3 года ребенку грамота для родителей
Награждается ФИ__________
за хорошую учёбу и стремление учиться лучше,
за любознательность и эрудицию
и за активное участие в классных
и школьных мероприятиях.
Директор школы: _____________ /__________ /
Классный руководитель: ____________ /____________/
Г.__________
2018 г.
Уважаемая ________ИО___________!
Выражаем Вам искреннюю благодарность
за плодотворное участие
в работе родительского комитета класса,
за активную жизненную позицию
и за хорошее воспитание сына.
Директор школы: _____________ /__________/
Классный руководитель: ____________ /____________./
Г._____________
2018 г.
Награждается ____ФИ_________
за хорошие успехи в математике,
за доброту и умение дружить.
Директор школы: _____________ /___________/
Классный руководитель: ____________ /___________/
Г._____________
2018 г.
Уважаемые ____ИО_____ и ______ИО_______
Благодарим вас за хорошее воспитание сына,
за взаимопонимание и отзывчивость.
Директор школы: _____________ /_____________/
Классный руководитель: ____________ /_______________/
Г._______________
2018 г.
Награждается __________ФИ________
за хорошие успехи в учёбе
и стремление учиться лучше,
за опрятность и аккуратность.
Директор школы: _____________ /___________/
Классный руководитель: ____________ /_____________/
Г.о. Подольск
2018 г.
Награждается ____ФИ_______
за старание учиться лучше,
за трудолюбие, доброту
и умение дружить.
Директор школы: _____________ /_____________/
Классный руководитель: ____________ /____________/
Г.____________
2018 г.
Уважаемые ____ИО___________________!
Благодарим вас за постоянное стремление
быть в курсе успехов ____________,
за активную жизненную позицию
за взаимопонимание и отзывчивость.
Директор школы: _____________ /____________/
Классный руководитель: ____________ /___________/
Г._______________
2018 г.
Награждается _______ФИ___________
за успехи в творческих заданиях,
за эрудицию и пытливый ум.
Директор школы: _____________ /_________/
Классный руководитель: ____________ /___________/
Г.__________
2018 г.
Награждается ____ФИ_______
за отличные успехи в учёбе,
прилежание, трудолюбие и любознательность
и за активное участие в жизни класса и школы.
Директор школы: _____________ /_________/
Классный руководитель: ____________ /_________
Г.о. Подольск
2018 г.
Уважаемые _____ИО_____ и ____ИО_____
Благодарим вас за действенную помощь классному руководителю,
за правильный подход к воспитанию дочери,
благодаря которому вам удалось привить ___________
прилежание и трудолюбие.
Директор школы: _____________ /____________/
Классный руководитель: ____________ /____________/
Г._______________
2018 г.
Награждается ____ФИ_____
за хорошие успехи в учёбе,
прилежание, старательность, аккуратность
и примерное поведение.
Директор школы: _____________ /____________/
Классный руководитель: ____________ /___________/
Г.____________
2018 г.
Уважаемые _____ИО______ и ____ИО______
Благодарим вас за правильный подход к воспитанию дочери,
за ответственность и внимание, которые вы проявили
за годы обучения _______ в начальной школе,
за всестороннее развитие вашего ребёнка
Директор школы: _____________ /____________/
Классный руководитель: ____________ /____________
Г.______________
2018 г.
Уважаемые ____ИО и ИО_____
Благодарим вас за постоянное внимание
к учебным успехам вашей дочери,
за ответственный подход к воспитанию,
который вы проявили за годы обучения
________ в начальной школе,
за всестороннее развитие вашего ребёнка,
за сотрудничество и взаимопонимание и
действенную помощь классному руководителю.
Директор школы: _____________ /____________/
Классный руководитель: ____________ /___________/
Г.______________
2018 г.
Награждается _____________
за спортивные успехи,
отзывчивость и умение дружить
и за активное участие в жизни класса.
Директор школы: _____________ /_____________/
Классный руководитель: ____________ /______________/
Г.______________
2018 г.
Уважаемые _____ИО_____ и ____ИО_______ !
Благодарим вас за хорошее воспитание
и всестороннее развитие сына,
за то, что смогли развить в ________
человеколюбие и отзывчивость.
Директор школы: _____________ /_____________/
Классный руководитель: ____________ /_____________
Г._______________
2018 г.
Награждается _____ФИ___________
за хорошую учёбу,
спортивные успехи,
стремление к справедливости.
Директор школы: _____________ /___________/
Классный руководитель: ____________ /___________/
Г.______________
2018 г.
Награждается ____ФИ___________
за хорошую учёбу, аккуратность,
за стремление учиться лучше,
за трудолюбие, доброту
и умение дружить.
Директор школы: _____________ /__________/
Классный руководитель: ____________ /___________/
Г._____________
2018 г.
Награждается _____ФИ_____
за хорошую учёбу
и стремление учиться лучше,
за примерное поведение,
доброжелательность и умение дружить
и за активное участие в классных
и школьных мероприятиях.
Директор школы: _____________ /___________/
Классный руководитель: ____________ /_____________/
Г.______________
2018 г.
Награждается ____ФИ____________
за хорошую учёбу и стремление учиться лучше,
за любознательность и начитанность,
за доброжелательность и умение дружить.
Директор школы: _____________ /_____________/
Классный руководитель: ____________ /____________/
Г._______________
2018 г.
Источник
Порой получить грамоту приятнее, чем приз или подарок. Грамоты могут вручаться как за успехи в учебе и науке, так и за участие в праздниках и конкурсах. Чтобы подготовить грамоты, используются яркие и красивые шаблоны, которые можно распечатать и заполнить. Предлагаем вам огромную подборку шаблонов грамот на все случаи жизни.
Почетная грамота шаблон
Во время официальных награждений обязательно вручают именную почетную грамоту. Ее базовые составляющие — лаконичный дизайн, государственный герб и текст, отображающий суть награждения. Для заполнения грамоты соответствующей информацией, достаточно скачать, распечатать и оформить один из ниже предложенных шаблонов.
Грамоты для лагеря
Если вы собираетесь организовывать детские летние мероприятия или работать в детском лагере, вам наверняка пригодятся шаблоны грамот для летнего табора. Вам остается только распечатать грамоту для награждения в лагере на бумаге формата А4 и наполнить их персональными данными.
Шаблон детских грамот
Яркие, красиво оформленные детские грамоты очень пригодятся воспитателям детских садов и администрациям школ, а также родителям и организаторам детских конкурсов. Все предложенные шаблоны грамот украшены мультяшными героями, интересными персонажами, веселыми картинками, чтобы подарить ребятишкам массу положительных эмоций. Можно отдельно распечатать грамоты для мальчиков и девочек или выбрать нейтральные варианты шаблонов.
Спортивные грамоты шаблон
Грамота за спортивные достижения — важная часть церемонии награждения спортсменов. Они выдаются по поводу детских и взрослых спортивных мероприятий, в частности, олимпиад, турниров, спартакиад.
Грамота за участие в конкурсе шаблон
Независимо от достигнутого результата, всем участникам различных конкурсов выдают грамоту за участие, чтобы выразить благодарность за активность и старания.
Грамота за учебу шаблон
Для мотивации ученикам вручают грамоту за успехи в учебе. Такие грамоты могут вручаться за успешное чтение, математические навыки, а также за достижения на внеучебных мероприятиях.
Шаблоны грамот за активное участие
Очень приятно, когда твои старания оценены по достоинству. Поэтому вручение грамоты за активное участие в жизни класса или школы в целом, а также в разных сферах уже взрослой жизни, например, в коллективе — особенно приятное событие для участника.
Шаблоны грамот для начальной школы
Для мотивационных похвал учеников младших классов по итогам школьных недель по отдельным предметам, веселых стартов, а также проектов требуются шаблоны красивых грамот. Следующие шаблоны станут актуальным документом, подтверждающим достижения учеников.
Шаблоны грамот для детского сада
Воспитатели детского сада часто нуждаются в готовых шаблонах грамот для вручения своим воспитанникам за первые их достижения. Ниже предложено бесплатные шаблоны для распечатки.
Шаблон грамоты родителям
Следующая подборка шаблонов грамот родителям будет полезной классным руководителям и воспитателям. Оригинальный дизайн грамоты в сочетании со словами благодарности будет уместным подарком родителям.
Грамота чтецам шаблоны
Грамота за примерное поведение
Лучший способ похвалить ребенка за его хорошие манеры, дружелюбие к друзьям и послушание ― торжественно вручить грамоту за примерное поведение. Дополнит грамоту красивый текст или стих, написанный на шаблоне.
Грамота ПДД шаблон
Чтобы обезопасить жизнь учеников, их с малых лет обучают правилам дорожного движения. Тем детям, которые лучше всех стараются освоить новые знания, вручают грамоты за знания ПДД. Для их оформления пригодятся следующие красочные шаблоны.
Шаблоны грамот учителям
Похвал достойны не только ученики за их старания в учебе, но и учителя, которые вкладывают огромный труд в обучение детей. Чтобы выказать свое уважение и поблагодарить учителей за их работу, можно вручить им грамоты следующих образцов:
Шаблоны грамот воспитателям
Грамоты выпускникам
Грамота выпускнику ― особый подарок ученику с теплыми пожеланиями от его учителя. Используя готовый шаблон, учитель может заполнить его теплыми словами, которые касаются каждого ученика отдельно.
Шаблон грамот День Победы
Рамка для грамоты шаблон
Для создания грамоты можно использовать универсальные рамки без надписей. Достаточно скачать рамку и оформить грамоту в зависимости от тематики торжества.
Грамота шаблон текст
Тексты для грамот могут быть в стихах и прозе, официальными и шуточными, для воспитанников детских садов, учеников, студентов, коллег. Предлагаем вам 10 вариантов текстов для грамот. Выбирайте тот, который максимально подходит для вашей грамоты.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»
Консультация для родителей на тему:
«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ»
Подготовила:
Учитель-логопед Луцева О.Н.
Шебекино 2019
Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Ход консультации
- Вводная беседа.
Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности». Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.
Учить дошкольников грамоте необходимо правильно.
- во-первых, нужно развить зрительное и слуховое внимание, устную речь, память, мышление, мелкую моторику;
- во-вторых, обучение должно проводиться в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольников – это игра;
- в-третьих, при чтении нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. Если у ребенка нарушено правильное произношение звуков, и он начинает изучать буквы, это приводит к возникновению нарушений письма и чтения.
Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь состоит из слов, а также усвоить звукослоговое строение слов и обозначение звуков буквами. Связная речь разделяется на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.
- Основные этапы и приемы подготовки ребенка к обучению грамоте
Развитие зрительного восприятия и внимания.
- Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры.
- Покажите ребенку, какие фигуры можно сложить из геометрических фигур разных по размеру, вырезанных из цветного картона.
Предложите ребенку самому пофантазировать и придумать, что можно сложить из этих фигур.
Одновременно закрепляются названия геометрических фигур, различение цветов, ориентировка на плоскости. Ребенок должен усвоить понятия справа, слева, вверху, внизу. Научите его использовать предлоги на, в, у, под, от, перед, из, с, из-за, из-под.
- Складывайте вместе с ребенком разрезные картинки из частей (двух, трех, четырех).
Разрезы могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными, фигурными. Сначала предлагайте простые предметные картинки, потом сюжетные.
Можно использовать кубики с сюжетными картинками, пазлы, конструкторы, мозайки. Они развивают пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук.
Развитие слухового восприятия и внимания.
- упражняйте ребенка в различении неречевых звуков.
Предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка.
- упражняйте в различении речевых звуков.
Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку.
Обратите внимание ребенка:
- как широко открыт рот, когда произносите звук [а];
- как губы вытянуты вперед, когда произносите звук [у];
- как округлены губы при произнесении звука [о] и улыбаются при звуке [и].
Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим.
Развитие связной речи.
- Попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду;
- упражняйте составлять предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки».
Объясните, что вы составляете предложения, предложения состоят из слов. Попросите ребенка определить количество слов в предложении, составить предложения с определенным количеством слов.
Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.
Предложите ребенку задания:
- закрашивать предметы, не выходя за контур;
- проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;
- обводить рисунок по точкам;
- штриховать в разных направлениях;
- обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.
Звуковой анализ и синтез.
- Покажите ребенку, что из двух звуков [а] и [у] получится крик заблудившихся в лесу детей а-у, из звуков [у] и [а] получается плачь ребенка у-а.
Предложите упражнения:
- Если я произнесу у-у, а потом и-и, что получится? (Уи)
- Я пою ои. Какой звук я произношу сначала, а какой потом?
- Упражняйте ребенка в выделении гласного звука из начала слова, стоящего под ударением:
- Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?
- Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?
Расскажите, что гласные звуки произносятся легко (воздух не встречает никакой преграды), поэтому их можно петь. Гласные звуки обозначаются красным кружком.
- Упражняйте ребенка в выделении последнего и первого согласного звука в слове.
Произнесите звук, который должен выделить ребенок, громко, тяните его: лук, мак, кот.
Объясните, что согласные звуки не поются, потому что воздух встречает преграду. Объясните ребенку, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [п] и [пь], [к] и [кь]. Твердый согласный – большой братец (обозначается синим кружком), а мягкий согласный – маленький братец (обозначается зеленым кружком). В игровых упражнениях узнавайте и различайте твердые и мягкие согласные звуки («Твердый или мягкий?», «Назови братца»).
- Упражняйте ребенка в составлении и анализе закрытых слогов: ап, ок, ит.
Используются красные и синие кружки.
- Я произнесу сначала [о], а потом [п]. Какой слог получился? Правильно оп.
- Обозначим звуки кружками. Каким кружком ты обозначишь первый звук? (Звук [о] – гласный, обозначается красным кружком).
- Каким кружком ты обозначишь второй звук? (Синим, потому что звук [п] – согласный).
- Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.
Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение чтению слогов, слов.
- Объясните ребенку, что буквы бывают большие и маленькие. Буквы мы видим, пишем, читаем. При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.
- Предложите ребенку составить слоги, слова из разрезной азбуки из букв:
- составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;
- составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;
- составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;
- составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.
- составление и чтение предложений.
- Упражняйте ребенка в преобразовании слогов (ак – ап, му – пу), слов с помощью замены букв (сок – сук), удалении или добавлении буквы (уха – муха), составлении слов из рассыпанных букв (о, т, к – кот).
- Заключение.
Проводя занятия дома, необходимо помнить об основных правилах:
- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне;
- нельзя заставлять ребенка заниматься;
- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;
- будьте терпеливы, не раздражайтесь;
- хвалите ребенка за старание.
Именно тогда все ваши старания и старания ребенка принесут ожидаемый положительный результат.
Литература
- Гомзяк О.С. Говорим правильно 5-6 лет Старшая группа. Альбом 1-2. — М.: ГНОМ и Д, 2017. 32 с.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно 6-7 лет Подготовительная группа Альбом 1-3. — М.: ГНОМ и Д, 2017. 32 с.
- Гомзяк: Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня. – М.: ГНОМ и Д, 2014 — 142 с.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
- Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2009. – 189 с.
- Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 109 с.
Источник
Консультация для родителей
Тема: «Советы родителям по обучению детей грамоте».
Учитель-логопед: Карачевцева И. В.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?
Н о основные причины подобного явления — нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза .
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.
То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо)
быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому
анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом
фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято
называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
В большинстве своем дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или
артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот), не
замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова,
искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят
скороговорки т д.) Приведенные факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое
продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения, вплоть до окончательного завершения последней.
Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо
невозможны.
Что же такое звуковой анализ?
Под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов и звуков в слове, 2) установление различительной роли звука, 3) выделение основных, качественных характеристик звука.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить» («Вопросы обучения произношению». М., 1937).
В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. На подготовительном этапе обучения грамоте в старшей группе следует научить ребёнка слышать звук [м] в слогах, словах.
На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит ЗВУК.
Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
Первый шаг в подготовке ребёнка к обучению грамоте – он научился громко, чётко и протяжно произносить гласные звуки русского языка, их шесть – А, О,У, И, Э, Ы; дети знают, что гласные поются, тянутся, воздух свободно идёт через рот, нет препятствий, обозначаем гласные красным кружочком.
Второй шаг — деление слов на слоги, что для ребёнка естественно, т. к. слог –основная единица речи.
Попросите ребёнка хлопать в ладоши по мере прослушивания каждого слога: «мышонок», и тут же спросите: «Сколько раз ты хлопнул?». Ответ: «Три». Цель упражнения научить детей протягивать гласные звуки и делить слово на слоги.
На этом этапе хорошо провести игру «Телеграф». Сначала произнесите слово по слогам. Чтобы принять телеграмму, нужно ее «записать»: взять карандаш и под схемой слова нарисовать соответствующее количество слогов, можно выложить сначала каждый слог пуговицами (наглядные средства позволят образно представить протяженность слов, научиться их измерять и сравнивать).
Итак, вы научили детей измерять слова, т. е. обследовать их звуковую оболочку.
Третий шаг — научить ребёнка выделять отдельные согласные звуки. Согласные, которые не поддаются протяжному произнесению, труднее выделить голосом (например: кит, дом). Старайтесь подчеркнуто произнести эти звуки, не отрывая от всего слова.
Задания могут быть разными: 1. Определить позицию звука в слове: в начале, середине, конце, при этом ребёнок может пальчиком вести под звуковой дорожкой, выделяя голосом нужный звук. 2. Составить схему слова: необходимо протяжно произнести каждый звук, выделив его. Согласные напомним, бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Твёрдые мы обозначаем- синим цветом, мягкие –зелёным; чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой).
В памятке мы предлагаем игры для развития звукового анализа и синтеза. Одна из таких игр называется «Мечталка-сочинялка». Эту игру очень любят дети. Она развивает не только фонематический слух, но и творческое воображение.
Играть можно на лавочке, и на автобусной остановке, и на прогулке в парке. В игре шесть вопросов. Отвечая на вопросы, нужно обязательно употреблять слова на определенный звук (после знакомства детей с этим звуком): 1. Кем (или каким) вы хотите быть? 2. Какое имя вы себе выбрали? 3. Каких животных вы завели бы себе дома? 4. Что бы вы ели? 5. Куда бы вы ездили отдыхать летом? 6. Чтобы вы делали? (чтобы с вами происходило в жизни)?
Например: со словами со звуком «С».
1. Я хочу быть снежной королевой.
2. По имени Снежана.
3. У меня дома жил бы слон.
4. Я ела бы соски и сочни.
5. Летом я ездила бы на Северный полюс.
6. И всю жизнь бы смеялась
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Памятка звуко-слогового анализа.
1. Произнеси слово вслух.
2. Раздели слово на слоги. Составь слоговую схему. Прочитай её.
3. Произнеси первый слог. Определи количество звуков в слоге. Назови каждый звук в слоге.
Охарактеризуй каждый звук и обозначь его фишкой. Прочитай слог по схеме.
4. Аналогично проанализируй другие слоги.
5. Прочитай слово по схеме.
Характеристика русских фонем.
В русском языке принято выделять 42 основные фонемы.
I. Гласные фонемы: а, о, у, э, и, ы (тянутся, поются, голос свободно идёт через рот); — гласный.
II. Согласные фонемы. К ним относятся все те звуки, при произнесении которых шум преобладает над голосом или голос отсутствует вовсе: п, к, г, х, ш, с, з и др.
По твердости и мягкости большинство звуков русского языка могут быть как твердыми, так и мягкими, например: п—п’, б — б’, ,т — т’, д — д’ и т. д. За исключением нескольких звуков, которые бывают только твердыми, например ц — ж, или только мягкими — ч.
— согласный твёрдый; — согласный мягкий.
Предпосылки для успешного овладения грамотой.
1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) — норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
2. Психическое и физическое здоровье.
3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.
4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения.
5. Полноценное речевое окружение.
6. Нормальное развитие двигательной сферы.
Консультация для родителей
Тема: «Как заниматься развитием речи малыша 2-4 лет».
Учитель-логопед:Карачевцева И.В,
Не секрет, что двух-трёхлетки — самый шустрый и любопытный народ.
Маленьких непосед трудно усадить за занятия, уговорить заниматься тем, что им
не нравится. Вот почему этот возраст особый: бурное развитие трудно поддается
организации и дисциплине. А заниматься нужно, ведь у многих малышей речь
малопонятна для окружающих, развивается с задержкой. Давайте попробуем
предложить малышу такие игры для развития речи, от которых просто невозможно
оторваться.
Вся работа по развитию речи малышей 2-3 лет состоит из 4 блоков:
—расширение словаря и развитие связной речи;
—развитие слухового внимания;
—выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения;
—пальчиковые игры.
Расширение словаря и развитие связной речи
Нет ничего важнее для малыша 2-3 лет, чем обогащение словарного запаса и
развитие связной речи. Чем больше вы уделите времени таким играм, тем легче
ему будет учиться дальше, в том числе в школе. Занимаясь расширением
словарного запаса, мы всегда идём двумя параллельными путями: расширяем
пассивный словарь и активный словарь. Пассивный словарь всегда больше
активного, даже у взрослого. Это связано с тем, что большинством знакомых нам
понятий мы не пользуемся в повседневной жизни. Услышав однажды слово
«синхрофазотрон», мы, конечно, запомним его, но вряд ли когда-нибудь
используем в активном словаре. Однако пассивный словарь помогает нам
понимать речь окружающих. И чем богаче он станет, тем выше культурный
уровень станет у ребёнка или взрослого.
Устройте кукольный театр с последующей игрой с персонажами. Натяните на
спинки 2-х стульев простыню, посадите малыша напротив, а сами спрячьтесь за
такой импровизированной ширмой. Покажите спектакль «Колобок» с куклами-
варежками. После показа дайте малышу потрогать все куклы, надеть их на ручку.
Попросите показать, кого колобок встретил сначала, кого встретил потом. Пусть
малыш покажет разными голосами, как говорил медведь, а как зайка, лиса. Не
забудьте и про песенку колобка: вы поёте, а малыш весело хлопает в ладоши и
пробует подпевать. Чуть позже попробуйте рассказать и показать папе или
бабушке эту сказку вместе.
Игрушки в миске с Фасолью — замечательный развивающий материал. Закопайте
разные мелкие предметы в большую миску с фасолью или чечевицей. Малыш
достаёт их и называет, кладёт рядом. Затем разложенные игрушки показывает по
вашей просьбе и выполняет с ними задания: «Поставь лису около мишки», «Спрячь
бусинку в мешочек», «Возьми сначала машинку, а потом мячик», «Положи мячик в
грузовик, а куколку посади на стульчик».
Игры с мелкими предметами. Не спешите убирать игрушечки! Следующая игра
помогает развить умение удерживать последовательность действий,
прислушиваться к речи другого человека. Попросите малыша: «Дай мне игрушки
по порядку, как я скажу: дай машинку, мячик и ёлку».
Обобщения и классификации — прекрасный способ расширить словарь. Положите
перед малышом много разных фруктов (или картинки с их изображениями).
Попросите найти и отложить в сторону только яблоки (разные по цвету, размеру,
сорту). Малышам постарше задание усложним: «Разложи картинки на 2 кучки.
Фрукты — в одну кучку, а овощи — в другую». Или: «Найди среди всех картинок
только предметы мебели (животных, птиц, цветы, инструменты и т.д.)».
Формируем фразовую речь. Бывает так, что малыш и в 2, и в 3 года упорно не
желает говорить предложениями. Для таких существует очень хороший игровой
приём. Займитесь вместе с крохой изготовлением альбомчика с фотографиями
самого ребёнка: как он ест, гуляет, спит и т.д. Разглядывая свои собственные
фотографии (и, тем более, принимая участие в их изготовлении), малыш с большим
удовольствием будет учиться говорить двусловные фразы, чем по обычным
картинкам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы и сами же на них
отвечайте: «Смотри-ка, что делает Ваня? Ваня спит. А тут Ваня кушает». Когда
малыш научится отвечать на вопрос: «Что Ваня делает?», можно сделать
альбомчик о маме и о папе («Папа сидит», «Папа читает»). Вот и двусловная фраза
готова!
Развитие слухового внимания
Игры, направленные на развитие слухового внимания, помогают подготовить
малыша к играм на развитие фонематического слуха. Фонематический слух — это
способность различать звуки речи на слух. Например, если вас попросят
подсчитать количество звуков в слове СТОЛ, вы без труда скажете — 4. Вот за эту
способность человека и отвечает фонематический слух. Считается, что благодаря
фонематическому слуху ребёнок не только учится чисто произносить звуки речи,
но и овладевает чтением и письмом.
Игра «Что звучало?» с музыкальными игрушками. Положите перед малышом 4-5
музыкальных игрушек: металлофон, погремушку, барабан, дудочку, колокольчик.
Пусть поиграет с ними. Потом попросите его отвернуться и поиграйте сами на
одном из этих инструментов. Малыш должен повернуться и показать (сказать), что
прозвучало.
Игра «Что не прозвучало?». Если предыдущая игра хорошо получается,
усложните задание. Малыш отворачивается, слушает, как вы играете на всех
инструментах, кроме одного. Затем поворачивается и определяет, на чём вы не
поиграли.
Выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения
Развивая речь малыша, не забудем подготовить органы артикуляции к чистому
произнесению звуков. Все звуки речи должны быть сформированы и
произноситься без дефектов к 4-5 годам. Если у малыша 4-5 лет есть нарушения
звукопроизношения, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно. Такую
работу должен делать только специалист — логопед. Тут очень много тонкостей и
нюансов, без знания которых можно навредить крохе и закрепить неправильное
произношение. Все подготовительные упражнения надо выполнять перед зеркалом
для того, чтобы малыш мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в
неделю минут по 5-7. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, доставляли
удовольствие. Особую осторожность следует проявлять в играх на дыхание. Чтобы
не закружилась головка, предлагайте малышу только одну игру на занятии,
контролируйте время игры.
Игры с губками. «Трубочка»: покажите малышу, как нужно вытягивать губки
трубочкой. Задача крохи — не только повторить за вами это упражнение, но и
удержать «трубочку» 5-6 сек. «Улыбка»: учимся улыбаться и удерживать улыбку
5-7 сек. Затем чередуем упражнения «Трубочка» и «Улыбка».
Игры с щёчками. «Надуй шарик»: учите малыша надувать щёки и удерживать их
в таком положении.
Самомассажик. Попросите малыша покусать зубками язычок, а потом и губки.
Дыхательные игры. «Подуй на свечку»: зажгите свечку. Завораживает малыша,
не правда ли? Воспользуемся этим для формирования максимальной
сосредоточенности на занятии. Задача малыша — задуть свечу резким, коротким
выдохом. Если малыш старше 3 лет, то попросим его дуть как можно тише, чтобы
пламя свечи только отклонялось, но не гасло. Игра «Снежинки»: положите на свою
ладошку кусочки белой ваты. С помощью длительного плавного выдоха подуйте
на них. «Снежинки» должны плавно спланировать на пол. То же самое делает и
малыш со своей ладошки. Можете сдуть ватки одновременно — так получится
целый снегопад! Игра «Кораблики»: налейте в тазик воду и набросайте туда
шарики от настольного тенниса. Задача: так подуть на «кораблики»-шарики, чтобы
они плыли, куда вам нужно.
Источник