhny-li-u-rebenka-byt-svoi-sekrety/, которыми они могут не делиться с взрослыми. Тем не менее, общение с взрослыми очень насыщенно – 4-летний ребенок может задать за день около 400 вопросов. В этом возрасте у малыша возникает и повышенный интерес к самому себе – каким человеком он может вырасти, кем стать. Активность ребенка в задавании вопросов подавлять не надо: ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными – на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими.

Как развивается речь ребенка четырех лет

Речь малыша уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. Если большое количество звуков произносится неправильно, то стоит https://deti.mail.ru/child/narushenie-rechi-u-rebenka/. В это время ребенок начинает активно использовать в своей речи слова, которые он услышал от взрослых. Один малыш скажет что-то вроде «невероятно», другой произнесет нецензурное слово. Смысла этих незнакомых слов ребенок, как правило, не понимает, поэтому сразу ругать его или восхищаться не надо – все зависит от окружения.

В чем основная задача воспитания ребенка четырех лет

Родителям следует не препятствовать желанию малыша узнать как можно больше, и продолжать учить его общаться с окружающими: благодарить за помощь и подарки, объяснять, чего ему хочется, не мешать старшим во время разговора. В этом возрасте многие дети с удовольствием выступают перед окружающими с разными стихами и сценками, поэтому помогайте ребенку развивать свои артистические навыки и чувствовать себя на сцене естественно, но не настаивайте, если ему это не нравится.

Источник