3 года ребенку садик
В жизни каждого родители настает момент, когда их кроха идет в детский садик. Это волнительное и ответственное событие для всей семьи, потому что ребенок из полностью домашнего чада превращается в члена социума со своими правами, обязанностями и кругом забот.
Ребенок впервые в детском саду
Попробуем в этой статье дать краткие советы для родителей, которые с нетерпением ждут места для их ребенка в детском садике.
Совет первый. Будьте готовы к тому, что на первом собрании у вас попросят финансовой помощи
На первом собрании для будущих дошколят у родителей, как правило, просят деньги на помощь саду. Сумма колеблется от 5 до 25 тысяч рублей.
Канули в лету те времена, когда деньги требовали. Сегодня заведующая детским садом, вздыхая, говорит о дырках в полах, по которому будут ходить ваши дети, о плохих окнах и прочее. Родителям же предлагается расчетный счет сада, куда они добровольно могут пожертвовать указанную сумму.
Однако, получив такую бумажку, не спешите бежать в банк. Часто случается так, что переведенные родителями деньги идут не на детей, а на ремонт помещений администрации и прочее. Подумайте, можете ли вы позволить себе отдать такие деньги. Не спешите, трат в детском саду будет еще немало, ведь лучше купить игрушки в группу, чем отдать их в фонд самого сада.
Совет второй. Внимательно смотрите за действиями воспитателей, но не вступайте сразу в конфликт
Благородный порыв души всех родителей заключается в том, что, когда они видят отрицательное отношение к их родному ребенку, защитить свое чадо любыми способами. Однако не спешите этого делать.
Да, воспитатели могут быть строгими, суровыми, даже несправедливыми, но не всегда стоит при ребенке вступать с ними в конфликт по этому поводу. Ведь вы сами добровольно отдали свое дитя в детский сад, поэтому должны быть готовы к тому, что он будет там не один, ему придется подчиняться распорядку дня и правилам жизни в общежитии. Педагоги же – авторитет для детей, вступая с ними в конфликт, вы невольно ставите своего ребенка в ситуацию выбора: естественно, что ребенок выберет вас, считая педагога неправым.
Если это произойдет, то, скорее всего, в дальнейшем отношения между вашим ребенком и педагогом испортятся, а это самым плачевным образом отразиться на годах дошкольной жизни самого ребенка.
Запомните, что вы – не хозяева в детском саду, не вам устанавливать порядки в этом учреждении, поэтому старайтесь решать все возникающие вопросы бесконфликтно.
Совет третий. Дождитесь, когда пройдет период адаптации ребенка
Период адаптации к детскому саду – это тяжелый этап в жизни вашего малыша. Ему совершенно непонятно, почему он должен целый день проводить в детском садике, зачем ему нужно разлучаться с любимой мамой и находится в одном помещении с совершенно чужой тетей. Большинство детей, как правило, очень болезненно реагируют на первые месяцы пребывания в детском саду: плачут, капризничают, отказываются посещать дошкольное учреждение, даже заболевают от тоски.
Период адаптации к детскому саду – это тяжелый этап в жизни вашего малыша
Однако не стоит сразу делать выводы о том, что ваш сын или дочь просто не могут посещать детский сад. Для того чтобы понять, насколько полезен сад вашему ребенку, нужно пережить с ним осень, зиму и дождаться весны. Если к майским праздникам, проведя уже 8 месяцев в саду, ваш малыш также будет капризничать, то стоит подумать о том, что детский сад, возможно, ему не подходит.
Совет четвертый. Не бойтесь перемен в вашей жизни!
Многие родители, получив место в детском саду, одновременно радуются и переживают. Они психологически не готовы отдать свое чадо в сад, полагая, что тем самым нанесут малышу глубокую травму.
Конечно, есть дети, которые получают в саду больше негативного, чем позитивного, но такие детей немного. Большинство ребят в итоге выносят из детского сада полезные умения и навыки, становятся коммуникабельнее и самостоятельнее.
Поэтому не стоит бояться перемен. Ваш ребенок подрос, ему пора уже получать новый жизненный опыт, а детский сад – это то место, благодаря которому ребенок знакомится с миром людей.
Источник
Зачем ребенку нужно ходить в детский сад и когда лучше отдавать его в садик
Трехлетнему ребенку становится тесно в родном доме и недостаточно общения в семье. Он тянется к ровесникам, чувствует потребность в друзьях. Появляется интерес к совместным играм, которые расширяют кругозор ребенка, обогащают новыми представлениями о мире и людях, доставляют радость общения и осознанной дружбы. А общее дело помогает приобретать опыт общения с разными людьми и учит строить отношения в коллективе.
Дети любят играть в ролевые игры, выбирая в них профессию по интересам: я буду врачом, а я — летчиком, а я хочу быть шофером, а я буду артисткой. Игры со сверстниками помогают формированию личности ребенка, вырабатывают чувство радости от совместных действий, учат сдерживать чрезмерные эмоции и владеть своими чувствами. В его лексиконе наряду со словом «я» появляется слово «мы». Он жаждет общения, постоянно просит родителей играть с ним в подвижные или настольные игры, разговаривать и читать сказки. И мама начинает задумываться: «А может быть лучше приучить ребенка к детскому саду, как это было в моем детстве?».
В вашей жизни начинается новый ответственный период — подготовка ребенка к общественной жизни. Очень важно определить, настало ли время для посещения детского учреждения. Если ваше чадо в данное время преодолевает «кризис 3-х лет» – то детский сад должен подождать, не следует менять привычные условия жизни. Ребенок должен уверенно владеть навыками самообслуживания: есть ложкой, пить из чашки, одинаково хорошо уметь пользоваться горшком и унитазом, самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться. Ребенка лучше отдавать в детский сад, когда он подрос и окреп за летние месяцы на свежем воздухе – то есть, в конце августа.
Зачем водить ребенка в детский сад – понимают практически все родители. Именно в детском саду малыш получает бесценный опыт общения со сверстниками, учится отстаивать свои права без маминой помощи, самостоятельно справляться с трудностями. Здесь он заводит друзей и понимает цену и силу коллектива. Зачем ещё ребенку ходить в детский сад, так это затем, чтобы получить знания, ведь они помогут будущему первокласснику без проблем вписаться в школьную жизнь, тем более что ежедневные занятия приучают трудиться и готовят детей к школе лучше, чем дома.
Нужно ли ребенку посещать детский сад?
Каким бы общительным и спокойным ни был ребенок, как бы он ни стремился пойти в детский сад «к ребяткам», первые дни в незнакомой обстановке в окружении чужих людей переживаются им как сильнейший стресс. За предыдущие три года он был неразлучен с мамой, постоянно чувствовал ее присутствие и поддержку, и вдруг она ушла, оставив его одного среди шумных и толкающихся детей, на попечение сердитой воспитательницы. Впервые оторванный от дома и близких людей малыш испытывает настоящий страх: вернется ли мама? не оставит ли она его тут навсегда? почему мама меня бросила, разве она меня больше не любит? и т. д.
В состоянии, близком к отчаянию, малыш не воспринимает утешительных слов воспитательницы и няни, не отзывается на дружеские приглашения принять участие в игре, а, забившись в уголок, тихо или громко страдает. К маминому приходу он настолько опустошен эмоционально, что на радостную встречу сил уже не осталось. Дома он тоже ведет себя необычно: слишком тихо или наоборот, истерично, отказывается от еды, ходит за мамой «хвостиком», а ночью спит беспокойно, всхлипывает и даже обмочился во сне, чего давно уже не случалось.
Через 1-2 дня малыш может заболеть «простудой» не столько потому, что подхватил от ребят незнакомые вирусы и бактерии, сколько по причине сниженного в результате стресса иммунитета. Нужно ли ребенку посещать детский сад в этом случае?
Во многих семьях посещение детского сада на этом заканчивается, и ребенок возвращается в привычную обстановку под мамино или бабушкино крыло, а попытка приобщения к общественной жизни вспоминается как кошмарный сон. Не обернется ли сиюминутная жалость к ребенку серьезными психологическими проблемами в дальнейшей школьной и взрослой жизни?
Адаптация малышей в детском саду: как правильно приучить ребенка к режиму
Чтобы адаптация ребенка 3-х лет детском саду прошла как можно проще, к изменениям в привычной жизни необходимо готовить малыша заранее. И не за 1-2 дня, а как минимум за месяц. Для подготовки детей к условиям детского сада во время прогулки как бы случайно подведите его к территории ближайшего дошкольного учреждения, где гуляют дети. Заинтересовавшись их играми, он завтра сам потянет вас «туда, где ребятки гуляют». Рассказывая о жизни детей в саду, не приукрашивайте действительность, иначе ожидание праздника сменится жестоким разочарованием.
[includeme file=”wp-content/plugins/include-me/goog-left.php”]
Ещё один совет, как приучить ребенка ходить в детский сад – попросите разрешения заведующей совершить экскурсию по «второму дому». Покажите раздевалку, групповую комнату и спальное помещение, актовый и физкультурный залы, комнату для музыкальных занятий. Обязательно покажите туалетную комнату и объясните, как пользоваться унитазом. Многие дети допускают «промахи» в физиологических отправлениях по причине застенчивости и неумения воспользоваться сантехникой незнакомой конструкции.
Расскажите ребенку о существующем в группе режиме, о том, что на занятиях он научится рисовать красками, петь песенки, лепить фигурки из пластилина, а на праздничном утреннике вместе со всеми будет веселиться и получать подарки.
Перед тем как приучить ребенка к режиму детского сада, организуйте правильный распорядок дома. Чтобы вынужденный ранний подъем не испортил впечатления от садика, приучайте малыша ложиться сразу после вечерней сказки, а вставать пораньше и в хорошем настроении отправляться на встречу с новыми друзьями.
Обязательно воспользуйтесь следующим советом родителям по адаптации ребенка в детском саду: гуляя с малышом на площадке, научите его самостоятельно знакомиться и общаться с ровесниками. Это умение пригодится ему в новой обстановке. Ребенок, который все время проводит с мамой, боится и стесняется новых людей, поэтому станет испытывать трудности в общении с воспитательницей. Подготовьте его к знакомству со взрослыми людьми и объясните, что в детском саду все доброжелательны и заботливы.
Во время психологической подготовки ребенка к детскому саду объясните, что мама обязательно вернется за ним, как только закончит свои неотложные дела, и он не должен грустить и скучать в одиночестве.
Чтобы приучить ребенка к детскому саду намного легче, в первые дни приводите ребенка на несколько часов и забирайте сразу после прогулки или обеда. Ему и так достаточно новых впечатлений. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду, оставьте на дневной сон, объясните эту необходимость срочными и важными делами. И ещё: для успешной адаптации малышей в детском саду ни в коем случае не показывайте ребенку, что испытываете чувство вины, отправляя его в садик. Дети — чуткие психологи, они быстро понимают мамину слабость и способны манипулировать этим чувством.
Как проходит адаптация, как легче и лучше приучить ребенка к детскому саду
Очень многое зависит от личных и профессиональных качеств воспитательницы и других сотрудников детского сада. Если воспитательница с первого дня нашла общий язык с малышом — и ему, и вам повезло. Он будет с радостью посещать «второй дом» и во всех вопросах ссылаться на «Мариванну» как на истину в последней инстанции.
Если в группе нет няни и второго воспитателя, значит, дело плохо. Какой бы доброй и замечательной ни была воспитательница, многочисленные хозяйственные заботы не позволят ей посвятить все свое время занятиям с детьми. А значит, страдают и обучение, и воспитание, и в первую очередь — дети. А дошкольное учреждение превращается в камеру хранения малолетних детей, куда родители сдают их на время рабочего дня.
По договоренности с заведующей и воспитательницей вы можете остаться в группе вместе с малышом, чтобы помочь ему освоиться в незнакомом месте. Первые часы (дни) он не отойдет от мамы ни на шаг, но постепенно втянется в игру, не забывая оглядываться на вас и периодически возвращаться. И вскоре наступит такой момент, когда он позволит маме ненадолго отлучиться. Важная рекомендация по подготовке ребенка к детскому саду – дать малышу понять, что мама не бросила его, а придет за ним, когда выполнит необходимые дела. В некоторых детских садах открываются группы кратковременного пребывания для детей вместе с мамами, в которых малыши привыкают к обстановке и детскому коллективу, а в дальнейшем уже остаются в группе на полный день и без мам.
Как проходит адаптация ребенка в детском саду в 3-летнем возрасте? Этот период протекает у всех детей по-разному: одному достаточно 2-3 дней, и он уже «свой в доску», а другой и через месяц дичится всех и только и делает, что ждет маму. Настроение у него неровное: периоды беспричинного веселья сменяются эпизодами немотивированной агрессии или безразличия. Такому малышу должна помогать вся семья: расспрашивать о новых друзьях, об интересных занятиях и играх, успокаивать и уговаривать, если в садике не нравится. Для лучшей адаптации к детскому саду ребенка в 3 года попробуйте пригласить к себе в гости девочку или мальчика из группы, наиболее симпатичных вашему малышу. Возможно, они подружатся в домашних условиях. Присутствие близкого друга в группе поможет крохе стать полноправным членом коллектива.
Зачем водить ребенка в детский сад или ясли?
Кстати сказать, существовавший в СССР обычай отдавать малышей в ясли сразу после окончания декретного отпуска (а декретный отпуск в те стародавние времена длился два месяца) при всей своей жестокости имел и положительный момент. Двухмесячный малыш гораздо легче переносил разлуку с мамой, и при заботливом уходе доброжелательного персонала рос и развивался не хуже, чем «домашний» ребенок. А к моменту перехода в детский сад он легко и просто вливался в новый коллектив, не испытывая огорчений и страданий от перемены «места жительства».
Перед поступлением в детский сад малыш должен пройти диспансеризацию в поликлинике. Вам придется посетить невропатолога, хирурга, ортопеда, окулиста, отоларинголога и педиатра, сдать анализы крови, мочи и кала, сделать все положенные по возрасту прививки.
Данные о состоянии здоровья ребенка будут внесены в медицинскую карту, которая станет его главным документом, необходимым для зачисления в детский сад.
Уже несколько десятилетий в нашей стране функционируют учебно-воспитательные комплексы (УВК), в которых осуществляется плавный переход из детского сада в начальную школу, соблюдается преемственность, облегчающая переход из счастливого беззаботного детства в серьезный и ответственный школьный период.
В странах Европы уже давно работают, а у нас недавно и робко начали создаваться игровые группы, в которые приглашаются мамы с детьми начиная с 3-4-месячного возраста. Грудничков выкладывают на ковер или они остаются на руках у матерей, а инструктор поет (вместе с мамами) детские песенки, рассказывает стишки, показывает мамам, как сделать простейшую игрушку-погремушку из целлофанового мешка и горсти бобов, качает малышей в гамаке или на качелях. К удивлению мам, даже самые неспокойные малыши ведут себя заинтересованно и спокойно. При необходимости ребенка можно тут же покормить.
Уснул у груди? Не беда — больше поиграет в следующий раз. Такие занятия приучают младенцев к общению с самого раннего возраста, дают возможность мамам отдохнуть от домашней суеты и пообщаться между собой и с инструктором, получить ответы на многие вопросы. Для детишек-ползунков игровая комната предоставляет прекрасную возможность к освоению нового пространства, имеющиеся в ней лесенки, горки, качели и другое снаряжение позволяют осваивать более сложные движения.
Дети второго-третьего годов жизни могут заниматься разнообразной деятельностью: сидя за столиками, рисовать, лепить, вырезать картинки, слушать чтение книжек, в то время как в другой комнате можно побегать и поиграть в подвижные игры. Такие игровые группы являются для детей прекрасной подготовкой к посещению детского сада.
Источник
Содержание:
- Развивающие занятия дома и в детском центре: 5 правил
- Куда отдать ребенка в 3 года?
- Адаптация к детскому саду: кому труднее всего?
Большинство детей в 3 года идут в детский сад — и начинаются проблемы адаптации, больничные и приступы чувства вины у родителей. Может, лучше оставить ребенка дома и водить на развивающие занятия? Или уже пора подобрать кружок или секцию по интересам? О том, что по силам 3-летнему ребенку, а что нет, рассказывает психолог Наталья Барложецкая.
Развивающие занятия дома и в детском центре: 5 правил
Сейчас очень популярны методики раннего развития, и некоторым они действительно подходят. Есть дети, которые уже в три года умеют читать. Более того, известно, что ребенок дошкольного возраста способен усвоить гораздо больший объем материала, чем школьник.
Но нужно помнить, что любое развитие носит цикличный характер, и периоды роста сменяются периодами стагнации, когда ничего не происходит, а иногда даже заметна регрессия — ребенок забывает и то, что уже усвоил. Если вы не хотите отбить у ребенка желание заниматься, постарайтесь не переусердствовать.
- Если видите, что ребенок устал от «развивалок», устройте ему каникулы и посмотрите, что будет дальше. Если развивающие занятия ему нравились, он сам через какое-то время захочет к ним вернуться.
- Не забывайте, что заниматься с трехлеткой можно, только когда он находится в хорошем расположении духа и полон сил. Если он болен или у него просто нет настроения, занятия исключены. Иначе вы на всю жизнь привьете малышу стойкое отвращение к учебе в любых формах.
- Обучающие занятия должны выглядеть как игра. Идете по улице — считаете шаги. Рассматриваете номера автомобилей — ищете знакомые цифры. Это куда эффективнее и интереснее, чем сидение дома и рассматривание карточек.
- Не используйте слайд-шоу и всякого рода презентации! Сейчас в интернете их можно найти на любой вкус: растения, животные, куклы, машины. Включая детям такие презентации, родители считают, что используют новейшие образовательные технологии.
На мой взгляд, это заблуждение. Обучающие компьютерные программы — это совсем не то, что нужно трехлетнему ребенку. Лучше сядьте и вместе почитайте настоящую книжку, в которой можно самому полистать страницы и посмотреть картинки, обвести их пальчиком. Вот тогда это будет активное познание, тогда информация, которую вы стараетесь донести, будет для малыша действительно значима.
- Не перегружайте малыша информацией! Как только он захотел отвлечься — прекращайте занятие. Можете вернуться к нему через некоторое время.
Куда отдать ребенка в 3 года?
Вспомните, что помимо интеллекта и кругозора существует еще несколько сторон, которые тоже требуют развития. Если ребенок в данный момент отказывается от интеллектуальных занятий, это повод просто переключиться на другой вид деятельности. Кубики Зайцева, решение примеров — всем этим дети занимаются, сидя на одном месте. Если эти занятия надоели, значит, пришло время для физических упражнений — прыжков через скакалку, игр с мячом…
Если ребенок с удовольствием поддерживает все, что связано с физической подвижностью, уже можно наметить для него какую-нибудь спортивную секцию. Если он ритмично подергивается под музыку, пытается повторять песни, значит, у него хорошо развит фонематический слух и ему будут легко даваться языки. Подумайте о том, не пора ли подключить занятия иностранным языком и музыкой. Пусть это пока будут не серьезные занятия в музыкальной школе, а просто пение дома любимых песенок.
Адаптация к детскому саду: кому труднее всего?
Редко кому удается абсолютно безболезненно начать этот новый этап жизни. Слезы, жалобы, сопротивление, плохое поведение, отказ от еды, бесконечные простуды — с чем только не сталкиваются родители, отдавшие ребенка в детский сад.
И мало кто из них при этом не испытывает чувства вины. В самом деле, каким извергом надо быть, чтобы поднимать малыша ни свет ни заря, тащить, невзирая на слезы и мольбы, в казенное заведение и оставлять там в обществе незнакомых детей на попечение чужой тети.
В утешение родителям хочу сказать, что на самом деле очень немногие дети страдают от того, что их отдают в детский сад. Безусловно, есть те, кому пребывание в детском саду противопоказано, и у каждого на это свои причины: индивидуальные особенности, сильные психологические травмы, особенности психофизиологического развития и т.д.
Таких детей немного, гораздо чаще причины дезадаптации к детскому саду следует искать в семье. Сильнее всего страдают малыши, которые привыкли к гиперопеке, к ощущению своей исключительности, к повышенному вниманию взрослых. Оказавшись в детском коллективе, такой ребенок ощущает резкую потерю своего «звездного» статуса, теперь он один из многих, такой же, как все вокруг. Чем больше была гиперопека, тем сложнее пойдет адаптация к детскому саду.
Но в большинстве случаев дети вполне способны адаптироваться к условиям детского сада. У трехлетки уже достаточно развита самоорганизация, он понимает последовательность действий и может сказать: «Сейчас я буду рисовать, а потом мы пойдем гулять». А самое главное — он готов вступать во взаимоотношения с другими детьми.
Понаблюдайте за тем, как трехлетний ребенок ведет себя в песочнице. Сначала он играет сам по себе, потом очень неумело, например разрушая чей-нибудь замок, раскидывая чужие кубики, пытается обратить на себя внимание и включиться в игру других детей. Это значит, что малышу пора учиться общаться в коллективе.
Почему же тогда воспитатели часто говорят, что лучше отдавать ребенка в детский сад в два или в четыре года, но только не в три? Да просто потому, что двухлетний ребенок намного более покладистый и смирный, чем трехлетка, во всей красе демонстрирующий в незнакомой обстановке прелести своего переходного возраста.
Да, справляться с трехлетним ребенком, впервые переступившим порог детского сада, сложно, но вовсе не потому, что он переживает отрыв от дома сильнее, чем двухлетний малыш. Нет. В действительности для двухлетнего ребенка отрыв от дома — значительно более серьезный стресс. Просто он пока еще не научился выражать свой протест.
Отдав ребенка в садик, мама, как правило, выходит на работу. К сожалению, в период адаптации к детскому саду малыш может начать часто болеть, и тогда маме приходится брать больничный. Я рекомендую распределить ответственность среди взрослых таким образом, чтобы больничный брала не только мама, но и папа, а когда-то можно оставлять малыша с неработающей бабушкой.
Если же мама вынуждена каждый месяц уходить на больничный, она не настраивается ни на работу, ни на сидение дома. Можно ли в этом случае доверять ситуацию папе? Можно и нужно! Это будет очень полезный опыт и для папы, и для малыша. Кроме того, папы менее склонны к панике, а это, что и говорить, благотворно действует и на больного ребенка.
Источник