3 года ребенку дислексия

3 года ребенку дислексия thumbnail

Дислексия у детей

Здравствуйте, дорогие читатели и читательницы!
Если у вас есть дети, то вы понимаете, как это тревожит – когда у малыша появляются сложности развития, мешающие в учебе и в жизни целом.
Одна из таких сложностей – дислексия у детей. Понимаю, что звучит это слегка пугающе, но на самом деле не нужно сильно бояться этого зверя – его можно приручить.
Детям с дислексией можно помочь, если вовремя ее определить, отличить от других проблем, обратиться к специалисту и начать лечение.
Как это сделать и что вообще такое дислексия – разберемся вместе прямо сейчас!

нарушение речевого развития

Понятие

Так что же такое дислексия, в чем ее особенность и какие существуют формы нарушения?

Важно помнить, что дислексия – не заболевание, а лишь нарушение речевого развития.
Это патологическое состояние, которое вызывает трудности при чтении – ошибки, снижение скорости, изменение способа чтения – при этом умственные и интеллектуальные способности, которые необходимы для обучения в общем, не затрагиваются.
В основном дислексия проявляется у детей младшего школьного возраста.
Не следует путать дислексию с дисграфией (нарушением письма) – они часто идут бок о бок, но не всегда.
Во многих исследованиях, посвященных проблеме, представлены различные, порой противоречивые, мнения о ней.
Кто-то даже говорит, что дислексия – это общее название для всех проблем с письменной речью.
Но в России признаются отдельные названия для разных нарушений: дислексия, дисграфия, диспраксия, дизорфография и прочие.

дислексия при письме

Как говорит министр просвещения России Ольга Васильева,

на данный момент сложилась такая ситуация,
что примерно 64% первоклассников входят в зону риска развития дислексии и некоторых других проблем с речью.

Также известно, что примерно 15% населения Земли страдают данным нарушением.

Это серьезные цифры, что говорит об актуальности проблемы

Можно выделить несколько форм дислексии.

  • Фонематическая
  • Аналитико-синтетическая
  • Оптическая
  • Мнестическая
  • Аграмматическая
  • Семантическая

Поговорим подробнее о признаках каждой из этих форм.

Симптомы дислексии при понимании

Симптомы дислексии

Фонематическая

В данном случае проблема заключается в том, что ребенок плохо отличает похожие звуки (даже те, которые находятся в сильной позиции).
Например, слово «жук» он может прочитать как «шук», а «дом» как «том».

Аналитико-синтетическая

Дети, страдающие этой формой дислексии, путают местами слоги и буквы.
Допустим, написано: «За домом», а малыш читает: «Да зомом» или «За модом» и так далее.

Оптическая

Здесь имеют место быть трудности в зрительном распознавании образов букв (например, путаница среди похожих в написании букв В/З, Т/Г и так далее), а также нарушение ориентации на листке среди строк, клеточек и прочего.

Мнестическая

Из названия можно заметить, что проблема связана с памятью. Малыш попросту не может запомнить буквы, как они выглядят и читаются.

Аграмматическая

Эта проблема возникает у детей при беглом чтении. Можно выделить несколько признаков.
В каждом из них ребенок читает начало слова правильно, а конец искажает, «достраивает» в уме из-за спешки.

  • Изменение падежа или числа в окончании.
  • Изменение окончаний у глаголов третьего лица в прошедшем времени.
  • Неправильное согласование рода, числа и падежа существительного с прилагательным. (Например, «красивая цветок», «высоким дерева» и так далее.)

Семантическая

Эта форма дислексии проявляется при нарушении в понимании верно прочитанного текста.

  • Чтение букв в отдельности — слово является не образом, а фактически набором букв.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Очень низкий уровень овладения грамматикой — дети понимают слова по-отдельности, но не могут соотнести их смысл друг с другом. (Например, задание «подпиши рисунки карандашом» не воспринимается, в то время как слова «рисунок» и «карандаш» из себя трудности не представляют.)
  • Сочетание нарушений механической и смысловой сторон чтения.

Симптомы дислексии при чтении

«Это не болезнь, это то, как я общаюсь с миром. Я говорю на языке никому недоступном. Но если бы люди могли слушать сердцем, они бы поняли…»

Я Сён Ко

Причины дислексии

Одна из вещей, которые также очень важно понять родителям дислексика – это, собственно, причина нарушения.
Без этого у Вас не будет ясного представления о том, как помочь ребенку.
Конечно, это непросто, потому что причины могут быть разными.
Некоторые из них зависят от формы дислексии.

Без специалиста – логопеда – мы определить причину не сможем, но можем ознакомиться с большей частью факторов, вызывающих нарушение.

Умственная отсталость или задержка психического развития

Сейчас я попрошу Вас не впадать в панику, потому что данная причина встречается далеко не всегда.
В основном, она связана с оптической дислексией (которая, очевидно, представляет из себя особую сложность).
У умственной отсталости и задержки психического развития есть множество других признаков, полноценный диагноз поставить могут только специалисты.

Системное недоразвитие речи

Неусвоение правил русского языка вкупе с другими проблемами речи могут явиться причиной аграмматической дислексии.
Неслаженная работа левого и правого полушарий мозга
К этому фактору могут привести родовые травмы, нарушения во время беременности, а также нарушения моторного развития.
С последним может быть связано, например, слишком раннее обучение детей ходьбе.
Крупная моторика начала развиваться раньше, чем мелкая, в связи с чем последняя не достигла необходимого уровня развития и появились проблемы с речью.
Если левое полушарие, отвечающее за речь, работает значительно хуже, чем правое, то это, вероятнее всего, отразится на дальнейшей тенденции к леворукости.

Наследственная предрасположенность дислексии

Наследственная предрасположенность

Если ребенку передалась качественная незрелость отдельных зон головного мозга, отвечающих за речь, это может привести к речевым трудностям.
Такое явление чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Исследования показывают, что среди однояйцевых близнецов вероятность того, что оба будут страдать дислексией – примерно 70%, а у обычных сиблингов (братьев и сестер) – около 40%.
Такой метод генетического исследования называется «близнецовый метод», ведь у однояйцевых близнецов данные ДНК абсолютно одинаковые, будто они биологически – один и тот же человек.

Недостаточный речевой опыт

Невнимательное отношение взрослых к развитию речи детей или недостаток общения, а также неправильное речевое обучение, неграмотная речь окружающих или двуязычие в семье могут привести не только к дислексии, но и ко многим другим проблемам.

Ранний возраст

Если ребенок еще не ходит в школу или только начал свое обучение, то иногда низкий темп чтения и ошибки ему простительны.

Однако если в процессе учебы продвижения нет, проблема остается вплоть до конца начальной школы или очень мешает ребенку – это повод серьезно задуматься.

к каким осложнениям может привести дислексия

Последствия

Прежде чем перейти собственно к лечению, Вам будет полезно узнать о том, к каким осложнениям может привести дислексия, чтобы осознать всю важность коррекционной работы.

Успеваемость в школе

Пожалуй, почти на каждом уроке в школе (иногда даже на физкультуре, рисовании и трудах) есть учебники.
Чтобы эффективно учиться, детям необходимо обладать базовыми навыками чтения. Читать нужно каждый будний день на нескольких уроках подряд, а потом дома делать домашнее задание.

Задумайтесь, каким будет качество образования ученика, если он читает медленнее всех ровесников, либо быстро, но допускает множество ошибок за раз?

Учебная мотивация

Ваш воспитанник может быть максимально готов и замотивирован к школьному обучению, но какой в этом толк, если в процессе учебы пропадает интерес и опускаются руки?
А это обязательно рано или поздно произойдет у ребенка-дислектика.
Представьте, как ему сложно, когда все получается из рук вон плохо, а урок чтения (литератур) похож на кошмарный сон.
Кроме того, у всех детей вокруг, скорее всего, такой проблемы нет.

Вполне возможно даже, что над малышом подшучивают одноклассники, а учитель ругается, не понимая, что дислектик ни в чем не виноват (не все учителя компетентны в логопедии).

При коррекционной работе также могут возникнуть сложности, потому что ребенку читать уже не хочется, а надо.

Читайте также:  Пантогам как принимать ребенку 3 года

Как видит дислексик

Речь и словарный запас

Как известно, очень важную роль в развитии речи и пополнении лексикона играет чтение книг (учебников в том числе).
Также из книг маленький человек узнает, как правильно пишутся слова, какие закономерности существуют в русском языке и многое другое.

Он узнает это не просто как правило, формальность, а впитывает в себя, развивает интуитивную грамотность.

Поэтому чем раньше начнется лечение дислексии, тем быстрее ребенок начнет

«впитывать в себя речевую грамотность».

Дислексия во взрослом возрасте

Если не корректировать дислексию в детстве, то проблема останется у человека и во взрослом возрасте, а тогда уже ее вылечить будет крайне сложно (если вообще возможно).

Это сильно осложнит человеку жизнь, и перечисленные выше последствия могут усугубиться.
Поэтому мы переходим к самому важному вопросу – как же все-таки помочь детям с дислексией.

Коррекция дислексии

Коррекция дислексии

Обращение за помощью к специалисту

Помните, что только логопед и нейропсихолог могут поставить диагноз, только они помогут понять причину трудностей и только они расскажут, как лечить дислексию (или нивелировать ее осложнения, если лечение невозможно)!

Если диагноз подтверждается, то для ребенка назначается ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Хорошо, если специалист есть в школе, но если нет – нужно искать его в специализированных учреждениях.
Да, это займет определенное количество времени, придется потратить на это силы и, возможно, деньги, но закрывать на проблему глаза или заниматься самолечением – не лучшие выходы из ситуации.
Те методы коррекции, о которых пойдет речь далее, не являются лечением для сложных форм дислексии и могут только помочь  легче пережить трудности.

Развитие мелкой моторики

Давно известно, что развитие речи связано с мелкой моторикой.

Занимайтесь вместе с детьми дома лепкой, аппликацией, оригами, другим рукоделием и занятиями, направленными на улучшение мелкой моторики.

Таким образом Вы не только поможете детям в развитии речи , но и сблизитесь с ними, проводя время вместе за интересным делом.

Психологический комфорт

Этот пункт можно разбить на несколько подпунктов, но, думаю, основной принцип понятен – оказать психологическую помощь для детей, создать комфортную обстановку для решения проблемы.

  • Позаботьтесь о том, чтобы учителя (или учитель) поняли сложность всей ситуации и терпимо к ней относились. Например, они должны сдерживать насмешки других детей, не акцентировать внимание окружающих на проблеме (заставлять ребенка читать вслух и прочее), не ругать дислектика и помнить о том, что нарушение речевого развития не позволяет ему держать темп всего класса.
  • Дайте таким детям понять, что читать – это не плохо, этому можно научиться, если запастись терпением, и у них все обязательно получится.
  • Не заставляйте ребенка читать по многу за раз, ведь ему это дается очень непросто: чем дольше он читает, тем больше делает ошибок. Разрешайте прерываться, отдыхать, разминать глаза и так далее.
  • Показывайте только положительные эмоции, хвалите за успехи, радуйтесь. А разочарованные вздохи от неудач и ругательства оставьте – пользы от них  не будет.

Коррекция дислексии и упражнения

Упражнения

Обычно логопед занимается с ребенком с помощью тех или иных упражнений.
Иногда можно прорабатывать такие упражнения и дома (если ребенок от них не устает).
Занятия могут быть самые разные.

  • Составление предложений (от коротких к длинным, от простых к сложным).
  • Поиск и дорисовывание букв и цифр.
  • Складывание букв и цифр из палочек или лепка их из пластилина.
  • Некоторые техники скорочтения (которые по силам и адаптируемы к проблеме).
  • Работа с текстом, в котором пропущены буквы (нужно понять, какие буквы подходят, и вставить).
  • Составление слов из перемешанных слогов или букв.
  • Английский кроссворд.
  • Дорисовывание к букве буквы (например, сделать из Р – В, из Г – Т, из Л – А и так далее).
  • Чтение перечеркнутых слов (напишите слова и зачеркните их несколько раз, но так, чтобы можно было увидеть буквы).
  • Чтение строк, наполовину закрытых сверху или снизу (например, линейкой).
  • Таблицы Шульте.
  • Методика Пьерона – Рузера (с использованием букв и цифр) и многие-многие другие.

Упражнения при дислексии

Дислексия – болезнь гениев

Дислексию, наряду с дисграфией, нередко называют болезнью гениев. Научных оснований ставить знак «равно» нет, но повод так полагать, помимо статистики, есть.

Когда какая-либо функция мозга недоразвита, она компенсируется другими способностями.

Но это вовсе не значит, что дислексию лечить не нужно, ребенок может добиться успеха и без гениальности, приобретенной сомнительным способом.

Примеры гениальных успешных людей с дислексией: Владимир Маяковский, Стив Джобс, Илон Маск, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Стивен Спилберг, Никола Тесла, Пабло Пикассо и многие другие.

Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией

В 2016 году Марией Пиотровской, общественным деятелем и мамой ребенка с дислексией, учредила «Ассоциацию родителей детей и взрослых с дислексией».
Данная организация занимается просвещением населения в вопросах дислексии, организует вебинары, летнюю школу и прочие мероприятия.
Ассоциация имеет свой сайт и страницы в социальных сетях – это очень полезно и удобно для Вас.

В заключении посмотрите видео с упражнениями для преодоления дислексии и дисграфии

Желаю, чтобы Ваши дети росли здоровыми и развивались правильно!
Подписывайтесь на мой блог и рассказывайте о нем друзьям, буду ждать Вас здесь снова!

С уважением,
Анастасия

Источник

Дислексия у детей – это патологическое состояние, при котором у ребенка младшего школьного возраста наблюдаются проблемы с чтением или написанием слов. При этом отсутствуют любые умственные отклонения, не нарушено интеллектуальное развитие и в делах, не касающихся учебы, он очень активный и шустрый. Такая проблема вызывает развитие комплексов, чувства неуверенности и неполноценности, поэтому требует своевременной коррекции.

Что провоцирует развитие дислексии у детей, на какие симптомы стоит обратить внимание и как помочь?

Читайте также:  Персен для ребенка 3 года

Причины дислексии у детей

Достоверно не известны причины развития патологии у детей. Однако специалисты выделяют ряд предрасполагающих факторов, среди которых особое место занимает наследственная предрасположенность. Ученые определили наличие гена, повреждение или изменение которого может привести к нарушению связи между полушариями головного мозга и развитию дислексии.

Повышают риск развития патологи следующие факторы: внутриутробное инфицирование плода, гипоксия, обвитие пуповиной, продолжительные или осложненные роды, поражение головного мозга или центральной нервной системы. Достаточно часто патология развивается в результате токсического поражения ЦНС, что наблюдается при алкогольном, наркотическом или медикаментозном отравлении беременной, ядерной желтухе новорожденных. Дислексия у детей может развиваться и в результате перенесенной во время беременности инфекции (краснухи, кори, ветряной оспы или гриппа).

Стать причиной недуга могут и социальные факторы. Это недостаточное речевое общение с ребенком, ранее начало серьезного обучения и разговоры на двух и более языках. Достаточно часто патология встречается у детей с задержкой умственного развития, нарушениями речи или детским церебральным параличом.

Признаки дислексии у детей

На наличие дислексии у ребенка указывают следующие факторы:

  • Медленное чтение с частым угадыванием слов, пропуском или плутанием букв.
  • Сложности с пониманием и пересказом прочитанного. Это вызывает проблемы в процессе обучения, может вызвать отставание и снижение успеваемости.
  • Ребенок подносит книги слишком близко к глазам. Он может закрывать один глаз или наблюдаться косоглазие.
  • Испытывает сильную головную боль и усталость во время и после чтения.
  • Пишет слова задом наперед, часто допускает ошибки при переписывании информации.
  • Нарушение координации движений и ориентации в пространстве.
  • Повышенная импульсивность, раздражительность и чувствительность ко всему происходящему вокруг.

В медицине выделяют несколько разновидностей патологического состояния. Семантическая дислексия характеризуется нарушением понимания прочитанного при этом техническая часть чтения выполняется на отлично. Аграмматическая проявляется неправильным согласованием частей речи, а фонематическая характеризуется перестановкой слогов или букв в слове, а также неспособностью ребенка распознавать звонкие и глухие звуки. Мнестическая дислексия проявляется проблемами с запоминанием букв, соотношением букв и звуков, что вызывает серьезные проблемы с письмом.

Как вылечить дислексию у детей

Для диагностики дислексии требуется консультация невролога, логопеда и психолога. Врач проводит специальные тесты для определения наличия проблемы, ее вида и степени запущенности. Чем раньше будет диагностировано нарушение и начато лечение, тем выше шансы на устранение недуга и восстановление нормальной способности к обучению.

Методика терапии подбирается индивидуально в каждом конкретном случае. Лечение направлено на улучшение способности чтения, запоминания и концентрации внимания, а также на устранения проблем с произношением и речью.

Если своевременно не оказать помощь ребенку возможно развитие осложнений, среди которых неуспеваемость в школе, развитие комплекса неполноценности, депрессия и агрессивность.

Дислексия – это патологическое расстройство речи и способности чтения, но не приговор. В случае выявления проблемы стоит своевременно обратиться за помощью к специалисту и провести грамотную коррекцию, чтобы избавить ребенка от появления комплексов и депрессии в будущем.

Источник

В этой статье психолог CogniFit (“КогниФит”) Борха Эчеварриа приводит 16 основных фактов о дислексии. Вы узнаете о том, что такое дислексия и какие её виды встречаются, передаётся ли это когнитивное расстройство по наследству, можно ли предупредить развитие дислексии у ребёнка, а также о том, как лечится дислексия и какие упражнения рекомендуют специалисты для детей с дислексией.

16 основных фактов о дислексии

1. Дислексия — это реальность?

Многие сомневаются в том, что детская дислексия — это действительно реальное заболевание. Некоторые люди считают, что этого расстройства не существует, в том время как другие спорят о том, что же на самом деле представляет из себя дислексия, считая, что речь идёт всего лишь об определённых проблемах со чтением. Сторонники этой версии вместо дислексии употребляют термин “специфическое расстройство чтения”.

2. Что такое дислексия

В 1975 году Всемирная федерация по неврологии впервые применила термин “дислексия развития”. Таким образом, данному термину было дано следующее значение: “Дислексия — это расстройство, проявляющееся в трудности обучения чтению, несмотря на традиционное образование, адекватный интеллект и социально-культурные возможности. Зависит, главным образом, от когнитивных нарушений, на происхождение которых влияют конституциональные факторы”. Это определение дислексии актуально и по сей день.

Трудности с доступом к лексике у детей, страдающих дислексией, вызваны следующими нейронными ошибками:

  • Структурные нарушения в лингвистической обработке;
  • Ухудшение рабочей памяти;
  • Низкая скорость обработки информации.

В настоящее время существуют научно разработанные программы, такие как CogniFit Дислексия, позволяющие корректировать дислексию у детей с помощью клинических упражнений. Чтение — это сложный процесс, требующий не только визуальной обработки изображений, но и понимания значения слов и умения устанавливать связи в предложении.

Если ваш ребёнок не любит и не хочет читать, как понять – он просто ленится или у него дислексия? Узнайте прямо сейчас с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на дислексию, присутствуют ли признаки, которые могут указывать на риск наличия дислексии. Получите результаты менее, чем за 30-40 минут!

Инновационный нейропсихологический тест CogniFit («КогниФит») на дислексию

3. Какие виды дислексии существуют

Дислексию подразделяют на врождённую и приобретённую. Под приобретённой понимают дислексию, появляющуюся в результате поражений мозга. Наиболее распространена врождённая дислексия, возникающая при развитии мозга. Эта классификация дислексий — единственная, с которой соглашаются специалисты.

Также была предпринята попытка разделить дислексию на различные классы в зависимости от того, каким образом ребёнок с дислексией учится читать. Несмотря на эти попытки, общее согласие не было достигнуто, и данная классификация не признана официально.

4. Дислексия чаще встречается у мальчиков или у девочек?

До недавнего времени считалось, что дислексия чаще встречается у мальчиков, однако недавние исследования показали, что это различие незначительно, с небольшим перевесом в пользу мальчиков.

5. Насколько распространена дислексия?

По оценкам, дислексиками являются более 10% населения. Это означает, что из 30 учеников в классе по меньшей мере трое — дислексики.

Дислексия — очень распространённое расстройство обучения, и вопреки тому, что многие думают, оно не проходит с возрастом.

Зачастую эту патологию путают с недостаточно прилагаемыми усилиями или интересом. Когда ребёнок получает плохие оценки в школе, удобнее всего думать, что он не старается, ленится, не хочет заниматься дома или что ему вообще не нравится учиться.

Читайте также:  Как уговорить ребенка 3 года идти в садик

В школах вряд ли существуют внедрённые методики раннего выявления дислексии, поэтому многие дислексики действительно верят в то, что они менее умны и эффективны, хуже, чем остальные. На самом деле дислексия не связана с уровнем интеллекта.

Дислексия не связана с уровнем интеллекта

6. Дислексия передаётся по наследству?

На развитие дислексии влияет множество генетических факторов, поэтому это расстройство может быть унаследовано. 40% детей, сёстры или братья которых страдают дислексией, также сталкиваются с данной трудностью обучения. Также, если ребёнок является дислексиком, с большой вероятностью дислексией страдает и кто-то из его родителей.

7. Дислексия — расстройство обучения нейробиологического происхождения

Дислексия — расстройство обучения нейробиологического происхождения. Это наиболее распространённое расстройство нейроразвития, проявляющееся при обучении чтению, которое представляет собой трудности с чтением, письмом и орфографией. Узнайте, чем отличается дислексия от дискалькулии.

Дислексия возникает на ранних эволюционных стадиях: по мере развития мозга некоторые из его отделов претерпевают изменения, препятствующие нормальной работе нейронной структуры, отвечающей за обработку языка и речи. У дислексиков наблюдается структурная дисфункция в определённой нервной сети, в определённом независимом модуле мозга, что не позволяет им корректно обрабатывать информацию.

Вернемся к вопросу о том, что такое дислексия. Ранее её интерпретировали как нарушение зрения. По прошествии времени было подтверждено, что дислексия связана со структурным дефицитом нейронных сетей, отвечающих за язык и речь.

8. Может ли дислексия также быть проблемой восприятия?

В 60-ые годы было принято думать, что причиной трудностей с обучением являются проблемы со зрением или слухом. Многие эксперты зашли настолько далеко, что даже пересмотрели понятие дислексии, придя к выводу, что дислексия — это прежде всего проблема со зрением. Однако учёные Гольдберг (Goldberg), Хельвестон (Helveston) и Левин (Levine) выяснили, что проблемы со зрением у детей-дислексиков ничем не отличаются от подобных проблем у обычных детей, не страдающих никакими расстройствами. Поэтому эта теория была отвергнута.

9. Как связаны дислексия и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

Была обнаружена связь между СДВГ и дислексией как с когнитивной, так и нейроанатомической точек зрения.

Различные исследования показали, что как СДВГ, так и дислексия связаны с проблемами с рабочей или оперативной памятью.

Различают следующие типы синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

  • СДВГ с преобладанием дефицита внимания
  • СДВГ с преобладанием гиперактивности/импульсивности
  • Комбинированный СДВГ с преобладанием всех трёх основных симптомов.

Крайне важно выявить, страдает ли ребёнок-дислексик также синдромом дефицита внимания, поскольку в данном случае программа вмешательства и лечение будут отличаться.

Ученик-дислексик прилагает так много усилий для выполнения заданий на чтение и письмо, что он, как правило, устаёт, теряет концентрацию, отвлекается и избегает подобных заданий. В связи с этим часто оба расстройства, СДВГ и дислексию, путают.

С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

Нейропсихологический тест CogniFit на синдром дефицита внимания и гиперактивности

10. Симптомы дислексии и диагностика

Если у ребёнка старше 9 лет наблюдаются несколько из этих симптомов, вероятно, он страдает дислексией:

  • Ему сложно читать редкие, а также отдельные слова.
  • Читает медленно и с большим количеством ошибок.
  • Проблемы с орфографией.
  • Небольшие проблемы с речью.
  • Ему сложно распознать геометрические фигуры.
  • Проблемы со чтением и письмом наблюдаются давно.
  • Делает много ошибок в тестах с множественным выбором.

Если у ребёнка наблюдаются эти симптомы, следует обратиться к специалисту.

11. Можно ли провести раннюю диагностику дислексии?

Вполне естественно подозревать начало развития дислексии у ребёнка, если ему трудно научиться читать, однако в раннем возрасте со 100%-ой уверенностью нельзя сказать, будет ли он страдать дислексией. Медленная обучаемость также может быть связана с задержкой созревания.

12. Предупреждение дислексии

При первых ранних признаках дислексии можно назначить терапию, основанную на принципах обучения чтению: улучшение фонологических навыков и распознавания слов. Важно вовремя диагностировать расстройство и устранить трудности с обучением в раннем возрасте.

Можно ли распознать развитие дислексии у ребёнка в раннем возрасте?

13. Излечима ли дислексия?

Трудности обучаемости из-за дислексии сохраняются на протяжении всей жизни. Это хроническое расстройство, однако его воздействие может меняться со временем. С возрастом может сильно измениться проявление и последствия расстройства. Взрослые дислексики могут правильно читать, однако для этого им нужно прилагать больше усилий, чем остальным людям. Чтобы достичь таких результатов необходима интенсивная и продолжительная терапия в детстве.

14. Как обнаружить дислексию. Существуют ли биологические маркеры?

Последние годы было проведено множество исследований на основе генетических данных и техник нейроизображения, которые позволили объяснить структурные и анатомические аспекты дислексии, однако эти биологические маркеры не стандартизированы для учёта при диагностике.

В настоящее время диагностика дислексии фокусируется на изучении клинической истории пациента и оценки результатов различных психометрических тестов. Один из наиболее используемых специалистами инструментов — нейропсихологический тест CogniFit (“КогниФит”) на дислексию. Данный инструмент тщательно изучает функции мозга, связанные с дислексией, и идентифицирует присутствие когнитивных расстройств или нарушений.

15. Как помочь ребёнку с дислексией в школе? Полезные советы

  • Скажите ребёнку, что вы понимаете его трудности и будете поддерживать его.
  • Помогайте ему правильно произносить слова.
  • Не заставляйте его “подтягивать” чтение до уровня одноклассников.
  • Убедитесь, что он понял прочитанное.
  • Поддержите его, когда он задаёт вопросы.
  • Оценивайте письменные работы, прежде всего, по их содержанию.
  • По возможности проводите устное тестирование или экзамен.
  • Не заставляйте дислексика читать вслух перед другими детьми, чтобы не ставить его в неловкую ситуацию.
  • Задавайте меньше упражнений на чтение и письмо.
  • Признайте наличие проблем с концентрацией внимания.

Мы рекомендуем практиковать эти увлекательные упражнения и игры всей семьёй. Они помогут улучшить состояние ребёнка-дислексика и отлично провести время.

Не забывайте о когнитивной тренировке. Коррекция детской дислексии с помощью научно валидированных упражнений поможет улучшить исполнительные функции, повысить беглость чтения и снизить количество ошибок.

16. Дети-дислексики менее умны?

Отнюдь. Зрительное мышление детей-дислексиков в 400-2000 раз быстрее, чем вербальное, и является более полным и глубоким. Среди дислексиков много талантливых и известных личностей, многие дислексики сделали успешную карьеру в архитектуре, дизайне и скульптуре — сферах, в которых они могут прежде представить то, что они хотят сделать, прежде чем взяться за это.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник